Дуб на Тверском бульваре помнит Пушкина. Пушкинские места в Москве.
Геннадий ДУБРОВ. Стихи
www.dubrov-g.narod.ru
Дуб на Тверском бульваре, известный под названием «Пушкинский дуб» – один из немногих памятников природы, сохранившихся на территории Пресненского района. Дереву основательно перевалило за 200 лет, хотя более точный возраст неизвестен никому. Так что же мы знаем сегодня об этой достопримечательности, о том, как он появился на Пресне, почему так называется?
Из всех бульваров Москвы Тверской – самый старый. Он был создан на месте
снесенной стены Белого города в 1796 году. Городские власти распорядились
высадить на его территории сначала березы, а затем – липы, клены и вязы. Дуб
же, который рос как раз в зоне разбивки бульвара и к тому времени уже много лет
радовал глаз жителей города, хотя и не был еще таким великаном, как теперь,
автоматически и гармонично «вписался» в общий ансамбль.
Дуб
расположен напротив домовладения № 14, а на месте здания под номером 22, в
котором в 1973 году обосновался МХАТ имени М. Горького, когда-то стояла усадьба,
где на балу поэт впервые встретил Наталью Гончарову. Во многих домах, расположенных
неподалеку от бульвара, жили друзья и знакомые Пушкина, к которым он ходил в
гости. У Никитских ворот по сей день стоит Храм Вознесения Господня (Большое Вознесение) в Строжках, где в 1831 году венчались Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Николаевна Гончарова (Большая Никитская улица, 36).
Некоторые краеведы утверждают, что великий поэт любил сидеть в тени
дуба. Так ли это на самом деле, мы утверждать не беремся – все может быть. Но,
наверное, свое второе название дуб на Тверском бульваре получил все-таки
потому, что в нашем понимании неоднократно «видел» поэта, был его современником
– ведь по возрасту он лишь на несколько десятилетий старше нашего гениального соотечественника.
Жаль, что деревья не умеют говорить, а то бы могучий зеленый великан рассказал
нам о поэте, который прославил его род в своей знаменитой сказке. Как мог бы он
рассказать и о многих других известных писателях, и не только писателях…
Пока «Пушкинский дуб» хоть и считается памятником природы, но входит лишь в так называемый Перечень планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий города Москвы. Закон № 37 «О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве» был принят депутатами Мосгордумы 6 июля 2005 года. Из более чем 10-ти памятников природы, расположенных в Центральном административном округе, лишь один – вяз в сквере на Поварской, 17 – уже включен в перечень существующих особо охраняемых природных территорий Москвы.
Когда дубу
на Тверском бульваре присвоят такой статус – в ближайшее время, или ближе к
2020 году (конечный срок, запланированный депутатами Мосгордумы для реализации
этого проекта), пока не ясно. Но когда это все-таки случится, у Пресненской
зеленой достопримечательности появится паспорт, в котором будет не только дано
ее описание с фотографией и схемой, но и будет указана природная ценность
дерева, его состояние и сведения о параметрах занимаемого земельного участка.
Кроме того, – и это гораздо важнее – в документе будет содержаться информация
об организации, ответственной за охрану и содержание памятника природы. Такой
же паспорт может быть выдан и другому зеленому долгожителю Пресни – вековому
дубу, растущему в парке Детской больницы им. Филатова на Садовой-Кудринской, 15, на территории памятника
природы «Усадьба Небольсиной».
Вот только Пушкинскому дубу паспорт сейчас явно нужнее. Как и сквер у Патриарших, Тверской бульвар и
Пушкинская площадь в последние годы стали излюбленным местом
времяпрепровождения не самой одухотворенной части молодых москвичей. Ежедневно
здесь можно увидеть толпы тинэйджеров, бомжей и попрошаек,
которые распивают алкогольные напитки и подчас вызывающе ведут себя по
отношению к другим посетителям этого живописного уголка Москвы. Часто и
«зеленым санитарам» достается от этой публики, которая приноровилась
использовать деревья в качестве бесплатных био-туалетов. От таких «любителей природы» металлическая
цепочка на крошечных столбиках, установленная вокруг дуба на Тверском,
увы, не спасет…
Геннадий ДУБРОВ
Газета «На Пресне» №20 (585) от 26 мая 2006 года
● Главная
● Стихи
● Статьи
© сайт «Геннадий Дубров. Стихи»
Copiright 2007-2009 www.dubrov-g.narod.ru
Москва утраченная (Тверской бульвар, Страстной монастырь и памятник Пушкину)
?Previous Entry | Next Entry
Узнаёте это место?
А ведь это Тверской бульвар, каким он был немногим более века назад.
(фото 1897 года):
Что осталось ныне от Тверского бульвара?
Да и памятник А. С. Пушкину работы А. М. Опекушина давно уже переехал на противоположную сторону Тверской улицы.
Памятник А.С. Пушкину был первоначально установлен на Тверском бульваре, а не на Страстной площади (ныне Пушкинская площадь), где он прекрасно смотрелся на фоне неба.
В 1950-е годы его перенесли на место, где стояла Надвратная церковь Страстного монастыря, взорванного в 30-е годы.
Здесь он стоит и поныне.
Мне не кажется, что киноконцертный зал «Россия» (который в последние годы постоянно переименовывается: то он «Россия», то «Пушкинский», то снова «Россия») является неудачным с архитектурной точки зрения, напротив, для своего времени он был достаточно интересен. Но при этом нужно помнить, что его соорудили на месте снесенного исторического архитектурного памятника.
Фото 1900 г.:
Открытка конца XIX века:
Восстановление Страстной площади в ее прежнем виде и возвращение памятника А. С. Пушкину на его прежнее место — одна из тех задач, выполнение которых московскими властями было бы с благодарностью воспринято и москвичами, и всеми россиянами.
Запросов о реконструкции Страстной (Пушкинской) площади предостаточно в Московской мэрии.
Моя позиция по данному вопросу такова:
1. Памятник Пушкину необходимо вернуть на его историческое место;
2. Провести реконструкцию Пушкинской (Страстной) площади, но при этом сохранив архитектурные памятники советского периода (то же здания «Известий» — интересный памятник конструктивизма). Кинокоцертным залом можно и пожертвовать (в Москве подобных комплексов вполне достаточно, да и кроме того, постоянно открываются все новые в многочисленных ТРЦ) ради восстановления Страстного монастыря.
А что по этому поводу думаете вы, мои уважаемые друзья и читатели?
Сергей Воробьев.
Tags:
- Москва,
- Россия,
- архитектура,
- вопрос,
- скульптура,
- утраченное
Памятник полковому священнику в Малоярославце
В армии Российской империи священники были всегда. Они выполняли функцию, которую позже, когда их не стало, в Советской (Красной) армии вместо них…
МАЛОЯРОСЛАВЕЦ как он есть
МАЛОЯРОСЛАВЕЦ Небольшое предисловие Этот пост был подготовлен еще полгода назад — летом 2020 года, но по определенным причинам я на…
Угадайте город по памятнику.
Часть 2Следуя пожеланиям моих читателей, делаю тест, в котором предлагается угадать (определить) по расположенному в нем памятнику уже не российский, а…
Угадайте город по памятнику. Часть 1
Друзья, на этот раз я приготовил для всех любознательных новый тест, в котором предлагаю угадать город по памятнику, в котором он находится. Чтобы…
Угадайте город по фотографии — 2
Предлагаю вниманию друзей и читателей вторую часть викторины-теста, в котором нужно угадать русский город по фотографии и небольшой подсказке в…
Угадайте город по фотографии — 1
Объявляю небольшой конкурс-угадайку (всего 10 вопросов), в котором вам предлагается угадать город по фотографии. Скажу сразу, иногда это будет…
Хроника совместных поездок с Игорем Бойцовым («durasik»). Часть 2.
Продолжение. Начало можно прочитать здесь: https://sergeyurich.livejournal.com/1670736.html 6. Поездка в Тулу и Ясную Поляну (13 — 14…
Хроника совместных поездок с Игорем Бойцовым («durasik»).
Часть 1.Потеряв своего друга — Игоря Бойцова, скоропостижно скончавшегося 9 явнаря 2021 г., решил вспомнить о наших совместных поездках. Этот пост я делаю…
Несколько рекомендаций для общающихся в онлайн режиме во время пандемии (и не только)
Мне — преподавателю, непосредственно столкнувшемуся с необходимостью вести занятия со своими учениками в дистанционном режиме, все, что будет…
- carina_marina : (no subject) [+1]
- olga_sol : (no subject) [+7]
- pannopm : (no subject) [+1]
- ignaciodeloyola : (no subject) [+1]
- buzz2020 : (no subject) [+0]
Powered by LiveJournal. com
Журнал Ассоциации еврейских исследований
Обложка журнала Покидая Россию: еврейская история . Предоставлено автором. В конце марта, когда сезон Пурима- шпиль 1987 года подходил к концу, отказники обдумывали известие о визите Эдгара Бронфмана, тогдашнего президента Всемирного еврейского конгресса, и Морриса Абрама в одновременный президент Конференции президентов крупных еврейских организаций и Национальной конференции по советскому еврейству. Их принимали в Москве высокопоставленные советские чиновники. Мы слышали из разных источников, что на столе стояло положение советских евреев, конкретно отказников, и эмиграция. Поправки Джексона-Вэника и Стивенсона, первая из которых была отменена только в 2012 году, ограничили торговые отношения США с Советским Союзом. Связь еврейской эмиграции и торговых отношений между двумя странами вряд ли была новой. Новыми были конкретные и реальные обещания, данные советскими официальными лицами. Сообщество отказников стояло на пороге перемен.
Что-то изменилось и в отношении моих родителей к моему непосредственному участию в политике отказников. Они не поощряли меня, но и не пытались остановить. Я вышел из комсомола, и членство больше не тяготило меня и не мешало. И я больше не особенно беспокоился о том, что меня вышвырнут из университета. Наконец-то я почувствовал себя свободным протестовать против властей вместе с родителями и другими отказниками. Наиболее ярко мне запомнилась демонстрация в начале апреля в центре Москвы. Мы с отцом доехали по прямой линии метро до Пушкинской, потом минут десять бодрым шагом шли от памятника Пушкину по Тверскому бульвару в сторону Никитских ворот. В воздухе еще витал холодок, несмотря на поздний утренний час и солнце, а почки на липах и тополях только начинали распускаться и зеленеть. Большая дама московских бульваров с ее темно-зелеными скамейками, небольшими памятниками и игровыми площадками с качелями была пуста, если не считать случайного пенсионера, читающего газету, вывешенную на рекламном щите, или пожилой дамы, толкающей коляску. Миновали Литинститут справа, новое здание МХТ слева. Практически каждый дюйм улицы здесь был музеем общественных или частных воспоминаний. В этом особняке когда-то жила одна из величайших русских актрис Мария Ермолова. На облупившейся скамейке я сидел и целовал еврейскую девушку, которую встретил перед Московской хоральной синагогой, мы оба недавние выпускники средней школы, ожидающие сдачи университетских экзаменов. Тверской бульвар был легендарным местом свиданий, и теперь я шел по нему с отцом на пути к протесту отказников.
Автор с родителями Давидом Шрайер-Петровым и Эмилией Шрайер, Москва, осень-зима 1985–86 гг. Предоставлено семейным архивом Шраер. Мы подошли к концу бульвара со сквером и кругом скамеек вокруг памятника выдающемуся русскому ботанику и физиологу растений Клименту Тимирязеву. За этой точкой был оживленный перекресток, где бульварное кольцо сворачивало вправо и продолжалось несколько кварталов под другим названием, только чтобы упираться в Арбат. Отсюда были видны желтые ограды и позолоченные купола Большой Вознесенской церкви, где Пушкин венчался с Натальей Гончаровой в 1831 году. Более или менее прямо впереди лежала улица Герцена, которая вела мимо Московской консерватории к Красной площади. Через улицу слева современное серое здание Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС) выделялось среди своих бирюзовых и чайно-зеленых старых соседей с декоративными лепными фасадами. У меня возникло искушение выйти с бульвара и повернуть направо на тихую симпатичную улочку Малую Бронную, где в здании, некогда принадлежавшем Московскому еврейскому театру, находился борющийся русский театр. Короткая прогулка приводила к очаровательному району Москвы, Патриаршим прудам, и к тому, что когда-то было районом Москвы, бурлящим еврейской жизнью, вокруг бывшей синагоги на Большой Бронной улице.
Памятник Клименту Тимирязеву в юго-западной части Тверского бульвара в Москве, место протеста отказников, описанное в статье. Фото 2014 © Максима Д. Шраера. Тимирязев, российский исследователь фотосинтеза, стоял на гранитном постаменте, скрестив руки перед собой на коленях. Его костяшки пальцев под некоторым потайным углом образовывали что-то выступающее, вероятно, непреднамеренное скульптором. В восемнадцать или девятнадцать считалось особым признаком культурного подрыва показать этот выступ девушке на свидании и вызвать сексуальный смех. Я не мог избавиться от этой ассоциации, даже когда мы с отцом присоединились к группе из восьми или десяти отказников, уже выстроившихся перед памятником Тимирязеву. Я встречал двоих или троих из них раньше; мой отец знал почти всех этих мужчин и женщин, повзрослевших или даже состарившихся в годы отказников. Нескольким протестующим на груди были приколоты или пришиты небольшие плакаты с лозунгами. Среди бумаг моих родителей сохранился лист белой бумаги, на котором выписано, зачеркнуто или отредактировано несколько таких лозунгов: «Свободу эмиграции всем отказникам!»; «Люди всех вероисповеданий, боритесь за свободу евреев-отказников»; «Освенцим, Бабий Яр и отказники — еврейская трагедия» и др. Какой из них должен был носить мой отец на своем черном кожаном пальто с рядом пуговиц? Я не помню. Воспоминания начинают давать сбои и выходят из-под контроля. Мы оказываемся под ногами ботаника и приветствуем других отказников. Молодые люди, некоторые из них одеты в спортивную одежду, выпрыгивают из одного из припаркованных рядом автобусов. Из другого автобуса медленно спускается группа стариков в котелках; на грудь приколоты военные награды и значки. Несколько полицейских в форме стоят по обе стороны невысокого кованого забора, отделяющего внутреннее пешеходное пространство бульвара от улицы и утреннего движения. У молодых людей короткие волосы и широкие плечи; их рты кривятся от ярости. Они приближаются к нашей небольшой сети отказников. Ветераны войны шаркают ногами за широкими спинами качков. Может быть, репортер или два мигают камерами издалека, но в остальном мы одни. Полицейские в форме не вмешиваются, просто стоят и лают в свои рации. Качки подходят к протестующим отказникам и методично срывают небольшие плакаты. Отказники продолжают стоять на месте, некоторые из них поворачивают головы в сторону, как бы подставляя другую щеку своим недоброжелателям. Почему эти еврейские мужчины и женщины пассивны? Я думаю. Готовы ли они встретить уничтожение с молчаливой решимостью? Мы с отцом стоим на крайнем левом фланге демонстрации. Все рушится так быстро, что отец даже не успел прикрепить свой плакат, как два бандита шагнули вперед, чтобы сорвать один с плаща отказницы, стоящей рядом с нами.
«Что ты делаешь?» — кричу я двум «спортсменам». Я не могу себя контролировать.
«Чего ты хочешь, сисси? Держись подальше от этого», — отвечает один из них, шагая ко мне.
Лицом к лицу я хорошо разглядываю своего врага. Он не скучающий юноша из рабочего пригорода, соблазненный ультрапатриотической чепухой. Это профессионал, ухоженный мужчина лет двадцати с небольшим, чисто выбритый. Его спортивная кепка и куртка должны быть костюмом, который ему выдали утром в офисе, чтобы он выглядел как советский никто. Но бандит он все равно, бандит вдвойне, потому что берет зарплату и госпособия за травлю беззащитных отказников.
«Какое право вы имеете делать это?» Я кричу ему прямо в лицо, а вместо этого бандита вдруг вижу бригады других бандитов, которые во дворе школы обзывают еврейских детишек «жидами», нападают на еврейских девочек в укромных парковых аллеях, сбивают с ног еврейских матерей на Арбате. Улица.
«Как правильно?» головорез теперь отодвигает свою бочкообразную грудь в нескольких дюймах от моей. Я чувствую запах его одеколонного пота, вижу слабый шрам под правым глазом.
«Да, что правильно», кричу я в ответ. Я больше не знаю, что делаю. «Эти люди имеют конституционное право на свободу слова», — кричу я.
«Уберите его отсюда», — раздается из-за спины бандита блеющий голос ветерана войны. «Почему он не платит свой долг Родине?»
В состоянии крайнего возбуждения я все еще могу осознать тот факт, что старый козел имеет в виду меня и военную службу. Я знаю, что должен остановиться и отступить, но не могу. Я хочу драться с головорезом, хочу перегрызть ему глотку. Я чувствую, что годами сдерживаемая ярость вот-вот вырвется из меня. Я хочу отомстить за то, что он сделал с моей матерью всего несколько недель назад. Я чувствую, что наши тела вот-вот столкнутся, что он просто ждет, когда я толкну его первым. К счастью, мой отец обхватил меня правой рукой за грудь и удержал.
«Стой, он тебя провоцирует», — громко шепчет отец, оттаскивая меня от головореза, который все еще не двигается. Только через несколько минут оттягивания от сцены в сторону памятника Пушкину я начинаю выходить из транса.
Мне повезло, очень повезло. Я убежал невредимым. Отец мне потом ничего не сказал. Думаю, он хотел, но сдержался. Только сейчас, будучи отцом двоих детей, мужчиной под сорок, я начал понимать, что чувствовал мой отец.
Адаптировано из книги «Покидая Россию: еврейская история» (Издательство Сиракузского университета/Библиотека современной еврейской литературы), авторское право © 2013–2016 Максим Д. Шрайер. Все права защищены во всем мире, включая электронные.
Телепередача Документальный экран (2003) За экраном
Синхронный — киновед Александр Дерябин.
Кинохроника 1950-х:
Москва.
Памятник Пушкину.
улица Горького, вид на площадь.
Памятник Пушкину.
Переход на другую сторону локации.
Памятник Пушкину.
Издание «Евгений Онегин» XIX век.
Фотографии старой Москвы.
Гравюры: Пушкин, З. Волконская.
Особняки на Тверской улице и вокруг.
Портрет Натальи Гончаровой.
Фотографии старой Москвы.
Иллюстрации, рукописи Пушкин.
Кинохроника 60-х гг.:
Празднование дня рождения Пушкина.
Возложение венков к памятнику.
Возложение цветов.
Кинохроника 30-х — 50-х гг.:
Улица Горького, движение транспорта.
Панорама площади.
Памятник Пушкину на фоне Страстного монастыря.
Купола церквей.
Пустое место без построек.
Движение, люди на площади.
Памятник Пушкину.
Кинохроника 1917 г.:
Революционные мессы у памятника Пушкину.
Демонстрация, митинг у памятника.
Интервью писателя Станислава Рассадина (у памятника Пушкину, синхронно).
Памятник Пушкину.
Кинохроника 20-х гг.:
Святой монастырь.
Памятник Пушкину.
Из церкви вынесите иконы.
Вид на монастырь.
Женщины выносят иконы.
Студенты спускаются по лестнице Коммунистического университета, который располагался в корпусах монастыря.
Демонстрация.
Икона в стопках на ул.
Вид на территорию (сверху).
Памятник Пушкину.
Трамваи у памятника.
Панорама на Пушкинской площади.
Портрет Марины Цветаевой.
Кинохроника 20-х гг.:
Сквер, памятник Пушкину.
Интервью С. Рассадина.
Памятник Пушкину.
Портреты Пушкина.
Памятник Пушкину — разные планы.
Кинохроника 50-х гг.:
Дом 17 по Тверской улице («дом под юбкой»), статуя балерины в угловой башенке.
дом 17 (современный).
Интервью писателя Евгения Бунимовича (на фоне Тверского бульвара, синхронно).
Тверская, Пушкинская площадь.
Интервью прохожих (рассказ о памятнике Пушкину).
Памятник Пушкину, фонтаны.
Портрет скульптора Александра Опекушина.
Интервью Э. Бунимович.
Люди у фонтана у памятника Пушкину.
Гравюра: Святой монастырь; монахиня звонит в колокол, открытие памятника Пушкину, портреты поэта, портреты писателей.
Интервью Э. Бунимович.
Портрет Ф. М. Достоевского.
Портрет Тургенева.
Портрет Анненкова.
Интервью Э. Бунимович.
Памятник Пушкину — разные планы.
Пушкинская площадь.
Портреты Хлебникова, Пастернака, Бунина, Маяковского.
Пушкинская площадь, Памятник.
Интервью Е. Бунимович.
Фотографии Москвы.
Интервью С. Рассадин.
Кинохроника 30-х гг.:
Митинг у памятника Пушкину.
Оратор на трибуне у памятника (интерпретация Пушкина).
Кинохроника 30-х гг.:
Здание типографии газеты «Сталинская правда».
Рабочий печатный станок.
Танцующие девушки.
Сталин стоит, смотрит, аплодирует.
Девушки в национальных костюмах танцуют на Красной площади.
Атлетический парад на Красной площади.
Сталин смотрит.
Митинг у памятника Пушкину.
Интервью Э. Бунимович.
Кинохроника 30-х гг.:
Колонна заключенных.
Митинг в компании.
Говорит женщина (синхронно).
Слушайте рабочих.
Женщина в толпе кричала: «Смерть изменникам Родины», аплодируя рабочим.
Проходит Сталин.
Памятник Пушкину.
Бунимович интервью.
Синхронный мастер против хроник Подготовка к столетию со дня смерти Пушкина.
Кинохроника 30-х гг.:
Снос Страстного монастыря.
Памятник Пушкинской площади.
Кинохроника 1941 г.:
Воздушный шар над памятником Пушкину.
Мужской набор против «ежиков».
Военный Москва.
Кинохроника 50-х гг.:
Памятник.
Панорама на перрон через улицу Горького для переноса памятника.
Дом №17, свет из окна.
Люди у мемориала.
Кинохроника 50-х гг.:
Движение транспорта на улице Горького.
Памятник Пушкину на «новом» месте.
Кинохроника 80-х гг.
Ваш комментарий будет первым