Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Памятник пушкину в москве опекушин: Памятник Пушкину на Пушкинской площади, Москва — автор, скульптор, открытие, фото, где находится, как добраться — Туристер.Ру

Содержание

Зачем памятнику Пушкина нужна была шляпа?

6 июня 1799 года родился Александр Сергеевич Пушкин. Выдающийся поэт, писатель, основатель современного русского языка, душа народа и просто наше всё. О том, какие перипетии сопровождали сооружение памятника Пушкину в Москве, в материале обозревателя «Москва Меняется», который провел собственное исследование одной из деталей памятника поэту.

Напомним, знаменитый памятник А.С. Пушкину работы скульптора А.М. Опекушина был установлен в Москве 6 июня 1880 года. Торжественное открытие состоялось на Страстной (Пушкинской) площади, где памятник простоял до 1950 года, пока его не перенесли на противоположную сторону – с Тверского на Страстной бульвар.

В 1860 году выпускники Царскосельского лицея объявили сбор средств на сооружение памятника А.С. Пушкину. В 1875-м был проведен открытый конкурс, где первая премия досталась Александру Михайловичу Опекушину. Поза Пушкина для будущего памятника была придумана Опекушиным изначально и претерпела незначительные изменения. А вот вокруг пьедестала развернулась дискуссия.

Фото: Александр Михайлович Опекушин. 1908 год / Wikimedia Commons

В окончательном варианте утвердили идею скульптора, члена Императорской академии художеств Ивана Николаевича Шредера, который предложил форму усеченной трапеции на прямоугольной призме, против задумки Опекушина, который видел пьедестал в форме двух усеченных конусов.

Руководителем строительно-монтажных работ Опекушин назначил архитектора И.С. Богомолова, а комиссию по сооружению памятника возглавил принц Петр Георгиевич Ольденбургский, внук императора Павла I, председатель департамента гражданских и духовных дел.

Однако в истории памятника есть одна интересная деталь, которую многие пытаются прояснить до сегодняшнего дня. Чтобы пролить свет на эту историю, обратимся к эволюции мужских головных уборов того времени. Так, в 1820 году в России стал модным головной убор a la Bolivar – цилиндр с широкими полями. Эта высокая шляпа была особенно популярна у дворян в период с 1821 по 1823 год. В это же время Россия наблюдала восход «солнца русской поэзии». Пушкинские строки из романа «Евгений Онегин» – тому отличное подтверждение:

«Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар и там гуляет на просторе, пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед

». (Евгений Онегин. Глава I. Строфа XV)

В то время головной убор мог быть своеобразной формой выражения политических симпатий или даже протестов против существующих порядков и решений. События 1825 года усиливали этот символизм.

Чуть позже, в 1833 году, в моду вошла модель шляпы «дорсей» – одна из разновидностей привычного цилиндра, названная в честь законодателя парижской моды графа д’Орсея. Этот убор также плотно ассоциируют с пушкинской эпохой и часто встречаются на гравюрах того времени. Следом, почти в это же время, появилась модель «ловелас», названная именем сердцееда из романа Ричардсона.

Изображение: Пушкин и Онегин. Гравюра Е. Гейтмана с рисунка А. Нотбека, 1829 год / Wikimedia Commons

В начале 1840-х годов, после смерти Александра Сергеевича, популярность приобрела шляпа с узкими полями и низкой тульей.

Она была названа в честь изобретателя Л.Ж. Дагера. Напомним, к этому времени будущему скульптору Александру Опекушину исполнилось 12 лет, он только поступил в Рисовальную школу.

Рассматривая памятник Александру Сергеевичу, наблюдательный прохожий обратит внимание, что в руках поэта совсем другой головной убор, который не свойственен эпохе его современников. Поэт держит за спиной не знаменитый боливар, а аккуратную шляпу с узкими поднятыми полями, глубоким заломом на трубчатой тулье и опоясывающим ее бэндом (лентой).

Известно, что шляпы с характерным заломом стали появляться ближе к концу XIX века. Современником этих головных уборов был как раз автор памятника Александр Опекушин.

Фото: © Сергей Мельников

Очевидно, что в руки великого поэта скульптор вложил частичку современной эпохи, возможно, тем самым подчеркивая, что творчество русского поэта никогда не выйдет из моды.

Пытаясь разобраться в модели головного убора бронзового Пушкина, вспоминается тот факт, что в конце 1870-х в немецком поселении Хомбург (с 1912 года город-курорт Бад-Хомбург) шляпных дел мастер Филипп Меккель, имеющий огромный опыт в производстве мужских шляп, искал новый дизайн.

Мировая известность придет к нему позднее, когда 29 августа 1882 года наследник английского престола принц Эдуард VII, восхитившись охотничьей шляпой своего племянника Вильгельма II, закажет у Меккеля ее классический вариант под костюм. После этой встречи модель получит название «хомбург» и окончательно вытеснит цилиндры, дорсеи и котелки из моды, став главной мужской шляпой аж до 1950-х.

Фото: Эдвард VII в шляпе хомбург. Ок. 1905 года / © The Royal Collection Trust

Однако не исключено, что первые модели легендарных шляп Меккель выпускал и до знакомства с принцем. Учитывая популярность головных уборов в России, а также любовь Александра Михайловича к прекрасному, она вполне могла попасть к нему раньше, чем английский принц сделал ее эталоном мужской моды.

По словам современников, будущий скульптор с детства проявлял художественный талант и вкус, что во взрослом возрасте нашло отражение в его гардеробе. Стало быть, есть вероятность, что не меньшую популярность хомбургу, чем принц Эдуард VII, принес наш Опекушин.

Ранее высказывались гипотезы, что в руке поэта лежит классическая федора, однако этот вид головного убора появился лишь в конце 1880-х годов. В пьесе 1889 года главная героиня в исполнении Сары Бернар носила шляпу именно такого фасона, но среди женщин этот элемент не прижился, зато стал невероятно популярен у мужчин.

Автор: Сергей Мельников

Обложка: © Сергей Мельников


Темы: Памятник Пушкин

140 ЛЕТ НАЗАД В МОСКВЕ БЫЛ ОТКРЫТ ПЕРВЫЙ ПАМЯТНИК ПУШКИНУ

РУКОТВОРНЫЙ ПАМЯТНИК ПОЭТУ. 140 лет назад 18 июня (6 июня ст.ст.) 1880 году в центре Москвы был открыт памятник А.С. Пушкину.

Александр Михайлович Опекушин

Это самый первый памятник поэту. Автор творения — уроженец деревни Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии, выходец из крепостных скульптор Александр Михайлович Опекушин (1838—1923). Можно с полным правом сказать, что памятник рождался в муках. От задумки лицеистов в начале 1860-х годов до реализации проекта прошло почти два десятилетия.
Только состязания скульпторов на лучший проект памятника продолжались несколько лет. Объявленный в 1872 году конкурс, в котором приняли участие самые выдающиеся ваятели России, проходил в три этапа и завершился лишь в 1875-м победой академика скульптуры Александра Опекушина. До торжеств открытия монумента в центре Москвы оставалось пять лет… Победителю пришлось длительное время работать над усовершенствованием модели по замечаниям членов комитета по сооружению памятника и жюри. Спустя много лет о последствиях конкурса сам Александр Михайлович вспоминал так:
— Около десятка альбомов пришлось заполнить изображением Пушкина во всех его возрастах и видах, сделать более 30 проектов памятника из глины и пластилина. Годы ночами не спал, как следует. Были три лихорадочных конкурса. Какая жара была, какая суматоха! Зависти сколько, каждый хотел быть ваятелем «вековечного памятника.
Удача улыбнулась Опекушину. Может быть потому, что проект его был под номером семь?!
История создания монумента наложила отпечаток на его дальнейшую судьбу. Установленный в 1880 году на Тверском бульваре со стороны Страстной площади памятник в буквальном смысле слова, по рельсам, в ночь с 13 на 14 августа 1950 года переехал на другую сторону Тверской улицы (в то время — улицы Горького). Произошло это в связи с грандиозным планом реконструкции Москвы. После переезда памятник стал центром композиции новой площади, названной в честь поэта.
70 лет бронзовый поэт простоял на Тверском бульваре и уже столько же — на Страстном. Пережил монумент революции 1905 и 1917 годов, грозные сороковые годы, был очевидцем многих митингов и демонстраций, праздников поэзии в свою честь…. А уж свидетелем скольких встреч и любовных признаний был! Становился бронзовый Пушкин свидетелем (жаль, безмолвным!) нелицеприятных поступков. Например, несколько раз наблюдал, как срезали звенья бронзовой цепи вокруг своего постамента…


Памятник – как живой организм! Его моют, чистят, прихорашивают. Он пережил несколько реконструкций. В 1936 году, например, при подготовке к 100-летию со дня смерти поэта, была исправлена на оригинальную надпись на правой стороне пьедестала. Причем приведено четверостишье пушкинского «Памятника» полностью: «И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в свой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал». Первоначально же на граните был выбит следующий текст: «И долго буду тем народу я любезен, Что чувства добрые я лирой пробуждал». Очередность слов пушкинского оригинала «…любезенъ я народу…» по цензурным соображениям поменял поэт Василий Жуковский при подготовке стихотворения «Памятник» к печати для рифмы к исправленной им строке «Что прелестью живой стихов я был полезен».
Возможно, в это время сзади памятника была установлена гранитная плита с именами его создателей – скульптора А. М. Опекушина и архитектора И. С. Богомолова. Однако при очередной реставрации монумента к 200-летию со дня рождения поэта она исчезла. Как чужеродная, не предусмотренная первоначальным проектом.
Последняя реставрация монумента проходила в 2016-2017 годах. Фигура Пушкина очищена от многолетней патины, ликвидирован цветник, обрамлявший постамент. Монумент приобрел первоначальный вид. Он стал таким, каким видели его москвичи и гости церемонии открытия в 1880-м.
Как проходил праздник? Об этом лучше расскажет очевидец, корреспондент журнала «Всемирная иллюстрация» 14 июля 1880, т. 23, № 597, с. 495.

Открытие памятника Пушкину на Тверском бульваре 18 (6 ст.ст.) июня 1880 года. Из архива Ольги Давыдовой.

«Свершилось!… Пелена, скрывавшая дорогие черты незабвенного поэта, слетела, и Москва, от лица России восторженно приветствовала изображение гениально певца. День 6-го июня вечно будет памятным, дорогим днем русского народа, когда впервые всё здоровое, живое сплотилось для чествования народного гения, исчезла обычная рознь, в сторону отошли неоконченные споры, стушевалась на время нетерпимость, горячая задорливость наших нарождающихся партий, Катков и Цитович в общем высокохудожественном концерте праздника мысли пели в унисон. Рано, едва проглянуло солнце сквозь окутавшие горизонт темные дождевые облака, закипела работа на Страстной площади, расставляя хоругви, обозначающие места депутаций, явившихся со всех концов Российской Империи, загораживались улицы, бульвары, массами народа. В девятом часу начался съезд лиц, получивших приглашения в половине десятого; колокола Страстного монастыря возвестили о начатии заупокойной литургии по болярину Александру. Обедню совершал высокопреосвященный митрополит Макарий, в сослужении епископов дмитровского и звенигородского. За богослужением присутствовал Его Императорское Высочество принц Петр Георгиевич Ольденбургский, просвещенной инициативе которого Россия обязана нынешним торжеством, все высокопоставленные лица столицы, во главе с своим почтенным хозяином кн. В.А. Долгоруким, представитель Франции Луи Леже, прибывшие депутации и представители от всех сословий столицы. Во время панихиды, высокопреосвященный Макарий произнес краткую речь, вызвавшую общее сочувствие. В это время, площадь, в буквальном смысле слова, представляла море голов, – всё с нетерпением ждало момента открытия памятника.

Наконец, в оставленном узком проходе от ворот обители к памятнику появились выходящие; скоро показался и представитель Царственной семьи на народном торжестве, принц Ольденбургский. Затих говор, обнажились головы, раздался гимн – «Коль славен», исполняемый несколькими военными оркестрами и хорами певчих. Его Высочество поместился, с сопровождающим его генералитетом, на устроенной платформе; около него заняли места дочери и сыновья поэта.

Академик Грот прочел акт передачи памятника строительной комиссией городу и вручил его городскому голове. Ответив краткой речью, С.М. Третьяков подал знак, и полотно, скрывавшее изображение виновника торжества, пало к подножию пьедестала. Раздалось ура, полное каких-то знакомых нот. Это было не приветствие победителю. Не восторженные клики, каким народ встречает своего обожаемого Монарха; но в них слышались те же звуки, те же ноты ласки, любви, словно семья приветствовала своего родного, прославившегося члена. Минута истинно высокоторжественная. На глазах молодежи, явившейся представительницей от всех училищ столицы, блеснули слезы; тихо, совершенно незамеченные, скатились они по щекам к подножию поэта…

Начало 1900-х. Из архива Ольги Давыдовой.

Началось поднесение венков – и еще одна трогательная, незабываемая минута: по скользким ступеням подножия пьедестала, поддерживаемый друзьями поднялся Тургенев, дрожащей рукой заботливо утвердил он свой венок на одном из орнаментов; глаза его поднялись к изображению венчаемого поэта: он, будто, приветствовал его, скорбя о безвременной кончине; дрогнуло что-то в его маститом, красивом лице, и опустив голову, словно в забытьи, пробыл он несколько мгновений перед статуей горячо-любимого им поэта.

Всех венков было поднесено 183, не считая поднесенных частными лицами; когда же была допущена к памятнику публика, то все подножие пьедестала покрылось венками, букетами и полевыми цветами. Не смотря на поднявшийся ветер и дождь, в продолжении дня и до глубокой ночи. Вся площадь была покрыта народом и экипажами».

Ф. П.

 

Материал подготовила Ольга ДАВЫДОВА.

На снимке: Памятник Пушкину. Июнь 2020 года.

Фото Ольги Давыдовой.

Описание памятника Пушкина

Слова Белинского написаны на доске: «Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающими развиваться в сознании общества».

– Ребята, сегодня мы с вами вновь произносим имя великого поэта. Что значит имя Пушкина для каждого из вас? Попробуйте продолжить слова Белинского.

– Мы с вами будем учиться составлять письменные высказывания – описание памятника Пушкину в Москве. Работать мы будем по скульптуре Опекушина. Мы должны будем определить основную мысль нашего описания, высказать свое отношение к данной скульптуре.

Решение создать памятник Пушкину было принято в 1860, когда отмечалось 50- летие Лицея.

В течение 1873-1875 было проведено 3 конкурса проектов памятника Пушкину, и только третий завершился победой Опекушина.

Александр Михайлович Опекушин родился в 1838 в Ярославской губернии, в семье крепостного крестьянина.

Лучшей была признана одна из его моделей, соединившая в себе «с простотою, непринужденностью и спокойствием позы – тип, наиболее подходящий к характеру наружности поэта».

Изготовление натуральной гипсовой модели, гранитного постамента и монтаж заняли ещё 5 лет.

6 июня 1880 состоялось торжественного открытие памятника. Его установили в начале Тверского бульвара, и казалось, что поэт как бы выходит на площадь. В 1950, после того как снесли Страстной монастырь и реконструировали Пушкинскую площадь, памятник перенесли на новое место, в центр площади.

– Как местоположение скульптуры влияет на ее содержание, на характер модели? (Пространство Тверского бульвара подчеркивает монументальность модели)

– Что такое монумент? (Большой памятник)

Давайте посмотрим на памятники, выскажем свое отношение к скульптуре. Какое настроение вызывает у вас скульптурный лик поэта? (Пушкин грустный, задумчивый, он будто одинок среди людей)

– Какова поза поэта, как передано движение (обратите внимание на плащ, складки одежды). Почему это так важно? (Мастерски вылепленные складки одежды позволяют ощутить светотеневую проработку, что имеет значение, когда рассматриваешь памятник издали)

– В каком положении находится голова? (Небольшой наклон придает памятнику завершенность, усиливает сам образ поэта) Работая над чертами лица Опекушин использовал посмертную маску поэта.

Обратите внимание на выражение лица Пушкина, на положение его рук, ног. Чего добивается скульптор? (Пушкин изображен идущим, хорошо была известна страсть поэта к прогулкам. Часто его быструю подвижную фигуру можно было встретить в самых отдаленных концах города. Эти прогулки помогали ему размышлять)Один из искусствоведов так комментирует творческие поиски скульптору: «По-видимому, его могла привлечь знаменитая элегия «Брошу ли я вдоль улиц шумных…»:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумный,
Я предаюсь моим мечтам.

Памятник стоит на пьедестале – это основание памятника. Он изготовлен из темно-серого и темно-красного гранита. Обратите внимание, что на боковых сторонах пьедестала выбиты строки из стихотворения «Памятник»:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

– Что ещё можно видеть на постаменте? (Лиру и лавровый венок, символизирующие заслуги поэта перед народом)

Памятник окружают бронзовые тумбы у его подножия и четыре чугунных светильника, выполненных по проекту Богомолова. Памятник окружен цепями, которые, по мнению М.Цветаевой, цепи –это «круг николаевских рук, никогда обнявших поэта, на никогда и не выпустивших». Но цепи внизу, а Пушкин вознесся ввысь. Поэт восстал из цепей, не покорившись государю. Высота памятника составила 11 метров.

– А теперь мы вспомним, какие типы речи вам известны? Вы должны определить, к какому типу речи нам текст будет относиться? (повествование, описание, рассуждение, комбинированные, наш текст- описание)

В каком стиле речи вы будете создавать свой текст?

А теперь необходимо составить план:

  1. история создания памятника,
  2. замысел художника,
  3. воплощение идеи памятника в его общем виде, деталях, в окружении,
  4. отношение народа к памятнику.

А теперь поработаем над словами, которые помогут нам написать сочинение:

Лицо – склоненное, сосредоточенное, грустное, приветливое.

Складки плаща – спадающие,

Обратите внимание на написание и значение слов:

Скульптура – искусство создания объемных художественных произведений путем резьбы, высекания, лепки, отливки.

Статуя – скульптурное изображение человека, животного.

Ваять – подберите однокоренные слова, синонимы, антонимы.

Обратите внимание на постановку знаков препинания.

Образец сочинения:

Идея создания памятника Пушкину родилась в 1843 году у Белинского. В 1872 году был объявлен конкурс, в котором приняли участие многие известные архитекторы. Лучшим был признан проект, предложенным А.М. Опекушиным – скульптором, родившимся в 1838 году в Ярославской губернии в семье крепостного крестьянина. На открытии монумента, состоявшего шестого июня 1880 года, присутствовали известные писатели того времени: Достоевский, Тургенев.

Памятник, созданный Опекушиным, показывает нам Пушкина в минуту вдохновения. На слегка склонённом лицо поэта мы можем прочитать задумчивость, сосредоточенность, даже грусть. Кажется, как раз в этот момент рождаются его гениальные стихи.

Памятник показывает Пушкина в зрелом возрасте. На пьедестале – строки из стихотворения, написанного поэтом в последние годы его жизни:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

На постаменте мы можем увидеть лиру и лавровые ветки. Лира символизирует творчество, а ветви лавра – заслуги поэта.

Глядя на статую, поражаешься, как прекрасно передал автор в бронзе фигуру, складки одежды Пушкина. Работая над чертами лица поэта, А.М. Опекушин использовал его предсмертную маску, поэтому они воспроизведены с удивительной точностью.

Опекушин изобразил Пушкина на прогулке. На это указывает складки плаща, слегка выставленная вперед нога. Вокруг монумента – фонари пушкинской эпохи, уютный скверик. Кажется, поэт идет по своему любимому городу.

Памятник окружен цепями. М.Цветаева пишет, что эти цепи – «круг николаевских рук, никогда не обнявших поэта, но никогда и не выпускавших». Но цепи внизу, а Пушкин вознесся ввысь. Поэт восстал из цепей, не покорившись государю.

Я думаю, мало найдется людей, которые бы не знали памятника Пушкину на Тверском бульваре в Москве. В России есть много памятников величайшему поэту, но этот признан одним из лучших. У него всегда лежат живые цветы. Это дань уважения и любви народа к поэту.

Самый знаменитый памятник Пушкину мог выглядеть иначе

Культура 5153

Поделиться

10 февраля исполняется 180 лет со дня гибели А. С. Пушкина. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Каждый из нас со школьных лет помнит эти строки. Свое имя Пушкин вписал в скрижали истории сам, своим творчеством. Благодарные же потомки увековечили его образ в бронзе и мраморе. До сих пор скульпторы почитают за честь создавать рукотворные памятники поэту. Поскольку это высочайший критерий оценки их таланта и в то же время огромная ответственность: надо создать изваяние, достойно отражающее не только образ Пушкина, но и масштаб его творчества! Автор самого знаменитого монумента в центре Москвы, академик из крепостных Александр Михайлович Опекушин посвятил «пушкиниане» свою жизнь.

А.М. Опекушин. Проект № 7. Первоначальный вариант. Затем скульптор «освободил» большой палец поэта из-за борта сюртука.1875 г.

Общее количество памятников (памятных изображений) Пушкину в мире точно не подсчитано. В одних источниках называется цифра 700, в других – 300. Заметим, что в первой книге «Памятники Пушкину», изданной в 1912 году, речь идет только о 20 памятниках поэту. Монументы Пушкину, созданные рукой ваятелей, сегодня можно увидеть и в африканской глубинке, и в самом центре Европы, в знойной Эфиопии и в заснеженной Финляндии…

Бронзовый Пушкин украшает скверы и площади Греции и Германии, Италии и Испании, Литвы и Узбекистана, Франции и Норвегии, Египта и Филиппин, Канады и США… Наибольшее количество памятников находится на родине поэта – в России, а также в странах бывшего СССР.

Н.А. Лаверецкий. Н.И. Бахман. Первый проект памятника Пушкину. 1860 г.

С каждым годом число авторов и количество созданных ими памятников великому поэту возрастает. Однако ни один из них нельзя назвать последним, но всегда под номером один останется памятник А.С. Пушкину, открытый в 1880 году на Тверском бульваре в Москве. Всегда скульптором, первым увековечившим в бронзе нашего гениального поэта, останется автор этого монумента уроженец земли Ярославской, академик из крепостных Александр Михайлович Опекушин (1838-1923). Творение Опекушина стало не только своеобразным эталоном для создания новых скульптурных изображений поэта. Московский памятник послужил основой для создания многих монументов в разных уголках страны и за рубежом, в том числе и самому Опекушину…

А. Опекушин. Акварель А. Кившенко. 1875. (ГРМ).

Любопытно, что и второй (С.Петербург, 1884), и третий (Кишинев, 1885) монументы Пушкину (весь почетный пьедестал!), и открытый в 1913 году в Подмосковном Остафьеве также принадлежат резцу Опекушина и все выполнены не без участия своего «старшего брата», навечно прописавшегося на Пушкинской площади в Москве. Все они производные от московского монумента поэту. Основой памятника в городе на Неве скульптору послужил проект №11, демонстрировавшийся в 1875 г. на завершающем этапе московского конкурса. Одна из моделей использовалась для создания памятника в Остафьеве, а Кишиневский парк украшает бюст – уменьшенная копия (чуть ниже плеч) монумента в Москве.

А.М. Опекушин. Барельеф А.С. Пушкина. 1870-е гг. (Оригинал в ГМП).

Интересна некоторая закономерность в датах, связанных с Пушкиным. Поэт умер в 1837 году в возрасте 37 лет. Впервые о создании ему «вековечного» памятника написал в 1843 году в своей статье о Пушкине Виссарион Белинский. Памятник на Тверском бульваре в Москве был открыт ровно через 37 лет – в 1880-м. 37 лет было Опекушину, когда комитет по сооружению памятника Пушкину в 1875 году окончательно утвердил его модель к исполнению. Вчитайтесь в фамилии поэта и скульптора: Пушкин и Опекушин. Как они похожи по звучанию!

Бронзовый Пушкин в центре Москвы знаком каждому из нас и давно стал олицетворением как самого поэта, так и его творчества. Именно он возникает в нашем воображении, когда речь заходит о Пушкине. А ведь автором монумента мог стать и другой скульптор. Претендентов было много. С момента создания первого проекта памятника (1860) до победы Опекушина на пушкинском конкурсе (1875) было создано более 50 моделей! Только на трех пушкинских выставках демонстрировались 45 работ! Многие из них, конечно, даже близко не выражали идею конкурса: были очень громоздкими и аллегоричными. Например, писатель Иван Тургенев находил проект Марка Антокольского смешным, карикатурным: «Нигде в Европе таких пьедесталов не делают. Что за шествие типов! Ха-ха-ха-ха!» (из письма Стасову).

М.М. Антокольский. Проект памятника Пушкину в Москве. 1875 г.

Заметим, что и первоначальный проект памятника Пушкину, выполненный в 1875 г. Опекушиным, был далеко не таким элегантным, каким видим мы нынешний монумент в центре Москвы. В течение нескольких лет Александр Михайлович дорабатывал модель статуи по замечаниям экспертов и членов жюри конкурса. Значительные изменения претерпели фигура и голова Пушкина. Изменилось положение шляпы: в окончательном варианте ее тулья прижата к плащу. Для большей выразительности и придания задумчивости образу своего героя Опекушин, первоначально «запустивший» руку Пушкина глубоко за борт сюртука, высвободил большой палец. Эти превращения хорошо видны на сохранившихся фото и иллюстрациях.

Памятник Пушкину в Москве. Скульптор изменил итоговое расположение шляпы.Фото автора. 2015 г.

Для того чтобы увидеть главное творение Опекушина, не обязательно ехать в центр Москвы. Уменьшенные отливки монумента с Пушкинской площади хранятся во многих музеях Москвы и Петербурга, в Пушкинском Заповеднике, Ярославле, Торжке…

Более подробно о скульптурных и графических изображениях первого поэта России, выполненных Опекушиным, а также истории их создания можно прочитать в новой книге Ольги Давыдовой «Увековеченный в бронзе. Пушкиниана скульптора Александра Опекушина», изданной в Москве в рамках целевой программы «Культура России (2012-2018 годы).

Подписаться

Авторы:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.