Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Первый человек на северном полюсе: Покорение Северного полюса — урок. География, 5 класс.

Содержание

История освоения Северного полюса — РИА Новости, 06.06.2022

https://ria.ru/20220606/osvoenie-1792888353.html

История освоения Северного полюса

История освоения Северного полюса — РИА Новости, 06.06.2022

История освоения Северного полюса

Северный полюс – точка, в которой воображаемая ось вращения Земли пересекает ее поверхность в Северном полушарии. Он находится в Арктике, в центральной части… РИА Новости, 06.06.2022

2022-06-06T03:36

2022-06-06T03:36

2022-06-06T03:36

справки

северный полюс

северный ледовитый океан

шпицберген

валерий чкалов

михаил громов

иван папанин

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/149411/11/1494111120_0:29:2748:1575_1920x0_80_0_0_d607a37725c2f12b70b27f55dac300db.jpg

Северный полюс – точка, в которой воображаемая ось вращения Земли пересекает ее поверхность в Северном полушарии. Он находится в Арктике, в центральной части Северного Ледовитого океана. Географические координаты полюса 90°00′ северной широты (с.ш.). Круглый год в районе него дрейфуют мощные многолетние паковые льды толщиной от двух до трех метров. С конца XX века толщина льда постепенно уменьшается, что связывают с глобальным потеплением климата. На полюсе полярный климат, средняя температура воздуха зимой около –40°C, летом около 0°C (редко до 2°C). Согласно современному международному праву Северный полюс и прилегающий к нему регион Северного Ледовитого океана не принадлежат ни одной стране. Северный полюс издавна привлекал внимание путешественников и исследователей, которые, преодолевая неимоверные трудности, проникали все дальше на север. Английский полярный исследователь Уильям Парри попытался достичь его в 1827 году, отправившись от архипелага Шпицберген, но дошел только до 82°45´ с.ш. и повернул назад. Еще одна попытка добраться до Северного полюса была предпринята в 1875-1876 годах через пролив Смита в Северном Ледовитом океане, разделявший острова Гренландия и Элсмир, во время британской арктической экспедиции под началом Джорджа Нэрса. На одном из судов Нэрс впервые проник в море Линкольна (окраинное море Северного Ледовитого океана), где зазимовал. Весной 1876 года он отправил три санных отряда для обследования местности, один из которых должен был достичь Северного полюса, но смог добраться только до 83˚20′ северной широты. Почти все участники похода заболели цингой, поэтому они вернулись обратно. В 1893-1896 годах на специально построенном судне «Фрам» норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен осуществил дрейф через Северный Ледовитый океан от Новосибирских островов до архипелага Шпицберген, надеясь таким образом достичь Северного полюса. Когда во время экспедиции выяснилось, что судно не доплывет до полюса, Нансен решил продолжить путь к этой географической точке на санях с собачьей упряжкой. В 1895 году он с участником экспедиции Фредериком Иогансеном покинул «Фрам» и направился к Северному полюсу. На широте 86°14′, когда до полюса оставалось 420 километров, исследователи вынуждены были повернуть к Земле Франца-Иосифа, где остались на зимовку. Летом 1896 года на судне «Уиндуорд» британской экспедиции Нансен вернулся в Норвегию, куда вскоре прибыл и «Фрам». Первые заявления о достижении Северного полюса были сделаны американскими исследователями Фредериком Куком в 1908 году и Робертом Пири в 1909 году, но позднее выяснилось, что они не дошли до полюса не менее 100 миль (160 километров).В 1912 году российский полярный исследователь Георгий Седов попытался достичь Северного полюса. Судно «Св. Фока» с его экспедицией вышло из Архангельска в августе 1912 года, но дважды оно вынуждено было стать на зимовку. В феврале 1914 года с острова Гукера (архипелаг Земля Франца-Иосифа), где проходила вторая зимовка, заболевший цингой Седов вместе с двумя матросами вышел на трех собачьих упряжках к Северному полюсу. Не дойдя до острова Рудольфа (самый северный из островов Земли Франца-Иосифа), Георгий Седов умер и был погребен на мысе Аук этого острова. Развитие авиации создало принципиально новые возможности для достижения района Северного полюса. В мае 1925 года норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен с пятью участниками экспедиции на двух самолетах вылетел со Шпицбергена к Северному полюсу. Они смогли достигнуть широты 87°43′, где приземлились на дрейфующий лед. Через три с половиной недели, создав взлетную полосу, все шесть человек на одном самолете смогли взлететь с льдины и вернуться на Шпицберген. В 1926 году американский полярный исследователь Ричард Бэрд вместе с пилотом Флойдом Беннеттом совершил полет на самолете в район Северного полюса. Вылетев с базы на Шпицбергене, они через 15 часов вернулись обратно и сообщили, что достигли этой географической точки. Проверить это невозможно. Некоторые специалисты считают, что они не долетели до полюса. Первая экспедиция, с неопровержимыми данными пролетевшая над Северным полюсом 12 мая 1926 года, была организована Руалем Амундсеном. Он с командой из 15 человек на дирижабле «Норвегия» совершил перелет со Шпицбергена до Аляски через Северный полюс. Во время полета над полюсом были сброшены три флага – норвежский, итальянский и американский. В 1928 году итальянский инженер Умберто Нобиле во главе экспедиции тоже достиг на дирижабле «Италия» Северного полюса, но потерпел катастрофу на обратном пути около Шпицбергена. Семь оставшихся в живых участников экспедиции были спасены советским ледоколом «Красин», а сам Нобиле – шведским летчиком. Середина и вторая половина 1930-х годов стали временем активного изучения и освоения арктических территорий Советским Союзом. Использование их и Северного морского пути требовало надежного прогнозирования метеорологической и ледовой обстановки в Северном Ледовитом океане. Для этого были организованы первые высокоширотные экспедиции: дрейфующая станция «Северный полюс-1» и воздушная экспедиция «Север-1», необходимая для переброски полярников на льдину. 5 мая 1937 года во время полета по поиску места для организации полярной станции экипаж самолета КР-6 (АНТ-7) под командованием Павла Головина, вылетев с базы экспедиции «Северный полюс-1» на острове Рудольфа, пролетел над полюсом и вернулся на базу (это был первый полет советского самолета над Северным полюсом). 21 мая авиационная группа доставила на льдину в Северном Ледовитом океане четырех полярников: Ивана Папанина, Петра Ширшова, Эрнста Кренкеля и Евгения Федорова. 6 июня 1937 года состоялось торжественное открытие первой в мире дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс-1» в 20 километрах от Северного полюса, был поднят флаг СССР. Экспедиция длилась до 19 февраля 1938 года, когда зимовщиков сняли ледоколы с льдины у берегов Гренландии. Полярная станция «Северный полюс-1» выполнила поставленные задачи, в том числе участвовала в метеорологическом обеспечении перелетов экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова через Северный полюс в Америку. Экипаж под командованием Валерия Чкалова 18 июня 1937 года совершил на самолете АНТ-25 первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон, США), а спустя месяц экипаж Михаила Громова также на самолете АНТ-25 перелетел через полюс из Москвы до калифорнийского Сан-Джасинто (США).После успешного завершения организации первой дрейфующей станции в районе Северного полюса, наряду с изучением Центрального полярного бассейна методом несвободного дрейфа, стали применять временные посадки самолета на льдину со специалистами для производства научных работ. В 1948 году была создана Высокоширотная воздушная экспедиция «Север-2», участники которой в составе так называемых «прыгающих» групп высаживались на поверхность и проводили различные наблюдения. Один из таких отрядов в составе Павла Гордиенко, Павла Сенько, Михаила Сомова и Михаила Острекина 23 апреля 1948 года был доставлен самолетом непосредственно в точку с координатами 90 градусов северной широты. Затем тот же самолет забрал их обратно уже в качестве первых в мире людей, с абсолютной достоверностью побывавших на Северном полюсе. Во время проведения высокоширотной воздушной экспедиции «Север-4» 9 мая 1949 года советские ученые – врач Виталий Волович и мастер спорта Андрей Медведев совершили первый в истории прыжок с парашютом на Северном полюсе. Парашютисты опустились точно в выбранную точку, установили флаг СССР. Потом их забрал севший неподалеку на льдину самолет Ли-2. С созданием атомных подводных лодок появилась возможность добираться до Северного полюса подводным путем. Первой достигла его 3 августа 1958 года американская атомная подводная лодка «Наутилус» (Nautilus) и измерила глубину 4087 метров. Всплыть у американцев не получилось. Вместо полыньи, которую показал эхоледомер, наверху оказалась громадная плавучая льдина. Удар повредил перископ «Наутилуса», и командир подлодки отдал приказ возвращаться на базу. Первым кораблем, всплывшим на поверхность воды в районе полюса, стала американская атомная подводная лодка «Скейт» (Skate). Это произошло 17 марта 1959 года.В советском флоте впервые в подводном положении достиг Северного полюса экипаж первой советской атомной подводной лодки «К-3» («Ленинский комсомол») 17 июля 1962 года. 18 июля в 360 милях (около 580 километров) от Северного полюса на широте 84° 53’ лодка произвела всплытие в обнаруженной полынье. Затем она погрузилась и дважды под водой пересекла точку Северного полюса. В надводном положении в активном плавании впервые в мировой истории достиг полюса 17 августа 1977 года советский ледокол «Арктика». Моряки установили на льду стальной 10-метровый стержень, на котором подняли флаг Советского Союза. Через 10 лет, 25 мая 1987 года советский атомный ледокол «Сибирь» стал вторым надводным кораблем, добравшимся до географического Северного полюса Земли. 2 августа 2007 года два российских глубоководных аппарата «Мир» достигли океанского дна в районе Северного полюса и уточнили глубину – 4302 метра. Кроме того, впервые в истории был осуществлен уникальный эксперимент по взятию образцов грунта и флоры с глубины 4261 метр. Глубоководные аппараты в район полюса доставило научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» под проводкой ледокола «Россия». Работы проходили в рамках экспедиции «Арктика-2007», в которой участвовали сотрудники более десяти научно-исследовательских институтов России и нескольких зарубежных научных центров. В XXIвеке путешествие на Северный полюс на ледоколах и самолетах стало доступным не только для ученых, но и для состоятельных туристов.Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

северный полюс

северный ледовитый океан

шпицберген

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

2022

Алёна Пава

Алёна Пава

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/149411/11/1494111120_17:0:2748:2048_1920x0_80_0_0_9ead15fb5dc919174a937525d4b4ce0a.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Алёна Пава

справки, северный полюс, северный ледовитый океан, шпицберген, валерий чкалов, михаил громов, иван папанин

Справки, Северный полюс, Северный Ледовитый океан, Шпицберген, Валерий Чкалов, Михаил Громов, Иван Папанин

Северный полюс – точка, в которой воображаемая ось вращения Земли пересекает ее поверхность в Северном полушарии. Он находится в Арктике, в центральной части Северного Ледовитого океана. Географические координаты полюса 90°00′ северной широты (с.ш.). Круглый год в районе него дрейфуют мощные многолетние паковые льды толщиной от двух до трех метров. С конца XX века толщина льда постепенно уменьшается, что связывают с глобальным потеплением климата. На полюсе полярный климат, средняя температура воздуха зимой около –40°C, летом около 0°C (редко до 2°C).

Согласно современному международному праву Северный полюс и прилегающий к нему регион Северного Ледовитого океана не принадлежат ни одной стране.

Северный полюс издавна привлекал внимание путешественников и исследователей, которые, преодолевая неимоверные трудности, проникали все дальше на север.

Английский полярный исследователь Уильям Парри попытался достичь его в 1827 году, отправившись от архипелага Шпицберген, но дошел только до 82°45´ с.ш. и повернул назад.

Еще одна попытка добраться до Северного полюса была предпринята в 1875-1876 годах через пролив Смита в Северном Ледовитом океане, разделявший острова Гренландия и Элсмир, во время британской арктической экспедиции под началом Джорджа Нэрса. На одном из судов Нэрс впервые проник в море Линкольна (окраинное море Северного Ледовитого океана), где зазимовал. Весной 1876 года он отправил три санных отряда для обследования местности, один из которых должен был достичь Северного полюса, но смог добраться только до 83˚20′ северной широты. Почти все участники похода заболели цингой, поэтому они вернулись обратно.

В 1893-1896 годах на специально построенном судне «Фрам» норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен осуществил дрейф через Северный Ледовитый океан от Новосибирских островов до архипелага Шпицберген, надеясь таким образом достичь Северного полюса. Когда во время экспедиции выяснилось, что судно не доплывет до полюса, Нансен решил продолжить путь к этой географической точке на санях с собачьей упряжкой. В 1895 году он с участником экспедиции Фредериком Иогансеном покинул «Фрам» и направился к Северному полюсу. На широте 86°14′, когда до полюса оставалось 420 километров, исследователи вынуждены были повернуть к Земле Франца-Иосифа, где остались на зимовку. Летом 1896 года на судне «Уиндуорд» британской экспедиции Нансен вернулся в Норвегию, куда вскоре прибыл и «Фрам».

Первые заявления о достижении Северного полюса были сделаны американскими исследователями Фредериком Куком в 1908 году и Робертом Пири в 1909 году, но позднее выяснилось, что они не дошли до полюса не менее 100 миль (160 километров).

В 1912 году российский полярный исследователь Георгий Седов попытался достичь Северного полюса. Судно «Св. Фока» с его экспедицией вышло из Архангельска в августе 1912 года, но дважды оно вынуждено было стать на зимовку. В феврале 1914 года с острова Гукера (архипелаг Земля Франца-Иосифа), где проходила вторая зимовка, заболевший цингой Седов вместе с двумя матросами вышел на трех собачьих упряжках к Северному полюсу. Не дойдя до острова Рудольфа (самый северный из островов Земли Франца-Иосифа), Георгий Седов умер и был погребен на мысе Аук этого острова.

Развитие авиации создало принципиально новые возможности для достижения района Северного полюса. В мае 1925 года норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен с пятью участниками экспедиции на двух самолетах вылетел со Шпицбергена к Северному полюсу. Они смогли достигнуть широты 87°43′, где приземлились на дрейфующий лед. Через три с половиной недели, создав взлетную полосу, все шесть человек на одном самолете смогли взлететь с льдины и вернуться на Шпицберген. В 1926 году американский полярный исследователь Ричард Бэрд вместе с пилотом Флойдом Беннеттом совершил полет на самолете в район Северного полюса. Вылетев с базы на Шпицбергене, они через 15 часов вернулись обратно и сообщили, что достигли этой географической точки. Проверить это невозможно. Некоторые специалисты считают, что они не долетели до полюса.

Первая экспедиция, с неопровержимыми данными пролетевшая над Северным полюсом 12 мая 1926 года, была организована Руалем Амундсеном. Он с командой из 15 человек на дирижабле «Норвегия» совершил перелет со Шпицбергена до Аляски через Северный полюс. Во время полета над полюсом были сброшены три флага – норвежский, итальянский и американский.

В 1928 году итальянский инженер Умберто Нобиле во главе экспедиции тоже достиг на дирижабле «Италия» Северного полюса, но потерпел катастрофу на обратном пути около Шпицбергена. Семь оставшихся в живых участников экспедиции были спасены советским ледоколом «Красин», а сам Нобиле – шведским летчиком.

Середина и вторая половина 1930-х годов стали временем активного изучения и освоения арктических территорий Советским Союзом. Использование их и Северного морского пути требовало надежного прогнозирования метеорологической и ледовой обстановки в Северном Ледовитом океане. Для этого были организованы первые высокоширотные экспедиции: дрейфующая станция «Северный полюс-1» и воздушная экспедиция «Север-1», необходимая для переброски полярников на льдину.

5 мая 1937 года во время полета по поиску места для организации полярной станции экипаж самолета КР-6 (АНТ-7) под командованием Павла Головина, вылетев с базы экспедиции «Северный полюс-1» на острове Рудольфа, пролетел над полюсом и вернулся на базу (это был первый полет советского самолета над Северным полюсом).

21 мая авиационная группа доставила на льдину в Северном Ледовитом океане четырех полярников: Ивана Папанина, Петра Ширшова, Эрнста Кренкеля и Евгения Федорова. 6 июня 1937 года состоялось торжественное открытие первой в мире дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс-1» в 20 километрах от Северного полюса, был поднят флаг СССР. Экспедиция длилась до 19 февраля 1938 года, когда зимовщиков сняли ледоколы с льдины у берегов Гренландии. Полярная станция «Северный полюс-1» выполнила поставленные задачи, в том числе участвовала в метеорологическом обеспечении перелетов экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова через Северный полюс в Америку. Экипаж под командованием Валерия Чкалова 18 июня 1937 года совершил на самолете АНТ-25 первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон, США), а спустя месяц экипаж Михаила Громова также на самолете АНТ-25 перелетел через полюс из Москвы до калифорнийского Сан-Джасинто (США).

После успешного завершения организации первой дрейфующей станции в районе Северного полюса, наряду с изучением Центрального полярного бассейна методом несвободного дрейфа, стали применять временные посадки самолета на льдину со специалистами для производства научных работ. В 1948 году была создана Высокоширотная воздушная экспедиция «Север-2», участники которой в составе так называемых «прыгающих» групп высаживались на поверхность и проводили различные наблюдения. Один из таких отрядов в составе Павла Гордиенко, Павла Сенько, Михаила Сомова и Михаила Острекина 23 апреля 1948 года был доставлен самолетом непосредственно в точку с координатами 90 градусов северной широты. Затем тот же самолет забрал их обратно уже в качестве первых в мире людей, с абсолютной достоверностью побывавших на Северном полюсе.

Во время проведения высокоширотной воздушной экспедиции «Север-4» 9 мая 1949 года советские ученые – врач Виталий Волович и мастер спорта Андрей Медведев совершили первый в истории прыжок с парашютом на Северном полюсе. Парашютисты опустились точно в выбранную точку, установили флаг СССР. Потом их забрал севший неподалеку на льдину самолет Ли-2.

С созданием атомных подводных лодок появилась возможность добираться до Северного полюса подводным путем. Первой достигла его 3 августа 1958 года американская атомная подводная лодка «Наутилус» (Nautilus) и измерила глубину 4087 метров. Всплыть у американцев не получилось. Вместо полыньи, которую показал эхоледомер, наверху оказалась громадная плавучая льдина. Удар повредил перископ «Наутилуса», и командир подлодки отдал приказ возвращаться на базу. Первым кораблем, всплывшим на поверхность воды в районе полюса, стала американская атомная подводная лодка «Скейт» (Skate). Это произошло 17 марта 1959 года.

В советском флоте впервые в подводном положении достиг Северного полюса экипаж первой советской атомной подводной лодки «К-3» («Ленинский комсомол») 17 июля 1962 года. 18 июля в 360 милях (около 580 километров) от Северного полюса на широте 84° 53’ лодка произвела всплытие в обнаруженной полынье. Затем она погрузилась и дважды под водой пересекла точку Северного полюса.

В надводном положении в активном плавании впервые в мировой истории достиг полюса 17 августа 1977 года советский ледокол «Арктика». Моряки установили на льду стальной 10-метровый стержень, на котором подняли флаг Советского Союза. Через 10 лет, 25 мая 1987 года советский атомный ледокол «Сибирь» стал вторым надводным кораблем, добравшимся до географического Северного полюса Земли.

2 августа 2007 года два российских глубоководных аппарата «Мир» достигли океанского дна в районе Северного полюса и уточнили глубину – 4302 метра. Кроме того, впервые в истории был осуществлен уникальный эксперимент по взятию образцов грунта и флоры с глубины 4261 метр. Глубоководные аппараты в район полюса доставило научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» под проводкой ледокола «Россия». Работы проходили в рамках экспедиции «Арктика-2007», в которой участвовали сотрудники более десяти научно-исследовательских институтов России и нескольких зарубежных научных центров.

В XXIвеке путешествие на Северный полюс на ледоколах и самолетах стало доступным не только для ученых, но и для состоятельных туристов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Дмитрий Шпаро: Человек, открывший Северный полюс, — лжец

В апреле 1909 года полярник Роберт Пири отправил в Нью-Йорк телеграмму: «Вбил звезды и полосы в Северный полюс».

Звезды и полосы — это образное обозначение флага США. Пири вошел в историю как первый человек, достигший Северного полюса.

Это при том, что другой полярный исследователь, Фредерик Кук, утверждал, что побывал на полюсе в 1908 году.

И уже больше века не стихают споры о том, кто из них истинный первопроходец, а кто обманщик.

Подлое дело

Соперничество Кука и Пири привлекло немало серьезных исследователей. В том числе и легендарного путешественника Дмитрия Шпаро. У которого свои мотивы вскрыть истину.

В его новой книге «Неизвестный Пири» (издательство «Паулсен», 2022 год) есть глава «Самое подлое дело за всю историю журналистики». Факты шокируют: издатели журнала Hamptons предложили Куку написать рассказ, где он откажется от заявления о достижении полюса. Нужно было сенсационное признание, нужно было поднять тираж.

В 1910 году этот журнал публикует повесть Пири «Открытие Северного полюса», затратив на ее рекламу $50 тыс. А что такое доллар в начале XX века? $10 тыс. стоил особняк в престижном районе Нью-Йорка, $650 — роскошный Oldsmobile. 1 кг мяса — 40 центов, банка кока-колы — 5 центов, билет в кино — 7.

Куку предлагали тысячи долларов — только откажись от первенства. Тема полюса продавалась все хуже и хуже, нужно было «признание века».

А почему не пытались подкупить Пири? А Пири сам и подкупал владельцев газет. Поэтому сосредоточились на Куке. Предлагали: подкупленные психиатры объявят Кука сумасшедшим, и он напишет статью о том, как рассказывал о достижении Северного полюса в состоянии помешательства.

Кук отказался, что не помешало газетам выйти с заголовками: «Кук объявил о своем безумии!»

Кстати, существует и еще одна версия соперничества, и она радикальная: ни Пири, ни Кук не были на Северном полюсе. Просто потому, что оба не могли определить местоположение макушки мира с математической точностью. Да, оба шли к полюсу. Но оба не дошли.

Любовь на высокой широте

Особую ценность книге Дмитрия Шпаро придает слом стереотипов. Что мы можем узнать о великих людях эпохи великих географических открытий? Как они собирали экспедиции, насколько мужественно преодолевали беды и лишения… Обычно забывают о тех, с кем они шли. В забвении часто остаются рядовые члены экспедиций. Как будто они не так мерзли и менее рисковали своими жизнями. В этой книге читатель много нового узнает о сотоварищах, погонщиках и охотниках, сопровождавших великих первооткрывателей. Это важно. Ведь победы легендарных полярников были невозможны без этих людей.

Слуга Пири, чернокожий Мэттью Хенсен, уходил вперед и строил иглу (ледяную хижину) для Пири. В одном из опубликованных интервью Хэнсен рассказывал, что Пири заподозрил, будто он, слуга, достиг полюса первым. Хенсен на ночь вынул патроны из винтовки и закопал их в снег. Опасаясь за свою жизнь.

Есть в книге и деликатные моменты. Пири завязал роман с юной эскимоской. Ей было 13 лет. В 15 лет у нее был муж, что не мешало красотке родить двух сыновей от Пири. Американец нанимал ее мужа в качестве охотника и погонщика и платил щедрее, чем другим эскимосам. В книге есть и фото эскимоски Алекасины, это та самая роковая красотка. Довольно неожиданный сюжет: на снимке девушка почти голая.

Возможно, по местным меркам ее возраст и поступки не выходили из моральных рамок своего общества. Но эту фотографию Пири опубликовал в своей книге.

Интересно, что свою «арктическую любовь» Пири тщательно скрывал от своего главного американского спонсора. Который был ярым поборником христианской морали.

Впрочем, на его родине мораль всегда имела двойные стандарты.

Два капитана

Несложно понять, что в противостоянии Пири и Кука симпатии автора книги на стороне Кука.

Но симпатии не эмоциональные, а основанные на фактах. Дмитрий Шпаро подробно и профессионально разбирает все нестыковки в записях и наблюдениях Пири — ведь он сам за 76 дней дошел на лыжах до Северного полюса в 1979 году.

Впрочем, в этой истории Фредерик Кук действительно выглядит мудрее, выше. Кстати, соперники отлично знали друг друга: Кук начинал доктором в экспедиции Пири. И как-то спас босса: Пири в Гренландии сломал ногу, Кук его выходил.

И не Кук, а именно Пири первым организовывал кампании по очернению конкурента, подкупал журналистов, распространял заведомую клевету.

Фото: GettyImages

Хотя идеализировать Кука, пожалуй, тоже не стоит. Шпаро пишет: «Широко известна его телеграмма президенту США Тафту, в которой покоритель Северного полюса весьма эмоционально протестует против того, что Пири уходит в отставку в чине контр-адмирала с выплатой высокой пенсии: «Подписывая законопроект о Пири, Вы оказываете почести человеку, чьи руки испачканы грехами. Он забрал деньги у наших школьников, и я полагаю, что часть этих средств была использована для того, чтобы комфортабельно устроить жизнь своих арктических любовниц».

И Кук, и Пири были незаурядными людьми. Много сил потратили на путешествия и открытия, постоянно рискуя жизнью и проявляя упорство и мужество. Но трудно избавиться от впечатления, что избыточно много сил оба потратили на пиар и битву с конкурентами.

А жаль. Лучше бы вместо этого еще что-то важное открыли.

Конкретно

А какое нам, россиянам, дело: кто первым ступил на Северный полюс? Выбор ведь между американцем и американцем. Об этом я спросил Д. Шпаро.

Карта-схема экспедиции Пири: сначала на корабле «Рузвельт», затем на собаках. Фото: Wikipedia

— Есть завоевания, открытия, волнующие всех землян, — отреагировал Дмитрий Игоревич. — Первый человек в космосе, первый на Луне. Это 1960-е.

Первый на Эвересте — 1950-е.

Первый человек на Северном и на Южном полюсе…

Великие открытия волнуют всех. Человек-первооткрыватель становится путеводной звездой для других. Не думаю, что покоритель Южного полюса велик более или менее в зависимости от национальности.

С другой стороны, русскому человеку не может быть безразлично, кто открыл полюса, Эверест. Или что — русские хуже, чем люди других национальностей? Всем интересно, а нам безразлично? Неужто нас интересуют только мировые рекорды, которые мы установили сами?

Но это не книга о человеке, который стал первым, — это книга о человеке, который выдал себя за первого, втоптав в грязь более достойных.

Это книга о справедливости. О том, кто достоин славы. О том, кому слава по плечу. Темы морали и совести универсальны. Эти темы важны для людей любых стран.

Алекасина, «полярная» жена Пири. В США у исследователя была и другая жена. Фото: Фото из книги Д. Шпаро

ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЬ СЕВЕРНОГО ПОЛЮСА

Тема дня

  1. Главная
  2. Социум

27 февраля, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск № 9, 27 февраля-6 марта 1998г.

Так официально назвал Роберта Эдвина Пири Конгресс СШA, когда в 1909 году рассматривал заявление другого американского исследователя — Фредерика Кука, претендовавшего на то же звание…

  • ЗЕРКАЛО НЕДЕЛИ, УКРАИНА Архив номеров | Последние статьи < >
    • Путин поднял ставки: как реагирует один из союзников Украины Как Япония помогает нашей стране Опрос читателей

      АвторСергей Корсунский Статья 05 октября 08:33

    • Чмобик Илон Маск Когда чешешь за ушком бешеного пса, не забывай о наказании Опрос читателей

      АвторАлександр Щерба Статья 04 октября 13:32

    • Связь для украинцев в Европе — как у себя дома ЕС готовит для украинцев бесплатный роуминг на постоянной основе Опрос читателей

      АвторГерман Богапов Статья 04 октября 08:30

    • Новые рецепты для украинской экономики Какая экономика нужна Украине? Опрос читателей

      АвторИван Верстюк Статья 03 октября 17:00

    • Следует ли ожидать раскаяния российского народа? Признание вины – единственный шанс для русских выбраться из имперской петли Опрос читателей

      АвторАнатолий Минич Статья 03 октября 08:31

    • Лицо войны. «Он даже не простился с нами…» История одной семьи из Бучи ► Видео

      АвторДарина Ткачук Статья 02 октября 17:00

  • Вам также будет интересно >
    • Погружение черепахи. Какими украинцы выйдут из войны 04.10 17:00

    • Следует ли ожидать раскаяния российского народа? Опрос читателей 03.

      10 08:31

    • Лицо войны. «Он даже не простился с нами…» ► Видео 02.10 17:00

    • Когда дети взрослеют: синдром опустевшего гнезда в новых реалиях 01.10 17:00

    • «Муж в плену, а сына расстреляли шестью выстрелами в грудь». Боль из Гостомеля и Бучи 27.

      09 17:00

    • Зима тревог наших 25.09 08:30

    • Изюм. Два свободных берега и невыносимая боль Опрос читателей 20.09 17:02

    • Харьковские хроники: электричество, вода и ежик 17.09 13:00

    • Синдром фальшивых надежд Опрос читателей 04. 09 16:00

    • Копатели. «Путину бы мою лопату!» 01.09 16:30

    • Независимость: наши дети — на передовой 24.08 17:03

    • Идеи, которые нас не меняют Точка зрения Опрос читателей 24.08 08:30

Последние новости

  • Комитет ВРУ поддержал увольнение главы Нацбанка 09:50
  • За сутки ВСУ сбили пятнадцать российских БПЛА 09:28
  • Посевная в Украине: в Минагрополитики оценили вероятные потери 09:19
  • Россия хочет тайного голосования в ООН по осуждению аннексии территорий Украины 09:18
  • Как ВСУ осенью освобождали украинские земли: карта от министра Резникова 09:15

Все новости

Добро пожаловать! Регистрация Восстановление пароля Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы Зарегистрируйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы Введите адрес электронной почты, на который была произведена регистрация и на него будет выслан пароль

Забыли пароль? Войти

Пароль может содержать большие и маленькие буквы латинского алфавита, а также цифры Введенный e-mail содержит ошибки

Зарегистрироваться

Имя и фамилия должны состоять из букв латинского алфавита или кирилицы Введенный e-mail содержит ошибки Данный e-mail уже существует У поля Имя и фамилия нет ошибок У поля E-mail нет ошибок

Напомнить пароль

Введенный e-mail содержит ошибки

Нет учетной записи? Зарегистрируйтесь! Уже зарегистрированы? Войдите! Нет учетной записи? Зарегистрируйтесь!

Познакомьтесь с Мэтью Хенсоном, черным авантюристом, который первым добрался до Северного полюса

Автор Natasha Ishak | Проверено Лией Сильверман

Опубликовано 10 сентября 2020 г.

Обновлено 17 июля 2022 г.

Мэтью Хенсон был частью исторической арктической экспедиции 1909 года, которая достигла Северного полюса, но поскольку он сопровождал белого исследователя, не был признан за его подвиг до десятилетий спустя.

Многие претендуют на звание первого человека, ступившего в Арктику. Но немногие из них имеют такое сильное право на титул, как Мэтью Хенсон — осиротевший потомок рабов с жаждой приключений.

Хенсон и белый исследователь Роберт Э. Пири семь раз пытались достичь Полярного круга, прежде чем им это удалось в 1909 году, и Хенсон утверждает, что он был первым из их команды, достигшим исторической точки. Тем не менее, его невероятное достижение десятилетиями игнорировалось из-за цвета его кожи.

Мэтью Хенсон родился моряком

Getty Images Мэтью Хенсон, возможно, был первым афроамериканцем, ступившим на Северный полюс.

Мэтью Хенсон вел жизнь, полную приключений, еще до того, как стал одним из первых людей, достигших Северного полюса.

Хенсон родился в Мэриленде 8 августа 1866 года, через год после окончания Гражданской войны в США. Потомок рабов, его родители работали издольщиками в годы после Гражданской войны, но позже умерли в его детстве. Он переехал в Вашингтон, округ Колумбия, чтобы жить со своим дядей, и в 12 лет, соблазненный его увлечением историями местных моряков, Хенсон нашел работу юнгой на торговом судне Katie Hines .

В течение следующих шести или около того лет Хенсон сам жил моряком, путешествуя по неизвестным водам. Он научился читать и писать, находясь в открытом море, и приобрел ценные навыки мореплавания, такие как навигация.

«Соблазн Арктики тянет мое сердце. Меня тропа зовет! Старая тропа. Маршрут, который всегда нов.

Мэтью Хенсон

Мэтью Хенсон вернулся в Вашингтон, округ Колумбия, где провел некоторое время, работая на суше. Но в 1887 году он случайно встретил командира Роберта Э. Пири, инженера-строителя и исследователя, которому ВМС США поручили исследовать Никарагуа.

Wikimedia CommonsОн был завербован командиром Робертом Пири для экспедиции в Никарагуа в 1877 году, их первой совместной поездки.

К этому моменту Пири совершил несколько успешных кругосветных экспедиций. Узнав о морском опыте Хенсона, Пири нанял его камердинером в предстоящем путешествии. Это будет первая из многих экспедиций между ними.

Гонка к Северному полюсу

Дональд и Мириам Макмиллан через Bowdoin CollegeМэттью Хенсон был популярен среди членов экипажа, с которым он путешествовал, и среди коренных народов, которых он встречал по пути.

Вместе с Пири Хенсон исследовал мир. Пири обладал достаточными ресурсами для финансирования своих международных экспедиций через группу богатых спонсоров, известную как Арктический клуб Пири. Эти люди оплачивали поездки Пири в обмен на размещение их имен на его картах.

Пири был одним из последних «империалистических исследователей» более ранней эпохи, которые были белыми исследователями, которые путешествовали по миру в поисках денег и славы, мало заботясь о местных людях и культурах, с которыми они столкнулись.

Тем временем

Мэтью Хенсон стал ценным активом в путешествиях Пири. Согласно собственным мемуарам Хенсона 1912 года, он легко интегрировался в местную культуру инуитов в Арктике. Он умел водить сани как туземец и даже говорил на родном языке. «Я полюбил этих людей, — писал Хенсон. «Они мои друзья и считают меня своим». На последней странице своих мемуаров Хенсон записал все 218 имен инуитов из пролива Смит на канадском острове Элсмир.

Он сопровождал Пири в семи арктических экспедициях с 1891 по 1909 год.

Самым известным путешествием Пири и Хенсона на сегодняшний день была их арктическая экспедиция 1909 года, которая якобы закончилась достижением неуловимого Северного полюса — подвигом, который сотни исследователей до них не смогли совершить в течение трех столетий. Некоторые даже лишились жизни в своих попытках.

Дональд и Мириам Макмиллан через Боудойн-колледжХенсон впервые начал свои путешествия по миру, будучи молодым человеком, работающим матросом.

В своей последующей книге « Негр-исследователь на Северном полюсе » Мэтью Хенсон живо описал свое путешествие к Северному полюсу вместе с Пири и командой из 50 человек, в которую входили четыре инуитских проводника: Сиглу, Ута, Эгингва и Окиа.

Согласно рассказу Хенсона, когда группа находилась примерно в 134 милях от Северного полюса, Пири, Хенсон и четыре проводника-инуита отделились от остальной команды и продолжили путь самостоятельно. Это была стратегия, которую предпочитал Пири, потому что она позволяла его людям и припасам рассредоточиться по местности. Он назвал это «системой Пири».

Национальное управление архивов и документации через Bowdoin CollegeHenson в очках. Его дружба с Робертом Пири испортилась после того, как они вернулись из путешествия на Северный полюс.

Через несколько дней, 6 апреля 1909 года, у Хенсона возникло «чувство», что группа достигла места назначения. Позже Хенсон сказал Boston American , что он озвучил свой инстинкт Пири, спросив: «Мы сейчас на полюсе, не так ли?»

, на что Пири ответил: «Я не думаю, что мы можем поклясться, что находимся точно на полюсе».

Тем не менее, мужчины праздновали. Пири прикрепил американский флаг к иглу, которую построили их гиды-инуиты. Затем они переночевали, прежде чем вернуться в свой базовый лагерь в селе Анноаток.

Действительно ли Хенсон был первым человеком, достигшим Северного полюса?

Wikimedia CommonsОбъявление об их «открытии» Северного полюса было на первой полосе The New York Times в 1909 году.

Новости о прибытии Мэтью Хенсона и Пири на Северный полюс попали на первую полосу The New York Times от 7 сентября того же года под заголовком: «Пири открывает Северный полюс после восьми испытаний за 23 года».

Из-за так называемой системы Пири Хенсон шел впереди группы и, таким образом, утверждал, что был самым первым, кто ступил на Северный полюс.

Однако было и остается трудно проверить, действительно ли Хенсон и Пири добрались до Северного полюса. В отличие от Южного полюса, Северный полюс представляет собой дрейфующий кусок льда. Навигация указывала бы на юг, а при наличии других ледяных масс было невозможно точно определить местоположение Северного полюса. Навигационные инструменты и методы еще не были достаточно совершенными, чтобы противостоять этой проблеме.

Wikimedia Commons Мэтью Хенсон позирует с четырьмя проводниками из числа коренных народов, которые сопровождали его на Северный полюс: Сиглу, Ута, Эгингва и Окиа.

Не помогло и то, что всего за неделю до этого исследователь Фредерик А. Кук заявил, что «открыл» Северный полюс, согласно, по крайней мере, New York Herald . История повествует о прибытии Кука на Северный полюс в апреле 1908 года — за целый год до того, как группа Мэтью Хенсона заявила, что прибыла туда.

Противоречащие утверждения спровоцировали общественное недовольство и расследование в Конгрессе США. Расследование так и не признало экипаж Пири первым, достигшим Северного полюса, из-за отсутствия дополнительной информации. Кук подвергся клеветнической кампании со стороны коллег Пири с хорошими связями, поэтому общественность в основном признала Пири первым человеком, достигшим полюса.

Несмотря на всю шумиху вокруг их подвига, имя Хенсона в основном не упоминалось в газетах, и он не получил признания за ту огромную роль, которую он сыграл в переправе их команды через Арктику. Следовательно, дружба Хенсона с Пири быстро испортилась.

Хенсон, лишенный признания, присужденного Пири за их историческую поездку, начал гастролировать и читать лекции об экспедиции, чтобы заработать на жизнь.

Вклад Мэтью Хенсона в исследование Арктики в значительной степени игнорировался до более поздних лет его жизни.

Но в 1988 году Национальное географическое общество определило, что Пири, вероятно, промахнулся от Северного полюса на 30–60 миль. В книге Хенсона утверждалось, что Пири проверил их местонахождение с помощью секстанта, хотя никогда не сообщал Хенсону результатов.

Хотя их команда, возможно, не была первой, кто достиг Северного полюса, Мэтью Хенсон, вероятно, был первым афроамериканцем, ступившим на эту территорию.

«Он был самым популярным человеком на борту корабля среди эскимосов», — писал исследователь Дональд Макмиллан, отправившийся в путешествие вместе с Хенсоном и Пири. Хенсон свободно говорил на родном языке племени инуитов, имел безупречные навыки навигации и умел строить сани и печи.

«Хенсон, цветной мужчина, отправился на полюс с Пири, потому что он был лучшим человеком, чем любой из его белых помощников, — продолжал Макмиллан, — как признался сам Пири, «я не могу обойтись без Хенсона».

Мэтью Хенсон наконец-то получил положенное

Wikimedia CommonsХенсон в преклонном возрасте держит фотографию Пири. Его тело было перезахоронено на Арлингтонском национальном кладбище в 1988 году.

Хенсон получил множество запоздалых наград в последние годы своей жизни, работая клерком таможни США. Он был принят в элитный клуб исследователей и награжден Конгрессом медалью Пири за полярную экспедицию — почти через 40 лет после его знаменитой экспедиции. Его также пригласили в качестве почетного гостя в Белый дом президенты Гарри С. Трумэн и Дуайт Д. Эйзенхауэр.

После своей смерти в 1955 году Мэтью Хенсон был похоронен на кладбище Вудлон в Нью-Йорке, но позже тела его и его жены были перевезены на Арлингтонское национальное кладбище после того, как президент Рональд Рейган сделал исключение по просьбе С. Аллена. Гарвардский университет, эксперт по биографии Хенсона.

Хотя Хенсон был дважды женат, у него был только один сын по имени Анахкак Хенсон, которого он родил от своей возлюбленной-инуитки. Позже могилу Хенсона посетил его сын.

В 1988 году Хенсон был посмертно награжден медалью Хаббарда, высшей наградой, присуждаемой Национальным географическим обществом, возможно, самой престижной из его наград.

Вопрос о том, был ли Хенсон первым человеком, достигшим полюса, остается спорным. Как писал журналист Линкольн Стеффенс: «Как бы там ни было, ситуация так же прекрасна, как и полюс… И что бы они там ни нашли, эти исследователи, они оставили там историю, великую, как континент».


Затем познакомьтесь с Чжэн Хэ, легендарным мусульманским исследователем средневекового Китая. Затем узнайте о Фритьофе Нансене, лауреате Нобелевской премии гуманитарном деятеле, который был первым человеком, пересекшим Гренландию.

Открытие Северного полюса: кто добрался туда первым?

На заре человечества люди чертовски соперничали друг с другом. Мы хотим быть лучшими. Первый. В то время как большая часть мира уже исследована сегодня, самые высокие пики, самые темные пещеры и самые ледяные тундры когда-то были неразгаданными тайнами, и люди были одержимы открытием каждого уголка. До 1900-х годов Северный полюс был одним из тех нетронутых уголков. Все первые попытки потерпели неудачу, что повысило привлекательность так называемой вершины мира.

В 1909 году все изменилось. Во-первых, инженер ВМС США Роберт Пири заявил, что достиг полюса 6 апреля того же года. Но вскоре после этого американский исследователь по имени Фредерик Альберт Кук заявил, что на самом деле он первым достиг полюса почти за год до этого. Так кто был прав?

Северный полюс едва пригоден для жизни и чрезвычайно труднодоступен. Расположенный в центре Северного Ледовитого океана, доступ к полюсу невозможен без предварительного пересечения коварного, непредсказуемого морского льда. Все попытки до 20-го века терпели неудачу. Уильям Эдвард Пэрри, офицер британского военно-морского флота, попытался, но даже близко не подобрался. Американский исследователь по имени Чарльз Холл попытался, но потерпел неудачу в 1871 году. Более двух десятилетий спустя пара норвежских исследователей, Фредрик Ялмар Йохансен и Фритьоф Нансен, были очень близки, прежде чем им пришлось вернуться домой побежденными. Итальянский исследователь продвинулся немного дальше, прежде чем сдаться.

Затем пришли Пири и Кук. Они начинали как друзья, но их разногласия были очевидны. Пири родился в 1856 году и был одержим стремлением к славе. Его экспедиции, как и большинство других, в значительной степени полагались на помощь местных жителей в каждом регионе, который он исследовал, но он относился к ним скорее как к шахматным фигурам, чем к друзьям. Он дошел до того, что выкопал могилы для продажи в Нью-Йоркский музей естественной истории. Кук, родившийся почти десятилетием позже, в 1865 году, был амбициозным молодым врачом с более современным подходом. Он искренне интересовался жизнью коренных народов, погружаясь в их культуру и изучая их языки.

Однажды они вместе отправились в Гренландию, но Кук отклонил второе приглашение. Пири хотел, чтобы он подписал контракт, запрещающий публикацию любых отчетов об экспедиции до того, как Пири сделает это первым. Оставшись с неприятным привкусом во рту, Кук разорвал контакты с Пири на несколько лет. Они воссоединились, когда Пири потерялся в Арктике, и Кука призвали спасти его. Спасти его он и сделал, вылечив его от цинги и ряда других заболеваний. Во время более поздней экспедиции в Гренландию Пири сильно сломал ногу, и Кук снова вмешался, чтобы вылечить его рану. Тем не менее, это были очень разные люди. Вместо коллег они были конкурентами.

Персонал на антарктической базе, 1946-47 гг. Задний ряд: (слева направо) Дастин; Кокс; доктор Пол А. Сайпл; контр-адмирал Ричард Э. Берд, USN; и Бойд на коленях: (слева направо) Моренси; Ширли; Эмори Х. Уэйт: Ричардсон; и Wiener U.S. Naval History and Heritage Command Photograph

Пири, один из последних империалистических исследователей, умер бы за славу.

В сообщении своей матери о своем стремлении покорить неуловимый Северный полюс он написал: «Мое последнее путешествие принесло миру мое имя; мой следующий даст мне положение в мире… Я буду первым в высших кругах столицы и заведу влиятельных друзей, с которыми я смогу формировать свое будущее, вместо того, чтобы позволять ему идти своим чередом… Помни, мама, я должен иметь известность».

Пири действительно путешествовал в Арктику еще раз, но вопрос о том, добрался ли он до полюса, вызывает большие споры. По его словам, он добрался до Северного полюса 6 апреля 1909 года, но наотрез отказался предоставить какие-либо окончательные доказательства. Согласно более позднему обзору, проведенному в 1989 году Национальным географическим обществом США, фотографии, сделанные Пири, позволяют предположить, что он действительно находился в пределах восьми километров от официального Северного полюса.

Даже с этим предполагаемым одобрением истинность его утверждений оставалась спорной. Во-первых, ни у кого из участников экспедиции не было навигационных навыков, чтобы подтвердить или опровергнуть сообщения Пири. Однако они упомянули несколько мучительно длинных обходных путей, в то время как Пири утверждал, что выбрал прямой маршрут. Во-вторых, даже в своей собственной экспедиции он, возможно, не был первым, кто достиг полюса. К нему присоединились четверо инуитов и его помощник, темнокожий мужчина по имени Мэтью Хенсон. Хенсон сам по себе был опытным исследователем, он семь раз путешествовал по Арктике вместе с Пири.

Тем не менее, Пири считал себя выше Хенсона и не желал делиться с ним заслугами. На самом деле он намеревался бросить Хенсона, чтобы первым добраться до полюса по долгу службы. Однако он потерял счет дистанции и, по словам Хенсона, был в ярости от того, что пятеро других разделили «его» славную победу на Северном полюсе. Позже он взял на себя все заслуги, и только когда Хенсон опубликовал книгу в 1947 году, он начал получать признание за свои достижения.

Независимо от того, действительно ли они добрались до полюса или нет, их беспрепятственное правило полярных открытий недолго оставалось без сопротивления.

Кук утверждал, что достиг полюса почти годом ранее, но его доказательства были неубедительны.

Отважный доктор Кук был так же увлечен поисками далекого севера, как и Пири. После экспедиции на гору Денали, которая также была окутана подозрениями, Кук направился прямо в Арктику. Он отправился из Анноатока, поселения в Гренландии, в феврале 1908 года. Он утверждал, что прибыл на полюс 21 апреля, но вернулся в Анноаток только следующей весной, чуть не умер от голода.

Всего их не было 14 месяцев, и так и осталось неясным, где они оказались. Куку так и не удалось создать убедительные навигационные записи. По его словам, он оставил записи в ящике вместе с другими своими вещами в Анноатоке. Там американский охотник Гарри Уитни попытался погрузить ящик на корабль Пири, Рузвельт, не дай Пири. Содержимое этого ящика никто больше не видел.

К декабрю 1909 года эксперты Копенгагенского университета определили, что записей Кука недостаточно, чтобы доказать, что он достиг полюса. Некоторые исследователи отмечают, что отчет Кука о путешествии, который он записал в дневник, описывает пейзаж с поразительной точностью. Если он не достиг полюса, откуда он мог знать, как он выглядит?

Кто бы ни добрался туда первым, оба мужчины были бесстрашными авантюристами, которые проложили путь для более поздних, менее спорных экспедиций.

Настоящего «первого человека на Северном полюсе» почти невозможно определить, но многие пошли по его стопам. Примерно 60 лет спустя американец Ральф Плейстед вместе с тремя товарищами первым достиг полюса без малейших споров… на снегоходе в 1968 году! Другие искатели приключений также преуспели в этом на самолете, подводной лодке и на своих двоих. Интересно, за какую убийственную пустошь исследователи будут сражаться дальше?

Как афроамериканский исследователь Мэтью Хенсон стал первым человеком, достигшим Северного полюса, а затем был забыт почти на 30 лет приписывают первое достижение Северного полюса. Те, кто работает вместе с легендами — выполняя тяжелую работу, спасая жизни, выполняя необходимые расчеты, — как правило, забываются или маргинализируются почти сразу же при рассказе истории, особенно когда они не соответствуют профилю людей, которым разрешено делать историю.

В случае Пири кажется, что самый важный член его команды — его помощник, афроамериканский исследователь Мэтью Хенсон — возможно, первым достиг Северного полюса вместе с четырьмя членами команды инуитов.

Хенсон и Перри впервые встретились в магазине одежды в Вашингтоне, округ Колумбия, где работал Хенсон. Когда они завели разговор, Пири узнал, что Хенсон бежал из Мэриленда «после того, как его родители стали мишенью Ку-клукс-клана», как пишет Месси Несси. Затем в 12 лет он устроился юнгой и совершил кругосветное плавание, в том числе по русским арктическим морям, учась читать и писать на борту корабля.

Пири был впечатлен и «немедленно нанял его», и «с этого момента Хенсон участвовал в каждой экспедиции, в которую отправлялся Пири; путешествие по джунглям Никарагуа, а затем преодоление тысяч миль льда на собачьих упряжках до Северного полюса». Также в их последней экспедиции участвовало 39 инуитов, мужчин, женщин и детей, в том числе четверо инуитов — Ута, Эгигингва, Сиглу и Угуа, — которые сопровождали Хенсона и Пири на последнем этапе путешествия 1909 года, восьмой попытке Пири и Хенсона.

По мере того, как шесть человек приближались к полюсу, Пири «становился все более и более утомленным, страдая от истощения и обмороженных пальцев на ногах, не в силах покинуть свой лагерь, разбитый в пяти милях» от него. Хенсон и другие «разведали вперед» и, по словам Хенсона, фактически промахнулись мимо шеста, прежде чем свернуть назад. «Я мог видеть, что мои следы были первыми на месте», — писал он позже.

Пири в конце концов догнал его, и «адмирал на санях якобы поплелся, чтобы водрузить американский флаг на льду — и тем не менее, единственная фотография исторического момента показывает группу лиц, которые явно не белые». Либо Пири сделал эту фотографию, чтобы «отдать дань уважения команде», либо его вообще не было рядом, когда она была сделана. Первое маловероятно, учитывая стремление Пири заявить о себе как о подвиге.

Пири получил исключительную награду от Национального географического общества и награду Конгресса в 1911 году, в то время как «вклад Хенсона в значительной степени игнорировался» в то время, и «он вернулся к очень нормальной жизни» в относительной безвестности, работая таможенником США. клерком в течение 23 лет, не в состоянии мобилизовать ресурсы для дальнейших экспедиций после выхода Пири на пенсию.

В своих трудах Пири охарактеризовал Хенсона в соответствии с его полезностью: «Эту должность я дал ему в первую очередь из-за его приспособляемости и пригодности к работе, а во-вторых, из-за его лояльности. Он лучше ездит на собаках и управляет санями лучше любого живого человека, за исключением некоторых из лучших охотников-эскимосов. Этот отрывок напоминает описания Льюисом и Кларком Сакагавеи, которая никогда не проявляет себя полноценной личностью со своими собственными мотивами.

К сожалению, в своем отчете 1912 года Негр-исследователь на Северном полюсе кажется, что Хенсон усвоил расизм, который ограничивал его статус второго сорта. «Совершилось и свершилось иное мировое свершение», — пишет он, пассивно ускользая от деятеля. Затем он обращается к тропу, который появляется снова и снова, от Шекспира Буря до Робинзона Крузо Дефо: «С самого начала истории, где бы мировая работа ни выполнялась белым человеком, его сопровождал цветной человек. От строительства пирамид и путешествия к кресту до открытия нового мира и открытия Северного полюса».

История, которую изучил Хенсон, очевидна — обеление всемирно-исторического масштаба. Ему потребовалось почти 30 лет, чтобы наконец получить признание, хотя он дожил до того, чтобы стать первым чернокожим членом Клуба исследователей в 1937 году, и «с некоторой иронией», пишет Месси Несси, он «был награжден медалью Пири за полярную экспедицию» в 1937 году. 1944 г. С тех пор его имя обычно упоминается вместе с именем Пири в истории экспедиции, но редко как имя первого человека, достигшего полюса. Посмотрите два коротких описания достижений Хенсона выше и посмотрите еще много фотографий из экспедиции в Месси-Несси.

через Messy Nessy

Связанный контент:

Дневник исследователя Дэвида Ливингстона (написанный ягодным соком) теперь оцифрован с помощью новой технологии обработки изображений )

История афроамериканцев — Эмансипация до наших дней: бесплатный курс Йельского университета

Джош Джонс — писатель и музыкант из Дарема, Северная Каролина.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *