Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Предки адыгов: Кавказский Узел | Адыги

Содержание

404 Cтраница не найдена

Размер:

AAA

Изображения Вкл. Выкл.

Обычная версия сайта

К сожалению запрашиваемая страница не найдена.

Но вы можете воспользоваться поиском или картой сайта ниже

  • Университет
    • История университета
    • Анонсы
    • Объявления
    • Медиа
      • Представителям СМИ
      • Газета «Технолог»
      • О нас пишут
    • Ректорат
    • Структура
      • Филиал
      • Политехнический колледж
      • Медицинский институт
        • Лечебный факультет
        • Педиатрический факультет
        • Фармацевтический факультет
        • Стоматологический факультет
        • Факультет послевузовского профессионального образования
      • Факультеты
      • Кафедры
    • Ученый совет
    • Дополнительное профессиональное образование
    • Бережливый вуз – МГТУ
      • Новости
      • Объявления
      • Лист проблем
      • Лист предложений (Кайдзен)
      • Реализуемые проекты
      • Архив проектов
      • Фабрика процессов
      • Рабочая группа «Бережливый вуз-МГТУ»
    • Вакансии
    • Профсоюз
    • Противодействие терроризму и экстремизму
    • Противодействие коррупции
    • WorldSkills в МГТУ
    • Научная библиотека МГТУ
    • Реквизиты и контакты
    • Документы, регламентирующие образовательную деятельность
  • Абитуриентам
    • Подача документов онлайн
    • Абитуриенту 2022
    • Экран приёма 2022
    • Иностранным абитуриентам
      • Международная деятельность
      • Общие сведения
      • Кафедры
      • Новости
      • Центр Международного образования
      • Академическая мобильность и международное сотрудничество
        • Академическая мобильность и фонды
        • Индивидуальная мобильность студентов и аспирантов
        • Как стать участником программ академической мобильности
    • Дни открытых дверей в МГТУ
    • Подготовительные курсы
      • Подготовительное отделение
      • Курсы для выпускников СПО
      • Курсы подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ
      • Онлайн-курсы для подготовки к экзаменам
      • Подготовка школьников к участию в олимпиадах
    • Малая технологическая академия
      • Профильный класс
      • Индивидуальный проект
      • Кружковое движение юных технологов
      • Олимпиады, конкурсы, фестивали
    • Архив
    • Веб-консультации для абитуриентов
    • Олимпиады для школьников
      • Отборочный этап
      • Заключительный этап
      • Итоги олимпиад
    • Профориентационная работа
    • Стоимость обучения
  • Студентам
    • Студенческая жизнь
      • Стипендии
      • Организация НИРС в МГТУ
      • Студенческое научное общество
      • Студенческие научные мероприятия
      • Конкурсы
      • Команда Enactus МГТУ
      • Академическая мобильность и международное сотрудничество
    • Образовательные программы
    • Подготовка кадров высшей квалификации
      • Аспирантура
      • Ординатура
    • Расписание занятий
    • Расписание звонков
    • Онлайн-сервисы
    • Социальная поддержка студентов
    • Общежития
    • Трудоустройство обучающихся и выпускников
      • Информация о Центре
        • Цели и задачи центра
        • Контактная информация
        • Положение о центре
      • Договоры о сотрудничестве с организациями, предприятиями
      • Партнеры
      • Работодателям
        • Размещение вакансий
        • Ярмарки Вакансий
      • Студентам и выпускникам
        • Вакансии
        • Стажировки
        • Карьерные мероприятия
      • Карьерные сайты

        Сегодня Современный Государственный Университет — это один из самых крупных многопрофильных вузов Поволжья, обеспечивающий формирование интеллектуального потенциала и способствующий социально-экономическому развитию региона.

        • HeadHunter
        • Работа в России
        • Факультетус
      • Карьерные возможности для лиц с инвалидностью и ОВЗ
      • Трудоустройство иностранных студентов
    • Обеспеченность ПО
    • Инклюзивное образование
      • Условия обучения лиц с ограниченными возможностями
      • Доступная среда
    • Ассоциация выпускников МГТУ
    • Перевод из другого вуза
    • Вакантные места для перевода
  • Наука и инновации
    • Научная инфраструктура
      • Проректор по научной работе и инновационному развитию
      • Научно-технический совет
      • Управление научной деятельностью
      • Управление аспирантуры и докторантуры
      • Точка кипения МГТУ
        • О Точке кипения МГТУ
        • Руководитель и сотрудники
        • Документы
        • Контакты
      • Центр коллективного пользования
      • Центр народной дипломатии и межкультурных коммуникаций
      • Студенческое научное общество
    • Новости
    • Научные издания
      • Научный журнал «Новые технологии»
      • Научный журнал «Вестник МГТУ»
      • Научный журнал «Актуальные вопросы науки и образования»
    • Публикационная активность
    • Конкурсы, гранты
    • Научные направления и результаты научно-исследовательской деятельности
      • Основные научные направления университета
      • Отчет о научно-исследовательской деятельности в университете
      • Результативность научных исследований и разработок МГТУ
      • Финансируемые научно-исследовательские работы
      • Объекты интеллектуальной собственности МГТУ
      • Результативность научной деятельности организаций, подведомственных Минобрнауки России (Анкеты по референтным группам)
    • Студенческое научное общество
    • Инновационная инфраструктура
      • Федеральная инновационная площадка
      • Проблемные научно-исследовательские лаборатории
        • Научно-исследовательская лаборатория «Совершенствование системы управления региональной экономикой»
        • Научно-исследовательская лаборатория проблем развития региональной экономики
        • Научно-исследовательская лаборатория организации и технологии защиты информации
        • Научно-исследовательская лаборатория функциональной диагностики (НИЛФД) лечебного факультета медицинского института ФГБОУ ВПО «МГТУ»
        • Научно-исследовательская лаборатория «Инновационных проектов и нанотехнологий»
      • Научно-техническая и опытно-экспериментальная база
      • Центр коллективного пользования
    • Конференции
      • Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы науки и образования»
      • VI Международная научно-практическая онлайн-конференция
  • Международная деятельность
    • Иностранным студентам
    • Международные партнеры
    • Академические обмены, иностранные преподаватели
      • Академическая мобильность и фонды
      • Индивидуальная мобильность студентов и аспирантов
      • Как стать участником программ академической мобильности
      • Объявления
    • Факультет международного образования
  • Сведения об образовательной организации

Адыги и черкесы – наследники атлантов.

Великие тайны Руси [История. Прародины. Предки. Святыни]

Адыги и черкесы – наследники атлантов

Да, среди народов Кавказа мы, по всей видимости, находим прямых потомков древних атлантов.

Есть все основания полагать, что одним из самых древних народов Северного Кавказа, как и всего Причерноморья, являются абхазо-адыги.

Лингвисты видят родство их языка с языком хаттов (от хаттов или «аттов» идёт и их самоназвание). Сей народ ко II тысячелетию до н. э. населял чуть не весь берег Чёрного моря, имел развитую культуру, письменность, храмы.

В Малой Азии они ещё во II тысячелетии до н. э., они слились с хеттами, которые стали затем гетами-фракийцами. Однако на северном берегу Чёрного моря хатты сохранили язык и даже своё древнее имя – атты или адыги. Однако в их культуре, легендах преобладает арийский (то есть изначально хеттский) слой, а от атлантского прошлого осталось немногое – прежде всего язык.

Древние абхазо-адыги – пришлый народ. Местные легенды, записанные в XIX веке великим просветителем адыгейского народа Шорой Бекмурзином Ногмовым (см. его книгу «История адыхейского народа», Нальчик, 1847), указывают на их приход из Египта, что может говорить также о древнейшей египетско-атлантидской колонизации Причерноморья.

Согласно легенде, приведённой Ш. Б. Ногмовым, род адыгов идёт от прародителя Ларуна, «уроженца Вавилона», который «вследствие гонений оставил свою страну и поселился в Египте».

Герб Адыгеи

Далее Ш. Б. Ногмов рассказывает, что у сего Ларуна «было двое сынов – Черкес и Биксес», они перебрались перед потопом на Кавказ, и от них пошли роды адыгейцев-черкесов.

Очень важная этиологическая легенда! Конечно, она была изменена временем, как и все подобные легенды. В частности, Вавилон, упоминаемый в сём сказании, может оказаться иным прозванием самой Атлантиды.

Почему я так считаю? Да потому, что и в ряде русских легенд об Атлантиде произошла такая же замена. Дело в том, что одно из имён Атлантиды, золотого острова на краю света, – суть Аввалон («страна яблок»). Так называли сию землю кельты.

А в землях, где впоследствии распространилась библейская литература, часто по созвучию сию землю стали именовать Вавилоном. Известны и «вавилоны», лабиринты из камней на нашем Крайнем Севере, кои напоминают об одной из важнейших мистерий Аввалона-Атлантиды.

Легенды о переселениях предков адыгов из сего Аввалона-Вавилона в Египет, а из Египта на Кавказ, в сущности, являются отголоском истории древней колонизации атлантами Причерноморья и Кавказа.

И потому мы вправе говорить и о америко-атлантидской колонизации, и искать родство абхазо-адыгов, например, с северо-американскими ацтеками и т. д.

Возможно, при той колонизации (X–IV тысячелетий до н. э.) предки абхазо-адыгов встретили в Северном Причерноморье предков носителей картвельских, а также семитских языков и, судя по всему, древнее негроидное население Кавказа.

Замечу, что негры и после жили на Кавказе, об этом писали античные географы. Например, Геродот (484–425 гг. до н. э. ) оставил такое свидетельство: «Колхи, по-видимому, египетского происхождения: я о том догадывался, прежде чем услышал от других, но, желая удостовериться, расспрашивал оба народа: колхи сохранили гораздо больше воспоминаний о египтянах, чем египтяне о колхах. Египтяне полагают, что народы эти – суть потомки части войска Севострисова. Я также заключил это на основании примет: во-первых, они черномазы и курчавы…»

Замечу также, что эпический поэт Пиндар (522–448 гг. до н. э.), живший до Геродота, также называет колхов чёрными. И по археологическим раскопкам известно, что негры здесь жили по крайней мере с XX тысячелетия до н. э. Да и в нартском эпосе абхазов часто присутствуют «чернолицые джигиты», переселившиеся в Абхазию из далеких южных земель.

Судя по всему, именно эти коренные негры дожили здесь и до нашего времени, ибо в горах всегда сохраняются анклавы древнейших культур и народов.

Так, известно, что несколько семей коренных кавказских негров дожили в Абхазии до середины XX века. Об этих коренных абхазских неграх, живших в селениях Адзюбжа, Поквеше, Члоу, Тхине, Меркуле и Кынге, неоднократно писали в нашей научно-популярной литературе (см., например, статью В. Дробышева «В краю золотого руна», в сб. «Таинственное и загадочное». Минск, 1994).

А вот что писал об этом некий Е. Марков в газете «Кавказ» за 1913 год: «Проезжая в первый раз абхазскую общину Адзюбжу, я был поражён чисто тропическим ландшафтом: на яркой зелени густых девственных зарослей вырисовывались хижины и постройки из дерева, крытые тростником, копошились курчавые негритята, важно проходила с ношей негритянка.

На ослепительном солнце чёрные люди в белых одеждах представляли характерное зрелище какой-нибудь африканской сценки… Негры эти ничем не отличаются от абхазцев, среди которых живут с давних времён, говорят только по-абхазски, исповедуют ту же веру…»

Забавный очерк о абхазских неграх оставил и писатель Фазиль Искандер.

Магией и искусством перевоплощений некой негритянки, старухи Абаш, восхищался в 1927 году Максим Горький, когда вместе с драматургом Самсоном Чанбой посетил село Адзюжбу.

Изучая связи Африки и Абхазии в связи с наличием коренного негритянского населения, учёный Дмитрий Гулия в своей книге «История Абхазии» отмечал и наличие сходно звучащих абхазских и египетско-эфиопских топонимов, а также имён людей.

Отметим эти совпадения (справа имена абхазские, слева – абиссинские):

Местности, сёла, города

Гумма Гумма

Багада Багад

Самхария Самхара

Набешь Хебешь

Акапа Акапа

Гоандара Гондара

Колдахвари Котлахари

Челоу Челов

Да и само древнее имя Абхазии – «Апсны» (то есть «Страна души»), созвучно имени Абиссинии.

И мы, также отмечая сие сходство, не можем не подумать, что говорит это не только о переселениях негров из Африки в Абхазию, но прежде всего о том, что между этими землями в глубокой древности существовали крепкие связи.

Переселения, очевидно, осуществляли не только негры, но и сами предки абхазов и адыгов, то есть хатты-атланты.

И эта культурно-историческая преемственность поныне ясно осознаётся и в Абхазии, и в Адыгее.

Так, в 1992 году при принятии герба и флага Республики Адыгея было принято предложение Адыгейского историко-краеведческого музея и Научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики.

При создании сего флага была использована древнейшая хаттско-хеттская символика. В качестве флага был принят известный исторический флаг Черкесии (Адыгеи) начала XIX века, существовавший с незапамятных времён до включения её в состав России.

На сём флаге изображены 12 золотых звёзд и три золотых перекрещенных стрелы. Двенадцать золотых звёзд, как писал ещё в 1830 историк Р. Тахо, традиционно означают «двенадцать основных племён и округов Объединённой Черкесии». А три стрелы – суть громовые стрелы Тлепша, бога-кузнеца.

В символике сего флага историки видят родство и преемственность с хеттско-хаттским штандартом (царским скипетром) IV–III тысячелетий до н. э.

Сей штандарт представляет собой овал. По периметру его мы видим девять узлов-звёзд и три подвешенные розетки (восьмилучевые перекрестья также дают число девять, а с розетками двенадцать). Овал сей расположен на ладье. Что, возможно, напоминает о переселении по морю этих двенадцати родов хаттов (протохеттов. Сей штандарт использовался в IV–III тысячелетиях как царями хаттов в Малой Азии, так и вождями Майкопских племён на Северном Кавказе.

Перекрещенные стрелы означают также и решётку хаттского штандарта, к тому же решётка, вписанная в овал, древнейший символ плодородия, известны как у хаттов, так и у многих иных народов, в том числе славян. У славян этот символ означает Дажьбога.

Те же 12 звёзд перешли и в современный герб Республики Адыгея. На сём гербе изображён и герой нартского эпоса Саусрыко (он же Сосурко, Сасрыкава) с факелом в руках. Имя сего героя означает «Сын Камня», и предания о нём общие также и для славян.

Так «Сыном камня» является у славян Вышень Дажьбог. Огонь же людям приносит его воплощение бог Крышний-Коляда, и он также обращается в Камень, отождествляемый с горой Алатырем (Эльбрусом).

Легенды о сём нарте (боге) уже чисто арийско-ведические, как и, в сущности, весь абхазо-адыгейский эпос, во многом родственный иным эпосам народов Европы.

И тут следует заметить важное обстоятельство. Не только абхазо-адыгейцы (черкесы, кабардинцы, карачаевцы) являются прямыми потомками атлантов.

Таковыми следует считать также и некоторые казачьи роды, о чём уже было рассказано.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

РУСЫ НАСЛЕДНИКИ АТЛАНТОВ

РУСЫ НАСЛЕДНИКИ АТЛАНТОВ Античные легенды об Атлантиде, в том числе и те, которыепересказал Платон, населяют этот древний материк или островнародом высочайшей культуры. Древние атланты, по этим преданиям, обладали многими волшебными искусствами и науками; особенно

9.10. Мамелюки-черкесы-казаки в Египте

9.10. Мамелюки-черкесы-казаки в Египте Согласно скалигеровской истории, якобы в 1240 году в Египет вторгаются мамелюки, рис. 9.1.Мамелюки считаются черкесами[55], с.745. Вместе с ними в Египет прибывают и другие кавказские горцы[55], с.745. Отметим, что мамелюки захватывают власть в

След атлантов?

След атлантов? Древнеегипетский город Саис упоминается начиная с 3000 года до н. э., и уже тогда он был не таким уж новым населенным пунктом. Ученые до сих пор затрудняются назвать время его основания. В этом городе, собственно, ничего особо примечательного не было, и лишь в VII

«Атлантика — для атлантов!»

«Атлантика — для атлантов!» Легендарную платоновскую Атлантиду пытались отыскать в Скандинавии и Антарктиде, Монголии и Перу, Палестине и Бразилии, на берегах Гвинейского залива и на Кавказе, в джунглях Амазонии и песках Сахары, потомками атлантов считали этрусков

Русы – наследники атлантов

Русы – наследники атлантов Античные легенды об Атлантиде, в том числе и те, которые пересказал Платон, населяют сей древний материк или остров народом высочайшей культуры. Древние атланты, по сим преданиям, обладали многими волшебными искусствами и науками; особенно

Казаки – наследники атлантов

Казаки – наследники атлантов В сущности, чуть не все народы Европы могут почитать в той или иной степени атлантов своими дальними предками, ибо атланты являются южным корнем европейцев (так же как арии являются северным корнем). Однако есть также народы, которые

Пирамиды атлантов?

Пирамиды атлантов? Имеются также сообщения об ушедших под воду пирамидах, расположенных неподалеку от Багамских островов, к востоку от побережья Флориды и к северу от острова Куба в Карибском море. В конце 70-х годов XX столетия доктор Мэнсон Валентайн заявил, что эти

Дорогами атлантов

Дорогами атлантов — Легенды несомненно проливают некоторый свет на существование народа, следы которого мы часто встречаем в древнейшей истории, — начал свой доклад старый профессор.  — И по моему убеждению, этот исчезнувший народ атлантов обитал не на острове среди

Царство атлантов

Царство атлантов Всё это могло быть и в Атлантиде в IV тысячелетии до нашей эры.Последний обломок этой страны мог представлять собой большой остров с долиной, защищённой с севера высоким горным хребтом. Здесь, в циклопических каменных дворцах, среди цветущих садов,

Глава первая ВОЕННОЕ РАБСТВО И ЧЕРКЕСЫ

Глава первая ВОЕННОЕ РАБСТВО И ЧЕРКЕСЫ «Система военного рабства является институтом, который развился исключительно в кадре ислама и который не сопоставим ни с чем иным вне сферы ислама». Давид Айалон. Мамелюкское рабство. «Черкесы султанской стражи жили своими

12. МАСУДИ. АЛАНЫ И ЧЕРКЕСЫ

12. МАСУДИ. АЛАНЫ И ЧЕРКЕСЫ Арабский путешественник-географ Абуль-Хасан Али аль-Масуд и жил в первой половине X в. н. э., умер в 956 г. Приводимые отрывки взяты из его книги «Луга золота и рудники драгоценных камней». Перепечатывается из «Сборника материалов для описания

Казаки – наследники атлантов

Казаки – наследники атлантов В сущности, чуть не все народы Европы могут почитать в той или иной степени атлантов своими дальними предками, ибо атланты являются южным корнем европейцев (так же как арии являются северным корнем).Однако есть также народы, которые сохранили

Адыги и черкесы – наследники атлантов

Адыги и черкесы – наследники атлантов Да, среди народов Кавказа мы, по всей видимости, находим прямых потомков древних атлантов.Есть все основания полагать, что одним из самых древних народов Северного Кавказа, как и всего Причерноморья, являются абхазо-адыги. Лингвисты

Т. М. Феофилактова НОГАЙЦЫ И ЗАПАДНЫЕ АДЫГИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В

Т. М. Феофилактова НОГАЙЦЫ И ЗАПАДНЫЕ АДЫГИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В На Правобережной Кубани жили ногайцы, на Левобережной — западные адыги. Их называли черкесами, или горцами. Первые вели кочевой образ жизни. Об этом писал французский консул в Крыму М. Пейсонель: «Ногайцы

Адыгское златокузнечество

Главное

Адыгская (черкесская) традиция художественной обработки металлов насчитывает более шести тысячелетий – от драгоценностей знаменитого Майкопского кургана середины IV тыс. до н. э., открывающих «Золотую кладовую» Государственного Эрмитажа, до изделий современных златокузнецов. У адыгов даже есть фамилия Дышеч, что значит «золотых дел мастер». Изящество, тонкий вкус и высокое качество отличали работы черкесских ювелиров прошлого. У старых мастеров есть последователи и продолжатели традиций.

История

Культура обработки благородных металлов была известна предкам адыгов с древнейших времен. Западный Кавказ, на территории которого сформировался адыгский этнос, тысячелетиями являлся кузницей металлов, в том числе благородных. Это был своеобразный цивилизационный мост, через который проходили древние народы. Предки адыгов, обмениваясь с ними культурными достижениями, технологиями и эстетическими представлениями, закладывали традиции златокузнечества и вырабатывали собственный стиль декоративно-прикладного искусства. Он менялся от эпохи к эпохе, но на каждом этапе развития художественной обработки металлов на Западном Кавказе создавались подлинные шедевры. Недаром златокузнечество считается одним из критериев оценки уровня развития технологий, духовной культуры и эстетического вкуса народа. Высокохудожественные изделия древних мастеров из золота и серебра, найденные археологами на территории Адыгеи, украшают коллекции ведущих музеев нашей страны. Сокровища из Майкопского кургана, Келермесских и Уляпских курганов восхищают наших современников и вдохновляют на создание новых произведений искусства.

Дошедшие до наших дней изделия адыгских золотых дел мастеров XIX – начала XX вв., хранящиеся в музеях и частных коллекциях, являются образцами зрелого стиля ювелирного искусства, известного как «черкесский». Его отличают любовь к растительным мотивам, изящество и благородная сдержанность. Адыгские златокузнецы с большим мастерством изготавливали украшения, декорировали оружие, доспехи и конскую упряжь. Им были известны такие ювелирные техники как литье, гравировка, золочение, филигрань, ложная зернь, штамповка, насечка, чернь. Российский автор И. Бларамберг в 1830 г. писал о черкесских ювелирах: «Золотых и серебряных дел мастера украшают золотом и серебром оружие, пороховницы, пояса… Совершенство этого вида работ, красоту и гармонию рисунка, который они воспроизводят с помощью кислоты чернью по металлу, трудно себе представить».

Состояние

Эпоха индустриализации стремительно вытеснила древние технологии, поменялась мода, и ко второй половине XX вв. традиции ювелирного искусства адыгов едва не забылись. Но в Адыгее появились энтузиасты, взявшиеся за возрождение почти утраченных секретов. Среди них – Ася Еутых, член Союза художников России, народный художник Республик Адыгея и Кабардино-Балкария, почетный член Российской академии художеств.

Ей, внучке адыгского златокузнеца и золотошвеи, с ранней юности не давали покоя произведения искусства прошедших эпох и археологические артефакты, возраст которых насчитывал сотни и даже тысячи лет. Словно зов далеких предков неудержимо влек ее к постижению секретов древних мастеров.

Тщательное исследование археологических и этнографических музейных коллекций, вдумчивая работа с историческими источниками, умноженные на талант и фантастическое трудолюбие привели к созданию авторского стиля Аси Еутых. Похоже, ей удалось проникнуть в тайны символов и смыслы художественных образов, запечатленных в творениях безымянных авторов древности. Они словно передали ей свои сакральные знания, сделав ее хранительницей этого тысячелетнего наследия.

Другой известный продолжатель адыгских традиций златокузнечества – Мурат Гогуноков. Ювелир-оружейник, реставратор, он является членом Союза художников России, заслуженным художником Адыгеи. Признанный мастер посвятил много времени изучению архивов и музейных коллекций, постигая традиционные черкесские технологические и стилистические приемы. Его работа кропотлива и трудоемка, все операции он выполняет вручную, следуя именно «черкесскому» стилю ювелирного искусства. Художник реставрирует старинное оружие и создает авторские парадно-коллекционные образцы.

Этот современный мастер не только транслирует, но и развивает традиции своих великих предшественников. Он творчески переработал древнее наследие и создал свой собственный, узнаваемый почерк.

Впечатления

Произведения адыгских ювелиров прошлого и современных авторов хранятся в коллекциях Национального музея Республики Адыгея и Северо-Кавказского филиала Музея Востока. Ими восхищаются любители и знатоки искусства.

Совсем скоро уникальные творения Аси Еутых можно будет увидеть в ее авторской «Золотой кладовой», которая построена на территории Городского парка в г. Майкопе – столице Республики Адыгея. Это будет уникальный арт-объект, сочетающий в себе функции музея и интерактивной мастерской.

Известный режиссер А.Н. Сокуров сказал о ней: «…Искусство этой красивой, хрупкой и вместе с тем удивительно сильной женщины – это бриллиант в короне большой и многонациональной России. Она мастер мирового класса…»

 

{{objectCandidate.short_description}}

Привязан к брендам:

  • {{brand. name}}

 

Адрес: {{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : ‘нет’}}

Автор описания:

{{objectCandidate.author}}

Сайт:

{{objectCandidate.site}}

Координаты:

{{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate. coords || []).lon}}

Объекты

{{object.name}}

Комментарии для сайта Cackle

Народ России — черкесы, его документальная история, традиции и быт

Факты

Численность в РФ — 73184 человека

Основной регион — Карачаево-Черкесская Республика

Родной язык — кабардино-черкесский

Владение родным языком — .

Истоки — Причерноморье

Содержание:

  1. Происхождение черкесов
  2. Где живут черкесы?
  3. Численность черкесов
  4. История черкесов
  5. Язык черкесов
  6. Религия и обычаи черкесов
  7. Культура черкесов
  8. Жилище черкесов
  9. Внешность народа
  10. Известные черкесы

ЧЕРКЕСЫ, адыгэ (самоназвание), народ группы адыгов в Российской Федерации.

Народ черкесы относится к группе народов, которые называют себя адыгами (это адыгейцы, кабардинцы, черкесы и шапсуги). Некоторые исследователи причисляют к адыгам также и убыхов, хотя у этого народа особенный язык.

Русские черкесы исторически проживают на территориях, которые сегодня относятся к Карачаево-Черкесии, Ставропольскому и Краснодарскому краю, а также находятся в Адыгее и Кабардино-Балкарии. В России сегодня насчитывается чуть более 73 тысяч черкесов.

Происхождение черкесов

По мнению ученых, происхождение адыгов связано с Кобанской археологической культурой, которая возникла на Кавказе в XIII веке до нашей эры. Представители этой культуры впоследствии разделились на две этнолингвистические группы: протоадыги и протовайнахи. Протоадыгская этническая группы далее разветвилась на несколько субэтносов.

Согласно словарю Эфрона, историки древней Греции называли этот народ словом «керкет», а также «зюха». В частности, керкетов упоминает в своих работах греческий историк Страбон.

Название «черкесы» появляется в записках некоторых историков и философов только в XIV веке. Впрочем, сами черкесы того времени называли себя адыгами, что означает «благородными», а слово «черкес» имеет тюркское происхождение. В переводе с турецкого оно означало человека, который перегораживает дорогу – то есть, разбойника. Ведь это племя жило набегами.

В «Иллюстрированном журнале Глисона» утверждается, что черкесы никогда никому не подчинялись и руководствовались собственными законами.

Несмотря на свою малочисленность, черкесы прославились на весь мир как народ с непокорным характером. О них упоминали Геродот, Плутарх, Варий Флакк и другие историки. В черкесском героическом эпосе, легендах и сказаниях прослеживается 2300 лет героической истории этого народа, который сохранил свою самобытность и непокорный нрав, а также всегда выделялся своей физической силой и красотой.

Где живут черкесы?

Исторически черкесы заселяли северный склон Кавказа и верхние притоки Кубанской долины. Истоки черкесской культуры археологи нашли в поселениях Дольменной и Майопийской культуры.

В Средние века черкесы начали расселяться поокрестностями Пятигорья.

Численность черкесов

Согласно переписи населения России, в 2010 году в России насчитывалось 718 тысяч адыгов. Среди них 73 184 человек назвали себя черкесами.

История черкесов

Активное формирование этого народа началось во втором тысячелетии нашей эры. когда объединились ахеи, зихи, керкеты и меоты.

В раннем Средневековье адыги занимались сельским хозяйством, изготавливали металлическую и глиняную посуду, а после открытия Шёлкового пути оказались активно вовлечены в византийскую и китайскую торговлю. Черкесы поставляли в страны Ближнего Востока мёд, кожу, металл, дерево, воск и многие другие товары.

Начиная с IV века, народы Северного Кавказа начали активно подвергаться нападениям со стороны Византии, аваров и хазар. Но им удалось отстоять свою независимость.

В XIII веке адыги расширили свои границы, осваивая новые формы хозяйствования. Позже их страну стали называть Черкесией.

Большой урон черкесам нанесли монголо-татары, когда смогли подчинить Золотой Орде часть Северного Кавказа. Вслед за ними земли черкесов опустошил завоеватель Тимур. Но древний кавказский народ сумел оправиться и после этого потрясения.

В XV веке черкесские поселения располагались от Азовского моря до бассейнов рек Сунджи и Терека. Черкесы в основном занимались обработкой земли, а также животноводством. Черкесские женщины искусно вышивали, ткали сукно, шили одежду, в том числе на продажу, поскольку в это время регион снова начал активно вовлекаться во внешнюю торговлю.

В XVIII веке Черкесия оказалась в зоне интересов Российской империи. Русско-кавказская война стала испытанием для черкесского народа. Длилась она 102 года (с 1763 по 1864 год). В результате часть черкесов по инициативе своих лидеров приняла решение переселиться в сопредельные государства. 

Во время Советского Союза на местах обитания адыгов было создано рекордно количество национально-территориальных образований: одна автономная республика, две автономные области и национальный район. После распада СССР в РФ также сущемьвует самое большое число республик, где титульными являются адыгские народы:  Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Адыгея.

Язык черкесов

Кабардинцы и черкесы говорят на одном языке – кабардино-черкесском. Сами же они называют свой язык «адыгэбзе». Другие народы называют адыгейский язык черкесским и кабардинским.

Вплоть до 1924 года письменность черкесов основывалась на арабском алфавите и кириллице, в 1924 они перешли на латиницу, а в 1936 года – вернулись обратно на кириллицу. 

В 2010 году кабардино-черкесский язык считали родным 516 000 человек в России.

Всего в мире этим языком владеют 1 686 000 человек.

В языке выделяют восемь говоров, в том числе:

  • бесленеевский;
  • баксанскоий;
  • хабезкий;
  • говор Большой и Малой Гаварды;
  • малкинский;
  • кубанский;
  • моздокский.

 

Религия и обычаи черкесов

Ислам распространился на территории Черкесии в XIV веке, когда Золотая Орда завоевывала Северный Кавказ. По утверждению историков, среди местного населения тогда можно было встретить и магометан, и людей, верующих в греческих богов.

В XVI веке ислам стал основной религией для подавляющего большинства народов Кавказа в том числе черкесов. Этика ислама стала частью самосознания местных жителей.

Однако наряду с исламскими традициями у черкесов есть немало интересных обрядов и обычаев, которые они сохранили с глубокой древности.

Например, особое почитание гостей. Гость мужского пола мог просто заехать во двор к любому черкесу и провести в гостевой комнате неограниченное количество дней. При этом хозяева могли не знать его имени и происхождения. Мало того, они не имели права спрашивать гостя, кто он и откуда родом. Отказать в гостеприимстве считалось позорным.

Не менее интересным является свадебный обычай черкесов. Похищение невесты сопровождалось драками, ссорами, а иногда даже убийствами. За невесту устанавливалась цена, которая обсуждалась с ее отцом, пока невеста находилась в жилище жениха или его друзей. Это помещение именовалось жильем супругов. Невесту держали там до самой свадьбы, а родители молодожёнов тем временем не подавали виду, что похищение согласовано, и поэтому продолжали ругаться.

У черкесов распространены были обряды жертвоприношения природе, вызывания дождя и прочие языческие ритуалы.

Черкесский обряд захоронения умерших также необычаен, ведь черкесы практиковали воздушное погребение. Они подвешивали умерших, полагая, что таким образом тело быстрее отдастся силам природы.

Культура черкесов

Культура адыгов в древности формировалась под влиянием философского кодекса «Адыге Хабзэ», который обусловлен религиозными воззрениями этого народа.

Черкесский фольклор основан на героическом эпосе.

Песенная культура сохранила и плачи, и трудовые песнопения.

Народными музыкальными инструментами считаются бубны и трещотки.

Жилище черкесов

Традиционное жилье народа имело столбовой каркас. Стены могли быть деревянными или плетеными, сверху их обмазывали глиной. Крыша раньше тоже была плетеная. Количество комнат соответствовало количеству женатых сыновей в семье.  Кроме того, полагалось иметь гостевую комнату отдельно от всех остальных. Вся усадьба целиком была ограждена от посторонних.

Слово «сакля» у черкесов обозначало постройку. Сами эти постройки были похожи на шалаши, к ним примыкали сады и нивы.

Внешность народа

Черкесы – народ очень красивый. Практически все они физически хорошо развиты и стройны. Считается, что на их правильные черты лица повлияла доблесть, честность и храбрость этого народа. 

Черкесские красавицы славились ещё в Средневековье. Например, основатель династии Медичи имел внебрачного ребенка от черкешенки, в которую влюбился в одну из своих поездок на Кавказ.

Во времена Османской империи много черкесских женщин было в гареме у султана. Черкешенки нередко становились и жёнами султанов.  

Даже Вольтер в своих письмах расписывал красоту жительниц этого региона, что утвердило на Западе выражение «черкесские красавицы».

Известные черкесы

Среди представителей этого народа есть весьма известные личности.

Из древних адыгов можно выделить полководца и прародителя князей черкесов Инала. Большой вклад в историю черкесов внёс кабардинский активист и просветитель Шора Ногмов, который стал автором «Истории адыхейского народа».

Последним верховным князем Кабарды был прославленный Кучук Джанхотов.

Черкесы Каншао Гур и Кашибей были султанами в Египте.

Шаукет Доган в свое время был спикером парламента в Турции.

Основателем Иорданского государства также был черкес – Мирза Бей Уасфи Кумук.

Известный своими музыкальными талантами адыг Альберт Тлячев прославился не только в родной стране, но и за ее пределами.  

Среди спортсменов самый известный – Мурат Карданов, чемпион Олимпийских игр 2000 года по греко-римской борьбе.

Заур Тутов – золотой голос России, а Аслан Дауров и Султан Сидаков – известные композиторы. Зарумук Кардангушев – певец, популяризатор черкесского фольклора.

В список старейших жительниц Земли входит черкешенка Цаца Яганова.

История

Древний период

Территория Абхазии была заселена человеком с древнейших времен, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки, относящиеся к периоду Палеолита (Яштухская стоянка), Мезолита (Холодный Грот, Грот Апианча), Неолита (поселения Лемса, Кистрик).

Абхазы – один из древнейших коренных этносов Кавказа, язык, культура и традиции которого наиболее близки и родственны северокавказским народам: абазинам, адыгейцам, кабардинцам, черкесам, убыхам. В языковом отношении все они составляют абхазо-адыгскую группу северокавказской семьи языков. Абхазы населяют территорию нынешней Республики Абхазия, которая расположена в северо-западной части Закавказья на склонах Большого Кавказа и на Колхидской низменности.

Предположительно первым письменным упоминанием древних предков абхазов являются клинописные тексты, сделанные в правление ассирийского царя Тиглатпаласара I (приблизительно 1115—1076 гг. до н. э.), в которых сообщается о племенах абешла, а также касков (возможные предки адыгов). Среди лингвистов довольно распространена теория о возможном родстве предков абхазо-адыгов и хаттов (народ, живший на территории современной турецкой Анатолии, оказавший больше влияние на культуру крупнейшего государства Древнего Востока — Хеттского царства).

К VI в. до н. э. относится создание на территории современной Абхазии колоний древнегреческих городов-государств, сыгравших большую роль в вовлечение Абхазии в культурный ареал античного мира. Наиболее известны из этих колоний Диоскуриада (на территории современного Сухума), Питиунт (Пицунда), Гюэнос (Очамчыра).

В I в. до н. э. после упорной борьбы с Понтийским царством в регионе устанавливается господство Древнего Рима. В этот период чрезвычайно активно развиваются торговые отношения населения Абхазии с остальной территорией Римской империи, о чем свидетельствует богатый археологический материал. Крупнейшим городским центром Абхазии того времени являлся Себастополис, располагавшийся на территории современного Сухума. О значении этого города говорит само его название – Себастополис в переводе с греческого означает «Высокочтимый город».

Абхазия в период средневековья

Достоверные предки абхазов – апсилы и абазги, упоминаются в античных источниках уже в I – II в. н.э.

К VI в. на территории современной Абхазии существуют зависимые от Восточной Римской империи (Византии) раннефеодальные княжества – Апсилия, Абазгия, Санигия.

В 737 г. на территорию Абхазии вторглись арабское войска. Они потерпели тяжелое поражение у стен абазгской столицы Анакопии (нынешний Новый Афон) от войска под командованием правителя Абазгии Леона I. Это событие привело к усилению Абазгии, которая объединила все абхазские княжества. Таким образом, возникло Абхазское царство, которое уже при Леоне II обрело независимость от Восточной Римской Империи (Византии). Отделению Абхазии от Византии способствовала поддержка Хазарского каганата, оказанная Леону II, матерью которого была дочь хазарского царя.

Образовавшееся Абхазское царство было одним из наиболее влиятельных государственных образований в Восточном Причерноморье. Ему удалось подчинить всю территорию современной Западной Грузии вплоть до Лихского хребта. В 806 г. столица Абхазии была перенесена из Анакопии в Кутаис. Абхазское царство вело борьбу за обладание Картли с Армянский царством. Посредством абхазских царей Византия осуществляла распространение христианства среди аланов и других народов Кавказа.

В 975 г. со смертью абхазского царя Феодосия пресеклась правящая династия Леонидов и власть в Абхазии перешла к Баграту III из династии Багратидов, который был сыном сестры Феодосия Гурандухт. Это событие послужило основой для роста могущества династии Багратитов (Багратиони) и распространения их власти на территорию современной Грузии. Столицей объединенного государства долгое время оставался Кутаис. В XII в. царем Давидом Строителем в качестве наместника в Абхазию был назначен сын шаха Ширвана Отаго, который стал основателем новой династии абхазских правителей Шервашидзе (Чачба). В XIII века в результате монгольских завоеваний «Царство абхазов и картвелов» распалось.

В конце XIII началу XIV в. на территорию Абхазии распространяется влияние Генуэзской республики, которая основывает здесь свои торговые поселения (фактории), в частности Сан-Себастьян (Сухум), Какари (Гагра), Пицонда (Пицунда), Каво ди Буксо (Гудаута) Сан-Тамазо (Тамыш) и др. После захвата Константинополя османами в 1453 г. Генуя была вынуждена покинуть Абхазию.

В XVI в., как и большинство государственных образований Западного Кавказа и Закавказья, Абхазия попадает в сферу влияния Османской империи. С приходом в регион Турции связано распространение ислама, в том числе, и на территории Абхазии.

Абхазия в составе Российской Империи

В конце XVIII начале XIX века в виду очевидного ослабления военного и политического могущества Османской империи и усиления роли Российской империи, владетельный князь Абхазии Келешбей Шервашидзе (Чачба) берет курс на сближение с Россией. Однако в 1808 г. Келешбей был убит, и на престол вступил его старший сын Асланбей, ориентированный на Турцию.

В 1810 г. при помощи России на абхазском престоле утверждается младший сын убитого владетеля Сефербей, принявший после крещения имя Георгий. 17 февраля 1810 г. своей грамотой император Александр I признает Георгия наследственным князем Абхазского владения «под верховным покровительством, державою и защитою Российской империи». Таким образом, Абхазия на правах самоуправляемого княжества входит в состав Российской империи. По мнению ряда историков, одной из отличительных черт Абхазского княжества, являлось то, что в отличие от грузинских княжеств (Картли-Кахетии, Иметерии, Гурии, Мегрелии) с вхождением в Россию оно не утеряло полностью своей государственности.

При российской военной поддержке происходит укрепление власти абхазского владетеля, который занимает достаточно высокое место в российской военной иерархии. В частности последний владетельный князь Михаил Георгиевич Шервашидзе (Чачба) имел чины генерал-лейтенанта и генерал-адъютанта и орден св. Александра Невского.

В то же время абхазские владетели способствовали продвижению российского влияния в абхазские вольные горские общества и земли соседних убыхов и шапсугов.

К моменту окончания Кавказской войны (1864 г.) Абхазское владетельное княжество утратило свое значение для российской администрации, и в том же 1864 году было ликвидировано. На его территории был образован Сухумский военный отдел, напрямую подчиненный царской администрации на Кавказе.

Вторая половина XIX стала наиболее трагичным периодом в истории абхазского народа, отмеченным рядом массовых выселений абхазов под давлением царских властей в Османскую империю (т. н. махаджирство). В результате этого большая часть абхазов была вынуждена покинуть Родину, а этническая картина в Абхазии кардинально изменилась. Опустевшие земли стали заселяться представителями других народов – русскими, армянами, эстонцами и, прежде всего, колонистами из Грузии. Если в 1886 г. абхазы составляли 85,7% населения Абхазии, то к 1897 только 55,3%. И эта динамика сохранялась в последующие десятилетия.

В 1917 г. после распада Российской империи часть общественно-политических сил Абхазии выступила за интеграцию с Союзом объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана, который впоследствии объединился с Юго-Восточным Союзом казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей. Это объединение должно было стать частью Российской демократической республики. В ноябре 1917 г. был создан Абхазский Народный Совет – первый представительный орган власти Абхазии.

В мае 1918 г. в Батуме была провозглашена Горская республика, составной частью которой, по замыслам ее сторонников, должна была стать и Абхазия. Однако в июне того же года территория Абхазии была занята войсками только что образованной Грузинской Демократической Республики. Правительство последней проводило политику подавления политических и национальных прав народа Абхазии. Неслучайно значительная часть местного населения поддержало свержение власти грузинского правительства в Абхазии, осуществленное частями Красной армии 4 марта 1921 г.

Советский период

31 марта 1921 г. Революционный комитет Абхазии провозгласил создание независимой Советской Социалистической Республики Абхазия. 21 мая того же года независимость Абхазии была признана Ревкомом ССР Грузии.

Выдающуюся роль в государственном возрождении Абхазии сыграли Нестор Аполлонович Лакоба, Ефрем Алексеевич Эшба и ряд других государственных деятелей.

В декабре 1921 г. под давлением возглавляемого И.Сталиным и С. Орджоникидзе Кавказского бюро ЦК РКП(б), Абхазия была вынуждена подписать Союзный договор с ССР Грузией.

В декабре 1922 г. представитель ССР Абхазия в составе делегации ЗСФСР подписал Договор об образовании СССР.

В 1925 г. была принята Конституция ССР Абхазии, в которой она провозглашалась суверенным государством, обладающим правом выхода как из состава ЗСФСР, так и СССР.

В 1931 г. ССР Абхазия была преобразована в Автономную республику в составе ГССР. Годы правления И. Сталина были отмечены в Абхазии массовыми репрессиями и попытками насильственной ассимиляции абхазского народа. Одновременно грузинскими властями осуществлялась политика массового переселения грузин в Абхазию, в результате которой абхазы стали меньшинством на своей исторической родине. Недовольство политикой национального подавления, проводившейся властями ГССР, абхазы неоднократно выражали на многотысячных сходах и других акциях протеста в 1957, 1967, 1978, 1989 гг.

Современный период

С начала 1990-х г. общепризнанным лидером многонациональной Абхазии стал доктор исторических наук Владислав Григорьевич Ардзинба (1945—2010 гг.). Будучи народным депутатом и членом Верховного Совета СССР он способствовал принятию решений, направленных на защиту прав автономных образований и малых народов Советского Союза. Возглавив в декабре 1990 г. Верховный Совет Абхазии он стал проводить курс на восстановление ее государственного суверенитета.

В 1989-1990 гг. Верховный Совет Грузии в одностороннем порядке принял ряд решений, которые игнорировали межгосударственный характер отношений Абхазии и Грузии и по существу вели к упразднению абхазской государственности. Тбилиси признал незаконными и недействительными все государственные структуры советского времени с февраля 1921 г. В ответ Верховный Совет Абхазской АССР 25 августа 1990 г. принял Декларацию о государственном суверенитете Абхазии.

Придя к власти в результате вооруженного переворота в Тбилиси, военный совет Грузии в феврале 1992 г. принял решение об отмене Конституции Грузинской ССР 1978 г. и о переходе к Конституции Демократической Республики Грузия 1921 г., в которой Абхазская АССР как субъект государственно-правовых отношений не значилась.

В целях преодоления правовой неурегулированности отношений между республиками 23 июля 1992 г. Верховный Совет Абхазии решил восстановить действие Конституции Абхазии 1925 года, а также принял новые Герб и Флаг Республики Абхазия. Одновременно Верховный Совет Республики Абхазия обратился к властям Грузии с предложением о восстановлении равноправных государственно-правовых отношений. В ответ на это 14 августа 1992 г. началась вооруженная агрессия Грузии против Абхазии, сопровождавшаяся целенаправленным уничтожением и вытеснением негрузинского населения, разрушением памятников материальной и духовной культуры абхазского народа, другими массовыми нарушениями прав человека.

Вооруженное сопротивление агрессору возглавил председатель Верховного Совета Абхазии В.Г. Ардзинба, ставший председателем Государственного совета обороны.

На помощь Абхазии пришли сотни добровольцев с Северного Кавказа, Юга России, казачество, представители абхазо-адыгских диаспор Турции и Сирии.

В результате кровопролитной войны вооруженным силам Абхазии удалось выбить грузинские войска с территории Абхазии и 30 сентября 1993 г. выйти на государственную границу Абхазии с Грузией по р. Ингур.

В 1994 г. в зону конфликта в приграничные районы Абхазии и Грузии были введены миротворческие силы России под флагом СНГ.

В послевоенные годы Абхазии пришлось восстанавливать мирную жизнь в условиях разрушенной войной экономики и наложенных на нее странами СНГ санкций. Целью санкций являлось принуждение к принятию условий, выдвигаемых Грузией. Но республике удалось выстоять и продемонстрировать свою жизнеспособность в качестве самостоятельного государства.

С осени 1999 г. стала меняться к лучшему в отношении многонациональной Абхазии и политика России. Российское руководство установило для непризнанной республики безвизовый режим, начало проводить политику предоставления российского гражданства и т.д. Между тем Грузия неоднократно нарушала договоренности о прекращении огня, и в послевоенное время трижды (в мае 1998 г., в октябре 2001 г. и в июле 2006 г.) вторгалась в пределы Абхазии, безуспешно пытаясь взять реванш за свое поражение в 1993 году. Такой же агрессивной политики придерживается и нынешнее руководство Грузии.

Грузино-абхазские переговоры проходили с ноября 1993 г. под эгидой ООН, при посредничестве России и при участии ОБСЕ. Подписан ряд важнейших документов, в частности, «Заявление о мерах по политическому урегулированию» от 4 апреля 1994 года. С мая-июня 1994 г. благодаря проводимой под эгидой ООН операции по поддержанию мира прекращен огонь на границе между Абхазией и Грузией. Начался возврат беженцев в пограничный с Грузией Гальский район Абхазии. К настоящему времени практически все довоенное грузинское население вернулось в этот район.

26 ноября 1994 г. была принята новая Конституция Республики Абхазия, первым президентом Абхазии был избран В. Г. Ардзинба.

12 октября 1999 г. по итогам референдума был принят Акт о Государственной независимости Республики Абхазия.

В январе 2005 г. президентом Абхазии был избран Сергей Васильевич Багапш (1949–2011 гг.).

26 августа 2008 г. после агрессии Грузии против Южной Осетии и осуществления Россией операции по принуждению к миру, президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым было принято решение о признании независимости Абхазии и установлении дипломатических отношений между двумя государствами.

Это событие стало поворотным в истории народа Абхазии, получившего возможность для безопасного мирного развития и гарантии сохранения независимой государственности.

Между Россией и Абхазией были подписаны Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (2008), Соглашение о совместных усилиях в охране государственной границы Республики Абхазия (2009), Соглашение об объединенной российской военной базе на территории Республики Абхазия (2010) и ряд других межгосударственных и межправительственных документов.

Помимо России независимость Республики Абхазия признали Венесуэла, Никарагуа, Науру, Вануату, Тувалу, а также Республика Южная Осетия и Приднестровская Молдавская Республика.

В связи со смертью 29 мая 2011 г. президента Сергея Багапш, Парламент назначил досрочные выборы главы государства.

В августе 2011 г. в ходе внеочередных президентских выборов, президентом Республики Абхазия был избран Александр Золотинскович Анкваб.

В 2014 г. после майского политического кризиса в Абхазии, результатом которого стала отставка президента Александра Анкваб и назначение Парламентом досрочных выборов главы государства, ведущая оппозиционная партия «Форум народного единства Абхазии», на состоявшемся 1 июля съезде поддержала кандидатуру Рауля Хаджимба на пост Президента Республики Абхазия. На пост Вице-президента в паре с Хаджимба была выдвинута кандидатура председателя общественной организации ветеранов Отечественной войны народа Абхазии «Аруаа» Виталия Габния.

24 августа 2014 г. президентом Республики Абхазия был избран Рауль Джумкович Хаджимба. Официально вступил в должность 25 сентября 2014 года.

27 августа 2014 г. избранный президент Абхазии Рауль Хаджимба встретился в подмосковной резиденции Ново-Огарёво с президентом России Владимиром Путиным. На встрече обсуждалась возможность заключения нового договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Россией и Абхазией до конца текущего года. В качестве цели нового договора было заявлено качественное повышение уровня интеграции между двумя суверенными государствами. Обсуждалась также готовность России увеличить финансовую помощь Абхазии и оказать содействие привлечению в республику крупных российских инвесторов.

24 ноября 2014 г. в Сочи президентами Абхазии и России Раулем Хаджимба и Владимиром Путиным был подписан Договор о союзничестве и стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Абхазия.

Договор выводит отношения между Абхазией и Россией на качественно новый уровень стратегического партнерства. Он предусматривает создание общего пространства обороны и безопасности, проведение скоординированной внешней политики, формирование общего социального и экономического пространства, содействие социально-экономическому развитию Абхазии, создание условий для полноценного участия республики в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, реализуемых по инициативе и при содействии России, сохранение культурного, духовного и гуманитарного пространства.

22 декабря 2014 г. Договор был ратифицирован Парламентом Республики Абхазия, а 23 января 2015 г. его ратифицировала Государственная Дума Российской Федерации. 5 марта 2015 г. в МИД Российской Федерации состоялась церемония обмена ратификационными грамотами по договору между Россией и Абхазией о союзничестве и стратегическом партнёрстве. Договор вступил в силу.

8 сентября 2019 г. на состоявшихся выборах Президента Республики Абхазия был переизбран Рауль Джумкович Хаджимба. Официально вступил в должность 9 октября 2019 года.   

ПРЕДКИ АДЫГОВ ИЛИ СЛАВЯН?А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?❓А знаете ли Вы, что на территории Белореченского района в железном веке жили племена Меотов

JavaScript отключён. Чтобы полноценно использовать наш сайт, включите JavaScript в своём браузере.


Черкесы — самоназвание адыгов — древнейший коренной народ Северного Кавказа. Их язык относится к северо-западной кавказской семье языков. Это необычно фонологически система-переизбыток согласных и дефицит гласных вызвало большой интерес у лингвистов. Под грузинским и византийским влиянием многие были обращены в христианство, но под растущим влиянием Османы, ислам заменил христианство. Однако этот процесс был постепенным. Смешивая христианские пережитки. и даже дохристианские народные верования, ислам окончательно утвердился лишь в 18-19 вв.вв. ‘ Ни один Христианство и ислам, — как указывает Хенце, — привели к созданию особого класса жрецов, которые могли сохранять письменную литературу или поощрять грамотность» (Henze, 1986: 247).
Попытки свести язык к письменности в 19-м и начале 20-го века также не увенчались успехом. стать литературным языком только после русской революции. Черкесы — сунниты ханафитского школы, которые, как правило, не фанатичны и среди которых адат или низкое обычаи — адыгэ-хабзе — очень сильно напомнили. взаимно понятные диалекты были основным этническим элементом на Северо-Западном Кавказе. Ситуация резко изменилась, когда под давлением русского завоевания, особенно после поражения Великого свидетельствуют о массовых перемещениях населения в новейшей истории» (Henze, 1986) — проходил в Турцию и другие области Османской империи, включая Ближний Восток. Полтора миллиона черкесов покинули свою древнюю родину, оставив после себя рассеянные остатки общин. Российская перепись 1897 г. зафиксировала только 150 000 черкесов, не считая одного десятая часть первоначального населения.
До революции черкесы были одним недифференцированным народом со смутным чувством собственного достоинства. национальное самосознание .После революции в рамках советской национальной политики разделились на отдельные автономные единицы под разными названиями:
Адыгейская автономная область, которая после распада Советского Союза провозгласила себя себя автономной республикой. 125 000 или около того черкесов-адыгов из примерно 22% от общего числа Население. Это сообщество, охватываемое Bridges в этом выпуске (эти и следующие рисунки по переписи 1989 г.; оценку населения за 1993 г. см. в Gammer, 1995).
Карачаево-Черкесская автономная область, также провозгласившая себя автономной Республика. Около 52 000 черкесов-черкесов составляют менее 10% населения и официально разделить республику с карачаевцами.
Кабардино-Балкарская Автономная Республика, единственная единица, где проживает 391 000 черкесов-кабардинцев, из почти 50% населения, но и они делят республику с неродственным народом, балкарцы.
Кроме того, в 1920-х годах был создан Шапсугский автономный округ, который был ликвидирован в 1941 году. В последнее время 10 000 черкесов-шапсугов начали активную кампанию по возрождению этой автономии. (многие израильские черкесы имеют шапсугское происхождение.)
Именно при советской власти черкесский язык стал литературным языком, точнее двумя литературными языки. Следуя советскому народническому подходу к языковому планированию, литературный язык был должен максимально точно отражать диалект, на котором говорят люди. Поэтому разные алфавиты были придуманы для западных черкесов — адыгов, а для центральных и западных черкесов — черкесы и кабардинцы (Исаев, 1979). В первые два десятилетия советской власти была проделана огромная работа по языковому строительству. и родной язык стал играть важную роль почти во всех сферах, включая образование. Однако в конце 1930-х советская языковая политика стала смещаться с акцента на матери язык.
В 1938 году русский язык был официально объявлен обязательным предметом во всех советских школах. Советский Союз, прямое продвижение русского языка как языка новой общности — нового советского народа, стала главной целью советской языковой политики, и многие нерусские языки, в том числе черкесский в обоих вариантах были исключены из школьной системы как языки обучения (Крейндлер, 1982, 1989, 1995).
Распад Советского Союза усилил черкесское национальное самочувствие как в России, так и в Диаспора. После распада черкесы наладили связи со своими братьями по всему миру. Международная ассоциация черкесских народов организовала всемирные конгрессы, на которых делегации приняли очень активное участие. Среди затронутых вопросов — необходимость возрождения языка на Руси и в Зарубежье желательность построения общего литературного языка и возврата к латинскому алфавит .

Расчетная численность черкесов со всего мира

Place Population comments
Russia 900,000 Caucas area
Turkey 2,000,000 a lot of villages all over the country
Израиль 3000 В деревнях Рихания и Кфар Кама
США 5000 Нью-Джерси и Калифорния
Сирия 30 000 .
Иордания 126 000 .
Германия 15 000 .
Голландия 2500 .
Югославия 1500 несколько черкесских деревень
Дания 150 .

Эта информация стала возможной благодаря Изабель Крейндлер, Марше Бенсуссан и Эогану Мак Аогейну. на основе ЯЗЫКА, КУЛЬТУРЫ и УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ Vol. 8:2,1995.
Особая благодарность Изабель Крейндлер.
Эдрис Абзах
Рихания, Израиль
1996