Легенда востока | Время ОВК
№ 11 (август) 2019
Материалы предоставлены ОАО «РЖД».
В суровых условиях
Первые изыскательские работы на восточном участке БАМа проводились еще во второй половине 1920-х годов, их вел отдельный корпус железнодорожных войск Красной армии. К 1931 году изыскания приобрели массовый характер. Но только в 1974 году развернулось реальное строительство: на Байкал, в Забайкалье и на Дальний Восток отправились комсомольско-молодежные отряды, строительные бригады из всех республик СССР. Так, всей страной почти десятилетие по глухим местам, где прежде не было никаких путей сообщения, прокладывалась железная дорога. Работы велись в исключительно суровых природно-климатических условиях, в районах вечной мерзлоты и высокой сейсмичности.
Строители БАМа, 1974 год |
Свое название магистраль получила благодаря основному участку, протянувшемуся от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре через северное побережье Байкала и реку Амур. Железнодорожная линия соединила ранее построенные участки Тайшет – Усть-Кут и Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань. Вместе они формируют нынешний БАМ протяженностью 4 287 км.
Запуск магистрали решил задачи общенационального значения: открыл доступ к природным ресурсам огромного региона, создал кратчайший межконтинентальный железнодорожный маршрут Восток – Запад. В стратегическом смысле БАМ является полноценным дублером Транссиба на востоке России.
Укладка «золотого звена», сомкнувшего рельсы БАМа, 29 сентября 1984 года |
БАМ – самый короткий железнодорожный путь к портам Тихого океана, в Южную Якутию и другие регионы России. Магистраль сокращает расстояние перевозки пассажиров и грузов до Приморья, Владивостока и Находки более чем на 200 км, до Ванина – почти на 500 км, в Якутию – на 600 км, а на Сахалин, Камчатку и в Магадан – на целую 1 000 км.
К 45-летию БАМа завершен капитальный ремонт восьми вокзалов: Тында, Нерюнгри, Новый Ургал, Комсомольск-на-Амуре, Новая Чара, Таксимо, Лена и Северобайкальск
В настоящее время БАМ выполняет в основном функции грузовой магистрали. Интенсивность пассажирского движения незначительна: одна-две пары поездов в сутки на восточном участке и порядка пяти-шести пар на западном. Зато объем грузовых перевозок составляет порядка 14 млн т в год, и этого с учетом всей имеющейся промышленной базы недостаточно. Сегодня БАМ является основой хозяйственного освоения территории площадью около 1,5 млн км2, богатой ценными запасами минерального сырья, топливно-энергетическими и лесными ресурсами. Резерв пропускной способности направления Тайшет – Тында – Комсомольск давно исчерпан.
Хроника событий
1926–1928 Первые изыскательские работы на восточном участке БАМа.
1933 Первым правительственным постановлением «О строительстве Байкало-Амурской магистрали» проектным организациям было поручено начать изыскания трассы БАМа. Впервые на картах появляется станция БАМ (тогда она располагалась на Транссибе).
1937 Утвержден современный маршрут БАМа: от Тайшета через Усть-Кут, Нижнеангарск, Тынду, Ургал, Комсомольск-на-Амуре с выходом в порт Советская Гавань
1974 8 июля вышло Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Проект объявили всесоюзной комсомольской стройкой.
1984 29 сентября на берегу реки Сюльбан на севере Читинской области, в том месте, где сейчас находится небольшой разъезд Балбухта, сомкнулись рельсы БАМа.
2003 5 декабря, когда было открыто движение по Северомуйскому тоннелю протяженностью более 15 км, официально завершилось строительство БАМа.
2013 12 октября распоряжением Правительства РФ утвержден сетевой план-график проведения работ по определению основных параметров, направлений и механизмов реализации проекта реконструкции и модернизации БАМа и Транссиба.
2014 24 октября утвержден паспорт инвестиционного проекта модернизации БАМа и Транссиба.
2018 5 марта завершена проходка нового Байкальского тоннеля протяженностью 6 682 м.
2019 7 июля открыто движение по новому мосту через реку Лену длиной 417 м, введена в эксплуатацию сортировочная горка на станции Тында. К 45-летию БАМа завершен капитальный ремонт восьми вокзалов: Тында, Нерюнгри, Новый Ургал, Комсомольск-на-Амуре, Новая Чара, Таксимо, Лена и Северобайкальск.
Вторая жизнь
В 2013 году Правительство России приняло решение о реконструкции и модернизации инфраструктуры БАМа и Транссиба. Дефицит пропускной способности, низкие скорости движения, высокий износ железнодорожного полотна, недостаток подъездных автомобильных и железных дорог и других объектов инфраструктуры стали основными факторами, ограничивающими возможности реализации инвестиционных проектов и, следовательно, сдерживающими экономическое развитие прилегающих территорий.
Модернизация Восточного полигона позволит российским компаниям уже к 2020 году ежегодно вывозить до 124,9 млн т грузов с крупнейших месторождений Сибири и Дальнего Востока (дополнительно 66,8 млн т к уровню базового 2012 года), а также будет способствовать развитию промышленных предприятий региона, созданию рабочих мест, формированию необходимых условий для экономического роста. Перспективные объемы перевозок рассчитаны на основе методологии межотраслевых и межрегиональных балансов. Намерения грузоотправителей и грузополучателей увязывались с прогнозами социально-экономического развития России и регионов, конъюнктурой внутренних и внешних рынков, состоянием и рисками инвестиционных проектов по разработке новых месторождений полезных ископаемых, а также по строительству новых перегрузочных терминалов в дальневосточных морских портах. Наибольший прирост (+33,8 млн т) ожидается из Кузбасса, еще 33 млн т – с остальных месторождений Восточного полигона.
За 2013–2018 годы построено 500 км и модернизировано 5 017 км железнодорожных путей, уложен 1 961 новый стрелочный перевод, выполнено техническое перевооружение 40 тяговых подстанций, реконструировано 66 мостов и построено 30 жилых домов. По различным участкам на БАМе обеспечен прирост пропускной способности от 50 до 100%.
В канун юбилея магистрали введен в эксплуатацию второй главный путь на перегоне Лена-Восточная – Предленский Восточно-Сибирской железной дороги с мостом через реку Лену. До конца 2019 года планируется открыть новый однопутный электрифицированный Байкальский тоннель со вторыми главными путями на семи прилегающих перегонах. Также будут завершены проекты строительства мостового перехода через реку Зею Забайкальской железной дороги, модернизации Владивостокского тоннеля Дальневосточной железной дороги и реконструкции станции Чита Забайкальской железной дороги. В 2020 году будут сданы остальные объекты, предусмотренные инвестпрограммой.
Взгляд в будущее
Дальнейшее развитие БАМа – один из приоритетов ОАО «РЖД». Ожидаемый рост перевозок будет связан прежде всего с разработкой новых месторождений полезных ископаемых в Республике Саха (Якутия) и других субъектах Дальневосточного региона. Наибольший прирост объемов грузовых потоков прогнозируется на направлении Комсомольск – Советская Гавань, что связано с намечаемым строительством терминалов в портах Ванино и Советская Гавань для экспорта грузов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также со специализацией Транссибирской магистрали на контейнерных и пассажирских перевозках.
Территория прилегания БАМа обладает огромными запасами сырьевых ресурсов. До недавнего времени в регионах влияния в промышленных объемах эксплуатировались только отдельные месторождения. Крупнейшими из них являются Нерюнгринское и Ургальское угольные, Коршуновское и Рудногорское железорудные. Сегодня Байкало-Амурская магистраль востребована не только в качестве транспортной артерии для обеспечения потребностей экономики страны в перевозках, она все больше становится мощным инструментом социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока.
В настоящее время готовится к реализации второй этап развития Восточного полигона
На полигоне БАМа планируется и уже частично начато освоение крупнейших угольных месторождений: Эльгинского, Денисовского, Чульмаканского, Апсатского. Планируется разработка Тарыннахского, Таежного, Десовского, Краснояровского железорудных месторождений, Чинейского полиметаллического и Удоканского медного месторождений, Селигдарского месторождения апатитов.
В настоящее время готовится к реализации второй этап развития Восточного полигона. Он позволит достичь показателей, зафиксированных в указе президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». ОАО «РЖД» за счет собственных средств должно обеспечить выполнение мероприятий с целью увеличения объемов поставок российского угля в восточном направлении до 195 млн т в год, в том числе не менее 100 млн т в направлении портов Приморского края и не менее 85 млн т в направлении Ванино-Совгаванского транспортного узла в Хабаровском крае. В рамках второго этапа предполагаются строительство свыше 1 700 км дополнительных главных путей, реконструкция более 50 станций.
Бурное развитие БАМа в XXI веке только подтверждает дальновидность наших предшественников, которые в свое время сделали ставку на этот маршрут и не прогадали. С ним связаны не только планы российских экспортеров, но и перспективы развития транспортных технологий, в том числе в области вагоностроения.
Достопримечательности Бама
Тайшет
Отсюда Байкало-Амурская магистраль берет свое начало. Это единственное место в России, в котором между Северным Ледовитым океаном и южными границами страны есть только одна железнодорожная линия.
Северомуйский тоннель
Самый длинный в России, его протяженность – 15 343 м. По сложности условий проходки он не имеет аналогов: подземные воды, вечная мерзлота, тектонические разломы и прочие «сюрпризы» сильно тормозили строительство (оно продлилось более четверти века).
Северомуйский обход
До открытия движения по Северомуйскому тоннелю в 2003 году обход был единственной связью между восточной и западной частями БАМа. Здесь можно увидеть несколько уникальных инженерных объектов. Самый знаменитый из них – «Чертов мост», высокая эстакада на двухъярусных опорах над руслом Итыкита, изогнутая и расположенная в подъеме.
Усть-Кут
Здесь находится один из крупнейших российских речных портов Осетрово – единственный порт на Лене, где производится перевалка грузов с железной дороги на речные суда, поэтому он играет ключевую роль в северном завозе.
Байкальский тоннель
Второй по протяженности после Северомуйского тоннеля. Его длина – 6 685,6 м. В 2013 году стартовало строительство второй очереди, поскольку одноколейный проход уже не мог справляться с потоком поездов.
Куанда
Поселок известен как «малая столица БАМа». Здесь, у небольшого разъезда Балбухта, 29 сентября 1984 года было уложено «золотое звено», сомкнувшее БАМ в единое целое. Встретились известные на всю страну бригады Александра Бондаря и Ивана Варшавского.
Мысовые тоннели
Верхнезейский мост
Находится в 350 км к востоку от Тынды. Длина моста – 1 073 м. Он один из крупнейших на магистрали, длиннее только мост через Амур у Комсомольска.
Муруринский перевал
Высшая точка пути – 1 323 м над уровнем моря. Крутые уклоны при заходе на этот перевал требуют применения двойной тяги и ограничения веса поездов.
Термальные источники
Самый горячий источник на Байкале – «Котельниковский». Температура воды в нем достигает +71°C.
Тында
Столица БАМа. Наиболее известные постройки – железнодорожный вокзал и четыре 16-этажных жилых дома (самые высокие в Амурской области). Тынду строил шефский коллектив из Москвы.
Чарские пески
Урочище в Каларском районе Забайкальского края, представляющее собой песчаный массив площадью около 50 км2. Длина барханов достигает 150–170 м, а высота доходит до 80 м – поистине чудо природы посреди болот и тайги. Имеет статус природного геологического памятника.
Елена Романова
Новое дыхание БАМа Журнал Министерства обороны Российской Федерации
АРМЕЙСКИЙ СБОРНИК 12 2022 Г
Л. МЕДВЕДЕВ,
Н. КАИНБЕКОВ,
специальный корреспондент
В соответствии с поручением Президента страны — Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, Железнодорожные войска Министерства обороны привлечены к реализации грандиозного проекта — реконструкции и развития исторической Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на участке от Улака до Февральска, который находится недалеко от Комсомольска-на-Амуре.
Осуществляется данный проект подразделениями железнодорожных бригад Восточного, Западного и Центрального военных округов ЖДВ РФ. Ранней весной текущего года именно сюда и прибыл эшелон с личным составом и техникой, в том числе и железнодорожного батальона ЖДВ Западного военного округа. Как идут работы на порученном участке БАМа? Удается ли справиться с задачами? С какими трудностями столкнулись? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили заместителя командира железнодорожного соединения ЗВО по военно-политической работе подполковника Дениса Мельника.
Эшелоном через всю Россию…
Подполковник Денис Мельник
— Денис Сергеевич, эшелон с личным составом и техникой проследовал почти через всю Россию. Расскажите, чем запомнились дни передислокации?
— В пути нашего следования на БАМ больше всего меня поразила реакция личного состава. Необъятные просторы России, ее природа, великие реки впечатлили всех. К тому же выяснилось, что многие военнослужащие вообще не совершали больших путешествий по стране и имели весьма приблизительное представление о ее масштабах.
Большинство военнослужащих уже с утра стояли у окон. Происходил оживленный обмен впечатлениями. Например, когда проезжали Байкал, ребята вглядывались в его бескрайние просторы и говорили: «Вот он какой великий! Ничто не может сравниться с этой красотой! Жаль, что многие еще не открыли для себя Байкал. Ищут чудеса за рубежом, а они, настоящие, на родной земле!».
Города поразили. Только вообразите, сколько их было на нашем пути, и каких!
Сразу после Рязани, где нас тепло и душевно проводили горожане, мы вместе с комбатом, подполковником Константином Епимаховым, решили, что на протяжении пути будем рассказывать личному состав о регионах России: Поволжье, Урале, Западной и Восточной Сибири, Дальнем Востоке. Мы доводили до ребят доступные сведения об отраслях промышленности, сельском хозяйстве, наличии природных ресурсов, добыче полезных ископаемых этих мест. Знакомили с административным делением регионов, народонаселением и его национальным составом, жизненным укладом коренных жителей, их бытом, культурой.
Не раз некоторые военнослужащие обращали наше внимание на то, что проезжаем их родные места. Чувствовалось, как им хочется услышать подробный рассказ о своей малой Родине. Мы это учитывали, откликались на запрос. Но и самим предлагали поделиться интересными сведениями об отчем крае, земляках, достигнутых успехах в развитии города, поселка или деревни.
Мы привлекали к активному участию в таком разговоре и тех, кто, будучи еще на гражданке, проживал определенное время, работал или учился в населенных пунктах, которые встречались по пути следования.
Подполковник Денис Мельник выступает перед личным составом
Эти оживленные беседы были, по существу, импровизацией, но, тем не менее, чем-то напоминали популярную форму проведения досуга — тематические вечера «Расскажу о родном крае». Мы убедились, что в пути такое общение оказалось востребованным и вполне реализуемым.
— Денис Сергеевич, наверняка, по пути эшелон не раз совершал длительные остановки. Как вы их использовали в работе с личным составом?
— В эти часы проводилась работа с активным участием в том числе и местного населения. Солдаты и сержанты выходили на перрон, чтобы свежим воздухом подышать, поразмяться, вокзал и прилегающую часть населенного пункта посмотреть. Хоть зима под начавшимся натиском весны слегка отступала, но, чем дальше мы продвигались в восточные районы, тем признаков оттепели становилось меньше.
Но на вокзалах народ толпился. И почему-то военные сразу оказывались в центре всеобщего внимания. Тут же вокруг них образовывался круг. Местные жители, словно старые знакомые, улыбались, шутили, заводили песни, в том числе про БАМ.
Вскоре мы поняли причину такого необычного внимания к военнослужащим: до нас здесь останавливались и другие эшелоны с военными железнодорожниками. А еще не могли не заметить граждане наших баннеров: «Даешь БАМ!», «Дальний Восток — край нашенский», «От Байкала до Амура мы построим магистраль!»
Люди дарили ребятам сувениры, конфеты, а также изготовленные своими руками теплые носки, рукавицы.
Такое радушие поднимало дух новых бамовцев, их патриотический настрой. И мы, офицеры, всячески поощряли эти встречи с населением, охотно отвечали на вопросы граждан, относящиеся к задачам по реконструкции и развитию Байкало-Амурской магистрали, имеющей важное значение в реализации экономических планов страны. Люди горячо поддерживали нас, напутствовали нас добрыми словами.
— Как вы считаете, эти встречи, ваши политинформации о регионах, сама поездка через всю страну изменили что-то в душах подчиненных?
— Думаю, да. Наш многодневный путь стал для ребят особо значимым. И это очень важно. Убежден, что в умонастроениях военнослужащих батальона произошли положительные сдвиги.
Они своими глазами увидели масштабы родной страны, не сравнимые ни с одним государством в мире, результаты вдохновенного труда многих поколений. Им стало понятно, Родина посылает их Родина в далекий край с благородной миссией. Осознали, что именно им предоставлена честь приумножить мощь и силу великой державы.
Командир обращается к личному составу соединения
БАМ для того и развивают, чтобы дать ускорение всему процессу экономического развития страны. И в этом новые бамовцы принимают непосредственное участие. Мое глубокое убеждение: они готовы повторить подвиг отцов — первостроителей магистрали века.
Наладили работу трассы…
— Денис Сергеевич, вы ведь не случайно напомнили о первых строителях БАМа?
— Нет, конечно. Достаточно сказать, что командир батальона подполковник Константин Епимахов родился в 1974 году на БАМе. Обратите внимание, именно тогда вышло постановление о начале строительства этой магистрали. Выходит, комбат — ровесник грандиозного проекта.
И вот этот зрелого возраста человек, через десятилетия ступает на землю, где появился на свет. БАМ — его малая Родина. Какие чувства обуревали Константина Анатольевича, можно только догадываться. Но все заметили, как он взволнован. БАМ встречал своего сына. И это не аллегория.
— И вот вы прибыли на станцию Огорон. Как вас встречали на новом месте?
— Встречала эшелон почти вся администрация поселкового совета. Прибытие нового отряда бамовцев — большое событие. Празднично звучала музыка. Пестрели плакаты с теплыми приветствиями. У всех было приподнятое настроение. И забыли как-то сразу про мороз. А он, вообще-то, давал о себе знать. Было под тридцать. Поэтому, как только церемония встречи закончилась, сразу взялись разгружать технику. Каждый понимал, что ее надо проверить еще, испытать, поставить в определенное место. «Не на праздничный парад приехали», — недвусмысленно намекал заместитель командира соединения по вооружению подполковник Роман Борисов.
Постановка задач на день
Он спокойно и деловито руководил эвакуацией громоздких землеройных машин. Быстро «спешивались» с платформ самосвалы. Вместе с водителями энергично хлопотал здесь командир автороты капитан Владимир Агакшиев.
Благословенное слово священника
А еще предстояло разместить на ночлег личный состав. И это всех волновало. Но, как оказалось, первая ночевка никого не расстроила, так как приземлился батальон в благоустроенном городке. Но об этом я еще расскажу. Отмечу только, что свою лепту в подготовку жилых помещений внесли военные железнодорожники ДВО, заранее позаботившись о нас.
Знаменная группа соединения
Не остались в стороне и местные власти, проявив полную заинтересованность в удовлетворении некоторых наших запросов. По их признанию, они ждали военных, с которыми жить в здешних удаленных местах комфортнее.
— А долго пришлось разбираться с производственными делами? Насколько оперативно удалось развернуть работы на трассе?
— Я сразу хочу обратить внимание на характер и виды работ. Должен заметить, что на самом деле на БАМе две трассы. А конкретно поставленные задачи выглядят так. Первая — реконструирование железнодорожного пути на перегоне «станция Огорон — разъезд Молдавский». Вторая — восстановление притрассовой автомобильной дороги (автодублера БАМа) на перегоне «Огорон — разъезд Ульяновский строитель». Нетрудно представить, что между двумя объектами возникло соревнование. С каждым днем его накал возрастал. Росли показатели в кубатуре, метрах и, как водится в таких случаях, всерьез занялись арифметикой.
Сейчас результаты отражаются на экране соревнования. Вечером собираем сведения. Утром, до развода, во всех графах проставляем итоговые цифры, из которых наглядно видно, кто впереди. Результаты оглашаем еще в выпусках радиогазеты.
Заместитель комбата по военно-политической работе майор Юрий Булахов предусмотрительно собрал все запасы бумаги, бланки боевых листков, канцелярские принадлежности — все богатство, которое благополучно перекочевало на БАМ. И вот теперь оно оказалось особенно востребовано.
Техника к выезду готова
В стенной печати отражается богатая трудовыми событиями жизнь подразделений.
— И кто они, герои малой прессы?
— Они сменяют друг друга. Соревнование стимулирует каждого участника. Учрежденные нами переходящие вымпелы долго не задерживаются в одних руках. Но по результатам первого этапа выполнения батальоном производственных задач, лидерами стали подчиненные командира автороты капитана Владимира Агакшиева и заместителя командира роты механизации старшего лейтенанта Дмитрия Николаева.
Общим положительным итогом стало досрочное выполнение работ на обоих участках.
Досуг не отменяется
— Как личный состав выполняет поставленные задачи, понятно. А как строители отдыхают, как восстанавливают силы, какие для этого созданы условия?
— Несмотря на ограниченные возможности и постоянный дефицит времени, досуг не отменяется. С самого начала нахождения на объекте действовали сообразно с проверенным временем правилом: «Война войной, а обед по расписанию». Ну, конечно же, следовали обозначенному постулату с позиций реальности. При составлении досугового «меню» на БАМе, в отличие от стационарных условий в городе, с его широким доступом к богатой культурной жизни, старались удовлетворить все вкусы. Все-таки мы в тайге, в довольно суровом краю. Но даже здесь было чем заняться в часы досуга.
Воинов приветствуют юнармейцы: «Слава строителям БАМа!»
Начнем с телевидения. Обязательный ежедневный просмотр информационной программы Первого канала «Время», как правило, с небольшим комментарием по окончании выпуска. Возможен вариант: ответы на актуальные вопросы по поводу событий в стране или проблем в части, связанных с производством, эксплуатацией техники, решением бытовых вопросов.
Надо отдать должное заместителю командира батальона по военно-политической работе майору Юрию Булахову. Он продумал все до мелочей, собирая вместе с заведующей клубом Еленой Ильинской средства обеспечения досуга. А это немалый арсенал по современным меркам. Так, например, в ротный комплект входят: телевизор, радиоприемники, спутниковая антенна, видеопроектор, DVD-плеер. И все это находится в хорошем эксплуатационном состоянии, надежно работает.
На занятии личного состава
Отвечает за сбережение и эффективное использование перечисленного имущества командир автомобильной роты капитан Владимир Агакшиев. Он человек увлеченный, горазд на инициативу и выдумку. С ним скучно не бывает. Вечерами в палатке досуга и информирования довольно оживленно. Еще на подходе слышится музыка. Она привлекает даже сильно уставших за день напряженного труда на трассе и водителей, и механизаторов. Они, надо отметить, в большинстве своем поклонники песенного жанра. И опять же, чаще звучат произведения военных лет.
На построении подполковник
Д. Мельник вручает грамоту
лучшему специалисту
Удивительно, но факт: военнослужащие (а у нас ведущие специалисты, хоть и контрактники, но еще довольно молодые люди) являются приверженцами старых музыкальных записей, песен поколения отцов и дедов. И как созвучно с сегодняшним днем выражение времен Великой Отечественной войны: «После боя сердце просит музыки вдвойне».
Подполковник Д. Мельник
встречает молодых офицеров
Некоторые военнослужащие сами пробуют играть на музыкальных инструментах. Есть такие любители. Но есть и профессионалы. К примеру, заместитель командира автомобильного взвода сержант Александр Калиманов — признанный баянист. А рядовой Сергей Подмарев прекрасно играет на гитаре. Только возьмет в руки на досуге инструмент, так сразу после первых аккордов рядом становилось тесно. Не исключено, что и по этой причине подал рапорт на заключение контракта. Почувствовал, что пришелся по душе сослуживцам. Вместе, конечно, с гитарой. Кроме того, он хороший водитель. Это тоже в автороте оценили. Ну и сам Сергей полюбил дружный армейский коллектив, что и подвигло его стать контрактником. Некоторые сослуживцы сейчас берут у него музыкальные уроки. С учетом их явной увлеченности, желания научиться игре на гитаре привезли на БАМ несколько струнных инструментов. Хотели и пианино забрать с собой, но подумали, что слишком громоздкий груз. И решили все-таки оставить. Нужны для него, конечно, вполне определенные условия.
Подполковник Денис Мельник беседует с лейтенантом
Вечерами в палатке досуга и информирования собираются поклонники кино. Сейчас востребованы, понятно, картины о Великой Отечественной войне, такие, как «Звезда», «Освобождение», «Т-34», «Сталинград» и другие. Специальная операция на Украине побуждает вспоминать фильмы о далеких уже фронтовых годах, дающих нынешним защитникам Родины пример мужества и высокого патриотизма.
Построение личного состава подразделения на платформе
Кстати сказать, избирательно относятся воины-железнодорожники и к литературе, имеющейся в полевой библиотечке. Пользуются большим спросом произведения советских писателей, мемуары маршалов Победы, повествующие об исторических событиях на фронтах Великой Отечественной войны, героических подвигах воинов-освободителей в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. И в этом прослеживается прямая связь с борьбой, которую ведут Вооруженные Силы России за освобождение народных республик Донбасса от нацистов. Тут важно отметить такой факт. Когда майор Юрий Булахов и заведующая библиотекой Наталья Свистунова комплектовали походную библиотечку, то всецело ориентировались на запросы читателей. Они очевидны, если внимательно проанализировать учетные карточки.
Провожают воинов-железнодорожников
Но завбиблиотекой этим не ограничилась. Сходила в роты и там узнала, что бы предпочли военнослужащие взять для прочтения на БАМ. Интересы большинства совпали. Они соответствуют духу времени.
— А беллетристика пользуется спросом?
— Пользуется, но, я бы сказал, ограниченно. А причина одна — просто дефицит свободного времени. Я уже говорил об этом, как люди напряженно трудятся, чтобы, пока стоят погожие дни, выполнить максимум земляных работ. Начнутся дожди — техника сильно пострадает от немыслимых нагрузок.
Представьте себе буквально ползущий, утопающий по ось в грязи груженый самосвал, который в любой момент может выйти из строя.
Водители чаще употребляют словосочетание «машина заболела». Они к технике очень бережно относятся.
Да, пока тепло и сухо, надо налегать, как говорится, на все педали. Отсюда и такая высокая выработка сейчас. Не редкость – две нормы за день! А дальше морозы ударят. Опять же для техники испытание.
По бездорожью, по скованной колее и бесконечным кочкам не разбежишься. Это, во-первых. А, во-вторых, резину важно беречь. Но и металл, известно, в сильные морозы не все нагрузки выдерживает. Все это наши славные механизаторы учитывают, думая о дне завтрашнем, выбирая приемы производства работ для каждой группы техники — экскаваторной, бульдозерной, скреперной, самосвальной.
Одна главная забота у всех — сделать в погожее время как можно больше.
Плюс физическая закалка…
— Хотел спросить о занятиях спортом. Но тут же закралось сомнение: до него ли? После того как вы убедительно обрисовали картину текущих событий и предстоящих непростых испытаний, подумал: заниматься спортом просто некогда. Да и, возможно, негде.
— Почему же? Пока было лето и продолжительный световой день, военнослужащие выкраивали время и на спортивные игры. В почете, например, волейбол. Площадку оборудовали быстро и в приоритетном порядке. Потребовалось для этого выполнить определенный объем земляных работ. Для механизаторов с их техникой такая задача не составляет проблем. Возвращается с трассы личный состав, конечно, под вечер. Но все равно желающие поиграть, переодевшись в спортивную форму, собирают команды. И вот уже через несколько минут мяч взлетает над сеткой.
Новое железнодорожное полотно готово
Мы все обрадовались, узнав, что есть в городке спортивный зал. Он, разумеется, не олимпийского уровня, но каждый, заинтересованный в поддержании своей физической подготовки, в укреплении здоровья, найдет здесь все необходимое.
Имеются различные гимнастические и силовые снаряды. О спортинвентаре говорить вообще не приходится. Он уже был здесь в достатке, да еще свой привезли.
Одним словом, проблем нет. Важно, чтобы имеющиеся возможности полностью использовались. С удовлетворением отмечаю активность и офицеров, и солдат, сержантов контрактной службы. Вечерами долго горят окна спортзала, слышатся голоса занимающихся и звуки металлических снарядов.
Я не сказал еще о ежедневной физической зарядке. Она проводится строго по распорядку и неукоснительно. В батальоне с этим всегда полный порядок.
Уставной быт — залог успехов
— Было бы интересно узнать, как в непростых условиях на БАМе организован быт?
— Хочу привести известный слоган: «Уставной быт — залог успехов». В нашем распоряжении имеется современный стационарный модульный городок. В нем достаточно удобств, обеспечивающих нормальные жизненные условия. Теплые спальные помещения, душевая, постирочная, хорошо оборудованная столовая — все это бросилось в глаза, как только мы прибыли, и сильно нас обрадовало.
Откровенно скажу, что в пути следования на БАМ мне часто приходилось отвечать на вопросы, касающиеся быта. Подробные детали мне самому открылись только на месте. Отличные бытовые условия благоприятно подействовали на личный состав. Прошло только три дня, и ребята уже спрашивали: «Когда начнем работать на трассе?» Народ, как говорится, горел желанием идти трудиться.
Но к работе надо было подготовиться так, чтобы успех был гарантирован. Этим сразу и активно занялись. Сил и времени не жалели. Но как приятно было ощутить вечером, что ждет еще отдых и для него есть нормальные бытовые условия.
О них, кстати, мы продолжали заботиться. В некотором смысле совершенствовали и наполняли новыми элементами. Как семья, въехавшая в новый дом, долго наводит порядок, соответствующий ее представлениям, так и мы по-хозяйски обживали и благоустраивали городок.
Выяснили, кому можно поручить плотницкие и малярные работы, кто мебельных дел мастер. По весне, когда подсохло, ударно провели субботники, чтобы благоустроить территорию. Во всех помещениях, относящихся к бытовым, навели глянец, соответствующий их предназначению. Особенно тщательно обустроили медицинские кабинеты.
Медики всегда начеку
— Вот, кстати, Денис Сергеевич, а как обстоят дела с медициной? Какие специалисты обслуживают личный состав?
— Если коротко ответить, то: нам грех жаловаться. Что это значит? А то, что в городке есть медпункт. Прием ведут три специалиста: два терапевта и военный хирург. Медикаментами обеспечены. Доступ к врачам самый что ни на есть льготный, то есть без долгих очередей и волокиты. Надо всего лишь записаться на прием. Как и положено по Уставу, это делается в подразделении.
— Согласно официальной информации, после некоторого затишья, циркуляция коронавирусной инфекции продолжается. А медики начеку?
— Так точно! Привитых в батальоне 100 %, как и защищенных от энцефалитного клеща. Все необходимые профилактические мероприятия проводятся систематически. Специалисты-медики — частые гости в подразделениях, ведут разъяснительную работу с личным составом, следят за исполнением санитарно-гигиенических рекомендаций, осуществляют соответствующий контроль в столовой.
Батальон загодя начал подготовку к зиме. Среди первоочередных задач — проверка и наладка системы отопления. Гарантированный обогрев спальных и служебных помещений является залогом успешной жизнедеятельности части. У медиков в этом важном деле свой сектор забот. Они настойчиво добиваются добросовестного утепления помещений, справедливо полагая, что только так можно избавиться от сквозняков, являющихся одной из причин простудных заболеваний.
Врачи планово осуществляют целый комплекс оздоровительных мер, направленных на преодоление осенней волны гриппа и новой коронавирусной инфекции. Следовательно, есть твердая уверенность, что благополучно перезимуем в суровом краю.
Так держать, товарищи!
— Более оптимистичного завершения нашей беседы и не придумать. Благодарю вас, Денис Сергеевич, за откровенный и содержательный разговор. Нам остается только поздравить военнослужащих батальона с достигнутыми первыми трудовыми победами на БАМе. Так держать!
Хотим пожелать вам и вашим подчиненным крепкого сибирского здоровья, новых достижений в выполнении поставленной Президентом страны — Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ задачи по реконструкции и развитию восточного участка Байкало-Амурской магистрали, достойного продолжения добрых традиций и приумножения славы старшего поколения военных железнодорожников.
Генерал-лейтенант Олег Косенков
— В свою очередь также хочу сердечно поблагодарить наш любимый журнал «Армейский сборник» за то, что он регулярно рассказывает на своих страницах о наших делах и о лучших специалистах железнодорожных войск. Желаем вам здоровья, благополучия и новых успехов в работе!
КОММЕНТАРИЙ:
То как выполняют железнодорожные войска поставленные Президентом РФ и Министром обороны задачи по реконструкции и развитию Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на участке от Улака до Февральска, мы попросили прокомментировать начальника Главного управления железнодорожных войск генерал-лейтенанта Олега Ивановича КОСЕНКОВА.
— Выполнение поставленных задач осуществляется подразделениями железнодорожных бригад Восточного, Западного и Центрального военных округов ЖДВ. Задействовано несколько тысяч человек личного состава и около 850 единиц автомобильной, инженерной и специальной техники. В целом им предстоит выполнить земляные работы объемом более 5 млн куб., осуществить укладку 107 км верхнего строения главных путей, смонтировать и уложить 117 км комплектов стрелочных переводов, осуществить строительство второго главного пути и укладку двухпутных вставок на нескольких железнодорожных перегонах, возвести 53 моста различного назначения, осуществить удлинение 11 водопропускных труб, обустроить 9 разъездов.
Участок, протяженность которого составляет 339 км, проходит по вечной мерзлоте и является наиболее сложным на всем протяжении Байкало-Амурской магистрали.
В районах выполнения поставленных задач созданы все необходимые бытовые условия для проживания и жизнедеятельности, личный состав размещен в построенных блочно-модульных городках, отвечающих всем современным требованиям.
Отрадно заметить, что с первого дня все наши подразделения трудятся ударно. Что касается отдельного батальона механизации железнодорожных войск Западного военного округа, который ранее показал себя с лучшей стороны, выполнив множество задач весьма профессионально и опережающими темпами, то у него свой ответственный участок работ. На первом этапе, с марта по июнь, он занимался реконструированием железнодорожного пути на перегоне «станция Огорон — разъезд Молдавский «Дальневосточной железной дороги, а также восстановлением притрассовой автомобильной дороги (автодублера БАМа на перегоне «станция Огорон — разъезд Ульяновский строитель» Дальневосточной железной дороги).
На втором этапе, в период с июля по сентябрь, военнослужащие батальона провели работы по реконструкции участка железнодорожного пути (вставка второго пути) на перегоне «станция Огорон — разъезд Ульяновский строитель». Общий объем земляных работ здесь составляет 380,5 тыс. куб. м, а общая протяженность участка — 46 км.
Следует заметить, что этот и другие батальоны оснащены самой современной специальной землеройной техникой и укомплектованы специалистами. Благодаря продуманной воспитательной работе, проведенной офицерами подразделений и другими ответственными лицами, настрой у личного состава боевой, мотивация на высоком уровне. Поставленную задачу они выполняют добросовестно, опережающими темпами. Честь им и хвала за такой труд и ответственное отношение к делу государственной важности!
Поскольку железнодорожные войска выполняют задачи с опережением графика ежесуточно и в целом по месяцу, то есть все основания заверить, что мы их закончим раньше срока.
Фото из архива воинской части
Можно ли получить длину фрагмента, длину чтения и количество фрагментов из файла Bam/Sam
Можно ли получить длину фрагмента, длину чтения и количество фрагментов из файла Bam/Sam
6
Вход в режим редактирования
10.0 лет назад
самсара &утриф; 630
Могу ли я получить следующую информацию из файла BAM/SAM?
- длина фрагмента
- длина чтения
- количество осколков
Или мне нужно спросить людей, которые секвенировали образцы?
бац следующее поколение • 36 000 просмотров
• связь обновлен 6. 2 года назад пользователем Джерри &утриф; 130 • написано 10.0 лет назад пользователем сансара &утриф; 630
Вход в режим редактирования
9,7 года назад
Фидель &старф; 2.0k
Конечно, можно. Формат BAM/SAM содержит всю эту информацию.
Чтобы получить длину фрагмента, вам нужно парное секвенирование концов. В противном случае вам придется использовать некоторые инструменты для обработки bam-файла и оценки длины фрагмента (это делает пиковый вызывающий MACS). Длина фрагмента указана в 9-м столбце (см. Спецификацию формата Sam).
Длина считывания может быть получена либо путем просмотра поля CIGAR (столбец 6), либо путем подсчета длины последовательности (столбец 10). Поле CIGAR кодирует различия в последовательности считывания относительно эталонного генома, но обычно большинство считываний точно сопоставляются с эталонным геномом, и поле CIGAR может быстро сообщить вам о длине считывания. CIGAR будет выглядеть следующим образом для чтения 100 б.п.: 100M. Другими словами, если вы видите только число, за которым следует М, и больше ничего, это число является длиной чтения.
Количество фрагментов — это количество строк в файле BAM/SAM для одного конца или половина количества строк для парного конца. Здесь нужно быть осторожным, так что, вероятно, проще считать строки файла FASTQ. Формат BAM/SAM мог быть отфильтрован для удаления всех фрагментов, которые не были отображены, поэтому подсчет, основанный на файле BAM/SAM, будет занижать общее количество.
• связь 9,7 года назад от Фидель &старф; 2.0k
Вход в режим редактирования
9.1 года назад
данранный &утриф; 70
Чтобы уточнить, длина фрагмента в файле SAM может немного вводить в заблуждение из-за того, как ее интерпретируют некоторые программы просмотра генома.
Field 9 (using 1-based, not 0-based counting) is the fragment length, not the insert size:
SEB9BZKS1:207:H8D40ADXX:2:2111:11030:73639 163 chr10 116212135 60 41M = 116212198 164 TTAGAAAGGTTAAAACAATTAATGTATTTTTTTCAACAAAT <>))=1>>7@9><)=38>???@>>?==<=86<<>7 NM:i:2 AS:i:31 XS:i:21 SEB9BZKS1:207:H8D40ADXX:2:2111:11030:73639 83 chr10 116212198 60 101M = 116212135 -164 TAAATGCCAATTACACTGACACCAGGAAACACACATCTAGGGCCAGGCACGGTGGCTCATGCCTGTAATCCCAGCACTTTGAGAGGCTGAGGCAGGCGGAT >5>>A:CCCB@>5:;;--,55@;6@A;7667?ACHFFHHGD= 9;=C@8.@EFFCIGD@?HD;HHFD?>@FИтак, в приведенном выше примере размер фрагмента составляет 164 п.н. Размер вставки намного меньше. Некоторые браузеры сообщат вам, что размер вставки равен 164. Это не так.
Размер вставки в данном случае 164 - (101 + 41). Это длина фрагмента минус сумма двух прочтений, или 22 п.н. (The 101 and 41 come from field 6. )
This gets a little odd when pairs overlap:
SEB9BZKS1:207:H8D40ADXX:1:2110:9214:15411 99 chr10 116211652 60 101M = 116211721 170 AGAAAGAAGAAAAGTAGGGGAGGGGAGAGGGGAGAAAGAGAGGAGAAAAAATATTAATAATAATGTTGAAAAGGACAGTATGATGATGACATATGCTGACT =?@DFDF ?FCDFBGAEFHGICEFHIGIIIIIG;AFHIIIEHGCEBDFEC>B@CBDCDECDECDC@>CCCCCCB<8?BC>@DC@CDDCDCCCDCDC>@ACCC NM:i:0 AS:i:101 XS:i:0 SEB9BZKS1:207:H8D40ADXX:1:2110:9214:15411 147 chr10 116211721 60 101M = 116211652 -170 AAAGGACAGTATGATGATGACATATGCTGACTTTGCTAAGCACTCTATGCATATTTACTTTAACTCAGGAGGCAGTGCTTAAGAGCTCAAGCTCTGGAATG CCEEECEBC;>>DHEHEC=7DIIJIIHD@4>IGHCHCGIJHFIIIIIJJIHFBGGHBIJIGC9HCIIGHHCJIJIIHEFFJIGIGGIIHHHHD4FFFDCCC NM:i:1 AS:i:96 XS:i:20Выше приведены два чтения длиной 101 п.н. с размером фрагмента 170 п.н. Так что без вкладыша. Но такие браузеры, как IGV, с радостью сообщат вам, что размер вставки в этом случае составляет 170 байтов.
Надеюсь, это поможет. Сначала я тоже был в замешательстве.
• связь 9,1 года назад от данрданный &утриф; 70
Вход в режим редактирования
10.0 лет назад
Санву Ким &утриф; 420
Я не уверен, что FastQC предоставляет статистику длины фрагмента (не длины чтения). Я знаю, что у Пикарда есть программа CollectInsertSizeMetrics. http://picard.sourceforge.net/command-line-overview.shtml#CollectInsertSizeMetrics
• связь 10,0 лет назад от Санву Ким &утриф; 420
Вход в режим редактирования
6.2 года назад
Джерри &утриф; 130
Краткая заметка о длине фрагмента применительно к RNA-Seq, так как я работал над этим и пока не нашел ответа.
Для чтения парных концов из RNA-Seq, столбец 9файла SAM дает вам геномное расстояние от начала чтения R1 до конца чтения R2. Обратите внимание, что это НЕ обязательно длина фрагмента, потому что у вас может быть сплайсинг между чтениями с парными концами. Другими словами, считывания парных концов (R1 и R2) могут быть очень далеко друг от друга, потому что между ними находится огромный интрон. Взгляните на типичный файл RNA-Seq SAM, и вы увидите, что значения в столбце 9 могут быть довольно большими (несколько сотен килобайт). Опять же, это, скорее всего, связано с наличием больших интронов между ними.
Для получения исходной длины фрагмента требуется знание событий сплайсинга, которые могут произойти между операциями чтения с парными концами, что не является тривиальной проблемой. Мне еще предстоит найти какие-либо инструменты или сценарии для правильного получения длины фрагмента с учетом сплайсинга. Если кто-то что-то знает, пожалуйста, поделитесь здесь. Спасибо!
• связь 6,2 года назад от Джерри &утриф; 130
Вход в режим редактирования
10. 0 лет назад
Шон Дэвис 26k
Взгляните на использование FastQC в вашем файле BAM.
• связь 10,0 лет назад от Шон Дэвис 26k
Вход в режим редактирования
9.7 лет назад
венкс &утриф; 730
Привет,
Вы можете получить длину чтения из FASTQC, которая предоставит статистику обо всех ваших чтениях/базах/базовом составе и т. д., из необработанных файлов fastq/BAM/SAM. Вы можете получить размер фрагмента с помощью инструмента qualimap или инструмента глубины покрытия GATK. Лично я предпочитаю Qualimap из-за простоты использования и хороших гистограмм, которые он создает.
Удачи
• связь 9,7 года назад от венкс &утриф; 730
Войдите, прежде чем добавить свой ответ.
Фильтрация n-й длины из сопоставленного файла SAM/BAM.
Фильтрация n-й длины из сопоставленного файла SAM/BAM.
2
Вход в режим редактирования
7.6 лет назад
уникальный379 &утриф; 90
Привет, ребята,
Я пытаюсь отфильтровать чтения менее 18 нт из моего сопоставленного файла BAM, а затем хочу вернуться в формат SAM, но при обратном преобразовании возникает проблема. Для этого я сделал...
samtools просмотреть mapped.bam | awk '$6 >= 18' > filt.bam samtools view -h -o out.sam filt.bam [bam_header_read] Маркер EOF отсутствует. Ввод, вероятно, усечен. [bam_header_read] недопустимый двоичный заголовок BAM (это не файл BAM). [main_samview] не может прочитать заголовок из "filt.bam".???
Думаю, когда я фильтрую свои чтения, они становятся текстом, а не БАМ, верно?
Помогите мне пожалуйста.
Примечание. В моем оригинальном SAM была информация заголовка.
бить РНК-Seq miRNAseq оболочка • 7,0 тыс. просмотров
• связь обновлен 4 месяца назад пользователем Баран 38к • написано 7,6 года назад пользователем уникальный379 &утриф; 90
Вход в режим редактирования
7,6 года назад
Пьер Линденбаум 152k
Используя мой инструмент samjs: https://github.com/lindenb/jvarkit/wiki/SamJS
java -jar distsamjs.jar -e '!record.readUnmappedFlag && record.cigar.referenceLength >= 18 ' input. бам | вид samtools -Sb -o out. bam -• связь обновлен 4 месяца назад пользователем Баран 38к • написано 7,6 года назад пользователем Пьер Линденбаум 152k
Вход в режим редактирования
7.6 лет назад
michael.ante &старф; 3.8k
Кажется, вы пытаетесь использовать поле сигары, чтобы получить длину чтения. Просто взгляните на свои данные:
samtools view mapped.bam | вырезать -f 6 | головаЕсли у вас есть картограф, поддерживающий сплайсинг, вы получите что-то вроде:
46М 94М 10М100Н84М 61M 94М 94МВ этом случае вы должны использовать анализатор сигар, как упоминалось, например. здесь.
Если у вас нет соединений и мягкого отсечения, вы можете использовать
samtools view mapped.
Ваш комментарий будет первым