Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Скульптура поцелуй: «Поцелуй» Огюста Родена: в чем уникальность скульптуры

История одного шедевра: скульптура Родена «Поцелуй» – «восходящее солнце с его вездесущим светом»

«Поцелуй» – не единственная скульптура, на создание которой великого Огюста Родена вдохновила страсть к его ученице, скульптору Камилле Клодель. В течение 15 лет девушка была для него возлюбленной, натурщицей, музой, генератором идей и соавтором работ. После их расставания Камилла лишилась рассудка, а Роден не создал ни одного выдающегося произведения.

Камиллу Клодель нельзя назвать заурядной девушкой: еще в юности проявился ее талант ваяния, в 17 лет она поступила в Академию Коларосси, где ее наставником стал знаменитый скульптор Альфред Буше. А вскоре Камилла начала брать уроки у Огюста Родена.

Слева – Огюст Роден. Справа – Камилла Клодель в мастерской

Между ними вспыхнула страсть, которая на долгие годы стала источником вдохновения для великого скульптора. Свою возлюбленную он описывал так: «Прекрасный лоб над дивными глазами глубокого густо-синего цвета, как у красавиц на портретах кисти Боттичелли, большой, чувственный рот, густая копна золотисто-каштановых волос, спадающих на плечи. Вид, впечатляющий дерзостью, превосходством и… детской веселостью».

Камилла Клодель

Первое время Камилла Клодель шлифовала готовые скульптуры своего наставника, но со временем она начала создавать и собственные. Роден даже доверял ей заканчивать свои работы. Она стала для скульптора не только любимой моделью и музой, но и генератором идей, автором многих замыслов.

Огюст Роден. Данаида, 1885г, скульптура, посвященная Камилле Клодель

Рейн-Мари Пари – биограф Камиллы Клодель, так описывает период их совместного творчества: «Все исследователи творчества Родена знают: новый стиль открылся у него в 80-е годы – именно тогда, когда в жизни его появилась эта девушка. Ей не исполнилось еще 20 лет – возраст гения, по Рембо. Родену было за 40, он успел утратить связь со своими живыми истоками. Сам по себе он продолжал бы двигаться в сторону Микеланджело, пытаясь осовременить его и тем самым огрубляя. А тут внезапно в нем зарождается нечто новое, что после разлуки с Камиллой словно уходит в песок. Такая взаимосвязь между страстью и творчеством у двух любовников одной профессии, работающих вместе, в одной мастерской и над одним сюжетом, подводит нас к выводу: без малого 15 лет Камилла была музой и правой рукой Родена».

Ученик Родена Э. А. Бурдель сказал о «Поцелуе»: «Не было и не будет мастера, способного вложить в глину, бронзу и мрамор порыв плоти более проникновенно и напряженно, чем это сделал Роден». Райнер Мария Рильке, один из самых влиятельных поэтов-модернистов XX века, писал: «Чувствуешь, как волны из всех соприкасающихся поверхностей пронизывают тела, трепет красоты, чаяние, мощь. Потому и кажется, будто видишь блаженство этого поцелуя в каждой точке этих тел; он как восходящее солнце с его вездесущим светом». Скульптура вышла настолько чувственной, что многие сочли ее неприличной для демонстрации широкой аудитории.

Огюст Роден. Поцелуй, 1882г

Скульптура «Поцелуй» изначально носила название «Франческа да Римини» — в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы 13-го века, чьё имя обессмертила «Божественная комедия» Данте (Круг второй, Пятая песнь). Дама полюбила младшего брата своего мужа Джованни Малатеста, Паоло. Полюбив друг друга за чтением истории Ланселота и Гвиневры, они были обнаружены, а затем убиты её мужем. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. Любовники на самом деле не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха.

«Врата ада», скульптура Родена, откуда взят замысел «Поцелуя»

Переименование скульптуры в более отвлечённое — Поцелуй (Le Baiser) — было сделано критиками, впервые увидевшими её в 1887 г. Очевидный эротизм скульптуры вызвал множество дискуссий. Бронзовая копия «Поцелуя» (74 см высотой) была послана на Всемирную выставку 1893 года в Чикаго. Копию сочли неприемлемой для всеобщего обозрения и переместили в отдельную маленькую комнату, с доступом по личному заявлению.

В 1888 году французское правительство заказало Родену первый полномасштабный мраморный вариант «Поцелуя» для Всемирной выставки, но выставлена на публичное обозрение она была лишь в 1898 г. на Парижском салоне. Скульптура снискала такую популярность, что компания Барбединни предложила Родену контракт на ограниченное количество уменьшенных бронзовых копий. В 1900 г. статуя переехала в Музей в Люксембургском саду, а в 1918 г. была размещена в Музее Родена, где пребывает и поныне.

В 1900 г. Роден сделал копию для Эдварда Перри Уоррена, эксцентричного американского коллекционера, имевшего коллекцию древнегреческого искусства. Увидев «Поцелуй» на Парижском салоне, художник Уильям Ротенштейн рекомендовал скульптуру Уоррену для приобретения, но она была заказана французским правительством и не продавалась. Вместо оригинальной скульптуры Роден предложил сделать копию, за которую Уоррен предложил половину начальной цены в 20000 франков, но автор не уступил. Когда скульптура прибыла в Льюис в 1904 г., Уоррен разместил её в конюшнях позади своего дома, где та оставалась в течение 10 лет.

Неизвестно почему Уоррен выбрал для неё такое место — из-за большого размера или потому, что она не до конца отвечала его ожиданиям. В 1914 г. скульптура была взята в долг местными властями и выставлена на всеобщее обозрение в здании муниципалитета. Множество местных пуритански настроенных жителей, ведомых директрисой мисс Фаулер-Татт, выразили несогласие с эротической подоплёкой скульптуры. Особенные заботы вызывало то, что она может распалить солдат, во множестве расквартированных в городе. В конце концов скульптуру задрапировали и скрыли от публичного просмотра. Во владения Уоррена статуя вернулась в 1917 г., где хранилась на конюшне 12 лет, вплоть до его смерти в 1929 г. Наследник Уоррена выставил скульптуру на аукцион, где она не нашла покупателя по своей отправной цене и была снята с продажи.

Третья копия была заказана в 1900 г. Карлом Якобсеном для его будущего музея в Копенгагене. Копия сделана в 1903 г. и стала частью первоначальной коллекции Новой глиптотеки Карлсберга, открытой в 1906 г.

«Поцелуй» Родена в мраморе в Новой глиптотеке Карлсберга, Копенгаген

«Поцелуй» — одна из самых узнаваемых скульптур Огюста Родена. Соперничать в популярности с ней может разве что «Мыслитель». Сотня лет, миллионы зрительских взглядов и растиражированных изображений «Поцелуя» стерли лишнее, отшлифовали эту скульптуру до межнационального символа робкой, разгорающейся страсти. Мало кто помнит, что герои изображенного Роденом сюжета угодили в ад.

кто вдохновил Родена на создание знаменитой скульптуры

Слева – Камилла Клодель. Справа – Огюст Роден. Поцелуй, 1886. Париж, Музей Родена | Фото: rodin-web.org

«Поцелуй» – не единственная скульптура, на создание которой великого Огюста Родена вдохновила страсть к его ученице, скульптору Камилле Клодель. В течение 15 лет девушка была для него возлюбленной, натурщицей, музой, генератором идей и соавтором работ. После их расставания Камилла лишилась рассудка, а Роден не создал ни одного выдающегося произведения.

Камилла Клодель | Фото: rodin-web.org и pierres-info. fr

Камиллу Клодель нельзя назвать заурядной девушкой: еще в юности проявился ее талант ваяния, в 17 лет она поступила в Академию Коларосси, где ее наставником стал знаменитый скульптор Альфред Буше. А вскоре Камилла начала брать уроки у Огюста Родена.

Слева – Огюст Роден. Справа – Камилла Клодель в мастерской | Фото: f-picture.net и rodin-web.org

Между ними вспыхнула страсть, которая на долгие годы стала источником вдохновения для великого скульптора. Свою возлюбленную он описывал так: «Прекрасный лоб над дивными глазами глубокого густо-синего цвета, как у красавиц на портретах кисти Боттичелли, большой, чувственный рот, густая копна золотисто-каштановых волос, спадающих на плечи. Вид, впечатляющий дерзостью, превосходством и… детской веселостью».

Камилла Клодель | Фото: cablook.com

Первое время Камилла Клодель шлифовала готовые скульптуры своего наставника, но со временем она начала создавать и собственные. Роден даже доверял ей заканчивать свои работы. Она стала для скульптора не только любимой моделью и музой, но и генератором идей, автором многих замыслов.

Огюст Роден. Данаида, 1885 – скульптура, посвященная Камилле Клодель | Фото: 365mag.ru


Слева – Камилла Клодель. Вечный кумир, 1888. Справа – Огюст Роден. Вечный идол, 1889 | Фото: public.fotki.com и kleinburd.ru

Р.-М. Пари – биограф Камиллы Клодель, так описывает период их совместного творчества: «Все исследователи творчества Родена знают: новый стиль открылся у него в 80-е годы – именно тогда, когда в жизни его появилась эта девушка. Ей не исполнилось еще 20 лет – возраст гения, по Рембо. Родену было за 40, он успел утратить связь со своими живыми истоками. Сам по себе он продолжал бы двигаться в сторону Микеланджело, пытаясь осовременить его и тем самым огрубляя. А тут внезапно в нем зарождается нечто новое, что после разлуки с Камиллой словно уходит в песок.

Такая взаимосвязь между страстью и творчеством у двух любовников одной профессии, работающих вместе, в одной мастерской и над одним сюжетом, подводит нас к выводу: без малого 15 лет Камилла была музой и правой рукой Родена».

Слева – Огюст Роден. Справа – Камилла Клодель | Фото: rodin-web.org и peoples.ru

Ученик Родена Э. А. Бурдель сказал о «Поцелуе»: «Не было и не будет мастера, способного вложить в глину, бронзу и мрамор порыв плоти более проникновенно и напряженно, чем это сделал Роден». Р. М. Рильке писал: «Чувствуешь, как волны из всех соприкасающихся поверхностей пронизывают тела, трепет красоты, чаяние, мощь. Потому и кажется, будто видишь блаженство этого поцелуя в каждой точке этих тел; он как восходящее солнце с его вездесущим светом». Скульптура вышла настолько чувственной, что многие сочли ее неприличной для демонстрации широкой аудитории.

Огюст Роден. Поцелуй. Фрагмент | Фото: rodin-web.org

Их счастье не было безоблачным: Роден так и не оставил свою гражданскую жену, с которой прожил более 20 лет, ради Камиллы, а она не хотела довольствоваться ролью любовницы. 15-летняя история сотворчества и страсти закончилась катастрофой: любовь Камиллы переросла в ненависть. По несколько недель она не выходила из квартиры, погруженная в глубокую депрессию, лепила фигуры и тут же их разбивала – весь пол был устлан осколками. Ее рассудок не выдержал этого испытания: в 1913 г. женщину поместили в психиатрическую клинику, где она провела оставшиеся 30 лет своей жизни.

Камилла Клодель. Слева – *Улетающий бог*, 1890-е гг. Справа –*Бронзовый вальс*, 1893 | Фото: public.fotki.com и art-in-focus.ru


Камилла Клодель. *Эпоха зрелости*, 1900 – аллегория ее разрыва с Роденом. Фигура Умоляющей – автопортрет Камиллы

Критики писали, что после расставания с Камиллой талант Родена угас, и он больше так и не создал ничего значительного. Сложно судить о масштабах таланта гения, но все его самые знаменитые работы действительно появились в то время, когда их с Камиллой любовь и вдохновение были взаимными. В 1880-1890-е гг. были созданы «Ева», «Мыслитель», «Вечный идол», «Вечная весна» и «Поцелуй», признанные вершиной творчества Огюста Родена.

Камилла Клодель | Фото: public.fotki.com

Еще одна знаменитая работа Родена – «Мыслитель»: малоизвестные факты создания

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Нравится

Поцелуй | Музей Родена

Виды творчества

— Диапорама

    Огюст Роден (1840-1917)

    По заказу французского государства в 1888 г. , резьба между 1888 и 1898 гг. Поступила в коллекцию Люксембургского музея в 1901 г.; переданы в Музей Родена в 1919 году.

    Поцелуй первоначально представлял Паоло и Франческу, два персонажа, снова заимствованные из Данте Божественная комедия : убиты мужем Франчески, который удивил их, когда они обменялись их первым поцелуем, двое влюбленных были обречены на вечное блуждание в аду. Эта группа, разработанная на ранних стадиях разработки Ворота , занимала видное место на нижней левой двери, напротив Уголино , до 1886 года, когда Роден решил, что это изображение счастья и чувственности несовместимо с тема его обширного проекта.

    Поэтому он превратил группу в самостоятельную работу и выставил ее в 1887 году. Плавное, плавное моделирование, очень динамичная композиция и очаровательная тема сделали эту группу мгновенным успехом. Поскольку никакие анекдотические подробности не опознали влюбленных, общественность назвала это 9.0034 The Kiss , абстрактное название, очень хорошо отражающее его универсальный характер. Французское государство заказало увеличенную версию из мрамора, на изготовление которой у Родена ушло почти десять лет. Только в 1898 году он согласился выставить то, что он называл своей «огромной безделушкой», в качестве дополнения к своему дерзкому Бальзаку , как будто Поцелуй облегчил бы публике принятие его портрета писателя.


    ИСКУССТВО в музее

    Постоянные коллекции – цокольный этаж, зал 5

    Мы не можем гарантировать наличие всех наших работ; некоторые могут быть в аренде.

    Откройте для себя темы, связанные с работой

    • Шедевры, которые стоит увидеть

    • Чувственность

    Поделиться Поделиться на

    Дата зачатия:

    Около 1882

    Размеры:

    В. 181,5 см; Ш. 112,5 см; Д. 117 см

    Материалы :

    Мрамор

    Инвентарный номер :

    S. 1002 /Lux.132

    Кредиты :

    © Фотоагентство музея Родена — Жерома Манукяна

    Арт-объект Страница

    Обзор

    Зрители и критики девятнадцатого века сразу же были очарованы трехмерной группой Родена под названием Паоло и Франческа , страстными любовниками из пятой песни Данте Ад . Когда один восторженный критик назвал его Поцелуй , новое название прижилось, и ассоциация с несчастными любовниками Данте уступила место более современному, универсальному ответу на их страстные объятия.

    Включив только одну конкретную ссылку на историю влюбленных (Паоло держит в левой руке книгу куртуазной любви, которую они читали вместе), Роден призвал зрителей погрузиться в спиралевидные ритмы переплетенных тел и чувственную отделку гладких конечности против изрытой скалы.

    Роден намеревался включить эту работу в свой монументальный Врата ада , горельефные скульптурные двери, которые он покроет фигурами из Данте Божественная комедия . Но скульптор убрал пару влюбленных из Врат , вместо этого разработав их как самостоятельную группировку. Первоначальная бронзовая скульптура (высотой почти три фута) была воспроизведена из бронзы и мрамора как в увеличенном, так и в уменьшенном виде. Миниатюрная золотая бронзовая работа Национальной галереи (менее десяти дюймов) является одной из шестидесяти девяти версий этого размера. В 1902 Роден преподнес его в качестве сувенира своей верной американской покровительнице Кейт Симпсон после того, как она позировала для своего портретного бюста в парижской мастерской скульптора. На нем есть его личная надпись: «Посвящение мадам Кейт Симпсон в память о часах, проведенных в студии. Сентябрь 1902 года».

    Дополнительную информацию об этом объекте можно найти в публикации Галереи Европейская скульптура девятнадцатого века , которая доступна в виде бесплатного PDF-файла https://www.nga.gov/content/dam/ngaweb/research/publications /pdfs/европейская скульптура-19th-centre. pdf

    Надпись

    на лицевой стороне скалы, штамп ниже левого бедра женской фигуры: RODIN; на левой стороне скалы почерком: hommage à Madame / Кейт Симпсон / en сувенир des heures / d’atelier Sept 1902 / А. Роден; штамп под посвящением — металлическая вставка Collas: REDUCTION MÉCHANIQUE / A. COLLAS / BREVETE; рукой по правому нижнему краю, под правой ступней мужской фигуры: F. BARBEDIENNE, Fondeur; оттиск внутри слепка: R / 407

    Знаки и этикетки

    FM (под правой ногой мужской фигуры): F. BARBEDIENNE Fondeur

    Происхождение

    Куплено в 1902 году у художника мистером и миссис Джон У. Симпсон, Нью-Йорк; подарок 1942 г. НГА.

    Связанные имена
    Симпсон, Джон В., миссис
    История выставки
    1965
    Восковые скульптуры Дега, Скульптуры и рисунки Родена, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия, 1965-1966, без кат.
    1975
    Метаморфозы в скульптуре девятнадцатого века, Художественный музей Фогга, Гарвардский университет, Кембридж, Массачусетс, 1975–1976, вып. 27д.
    1981
    Роден заново открыт, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия, 1981–1982 гг., не в кат.
    1991
    Genius Rodin: Eros und Kreativität, Kunsthalle Bremen, Германия; Städtische Kunsthalle Düsseldorf, Германия, 1991–1992 гг., вып. 14.
    Библиография
    1883 г.
    Аноним. «Современное искусство». Журнал искусств (1883 г.): 176.
    1884 г.
    Картрайт, Джулия. «Франческо да Римини». Журнал искусств (февраль 1884 г.): 137–139.
    1885 г.
    Мирбо, Октав. «Парижская хроника». Ла Франс (18 февраля 1885 г.).
    1889 г.
    Бартлетт, Трумэн Х. «Огюст Роден, скульптор». American Architect and Building News (19 января — 15 июня 1889 г.): 200, 223–225, 249.
    1900 г.
    «Le Baiser dans l’oeuvre de Rodin». La Critique (20 ноября 1900 г.).
    1906 г.
    Лоутон, Фредерик. Жизнь и творчество Огюста Родена . Лондон, 1906 г.: 62–63, 74, 109–110, 184. 90–147.
    1927 г.
    Граппе, Жорж. Каталог Музея Родена . Париж, 1927: 47.
    1944 г.
    Граппе, Жорж. Каталог Музея Родена . 5-е изд. Париж, 1944: 58-59.
    1959 г.
    Аллея, Рональд. Каталоги галереи Тейт: зарубежная живопись, графика и скульптура . Лондон, 1959: 224–226.
    1963 г.
    Элсен, Альберт Э. Роден . Нью-Йорк, 1963: 62–63, 102–103, 134, 191, 199, 209. 90 147
    1965 г.
    Сводный каталог европейской живописи и скульптуры . Национальная художественная галерея, Вашингтон, 1965: 168.
    .
    1967 г.
    Дешарн, Робер и Жан-Франсуа Шабрун. Огюст Роден . Лозанна, 1967: 131–135.
    1968 г.
    Национальная художественная галерея. Европейская живопись и скульптура, иллюстрации . Вашингтон, 1968: 148, репродукция.
    1975 г.
    Вассерман, Жанна Л., изд. Метаморфозы в скульптуре девятнадцатого века . Exh. кот. Художественный музей Фогга, Кембридж, Массачусетс, 1975: 168–176.
    1977 г.
    де Касо, Жак и Патрисия Б. Сандерс. Скульптура Родена: критическое исследование коллекции Шпрекелей . Сан-Франциско, 1977: 148–153.
    1981 г.
    Розенфельд, Даниэль. «Резная скульптура Родена». В году Роден заново открыл год. Exh. кот. Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия, 1981: 85-87.
    1985 г.
    Элсен, Альберт Э. Врата ада Огюста Родена . Стэнфорд, 19 лет85: 78-81.
    1987 г.
    Барбье, Николь. Мрамор Родена: коллекция музея . Париж, 1987: 184–187.
    1987 г.
    Грюнфельд, Фредерик В. Роден: Биография . Нью-Йорк, 1987: 187–190.
    1988 г.
    Босир, Ален. Quand Rodin Exposait . Париж, 1988: 95, 96, 126, 211, 277, 327, 349, 351, 367. 90 147
    1988 г.
    Фонсмарк, Анн-Биргитте. Роден: Коллекция Брассера Карла Якобсена в глиптотеке . Копенгаген, 1988: 106-108.
    1992 г.
    Барбье, Николь. Скульптор Родена: Oeuvres méconnues . Exh. кот. Музей Родена, Париж, 1992: 187-190.
    1993 г.
    Розенфельд, Дэниел Г. «Резная скульптура Огюста Родена». Кандидат наук. диссертация, Стэнфордский университет, 1993: 529-540.
    1994 г.
    Скульптура: иллюстрированный каталог . Национальная художественная галерея, Вашингтон, 1994: 204, репродукция.
    1995 г.
    Норманд-Ромен, Антуанетта. Ле Байзер де Роден . Exh. кот. Музей Родена, Париж, 1995: 244-319.
    1996 г.
    Кауш, Майкл.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *