Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Славяне называли варягами: ВАРЯГИ ИЛИ «БРАТКИ» ? – Огонек № 40 (4768) от 13.10.2002

ВАРЯГИ ИЛИ «БРАТКИ» ? – Огонек № 40 (4768) от 13.10.2002

2K 12 мин. …

Кто они такие — те, кого наши предки якобы позвали для установления порядка?


ЗАКЛЯТИЕ

Как пишет «Повесть временных лет», «варяги из заморья взимали дань с чуди и со славян… Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы…».

То есть, устав от разлада и смуты, не кто-нибудь, а именно новгородцы пришли к варягам и сказали: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

Эти слова стали заклятьем русской истории и судьбы. Не только потому, что сказано и написано талантливой рукой. Нет, прежде всего потому, что они, слова, все время подтверждались жизнью, а летопись воспринималась и воспринимается как пророчество и заклятье: ничего не поделаешь, так было всегда, так на роду нашем написано…

Если бы это была отдельная рукопись, отдельная летопись — одно дело. Но это «Повесть временных лет», основа основ российской историографии, литературы, народного самосознания. Не случайно же ее называют Начальной летописью…

Каждое положение исторического документа проверяется другими источниками. Скажем, некоторые факты и даты из той же «Повести временных лет» уточнены, подтверждены или опровергнуты исследованиями Гумилева, Лихачева и других ученых, сопоставлениями с европейскими и арабскими источниками.

А историю о призвании варягов проверить невозможно! Ни в европейских, ни в арабских, ни в еврейских источниках нет упоминаний об этом событии. Варяжская страница в «Повести временных лет» подобна стене несокрушимой — ни обойти ее и ни объехать. Нет больше исторических свидетельств! И потому, наверное, историки, начиная с Соловьева, Ключевского и Костомарова, лишь отмечали противоречия. Но не более.


КАК СОЗДАЮТСЯ МИФЫ

В VIII веке Испания, как известно, уже принадлежала маврам — мусульманам. Один из мавританских эмиров затеял войну с правителем Сарагосы и позвал на помощь Карла Великого, короля франков, будущего императора Священной Римской империи. Карл пришел, помог, не забесплатно, конечно, и двинулся в обратный путь. Но в узком Ронсевальском ущелье на его армию напали баски. В этом бою и погиб Роланд, вместе со своими воинами прикрывавший отход армии и фактически спасший армию и Карла.

Таковы факты. Но что мы читаем в дошедших до нас «Песнях о неистовом Роланде», сочиненных позже, уже в XII веке? А то, что император Карл пошел войной на нечестивцев за веру Христову, на его армию напали мавры, но храбрый Роланд, верный рыцарским традициям, спас армию и короля, пожертвовав собой. Понятно, что все это сочинено уже в свете идеологии крестовых походов и идеологии рыцарства, которых тогда, в VIII веке, и в помине не было.


ВОЗЬМИТЕ НАС ПОД СВОЮ ЗАЩИТУ

Да, в истории часто случалось, когда более слабое государство обращалось за помощью и позже входило в состав более сильного государства. Но в любом случае государство обращалось к государству.

Но к какому же государству обратилось за покровительством государство Новгород? К Варяжскому? Так не было такого государства!

Многие в «нашем» Рюрике видят Рюрика (или Рерика, Рорика) Ютландского. Если так, то все нормально, обратились не к какому-нибудь сброду, а к знаменитому человеку, к государству! Не стыдно родословную оттуда вести. Но в этой гипотезе противоречий еще больше, чем в летописи. Во-первых, от Новгорода до Ютландии-Дании почти две тысячи километров. Значит, и новгородской делегации, и, самое главное, Рюрику с дружиной надо было идти через немецкие, польские, литовские, жмудские, псковские земли и наверняка прорываться с боями, потому что врагов у него было много. И об этом в летописи ни слова! А если бы он шел на кораблях (на чем же еще варягам-викингам ходить в походы!) вдоль побережья Балтики, по Неве поднялся в Ладогу, а оттуда по Волхову к Новгороду — все равно бы просто так окрестные племена его не пропустили. И не мог бы остаться в Европе незамеченным такой дальний поход, по сравнению с которым прежние походы Рюрика на земли франков и англосаксов — так, короткие воскресные прогулки… Во-вторых, трудно представить, что Рюрик тотчас и с готовностью променял свое положение владетеля Ютландии-Дании на столь далекий от Европы Новгород. Но даже если и так, то почему в западных источниках нет о таком событии никаких упоминаний? Меж тем как о предыдущей жизни Рюрика Ютландского известно очень многое. И родители его, и победы, и поражения. Ведь он был довольно знаменитым в Европе человеком, снаряжал в походы до трехсот кораблей, поднимался по Эльбе и воевал германские земли, ходил к берегам Англии и подвергал разору и грабежу англосаксов. И вдруг такой его поступок — уход в Новгород, который наверняка поразил бы его современников, двухтысячекилометровый поход, — остался никем не отмеченным?! Очень, очень сомнительно.


КТО ТАКИЕ ВАРЯГИ?

Варяги — так славяне называли викингов. Викинги же, если отбросить современную киноромантизацию, были тогда просто-напросто бандитами. Это были молодые люди, которые не хотели жить мирно и ловить селедку, как их отцы и деды, и уходили из родных поселений в вик, по-русски — выселок. Со временем они стали страшной силой и три века терроризировали Европу, поднимаясь в своих ладьях вверх по течению рек и сжигая города и села. А когда не было походов, нанимались в армии сопредельных воюющих государств. В общем, наемники, ландскнехты.

Нанимали их и славянские города-государства. Многочисленные свидетельства тому в летописях. Причем во всех летописях о найме варягов говорится как о деле обыденном, никуда далеко за ними не ходили, они всегда были под рукой. Например, в 978 — 980 годах новгородский князь Владимир начинает войну против Ярополка, убийцы их брата Олега, и нанимает варягов. Разбивает дружину Ярополка, захватывает Киев, а самого Ярополка приглашает на переговоры в свой шатер. Едва вошел туда Ярополк, как два варяга пронзили его мечами с двух сторон…

Да, Владимир отличался истинно варяжской жестокостью, необузданностью, пренебрежением всеми человеческими нормами и неразборчивостью в выборе средств, редкими даже для нравов тех времен. Получив отказ в руке полоцкой княжны Рогнеды — та не захотела идти за него, потому что Владимир был бастардом, незаконным сыном Святослава от древлянской рабыни-ключницы Малуши, — Владимир идет на Полоцк войной, захватывает город и насилует Рогнеду на глазах отца и матери. Как отмечает летописец, «был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц». Убив Ярополка, он тотчас берет его жену, то есть жену своего брата. А она была уже беременна. Родился сын от Ярополка. И отношение к нему в семье было соответствующее. Как в свое время и к самому Владимиру. И вел он себя, надо полагать, тоже соответственно… В общем, вырос Святополк, убийца своих же братьев Бориса, Глеба и Святослава, прозванный летописцем Святополком Окаянным…

Князь же Владимир через восемь лет после убийства Ярополка окрестил Русь и стал Владимиром Святым. Быть может, Господь и простил ему за это все его грехи. Как заключает летописец, «был невежда, а под конец обрел вечное спасение».

Впрочем, братоубийство нельзя сводить лишь к недобрым чувствам незаконных сыновей и пасынков. Начал-то убивать вполне законный Ярополк. А если вспомнить их предка Рюрика, то нельзя не отметить более чем странную одновременную смерть его братьев Синеуса и Трувора, после которых Рюрик становится единоличным властителем на Северо-Западе. Братоубийство — обыденная семейная хроника Рюриковичей. Из одиннадцати сыновей Владимира своей смертью умерли, кажется, только четверо или пятеро. Ярослав Мудрый, один из них, говорил перед смертью детям: «Любите друг друга, потому что вы братья родные, от одного отца и одной матери». Но бесполезно — сыновья и внуки Ярослава, как их отцы и деды, нещадно воевали друг с другом… Самый разумный из них Владимир Мономах пытался устроить мир уступками, отдавая родичам то Киев, то Чернигов. Но Олег и Давыд Святославичи продолжали братоубийственные войны даже после съезда князей в Любече, где все они целовали крест и договорились о мире. Что не помешало Давыду Игоревичу и Святополку тотчас после этого схватить Василька Теребовльского и выколоть ему глаза. Да, когда речь идет о власти, тут уже не до родства. Но все-таки Рюриковичи в мировой истории занимают особое место по пролитой родной крови…

Наверное, дело в том, что быть варягом-викингом — значит отрицать семью, отца и мать. В древней воинской ватаге был один закон — безусловное подчинение вожаку. А в почете только сила и полное пренебрежение всем остальным. Потому-то среди викингов особо ценились так называемые берсерки — психопаты, люди-звери, бешеные, одержимые, обладающие пещерной свирепостью и столь же пещерным бесстыдством и презрением к любым ограничениям.

Но больше всего нас интересует коллизия «варяги и Владимир». Тот, первый, которого потом назвали Святым.

Убив Ярополка и утвердившись на киевском престоле, Владимир решил, что наемникам теперь можно и не платить. Выгнал их в Византию (в летописи — они сами попросились: «Обманул нас, так отпусти в Греческую землю»), прежде послав византийскому императору предупреждение: «Вот идут к тебе варяги, не вздумай держать их в столице, иначе наделают тебе такого же зла, как и здесь, рассели их по разным местам, а сюда не пускай ни одного».

Разумеется, и этот поступок князя не красит. Но, сам потомок варягов, Владимир, видимо, знал, как следует обращаться с этой братией.

Одним словом, точно установлено, кто такие были варяги, как относились к варягам и кем они были для славян в 980 году. Так можно ли считать, что веком раньше они, варяги, были цивилизованными представителями какого-либо цивилизованного «варяжского» государства?

Разумеется, нет.

И логично ли, что представители цивилизованного Новгородского государства пришли в буйную, дикую ватагу, живущую по пещерным законам и нравам, и позвали их «княжить и владеть нами»? Ведь новгородцы никогда не терпели у себя княжеского всевластия. Поэтому сыновья великих киевских князей шли сюда с большой неохотой. Новгородцы даже Александра Невского не признавали! А тут — полное раболепие и унижение…


ЧТО ЖЕ БЫЛО?

Была рознь. За власть в Новгороде боролись две партии. Видимо, партия Вадима Храброго и партия некоего Гостомысла. Хотя Лев Гумилев предполагает, что Гостомысл вовсе не имя, что это была скорее партия «гостомыслов», то есть людей, симпатизирующих иноземцам. Вот они-то, гостомыслы, и наняли варягов.

А дальше все было, как часто бывало и бывает в истории. Наемники, почувствовав свою силу и слабость мирного города, просто-напросто захватили власть в Новгороде. А когда в 864 году Вадим Храбрый поднял восстание против них, жесточайшим образом расправились с ним и его сторонниками. «Того же лета убил Рюрик Вадима Храброго и иных многих избил новгородцев советников его», — сказано в Никоновской летописи.


ОСОБЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Если же Новгород призвал варягов Рюриковичей и — так получилось — навязал их всей Руси, то новгородцы должны, по всем законам логики, коллективной ответственности, психологии, на всех углах говорить, какие варяги хорошие, отважные и как плохо будет всем, если они уйдут. То есть должны быть главной опорой Рюриковичей.

Однако все было наоборот! Вся Русь признала Рюриковичей, а Новгород их не любил и не скрывал этого. Такое ощущение, будто новгородцы знали о Рюриковичах что-то такое… И Рюриковичи как будто знали, что новгородцы про них кое-что знают… Во всяком случае, они с великой неохотой шли туда на княжение. Например, когда распределялись уделы между внуками Ольги, то Новгород отвели Владимиру, потому что на лучшее он не мог претендовать, так как был сыном Святослава от рабыни Малуши. На тебе, что нам негоже…

Да и с принятием христианства Новгород не спешил, оставаясь верным своим языческим божествам, защищая волхвов от княжеской расправы. Мы привыкли к идеализированно-лубочному образу волхвов, с длинными волосами и постно-благообразным выражением лица. На самом же деле зачастую это были бесноватые личности, которые в XI веке прошли по Русской земле от Суздаля до Новгорода, сжигая живьем женщин, обвиняя их не то в возникновении голода, не то во всех остальных бедах. И этих изуверов новгородцы закрыли собой, спасли от княжеского гнева. Можно сказать, что христианами новгородцы окончательно и бесповоротно стали только в XIII веке, когда волхвы подняли восстание, но новгородцы отвернулись от них и, более того, расправились с ними.

Безусловно, в первоначальном и долгом неприятии христианства сказалась удаленность от Киева как центра русского православия. Но вполне возможно, что здесь сказалась и неприязнь к Рюриковичам. Народ заранее с предубеждением воспринимал все, что исходит от них, в том числе и новую веру.


А ЗАЧЕМ НЕСТОР ТАК НАПИСАЛ?

«Повесть временных лет» создавалась через три века после событий в Новгороде. Уже три века, как Русью правят князья из династии варяга Рюрика. Они, Рюриковичи, крестили Русь и ввели ее в русло новой, христианской цивилизации. Они, Рюриковичи, везде и всюду, от Киева до Новгорода, от Владимира до Волыни. За эти триста лет в стране сменилось, наверно, десять-пятнадцать поколений. Что могли помнить, думать о своих князьях воины, монахи и смерды через триста лет после их прихода во власть? Что внушали своим подданным князья? Разумеется, что их власть от Бога, что их призвали и позвали! Однако предположим невероятное: летописец Нестор знал правду о варяге Рюрике и написал правду!

Но все исследования говорят, что летопись потом редактировалась монахом Сильвестром под присмотром Владимира Мономаха, а затем еще раз редактировалась неизвестным монахом под присмотром Мстислава, сына Владимира Мономаха.

Более того, не исключено, что к «Повести временных лет» приложил руку и сам Владимир Мономах. У него были к этому все основания и предпосылки. Во-первых, абсолютная власть над иноками-летописцами. Во-вторых, собственный личный интерес к слову, к литературному творчеству. А самое главное — образование, культура и большой литературный талант.

Так или иначе, а Владимир Мономах и его сын еще в древности знали, что «написанное пером не вырубишь топором». И потому тщательно следили, чтобы изначально было написано то, что им надо.


ИТОГ

В борьбе с «норманнской теорией» впопыхах, в порыве ущемленного самолюбия, изначально неправильно был сформулирован вопрос. Одни утверждали, что варяги — это славяне, другие — что это наши братья литовцы, третьи — что варягов вообще не было. Но куда ж от них денешься, если послы Олега ко двору византийских императоров писали: «Мы от рода русского — Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид…»? Вот такие славянские имена! И потому четвертые говорили, что да, варяги были, но в очень небольшом количестве и в русской истории никакой роли не сыграли. А значительно позже говорили, что норманнская теория не соответствует марксистскому учению об истории — и баста!

Так или иначе, но именно идеологи от истории и историки от идеологии навязали нации два исторических комплекса: норманнский комплекс и комплекс монголотатарского ига. Для них это — «борьба», занимающая их жизнь и даже доставляющая им пропитание.

Изначально же национальное унижение состояло не в варягах — такие варяги есть в истории каждого народа, — а в их «призвании», в формулировке: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Придуманной в угоду правящей династии.


ЗАГАДОЧНОЕ СЛОВО «РУССКИЙ»

«И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы…»

Вроде бы все ясно. Русы, русичи, русские ведут свое название от варягов, от какого-то варяжского сообщества людей, называемого «русь».

Но очень редко народ именуется так, как он сам себя назвал, — по самоназванию. К примеру, чеченцы — нохчий, или вайнахи, немцы — алеманны, албанцы — скептарии (шкиптарии), венгры — мадьяры, и так далее. Как правило же, название народу чаще всего дают соседние племена, причем совершенно по случайным признакам, и потому докопаться до первоистоков практически невозможно.

И практически неразрешимой загадкой истории является происхождение этнонима «русский». Ведь в Скандинавии не было и нет, не выявлено никаких следов рода (племени, народа) русь. А значит, открывается широкий простор для фантазий и гипотез. Чего только не придумывали, где только не искали корни слова?! От кельтов-рутенов и иранцев-роксоланов до сирийцев!

Но вспомним, что славяне составляли только часть населения Старой Ладоги и Новгорода, а две другие части составляли меря и чудь. То есть угрофинские племена. А они издавна называли выходцев из скандинавской стороны рууси, или рооси. А древнескандинавские корни этого слова означают «гребец, участник похода на гребных судах».

Тут очень многое совпадает даже не по словам, а по логике жизни. Потому что варяги и викинги никогда не были родом, племенем, то есть этносом. Они были социальной группой. И именовались не по этническому признаку, а по социальному. «Викинги» — от слова «вик», по-русски — выселок, а «русы» — потому что участники похода на гребных судах. Профессиональное название!

Славянское население городов и весей было оседлым, ремесленным и земледельческим. И только варяги-русы шарахались по всему свету, от Балтики до Византии. А поскольку они часто были наемниками восточнославянских городов-государств, то как бы и представляли в окрестных народах и государствах славян. И окрестные народы-государства стали называть население Киева и Чернигова русами по названию варягов.

Одновременно в самом Киеве, Чернигове и других городах русами стали называть княжеских дружинников, а затем и всех граждан Киевского государства. За один век этноним стал всеобщим! А своих славянских, доморощенных речных разбойников в Новгороде именовали ушкуйниками. От слова «ушкуй» — большая лодка. ..

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ

Кто такие варяги: славяне или нормандцы?

И рад бы в рай, да дверь то где?

Некрасов Николай Алексеевич

Кто такие варяги: славяне, норманны или кто-то еще? Однозначно ответить на этот вопрос практически не возможно. В зависимости от того, на какие исторические источники опираться, можно выделить два основных определения кто такие варяги. Большинство ученых считает, что варяги это нормандцы, выходцы из Скандинавии. Другая часть уверяет, что это славянское мореплаватели. Очевидно, что в этом вопросе все не столь однозначно, поэтому давайте разбираться.

Норманская теория

Согласно древним записям в русских летописях восточные славяне в давние времени называли Балтийское море не иначе, как Варяжским. Согласно сохранившимся записям господствовали в этом море представители трех народов: Дании, Швеции и Норвегии. Эти три нации у славянских племен назывались Норманнами или викингами. Они совершали морские походы, отличавшиеся особой жестокостью, которые наводили страх и ужас на всю Европу. В Европейских летописях осталось не мало упоминаний об этих воинах. При этом каждый народ называл их по-разному: англичане – датчанами, немцы – аскеманами, византийцы – варангами, а русские — варягами.

Варяжскими племенами правили вожди, которых называли конунгами. Родиной этих племен является Скандинавский полуостров, отличительной чертой которого можно назвать суровый северный климат. Вследствие чего там были не плодородные почвы. Отсутствие необходимой для жизни земли и заставляло местных жителей объединяться в дружины и отправляться на поиски богатств в далекие страны. Они были отличными мореплавателями и кораблестроителями, в следствие чего относились к кораблю не как представители других наций. Для них корабль был не просто средством передвижения, но еще и домом. В одном корабле могло разместиться до 150 воинов. При этом корабль не терял своей устойчивости и маневренности, благодаря чему они могли заходить в устья рек.

Именно по славянским рекам и проходил знаменитый путь из варяг в греки. Норманская теория, как бы, подводит нас к выводу, что викинги и варяги это одно и тоже. Русичи же по этой теории были не в состоянии управлять своими землями самостоятельно, поэтому и обратились к сильным норманом за помощью.

Славянская теория.

Славянские разбойники — варяги

Получили ли мы ответ из предыдущей версии на вопрос, кто такие варяги? Навреное, нет, поскольку в этой версии много очень слабых мест, которые не выдерживают ни какой критики.

Есть и другая теория, согласно которой русские варяги не имеют ничего общего с викингами. По не многочисленным записям, сохранившимся в летописях, в том числе и в летописи Нестера, русские варяги преподносятся, как славянские разбойники! Время было не спокойное, отчетливых признаков государственности не было. Это и побуждало людей объединяться в дружины и заниматься морским разбойничьим промыслом. Более того, согласно этой теории, такие группы людей не только занимались морским разбоем, но и совершали это совместно с викингами.

Именно они вместе с викингами совершали набеги по всей Европе (Германия, Англия, Ирландия, Италия, Византия и пр.), наводя ужас на местных правителей.

Восточные славяне в древности располагались вблизи Новгорода, что побуждало местных жителей подниматься на север. Ближе к морю. Именно по этой причине наши предки именовали Балтийское море Варяжским. Не из-за норманов, а из-за славянских разбойников. Оттуда же и пошло название торгового пути «путь из варяг в греки». Название этому пути дали не норманские викинги, а Варяжское море, которое служило началом этого пути. Знаменитый путь начинался от города Ладога. Вот здесь проявляется и еще один факт, который буквально сам наводит на мысль, что норманская теория сама по себе не состоятельна.

Викинги всегда славились своими морскими путешествиями. Да, у них были маневренные корабли, но пройти полностью путь из варяг в греки на них было не возможно, поскольку корабли были тяжелыми и не маневренные. Русские же в основном строили корабли для разбоя на реках, что позволяло их кораблям легко маневрировать в пологих реках.

Норманская теория имеет массу слабых мест, поскольку трудно представить, что российское государство добровольно позвало управлять собой правителей других стран (что по сути означает оккупацию), а также эта идея каким-то чудом просто взяла и объединила викингов и варяг, которые до этого в летописях описывалась, как отдельные народы.


Источники и дополнительный материал по теме:

  • «Варяги и Русь» — Гедеонов С.А. Москва, 2004
  • «Призвание варягов: норманнская лжетеория и правда о князе Рюрике» — Грот Л.П. Москва, 2012
  • «Откуда родом варяжские гости» — Меркулов В.И. Москва, 2005

Были ли викинги в Польше? Эксперт обсуждает археологические факты и мифы – немецкие, скандинавские и славянские+ – UW–Madison

Tweet


16 февраля доктор Лешек Гардела из Национального музея в Дании провел гостевую лекцию под названием «Что делали викинги делать в Польше (и почему это нас должно волновать)?» через Зум. Во время онлайн-визита д-р Гардела обсудил известные археологические находки и гипотезы присутствия викингов на польских землях, а также ответил на вопросы аудитории в формате вопросов и ответов. Лекция, совместно спонсируемая подразделениями GNS+ Nordic и Slavic, также была частью нового курса этого семестра «Мультикультурная Центральная Европа».

 

Обращаясь к примерно 90 членам аудитории непосредственно из Копенгагена, д-р Гардела обсудил несколько вопросов, связанных с взаимодействием между славянами и людьми, называемыми викингами. К ним относятся ранние контакты викингов и славян, последующие археологические находки, создание скандинавского мифа в разделенной Польше и современное увлечение наследием и образом жизни викингов. Лекция, на которой присутствовали преподаватели, студенты и члены сообщества UW-Madison, вызвала оживленную дискуссию в последующей части вопросов и ответов.

Славяно-скандинавское взаимодействие в Балтийском регионе

В лекции д-р Гардела представила широкий исторический взгляд на скандинавско-западнославянские взаимодействия. Он обсудил, среди прочего, (полу)легендарную крепость Йомсборг, обычно ассоциируемую с островом Волин на северо-западе Польши, и различные славянские находки там. Трусо, бывший средневековый город на территории современной северной Польши, стал еще одним важным местом славяно-скандинавского взаимодействия, отмеченным в лекции. Как и Волин, Трусо был местом межкультурной торговли и обмена и, скорее всего, был основан скандинавами, вероятно, выходцами из современной Дании, сказал приглашенный оратор.

Романтизация северного влияния на Польшу

Во второй части лекции д-р Гардела обсудил роль романтизма в создании мифа о скандинавских корнях раннесредневековой Польши. Спикер также обсудил Кароля Шайноча и его идею о том, что викинги были ответственны за создание раннесредневекового польского государства. Руководствуясь романтическими представлениями о Севере, видение Шайнохи шло параллельно взглядам, выраженным Юлиушем Словацким, известным польским поэтом, и Иоахимом Лелевелем, польским историком и политическим деятелем, которые разделяли увлечение Севером. Однако нет никаких доказательств того, что варяги способствовали возникновению Польского государства, заключил спикер.

Тайна Лютомерска

Прорыв произошел после раскопок Лютомерского кладбища в центральной Польше, случайно обнаруженного в 1940 году еврейскими рабочими, которых нацисты заставили работать там. Находка красиво украшенного меча викингов побудила нацистских идеологов заявить, что скандинавы в прошлом заселяли этот район, что они и сделали, чтобы доказать свои права на эти районы. Однако последующие раскопки обнаружили только славянские украшения и глиняную посуду. После Второй мировой войны польские археологи повторно раскопали это место только для того, чтобы найти смесь артефактов, которые, как оказалось, не имели ничего общего с местным характером.

Понимание Центральной Европы через мультикультурализм

Помимо сотрудников отдела GNS+, мероприятие также привлекло десятки студентов нового курса славистики «Мультикультурная Центральная Европа», неотъемлемой частью которого оно было. После лекции студенты сочли лекцию «интригующей», «очень информативной» и помогшей им «лучше понять взаимодействие Польши с другими группами людей и их культурами». Курс, разработанный и преподаемый доктором Кшиштофом Боровски, исследует разнообразную культурную историю региона через литературу, историю, лингвистику и т. д. В одном из своих заданий студенты будут совместно работать над картографическими проектами, документирующими мультикультурные объекты в Польше и Центральной Европе. .

 

Еще из блога #UWPolish:

Шопен и Карибский бассейн: Кино и музыкальное мероприятие в Мэдисоне исследует неизвестную связь композитора с Америкой

* * *

UW– Программа польских исследований Мэдисона

Обучение населения Висконсина польскому языку, литературе и культуре с 1936 года.

Программа польского изучения Университета Висконсин-Мэдисон — старейшая академическая программа в Соединенных Штатах, ориентированная на изучение и преподавание польского языка, литературы и культура. Польские исследования UW-Madison предлагают комплексный пакет курсов польского языка, литературы и культуры, щедрую программу стипендий, разработанную специально для студентов, и различные внеклассные мероприятия каждый учебный год.

Программа, начатая в 1935 году, предлагает курсы польского языка для начального, среднего и продвинутого уровней в дополнение к интенсивным курсам польского языка для носителей языка и студентов (бакалавров). В 2011 году программа получила престижную награду Polonicum Award Distinction от Варшавского университета за достижения в продвижении польского языка и знаний о польской культуре и истории. Польская программа UW-Madison также предлагает широкий спектр курсов по польской культуре, посвященных польскому кино, современной польской культуре, польской миграции в Америку, обзору польской культуры от средневековья до современности, польской комедийной культуре и посткоммунизму. .

Каждый год польская программа UW присуждает стипендии на обучение через фонд Лапински студентам бакалавриата и магистратуры, изучающим польский язык, литературу и культуру. Ассоциация польских студентов (PSA) предоставляет пространство для всех студентов, заинтересованных в мероприятиях, мероприятиях и изучении Польши и польской культуры. В сотрудничестве с факультетом польских программ PSA также является соорганизатором фестиваля польского кино в Мэдисоне, ежегодного праздника польского кинематографа в Мэдисоне, штат Висконсин, который проводится уже в 31-й раз.

Венды и викинги — Эрик Шумахер

В сагах упоминается народ, называемый вендами (или вендами), которые, по-видимому, были постоянными целями набегов викингов. Для этих средневековых скандинавов термин «венды» означал западнославянские племена, жившие у южного берега Балтийского моря в «Вендланде». Но откуда они пришли и кем они были на самом деле? В этом посте мы познакомимся поближе.

откуда взялись венды?

В древнеримских источниках раннеславянские народы называются «венетами», которые жили в регионе Центральной Европы к востоку от германского племени свебов и к западу от иранских сарматов в I и II веках нашей эры. Славяне вышли из безвестности в V-VI веках нашей эры, когда гунны, а позже авары и булгары начали великое переселение славян, заселивших земли, покинутые германскими племенами. Славяне двинулись на запад, в земли между Одером и линией Эльба-Заале; на юг в Чехию, Моравию, большую часть современной Австрии, Паннонскую равнину и Балканы; и на север по верховьям Днепра.

Миграция ранних славян

Их соседи-немцы называли своих новых «западнославянских» соседей «венедами», как раньше называли «венедов».

Хотя первоначально они прибыли в основном как однородная группа, венеды вскоре разделились на множество небольших племен (см. выше), с большими полосами леса или рек, отделяющих одну территорию племенного поселения от другой. Их племенные названия произошли от местных топонимов. Поселения были защищены круглыми городищами из дерева и глины, куда либо люди могли отступить в случае набега соседнего племени, либо использовались в качестве военных опорных пунктов или форпостов.

Племена венедов в 7-9 веках

ПОЛУЧАЙТЕ ПОХОЖИЕ ИСТОРИИ НА ВАШ ВХОДЯЩИЙ ЯЩИК. КЛИКНИТЕ СЮДА.

Контакты между венедами и скандинавами

Самое раннее упоминание венедов/венедов как народа в сагах происходит из саги о Хаконе Добром.

После этого конунг Хакон отправился на восток вдоль побережья Скании и всюду беспокоил; он брал деньги и дань с земли и убивал всех викингов, где находил их, как датчан, так и вендов».

Heimskringla

После этого начального номера есть несколько ссылок на «Vends» и «Vendland». Интересно отметить, что Хакон жил в середине 900-х годов нашей эры, хотя вендские племена существовали на южном побережье Балтики задолго до него. Также интересно отметить, что венды в этом конкретном упоминании называются «викингами», что предполагает, что имя «викинг» относилось не только к налетчикам и пиратам из ранней Скандинавии.

В отличие от восточных славян, которые, если верить сагам, приглашали скандинавов править собой, отношения между венедами и скандинавами, по крайней мере, поначалу, кажутся более враждебными. Как указано выше, Хеймскрингла десятки раз упоминает вендов и вендландов, в основном в связи с битвами и рейдами. Примером этого является то, что сегодня Гольштейн в Германии. Еще в эпоху викингов Гольштейн был известен как Вагрия, территория, управляемая западнославянским племенем вагров (или вагри). Старое название города Ольденбург в Гольштейне — Старигард, что в переводе со славянского означает «старое поселение». У викингов было собственное любимое название поселения: Brandehuse, или «сожженные дома».

Есть, однако, некоторые упоминания о браках и политических взаимодействиях. Одна из самых известных историй об этом происходит из саги об Олафе Трюггвасоне, будущем короле Норвегии. Задолго до того, как стать королем, он был рейдером. Во время одного из его первых рейдерских приключений шторм выбросил его на мель на побережье Вендланда. Там он познакомился с местным королем Буреславом, а также с тремя его дочерьми. Влюбленный в старшую из них, которую звали Гейра, Олав женился на ней и стал одним из вождей воинов Буреслава.

что случилось с вендами ?

После 983 г. н.э. венеды стали подвергаться все большему давлению со стороны немцев, датчан и поляков. Поляки несколько раз вторгались в Померанию. Датчане часто совершали набеги на балтийские берега. В 1147 году немцы начали крестовый поход против венедов на территории современной северо-восточной Германии. Последовал длительный период повторного заселения с 12 по 14 века, когда большое количество немцев преобразовало культуру этого района со славянской на германскую. Хотя намеки и подсказки древней славянской культуры остались, многое было утеряно со временем.

Надеюсь, вам понравился этот пост. Если вы хотите видеть больше подобных статей, не забудьте зарегистрироваться в моем Клубе читателей.

Зарегистрироваться

Подпишитесь, чтобы ежемесячно получать новые сообщения в блоге и другой бесплатный контент!

Форма подписки

Почтовые теги: #История викингов#Викинги#Венды

Похожие сообщения

Люди викингов

Влияние короля Ательстана на Хакона Доброго

Автор: Эрик

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *