Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

События крымской войны 1853 1856 таблица: причины, ход событий, итоги (таблица)

Крымская война 1853–1856 гг. Оборона Севастополя

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Раздел: «Россия в первой половине 19 века».

Тип урока: комбинированный.

Цель:   формирование знаний о причинах, характере и итогах Крымской войны 1853-56гг.

Задачи.

  • Образовательные:
    • раскрыть причины и характер войны;
    • закрепить основные знания и понятия внешней  политики России в середине ХIХ века;
    • закрепить основные этапы решения восточного вопроса;
    • сформулировать причины поражения России в  Крымской войне.
  • Развивающие:
    • закрепить умение в процессе работы  делать выводы и проводить анализ изучаемых событий, сопоставлять цели и результаты.
  • Воспитательные:
    • вызвать чувство глубокого сопереживания к  участникам обороны Севастополя,
    • получить эмоциональный отклик на события  Крымской войны (гордость и горечь поражения) для  дальнейшего формирования чувства патриотизма.

Оборудование: карта,  компьютер, мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь,
Презентация к уроку, «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории XIX-XXвв.», электронная энциклопедия  истории  России. 862-1917.изд. «Интерактивный мир»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Знакомство учащихся с целью и задачами урока. (Слайд 2)

II. Актуализация знаний. Фронтальный опрос

– На этом уроке мы будем говорить о важнейшем событии внутренней и внешней политики России – Крымской войне. Но сначала мы должны вспомнить, какие события предшествовали ее началу.

Слайды 3-7. Ответы на вопросы появляются после ответов учащихся, используются гиперссылки.

  • Назовите основные направления внешней политики России во время правления    Николая I.
  • Что понималось под термином «восточный вопрос»?
  • Какие цели преследовала Россия, пытаясь оказывать влияние на Турцию?
  • Назовите годы русско-иранской войны начала царствования Николая II (1826-1829) и условия Туркманчайского мирного договора
  • Назовите годы русско-турецкой войны начала правления Николая II (1828-1829)
  • Годы и цели России на  Кавказе.
  • Почему обострились русско-английские противоречия?

III. Работа по теме урока

Слайд 9. Высветить таблицу «Участие России в решении восточного вопроса».

Слайд 10. – Подведем итоги участия России в решении восточного вопроса.  

– Какой вывод можно сделать об отношении России и европейских держав в решении восточного вопроса?

Слайд 11.  Прослушав рассказ, выделить повод и причины войны. (Сначала аудиоотрывок из «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории XIX-XXвв.» Выслушав ответы, вывести на экран повод и причины войны)

Слайд 12. Начало войны. Фронты. Этапы войны.

Слайд 14.  

Задание:

  • выслушав рассказ, выделите основные события Крымской войны;
  • запомнить имена защитников Севастополя;
  • перечислить условия Парижского мирного договора (используя карту).

Слайд 15.  «Ход военных действий».  Анимированная схема сражений  из электронной  энциклопедии  истории России. 862-1917.изд. «Интерактивный мир»

Слайд 16. Проверка задания. Учащиеся перечисляют основные события войны.

Слайд 17. Таблица «Условия Парижского мира и его результаты для России».

Высвечивается после ответов учащихся. Условие ––>  результат. Вывод.

Слайд 18. «Человек на войне».

Слайд 19-20.  Причины поражения России.  Обобщив полученные знания, сформулируйте причины поражения России в Крымской войне. При затруднении воспользуйтесь учебником (стр.87, абзац 2, стр.90, документ 4)

В чем вы видите главные причины отсталости России?
Почему, по вашему мнению, Западная Европа выступила единым фронтом против России?

Слайды 21-22.

IV. Закрепление материала

Викторина (10 вопросов с гиперссылками).

Слайд 23.

Ответы к викторине.

Слайд 24.

V. Домашнее задание

Литература:

  1. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории XIX-XXвв.»
  2. Важенин А.Г. «Конспекты уроков по истории России XIX в: 8 кл. Методическое пособие», изд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001г
  3. Электронная энциклопедия  истории России. 862-1917.изд. «Интерактивный мир»
  4. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки  Отечественной истории XIX-XXвв.»

Trojden | Россия в «европейском оркестре» в 1826—1856 гг. Крымская война

Цель урока: рассмотреть внешнюю политику Николая I и определить ее последствия.

План урока

1. Восточный вопрос во внешней политике России.

2. Война на Кавказе.

3. Борьба с революциями и международный авторитет России в середине XIX в.

4. Крымская война 1853—1856 гг.

5. Оценка царствования Николая I.

ХОД УРОКА

• Проверка и актуализация знаний

В начале урока учащиеся отвечают на вопросы домашнего задания, выполняют письменные задания.

Разгадайте термины. Окончание слова является началом следующего.

1. Бумажные деньги. 2. Пушной налог, которые платили народы Сибири. 3. Государственный деятель, почетный член Петербургской академии наук, в 1823—1844 гг. занимал должность министра финансов. 4. Член Негласного комитета, в 1803—1810 гг. — президент Петербургской академии наук, управитель Польши, с 1832 по 1838 г. — председатель Государственного совета и Комитета министров. 5. Главная водная артерия государства, на ее берегах находились крупные города Нижний Новгород, Самара, Астрахань.

Ответы: 1. Ассигнация. 2. Ясак. 3. Канкрин. 4. Новосильцев. 5. Волга.

• Изучение нового материала

1—2. Приступая к изучению темы, учащимся предлагается вспомнить основные направления внешней политики России, охарактеризовать взаимоотношения со странами Европы, познакомиться с главным вопросом урока. Далее учащиеся заслушивают сообщение о К. В. Нессельроде.

Учащиеся на основе учебника заполняют схему.

Внешняя политика России во второй четверти XIX в.

По окончании работы учащиеся отвечают на вопросы: 1. Как Николай I отнесся к революционным событиям во Франции 1848—1849 гг.? 2. За что российского императора называли «международным жандармом»? 3. Каковы были последствия объединения немецких курфюрств под главенством Пруссии для Европы? 4. Какую роль во взаимоотношениях России и Великобритании играл восточный вопрос? 5. Каковы были причины обострения русско-английских отношений в 30-х гг. XIX в.? Задание: Определите причины восстания в Польше.

Дополняя ответы учащихся на последний вопрос, учитель отмечает, что нарушения польской конституции начались сразу же. Поляки искренне приветствовали политику Александра I, надеясь на скорое воссоздание Речи Посполитой в границах 1772 г. Однако время шло, а император не торопился претворять в жизнь свои обещания. Николай I, с детства относившийся неприязненно к полякам, считал их национальные чувства «химерой». Этому немало способствовала его няня, которая пережила события восстания Костюшко в Варшаве и навсегда возненавидела поляков.

И в 1828 г. в Польше была создана тайная организация под руководством Петра Высоцкого, которая стала ударной силой восстания. Восстание было подавлено, Николай I решительно повет курс на ликвидацию внутренней автономии Польши. Котда в 1835 г. Николай посетил Варшаву, то городской депутации заявил: «Если вы будете упорствовать в мечтах о независимой Польше, только накличите на себя большие несчастья, по велению моему воздвигнута здесь цитадель, и я вам объявляю, что при малейшем возмущении я прикажу разгромить ваш город.

..» Вопрос: Как вы думаете, к каким последствиям моша привести политика царского правительства в Польше?

Далее учитель рассказывает о ходе русско-персидской войны 1826—1828 гг., в которой Персию поддерживала Англия. Учащиеся записывают хронологические рамки войны в тетрадь. Русско-персидская война 1826—1828 гг. была начата Персией (Ираном) с целью возвращения территории Восточного Закавказья. В ходе войны русские войска взяли Нахичевань, Эривань, Тебриз. Успешные действия генералов А. П. Ермолова в конце 1826 г. и И. Ф. Паскевича летом 1827 г. привели к победе русской армии в этой войне. Учащиеся заслушивают сообщение о И. Ф. Паскевиче. В 1828 г. стороны подписали Туркманчайский мирный договор.

Затем учащиеся на основе текста учебника выписывают хронику военных действий русско-турецкой войны в тетрадь. Предпосылкой русско-турецкой войны 1828—1829 гг. был кризис Османской империи, вызванный национально-освободительной революцией 1821—1829 гг. в Греции. Англия, Франция и Россия, заключив в 1827 г. конвенцию об умиротворении Греции, предъявили Османской империи ультиматум, в котором требовали прекращения военных действий против повстанцев и предоставления Греции автономии. После того как турецкое правительство отвергло этот ультиматум, соединенная англо-русско-французская эскадра вошла в Наваринскую бухту, где стоял турецкий флот, и в завязавшемся сражении уничтожила его главные силы. Султан, посчитавший Россию основной виновницей происшедшего, расторг с ней все ранее заключенные договоры и призвал мусульман к священной войне.

В апреле 1828 г. началась русско-турецкая война. Русские войска захватили Каре, Ахалцих, Баязет. На Черноморском побережье были взяты Анапа и Поти. Летом 1829 г. русская армия преодолела Балканский хребет. Овладев Адрианополем, русский авангард остановился в 60 верстах от турецкой столицы — Константинополя. В то же время на Кавказе русские войска заняли Эрзерум и подошли к Трапезунду. Война окончилась в 1829 г. подписанием Адрианопольского мирного договора.

Учитель отмечает, что влияние России на Ближнем Востоке после заключения Адрианопольского мирного договора значительно возросло. Успехом политики Николая I в этом регионе стал Ункяр-Искелесийский договор с Турцией, заключенный в 1833 г. сроком на 8 лет. По его условиям Турция обязывалась закрыть черноморские проливы для прохода иностранных военных судов, кроме российских. Тем самым решалась задача обеспечения безопасности южных рубежей России. Вопросы: 1. Какой была реакция европейских государств на усиление позиций России на Балканах? 2. Интересы каких государств затрагивала Россия в этом регионе?

Обобщая ответы учащихся, учитель отмечает, что усиление позиций России на Востоке представляло опасность для внешнеполитических интересов Англии и Австрии, и в 1841 г., согласно Лондонской конвенции, судоходство в Черном море было поставлено под международный контроль; проливы были объявлены закрытыми для военных судов как европейских стран, так и России.

3. Начиная изучение вопроса, учащимся необходимо вспомнить хронику продвижения России на Кавказ. Учитель отмечает, что Кавказ находился в сфере интересов сразу нескольких держав: России, Турции и Персии. В начале XIX в. Россия в войнах с Турцией и Персией отстояла свои права на Грузию, Армению и Азербайджан. Народы Северо-Западного Кавказа как бы автоматически отошли к России. На этой территории стали селиться казаки.

Однако горцы не были согласны с таким поворотом событий. Их возмущали запреты на набеги (в то время род обычного промысла в горах), необходимость участвовать в строительстве крепостей, мостов и дорог, новые налоги, а также поддержка чиновниками местных феодалов. Так смешались противоречия, вызванные столкновением несхожих культур, традиций и законов, порожденные общественным неравенством горцев, усиленные несправедливостью конкретных людей, обладавших властью. Любое событие могло стать поводом к войне.

Толчком к военным столкновениям с горцами стала жесткая политика русского командования во главе с генералом Ермоловым по отношению к местному населению. Он доносил царю, что «горские народы примером независимости своей в самих подданных вашего императорского величества порождают дух мятежный и любовь к независимости», и предложил перейти к активным наступательным действиям в глубь территорий горских народов для создания укрепленных крепостей с русскими гарнизонами. В 1818 г. возникла первая крепость — Грозная (ныне город Грозный).

Учащиеся заслушивают сообщение о А. Ермолове. Учитель дополняет рассказ.

Ермолов был сторонником увеличения территории империи на Востоке. Он говорил: «В Европе не дадут нам ни шагу без боя, а в Азии целые царства к нашим услугам!»

Современники отмечали противоречивость личности полководца: несомненная личная храбрость, полководческий талант, государственные способности, бескорыстие, добродушие уживались с завистью к чужим успехам, жестокостью и двуличием. Идеалом государственного устройства Ермолов считал Российскую империю, поэтому пытался русифицировать все сферы жизни народов, проживавших на вверенной ему территории. Сам он считал, что «жестокость здешних нравов нельзя укротить мягкосердечием», определив тем самым свою политику. Для достижения своей цели он сознательно ссорил племена друг с другом. В одном из писем 1820 г. он писал: «Я не отступаю от предпринятой мною системы стеснять злодеев всеми способами. Главнейшее есть голод, и потому добиваюсь я иметь путь к долинам, где могут они обрабатывать землю и спасать стада свои. …Голоду все подвержены, и он приведет их к повиновению». Подобная политика вызвала войну на Кавказе.

В конце 20-х гг. XIX в. в горах возникло военно-теократическое мусульманское государство. Последним актом образования имамата стало объявление Шамиля имамом, т. е. верховным правителем Дагестана, в 1834 г. и Чечни в 1840 г.

Шамиль отменил крепостное право, противное мусульманской идее о равенстве всех людей, добился временного и относительного политического единства имамата. В значительной степени этому способствовали война с Россией и искусно созданный и умело пропагандируемый «образ врага» в лице России, стремящегося к полному уничтожению горцев. Жестокими военными репрессиями Россия в течение долгого времени как бы подтверждала идею об исходящей от нее опасности. Однако изменения военной и социально-политической стратегии на Кавказе, связанные с деятельностью М. С. Воронцова и А. И. Барятинского, привели к ослаблению влияния имама на горцев. В августе 1859 г. после ряда поражений Шамиль сдался в плен. Он проживал в Калуге, в 1870 г. получил разрешение совершить паломничество в Медину, где и скончался в 1871 г.

Учащимся предлагается на основе рассказа учителя составить таблицу.

Кавказская война 1817—1864 гг.

Дата

Событие

  

В 1860 г. территорию Северного Кавказа поделили на Ставропольскую губернию, Кубанскую, Терскую и Дагестанскую области.

Учащимся предлагается ответить на вопросы. 1. К каким последствиям привела Кавказская война? 2. Как она иллюстрирует национальную политику царского правительства на Востоке? Задание: Сравните политику Ермолова и Барятинского на Кавказе. К каким результатам она привела?

4. Приступая к изучению вопроса, учащимся предлагается вспомнить историю развития взаимоотношений между Россией и Турцией в царствование Николая I и причины обострения отношений с Англией. Обобщая ответы учащихся, учитель отмечает, что к началу 1850-х гг. восточный вопрос во внешней политике России обострился и разрешился новой войной с Турцией, на стороне которой выступили Англия и Франция.

Первый вариант изучения вопроса — объяснение учителя с использованием заранее подготовленных иллюстраций (портреты П. С. Нахимова, М. Д. Горчакова, A. С. Меншикова, Э. И. Тотлебена, В. А. Корнилова, B. И. Истомина, Н. И. Пирогова). По ходу рассказа о событиях 1853—1856 гг. учитель разноцветными флажками обозначает на карте, прикрепленной на доске, театры военных действий (на Балканах, на Кавказе и в Крыму).

Учащимся предлагается записать в тетрадь причины войны и дату начала военных действий. Задание: Прокомментируйте высказывание И. Ф. Паскевича: «Проливы — это живые деньги».

Учитель отмечает, что Россия получила по Бухарестскому мирному договору право покровительства христианам — подданным турецкого султана. Усиление влияния России в этом регионе беспокоило Западную Европу, в которой после революций 1848—1849 гг. сложилась крайне напряженная обстановка.

Поводом к обострению восточного вопроса послужил русско-французский конфликт по поводу Святых мест. Турецкие власти передали католикам ключ от православного храма Рождества Христова в Вифлееме в Палестине, ранее принадлежавшего греческим священникам. Также католики выдвинули требование заменить православные образа и надписи католическими в куполе церкви Гроба Господня. Французский император Наполеон III, католик, демонстративно поддержал католических монахов. Император Николай I принял сторону православных. По мнению дипломатов, спор с Францией по поводу Святых мест являлся удобным предлогом для подписания с Турцией новых договоров, закрепляющих преимущества России.

Николай I отправил в Стамбул делегацию во главе с А. С. Меншиковым, однако успеха она не имела. Тогда император приказал войскам занять Дунайские княжества — Молдавию и Валахию, входившие тогда в состав Османской империи. 16 октября 1853 г. турецкий султан объявил России войну. В феврале 1854 г. в нее вступили Великобритания и Франция. Вопрос: Можно ли утверждать, что Николай I проиграл войну еще до ее начала?

Рассматривая начало Крымской войны, внимание учащихся привлекается к карте «Крымская война», портрету П. С. Нахимова и иллюстрации Синопского сражения. По окончании рассказа учителя о блестящей победе русской эскадры под командованием Нахимова учащимся предлагается ответить на вопросы. 1. Каково было значение победы русской эскадры? 2. К каким последствиям она могла привести, если учесть настроения западных держав к середине XIX в.?

Затем учитель знакомит учащихся с дальнейшим развитием событий в Крыму, используя карту, а также иллюстрации учебника. Учащимся предлагается по ходу рассмотрения вопросов заполнить таблицу.

Основные события Крымской войны

Дата

Событие

Последствия

21 июня 1853 г.

Русская армия генерала М. Д. Горчакова занимает автономные Дунайские княжества

Повод к началу войны

4 октября

Турция объявляет войну России

Начинаются военные действия на Балканах

18 ноября

Русская эскадра под командованием П. С. Нахимова уничтожила турецкий флот в Синопской бухте

Недовольство Англии и Франции успехами русского флота

15 февраля 1854 г.

Англия и Франция предъявили России ультиматум с требованием вывести войска из Дунайских княжеств

 

1 5—16 марта

Англия и Франция объявляют войну России

Россия оказывается в политической изоляции

28 марта

Англия, Франция, Пруссия и Австрия требуют уважения территориальной целостности Турции

Июль—сентябрь

Россия выводит свои войска из Дунайских княжеств

 

2 сентября

Высадка французских, английских и турецких войск в Крыму в районе Евпатории

Начало военных действий в Крыму, на российской территории

8 сентября

Поражение русских войск при Альме

Открытие пути на Севастополь, захват англичанами Балаклавы

14 сентября

Начало осады Севастополя

 

Октябрь

Две неудачные попытки русских войск прорвать блокаду

13 октября

Сражение под Балаклавой

23 ноября

Сражение под Инкерманом

Март—июнь

Переговоры в Вене, прерванные Россией, несогласной с требованиями союзников

Возобновление активных военных действий в Крыму

27—29 августа 1855 г.

Решающий штурм Севастополя, захват французами Малахова кургана

Русские войска оставляют город

16 ноября

На Кавказе русские войска овладевают крепостью Карс

 

13 февраля 1856 г.

Открытие Парижского конгресса

Подписание мирного договора

Слово предоставляется учащимся, подготовившим сообщения. Учитель рассказывает учащимся о героической обороне Севастополя.

Обобщая ответы учащихся, учитель может привести мнение современного ученого А. Васильева: «На фоне триумфа 1812—1815 годов и побед над турками и персами конца 20-х годов даже небольшое поражение воспринималось как трагедия. Тот факт, что в Крымскую войну ни одно полевое сражение не было выиграно, также как и обстоятельства сдачи Севастополя, торжество противника, захватившего трофеи, — все это сильно повлияло на мироощущение целых поколений». Задание: Прокомментируйте мнение английского ученого Д. Годфрэнка: «Крымская война с самого начала представлялась многим наблюдателям ненужной и глупой, результатом преступных намерений и непонимания».

Второй вариант изучения вопроса — самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и документами. Учащимся предлагается после выполнения каждого задания обсудить полученные результаты.

РАБОЧИЙ ЛИСТ ____ (ф. и. о. учащегося)

Тема: Крымская война

1. Прочитайте материал параграфа и выполните задания:

а) Определите причины Крымской войны.

б) Выпишите государства—участников антирусской коалиции.

в) Прокомментируйте мнение современного ученого А. Васильева: «Вне всякого сомнения, Крымская война стала страшным поражением русской дипломатии».

2. Прочитайте пункт «Начальный этап войны» и выпишите основные военные события 1853 г.

3. Продолжите предложения:

Англо-французские корабли атаковали русские города. .. Англо-французский десант высадился в Крыму в районе… Преимущества англо-французских сил заключались в… Обороной Севастополя руководили…

Оборона Севастополя длилась…

4. Заполните таблицу.

Результаты Парижского конгресса 1856 г.

Потери и приобретения России

Приобретения и потери Османской империи

Выгоды государств антирусской коалиции

   

5. На основе текста документа сформулируйте причины поражения России в Крымской войне.

П. Валуев. Дума русского

Давно ли мы покоились в самодовольном созерцании нашей славы и нашего могущества? Давно ли наши поэты внимали хвале, которую нам «семь морей немолчно плещут». .. Что стало с нашими морями?.. Кого поражаем мы? Кто внимает нам? Наши корабли потоплены, сожжены или заперты в наших гаванях. Неприятельские флоты безнаказанно опустошают наши берега… Везде проповедуется ненависть к нам, все нас злословят, на нас клевещут, над нами издеваются. Чем стяжали мы себе стольких врагов?.. Где превосходство войск наших? Еще недавно они залили своею кровью пожар венгерского мятежа, но эта кровь пролилась для того, чтобы впоследствии наши полководцы озирались на воскресших нашей милостью австрийцев?..

Вопрос о причинах, объясняющих наши неудачи и нынешнее затруднительное положение нашего отечества, естественно возникает в сердце каждого русского…

Зачем мы завязали дело, не рассчитав последствий, или зачем не приготовились, из осторожности, к этим последствиям? Зачем встретили войну без винтовых кораблей? Зачем ввели горсть людей в княжества и оставили горсть людей в Крыму? Зачем заняли княжества, чтобы их очистить, перешли Дунай, чтобы из-за него вернуться, осаждали Силистрию, чтобы снять осаду. .. объявляли ультиматумы, чтобы их не держаться, и прочая. Зачем надеялись на Австрию и не опасались англо-французов? Зачем все наши дипломатические и военные распоряжения с самого начала борьбы были только вынужденными последствиями действий наших противников?..

В исполинской борьбе с половиною Европы нельзя было более скрывать, под сению официальных самохвалений, в какой мере и в каких именно отраслях государственного могущества мы отстали от наших противников…

В заключение урока учитель обращает внимание учащихся на выставку книг и иллюстраций. Учащиеся отвечают на вопросы. 1. К каким последствиям привела сдача Севастополя? 2. Как причины поражения России в Крымской войне оценивали современники? При ответе учащиеся могут воспользоваться различными документами, например рассуждениями П. Валуева. Задание: Прокомментируйте высказывания известного славянофила Ю. Ф. Самарина: в 1856 г. «мы сдались не перед внешними силами западного союза, а перед собственным бессилием».

• Закрепление материала

Как вы считаете, внешняя политика Николая I потерпела крах или достигла поставленных целей?

Домашнее задание: § 10, вопросы и задания в конце параграфа. Дополнительное задание: прокомментируйте высказывание Н. А. Добролюбова: «Многого недоставало тогда для нашей армии и флота, и, вспоминая об этих недостатках, еще более изумляешься необычайному мужеству войска, одиннадцать месяцев отстаивавшего Севастополь». Определите факторы, способствовавшие длительной обороне Севастополя, и причины его сдачи врагу. По желанию учащиеся могут подготовить сообщения о С. С. Уварове, А. И. Герцене, В. Г. Белинском, М. В. Буташевиче-Петрашевском, П. Я. Чаадаеве, а также принять участие в организации выставки иллюстраций портретов и книг, посвященных деятельности известных представителей либерального, консервативного и революционного направлений общественного движения.



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница