Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Спарта в древней греции: Жизнь в Древней Спарте — урок. История, 5 класс.

Спарта и Мистрас

 

Продолжительность:

2 мертвых города
Спарта — одно из самых необычных и загадочных государств Древней Греции. Спарта прославилась несвоими культурными артефактами, а мужами и оружием. И, хотя вклад в культурное греческое наследие со стороны Спарты нельзя назвать значительным, это суровое государство дало примеры несгибаемого мужества и отчаянной преданности всем городам Греции. Веком создания Спарты на юге Пелопоннеса в области Лакония считают 11 век, но военным мощным государством она становится только в 9 веке, благодаря царю-законодателю Ликургу. Строгим «спартанским воспитанием» и немногословной «лаконичной речью» мир обязан именно ему. Единственным делом, достойным мужчины, считалась только война, поэтому уже с 7-летнего возраста мальчики обучались воевать. Многочисленные войны расширили границы Спартанского государства, а, когда на Древнюю Грецию, обрушилась всеобщая беда — Греко-Персидские войны, спартанцы много раз доказывали своё превосходство в бою.

Подвиг царя Леонида и его 300 спартанцев, остановивших в 5 веке до н.э. многотысячную персидскую армию при Фермопилах, обессмертил его имя и имя Спарты в веках. И хотя от той старой, славной Спарты не осталось практически ничего, в истории человечества и памяти людей её образ не померкнет никогда. У подножия холма, который возвышается над долиной Спарты, раскинулся ещё один необычный город, «мертвый» город Мистрас, упомянутый ещё Гете в «Фаусте», как место встречи с тенью Елены, прекрасной царицы Спарты, из-за которой разразилась Троянская война. Мистрас — удивительный и неповторимый византийский город, единственный, сохранившийся полностью до наших дней с соборами, дворцами, домами. Сейчас этот город считается мертвым, только несколько монахинь и монахов поддерживают жизнь в монастыре. Ничто, кроме скромных церковных служб в них и голубей, шумно поднимающихся в воздух от любого звука, не тревожат спящий средневековый город. Город расположился у подножия холма, на котором виднеются мощные франкские укрепления — замок рыцаря Гийома Виллардуэна.
Главная дорога Мистраса, минуя мощную сторожевую башню внешних стен, вьётся по холму вверх, от Нижнего города к Верхнему, усеянных кирпично-красными руинами. Заранее выверенного и строгого плана у архитекторов, веками застраивавших город не было, поэтому более 2000 древних зданий живописно разбросаны по холму, то образуя живописный ансамбль, то открывая голые скалы. Величественными куполами среди зданий выделяются монастыри, церкви и соборы 13-15 веков. 7 главных церквей Мистраса размещены на склонах холма и до сих пор представляют великолепное зрелище для глаза. Митрополия — один из старейших монастырей на территории Мистраса, созданный в 13 веке и посвящённый Святому Димитрию. Во время процветания города именно он считался его культурным и религиозным центром, в сокровищах монастыря числились не только иконы, драгоценные сосуды и мощи, но и огромная библиотека, собранная поколениями монахов. В современное время на территории монастыря расположен музей с предметами из раскопок разных религиозных и светских сооружений города.
Бронтохион — ещё один знаменитый монастырь Мистраса, датой его создания считается перелом веков 13 и 14-го, а фрески из монастырской церкви — шедеврами византийской иконописи. Третьим прославленным монастырем следует назвать Пантанассу. На сегодняшний день это единственный действующий монастырь на территории Мистраса, благодаря его удивительной сохранности. Построенный в 15 веке, монастырь сохранил яркие росписи своих стен. Словно из глубины веков на зрителей взирают строгие лица греческих святых, написанные средневековыми художниками с необыкновенным поэтическим воодушевлением. Огромное значение для истории имеет архитектура светских строений Мистраса, в других городах дворцы правителей и аристократов были стерты с лица земли, и только Мистрас сохранил их былое величие. Главная достопримечательность — дворец правителей города, чьё строительство велось почти 200 лет. Дворец занимает огромную площадь, а его интерьеры расписаны лучшими живописцами 14-15 веков. Самая интересная часть дворца — крыло Палеологов, которое может являться примером смешивания традиций: греческой, арабской, готической.
Мистрас был одним из самых экономически развитых городов 14-15 веков, культурным и политическим центром всей византийской империи, пока в середине 15 века турецкая армия не разрушила могущество византийского императора. И средневековая, пышная, торжественная, наполненная особой духовностью и религиозностью, жизнь Мистраса одномоментно угасла.

Женщины спарты — Всемирная историческая энциклопедия

Спартанские женщины имели больше прав и пользовались большей автономией, чем женщины в любом другом греческом городе-государстве классического периода. Женщины могли наследовать имущество, владеть землей, совершать деловые операции и были более образованными, чем женщины в Древней Греции в целом. В отличие от Афин, где женщины были гражданами второго сорта, считалось, что спартанские женщины правят своими мужчинами.

Бронзовая статуя спартанской женщины

Wikipedia User: Putinovac (Public Domain)

Греческий философ Аристотель, который провел большую часть своей взрослой жизни в Афинах, критиковал независимость и влияние спартанских женщин в своём трактате «Политика», утверждая, что женская автономия в Спарте была ответственна за ее упадок, потому что природа предназначила мужчинам править женщинами, в то время как в Спарте, практиковалась обратная политика.

Нет никаких доказательств, подтверждающих утверждение Аристотеля и история, скорее наоборот, показывает, как равенство полов в Спарте на самом деле сделало город-государство сильнее и управлялось эффективнее, чем другие.

СПАРТАНСКИЕ ЖЕНЩИНЫ СВОБОДНО УЧАСТВОВАЛИ ПОЧТИ ВО ВСЕХ АСПЕКТАХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ СВОЕГО ГОРОДА-ГОСУДАРСТВА.

Законы Спарты были реформированы царем Ликургом и подчеркивали важность равенства между всеми гражданами.
Девочкам предоставлялся тот же режим физической подготовки, что и мальчикам (даже не смотря на то, что они не обучались владению оружием или греческой войне) и они получали образование на том же уровне, правда дома (в то время как мальчики посещали государственную школу). Порабощенный класс людей, известный как илоты, заботился о черной работе, включая шитье одежды, позволяя женщинам-спартанкам сосредоточиться на том, что Ликург считал их самой важной ролью: материнстве. Спартанские женщины, как известно, гордились своими детьми, которые, как ожидалось, будут чтить город-государство своим добродетельным поведением.

В то же время женщины несли ответственность за ведение фермы или поместья, управление финансами и ведение бизнеса, поскольку мужчины часто участвовали в войне.

Целью секса в браке было создание сильных, здоровых детей,
но также, для достижения той же цели, женщинам разрешалось заводить любовников-мужчин. А однополые отношения между мужчинами и женщинами были созданы для удовольствия и личной самореализации. Эти отношения считались приемлемы если обе стороны были определенного возраста или давали свое согласие. Не смотря на то, что Афины часто называют “родиной демократии”, афинские женщины не имели права голоса в политике или бизнесе своих мужей, в то время как спартанки свободно участвовали почти во всех аспектах политической и социальной жизни своего города-государства.

Положение женщин в Афинах и Спарте

Женщины в Афинах были, так сказать, на втором плане,
за исключением их участия в определенных религиозных фестивалях и ритуалах. Афинская девочка была воспитана так, чтобы научиться ткать у своей матери и заботиться о детях и доме.
Ученый Пол Картледж отмечает одно из наиболее ярких отличий, касающихся статуса женщин в Афинах и Спарте:


Наследниц в Спарте, то есть дочерей, не имеющих законных братьев того же отца, называли patrouchoi, что буквально означает «обладательницы вотчины», тогда как в Афинах их называли epikleroi, что означает «передающаяся с наделом». То есть, афинские дочери, просто служили средством передачи отцовского наследства следующему наследнику мужского пола. В то время как спартанки, этот надел наследовали самостоятельно.

Благодаря связям с мужчинами, отличными от их мужей, спартанские женщины также могли получить контроль

над более чем одним домом и прилегающими землями, и многие из них стали богатыми землевладельцами. В Спарте было значительное число вдов, которые потеряли мужей и сыновей в войнах, но им никогда не приходилось беспокоиться о выживании, потому что они владели землей и знали, как сделать ее прибыльной.

Несмотря на то, что некоторые афинские женщины упоминаются как торговки, гончарши или занимающиеся другой карьерой,
они обычно были изолированы от мужчин (возможно, даже сидя дома) и не имели возможности обратиться в суд, какой-то ограниченной экономической власти и политического голоса.
Женщины-спартанки обладали всеми этими правами, и их с детства воспитывали с пониманием того, что они могут внести такой же вклад в развитие государства, как и мужчины.

Детство и образование девочек

Реформы Ликурга охватывали все сферы спартанской жизни, от валюты до землевладения и ведения войны, а также сферы, которые можно было бы считать частными делами гражданина, такие как питание, брак и воспитание детей. Спартанские мужчины и женщины должны были питаться вместе в столовых, правда сидеть за разными столами, а дети обоих полов должны были воспитываться физически здоровыми и образованными.

Юные спартанцы, тренирующиеся у Дега

National Gallery (Public Domain)

Мальчики воспитывались своими отцами до семилетнего возраста, потом их забрали жить сообща с другими
и они начинали новый этап своей жизни находясь в агоге, спартанской образовательной программе, обязательной для всех мужчин, в которой особое внимание уделялось военной подготовке. Девочки-спартанки оставались под опекой своих матерей, но от них ожидалось, что они будут заниматься теми же физическими упражнениями, что и мальчики, а также посещать фестивали и религиозные ритуалы, где мужчины и женщины вносили свой вклад в мероприятие.

Виды спорта, в которых участвовала спартанка, могли включать борьбу, бег на длинные и короткие дистанции, верховую езду, метание копья или диска и скачки. Образование для девочек также включало в себя пение, игру на музыкальном инструменте, танцы и сочинение стихов — все это подпадало под общий термин mousike (“музыка”), который, как считалось, обогащал и облагораживал характер человека. Лирическая поэзия в стиле Сафо и поэта Алкмана была жанром, которому обучали девочек,
и стилем, в котором в основном сочиняли греческие женщины.
Ученый Джейн Макинтош Снайдер пишет:

Все [греческие поэтессы-женщины] писали в основном в том же жанре, который уже был признан подходящим для женщин, репутацией их предшественницы Сафо, а именно в лирической поэзии… Но в то время как поэзия Сафо предназначалась в основном для сольных выступлений (то есть для одного певца в сопровождении лиры), некоторые из этих новых авторов отважились написать тексты, предназначенные для хорового исполнения группой певцов. Это приручалось к религиозным праздникам, привязанным к сельскохозяйственному календарю или как часть какой-либо другой городской церемонии.

Та же парадигма применима и к Спарте, где были сформированы хоры, состоящие исключительно из девочек, которые боролись за призовые места. Иногда эти соревнования были частью религиозных праздников, но также включались в мероприятия в честь отдельного человека, такие как восхваление определенного политика или наоборот, высмеивание кого-либо, например, высмеивание мужчин определенного возраста, которые еще не были женаты. Тем самым, поощряя приверженность социальным традициям. Хоры также выступали при освящении храмов или посадке сельскохозяйственных культур.

Эти припевы дали начало жанру греческой поэзии, известному как partheneion (“девичья песня”), придуманному поэтом-лириком Алкманом, который либо был спартанцем, либо прожил большую часть своей жизни в Спарте. Упоминаемая “дева” была богиней Ортейей, другим именем Артемиды, но также относилась к самим певицам и объектам их привязанности, другим девушкам. Сохранившиеся фрагменты песен «maiden» ясно показывают, что некоторые из них были сочинены женщинами в похвалу другим женщинам, предполагающим романтические и эротические отношения.

Сексуальность, брак и материнство

Однополые отношения в Спарте были так же распространены, как и в других местах Древней Греции, поскольку не существовало такого различия, как гомосексуалисты и гетеросексуалы, поскольку это современные конструкции. В своей «Жизни Ликурга», которая включает обсуждение сексуальных нравов спартанцев, Плутарх пишет:


Однополые любовники разделяли с ними их честь или позор; в записях упоминается история о том, как одного из знатных граждан оштрафовали магистраты, за то что его, так называемый фаворит, издал слишком женственный крик во время каких-то соревнований. Более даже девы находили любовников в хороших и благородных женщинах. В этом вопросе не возникала тема ревности или соперничества, а наоборот, кто обращал свое внимание на одного и того же человека, делали это скорее основой для дружбы друг с другом и упорствовали в общих усилиях сделать своего любимого человека, как можно более благородным и счастливым.

Однополые отношения, будь то между мужчинами или женщинами, считались естественными как до, так и после вступления в брак. В отличие от девушек в других городах-государствах, которые могли выходить замуж в 13 или 14 лет,
спартанская женщина обычно до 18 или 20 лет получала образование и только потом рассматривала предложения женихов при посредничестве ее отца или старшего брата.
Ученый Колин Спенсер отмечает: «Любовь между двумя взрослыми мужчинами случалась часто, но только «женоподобный» мужчина подвергался общественному порицанию», о чем свидетельствуют уничижительные термины, используемые для мужчины, который «играл роль женщины» в отношениях. Но такие термины не применялись к женским однополым отношениям, которые, как отмечалось, могли продолжаться и после того, как женщина выходила замуж.»

Греческая ваза, изображающая свадебные приготовления

British Museum (CC BY-NC-SA)

Брачный ритуал в Спарте начинался с символического похищения, в ходе которого после того, как семьи согласились на союз, мужчина насильно увозил спартанку в их новый дом и оставлял со служанками, которые готовили ее к брачной ночи.
Ей брили голову, давали мужскую одежду и оставляли в затемненной комнате. В какой-то момент, приходил её новоиспеченный муж, пара занималась сексом, а затем мужчина уходил, чтобы вернуться в казарму, где он жил.

Картледж отмечает — «говорили, что муж-спартанец мог стать отцом нескольких детей, прежде чем увидит свою жену при дневном свете». Тогда от жены ожидалось, что она будет коротко стричь волосы на протяжении всего брака. Некоторые ученые предположили, что этот ритуал проводили для того,
чтобы мужчине, который до этого момента знал только компанию других мужчин, было более комфортно вступать в сексуальные отношения с женщиной. Считается, что коротко подстриженные волосы жены в том же стиле, что и у мужчины-спартанца,
придавали женщине мальчишеский или мужественный вид.

Вступив в брак, спартанские женщины должны были рожать детей. Картледж пишет:


«Женитьба и материнство были социальной, а также анатомической судьбой каждой греческой женщины – и больше нигде это не выражалось так сильно, как в Спарте. Божественным объектом поклонения в связи с беременностью и родами была Илифия, тесно связанная в Спарте, как и везде, с Артемидой (Ортией).»

Артемида также ассоциировалась с однополыми женскими отношениями, поскольку ее часто изображали в окружении молодых женщин как своих приверженцев. Девичьи песни во славу Артемиды, в частности, прославляли превращение девы в невесту, жену и мать. Материнство ценилось высоко, и, как говорят, спартанские женщины особенно гордились тем, что их независимый статус позволял им растить таких же сильных и независимых детей.

Плутарх рассказывает историю о Горго из Спарты, жене царя Леонида. «Когда женщина из Аттики спросила:
«Почему вы, спартанки, единственные женщины, которые господствуют над своими мужчинами», Горго ответила: «Потому что мы единственные женщины, которые рожают настоящих мужчин». Под этим она имела ввиду, что настоящие мужчины не боятся сильных женщин, подразумевая очевидное отсутствие того же у мужчин других городов-государств. Не смотря на то, что сыновья этой женщины воспитывались отдельно от нее,
от них по-прежнему ожидалось, что они будут чтить ее и сражаясь за государство, также сражаться за своих матерей и дом.

Плутарх приводит множество баек о гордости женщин военными победами своих сыновей и их стыде за трусливое поведение. Одним из примеров этого является Даматрия, женщина, удостоенная эпиграммы за убийство своего сына, который проявил себя трусом в бою. Однако самой известной является история о том, как мать вручила своему сыну его щит, когда он отправлялся на войну, сказав ему вернуться либо со щитом, либо на нем, ссылаясь на практику возвращения мертвого солдата на его щите.

Обязанности, права и одежда женщин

Права женщин напрямую связаны с их обязанностями.
Поскольку мужчины так часто уезжали на войну, женщине-спартанке приходилось самой управлять домом, фермой или поместьем. Их главной обязанностью было родить сыновей, которые принесли бы честь семье и государству благодаря храбрости в бою и ожидалось, что женщины будут поддерживать свое здоровье и физическую форму в первую очередь именно для этой цели. Повседневную работу по дому, которая считалась «женской работой» – особенно ткачество, уборку в доме и воспитание детей – выполняли женщины-илоты. Илоты были классом людей, порабощенных спартанцами, которые не были рабами, но и не считались равными. Некоторые ученые утверждали, что спартанские матери даже не кормили своих детей грудью, поскольку для этого у них были кормилицы-илоты.

Спартанские женщины сосредоточились на финансах, сельском хозяйстве и эффективном ведении домашних забот.

Спартанские женщины сосредоточились на финансах, сельском хозяйстве и эффективном ведении домашних забот. За женщиной — главой дома, оставалось последнее слово в принятии любых решений. И она обеспечивала бесперебойную работу фермы и дома. От них также ожидалось участие в религиозных ритуалах в честь богов, чтобы эти боги отвечали взаимностью, даря военные победы и обильный урожай. Существовал также ряд культов, которым женщины посвящали себя в связи с плодородием
(например, культ Артемиды) или женской силой, как в случае с культом Киниски, первой женщины, выигравшей Олимпийские игры.

Спартанский женский наряд отражал ценность строгости, которая характеризовала эту культуру. Обычно они носили платье — пе́плос, подпоя́санное на талии и задранное до колен или выше.
Незамужние женщины носили длинные волосы, а замужние женщины, как уже отмечалось, стриглись коротко и иногда прикрывались вуалью, которая прикрывала их лица. Не смотря на то, что Ликург объявил серебро и золото вне закона, потому что это вело к алчности и преступлениям, позже в этот закон были внесены поправки для производства ювелирных изделий. И женщины носили золотые и серебряные браслеты и ожерелья. Они также пользовались духами и косметикой, которую Ликург также объявил вне закона, как поощряющую тщеславие. Однако демонстративность не одобрялась, поскольку равенство было центральной культурной ценностью. И поэтому спартанские женщины, в рамках своего социального класса, выглядели одинаково с точки зрения богатства.

Заключение

Вопреки утверждению Аристотеля, спартанские женщины не имели никакого отношения к упадку города-государства. Спарта была на пике своего могущества, даже после десятилетий войн, когда она бросила вызов силе Фив. В Битве при Левктрах в 371 году до н.э., Спарта потерпела поражение от фиванской армии под командованием Эпаминонда, в состав которой входил Священный отряд Фив – подразделение из 150 однополых мужских пар — под командованием блестящего лидера Пелопида. Эпаминонд и Пелопид нанесли тяжелые потери спартанцам, которые потеряли в битве 400 из 700 своих пехотинцев-гоплитов и своего царя Клеомброта.

Спартанские воины

The Creative Assembly (Copyright)

До Левктров, Спарта казалась непобедимой. И поэтому греческим писателям до и после Аристотеля приходилось искать какую-то причину своего поражения, отличную от очевидной – Эпаминонд и Пелопид перехитрили Клеомброта. Греки, почему-то считали эту идею просто неприемлемой. Поэтому причиной стала автономия спартанских женщин, которая ослабила государство до такой степени, что оно должно было пасть. Картледж писал:


«Чего Аристотель и другие традиционно мыслящие не спартанские мужчины подсознательно, а иногда, возможно, и сознательно, боялись, так это женской силы. Одним из проявлений этого греческого мужского страха было изобретение мифической расы амазонок, но, по крайней мере, у амазонок хватало порядочности жить отдельно от мужчин, в то время как спартанские женщины, по-видимому, осуществляли свою власть в самом сердце общины. Охваченные таким страхом, источники мужского пола часто искажали факты о спартанских женщинах. К которым у них был доступ, в лучшем случае, из вторых рук.»

На самом деле Спарта была в расцвете сил, когда мужчины и женщины считались равными. Женщина-спартанка почиталась, как равная мужчине в своей собственной сфере силы и авторитета
и даже по отзывам недоброжелателей, действовала превосходно.
Фактически, можно было бы утверждать, что сила спартанских женщин обеспечивала такую же внушительную репутацию у спартанских мужчин.

Спарта: Определение, Греция и Пелопоннесская война

Жизнь Спарты

Спарта, также известная как Лакедемон, была древнегреческим городом-государством, расположенным в основном в регионе южной Греции под названием Лакония. Население Спарты состояло из трех основных групп: спартанцев, или спартиатов, которые были полноправными гражданами; илоты, или крепостные/рабы; и периэки, которые не были ни рабами, ни гражданами. Периеки, чье имя означает «окрестные жители», работали ремесленниками и торговцами и делали оружие для спартанцев.

Знаете ли вы? Слово «спартанец» означает сдержанный, простой, скромный и строгий. Слово «лаконичный», означающее «содержательный и лаконичный», происходит от спартанцев, которые ценили краткость речи.

Все здоровые спартанские граждане мужского пола участвовали в обязательной государственной системе образования Агоге, в которой особое внимание уделялось послушанию, выносливости, мужеству и самоконтролю. Спартанские мужчины посвятили свою жизнь военной службе и жили вместе во взрослой жизни. Спартанца учили, что верность государству превыше всего, включая семью.

Илоты, чье имя означает «пленники», были собратьями-греками, родом из Лаконии и Мессении, которые были завоеваны спартанцами и обращены в рабов. Образ жизни спартанцев был бы невозможен без илотов, которые выполняли все повседневные задачи и выполняли неквалифицированный труд, необходимый для поддержания функционирования общества: они были фермерами, домашней прислугой, медсестрами и военными.

Спартанцы, уступавшие по численности илотам, часто обращались с ними жестоко и деспотично, чтобы предотвратить восстания. Спартанцы унижали илотов, заставляя их напиться до изнурительного вина, а затем выставлять себя дураками на публике. (Эта практика также была предназначена для того, чтобы продемонстрировать молодым людям, что взрослый спартанец никогда не должен действовать, поскольку самообладание было ценной чертой.) Методы жестокого обращения могли быть гораздо более экстремальными: спартанцам разрешалось убивать илотов за то, что они слишком умны или слишком умны. подходит, среди других причин.

Спартанские военные

В отличие от таких греческих городов-государств, как Афины — центра искусства, образования и философии — Спарта была сосредоточена на воинской культуре. Спартанским гражданам мужского пола разрешалось только одно занятие: солдат. Приобщение к такому образу жизни началось рано.

Спартанские мальчики начали свое военное обучение в возрасте 7 лет, когда они ушли из дома и поступили в Агоге. Мальчики жили общиной в суровых условиях. Они подвергались постоянным физическим соревнованиям (которые могли включать насилие), получали скудные пайки и ожидали, что они научатся красть еду, помимо других навыков выживания.

Мальчики-подростки, продемонстрировавшие наибольший лидерский потенциал, были отобраны для участия в Криптее, которая действовала как секретная полиция, основной целью которой было терроризировать население в целом илотов и убивать тех, кто нарушал порядок. В возрасте 20 лет спартанские мужчины становились солдатами на полную ставку и оставались на действительной военной службе до 60 лет.0003

Ни один солдат не считался выше другого. Идя в бой, спартанский воин, или гоплит, носил большой бронзовый шлем, нагрудник и щитки на лодыжках, а также круглый щит из бронзы и дерева, длинное копье и меч. Спартанские воины также были известны своими длинными волосами и красными плащами.

Постоянная военная подготовка и дисциплина спартанцев сделали их искусными в древнегреческом стиле боя в построении фаланги. В фаланге армия действовала единым целым в сомкнутом, глубоком строю, совершала скоординированные массовые маневры.

Спартанские женщины 

Спартанские женщины имели репутацию независимых и обладали большей свободой и властью, чем их коллеги по всей Древней Греции. Хотя они не играли никакой роли в армии, спартанки-женщины часто получали формальное образование, хотя и отдельно от мальчиков и не в школах-интернатах.

Частично для привлечения партнеров женщины участвовали в спортивных соревнованиях, включая метание копья и борьбу, а также соревновательно пели и танцевали. Став взрослыми, спартанским женщинам было разрешено владеть имуществом и управлять им. Кроме того, они, как правило, не были обременены домашними обязанностями, такими как приготовление пищи, уборка и изготовление одежды, задачи, которые выполнялись илотами.

Брак был важен для Спартанцев, так как государство оказывало давление на людей, чтобы они имели детей мужского пола, которые вырастали, чтобы стать гражданами-воинами, и заменить тех, кто погиб в бою. Мужчин, откладывавших брак, публично пристыжали, а тех, у кого было несколько сыновей, можно было наградить.

При подготовке к замужеству спартанские женщины брили головы; после свадьбы они коротко стригли волосы. Супружеские пары обычно жили раздельно, поскольку мужчины до 30 лет должны были продолжать жить в коммунальных бараках. Чтобы увидеть своих жен в это время, мужьям приходилось ускользать ночью.

ПОДРОБНЕЕ: 8 причин, по которым быть спартанцем было нелегко

Упадок спартанцев

В 371 г. до н.э. Спарта потерпела катастрофическое поражение от фиванцев в битве при Левктре. Еще одним ударом в конце следующего года стал фиванский полководец Эпаминонд (ок. 418 г. до н. э. — 362 г. до н. э.), который возглавил вторжение на территорию Спарты и руководил освобождением мессенских илотов, находившихся в рабстве у спартанцев в течение нескольких столетий.

Спартанцы продолжали бы существовать, хотя и как второстепенная сила в длительном периоде упадка. В 1834 году Оттон (1815-67), король Греции, приказал основать современный город Спарта на месте древней Спарты.

Наука, технологии и общество в Древней Спарте – Наука, технологии и общество: исследование под руководством студентов

Древний мир (около 3000 г. до н.э. – 476 г. н.э.)

Калеб Эйкхофф

Введение

В древнегреческом мире есть и всегда будет чем восхищаться. По прекрасному географическому положению, обширному культурному ландшафту и сложным научно-техническим достижениям легко понять, почему Древняя Греция считается одной из, если не величайшей, цивилизацией всех времен. При этом древнегреческий ландшафт не был однородной страной. Древняя Греция представляла собой набор городов-государств со своими правительствами, ценностями, армиями и традициями. Спарта, один из многих древних городов-государств, занимал территорию, известную в настоящее время как Лакония, и был известен как самый воинственный из древнегреческих городов-государств. Этот воинственный характер оказал огромное влияние на культурный ландшафт региона, но также позволил развить чрезвычайно передовые традиционные ценности и инновации; некоторые из них даже перешли в современный мир. Спартанские образовательные нормы, гендерные/сексуальные практики и военные инновации в большей степени, чем другие культурные аспекты цивилизации, все еще в некоторой степени используются в современном мире.

Культурно-образовательные нормы

Древние спартанские культурные нормы абсолютно варварские по сравнению с сегодняшними стандартами. Из-за военной подготовки в возрасте семи лет, использования рабского труда и классификации некоторых как граждан второго сорта, город-государство не был бы популярным туристическим направлением в современном обществе (Sparta, 2009). При этом легко увидеть часть спартанского культурного ландшафта в современном обществе. В древней Спарте граждан, особенно солдат-мужчин, учили, что верность государству превыше всего, включая и особенно их жизнь (Спарта, 2009 г. ).). Это чувство похоже на современные военные ценности, учат храбрых мужчин и женщин отдавать свои жизни за ценности, которыми дорожит метрополия.

Эти сходства между спартанскими и современными культурами проявляются как у детей, так и у взрослых. Эта концепция видится во включении спорта и молодых девушек в систему образования. После реформ Ликурга большая часть спартанской системы образования включала спорт (Спарта, 2009). Это было сделано для того, чтобы произвести сильных детей мужского пола, способных сражаться, когда они достигнут совершеннолетия. Кроме того, что чрезвычайно удивительно и дальновидно, эта система образования была дана и молодым девушкам древнего города-государства. Даже больше, чем просто включение, женщины участвовали в соревновательных спортивных мероприятиях, таких как метание копья, борьба, пение и танцы (Спарта, 2009 г.).). Соревновательный дух был движущим фактором спартанской культуры, и вполне вероятно, что включение женщин в эти соревнования было просто способом облегчить привлечение молодых мужчин-спартанцев (Спарта, 2009). Тем не менее, следует отметить включение женщин в такие традиции, в которых доминируют мужчины. Кроме того, в рамках ранней евгеники спартанцы пытались сформировать сильных девочек, которые, как мы надеялись, могли родить сильных спартанских мальчиков, способных стать воинами (Спарта, 2009). Современный аналог этой спартанской системы образования заключается в наличии школьных спортивных школ и школ совместного обучения. Хотя эти виды спорта являются более факультативными, общая идея о желании иметь физически здоровое население как мужчин, так и женщин остается прежним.

Гендерные и сексуальные практики

Спартанский культурный ландшафт был намного более продвинутым, чем другие цивилизации того периода, в том, что касается гендерных прав. Эти гендерные роли в некоторой степени отражают современные отношения, особенно с учетом контекста того периода времени. Правда в том, что спартанские женщины были наделены полномочиями и стали играть в обществе ту же роль, что и сексуально и политически влиятельные женщины-варвары (Ходкинсон и Пауэлл, 19). 99). Гендерный контекст спартанского общества создал культуру, в которой женщины могли достичь некоторого подобия богатства, подобного мужчинам, в отличие от других культур, где женщины были гражданами второго сорта. На самом деле, женщины были настолько могущественны, что почти полностью равнялись мужчинам, за исключением права голоса. Женщины в Спарте могли владеть имуществом и управлять им, а также не были обременены типичными женскими обязанностями. Вместо этого илоты или крепостные занимались приготовлением пищи, уборкой и пошивом одежды (Спарта, 2009 г.).). Эти факты указывают на то, что женщины этого города-государства не были равны мужчинам, но пользовались гораздо большим уважением и гораздо большими правами, чем у среднестатистических женщин Древней Греции, а тем более всего древнего мира. Современная роль женщины сильно отличается от роли древних спартанских женщин, но способность владеть собственностью, накапливать богатство и быть независимой в обществе актуальна для обоих народов.

В древней Спарте были широко распространены не только гендерные роли, но и практика и принятие гомосексуализма среди мужчин. Говорят, что, хотя большинство мужчин в греческом городе-государстве были женаты, многие участвовали в гомосексуальных половых актах, и это подвергалось критике не больше, чем гетеросексуальные половые акты (Hoffman, 2008). Хотя гомосексуальность по-прежнему является спорной темой в современном обществе, многие считают его похожим на гетеросексуальные действия. В некоторых интерпретациях спартанское общество делает еще один шаг вперед. гомосексуальность для некоторых спартанцев можно даже рассматривать как положительный вклад в солидарность homoioi (полноправных граждан спартанской цивилизации) (Hoffman, 2008). Фактически, некоторые наблюдатели спартанской культуры от первого лица, а именно афиняне, поскольку их восприятие греческого мира было гораздо лучше задокументировано, чем большинство других городов-государств, описывают этот гомосексуальность как широко практикуемый, а не просто терпимый или осуждаемый (Cartledge, 19). 81). При этом многие греческие переводы на эту тему не только устарели, но и предвзяты. Это несколько искажает восприятие спартанского гомосексуализма. Одно можно сказать наверняка: спартанский гомосексуальность существовал во времена их империи и, по крайней мере, не был обременен законными ограничениями (Hoffman, 2008). В то время как эта предполагаемая оценка гомосексуализма в древнем городе-государстве рассматривалась как символ товарищества, современное общество не видит его в том же свете. Имея это в виду, их принятие имеет большое значение по сравнению с сегодняшним миром.

Технологии и инновации

Некоторые культурные и социальные нормы древней цивилизации могут быть до некоторой степени синонимами норм современного мира. Однако на этом сходство не заканчивается. Многие технологические инновации спартанского мира были адаптированы и модернизированы для использования в современном мире. Одним из примеров этого является спартанское изобретение шифрования. Скитейл был спартанским инструментом, который использовался для шифрования и расшифровки секретных сообщений, особенно во время войны. Скитейл представлял собой пояс с выгравированными на нем символами, свернутый в цилиндр, где символы в верхней части ремня соответствовали другим символам внизу (Эллис, 2010). При этом они создали шифры, которые можно было расшифровать только с помощью скиталы того же диаметра. Эта концепция зашифрованной связи постоянно наблюдается в нынешнем военном и политическом климате, когда сообщение может потребоваться отправить, но оно может быть перехвачено. Чтобы гарантировать, что сообщение останется секретным в случае его перехвата, чрезвычайно полезен шифр, подобный скитейлу. Конечно, современные шифры намного сложнее, чем скитейл, не говоря уже о цифровых, но основная идея все еще используется.

Воинственный характер спартанского общества заставил их разработать чрезвычайно эффективные инновации в оружии и военные стратегии. Одним из самых известных является построение фаланги. В этом построении участвовала группа солдат, создававших стену из перекрывающихся щитов, окружающих все стороны, и копий, торчащих между щитами (Hasapis, 2012). Это позволяло фаланге продвигаться вперед, отражая снаряды и удары противника. В то время как щиты и мечи, использовавшиеся гоплитами в спартанской армии, значительно превосходят современные технологии, концепция хорошо бронированной, хорошо вооруженной массы, способной прорвать линии врага, существует в современной военной технике в виде броневиков и танков. . В строю фаланги солдаты использовали дори, легкое бронзовое копье, способное вести бой на средней и дальней дистанции (Мюррей, 2020 г.). Изобретение этого оружия не только создало убойную силу для построения фаланги, но также позволило одиноким гоплитам проявить гибкость, чтобы соревноваться на разных дистанциях, сохраняя при этом маневренность в бою (Murray, 2020). Подобно построению фаланги в целом, дори ужасно проигрывает современному огнестрельному оружию, но концепцию использования оружия можно увидеть в том, как оно производится и используется. Подобно дори, огнестрельное оружие делается максимально легким, но при этом способным конкурировать на средних и дальних дистанциях.

Заключение

В целом древняя Спарта сильно отличается от мира, видимого сегодня. Учитывая, что общество существовало более 2000 лет назад, легко понять, почему оно так отличается от современности. При этом два временных периода имеют некоторые общие черты. В социальном плане лояльность к своей стране и инклюзивное спортивное образование являются аспектами обоих времен. Более того, принятие гомосексуализма и более уравновешенных гендерных ролей присутствует как в древней спартанской цивилизации, так и в современном обществе. Наконец, использование шифрования и упор на защиту, останавливающую силу, универсальность и маневренность в бою остаются общей темой для обоих народов. Хотя наш мир может быть не таким молодым и наивным, как древние спартанцы, ясно видно сходство с городом-государством в наше время. Сходства между ними подчеркивают след, который оставляет на нас прошлое. Даже через 2000 лет после своего падения цивилизация в какой-то степени продолжает жить.

Каталожные номера

Картледж, П. (1981). Политика спартанской педерастии. Труды Кембриджского филологического общества , 27 (207), 17–36. http://www.jstor.org/stable/44696874

Кроутер, Н. (1999) Спорт, национализм и мир в Древней Греции. Peace Review: журнал социальной справедливости , 11(4). Получено 11 ноября 2021 г. с https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/10402659908426311.

Эллис, Дж.Х. (1999) История несекретного шифрования. Крипотология, 23(3)  . Получено 11 ноября 2021 г. с https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/0161-119991887919.

Хасапис, К. (2012). Преодоление спартанской фаланги: эволюция греческой тактики поля боя, 394 г. до н.э. – 371 г. до н.э. г. (магистерская диссертация, Университет Восточной Каролины). Получено из стипендии. (http://hdl.handle.net/10342/3854.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *