Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Стамбул численность населения: Стамбул. Население Стамбула. Где находится Стамбул. География.

статьи о Турции, курсы турецкого языка

Когда Мехмет II овладел Константинополем, город уже несколько десятилетий не походил на былую имперскую метрополию. Еще до 1453 года многие из горожан покинули его, и хотя нет возможности точно установить численность оставшихся жителей, к моменту завоевания она, по всей видимости, была менее 100 тысяч человек. Все они, или почти все, были, разумеется, греки. Вместе с тем существовала и небольшая мусульманская община, наличие которой отмечается по меньшей мере с середины предыдущего XIV века.

Завоевав город, Мехмет II тут же приступил к депортации греков и к заселению города новыми жителями: прежде всего вывезенными из Малой Азии турками, а также христианскими подданными Османской империи, насильственно переселенными оттуда же, с Балканского полуострова и с островов Эгейского моря. Это первое переселение оставило свой отпечаток на топонимике столицы, так как новоселы, прибывавшие из одной и той же местности, обосновывались в столице гнездами, что и отражалось на названии занятых ими кварталов. Так, кварталы Аксарай, Балат, Караман, Чаршамба носят названия городов, откуда прибыли их новые жители. Отметим появление в столице, помимо турок, греков с островов Архипелага, армян из Малой Азии, евреев из Салоник. Практически все эти переселения производились насильственно, так что термин «депортация» здесь вполне уместен. Стоит, однако, отметить и то, что невольные новоселы получали не только жилища изгнанных греков, но и ряд льгот в области ремесленной или коммерческой деятельности. Мехмет II желал вернуть Константинополю былую кипучую жизнь, превратить его в главное средоточие мусульманского мира, оттеснив в тень Каир, находившийся тогда во власти мамелюков. В достижении раз поставленной цели султан был упорен, а новые победы на Балканском полуострове обеспечивали его дополнительными людскими ресурсами. И все же с некоторым недоверием приходится относиться к сведениям о том, что численность населения Стамбула к концу XV века достигла будто бы 200 или даже 250 тысяч человек.

Только в XVI веке происходит стремительный рост численности населения города — следствие последовательной «переселенческой» политики, проводимой Баязидом II и особенно Селимом I и Сулейманом Великолепным. Баязид селит в Константинополе, недалеко от ворот Силиври, валахов. Селим, завоевав Тебриз и частично Кавказ, переселяет оттуда ремесленников, известных своим искусством — особенно в производстве керамических изделий. Таким же образом он поступает после завоевания Сирии и Египта, а Сулейман Великолепный следует примеру предшественника, взяв Белград: в итоге сирийцы, египтяне и сербы становятся стамбульцами. Другие этнические меньшинства прибывают в столицу по доброй воле: изгнанные из Испании мавры и евреи, христиане с Балканского полуострова и мусульмане из арабских стран — всех их притягивают громкая слава Стамбула и блеск царствования Сулеймана Великолепного. Эпоха благоприятствует миграции, притоку в столицу рабочей силы: Стамбул переживает строительную лихорадку, растущие запросы армии и флота создают рабочие места в арсеналах и в государственных мастерских, что автоматически влечет за собой рост торговли товарами широкого потребления и предложения всякого рода услуг.

Демографический натиск, характерный для XVI века, снижает свои темпы в XVII: строительный бум постепенно сходит на нет, поскольку государство беднеет, а султаны и их великие визири становятся все менее предприимчивыми.

Численность населения все же продолжает увеличиваться, однако новые иммигранты прибывают в Стамбул почти исключительно из внутренних районов Анатолии. Нестабильность социальной жизни этого региона и прежде всего отсутствие личной и имущественной безопасности побуждают жителей искать убежища в больших городах. В столице же — в первую очередь.

Хотя переписей населения Константинополя ни в XVI, ни в XVII веках не проводилось, тем не менее имеются косвенные указания, позволяющие дать приблизительную оценку его численности. В турецких документах 1520—1535 годов, то есть относящихся к началу правления Сулеймана Великолепного, содержится информация о наличии в Стамбуле 46 635 мусульманских дворов, 25 232 христианских и 857 еврейских. Всего, округляя, — 80 тысяч дворов, что дает в сумме, опять-таки округленно, 400 тысяч жителей, распределенных по признаку религиозной принадлежности в следующей пропорции: 58% мусульман и 42% христиан и евреев. Около 1550 года врач Синан-паши, Лагуна, оценивает жилищный фонд столицы в 104 тысячи домов, из которых 60 тысяч принадлежит туркам, 40 тысяч — христианам и 4 тысячи — евреям. Что приводит к заключению об общей численности жителей Стамбула в пределах 420—520 тысяч человек, распределяемых в пропорции: 58% мусульман, 42% неверных. Совпадение пропорций, почерпнутых из разных источников, достаточно убедительно для весьма правдоподобного вывода.

Данные статистики такого рода в XVII веке становятся куда менее определенными. Иностранным путешественникам не удается, и не без причины, прийти к согласию относительно численности столичного населения. Джордж Сэндис в начале столетия оценивает ее в 700 тысяч. В 1640 году венецианский байли Альвизе Контарини полагает, что она перевалила через миллион. Пьетро Чиврано, другой байли, оценивает ее в 800 тысяч (1680). В конце столетия Турнефор, «внимательно рассмотрев вопрос, больше не сомневается в том, что Константинополь по численности своего населения разнится от Парижа», что, конечно, не добавляет ясности. Если попытаться подвести итог цифровым данным, которые привел Эвлийя Челеби, то полученное число намного превысит миллион, а это для середины XVII века — явное преувеличение. Два турецких документа конца XVII века позволяют оценить число жилищ неверных (обитатели коих обязаны платить джизью, подушный налог) в 62 тысячи; стало быть, христианское и еврейское население Константинополя насчитывало от 250 тысяч до 310 тысяч человек. Далее. Согласно сведениям французского купца в Константинополе Фабра — сведениям, относящимся к тому же времени, — пропорция между мусульманами и неверными в городе оставалась прежней — 58% мусульман и 42% неверных. Приложение этой пропорции к данным турецких документов позволяет исчислить население Стамбула: 350 тысяч мусульман и 250 тысяч неверных, всего — 600 тысяч жителей. По максимальной оценке в столице в ту эпоху проживало 310 тысяч неверных и 430 тысяч мусульман, что в сумме дает 740 тысяч человек. Итак, можно полагать, что в середине XVI века население самого Стамбула, без пригородов, составляло около 500 тысяч человек, а несколько позднее и с пригородами — 600 тысяч. В конце века стамбульский мегаполис, Ускюдар и пригороды по Босфору включали примерно 700 тысяч жителей. Иначе говоря, по численности населения столица Османской империи занимала первое место в Старом Свете.

Что касается плотности населения (меняющейся от квартала к кварталу), если в расчет принять площадь Стамбула Эюба и Галаты, то она может быть оценена в 150—185 душ на гектар — в зависимости от того, какая именно оценка численности населения, минимальная или максимальная, положена в основу расчетов. Такая плотность должна быть признана для своей эпохи довольно значительной, но все же не чрезмерной. Не следует, впрочем, забывать об обширных пространствах, на которые распространяются зеленые зоны и на которых воздвигнуты дворцы и культовые здания. Что касается «народных» кварталов, то в них плотность населения как была, так и остается огромной.

сколько жителей или какова численность

Стамбул является городом с очень интересной историей. Безусловно, процессы миграций оказали влияние на население современной столицы Турции.

До XV века население города по большей мере состояло из греков. Этот факт объясняется агрессивным навязыванием исламской религии и турецкого языка Османской империей. Поэтому почти две трети населения города имеют греческие корни.

В статье мы рассмотрим, сколько населения в Стамбуле и как город начал заселяться.

Население Стамбула на сегодняшний день по официальным данным составляет 14 377 018 чел.
Фактически же может достигать более 20 млн. Но об этом позже. О населении города можно узнать из истории, которую найдете на сайте. Также о местном народе красноречиво говорят музеи, мечети, дворцы.

Содержание

  • Заселение в Греческий период
  • Население Стамбула в период Средневековья
  • Численность жителей современного города

Заселение в Греческий период

Территория современного Стамбула была освоена еще за 2 тысячелетия до нашей эры. Жили на этой территории греки с рабами разных национальностей и племена скифов. После провозглашения города столицей Римской империи численность населения резко увеличилась.

К V веку на территории проживало около 500 000 жителей. Греки, римляне и другие народы, проживающие в столице, называли себя византийцами.

На протяжении 2-х следующих столетий Византия становится православным государством, благодаря переселению славянских племен. Кроме славян и греков, в городе жило много армян. За этот период численность населения увеличилась приблизительно до 700 000.

Сегодняшний многонациональный Стамбул славиться своими восточными рынками: Гранд Базар, Египетский и многие другие. Для любителей шоппинга имеются торговые центры, магазины на любой вкус, всевозможные лавки.

Население Стамбула в период Средневековья

В XIV-XV веках славянскому народу был нанесен непоправимый вред крестовыми походами и набегами венецианцев. Началась раздробленность и междоусобные войны.

Deepo Sinema — развлекательное место для всей семьи, здесь вы и ваши дети получите массу удовольствия.

Собор Святой Софии в Константинополе — святое место привлекающее многих туристов. Детальная информация находится только на этом сайте.

В это тяжелое время много людей умерло от голода. Численность населения сократилась до 100 000. После завоевания Мухаммедом II город начинает отходить от христианства. Появляется множество исламских кварталов. Начинает ощущаться превосходство мусульман. Тому свидетельство большое количество огромных мечетей: султана Сулеймана, Михримах, Голубая мечеть.

Численность жителей современного города

В период Османской империи помимо греков, принявших ислам, начали появляться албанцы. Также здесь проживали крымские татары, янычары и народы Кавказа.

В XV веке была проведена первая перепись в городе, которая официально показала, сколько населения в Стамбуле проживало на тот момент. Эта цифра достигла 175 000.

С тех пор город активно развивался, значительно увеличивая численность. На всей территории распространялся ислам и турецкий язык. Численность населения Стамбула в 2013 году составила почти 14 000 000 человек.

Подавляющее большинство жителей города считают себя этническими турками, проповедуют ислам и разговаривают на турецком языке. Столица Турции стала культурным центром Европы.

Город сейчас развивается очень интенсивно. Город живет за счет туризма и развитой промышленности. Население Стамбула 2014 года увеличилось почти на миллион, по сравнению с прошлым годом. И это только официальные данные. Есть информация, что фактически в городе проживает около 20 000 000 человек. Если попадете в Стамбул, советуем посетить Цистерну Базелика, Галатскую башню, дворец Долбахче. А также насладитесь уникальной природой этой страны, побывав на острове Клеопатры (информация здесь) или Принцевых островах (заходите сюда).

Население Турции в настоящее время составляет 84,6 млн человек, Стамбул возвращается к росту

По данным адресной системы учета населения, годовой прирост населения увеличился до 12,7 на 1000 человек в 2021 году по сравнению с 5,5 на 1000 человек в предыдущем году. Мужчины составляли 50,1% населения. Число иностранцев, проживающих в Турции, также увеличилось на 458 626 человек и достигло более 1,7 миллиона человек.

Самый густонаселенный город страны Стамбул снова возглавил список самых густонаселенных городов, добавив 378 448 человек к его населению, которое достигло более 15,8 миллиона человек, опередив столицу Анкару, где проживает более 5,7 миллиона человек. В 2020 году город впервые за два десятилетия сообщил о снижении численности населения.

Статистика показывает, что многолетняя тенденция роста урбанизации сохранила свою динамику в 2021 году, при этом доля людей, проживающих в областных и районных центрах, достигла 93,2%, а сельское население немного сократилось, хотя изолированные населенные пункты в сельской местности набрали популярность на фоне пандемии COVID-19.

После Стамбула, в котором проживает 18,7% всего населения страны, и Анкары Измир сохранил за собой звание третьей по величине провинции с населением 4,4 миллиона человек, опережая Бурсу, промышленный центр к югу от Стамбула. Анталия стала четвертой по численности населения и единственной провинцией в регионах за пределами центральной и западной Турции с самым высоким населением — более 2,6 миллиона человек.

Мало что изменилось для провинций с наименьшим населением. В Тунджели на востоке снова было самое низкое количество жителей — около 83 000 человек, опережая Байбурт, Ардахан, Килис и Гюмюшхане.

Хотя изменения численности населения могут показаться незначительными, они подчеркивают опасность, ожидающую страну в будущем: старение населения. Отчет ТуркСтата по этому вопросу был включен в демографические пирамиды об изменении половозрастной структуры населения.

Пирамиды на 2021 год — по сравнению с 2007 годом, годом, по которому имеются последние доступные данные, — показывают, что пожилое население и средний возраст в стране увеличились, что ТуркСтат связывает со снижением показателей рождаемости и смертности. Эксперты связывают тенденцию к старению с несколькими факторами, в частности с улучшением здравоохранения, которое продлевает жизнь в стране, где в последние годы наблюдается рост продолжительности жизни.

Несмотря на то, что Турция стремится увеличить численность молодого населения, особенно за счет стимулов для женатых, детей и потенциальных пар, ожидается, что доля пожилых людей будет расти дальше и достигнет 11% населения в 2025 году, согласно прогнозам TurkStat.

Средний возраст, который относится к возрасту, который делит население на две равные части, вырос до 33,1 года с 32,7 года в 2020 году. Согласно статистике прошлого, этот рост был выше для женщин, которые обычно живут дольше мужчин в Турции. годы.

Синоп, провинция с высокой концентрацией пожилых людей, имела самый высокий средний возраст — 41,8 года в 2021 году, в то время как Шанлыурфа, одна из самых «молодых» провинций страны, имела самый низкий возраст — 20,6

Данные Туркстата также показывают Население младшего возраста, в возрасте от 15 до 64 лет, увеличилось лишь примерно на 1% в период с 2007 по 2021 год, в то время как доля детского населения снизилась до 22,4% в 2021 году с 26,4% в 2007 году. от 65 лет и выше, вырос до 90,7% с 7,1% за тот же период.

Коэффициент демографической нагрузки, отражающий общее число детей на человека в трудоспособном возрасте, снизился с 33,7% до 33%. Коэффициент демографической нагрузки пожилых людей, отражающий количество людей в возрасте 65 лет и старше, приходящихся на одного человека трудоспособного возраста, увеличился с 14,1% до 14,3%. Другими словами, на каждую группу из 100 человек трудоспособного возраста приходится 33 ребенка и 14,3 старика в Турции в 2021 году. 3049человек на квадратный километр.

Константинополь после 1261 г. | Эссе | Музей Метрополитен

В 1261 году греки восстановили контроль над Константинополем от крестоносцев, напавших на город в 1204 году. Михаил VIII Палеолог (годы правления 1259–1282), прославленный как Новый Константин, посвятил большую на восстановление столицы, восстановление поврежденных церквей, монастырей и общественных зданий. Но как бы ни предпринимались согласованные усилия по восстановлению, город терпел неудачу: расходы на реконструкцию привели к обесцениванию византийской валюты, территориальная база империи неуклонно сокращалась, а население значительно сокращалось. Византийской аристократии не удалось конкурировать с генуэзцами и венецианцами, которые контролировали все более прибыльные торговые пути. Более того, Константинополь был одним из первых городов, потерявших многих своих жителей из-за Черной смерти в 1347 году. По оценкам, в четвертом-пятом веках население составляло от 250 000 до 1 000 000 человек. К 1453 году, когда турки вторглись в город, оно сократилось до 50 000 человек.

Османское правление принесло новое процветание городу, переименованному османами в Стамбул. При завоевателе Мехмете II (годы правления 1444–1481) гавань снова стала важным центром торговли, и население увеличилось. Хотя большой процент населения составляли мусульмане, по оценкам, три пятых в 1477 году, византийские и европейские общины также проживали в Стамбуле. Мехмед делал особые коммерческие уступки европейцам, в то время как люди византийского происхождения сохраняли свои традиции, передавая рукописи видным гражданам и церковным деятелям, например, византийская псалтырь конца XII века (2001. 730). Мехмед и его преемники сыграли особенно важную роль в поддержке крупных строительных кампаний, таких как строительство крепости Йедикюле, мечети Сулеймание и ремонт главной системы акведуков.

Рукописи этого периода многое говорят об идеологии и настроениях в изменившемся городе. Надпись в византийской псалтири XII века (лист 83r) (2001.730) описывает казнь христианина на ипподроме, что подразумевает напряженность между новыми жителями и теми, чьи предки правили Стамбулом до 1453 года. Согласно традиции, ипподром был построен Септимием Северусом вскоре после 196 г. н.э. и завершенным Константином. Это было место общественной жизни, такой как спортивные соревнования и празднование имперских триумфов. Ипподром также является важным элементом другой рукописи середины шестнадцатого века, изображающей процессию султана Сулеймана Великолепного (28.85.7a,b). Художник Питер Коке ван Альст (1502–1550) изображает великолепную свиту султана среди руин некогда великолепного римского цирка. Взгляд Коке ван Альста указывает на романтический интерес к памятникам города и выделяет древние руины, в том числе собор Святой Софии вдалеке. Интересно, что он не отмечает каких-либо произведений современного искусства. И Пьер Жиль (1490–1555) в его описании Константинополя, найденном в

De topographia Constantinopoleos (551 G41). Жиль не описывает искусство и архитектуру Стамбула, предпочитая вместо этого проводить измерения и делать записи, как бы препарируя таинственную и архаичную реликвию, а не живой город.


Цитата

Лабатт, Энни. «Константинополь после 1261 года». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/cnst/hd_cnst.htm (октябрь 2004 г.)

Дополнительное чтение

Бухталь, Хьюго. «К истории палеологовского освещения». In Место книжного освещения в византийском искусстве , под редакцией Курта Вейцмана, стр.

143–77. Принстон: Издательство Принстонского университета, 1975.

.

Курчич, Слободан и Доула Мурики, ред. Сумерки Византии: аспекты культурной и религиозной истории поздневизантийской империи . Принстон: факультет искусства и археологии, программа греческих исследований, Принстонский университет, 19.91.

Эванс, Хелен С., изд. Византия: вера и сила (1261–1557) . Каталог выставки. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2004.

.

Лайоу, Ангелики. «Византийская аристократия в палеологовский период: история задержанного развития». Viator 4 (1973), стр. 131–51.

Лайоу, Ангелики. «Византийская экономика в Средиземноморской торговой системе, 13–15 вв.». Dumbarton Oaks Papers 34–35 (1980–81), стр. 177–222.

Нельсон, Роберт С. «Рассказы о двух городах: покровительство раннему палеологическому искусству и архитектуре в Константинополе и Салониках». В

Мануэль Панселинос и его век , стр. 127–40. Афины: Афинский университет, 1999.

.

Нельсон, Роберт С. «Хора и Великая церковь: интервизуальность в Константинополе четырнадцатого века». Византийские и новогреческие исследования 23 (1999), стр. 67–101.

Никол, Дональд М. Последние века Византии , 1261–1453. Лондон: Харт-Дэвис, 1972.

.

Оустерхаут, Роберт Г. «Контекстуализация более поздних церквей Константинополя: предлагаемые методологии и несколько примеров». Dumbarton Oaks Paper 54 (2000), стр. 242–50.

Оустерхаут, Роберт Г. Искусство Карие Камии . Лондон: Скала, 2002.

.

Талбот, Алиса-Мария «Восстановление Константинополя при Михаиле VIII». Dumbarton Oaks Papers 47 (1993), стр. 243–61.

Андервуд Пол А.

Карие Джами . 4 тт. Нью-Йорк: Фонд Боллингена, 1966–75.

Дополнительные эссе Энни Лабатт
  • Лабатт, Энни. «Религиозные отношения между Византией и Западом».

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *