Традиции марийцев — культура и обычаи народа мари
Сегодня в России живёт по меньшей мере 540 тысяч человек, которые причисляют себя к народу марийцев. Казалось бы, не так уж мало, но что нам известно об их традициях? Практически ничего, а ведь марийцы являются одним из самых интересных и колоритных народов нашей страны.
Некогда они были воинственными и грозными племенами, внушающими ужас своим противникам. Сегодня же марийцев называют последними язычниками Европы. Несмотря на распространение христианства и принятие новой веры, марийцы сумели сохранить древние обычаи и ритуалы предков, отчего их обряды кажутся совершенно уникальными – ещё бы, ведь в них смешиваются православие и язычество. Что же могут поведать нам традиции народа Республики Марий Эл?
Немного истории
Марийцы (мари), которых в дореволюционные времена называли также черемисами, принадлежат к финно-угорским народам. Историки утверждают, что на территории Поволжья эти племена появились не менее полутора тысяч лет назад. С ходом времени выделились две этнические группы марийцев – луговые и горные. Различались они не только национальными костюмами, но и верованиями, культурой, языком.
Марийские земли находились в составе Золотой Орды и Казанского ханства. А вот частью России они стали лишь во второй половине XVI века. Но переход под власть русского царя вовсе не означал покорности черемисов. Напротив, в ту пору марийцы показали себя как воинственные и жестокие люди, готовые до последнего бороться за свои права.
Во время Черемисских войн многие марийцы предпочли уехать из России. Смешавшись с другими племенами, они потеряли национальные особенности своей культуры. Те же мари, которые остались на своей исторической родине, приняли православие. Вот только полностью новая вера так и не смогла вытеснить языческие обряды.
Одна из этнических групп народа – горные марийцы / mobillegends.netРелигиозные традиции марийцев
Если говорить о марийской религии, то она по сей день играет важную роль в жизни людей. Верховным божеством считается Ош Поро Кугу Юмо – Большой Белый Бог. К нему каждый может обратиться за помощью. Этот верховный покровитель отличается могуществом и суровым нравом. Помимо него, существует немало других небожителей. Особенное внимание марийцы придают почитанию стихий. Даже в наши дни на их землях можно увидеть ритуалы, связанные с почитанием духов огня, воды, земли.
Как и во многих других древних религиях, добрым божествам противостоят злые духи. Они способны серьёзно навредить человеку или животному, принести беды и болезни. Кроме того, злые божества нередко вступают в борьбу с добрыми покровителями, и в такие моменты на землю обрушиваются катастрофы и бедствия. Среди злых духов особенно выделяются Керемет и Вувер, которые отличаются большим могуществом.
Сегодня в Республике Марий Эл можно увидеть православные храмы, но вы нигде не увидите святилищ, посвящённых языческим божествам. Почему? Дело в том, что издавна марийцы не строили храмов для почитания своих богов. Священными местами считались не здания, а рощи, куда приносили жертвы великим покровителям. И это неудивительно.
Мари считали, что во время молитвы следует обращаться к деревьям, ведь именно там находится обитель божеств. Поразительно, но сегодня в Марий Эл насчитывается более 300 священных рощ, в который марийцы до сих пор проводят ритуалы и участвуют в таинствах религиозных обрядов. Такие рощи находятся под особой защитой – в них строго запрещено рубить деревья и разжигать костры.
Мари считают, что во время молитвы следует обращаться к деревьям, ведь именно там находится обитель божеств / © Ольга Бондарева / nazaccent.ruОбряд изгнания духа
В наши дни марийская культура во многом походит на традиционную славянскую, однако есть в ней и неповторимые колоритные особенности. Многие путешественники с удовольствием наблюдают за проведением обряда Сурем ужо. Это один из самых древних марийских ритуалов, причём подразумевает он изгнание злого духа из деревни.
Проводить Сурем ужо следует в ночь на 6 мая. Как раз в эту пору начинается период выпаса скота на пастбищах и, согласно поверьям, следует избавиться от злого духа, который может принести мор и болезни животным. Участники обряда прыгают через костёр, что связано с обрядом самоочищения. Как вы понимаете, чаще всего активными исполнителями действа является молодёжь.
Затем компания отправляется по деревне. Очень важно производить максимальный шум – он, как верят, позволяет изгнать духа. Именно поэтому участники процессии гремят металлическими предметами и звенят колокольчиками. Хозяева, возле домов которых проходит эта шумная компания, угощают её участников яйцами, хлебом, молоком. Вернувшись к костру, народ съедает часть угощений, а часть закапывает. Так марийцы приносят дар земле, которая помогает в изгнании злого духа.
В день Сурем ужо злым духам явно не поздоровится / zapovednik.spaceОсобенности культуры
Поскольку в старину у марийцев не было письменности, их культура сосредоточена в устном народном творчестве. Многие старинные предания, переданные из уст в уста, и сегодня можно услышать на народных фестивалях Марий Эл.
Кроме того, во время таких праздников часто звучат мелодии, исполняемые на шувыре, национальном марийском инструменте. Он напоминает волынку, а изготавливается из коровьего мочевого пузыря, бараньего рога и трубки. Кстати, на шувыре часто играют во время исполнения ритуальных танцев, призванных очиститься от злых духов.
Во время праздников часто звучат мелодии, исполняемые на шувыре, национальном марийском инструменте / народы74.рфЗнакомясь с традициями марийцев, невольно поражаешься, как мало нам известно о народе, проживающем совсем близко. Марийцы действительно сумели сохранить старинные верования, гармонично соединив их с современными реалиями жизни. Но главное – этот небольшой народ был и остаётся самобытным и поистине уникальным.
На обложке: Молитва в священной роще / © Юлиана Салиева / maavald.ee
Марийские традиции и обычаи, интересные факты о народах Марий Эл
Традиции и обычаи народов Республики Марий Эл формировались еще во времена финно-угорской общности в III-II тыс. до н.э. Об этом свидетельствуют фольклорные и литературные записи космогонических мифов, которые считаются самобытным наследием древних марийцев. Представители данного этноса сохранили верования предков: они уверены, что все земляне – это существа инопланетной природы.
История марийцев
На территории современной России, точнее — в Волго-Вятском районе, предки марийцев (или черемисов) появились 1500 лет назад. Жизнь их складывалась нелегко: испытывая агрессивное давление тюркских и славянских народов, древние мари вынуждены были продвигаться с юга и запада на восток, где они вытесняли пермян и частично ассимилировались с ними.
Существует также версия о том, что предки этого народа были выходцами из Ирана. В ее пользу говорят исследования филологов — в молитвенных текстах, которые до сих пор используются при проведении религиозных ритуалов, сохранились индоиранские слова.
Территорию современной Марий Эл (между Ветлугой и Вяткой) этот народ занял еще в VII-VIII веках. Именно в это время сформировалась основа культурных традиций марийцев, влияние на которую оказали тюрки и финно-угорцы. На протяжении последующих столетий происходила активная ассимиляция черемисов с восточными славянами, волжскими булгарами, хазарами и татаро-монголами. Уже в то время выделялось 4 группы марийцев, для каждой из которых были характерны свои традиции и обычаи:
- горные, которые обитали на южных и частично северных берегах Волги. Их культура формировалась в тесном контакте с чувашами и русскими;
- луговые, образовавшие костяк этого народа. С давних времен и по сегодняшний день проживают в Волго-Вятском междуречье;
- восточные, которые считались переселенцами в Приуралье и Башкортостане;
- северо-западные, освоившие территорию современной Кировской области. Это ответвление марийцев сформировало свои уникальные традиции.
Язык
Наиболее многочисленной сегодня считается объединенная группа лугово-восточных черемисов, имеющая свой язык. Его относят к малой финно-пермской группе угорских языков, как и наречия удмуртов, коми, саамов, мордовцев. Он сформировался на базе финно-угорских и тюркских диалектов, когда черемисы активно заселяли территорию Поволжья. Письменность же у этого народа появилась поздно, лишь в XVIII столетии: в основу алфавита легла кириллица. Этот факт обосновывает отсутствие письменных свидетельств о жизни, традициях и обычаях марийского края.
Сегодня выделяют несколько диалектов и говоров:
- луговой, на котором говорят на луговом берегу Волги и на Урале;
- горномарийский, характерный для правого берега, а также западной части Марий Эл;
- северо-западный, которым пользуются черемисы в Нижегородской и Кировской областях.
Одежда
Традиции народа марийцев прослеживаются в его национальном костюме. Повседневная одежда обязательно включала в себя рубаху — у мужчин она была по типу туники и не доходила до колен, а у женщин удлиненной. Сильная половина под низ надевала просторные штаны. Верхней одеждой считался кафтан. Повседневной обувью были лыковые лапти. Богатые черемисы по праздникам могли обувать туфли из коровьей или овечьей кожи. В холодное время на ноги надевали шерстяные или холщовые онучи.
Для пошива использовали беленые ткани. Одежду украшали орнаментами и узорами алого, черного, бордового оттенков. Поволжские марийцы предпочитали темно-синий цвет. В вышивке обязательно использовали мотивы-обереги. Декоративными элементами женских нарядов считались нагрудник, пояс и передник, которые также расшивали орнаментами. Вышивка зависела от статуса человека и его семейного положения.
Для нательной одежды брали лен, а верхнюю шили из сукна. Рубахи были просторными, чтобы под них можно было надеть штаны (так ходили мужчины и женщины). Кафтаны шили в зависимости от сезона: зимний вариант мог быть ниже колен, а летний до талии или до линии бедер.
Летним головным убором у мужчин была шляпа, зимним – меховая шапка. Позже, ассимилируясь с русскими, марийцы стали носить фуражки. У женщин головные уборы были для замужних дам и для девушек. Первые надевали шали и платки, а вторые – небольшие повязки, украшенные бусинами и монетами. Среди головных уборов мариек была такия – шапка полусферической конусообразной или каркасной формы, поверх которой обязательно надевался цветной платок.
Марийские семейные традиции
У этого народа закрепился патриархальный образ жизни, хотя женщина никогда и не была строго ограничена в правах. Лишь в некоторых поселениях долгое время сохранялся принцип левирата и сорората, предполагавший притеснение женской половины, но это были отдельные случаи.
На плечи мужчины ложились все общественные вопросы и доход семьи. Супруга считалась хранительницей очага. У мари очень ценились такие женские качества как смиренность и хозяйственность. Женщина была помощником для мужчины. Это один из немногих народов, который приветствовал разницу в возрасте между мужем и женой: здесь вполне привычно, когда супруга на 5-7 старше своего мужа.
Роль женщины была неоценима. После свадьбы девушки приходили в дом к мужу, где в тесном кругу уживалось много людей. Под одной крышей соседствовало несколько поколений, и семьи в каждом из них были большими. Именно поэтому высоко ценилась хозяйственность каждой новой женщины.
В доме за порядком следила старшая из женщин (бабушка или прабабушка мужа). Она раздавала поручения невесткам. В семьях всегда было много детей, ведь это считалось благословлением семьи с небес. Называли ребенка по имени того, кто первым войдет в дом после его рождения. Если пол не совпадал, то право имянаречения переходило к матери. Воспитанием занимались все женщины в доме.
У марийского народа сложились интересные традиции, связанные со свадьбой. Пары у мари формировались, как правило, не по обоюдному согласию молодых, а по решению родителей. Когда парню исполнялось 14-15 лет, его отец отправлялся на смотрины в дом приглянувшейся девушки. В этот день родители согласовывали время сватовства. В назначенный час к будущей невесте уже ехал парень вместе со сватами. Отец девушки ставил на стол круглый хлеб и блюдце с маслом. От этого каравая отламывали кусочек, макали его в масло и передавали по цепочке жених – невеста – отец – невеста – жених, при этом каждый немного откусывал от него. Пройденный круг считался подтверждением намерений всех за столом. Окончательное слово было за матерью девушки — жених должен был дать ей монетку в знак «платы за молоко».
По марийским обычаям семья парня выплачивала выкуп за невесту. Его передавали отцу девушки в день пунчал, или сговора. В это время устраивали встречу жениха, невесты, сватов, ее родителей и все знакомых. Парень весь вечер должен был расхваливать свою суженную и ее родственников.
По народной традиции марийцы готовили на свадьбу особые наряды. Жениха одевали в белоснежную расшитую рубаху, широкие брюки и шляпу с загнутыми полями, украшенную петушиным пером. Платье невесты обязательно было длинным, его подол дополняли россыпью монеток. Сверху девушка надевала белый и зеленый кафтан, а также вышитый передник. Из украшений в свадебный наряд входили роскошные мониста.
Распорядителем на свадьбе был тамада. Жених приезжал в дом к невесте на свадебном поезде. Там его встречали хлебом-солью, а всех родственников одаривали подарками. После небольшого застолья руки молодых связывали полотенцем, и так они отправлялись уже в дом к парню для заключения брака.
В традициях народов марийского края – шумная свадьба. Тамада обычно устраивал различные конкурсы и танцы: чем активнее молодые, чем больше они танцевали, тем больше было уважение к новой семье у окружающих. На столе по обычаю всегда стоял большой каравай, центр которого украшали творожным пирогом с монетками «на счастье». Из традиционных угощений гостям подавали жареного петуха, вареные яйца, молоко и квас. Невеста к праздничному столу обязательно должна была печь блины.
Кроме свадьбы в марийской культуре сохранились и традиции разводов, хотя сегодня они уже не так выражены. Предки этого народа жили общинами, в которых главенствовали старейшины. Если муж с женой хотели развестись, им надо было получить разрешение не менее шести выборных представителей общины. Разводы были очень редкими и считались позором для всех родственников. Разводящихся ставили в центре площади спинами друг к другу и связывали веревкой до тех пор, пока выборные представители не огласят свое решение. Женщине обрезали волосы: это было знаком, что она больше не замужем.
Религия
Марийская культура настолько самобытна, что у этого народа есть собственная официально зарегистрированная религия. Ее устоев придерживаются всего 6% представителей данного этноса, а вот ритуалы соблюдают почти все черемисы. Марийцев называют последними язычниками Европы. И это не зря: до сих пор они верят, что предки мари произошли с другой планеты. Из созвездия Гнезда на Землю прилетела уточка и снесла два яйца, из которых вылупились братья Добро и Зло.
В основе религии – природа. Верховное божество – Ош Поро Кугу Юмо, а далее боги делятся по стихиям: огня, воды и леса. Самые почитаемые:
- богиня рождения Илыш Шочын Ава;
- бог морей Мер Юмо;
- покровительница земли Мланде Ава;
- бог судьбы Пурышо;
- смерть Азырен;
- злые духи – Керемета и Вувета.
Все ритуалы проводятся в рощах кусото. На сегодняшний день сохранилось 300 таких мест по всей республике.
Интересная традиция марийцев – осенний праздник, на который со всего края съезжаются черемисы, чтобы совершить всемарийское моление. Рощу каждый год определяет жрец Карт. Люди приносят с собой уток или гусей – это пурлык, или жертвоприношение. Подходит птица для моления или нет, определяет все тот же жрец. Он просит у нее прощение и окуривает дымом в знак освящения и уважения духу огня.
Моления в роще начинаются только под ритмичные удары Карта в бубен. Звуками отгоняют злых духов от деревьев, которые, по традиции народов марийского края, считаются проводниками к космосу. После всеобщих молений устраивают трапезу — в больших котлах варят принесенных уток и гусей, рядом пекут блины и пресный хлеб. Остатки еды забирают с собой или сжигают.
В Марий Эл сохранилась интересная традиция изгнания злых духов. Обряд проводят в ночь на 6 мая в основном в деревнях. Его значение – очищение и защита пастбищ от нечестии. Сначала все жители деревни собираются вокруг большого костра и прыгают через огонь. Затем зажигают лучины, с шумом и колокольным звоном обходят все дворы. «Очистителей» обязательно встречают угощениями — хлебом, картофелем и яйцами. По завершении круга все вновь собираются у кострища и начинают готовить общий обед, часть которого, как дар земле, обязательно закапывают. Обряд длится всю ночь.
Черемисы – уникальный народ. Его считают самым древним на территории современной России. Это подтверждают исследования ДНК. Несмотря на многовековую историю и тесное проживание с другими народностями, марийцы смогли сохранить свои традиции и религию.
Что значит быть Мари?
Фотогалереи
Республика Марий Эл в центральной части России является домом для марийского народа, этнического меньшинства, которое с гордостью хранит свои традиции. Местные жители, которых иногда называют «последними язычниками Европы», говорят на финно-угорском языке и соблюдают дохристианские обряды, хотя некоторые также исповедуют русскую православную веру. Религия марийцев основывается на связи верующих с природой, а ритуалы проходят в священных лесных рощах. Фотограф РСЕ/РС Сергей Петеряев попросил марийских женщин сфотографироваться в традиционной одежде и рассказать о своих впечатлениях от марийской идентичности, языка и веры.
1 Ольга Волкова, 28 лет, педагог хореографии. «Для меня быть марийцем — значит знать язык и кухню. Семья — одна из ключевых вещей в моей жизни. У меня особая связь с природой. Например, если в детстве мне было плохо, я ложился под березу дерево и заснул. Было очень спокойно».
2 Наталья Мочалова, 19 лет, студентка. «Я стопроцентный марийец, но я из русской православной семьи. Однако некоторые традиционные обряды моя бабушка все же совершает. Я живу в Марий Эл, что немаловажно. Мне стыдно за тех марийцев, которые стесняются своего происхождения. и называют себя русскими. Природа для меня не что иное, как красота. Я просто гуляю в лесу».
3 Наталья Соловьева, 24 года, бухгалтер. «Я из марийской семьи. У нас дома всегда говорили на марийском, поэтому я бегло говорю на нем, но делаю ошибки в письме. Мои родители были православными, но дедушка с бабушкой ходили в священные рощи. особенно семейные праздники, это моменты, когда я наиболее отчетливо ощущаю себя марийцем. Там и песни, и танцы, и это не просто спектакль, а настоящая марийская традиция».
4 Екатерина Ивайкова, 22 года, танцовщица. «Мой отец мариец, а мать [по национальности] русская. Семья русская православная, что обычно в Марий Эл. Я не чувствую себя марийцем, потому что не говорю на языке. настоящий марийец только в деревне. Но я чувствую связь с природой.Иногда мне хочется пойти помедитировать в лес.Когда я ложусь спать в городе,включаю запись звуков леса. »
5 Светлана Давыдова, 24 года, студентка, балерина. «Моя мать марийка, поэтому я понимаю язык, но почти не говорю на нем. В настоящее время я не хожу в священные рощи, но я был там несколько раз. У меня нет на это времени, хотя я чувствую себя Близость к природе.Когда я в Чувашии [соседний Марий Эл] я всем говорю, что я мариец, а когда я в Марий Эл, то наоборот.Однако я чувствую, что я больше мариец из-за истории людей. Когда я прихожу в лес, мне хочется прикоснуться к деревьям, особенно если я ожидаю, что произойдет что-то важное».
6 Анастасия Галиева, 19 лет, студентка. «Я свободно говорю на марийском, потому что его учит моя мама. Мы жили в Татарстане недалеко от марийского села, где изучают язык. Я никогда не был на традиционном обряде. Когда живешь вне марийской культуры, начинаешь забывать обряды «Когда я был ребенком, я стеснялся говорить на марийском языке. Сейчас все по-другому. Я говорю на нем все время. Я не слишком часто думаю о нашей связи с природой, но в лесу мне спокойнее, чем в городе. »
7 Татьяна Кудяшова, 19 лет, студентка. «Я говорю на марийском языке, но не чувствую особой связи с природой или марийцами. Я не задумывался о том, чтобы быть марийцем. Может быть, в будущем буду».
8 Олеся Старикова, 33 года, балерина. «Моя мать чистокровная марийка, а отец наполовину марийец. Что значит быть марийцем? Это влияет на все! Язык, обряды, семья. Все это составляет нацию. связь с природой.Это помогает вам выразить чувства, о которых трудно говорить.Быть марийцем означает понимать прошлое и осознавать, кто вы есть.Мой дедушка оказал на меня большое влияние в этом отношении.Он отдавал всю свою еду своим детям, оставляя себе только объедки. Вот в чем я понимаю смысл быть марийцем. Мы с мужем купили дом, чтобы у наших детей был настоящий дом и они чувствовали к нему привязанность. Жить в квартире — это совсем другое».
9 Вера Николаева, 31 год, учитель музыки. «Я бываю в священных рощах, но не часто, так как сейчас живу в городе. Я горжусь тем, что я мариец, и даже могу назвать себя немного националистом. Я не люблю, когда люди даже не пытаются учить марийский язык, особенно сейчас, когда он перестал быть немодным, как это было в 1990-е годы. Когда я выхожу в лес, мне даже не нужно ничего говорить: все так чисто и ясно».
Мари — Группа прав меньшинств
Профиль
По данным переписи населения 2010 года в Российской Федерации проживает 547 605 марийцев. Марийцы отличаются от других финских народов Среднего Поволжья тем, что никогда полностью не обращались в христианство и сохраняли свои шаманско-анимистические верования. Большинство проживает в Республике Марий Эл, бывшей Марийской АССР.
Исторический контекст
Марийский литературный язык был сформирован с использованием кириллицы Восточной Православной Церковью в начале-середине девятнадцатого века в результате безуспешной попытки обратить население в христианство.
Марийский национализм с девятнадцатого века был направлен на сохранение своей религии. Область была образована как автономная область (АО) в ноябре 1920 г. и стала Марийской АССР в декабре 1936 г. С конца 1950-х до начала 1970-х годов марийцы утратили почти все свои этнические привилегии; в 19В 60-е преподавание языка было запрещено. В октябре 1990 года был провозглашен суверенитет, и название республики было изменено на Марий Эл.
В ноябре 1992 года в Республике Коми состоялся Первый Всемирный конгресс финно-угорских народов. Делегаты призвали к самоопределению всех коренных народов и национальных меньшинств и осудили «русский империализм». Второй Конгресс финно-угорских народов был проведен в июле 1995 г., чтобы потребовать новых прав, включая права собственности на их традиционные районы проживания и языковые привилегии.
Межэтнические отношения в Марий Эл значительно ухудшились в 2005 году из-за обвинений в репрессиях в отношении марийской идентичности и этнических марийцев, связанных с президентством в республике Леонида Маркелова, и серии нападений на активистов марийских этнических организаций.
В резолюции Европарламента от мая 2005 г. упоминались трудности, с которыми марийцы столкнулись при получении образования на своем родном языке, политическое вмешательство местной администрации в марийские культурные учреждения, ограниченное представительство этнических марийцев на административных должностях в Республике и терпимость к нападениям. о представителях марийских национальных объединений. Европейские парламентарии связали репрессии против марийской культуры и ассоциаций с президентством Маркелова и заявили об увольнении большого числа этнических марийцев с должностей в государственном секторе в регионах, которые проголосовали против него на выборах осенью 2004 г.
Текущие вопросы
1 февраля 2006 года Международная Хельсинкская Федерация по правам человека и Московская Хельсинкская группа опубликовали доклад о положении с правами человека марийцев в Российской Федерации. В нем описываются пагубные последствия политики централизации администрации Путина для марийской культуры и сокращение использования марийского языка в последние годы. Несмотря на то, что марийский язык оставался официальным государственным языком, существовало множество препятствий для его использования в общественном контексте. Более того, нехватка ресурсов мешала его дальнейшему развитию и эффективному продвижению марийского языка в сфере образования.
На протяжении столетий марийцы заключали смешанные браки и обращались в православие. Во время советской власти их традиционные верования жестко подавлялись. Тем не менее, многие марийцы продолжают практиковать народные культы в священных лесах и приносить жертвы духам на деревьях. По обе стороны Волги раскинулось 500 священных рощ, которые остаются ключевыми центрами поклонения марийцев. Смогут ли эти традиционные обычаи пережить миграцию и рассредоточение марийской молодежи в крупных городах в поисках лучших экономических перспектив, является ключевым вопросом для сообщества в будущем.
Обновлено в декабре 2020 г.
Просмотр каталога
Страны
تونس
Абхазия (непризнанное государство)АфганистанАлбанияАлжирАмериканское СамоаАндорраАнголаАнтигуа и БарбудаАргентинаАрменияАвстралияАвстрияАзербайджанБагамыБахрейн БангладешБарбадосБеларусьБельгияБельгияБел izeБенинБермудыБутанБоливияБосния и ГерцеговинаБотсванаБразилияБританские Виргинские островаБруней-ДаруссаламБолгарияБуркина-ФасоБурундиКамбоджаКамерунКанадаКабо-ВердеКаймановы островаЦентральноафриканская РеспубликаЧадЧилиКитайКолумбияКоморские Острова КукаКоста-РикаКот-д’ИвуарХорватияКубаКипрЧешская РеспубликаДемократическая Республика КонгоДанияДжибутиДоминикаДоминиканская РеспубликаЭквадорЕгипетСальвадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭсватиниЭфиопияФедеративные Штаты МикронезииОстрова ФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренадаГваделупаГуамГватемалаГвинеяГвинея-БисауГайанаХа итиГондурасВенгрияИсландияИндияИндонезияИранИракИрландияИзраильИталияЯмайкаЯпонияИорданияКазахстанКенияКирибатиКосово (непризнанное государство)КувейтКыргызстанЛаосЛатвияЛиванЛесотоЛиберияЛивияЛихенштейнЛитваЛюксембургМакедонияМадагаскарМалавиМалайзияМальдивыМалиМальтаМаршалловы ОстроваМартиникаМавританияМаврикийМексикаМолдоваМонакоМонголияЧерногорияМонсерратМароккоМозамбикМьянмаНагорно- Карабах (непризнанное государство) манияРоссийская ФедерацияРуандаСамоаСан-МариноСан-Томе и ПринсипиСаудовская АравияСенегалСербияСейшелыСьерра-ЛеонеСингапурСловакияСловенияСоломоновы островаСомалиЮжная АфрикаЮжная КореяЮжная Осетия (непризнанное государство)Южный СуданИспанияШри-ЛанкаСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСент-Винсент и ГренадиныСуданСуринамШвецияШвейцарияСирияТайваньТаджикистанТанзанияТаиландТимор-ЛештиТогоТокелауТонгаПриднестровье (непризнанное государство)Тринидад и ТобагоТунисТунисТурцияТуркменистанОстрова Теркс и КайкосТувалуУгандаУкраинаОбъединенные Арабские ЭмиратыВеликобританияСоединенные Штаты АмерикиУругвайВиргинские острова СШАУзбекистан кистанВануатуВенесуэлаВьетнамУоллис и ФутунаЗападная Сахара (непризнанное государство)ЙеменЗамбияЗимбабвеМеньшинства и коренные народы
أمازيغ
—تونس
البهائيون/ـات
—تون Номер
Номер
—Номер
Номер
تونس
اليهود
—تونس
Абхазский — Георгиааборигенные народы — Австралия — Индонеахоли — Угандаадивасис — Индия -Адивазис — Бангладешадиге — Российская федерация — Эфиопиафар — Эритреафрианские американцы — Соединенные Штаты Америки и Карибские Канадианцы — Кандафро -Боливианцы — Боливиафроб -яробильцы — коливильцы -колики -колики -яроко -яроколевые — коливильцы -колики -яд -афро -яроко -яроколевые — -колики -яд -афро -яроко -яроколевые — коливильские и -яроколевые — -колики -яд -афробр -афробелианцы — -колики -яд -афро -яро -яроколевые и карибские канко -афро -яд.
Ваш комментарий будет первым