Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Успенский собор в суздале – история, описание, как добраться до собора

история, описание, как добраться до собора

Успенскую церковь в Суздале по праву можно назвать одним из красивейших соборов не только этого города, но и всей России. На сегодняшний день она является одной из немногих построек, сохранивших исконно русские традиции, как во внешнем, так и во внутреннем убранстве. Храм принадлежит к ансамблю Суздальского кремля, который относится к объектам культурного наследия Российской Федерации.

История церкви

История святыни насыщена интересными и трагическими событиями.

Возведение и основание

Точная дата основания неизвестна. Согласно старинным документам, храм Успения Пресвятой Богородицы существовал в Суздале еще в XV веке и был дворцовой церковью Московских князей. В 1495 году великий князь Иоанн Васильевич передал его Спасо-Евфимиеву монастырю, которому он принадлежит и по сей день.

Как и большинство сооружений того времени, здание было деревянным, и его ждала судьба всех древних деревянных построек – уничтожение огнем. После сильного пожара, произошедшего в городе около 1650 года, на месте сгоревшего деревянного собора был построен каменный.

Историческая судьба

В XVIII веке собор вновь пострадал от огня. После пожара 1719 года его пришлось перестраивать. Из-за немногочисленного населения города, а также из-за большого количества соборов в Суздале, приход храма был небольшим. В конце XIX века к его приходу относилось всего 9 дворов.

Революционные события начала XX не обошли стороной и Успенский собор в Суздале. Из всего архитектурного ансамбля сохранился только храм. Колокольня и придел Сергия и Никона Радонежских были уничтожены в 1920-х годах ради производственных нужд, несмотря на старания директора суздальского музея В.И. Романовского, который пытался сохранить собор целиком.

В 1958 году под руководством А.Д. Ваганова комплекс был отреставрирован.

Современное положение

Успенская церковь, как и другие храмы Суздальского кремля, относится к епархии Спасо-Евфимиева мужского монастыря. Вместе с остальным кремлевским комплексом собор является одной из главных достопримечательностей Суздаля. Туристы и паломники не только со всей России, но и со всего мира приезжают в древний город, чтобы насладиться красотой собора и посетить потрясающие своей красотой богослужения.

Месторасположение храма

Церковь Успения Пресвятой Богородицы находится в восточной части Кремля. Она расположена за земляным валом, по адресу: Кремлевская улица, 8. Рядом находится другая достопримечательность Кремля – Рождественский собор.

Из Владимира до Суздаля можно добраться на автомобиле или автобусе № 159. Расстояние между двумя городами составляет 37 километров.

Архитектура и убранство сооружения

Своим внешним видом святыня отличается от традиционных белокаменных сооружений.

Внешний вид

Постройка выполнена в нетипичном для Суздаля стиле нарышкинского барокко. Для него характерны скромность, изящность, элементы европейского барокко и готики. На фоне красных стен собора выделяются белые наличники и пилястры.

Внутреннее оформление

Многие посетители отмечают теплую, даже волшебную атмосферу внутри храма. В нем находится пятиярусный иконостас, росписи сделаны уже в наше время в современной манере. В свободное от богослужений время в церкви можно послушать аудиозаписи церковных песнопений.

Святыни храма: мощи святителя Арсения Элассонского

22 февраля 2015 года из церкви Рождества Богородицы в Успенскую были перенесены мощи святителя Арсения Элассонского. Арсений Элассонский, возглавлявший Суздальскую епархию во времена Смуты, благословил народное ополчение на борьбу с поляками. Несмотря на свое греческое происхождение, Арсений Элассонский является почитаемым в России святым. Сейчас любой желающий может поклониться святым мощам. Считается, что мощи помогают больным детям выздороветь.

Богослужения

Двери храма открыты для всех православных христиан. В церкви проходят ежедневные богослужения. Идя в храм, женщинам рекомендуется надеть головной убор и юбку. Мужчинам же следует находиться в церкви с непокрытой головой. Богослужение сопровождаются прекрасным пением женского церковного хора. По праздникам можно услышать голоса известных певчих Владимирской епархии. В церковной лавке продаются свечки, иконы, книги. К оплате принимаются банковские карты.

Видео богослужения в храме

На видео можно посмотреть, как проходит богослужение в Суздальской Успенской церкви. 

proreligiu.club

Успенская церковь в Суздале, история, адрес, мощи

Адрес: ул. Кремлевская, 12

Приехать в Суздаль и не посетить Успенскую церковь — это то, чего не может себе позволить ни один турист. Храм расположился в интересном месте на Кремлевской улице. Именно здесь можно увидеть настоящий крепостной ров шириной в 30 метров и специальный защитный вал, из-за которого и выглядывает макушка церкви. Но не надо думать, что попасть в храм сложно и для этого придется преодолеть все защитные сооружения. На самом деле он очень гостеприимный, а сам вал уже давно превращен в прогулочный бульвар.  Хотя его высота вместе с глубиной рва составляет внушительные 17 метров.  Успенская церковь является одним из трех храмов, относящихся к Суздальскому кремлю. Компанию ей составляют Никольская и Христорождественская.  Успенская церковь сейчас размещается на территории, где ранее в 15 веке был двор князя Ивана III.


История Успенской церкви

История Успенской церкви берет начало во второй половине 17 века. Согласно сохранившимся документам именно в это время появилась нижняя каменная часть храма. Как и в большинстве подобных случаев, возведена она была на месте своей деревянной предшественницы.

В начале 18 века ей пришлось пережить перестройку после большого пожара, охватившего весь город. Из-за этого сейчас она состоит из форм, характерных для разных строительных эпох. В изначальном варианте конструкции у церкви была шатровая колокольня, а также придел Сергия и Никона Радонежских. Все это находилось в окружении невысокой ограды и опорных столбиков-башенок вместе с воротами. Но до наших дней эти архитектурные элементы не сохранились в результате печальных событий начала 20-го века. Тогда директору суздальского музея пришла разнарядка из Спасо-Евфимиевого монастыря, где разместился политизолятор. В ней предлагалось снести одну из кремлевских церквей, для того, чтобы использовать освободившиеся в итоге кирпичи для различных производственных нужд. Директор музея принял решение сохранить именно Успенскую церковь, как наиболее ценную в архитектурном плане. Особо он старался уберечь единый ансамбль самой церкви, придела и колокольни. Но, увы, и это в полной мере ему не удалось. В результате разрушительных работ сохранился только храм. Таким образом особый ансамбль был разбит. Уже значительно позже колокольня была восстановлена на основе имеющихся исторических данных, и вновь дополнила конструкцию.

Архитектура церкви

Специалисты называют Успенскую церковь одним из скромных, но изящных памятников Суздаля. Ее особенность в архитектурном стиле, который нехарактерен для этих мест. Храм выполнен в формате нарышкинского барокко. Для этого стиля определяющими чертами являлись элементы европейского барокко, детали готики и ренессанса, тесно переплетенные с традициями русского деревянного зодчества и каменной архитектуры.

 Сама церковь представлена широким восьмериком, размещенном на четверике. На ней нет каких-то пышных украшений, но редкие элементы декора выглядят очень изящно. Купол храма покрыт барабаном и главкой небольших размеров. В середине 20 века церковь прошла реставрацию, которая позволила ей сохранить свой архитектурный облик.

Мощи Святителя Арсения Элассонского

Гости Суздаля, посетившие Успенскую церковь неизменно отмечают ее уют и очарование. Некоторые даже говорят, что посещение храма дает настоящий душевный и эмоциональный подъем. Внутреннее убранство церкви успокаивает и создает некоторое умиротворение, что позволяет не просто насладиться красотой здания, но и предаться приятным мыслям, отрешившись от всех мирских забот.

А в 2014 году в церковь были доставлены мощи Святителя Арсения Элассонского. Они доступны верующим для поклонения и многие отправляются в данный храм именно по этой причине.


Посетив Успенскую церковь все гости города вновь попадают на Кремлевскую улицу, где свой позитивный настрой дополняют приятной верховой прогулкой или поездкой с настоящим извозчиком. Это место отлично передаёт незабываемую атмосферу города и позволяет отдохнуть душой в окружении настоящей истории. 

Рекомендуем также посетить:

Церковь Бориса и Глеба

Читайте также:

russo-travel.ru

Богородице-Рождественский собор Суздаль кремль

Интерьер Рождественского собора Суздальского кремля также принадлежит двум эпохам. На северной грани юго-западного столба, на высоте 3 м., сохранился профилированный карниз — это след уничтоженных древних хор, опиравшихся на эти столбы. Площадь хор была необычайно велика — они перекрывали своими сводами два западных нефа собора, разделяя их как бы на два этажа. Верхний был обильно освещен окнами угловых глав и окнами второго яруса. Очевидно, что такие огромные хоры были рассчитаны не только на княжескую семью и ее приближенных, да и вход на хоры, как мы знаем, шел изнутри собора и никак не был связан с княжеским двором. Суздальский собор был первым собственно городским собором, и на его хоры через пышные порталы западного притвора и лестницу в его стене шли именитые люди города — бояре, крупные торговцы и мастера — городская знать.

Пространство под хорами было полутемным — лишь два небольших окна в западной стене и открывавшиеся в средний поперечный неф арки хор были источниками света. Под хорами располагалась усыпальница. В основании стен в соборе и в притворах были устроены аркосолии для гробниц членов княжеского дома и епископов. Видимо, в связи с этим храм и был удлинен в восточном направлении, что увеличивало его площадь. Некоторые из погребальных ниш сохранили и орнаментальную роспись 1233 г. Особенно красива роспись южного аркосолия западной стены с пышным малиново-красным цветком в центре извивающихся побегов; по своду аркосолия вились желтоватые стебли с темно-синими и розовыми цветами. Однако аркосолии почти не пришлось использовать строителям собора и их ближайшим преемникам — через тринадцать лет по окончании постройки собора на Суздаль обрушился удар монгольского завоевания, поэтому соборная усыпальница была использована главным образом для погребений позднейшей феодальной знати.

Алтарь отделялся от помещения для молящихся алтарной преградой. Скорее всего она была белокаменной и, может быть, к ней относятся вставленные на фасадах над колончатым поясом кубические камни с женскими масками под килевидной арочкой. Как показали исследования, эти камни являются трехликими капителями — обколотые маски на двух сторонах блока скрыты теперь под кирпичной обкладкой. Подобные капители могли венчать боковые стояки дверей преграды, вводивших в алтарь и боковые апсиды; изображения таких стояков с трехликими капителями и резными полотнищами деревянных дверей имеются в древних миниатюрах.
Пол храма был в 1233 г. покрыт цветными майоликовыми плитками. Большие участки были выстланы квадратными плитками желтого, зеленого и темно-коричневого цвета. Пол под куполом и, вероятно, в алтаре был исполнен в наборной технике из маленьких фигурных плиток, образовавших сложные, как бы мозаичные узоры. Эти цветные и сверкающие своей стеклянной поверхностью полы летописец назвал «моромором красным разноличным».
Собор был украшен фресковой росписью, исполненной в 1233 г. ростовскими или суздальскими мастерами епископа Кирилла; её фрагменты открыты А.Д. Варгановым в 1938 г. Важнейшие из них находятся в верхней части южной апсиды. Здесь изображены строгие фигуры двух старцев с суровыми аскетическими ликами, вписанные в узорчатые арки на орнаментированных колонках.


Манера письма, характеризующаяся точностью рисунка и мягкостью моделировки, некоторой утонченностью и сдержанностью, говорит о большом мастерстве авторов росписи. Разнообразный растительный и геометрический орнамент как бы обтягивает поверхность стен подобно пестрым полотенцам или тканям. Он решительно преобладает здесь над изображениями святых, которые как бы теряются в его причудливых узорах. Орнаментика росписи Суздальского собора послужила одним из главных источников растительной резьбы Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, который мы увидим позднее. Эта черта росписи Суздальского собора свидетельствует о проникновении в живопись народных вкусов, народной любви к цветистости и украшенности здания. Эти особенности являются общими как для монументальной живописи, так и для декоративной скульптуры собора и его утвари.

В 1635 — 1636 гг. Серапион Суздальский Архиепископ, по повелению Царя Михаила Феодоровича, собор, обезображенный и разграбленный поляками, привел в прежнее положение. Расписываются внутренние помещения собора. По поводу этого возобновления живописи в соборе царь Михаил Феодорович святителю Серапиону писал: «ты богомолецъ нашъ въ писать вновь стеннымъ иконнымъ писмомъ, и во алтаре, и въ верху въ небе, и въ пяти главахъ, и въ папертехъ, и летопись на наше государское имя устроилъ; и мы тебя богомольца за это похваляемъ, что ты учинилъ добро, радея о церковномъ благолепии». Пристраивается абсида к южному притвору, образован придел в честь св. Иоанна и Фёдора, Суздальских чудотворцев и сделал «со многоразличнымъ тщаниемъ надъ ихъ мощами стенное надписание».

Над св. мощами святителя Феодора написано: «Въ лето 6498 первый благоверный и великий князь Владимиръ просвети Суздальскую землю святымъ крещениемъ и паству вручи епископу Феодору»; а над мощами святителя Иоанна: «Лета 6882, октября въ 15 день сей святитель Иоаннъ преставися и почи зде».
Архиепископ Серапион возобновил собор в древнем вкусе: он устроил малые окна и хоры, на которых, как значится в церковных описных книгах за 1628 и 1629 годы, было до пяти престолов. Собор был мрачен: узкие окна, хоры, занимавшие половину верха, так мало пропускали света, что и в ясный день нельзя было читать без свечь. В соборе было до 40 гробниц князей и епископов, надгробные камни которых, расставленные по храму, делали его весьма тесным.

Роспись собора не раз «возобновлялась», то есть переписывалась, — в 1775, 1818 и 1850 гг.; роспись западной стены была уничтожена полностью, а в остальных частях густо записана.

Стоит посмотреть сохранившиеся фрагменты фресок XVII века. Свод северного притвора занят темой прославления Богородицы, которой посвящен собор. Не переписанными остались здесь роспись левой половины северной стены — поясные фигуры апостолов в орнаментальных медальонах — и под ними декоративный пояс «завес» с орнаментом. Ту же тему похвалы богородице развивала роспись южного притвора. Ее подлинная незаписанная часть сохранилась на западной стене притвора внизу. Здесь хороши летящие ангелы с трубами и фигуры двух людей, забирающихся на деревья. На юго-западном подкупольном столбе сохранился в открытом виде фрагмент росписи 1635—1636 гг., оставленный «реставраторами» XIX в. без прописи, но поновленный. Несколько фрагментов росписи XVII в. сохранилось и в других местах основного помещения собора. Такова группа праведников из композиции «Страшного суда» на северной грани юго-западного столба и великолепные поясные изображения святых в больших медальонах на правой стороне алтарной апсиды. Из них особенно красиво изображение архидиакона Стефана в охристо-желтом, как бы сияющем круге, в белых одеждах, с зеленоватыми складками. Эти фрагменты позволяют говорить о большой монументальности росписи, ее строгом колорите, связи художников со старыми высокими традициями фресковой живописи.

Архиепископом Серапионом строится монументальный восьмигранный столп колокольни с высоким мощным шатром, а в среднем ярусе столпа помещалась домовая церковь с престолами: Благовещенским и во имя св. муч. Феодосии.

Митрополит Иларион перестроил церковь внутри колокольни. Престол св. муч. Федосии упразднил, и церковь сделал теплой с одним Благовещенским престолом. В эту церковь в зимнее время митрополит Иларион ходил к церковной службе, а в воскресенье и праздничные дни совершал в ней литургию.
В теплой Благовещенской церкви преосвящ. Виктор поставил гипсовый иконостас. В 1791 г. был слит и 20 октября повешен на соборной колокольне большой колокол, весом 755 пудов.
В 1815 г. усердием соборного старосты с гражданами в Благовещенской церкви был устроен придел в честь Рождества Христова в память избавления России от французов в 1812 г. 

Митрополит Илларион (1682-1708 гг.) с разрешения Царя Феодора Алексеевича, произвел реставрацию собора: снял надгробные камни, стеснявшие собор, были выломаны древние хоры, ход на хоры был заложен, был сломан второй этаж притвора; древние окна были расширены. Так древнее здание было безжалостно приспособлено к новым художественным вкусам.
Возобновленный собор митрополит Иларион обогатил церковными предметами: устроил большие хоругви, ходовые кресты, иконы, фонари к ним и еще медный, большой фонарь в виде круглого храма о пяти золоченых главах с крестами; для освящения воды в праздник Богоявления – Иордань, в виде пятиглавого храма, резанного из дерева…

Тем же Илларионом был сооружен в кон. XVII в. существующий в соборе иконостас. Он исполнен в духе старых традиций. Его архитектура проста, в ней еще нет ничего от характерной для поры кон. XVII—XVIII вв. пышности, когда едва ли не большую роль в иконостасе стали играть не иконы, а их роскошное обрамление. Иконостас Суздальского собора, одним из авторов которого был крупный художник «государев иконописец» Григорий Зиновьев, ещё проникнут идущей от древнейших образцов строгой и ясной религиозно-политической идеей земной и небесной иерархии, соподчиненности мира верховной силе бога и земным властям. Замысел иконостаса очень прост и монументален. Он выглядит как гладкая стена, окованная золоченым серебром, на мерцающем фоне которого строго рисуются фигуры святых, почтительно склоненные в сторону центральной оси иконостаса, где помещено изображение Христа. Художники еще владеют мудрым искусством простой монументальной формы, мастерством силуэта, не измельченного деталями и многоцветностью красок. Зритель может охватить взглядом иконостас в его сложном целом лишь от западной стены, он сразу приковывает к себе его внимание. Живопись иконостаса поновлялась в кон. XVIII в.

По распоряжению митр. Илариона была произведена опись собора, его внешнего и внутреннего вида и церковного имущества, ему принадлежавшего. В описи показано: «Соборная церковь Рождества Пресвятыя Богородицы каменная о пяти главахъ, кресты на главахъ обложены медью золочены, главы и верхи и олтари и паперти крыты белымъ железомъ. У церкви двери передния, да южныя Корсунские, на меди писаны золотомъ; на однехъ праздники, а на другихъ чудотворение Архангела Михаила и иныя бытьи, третьи двери обиты медью. Внутренний видъ собора: В церквт писано стеннымъ письмомъ. Въ церкви жъ двери царския и сени и коруна и столбцы обложены серебромъ чеканнымъ, по местамъ золочены, росписаны священными картинами изъ истории страданий Спасителя и изъ жизни Богоматери, украшенными разными драгоценными каменьями. Святыя иконы большею частию украшены золотомъ, серебромъ и драгоценными камнями; изъ нихъ обращаетъ на себя внимание икона препод. Евфимия и Трофима блаженнаго, местно чтимаго, погребеннаго въ Предтеченской приходской церкви». Въ описи оказано: «место Митрополиченской каменное, писано по немъ красками разными, надъ нимъ шатеръ деревянной писанъ красками жъ, на немъ крестъ железный; место Государское каменное покрыто сукномъ червчатымъ».
Из церковной утвари по своей драгоценности заслуживают внимание вклады Царя Алексея Михайловича: напрестольный крест и кадило и Евангелие царя Феодора Алексеевича. На колокольне 21 колокол, самый большой колокол весом в 500 пудов. «На той же колокольне часы боевые перечастье въ 8 колоколовъ».
Собор, устроенный митр. Иларионом, отличался величественностью и блестел внутренним богатством. Суздальский летописец, заканчивая лписание Иларионова собора, говорит: «содела ту церковь весьма прекрасну, и пресветлу и пространну, которая ныне паче многихъ первопрестольныхъ архиерейскихъ соборныхъ церквей красотою и благолепиемъ преизобиловати видится».

17 июля 1719 г. в Суздале произошел большой пожар, уничтоживший почти все церкви и дома обывателей; пострадал и собор в пожаре: крыша и главы, сделанные из олова, расплавились и верхний ярус в соборе обрушился, погибло в пламени много драгоценных вещей из церковной утвари, ризницы, а также драгоценных княжеских и царских вкладов. Сгорел «безъ остатку» бывший в соборе издревле балдахин с двуглавым орлом наверху, устроенный над каменным «государевымъ» местом. Пострадали от огня также ограда, колокольня с Благовещенской церковью и архиерейский дом, так что епископ Варлаам, назначенный вскоре после пожара на Суздальскую кафедру, вынужден был жить в домовом селе Красном.

Рождественский собор с древнейших времён использовался как усыпальница князей и высших церковных иерархов Суздаля. Здесь похоронены князья: Святослав — сын Юрия Долгорукого, Шуйские, Бельские.
Собор стал местом упокоения святых: митрополита Илариона Суздальского и архиепископа Арсения Элассонского.

Епископ Феодор I (ум. ранее 1024 г.) — первый епископ Ростовский, святой Русской православной церкви.
Феодор был погребён в Богородице-Рождественском соборе Суздаля, его мощи были обретены ещё до нашествия Батыя.
В сер. XVIII в. начались сомнения относительно состояния мощей святителя Феодора. Ростовский епископ Порфирий (Крайский) в ноябре 1751 г. обратился в Святейший Синод с ходатайством провести освидетельствование мощей, но 27 августа 1755 г. им был получен следующий ответ:
Понеже оные святые Феодор и Иоанн были архиереи православные, в Суждальской стране пастырие благочестивии, и по скончании всея жизни пребыли и ныне пребывают нетленны, и через такое многое прошедшее время бывшими после их преемниками, а вашего преосвященства антецессорами, и народом были почитаемы и почитаются за святых: и тако, не имея никакого о них сумнительства, вновь ныне свидетельствовать несть потребы и оставить в таковом же, как ныне были, состоянии и почитании.

В 1794 г. мощи Феодора поместили в раку из позолоченного серебра и поместили у иконостаса Суздальского собора.

posmotrim.by

Успенский собор

Успенский собор является объектом культурного наследия Российской Федерации и по праву входит в число величайших храмов мира. Это памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси. Его начали строить по приказу Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого, в 1158 году в городе Владимире.

История древнего града начинается задолго до описываемых выше событий. Археологические находки говорят о том, что еще в начале нашей эры на месте будущего Владимира селились финно-угорцы. Ближе к 10 веку их разбавили выходцы из новгородских и смоленских земель. Привлекательность и природная защищенность места заключались в крайне удобном положении на высоком берегу реки Клязьмы. Река также была основным торговым путем, потому как несла свои воды в Оку. Залесский край, в котором располагалось небольшое поселение, изобиловал могучими лесами, богатыми зверьем, а также речушками и озерами, в которых кишела рыба. Речные поймы были настоящей благодатью для скотоводов, а лежащие неподалеку от Клязьмы поля манили к себе земледельцев. В 11 веке за Северо-Восточную Русь, к коей принадлежал Залесский край, велась кровопролитная война. Обладание неизмеримыми плодородными землями и стало той причиной, из-за которой скромное поселение на берегу Клязьмы стали рассматривать в качестве защитного укрепления. Князь Владимир Мономах в 1108 году превратил торговый поселок в могучую крепость, которая получила название в честь своего создателя.

Наследник Мономаха, князь Юрий Долгорукий, долгое время не обращал внимания на свои северные земли, ведя войну за юг. Однако, в конце концов, поняв тщетность усилий, он все же развернул масштабное строительство городов-крепостей в Суздальской земле. Во Владимире был построен новый княжеский двор, а в 1157 году поднята белокаменная церковь княжеского патрона Георгия. Стратегическое значение Владимира, а также мощь его торговых путей, многочисленность и богатства сыграли решающее значение в битве городов за власть. Сын Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский, поставил княжеский престол во Владимире, сделав его столицей. В 1158 -1165 годах в бывшей крепости Мономаха развертывается грандиозное строительство. Город опоясывают крепостные валы, поднимаются новые стены и ворота, но главное строительство происходит внутри Владимира.

В 1158 – 1160 годах в западной части Среднего города возводят Успенский собор – символ политической и церковной власти. Он задумывался не только как главный собор, но и как оплот отдельной от Киева митрополии. По высоте Успенский собор был выше Софии Киевской, ведь по замыслу Андрея Боголюбского новый столичный храм не может быть скромнее и ниже киевской святыни. Уникальная архитектура здания на века определила развитие зодчества северной части Руси. Успенский собор послужил примером для дальнейших построек. Для возведения храма приглашались мастера со всех концов света. Они ехали из Галича, Греции, Германии, прибывали из днепровских городов и самого Киева. Андрей Боголюбский получил тем самым поддержку разных стран в своих притязаниях на самостоятельность. А храм рос. Поднимались белые каменные стены, которые, несмотря на свою монументальность, давали ощущения движения вверх, к Богу. Основная часть храма, именуемая четвериком, зрительно воспринималась почти кубом, хотя ширина, высота и длина здания не были одинаковыми. Умелые руки строителей сумели при этом сохранить общую изящность храма.

На всех этапах строительства применялись и воплощались идеи, доселе неизвестные и нигде не построенные. Основная часть центрального купола, называемая барабаном, имеет 12 окон, и выполнена с помощью тромпов – конструктивным элементов в виде сводчатой ниши, с помощью которого перераспределяется нагрузка. Фундаментом служили выложенные рядами булыжники, которые проливались раствором на глубину двух рядов. Выше располагались более мелкие камни, ну а на них уже ставились относительно тонкие стены и столпы. Усилением стен, а одновременно и декоративным элементом являются лопатки – плоские выступы, формой своей вторящие столпам. С внешней стороны декоративные лопатки оформлялись с полуколонками, заканчивающимися капителями с лиственным узором. Верхняя часть профиля лопаток украшена валиком – декоративным элементом, который усиливает весь вид архитектурного ансамбля здания. Стены храма пересекал аркатурно-колончатый пояс. Вообще, Успенский собор совместил в себе мощь и уникальность архитектуры, и богатство и оригинальность убранства. По красоте ему не было равных. Украшенные позолоченной медью барабаны куполов и оковки порталов соперничали по яркости с медными же листами на полу храма. Двери в собор расписывались «золотом», а по стенам мастера пустили барельефную резьбу. Богатство внутри храма не поддавалось исчислению. Собор блистал, в пламени свечей переливалась драгоценная утварь.

В 1185 году во Владимире случился ужасный пожар, в котором сильно пострадал Успенский собор. Его буквально поднимали из руин, восстанавливая по крупицам и обнося новыми стенами. Оставшиеся фрески очистили, на месте утраченных появились новые узоры. Пожар также послужил поводом для расширения собора. Теперь он вмещал до 4 тысяч человек – огромное по тем временам здание. Храм в очередной раз подтвердил свое положение как архитектурного центра города. Старые стены держались за счет арок, которыми их соединили с новыми опорами. Пользуясь случаем, владимирские мастера увеличили алтарь. Выгоревшее убранство заменили на новое, еще более богатое. Одновременно с постройками, ведущимися в городе, велась огромная работа против сил феодальной знати, что пыталась раздробить молодую страну. Расцвет культуры Владимирской Руси виден и в работах местных соборян, подробно описывающих чудеса владимирской иконы, повести об убийстве князя Андрея Боголюбского, произведений, посвященных службам нового праздника Покрова богородицы. Все работы пронизаны одной идеей – единством Руси под началом города Владимира. Однако после смерти князя Всеволода III силы феодальной знати взяли верх, и началось дробление.

В это же время на земли Руси пришли татары. В 1238 году они штурмом взяли Владимир и подступили к стенам собора. Внутри здания прятались епископ Митрофан, княжеская семья и многие владимирцы. Все они погибли, кто в дыму от пожара, устроенного татарами, кто от железа. Татары взломали двери и устроили в святилище настоящую резню. Храм устоял, хотя и утратил все реликвии и святыни – их попросту вывезли. Однако даже гибель города не изменила в умах людей понимание его значимости. Здесь, во Владимире, под стенами Успенского собора продолжают венчать на великое княжение.

После первого нашествия татар погибла и большая часть уникальных настенных фресок Успенского собора, над которыми трудились лучшие мастера тех времен. В 1395 году в Москву, подальше от грабежей и пожаров вывозят главную владимирскую святыню – икону Владимирской богоматери. По преданию, она была написана самим евангелистом Лукой. Москва вообще активно использует владимирские исторические традиции, а в соборостроении и вовсе опирается на опыт Владимира.

Долгие годы собор, ранее не раз восстанавливавшийся почти из пепла, стоял заброшенным. Лишь в 1408 году из Москвы приехала группа мастеров. Знаменитые Андрей Рублев, Даниил Черный и их товарищи расписали собор заново, словно в кружева обернули любимую всеми святыню. Драгоценные их росписи дошли до наших дней с огромными утратами. Эти же мастера написали новые иконы для иконостаса. Не успели его восстановить, как опять пришли татары во главе со своим царевичем Талычем. Опять пожар и грабеж, снимали все, вплоть до позолоты на куполах. Но драгоценную утварь удалось спрятать в тайниках храма, и где именно, священник Патрикий не сказал татарам даже под пытками. И с этой поры унизительных гонений, разорений и пожарищ Владимир становится обычным рядовым городом Московского государства. Он утрачивает последние крохи влияния и остается в воспоминаниях городом великих событий и величайших святынь. Его рост идет медленно и к середине 17 века он насчитывает всего 990 человек, да 400 домов. Однако строительство во Владимире продолжается, несмотря на трудные времена. Мастера бережно вписывают в городской ансамбль новые здания, чинят старые и обветшалые дома, поднимают изящную Богородицкую церковь в южной части города.

Лишь в 1773 – 1774 годах иконы Рублева и Черного были вывезены в церковь села Василевского, а оттуда в 1922 году попали в Русский музей и Третьяковскую галерею. Новый, собранный вместе рублевского иконостас собора остается там и по сей день. На рубеже 17-18 веков Успенский собор перестраивают несколько раз. Поменяли крышу на четырехскатную, растесывали окна. В 1810 году рядом с собором воздвигли четырехъярусную колокольню, которая находится там и сейчас. Она соединяется с храмом Георгиевским приделом, построенным в 1862 году.

В 19-20 веках собор реставрировали. В ходе первой научной реставрации внутри помещения были открыты уникальные фрески Рублева. Внешне храм тоже претерпел существенные изменения. Луковичные главки заменили шлемовидными, восстановили растесанные окна, убрали контрфорсы. В 70-80х годах 20 века собор вычистили, постарались наладить температурный режим внутри помещений, позолотили купола, покрыли белые каменные стены специальным составом.

Монументальное сооружение Успенского собора относится к тем святыням, мимо которых проходить нельзя. Здесь веками молились люди за себя и за свою страну. Здесь умирали за веру, здесь не склонялся перед невзгодами русский дух. Собор олицетворяет собой всю мощь христианской Руси. Древней и великой страны.

Адрес: г.Владимир, ул. Б.Московская, 56

Время работы: музейная экспозиция работает ежедневно 13.00-16.45, выходной — понедельник.

Телефон: +7 (4922) 324 263 (экскурсионный отдел музея)

  • фреска, Даниил Черный и Андрей Рублев

 

 

v-puty.com

Церкви города Суздаля: begemusja — LiveJournal


Главный храм Суздаля — Богородице-Рождественский собор, стоит на территории Кремля.

Когда-то Суздальский кремль представлял собой крепость, обнесённую стенами с 14-ю башнями, до наших дней частично сохранились лишь оборонительные валы, многие постройки на территории Кремля были разрушены, Богородице-Рождественский собор дошёл до нас в перестроенном виде. Сейчас трудно это представить, но когда-то собор имел иное навершие, усыпанные звёздами синие главки появились лишь в XVIII веке. Исследователи полагают, что этот собор четвёртый по счёту, поставленный на том же самом месте. Согласно преданию, первая церковь, названная в честь Успения Богородицы, появилась здесь ещё в конце Х века по велению киевского князя владимира Красно Солнышко, посетившего в ту пору поселение, ставшее впоследствии городом Суздалем. Храм был деревянный, одноглавый, и, вероятно, был сожжён в 1096 году во время разорения города Олегом Гориславичем.
На рубеже XI — XII веков Владимир Мономах приказывает вновь укрепить кремлёвскую территорию и построить здесь первый на Северо-Востоке руси каменный храм, сооруженный в соответствии с киевскими архитектурными традициями из кирпича-плинфы. Построенный на неглубоком фундаменте, храм спустя полвека обрушился. При князе Юрии Долгоруком на его месте возводится третий собор в новой полубутовой технике кладке из камня-известняка. В 1222 году Сын Всеволода Большое Гнездо Георгий приказывает разрушить обветшавший храм и на его месте возвести новый собор с белокаменной резьбой, как во Владимире. В 1225 году храм был освящён и переименован из Успенского в Рождественский.
У Богородице-Рождественского собора непростая судьба. Его грабили монголо-татары, во время разорения Суздаля казанскими татарами собор горел и его кровля обрушилась, он стоял в запустении более 80 лет. Собор отремонтировали в 1530 году по приказу и при финансовой поддержке Василия III: его разобрали до аркатурно-колончатого пояса и надстроили верхний ярус из кирпича, после чего храм стал пятиглавым (изначально он, вероятно, имел три шлемовидных купола).

Нижний ярус собора, относящийся к XIII веку, сохранил древнюю белокаменную резьбу. Уникальный лев, который с угла смотрится анфас, а с боку — в профиль.

Львы стерегут собор

Деревянная Никольская церковь была построена в 1766 году в селе Глотово Юрьев-Польского района, она представляет собой образец древнейших «клетских» храмов. Церковь перевезена в Суздаль и восстановлена в 1960 году архитектором М.М.Шароновым. Храм поставлен на некотором удалении от основных построек Кремля, в древности здесь по земляному валу проходили деревянные укрепления, сейчас же западная часть территории Кремля лишена построек, и Никольская церковь гармонично заполнила собой эту пустоту.
(подробнее о музее деревянного зодчества можно прочитать здесь: http://begemusja.livejournal.com/128400.html )

Кремль. Архиерейские палаты — комплекс построек XV — XVIII веков.

Возле Кремля пасётся корова с телёнком, сейчас они направляются домой, ничего особенного ))

На этом фото есть всё: азиатские туристы, корова, утки, речка Каменка, кораблик, церковь, улочка с деревянными домами… Это Суздаль, детка, типичный Суздаль! 😉

На этом маленьком кораблике можно прокатиться по речке Каменке.

Суздальские церкви преимущественно стоят на возвышенностях и прекрасно просматриваются с воды.
Церковь Бориса и Глеба на Борисовской стороне, построена из красного кирпича в стиле барокко в конце XVII либо в середине XVIII века.

Фото Прокудина-Горского

Недавно отреставрированная церковь Ильи Пророка на Ивановой горе. Классический пример посадского храма первой половины XVIII века: восьмерик на четверике, увенчанный луковичной главкой.

Фото Прокудина-Горского

Колокольня была разрушена в годы Советской власти, воссоздана. Перед храмом лежит непростой камень!

Рядом с храмом находится квасная изба, где можно хлебнуть вкусного кваску! 😉
Вообще прогулка по берегу Каменки доставляет несомненное удовольствие и возможность полюбоваться красивыми видами…

Слева-направо: колокольня Ризположенского монастыря, церковь Богоявления (1781), церковь Рождества Иоанна Предтечи (1739)

Вид с воды на эти же постройки.

Берега Каменки очень зелёные, местами совсем заросшие камышом и непролазным кустарником.

Вид на колокольню, в центре виднеется колокольня Антипиевской церкви и чёрные главки Лазаревской церкви.

Церковь входа Спасителя в Иерусалим, 1707 год.

Богоявленская церковь с деревянным мостиком, в пролёт которого наш кораблик едва протиснулся ))

Каменный автомобильный мост, с которого, кстати сказать, открывается отдличный вид сразу на три монастыря.

Впрочем, с воды тоже хорошо! Слева ансамбль Покровского монастыря, по центру Спасо-Евфимиев монастырь, справа Александровский монастырь.
Слева и справа есть мостки, народ вовсю купается, если приглядется, по центру в воде виднеются две головы. Здесь наш кораблик развернулся и отправился назад к пристани напротив Кремля.
(подробнее о монастырях Суздаля можно прочитать здесь: http://begemusja.livejournal.com/127970.html )

Кажется, дождь собирается… Страшно живописно!!!

Вид на пятиглавую Входо-Иерусалимскую церковь, на переднем плане стоит Пятницкая церковь, на заднем виднеется Воскресенская церковь с колокольней.

Летняя Входо-Иерусалимская церковь расположена между Кремлём и Торговыми рядами. Она составляла единый ансамбль с тёплой Пятницкой церковью (слева) и снесённой колокольней.

Фото церквей в начале ХХ века.
Изначально Входо-Иерусалимская церковь была пятиглавой, но в XVIII веке 4 маленькие главки были снесены, их восстановили в ходе реставрации в 1990-х годах. Колокольня и кирпичная ограда с каменными воротами не воссозданы.

С оборонительного вала открывается прекрасный вид на церковь Успения Пресвятой Богородицы «на княжьем дворе».
Точная дата стоительства храма неизвестна, предположительно он поставлен на месте сгоревшей деревянной церкви в 1650 году. После пожара 1719 года Успенская церковь перестроена в редком для Суздаля стиле нарышкинского барокко.
В 1920-х годах судьба церкви была под угрозой. Руководство политизолятора, размещавшегося в Спасо-Евфимиевом монастыре, обратилось к директору суздальского музея В.И.Романовскому с предложением сноса либо Успенской, либо Афанасьевской церквей для использования кирпичей «для строительных надобностей». Романовский предложил оставить Успенскую церковь, которая в соединении с приделом и колокольней представляла собой более интересный ансамбль. Но, увы, впоследствии придел с колокольней тоже были разрушены (сейчас воссозданы).

Успенская церковь до революции

Разрушенная Афанасьевская церковь (фото из книги «Суздаль ХХ век»)

Не желаете прокатиться? ))

Торговая площадь с сувенирными лавками и Воскресенская церковь 1720 года

Принарядили девицу-красавицу…

… и пошли на детскую площадку напротив торговой площади фоткаться с деревянными скульптурами сказочных персонажей!

У северной части торговых рядов находится Кресто-Никольская церковь с часовней «Обетная». Храм построен в 1770 году на месте часовни XVII века, поставленной в знак избавления от «морового поветрия» 1654 года.
В XIX веке к ней пристроены трапезная и колокольня со шпилем.

Зимняя Антипиевская (1745) и летняя Лазаревская (1667) церкви расположены между Торговой площадью к Ризоположенским монастырём.
Роскошная Лазаревская церковь открывает начало пятиглавия в посадском зодчестве Суздаля, она явно превосходит по красоте и богатству декоративного убранства свою зимнюю соседку.
Колокольня, вероятно, построена раньше, её нарядная расцветка и вогнутый шатёр с круглыми отверстиями «слухами» характерны для архитектуры XVII века.

Смоленская церковь (рубеж XVII-XVIII ввю) расположена в начале улицы Ленина (бывшей Ярославской) возле Спасо-Евфимиева монастыря и гостиницы Николаевский посад, где мы остановились.

Купола Смоленской церкви хорошо просматриваются с территории гостиничного комплекса. Гостиница не из дешёвых, но, несомненно, одна из лучших в Суздале. На территории установлено много занятных памятников.
Торговка огурцами. В Суздале царит огуречный культ, у них даже Праздник огурца летом проводится ))

Пока кучер ждёт, барин водочку огурчиком закусывает-с! ))

На территории имеется собственный бассейн с артезианской водой! 😉

На ресепшне гостей встречает дама с собачкой

Постояльцы располагаются вот в таких домиках, выстроеных «под старину». На этаже 2-3 номера. Мы жили на третьем этаже под самой крышей.

Вот такие там были потолки, не очень удобно, зато антуражно ))

http://www.nposad.ru/territory

Так выглядит улица Ленина — главная улица Суздаля. Архитектурный облик города находится под охраной ЮНЕСКО.


begemusja.livejournal.com

Успенская церковь, Суздаль | Владимирский край

У подножия оборонительного вала восточной территории кремля расположилась церковь Успенья Пресвятой Богородицы в народе просто Успенская церковь. Неоднократно перестраивавшийся храм, датирующийся 17 веком своего строительства из архитектурного ансамбля того времени сохранил лишь объемный восьмерик исходящий из четверика с широкой купольной крышей заканчивающийся малой луковицей стоящей на двух ярусном барабане. К стенам примыкают две овальные апсиды с востока и северо-запада. Входные порталы располагаются с южной и западной стороны. Остальная часть колокольня и придел с территории ансамбля разобраны на хозяйственные нужды в 1920 году. Успенская церковь, является редким носителем нарышкинского барокко в Суздале была отреставрирована в 1958 году под руководством А.Д. Варганова и в настоящее время открыта для посетителей города, имеет очень красивое внутреннее убранство.

22 февраля 2015 года в день Прощеного воскресенья состоялось торжественное перенесение мощей Святителя Арсения Элассонского из собора Рождества Богородицы в суздальском кремле в храм Успения Божией Матери.

Святитель Арсений Элассонский, грек по происхождению, был истинным патриотом русской земли. В смутное время начала 17-го века он возглавлял Суздальскую епархию и с иконой Владимирской Божией Матери благословил народное ополчение князя Дмитрия Пожарского на освободительную войну с польско-литовскими захватчиками.

Почти через четыре столетия мощи святителя обрели покой в прекрасно отреставрированном храме в центре г. Суздаля. Богослужение возглавил Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий. В Божественной литургии приняли участие представители высшего духовенства епархии, настоятели суздальских храмов, многочисленные прихожане и гости. Под перезвон колоколов переносной звонницы они прошли крестным ходом по Кремлевской улице и внесли мощи Святого в придел Сергия Радонежского Успенской церкви. За день до этого знаменательного события Арсения Элассонского причислили к лику Вселенских Святых. Теперь у жителей и гостей Богоспасаемого града Суздаля есть возможность помолиться у раки Святителя и приложиться к его нетленным мощам.

Автор фото: Lynx Mourmyss

photobook33.ru

Успенская церковь (Суздаль) Википедия

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Княжьем дворе — храм Владимирской епархии Русской православной церкви, расположенный в восточной части Суздальского кремля. Построен предположительно в XVII веке.

История

Точная дата строительства церкви неизвестна, но, вероятно, каменная церковь на месте сгоревшей деревянной была поставлена в 1650 году. После сильного пожара 1719 года Успенская церковь была перестроена, обретя нетипичный для Суздаля стиль нарышкинского барокко. Храм имел шатровую колокольню с приделом во имя Сергия и Никона Радонежских (XVII—XVIII) и был огорожен невысокой оградой с небольшими воротами[1]. По мнению одного из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре. Н. Н. Воронина, это был «один из скромных, но изящных памятников Суздаля»[2].

В описи города Суздаля от 1617 года, созданной по указу царя Михаила Феодоровича, есть такая запись: «Въ городе… ружные церкви Успение Пречистой Богородицы, другая церковь Афанасия Александрискаго древляны»[3].

В 1926 году руководство размещавшегося в Спасо-Евфимиевом монастыре политизолятора, обратилось к директору суздальского музея Василию Романовскому с предложением сноса либо Успенской, либо Афанасьевской церкви с целью использования использования кирпичей «для строительных надобностей». Поставленный перед жёстоким выбором Романовский предложил сохранить Успенскую церковь как представляющую собой в соединении с приделом и колокольней более интересный ансамбль, нежели Афанасьевскую[1].

В 1958 году церковь была отреставрирована А. Д. Варгановым[1].

В 2009 году храм был возвращён Русской православной церкви. В 2012—2013 годы в храме была проведена масштабная реставрация: вновь возведена колокольня, обновлена роспись храма, установлен иконостас[4].

21 декабря 2013 года епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий (Яковлев) совершил чин освящения храма. В тот же день первую Литургию в храме возглавил митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов)[4].

Примечания

wikiredia.ru

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *