Театр Юного Зрителя. Саратов: История театра
Юрий Петрович Киселев
Этапные спектакли
Ветераны театра
Актёрская «школа» ТЮЗ
Иcтория театра
Саратовский академический театр юного зрителя им. Ю.П. Киселёва («ТЮЗ Киселёва») — уникальное явление российской культуры, старейший в мире профессиональный театр для детей, открывшийся в Саратове 4 октября 1918 года спектаклем по пьесе М. Метерлинка «Синяя птица».
Идея открытия первого в мире детского театра принадлежит режиссёру и актёру Дмитрию Николаевичу Бассалыго (1884—1969). По инициативе Бассалыго на базе возглавляемого им Солдатского театра имени Революции осенью 1918 года возник «Бесплатный для детей пролетариата и крестьян советский драматический школьный театр имени вождя рабоче-крестьянской революции Владимира Ильича Ленина». Почти двадцать лет с момента своего основания у детского театра в Саратове не было постоянной «прописки», он сменил несколько названий и сценических площадок. Эти годы в нём работали такие выдающиеся деятели театра, как Абрам Роом, Леонид Дашковский, Леонид Браусевич, Александр Соломарский. В 1937 году коллектив театра, в тот момент уже именовавшегося Саратовским театром юного зрителя, получил в своё распоряжение собственную площадку, историческое здание на Вольской, 83.
Работа театра после получения им своего собственного здания прерывалась ненадолго лишь на время Великой Отечественной войны, но театр возобновил свою деятельность уже в 1943 году, когда в его истории началась новая эпоха — эпоха Юрия Петровича Киселёва.
Сегодня Саратовский ТЮЗ носит имя Юрия Петровича Киселёва, лауреата Государственной премии РСФСР и СССР, народного артиста СССР, который в должности художественного руководителя возглавлял театр в период с 1943 по 1996 годы. Ю.П. Киселев окончил Школу при Камерном театре А.Я. Таирова (1931-1935 гг.), занимался в творческой режиссерской лаборатории народной артистки РСФСР, профессора М.И. Кнебель (1963 – 1985 гг.
), до своего приезда в Саратов был актёром в Московском студенческом театре, Ворошиловградском и Горьковском ТЮЗах, как режиссёр и актёр работал в Кировском облдрамтеатре и несколько лет возглавлял Калининский театр юного зрителя. В разные годы Юрий Петрович Киселёв был в руководстве правления Всероссийского театрального общества и Советского центра АССИТЕЖ (Международной ассоциации театров для детей и юношества), принимал участие в организации театров для детей на Кубе, в Америке, во Франции, Югославии, Чехословакии, ГДР, Испании.С первых лет работы в Саратове Юрий Петрович вёл педагогическую работу, в 1944 году была открыта студия при Саратовском ТЮЗе, позже Ю.П. Киселёв преподавал и в Саратовском театральном училище. Среди его учеников выдающиеся актёры: З.Г. Спирина, В.А. Ермакова, С.В. Лаврентьева, Ю.П. Ошеров, В.А. Краснов, Т.Н. Джураева В.В. Никитин, Г.С. Цинман и многие другие.
Верными сподвижниками и единомышленниками Юрия Петровича Киселёва в его работе в Саратовском ТЮЗе были режиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР В. И. Давыдов, художник, заслуженный деятель искусств РСФСР Н.А. Архангельский, композитор Е.П. Каменоградский, а также жена Ю.П. Киселёва, артистка театра, педагог, заслуженная артистка РСФСР Е.А. Росс.
Под руководством Юрия Петровича Киселёва были сформулированы основные эстетические принципы, которым Саратовский театр юного зрителя следует и по сей день: это концепция театра особого назначения, истинно семейного театра, исповедующего идеи милосердия и человеческого достоинства, где спектакли вместе с детьми традиционно смотрят их родители и воспитатели.
Первые успехи обновленного Саратовского ТЮЗа во главе с Ю.П. Кисёлевым не заставили себя ждать. Уже в 1945 году по итогам Всероссийского смотра театров для детей Саратовский ТЮЗ отмечен как один из трех лучших детских театров страны. Несколькими годами позже, в 1952 году за спектакль «Алеша Пешков» группе творческих работников театра и режиссёру постановщику спектакля Ю.П. Киселеву присуждена Государственная премия СССР.
Важным этапом в жизни театра и в режиссёрском пути Ю.П. Киселева стала работа с пьесами выдающегося советского драматурга Виктора Сергеевича Розова. С 1950 года в театре состоялось 20 постановок по 17 пьесам В.С. Розова, многие из которых стали для театра по-настоящему знаковыми: «В дороге» (1962 г.), «Вечно живые» (1964 г.), «Традиционный сбор» (1967 г.), «Гнездо глухаря» (1981 г.) и многие другие. Особое место в истории театра занимают постановки розовских инсценировок по русской классике — «Обыкновенная история» (по мотивам романа И.А. Гончарова, 1966 г.) и «Мальчики» (по мотивам «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского, 1972 г.). Тем временем имя Саратовского ТЮЗа благодаря стараниям Ю.П. Киселёва зазвучало по всей стране: гастроли театра с успехом проходили в Москве, Ленинграде, Волгограде, Иваново, Чебоксарах, Краснодаре и других городах России. В 1968 году за спектакль «Сказ о времени далеком и близком» (пьеса Г.Акулова) Ю.П. Киселёву было присвоено звание лауреата Государственной премии РСФСР.
В 1978 г. состоялась премьера знаменитого спектакля Ю.П. Киселёва «Колбаска, Боцман и другие» (по А. Линдгрен, инсценировка Л. Закошанской), который открыл феномен Саратовского детского театра международному зрителю. В 1979 г. Саратовский ТЮЗ с этим спектаклем принял участие в Международном фестивале детских и юношеских театров во Франции (Лион). Позже, уже в 1990-е с успехом прошли гастроли Саратовского ТЮЗа под руководством Ю.П. Киселёва в Риге (Латвия) и в Варшаве (Польша) на Международном фестивале детских театров, посвященном памяти Януша Корчака.
Как режиссёр за годы служения в Саратовском ТЮЗе Ю.П. Киселёв поставил на его сцене более ста спектаклей, среди которых такие важные, этапные для театра работы, как «Три сестры» по А.П. Чехову (1954 г.), «Домби и сын» (1956 г.) по Ч. Диккенсу, «Золотой ключик» по А.Н. Толстому (1971 г.), «Валентин и Валентина» по М. Рощину (1973 г.), «В списках не значился» по Б. Васильеву (1975 г.), «Никто не поверит» по Г. Полонскому и (1980 г. ), «Новоселье в старом доме» по пьесе А.Кравцова (1985 г.), «Вечный муж» по Ф.М. Достоевскому (1988 г.), «Лавка древностей» по Ч. Диккенсу (1989 г.), «Женитьба Белугина» по А.Островскому (1990 г.), «Эти свободные бабочки» по пьесе Л.Герша (1993 г.), «Деревья умирают стоя» по пьесе А. Касоны (1995 г.) и многие другие постановки.
С 1948 года в репертуаре ТЮЗа Киселева остается легендарный спектакль-долгожитель по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек» поставленный в первые годы работы Ю.П. Киселёва в Саратове его соратником режиссёром Владимиром Ивановичем Давыдовым. Этот спектакль по праву считается «визитной карточкой» театра. Не менее значимой является постановка по сказке Отфрида Пройслера «Маленькая Баба-Яга», за более чем 30 лет, которые спектакль идёт в репертуаре театра, на нём успело вырасти не одно поколение не только зрителей, но и замечательных артистов.
«Помнить о главном: не зритель для нас, а мы для зрителя» — завещал своему театру Юрий Петрович Киселёв. Девизом театра стала его фраза: «В добром и радостном общении с вами, юные и повзрослевшие наши зрители, Саратовский ТЮЗ видит самое главное свое предназначение». Следуя этому принципу, Саратовский ТЮЗ прилагает огромные усилия для того, чтобы, приумножая свои творческие успехи, оставаться тем самым «театром особого назначения», в котором будет продолжаться диалог поколений и воспитание чуткого и внимательного юного зрителя.
В 1995 году по инициативе Ю.П. Киселева народный артист РФ Юрий Петрович Ошеров был назначен главным режиссером ТЮЗа, а с 2007 года по июнь 2019 года Ю.П. Ошеров занимал должность художественного руководителя театра. С 2015 по 2020 год главным режиссёром театра был выпускник мастерской Е.Каменьковича и Д.Крымова Алексей Александрович Логачёв. С 1995 по 2013 гг. заслуженный работник культуры РФ Валерий Райков в должности директора возглавлял коллектив театра. С 2013 года по 2018 директором театра был Анатолий Юрьевич Барсуков, с 2019 года должность директора театра занимает заслуженный артист России Игорь Михайлович Баголей. Главный режиссёр театра с сезона 2021/2022 года — Георгий Цнобиладзе.
Саратовский ТЮЗ неоднократно становился участником международных фестивалей и гастролировал за рубежом в Польше, Хорватии, Латвии, Литве, Болгарии, Италии, Германии, Франции, Белоруссии, США, Японии и других странах.
В 2002 году спектакль «Вечный муж» по Ф. Достоевскому был приглашен на Международный фестиваль в Болгарию (г.Бургас). На международном театральном фестивале «Римское лето» в 2004 году в Риме, ТЮЗ Киселева был представлен спектаклем по пьесе К. Гольдони «Слуга двух господ» (режиссёр – Паоло Эмилио Ланди, Италия). С 19 июля по 09 августа 2012 года спектакль «Росток» (режиссёр Е. Гороховская) принимал участие в Международном театральном фестивале для детей и молодежи на о. Окинава «Кижимуна Феста» (Япония), в рамках которого также проходил Первый международный съезд АССИТЕЖ и состоялись гастроли театра по городам Японии: Китакюсю, Иида и Осака. Побывали артисты театра и на многочисленных российских театральных фестивалях, среди которых «Золотая маска», «Гаврош», «ПостЕфремовское пространство» (Москва), «Радуга» и «Арлекин» (Санкт-Петербург), «Реальный театр» (Екатеринбург), «Золотая Репка» (Самара), «Я – мал, привет!» (Новый Уренгой), «Волковский фестиваль» (Ярославль), «Платоновский фестиваль» и «Маршак» (Воронеж) и многие другие.Богатый творческий потенциал труппы театра, ее готовность к новым экспериментам, привлекает внимание театральных режиссеров из Европы и со всего мира. С ТЮЗом Киселева сотрудничали Матиас Лангхофф (Франция/Германия), Ли Бруер (США), Паоло Эмилио Ланди (Италия), Уолтер Шоен (США), Георг Жено (Германия), Жан-Клод Фаль (Франция), Борислав Чакринов (Болгария), Сигрид Стрем Реибо (Норвегия). В Саратовском ТЮЗе ставили спектакли и выдающиеся российские режиссёры: Адольф Шапиро (Санкт-Петебург), Анатолий Праудин (Санкт-Петербург), Михаил Бычков (Воронеж), Георгий Цхвирава (Омск), а также молодые, но уже получившие широкое признание режиссёры, такие как Дмитрий Егоров, Екатерина Гороховская, Борис Павлович, Дмитрий Волкострелов.
Международная программа театра включает в себя не только приглашение для осуществления постановок известнейших режиссёров и художников со всего мира, но и уникальные программы сотрудничества. В 2008 году реализована совместная программа с университетом в г. Ричмонде (штат Вирджиния, США) — с 12 по 23 октября 2008 г. прошли гастроли спектаклей «Конёк-Горбунок» и «Дядюшкин сон» в Ричмонде, в этом же году в Саратове состоялась премьера спектакля «Стеклянный зверинец» по Т. Уильямсу (режиссёр – Уолтер Шоен, США). В 2010-2012 гг. проводился совместный проект с tjg.Театром молодого поколения в Дрездене для самых маленьких зрителей, включавший работу театральных лабораторий по теме «Раннее детство и искусство», обменные гастроли, мастер-классы с русскими и немецкими артистами. Итогом проекта стал спектакль «…и над нами светят звезды» для детей от двух лет, вошедший в репертуары обоих театров, который стал участником нескольких европейских театральных фестивалей, гастролировал в Германии, Швейцарии и Франции.
Театр не только участвует в фестивалях в России и мире, но и проводит собственный фестиваль детских театров. Первый Открытый фестиваль детских театров Поволжья имени Ю.П. Киселева «От А до Я» Саратовский ТЮЗ провёл летом 2003 года. С 26 сентября по 4 октября 2008 года прошел II Поволжский фестиваль детских театров «От А до Я» имени Ю.П. Киселёва, посвященный 90-летию театра.
В 2008 году в рамках празднования 90-летия со дня основания театра был поставлен спектакль по феерии М. Метерлинка «Синяя птица» (режиссёр – А. Пономарёв), которой когда-то открывался в Саратове первый в мире детский театр, а также работал проект «Возвращение «Синей птицы» детям-инвалидам, страдающим ДЦП». В сезоне 2013/2014 гг. театр отметил яркими творческими программами сразу два юбилея: 95-летие со дня основания и 100-летие со дня рождения Ю.П. Киселёва.
В октябре 2018 года Саратовский ТЮЗ Киселёва отметил свой столетний юбилей проведением Театрального форума-фестиваля «Век детства». Со 2 по 4 октября 2018 года в Саратов съехались гости со всей России, а помог собрать представителей тюзов и критиков, педагогов и учеников Юрия Петровича Киселёва вместе путешествующий фестиваль театров для детей и молодёжи «Колесо» Союза театральных деятелей РФ. Основными событиями форума-фестиваля стали показы Четырнадцатой творческой лаборатории «Четвертая высота» под руководством Олега Лоевского, открытие на площади перед театром памятника Ю.П. Киселёву работы скульптора Николая Бунина и единственный показ уникального документального спектакля «Переход» по пьесе Марины Крапивиной в постановке Талгата Балатова.
С 2006 года в театре регулярно проходит творческая лаборатория по современной драматургии «Четвертая высота», где в форме читок и режиссёрских эскизов воплощаются необычные современные театральные тексты. По итогам обсуждения с участием ведущих театральных критиков России и зрительского голосования наиболее удачные эскизы впоследствии дорабатываются в полноценные спектакли и входят в постоянный репертуар театра, таким образом в театре появилось уже более десятка новых постановок.
Активно работает с юными зрителями — школьниками педагогическая часть Саратовского академического театра юного зрителя им. Ю.П. Киселева, вот уже несколько сезонов существует программа «Школьный актив» для поощрения наиболее активно сотрудничающих с театром педагогов. С 2016 года ежегодно проводятся курсы повышения квалификации для педагогов по теме «Театральная педагогика», организованные театром совместно с Саратовским областным институтом развития образования.
Спектакли Саратовского ТЮЗа неоднократно становились заметными событиями на театральной карте страны, были отмечены различными призами и наградами театральных фестивалей.
В 2001 году в театре состоялась премьера спектакля «Брак по-итальянски» (режиссёр – Паоло Эмилио Ланди, Италия) по пьесе Эдуардо де Филиппо. За исполнение главной роли в этой постановке — Филумены Мартурано — заслуженной артистке России Елене Вовненко была присуждена Государственная премия России в области культуры и искусства за 2003 год. В этом же году спектакль стал лауреатом I Международного театрального форума «Золотой Витязь». В октябре 2006 года спектакль был удостоен гран-при II Международного театрального фестиваля «Подмосковные вечера». Творческое сотрудничество с Паоло Эмилио Ланди было продолжено, он осуществил на сцене Саратовского ТЮЗа постановки шести спектаклей, один из них — по пьесе К. Гоцци «Любовь к трём апельсинам» был поддержан грантом Итальянского института культуры (г. Москва).
Спектакль «Вечно живые» Виктора Розова в постановке народного артиста России А.Я. Соловьева стал лауреатом I «Всероссийского конкурса спектаклей, пропагандирующих идеи патриотизма, любви к Родине» в 2006 году. В ноябре 2007 года за эту работу режиссёр спектакля А.Я. Соловьев был удостоен премии VI Всероссийского конкурса «Хрустальная роза Виктора Розова».
Спектакль «Зимы не будет» по пьесе В. Ольшанского (режиссёр Е. Гороховская) в 2008 году был отмечен призами и дипломами на IX Международном театральном фестивале «Радуга» в г. Санкт-Петербурге, VIII Международном фестивале-лаборатории театров для детей «Золотая репка» (Самара) и II Международном театральном фестивале спектаклей для детей «Гаврош» (Москва). С 18 по 23 марта 2009 ещё один спектакль Екатерины Гороховской — «Росток» принял участие в VI Международном Сказочном театральном фестивале «Я – мал, привет!» в г. Новый Уренгой, кроме того, этот спектакль успешно гастролировал в Германии и совершил в 2012 году больше турне по городам Японии по приглашению театрального продюсера Хисаши Шимояма.
Одним из первых в стране Саратовский ТЮЗ обратился к творчеству драматурга Ярославы Пулинович. В сентябре 2009 года театр принимал участие в работе Х Всероссийского фестиваля «Реальный театр» (Екатеринбург) с первым спектаклем по её пьесе «Наташина мечта». С 17 по 23 марта 2010 года с этим же спектаклем принял участие в проекте «Новая пьеса» в рамках программы «Маска Плюс» XVI Фестиваля «Золотая Маска» и в работе VII Сказочного театрального фестиваля «Я – мал, привет!» (Новый Уренгой), где получил гран-при фестиваля.
В июле 2010 года состоялась премьера спектакля «Сирано де Бержерак» Э.Ростана в постановке французской творческой группы — режиссера Жана-Клода Фаля и художника Жерара Дидье. Проект был реализован при поддержке Французского института культуры и Посольства Франции в России в рамках Года России-Франции 2010. В 2011 году спектакль стал участником внеконкурсной программы «Маска Плюс» XVII Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска». Вместе с ним на фестивале в проекте «Новая пьеса» был представлен спектакль «У нас всё хорошо» по пьесе Д. Масловской (режиссёр — Георг Жено, Германия).
12 октября 2010 года в Саратовском ТЮЗе состоялась премьера спектакля по пьесе знаменитого американского драматурга Сэма Шепарда «Проклятье голодающего класса» в постановке режиссера Ли Бруера, основоположника американского авангардизма, одного из создателей театра Mabou Mines. Театр получил Грант Госдепартамента США и Посольства США в России на постановку этого спектакля. 13 мая 2011 года «Проклятье голодающего класса» было показано на XII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербурге.
В 2011 году в театре работал выдающийся театральный режиссёр Маттиас Лангхофф, настоящая легенда европейского театра. Он поставил на сцене ТЮЗа пьесу Хайнера Мюллера «Софокл. Эдип, тиран». Проект осуществлен при поддержке посольства Франции в Российской Федерации и Французского института в России. Впервые в истории саратовского драматического театра ТЮЗ Киселева со спектаклем «Софокл. Эдип, тиран» был представлен в конкурсной программе Национальной театральной Премии и Фестиваля «Золотая Маска» в 2013 г. В мае 2013 г. спектакль гастролировал во Франции на Международном фестивале Театров Восточной Европы «Пассажи» (г. Метц) и фестивале «Театр в мае», (г. Дижон). Гастроли прошли в рамках французско-русского театрального сезона, организованного Министерствами культуры Франции и России.
В конце октября 2012 года в Саратовском академическом театре юного зрителя состоялась премьера постановки по пьесе Николая Эрдмана «Самоубийца» (режиссёр – Михаил Бычков). Этот спектакль в июне 2013 года с успехом был показан на Международном Платоновском фестивале искусств в Воронеже.
В рамках Года Германии в России и России в Германии 2012/2013 при поддержке Немецкого культурного центра им. Гёте в Саратовском ТЮЗе в апреле 2013 года состоялась премьера спектакля «Святая Иоанна» по пьесе Бертольта Брехта, режиссер — Андреас Мерц (Германия).
В 2013 году с лабораторного эскиза «Отрочество» (пьеса Я. Пулинович по Л.Н. Толстому) началось сотрудничество театра с молодым режиссёром Алексеем Логачёвым, выпускником мастерской Е.Б. Каменьковича и Д.А. Крымова в Российской академии театрального искусства – ГИТИС. Эскиз был доработан до полноценного спектакля, который позже вошёл в long-list премии «Золотая маска» и стал участником фестиваля «Толстой Weekend», а в 2015 году Алексей Логачёв был приглашен на должность главного режиссёра театра. Следом благодаря новому режиссёру репертуар театра пополнился спектаклями «Банка сахара» Таи Сапуриной (спецприз фестиваля «Коляда-plays» в 2016 году), «Король-Олень» по К. Гоцци, «Милый Сашенька» по роману И. Гончарова «Обыкновенная история» (участие в фестивале «Золотая Репка» в Самаре в 2017 году), «Двенадцать стульев» по роману И. Ильфа и Е. Петрова, «Фома Опискин» по Ф.М. Достоевскому.
Ещё один спектакль, родившийся в 2015 году на лаборатории «Четвертая высота» — постановка молодого питерского режиссёра Андрея Гончарова «Как Зоя гусей кормила» по пьесе Светланы Баженовой вошёл в long-list премии «Золотая маска», программу фестиваля «Артмиграция» и разделил вместе с «Банкой сахара» Таи Сапуриной спецприз фестиваля «Коляда-plays» в 2016 году. В 2018 году театр на «Коляда-plays» представил документальную постановку «Всё будет хорошо», созданную драматургом Ириной Васьковской и режиссёром Ильей Ротенбергом на лаборатории, посвященной 100-летию Саратовского ТЮЗа.
Дважды Саратовский ТЮЗ входил в программу нового масштабного детского театрального фестиваля «Маршак» в Воронеже. В 2016 году театра ездил на фестиваль со спектаклем Екатерины Гороховской «Соломенные ребятишки», участвовавшем ранее в этом же году в программе «Детский Weekend» «Золотой маски». В 2018 году на «Маршак» был приглашен спектакль Натальи Шумилкиной по пьесе польского драматурга Михала Вальчака «Последний папа».
Художественный руководитель театра Юрий Петрович Ошеров в начале 2016 года дал новое прочтение творческой интерпретации комедии Дениса Фонвизина «Недоросль», написанной поэтом и композитором Юлием Кимом совместно с режиссёром Леонидом Эйдлиным в 1960-е годы специально для Саратовского ТЮЗа. В конце 2016 года в театре состоялась премьера спектакля «Майская ночь» по избранным произведениям Н.В. Гоголя. Постановка в жанре визуального театра от команды под руководством лидеров Красноярского ТЮЗа режиссёра Романа Феодори и художника Даниила Ахмедова стала настоящим «хитом» в репертуаре театра и вошла в long-list премии «Золотая маска».
Более четверти века продолжалось строительство нового здания ТЮЗа Киселева. Спустя десятилетия после утверждения первого проекта театра 24 октября 2003 года состоялось открытие Малой сцены театра, рассчитанной на 130 зрителей, в ещё строящемся здании ТЮЗа. И только ещё почти через десять лет в конце 2011 года было завершено строительство Большой сцены нового здания ТЮЗа Киселева, рассчитанной на 640 зрителей. Открытие Большой сцены Нового ТЮЗа стало событием всероссийского масштаба, к театру, Саратову и области приковано пристальное внимание всей страны. 6 апреля 2012 года Премьер-министр Российской Федерации и избранный президент Владимир Путин посетил новое здание Саратовского академического театра юного зрителя им. Ю.П. Киселева и пожелал театру дальнейших творческих успехов. Первой премьерой на Большой сцене нового здания театра стал спектакль «Капитанская дочка» (пьеса А.Я. Шапиро по повести А.С. Пушкина), которую поставил друг Ю.П. Киселёва, режиссер А.Я. Шапиро.
2 октября 2012 года через двадцать минут после начала вечернего спектакля «Мальчики» по Ф.М. Достоевскому на Большой сцене исторического здания Саратовского ТЮЗа Киселева на ул. Вольской, 83 начался страшный пожар, который практически уничтожил сцену и зрительный зал. Все зрители, присутствовавшие на спектакле, среди которых были люди с ограниченными возможностями, были выведены из зала, никто из них или сотрудников театра не пострадал. Большая часть репертуара впоследствии была восстановлена, а Саратовский ТЮЗ продолжил свою работу в новом здании театра. В 2014 году площадь перед театром получила имя Юрия Петровича Киселёва. А в 2018 году накануне столетия театра было принято решение о возвращении Саратовскому ТЮЗу Исторического здания на Вольской, 83 и создании на базе театра Детской студии имени О.П. Табакова, занимающиеся в которой одарённые дети выходят на сцену театра вместе с профессиональными актёрами.
В настоящее время в афише театра свыше тридцати названий, и каждый год зрители видят до десяти новых премьерных спектаклей, среди них как постановки по произведениям российской и зарубежной классики, так и по современной драматургии. Саратовский ТЮЗ сохраняет заслуженный ещё под руководством Ю.П. Киселёва статус одного из лидеров тюзовского движения в России. Своей работой ТЮЗ Киселёва наглядно показывает, что аудитория театра юного зрителя не ограничивается дошкольниками и младшими школьниками, и потому театр очень активно работает с молодежью и подростками. «ТЮЗ Киселёва» сегодня — это театральный бренд, известный далеко за пределами Саратовской области.
Краевед составил историю нескольких сотен зданий-памятников Саратова
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Общество
30.06.2021 21:18
Поделиться
Краевед Вячеслав Давыдов рассказал, где и как искать разгадки саратовских тайн
Андрей Куликов (Саратов)
Многие саратовцы убеждены, что известный краевед Вячеслав Давыдов знает об их городе почти все. За последние два десятилетия, работая в Научно-производственном центре по историко-культурному наследию Саратовской области, он составил историю нескольких сотен зданий-памятников, эти сведения стали основой для охранных документов.
Андрей Куликов/РГ
Вячеслав Иванович, по образованию вы инженер-электрик, не историк и не архитектор. А сегодня считаетесь лучшим специалистом в Саратове по краеведению и истории местной архитектуры. Как получился этот поворот в жизни?
Вячеслав Давыдов: Просто я саратовец. Это мой город, и я всегда хотел знать чуть больше, чем знал. Книги, которые попадались по истории Саратова, покупал постоянно. Благо они стоили тогда дешево.
На моей прежней работе при проектировании зданий постоянно возникали вопросы, связанные с историей местности. Например, улица Соборная у Волги упирается в пятиэтажку, здание разрушалось, его приходилось все время ремонтировать, теперь оно все стянуто каркасом. Как-то разговорился с коллегами, которые не могли понять, что происходит с домом. Стал им объяснять, что здание построили на месте оврага. Они не верили, но я принес и показал им старые планы города. А овраги в старину по распоряжению городских властей засыпали, как тогда говорили, навозом: ни кирпича, ни битого стекла, ни тем более пластмассы там не было, со временем все это перегорало, и грунт проседал.
Я теперь любую лекцию начинаю с того, что говорю: не верьте интернету, если это не научная работа со сносками и с опорой на документы
В середине 1980-х годов ученые-историки, в том числе Евгений Константинович Максимов, и краеведы стали читать публичные лекции по истории Саратова, я старался на них ходить. Евгения Константиновича считаю отчасти своим учителем, хотя исторического образования и не имею. Двум установкам Максимова, которыми он делился, стараюсь всегда следовать. Первая: «Я документов не видел, поэтому утверждать не могу», и вторая: «Во всем надо сомневаться». Пусть это написано историком, но он мог не знать всех документов и прийти к неправильным выводам.
Когда создалось Саратовское историко-краеведческое общество, я в нем уже участвовал, выступал с сообщениями.
Сейчас ведь тоже к краеведению интерес большой. Если сравнивать с тем временем, в чем разница?
Вячеслав Давыдов: Тогда это было личное общение со слушателями. А сейчас такой контакт утрачен, все происходит через интернет, который наводнен краеведческим мусором. Я теперь любую лекцию начинаю с того, что говорю: не верьте интернету, если это не научная работа со сносками и с опорой на документы.
Классический пример такой распространенной легенды связан с приездом Петра Первого в наш город. Якобы Петр залез на колокольню Троицкого собора и палкой разбудил спящих рабочих. Можно это себе представить? Весь Саратов на протяжении двух недель ждал приезда царя, на берегу Волги горела смола в бочках, били в колокола, а рабочие на стройке собора в этой суматохе дрыхли.
Подобные фантазии живут годами, и главное, что критического анализа нет у людей, все на веру воспринимается, никто не подумал: а могло такое быть?
Одна из ваших книг о памятниках архитектуры называется «Зримые образы Саратова». Значит, предполагается, что есть и незримые. Что это?
Вячеслав Давыдов: Это аура, дух Саратова, чувство малой родины. Я вырос в городе, в котором еще не было новостроек. Даже рабочие поселки были двух-, трехэтажные, с уютными дворами и палисадниками. Родители нас с утра выпускали гулять и больше не беспокоились. Все детство прошло во дворах, в футбол с друзьями играли, спектакли ставили.
В 1973 году сестра получила квартиру в новом районе, в 6-м квартале. Я к ней приехал, посмотрел вокруг: поле, родимое поле и торчат многоэтажки. Никто друг друга не знает, даже в одном подъезде, бурьян, камни, ямы. Все, ушел дух родного места. Я понимаю, что незримый образ Саратова у каждого свой.
Утраченные здания тоже ведь в этот образ входят, какое вам больше всего жаль?
Вячеслав Давыдов: Все жалеют о Дворянском (Благородном) собрании с колонным залом на углу Московской и Соборной, там сейчас новое здание суда. Это здание, построенное в начале XIX века, в прошлом было одним из центров городской жизни. Судьбы многих известных саратовцев с ним связаны. Ну про культовые здания объяснять не надо, в любом населенном пункте на них делался акцент. Саратов с Волги благодаря церквям выглядел очень впечатляюще. Даже в 50-е годы прошлого столетия, когда набережную строили, здания на ней сделали пятиэтажными, чтобы они не закрывали стоящие за ними строения. А вот точечная застройка силуэт города изменила полностью, теперь одни многоэтажки торчат. Сейчас Саратов с Волги похож на расческу с поломанными зубьями. Кстати, в других волжских городах — Самаре, Нижнем, Костроме, Ярославле — исторический вид остался, по берегу идет новое строительство, но оно стилизуется под старину.
Из краеведческих находок чем больше всего гордитесь?
Вячеслав Давыдов: Иногда борзые общественники на меня нападают: мол, что ты сделал для сохранения старого Саратова, и я тогда отвечаю, что написал историю этих зданий. Даже если здания нет, его историю я сохранил.
А краеведческих находок было много. Например, на углу улиц Валовой и Октябрьской стоит полуразвалившееся двухэтажное здание, за которое долго бился дом-музей художника Павла Кузнецова, чтобы его использовать, но у них сначала не было для этого оснований. Я тогдашнему директору музея Игорю Сорокину рассказал, что это здание принадлежало отцу художника, есть план и опись в архиве.
В книге известного исследователя творчества художника Борисова-Мусатова утверждалось, что дом на улице Вольской, где сейчас музей, был семье Мусатовых подарен. Но это не так, я выяснил, что дом был ими куплен: нашел купчую, закладные крепости.
Была публикация сотрудника музея краеведения про вице-губернатора Адольфа Тилло, который подарил Саратовской ученой архивной комиссии особняк по адресу: улица Сакко и Ванцетти, 40, а сам переехал в другой дом поблизости. Сотрудник музея писал, что этот дом утрачен, а я установил, что он существует и имеет свою богатую историю, там, например, первый в городе Дом пионеров находился.
Получается, вы главный разоблачитель легенд про старый Саратов?
Вячеслав Давыдов: Отчасти так и есть. Потому что легенды рождаются там, где нет фактов. Когда восстанавливали Покровский собор в Саратове, ко мне обратились реставраторы. При советской власти, когда храм переделывали в общежитие, прорубили окна над входами, и безвозвратно было утрачено несколько квадратных метров росписей. Когда вокруг стали расчищать побелку и штукатурку, стало понятно, что там какой-то исторический сюжет — войско, князья. Но было неясно, что за событие. После четырех месяцев работы в архивах я выяснил, что автором росписей был академик Лев Степанович Игорев, а изобразил он торжественный вход войск в Кремль после изгнания поляков. В результате художникам удалось реконструировать утраченную часть изображения.
Есть загадки, связанные с историей Саратова, которые хотелось бы разгадать? Например, найти место, где он был основан в первый раз?
Вячеслав Давыдов: Есть, конечно. Краеведу интересно все связанное с историей родного места, начиная с момента основания города и заканчивая сегодняшним днем. К сожалению, работа в НПЦ, связанная со зданиями-памятниками, оставляет мало времени на все остальное. Это во-первых, а во-вторых, все возможности по этому вопросу в саратовских архивах, которые у нас хранятся только с середины XVIII века, давным-давно исчерпаны. Но нужные документы могут быть в Астрахани, поскольку в момент основания Саратов относился к Астраханскому краю, в столичных архивах.
Понятно, что основные документы по раннему Саратову были в Казанском приказе, весь архив которого сгорел, но есть еще архивы и других приказов, где они могут находиться. Нужно ехать в Москву и работать месяцами, причем не в одном архиве.
Ведь что такое поиски в архивах? Нужно знать, где именно искать. В качестве примера я обычно говорю, что роман «Как закалялась сталь» — книга не про металлургию. Чтобы получить материалы по истории какого-то здания в Саратове, надо просматривать десятки описей: канцелярия губернатора, городская дума, управа, земство и так далее. В некоторых фондах более 30 тысяч дел. Только на выбор из этого перечня дел, которые могут пригодиться, уходит две-три недели. И принесут то, что выбрал, не раньше, чем еще через три дня. Потому что сотрудники архива должны поработать в фондах, найти эти связки, вынуть, распаковать. А когда документы получишь, смотришь и убеждаешься, что там ничего тебе нужного нет, и все повторяется заново. Поэтому на историческое описание любого дома уходит минимум два-три месяца.
В общем, будущим краеведам и историкам еще есть чем заняться?
Вячеслав Давыдов: Да, но самодеятельностью этот вопрос уже не решишь. Нужна целевая программа. Несколько исследователей должны работать в разных архивах, тогда, возможно, что-то удастся сделать.
Российская газета — Неделя — Средняя Волга: №142(8493)
Поделиться
ИсторияСаратовСредняя ВолгаВ регионах
Саратов, Россия – гусеница
Время чтения: 7 минут Саратов, Россия Регион: Саратовская областьГеографические координаты: 51.533300, 46.016700
Диапазон температур: от -40,0°C до 35,0°C (от -40°F до 95°C). °F)
Климат: холодная зима и теплое лето с умеренными осадками в течение всего года.
Население: 845300
Язык: русский
Саратов — город , расположенный в юго-восточной части России, на берегу реки Волги. С населением более 840 000 человек, это один из крупнейших городов России и важный культурный и экономический центр региона. Город имеет богатую историю, которая восходит к 16 веку, когда он был основан как крепость для защиты от набегов кочевников. Одна из самых примечательных достопримечательностей Саратова — красивая набережная реки Волги.
Этот живописный район простирается на несколько километров и включает в себя многочисленные кафе, рестораны и магазины, где посетители могут расслабиться и насладиться прекрасным видом на реку и окружающий ландшафт. Набережная также служит важным местом встречи местных жителей, которые собираются здесь, чтобы пообщаться или поучаствовать в различных мероприятиях на свежем воздухе. Еще одна популярная достопримечательность Саратова — впечатляющее множество музеев. Город может похвастаться более чем 30 различными музеями, посвященными различным темам, от искусства и истории до науки и техники.
Одним из особо примечательных музеев является Художественный музей Радищева, в котором хранится обширная коллекция русского искусства разных периодов истории. Саратов также имеет яркую культурную жизнь с многочисленными театрами, концертными залами и другими концертными площадками, разбросанными по всему городу. Одной из таких площадок является Саратовский оперный театр, где регулярно проходят выступления всемирно известных оперных певцов и музыкантов. Помимо культурных предложений, Саратов также может похвастаться процветающей экономикой с прочными связями с такими отраслями, как производство, сельское хозяйство, транспорт и производство энергии.
Стратегическое расположение города на сухопутных путях между Европой и Азией, а также на водных путях, соединяющих Москву с крупными портами с обеих сторон, делает его идеальным центром торговли между этими регионами. Наконец, Саратов предлагает посетителям множество возможностей для отдыха на свежем воздухе благодаря близости к нескольким природным паркам, включая парк Липки, где проложены пешеходные тропы через густые леса, усеянные живописными озерами, идеально подходящими для купания или рыбалки. Саратов — очаровательный город, который предлагает посетителям уникальное сочетание истории, культуры и природной красоты.
Независимо от того, интересуетесь ли вы посещением его многочисленных музеев и концертных площадок или просто наслаждаетесь живописными видами на Волгу, в этом оживленном российском городе каждый найдет что-то для себя.
Важные ориентиры
- Саратовский мост — вантовый мост, соединяющий Саратов и Энгельс через реку Волгу.
- Художественный музей Радищева — музей изобразительных искусств имени известного писателя Александра Радищева.
- Парк Липки — большой парк с прогулочными дорожками, детскими площадками и местами для пикника.
- Саратовский государственный цирк — один из старейших цирков России, где выступают акробаты, клоуны и дрессировщики.
- Парк Победы — мемориальный парк, посвященный Великой Отечественной войне, с памятниками, мемориалами и вечным огнем.
- Свято-Троицкий собор – православный собор начала 19 века с прекрасными фресками и иконами внутри.
- Тургеневский сад — небольшой парк имени Ивана Тургенева, некоторое время жившего в Саратове.
- Смотровая площадка на Соколовой горе предлагает живописный вид на город с вершины Соколовой горы.
- Проспект Кирова — одна из главных улиц Саратова, вдоль которой расположены магазины, рестораны и исторические здания разных периодов истории.
- Парк Гагарина предлагает множество аттракционов для детей и взрослых, а также кафе, где подают закуски и напитки, расположенные на улице Гагарина.
Первичная промышленность
- Химическое производство
- Аэрокосмическое производство
- Сельское хозяйство
- Машиностроение
- Производство энергии
- Пищевая промышленность
- Образование
Основные отрасли промышленности и предприятия в Саратове, Россия, разнообразны и включают:
- Несколько крупных химических заводов по производству удобрений, пластмасс и других химических веществ
- Долгая история авиационно-космического производства с такими компаниями, как Ракетно-космический центр «Прогресс» и Саратовский авиационный завод
- Область вокруг Саратова известна своей плодородной почвой, которая поддерживает сельскохозяйственное производство пшеницы, подсолнечника и других культур
- В городе расположено несколько крупных производителей техники, производящих оборудование для различных отраслей, включая сельское хозяйство, строительство и транспорт
- Ряд электростанций, производящих электроэнергию из ископаемого топлива, а также из возобновляемых источников, таких как ветряные турбины
- Многие предприятия пищевой промышленности в этом районе, которые производят мясные продукты, молочные продукты, выпечку и т. д., поддерживают местную экономику
- Несколько университетов, включая Саратовский государственный университет и Государственный технический университет, укрепляют образовательный сектор, поддерживая исследования и разработки в различных областях, таких как наука и технологии и т. д.
Примечательная история
- Саратов был основан в 1590 году как крепость на Волге.
- В годы Великой Отечественной войны Саратов играл важнейшую роль в военном производстве и транспорте.
- В 1960 году с космодрома Байконур под Саратовом состоялся первый полет Юрия Гагарина в космос.
- Николай Гоголь, известный русский писатель, провел некоторое время в Саратове в начале 1830-х годов и написал о своих впечатлениях там.
- Город был домом для многих видных политиков советской эпохи, таких как Вячеслав Молотов и Андрей Громыко.
- В последние годы культурная жизнь Саратова процветает благодаря многочисленным музеям, театрам и художественным галереям, привлекающим посетителей из России и других стран.
- Художественный музей имени Радищева — одна из самых известных достопримечательностей города с впечатляющей коллекцией русского искусства XVIII–XX веков.
- Несколько старинных церквей и соборов, построенных еще в царские времена, наряду с красивой набережной проспекта Кирова вдоль реки Волги также являются примечательными достопримечательностями.
Музеи и достопримечательности
- В Художественном музее Радищева представлены работы местных художников и известных русских живописцев.
- Саратовский государственный художественный музей представляет коллекцию русского искусства XVIII–XX веков.
- Саратовский государственный драматический театр предлагает спектакли как в традиционном, так и в современном стиле.
- Набережная реки Волги — живописная аллея вдоль реки с прекрасным видом на городской пейзаж.
- Саратовский государственный театр оперы и балета круглый год представляет классические оперы, балеты и концерты.
- Памятник Радищеву посвящен Александру Радищеву, известному писателю, сосланному в Сибирь за критику царской России.
- Парк Победы — большой парк ветеранов с памятниками, фонтанами и прогулочными дорожками.
- В Саратовском областном краеведческом музее представлены экспонаты, посвященные истории и культуре Саратовской области.
- Свято-Троицкий собор — впечатляющий собор, построенный в 1706 году и являющийся одним из старейших храмов России.
- В музее истории Саратовского авиационного завода представлены самолеты советской эпохи, в том числе Туполев и МиГ.
Спортивные команды
- ФК «Сокол Саратов»: Этот футбольный клуб является одним из старейших в России, основан еще в 1930 году. За свою историю он играл в нескольких лигах, включая Российскую премьер-лигу и Советскую высшую лигу.
- ХК «Кристалл Саратов». Эта профессиональная хоккейная команда, основанная в 1956 году, выступала на различных уровнях российского хоккея, таких как ВХЛ (вторая лига) и МХЛ (юниорская лига).
- БК «Автодор Саратов»: профессиональная баскетбольная команда, созданная в 2005 году и соревнующаяся с другими командами из Беларуси, Эстонии, Казахстана, Латвии и России в рамках Единой Лиги ВТБ.
- ВК Уралочка-НТМК Екатеринбург: Хотя этот волейбольный клуб больше не базируется непосредственно в Саратове, он изначально был сформирован как часть металлургического завода в Нижнем Тагиле, а затем переехал в Екатеринбург; наибольшего успеха он добился в советское время, когда они выиграли несколько чемпионатов СССР в период с 1967 по 1991 год
- СК «Динамо-Саратов»: создан после Второй мировой войны с отделениями легкой атлетики (легкая атлетика), бокса, велоспорта и других видов спорта, но его наиболее успешным отделением, возможно, был гандбол, где мужские и женские команды с течением времени выигрывали национальные чемпионаты.
Это лишь некоторые примеры спортивных команд, история которых связана или расположена в черте города центральной России или рядом с ней; есть еще много клубов по различным дисциплинам, таким как фехтование или борьба, которые также имеют корни в регионе.
Культурно-массовые мероприятия
- День города Саратова — ежегодный праздник, отмечаемый в первые выходные июня в честь основания Саратова. Праздничные мероприятия включают парады, концерты и фейерверки.
- День Победы отмечается 9 мая в память о победе России во Второй мировой войне. В этот день проходят военные парады и торжественные церемонии.
- Масленица — это недельный праздник перед Великим постом, на котором звучит традиционная русская народная музыка, танцевальные представления и вкусные блины.
- Международный фестиваль воздушных шаров проходит каждое лето в парке Соколова Гора в Саратове и представляет воздушные шары со всего мира.
- Volga Fest — это ежегодное мероприятие, посвященное культуре Поволжья, с киосками с едой, предлагающими местные деликатесы и выступлениями живой музыки.
- Фестиваль «Славянский базар» проводится Саратовским государственным университетом каждый год в конце весны или начале лета, чтобы прославить славянскую культуру посредством музыкальных и танцевальных представлений студентов со всей России.
- Фольклорный фестиваль «Саратовская лира» представляет традиционные русские народные песни в исполнении местных артистов под аккомпанемент балалайки (русские струнные инструменты).
- Фестиваль белых ночей проходит в середине лета, когда световой день длится почти 24 часа в сутки в северных регионах, таких как Саратов; он включает в себя концерты под открытым небом и культурные мероприятия по всему городу как в ночное, так и в дневное время!
Кухня
- Пельмени — русские пельмени, которые можно найти во многих кафе и ресторанах по всему городу.
- Шашлык – мясное блюдо на вертеле, которое часто жарят на открытом огне. Некоторые популярные места, где можно попробовать шашлык в Саратове, включают Шашлычную № 1 и Шашлычную № 2.
- Борщ — традиционный свекольный суп, который часто подают со сметаной и хлебом.
- Пирожки – небольшие запеченные или жареные пирожки с начинкой из мяса, сыра или овощей.
- Кафе «Пушкин» — популярный ресторан, расположенный в самом центре Саратова, где подают традиционные русские блюда, такие как борщ, пельмени и блины.
- Ресторан «Гости» — еще одно популярное место, где подают традиционные блюда русской кухни, такие как шашлык, борщ и пирожки.
- Кафе «Компот» — уютное кафе, известное своими домашними десертами, такими как пирожные и пирожные, а также выбором чая и кофейных напитков.
- Ресторан «Чайхона» — ресторан среднеазиатской кухни, где подают такие блюда, как плов (рис с мясом), лагман (суп с лапшой) и шашлыки.
- Кафе «Лепим и Варим» — кафе с неформальной обстановкой, где можно приготовить собственные пельмени или попробовать другие традиционные русские блюда, такие как вареники (вареники с начинкой из картофеля или творога).
- Таверна Корова – Уютный ресторан европейской кухни, включая пиццу, пасту и т.д., а также некоторые местные деликатесы, такие как пельмени и т.д. и памятники.
- Парк Гагарина — еще один популярный парк в этом районе с озером, аттракционами и спортивными сооружениями.
- Парк Липки – это небольшой парк с красивыми садами и фонтанами, которыми могут наслаждаться посетители.
- В Саратовском зоопарке содержится более 500 животных со всего мира, где гости могут понаблюдать и узнать о различных видах дикой природы.
- Аквапарк AquaLoo предлагает водные горки, бассейны и другие водные развлечения, подходящие для всех возрастов.
- Ледовый дворец Арена — это крытая ледовая арена, которая открыта круглый год для массового катания на коньках, а также для хоккейных игр.
- В Саратовском государственном цирке в развлекательных целях регулярно проходят представления с участием акробатов, клоунов и дрессированных животных.
- Набережная реки Волги представляет собой живописную аллею вдоль реки, где посетители могут полюбоваться потрясающим видом на городской пейзаж, наслаждаясь прогулкой по набережной.
Иди туда, куда ведет дорога.
Раскопан 750-летний город, основанный внуком Чингисхана
Опубликовано вНовости к Лаура К. МэллониМесто раскопок в Саратове (все изображения предоставлены Дмитрием Кубанкиным)
Трудно представить время, когда не существовало современной России. Но на берегу Волги в современном Саратове находят напоминание.
Согласно отчету Live Science , руины 750-летнего города под названием Укек были частично обнаружены командой Саратовского областного краеведческого музея. Город был основан в начале 13 века ханом Батыем, внуком Чингисхана и правителем Золотой Орды. Но королевства приходят и королевства уходят, и еще одна армия захватчиков разрушила Укек в 14 веке.
Теперь мир может взглянуть на то, какой была жизнь столетия назад. Археолог Дмитрий Кубанкин представил результаты своей группы на ежегодном собрании Европейской ассоциации археологов в Стамбуле. Находки на этом месте показывают мультикультурный город большого богатства, где использовались предметы со всего мира и где практиковались ислам, христианство и шаманизм.
На барельефе, найденном в христианском храме, изображен грифон, нападающий на льва
Большая часть завершенных работ сосредоточена вокруг христианского квартала города и показывает, что богатые люди также часто посещали этот район, несмотря на то, что христиане не были частью правящего класса. Были обнаружены подвалы двух христианских храмов, изобилующие артефактами. Первый был построен около 1280 года и разрушен в начале 14 века. «Он был покрыт черепицей и украшен фресками и резьбой по камню как снаружи, так и внутри», — рассказал Кубанкин Live Science, 9.0279, где отмечен хорошо сохранившийся барельеф, изображающий льва, когтистого когтями грифона.
Второй храм был построен в 1330 г. и использовался до 1350 г., имел такую же черепичную крышу и каменные стены. Также было найдено много предметов, привезенных из Византийской империи, Египта и Ирана. «Любой церковный погреб считался безопасным местом для хранения в нем товаров, поэтому купцы из ближайших окрестностей хранили там (предметы) продажи», — пояснил Кубанкин.
Предстоит еще много работы, но Кубанькин отметил, что раскрыть весь город будет сложно, так как он раскинулся на нескольких участках частной земли. «Тем не менее, раскопки только в одном месте могут привести к значительным открытиям», — сказал он.
* * *
Фрагмент костяной пластины, обнаруженной в христианском квартале Укека
Стеклянная шпилька из Китая, обнаруженной в христианском квартале Укека
Часть деревянной ручки в форме головы пантеры, найденная в христианском храме в Укеке
Тарелка из каменной пасты (кашине), импортированная из Египта или Ирана, найденная в христианском квартале Укека
Горшок, найденный в Укеке
Сосуд для хранения, найденный в христианском храме в Укеке
Часть тарелки, импортированная из Византии.
Фрагменты бутылки из-под каменной пасты (кашине), импортированной из Египта или Ирана
Теги: археология, Чингисхан, РоссияЛаура С. Мэллони — писательница из Бруклина. Она имеет степень магистра культурных репортажей и критики Нью-Йоркского университета и степень бакалавра искусств.
Ваш комментарий будет первым