Соборы Московского кремля: Благовещенский, Архангельский, Успенский
Московский Кремль сам по себе известен во всем мире, но отдельную его достопримечательность составляют церкви и соборы, размещенные на его территории и подле него.
Всего таких сооружений 8, хотя было значительно больше — но некоторые были снесены ещё до революции, когда планировалась постройка других зданий, например, Большого Кремлёвского дворца, а некоторые были уничтожены уже в процессе построения коммунизма, причём уничтожены довольно бесцельно. Очень сильно соборы московского кремля пострадали и от французов, которые целенаправленно грабили богатые алтари и даже захоронения. Но речь сейчас не о превратностях истории, а о том, какие церкви здесь находятся. Итак, всего их 8.
Собор Василия Блаженного
Собор Василия Блаженного, он же Покровский собор — одно из самых узнаваемых зданий мира. Собор с двумя пределами (Рождества Святой Богородицы и Василия Блаженного) представляет собой восхитительное скульптурное сооружение с фигурными главами в количестве 11 штук, каждая из которых украшена своим особенным узором. Собор был возведен к 1561 году, а вот имена мастеров до сих пор точно не установлены. Согласно одной версии, авторство принадлежало Николаю Постнику, известному как Барма, по другой Постник и Барма работали вдвоём. Но если легенда о том, что архитекторы были ослеплены после создания храма, правдива, то над собором работали другие люди.
Так или иначе, собор был построен, а впоследствии совершенствовался и ремонтировался после многочисленных пожаров и нападений. Надо отметить, что советская власть, признавая мастерство зодчих, сделала его культурным наследием, хотя другие церкви имели совсем другую судьбу, благодаря чему в 90-х годах храм не только имел практически нетронутый вид, но и смог возобновить богослужения. Кроме того, там остался филиал Государственного исторического музея. Как и Кремль, собор Василия Блаженного стал одним из символов Москвы.
Архангельский собор
Как и остальные церкви, он был построен на месте деревянного храма. Его строительство было оплачено князем Иваном Калитой, который дал обет возвести каменный храм, если Россия будет спасена от голода (за год до этого случился неурожай ржи). Алевиз Фрязин, итальянский архитектор в 1505 году начал сооружение нового каменного собора, который получил пять глав и был украшен иконописью Федора Зубова и других известных живописцев.
Но более всего Архангельский собор был известен благодаря захоронениям князей и царей всея Руси, которых здесь более сотни, и первым там был похоронён сам Иван Калита. Сейчас там проводятся богослужения.
Благовещенский собор
Изначально был трехкупольным, но разрушения после одного из пожаров привели к тому, что собор был восстановлен уже с пятью куполами. Особо известен уникальной росписью, выполненной сыном иконописца Дионисия Феодосием, а в иконостасе сохранились образа Андрея Рублева и Феофана Грека. Был возведен в 1489 году, служил домовой церковью (т.е. церковью, к которой было принято ходить ”от дома”) царских семей.
Успенский собор
С начала XVI века на месте, где сейчас находится Успенский собор, стояли храмы. Первый Успенский собор, как и Кремль, был деревянным, второй, построенный в XIV веке, из белого камня (тоже как весь Кремль, но это был первый каменный храм на Руси). И уже нынешний Успенский собор был построен к 1479 году. Из святынь в нем сохранились Гвоздь Господень и посох Святителя Петра. Часть святынь была утеряна во время войны с Наполеоном. Также здесь находится небольшой некрополь, в котором похоронены служители церкви (практика таких захоронений была практически полностью остановлена после эпидемии чумы).
Колокольня Ивана Великого
На колокольне Ивана Великого, возводимой с 1505 по 1508 года Боном Фрязиным, из семейства знаменитых итальянских архитекторов, 34 колокола. Спустя без малого 30 лет Петрок Малый, русский зодчий, пристроил к ней звонницу, ещё спустя 100 лет — Филаретова пристройка. У каждого из колоколов, находящихся здесь, своё имя — Успенский (он же Царь-колокол), Ревун, Медведь, Лебедь и другие.
Кроме того, на колокольне возвышается восьмиконечный позолоченный крест, который водружён вместо разбитого французами. Историки свидетельствуют, что Наполеона отговаривали снимать этот крест, и, когда тот настоял на своем, люди, которым было приказано это сделать, были атакованы стаей ворон, которые мешали мародёрам. А колокол Ревун печально известен тем, что однажды он сорвался и пробил в колокольне пол, из-за чего погибло несколько человек.
Верхоспасский собор
Этот собор отличается интересным архитектурным решением — его можно назвать одиннадцатиглавым, хотя эти главки появились в результате объединения двух храмовых групп. В эти группы входили церкви Екатерины и Евдокии (храма Гроба Господня) и церкви Иоанна Предтечи и Распятского храма. Был включен в композицию Большого Кремлёвского дворца, однако сейчас ведутся работы по его возвращению в отдельный ансамбль.
Церковь Двенадцати Апостолов
Церковь Двенадцати Апостолов была построена в XVII веке Баженом Огурцовым и Антипом Константиновым, русскими зодчими (если быть точными, то в 1635-1656 гг.), Возле церкви находится Патриарший дворец, где впоследствии расположили Синод, — это было одно из самых роскошных зданий России как по наружному виду, так и по внутреннему убранству. Сейчас Патриарший дворец является музеем, а церковь открыта для верующих.
Храм Положения ризы Божией Матери во Влахерне
Построен псковскими мастерами в конце XV века, после чего стал домовой церковью московских митрополитов и патриархов. Одноглавый храм считается одним из красивейших зданий Москвы, выполненных с большим архитектурным искусством. Надо заметить, что значительных святынь в нем не хранилось (а главной ценностью считается иконостас кисти Назария Истомина), но здесь решались многие церковные и политические вопросы того времени. Впоследствии храм получил прямой ход к царским покоям.
Анастасия Берсенева
Ксения Кржижановская
rusmystery.ru
Соборы Московского Кремля: список, описание, фото
Главной площадью Московского Кремля является Соборная, получившая своё название благодаря расположенным на ней величественных православным храмам, заметных издалека и придающих всему Кремлю легко узнаваемый и ни с чем не сравнимый облик. Соборы Московского Кремля со времен средневековья и на протяжении нескольких веков служили местом, в котором отмечались самые торжественные события в жизни страны и её столицы: как церковные так и мирские, как радостные, так и печальные.
Современный облик архитектурного ансамбля всей Соборной площади сложился, главным образом, на рубеже 15-16 веков, однако до настоящего времени талант итальянских архитекторов поражает грандиозностью замысла, а упорный труд русских зодчих — мастерством исполнения. В наши дни древние Соборы Московского Кремля не только продолжают выполнять традиционные религиозные функции, но и являются государственными музеями, экспонатами которых являются как сами здания, так и находящиеся внутри них шедевры древнерусского искусства.
Колокольня Ивана Великого
Величественно возвышающаяся над Соборной площадью Кремля и всем кремлевским холмом, колокольня Ивана Великого является неповторимым произведением архитектурного искусства 16 века. Являясь самой высокой кремлевской постройкой и самым высоким московским зданием вплоть до начала 18 века, церковь-колокольня гармонично объединяет в грандиозный архитектурный ансамбль все соборы Московского Кремля. Ансамбль колокольни, который можно увидеть сегодня, складывался почти на протяжении двухсот лет. Возведенное в 1508 году первоначальное здание было дополнено несколькими пристройками, включая восьмигранный Ивановский столп — высокую внешнюю пристройку-звонницу для 1000-пудового колокола, которая также со временем была увеличена с 60 до 81 метра. Такая высота позволяла звоннице одновременно выступать в качестве сигнальной и сторожевой башни, ведь находившийся на ней дозорный мог видеть окрестности почти на три десятка километров. В 1812 году часть колокольни и звонница были взорваны наполеоновской армией и отстроены заново только после окончания войны с французами, при этом были заимствованы некоторые элементы архитектуры, характерные для начала 19 века.
В наши дни в колокольне Ивана Великого функционирует один из многочисленных залов Музея Московского Кремля, оснащенный современной мультимедийной экспозицией. Отдельный интерес представляют и многочисленные колокола, большинство из которых являются действующими, включая самый большой в мире Успенский колокол, масса которого превышает 65 тонн. Рядом с колокольней установлен гигантский, но никогда не звонивший Царь-колокол, а поднявшись на обходную галерею колокольни, можно с высоты полюбоваться на Соборы Московского Кремля и всю его территорию.
Успенский собор
Главным собором Московского Кремля, является построенный во второй половине 15 века по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти Успенский собор. Взяв за основу архитектурный стиль Успенского собора в г.Владимир, Фиораванти внес в проект ряд новых архитектурных решений. В процессе строительства собора из камня и специально изготовленного кирпича были использованы технологии, ранее не применявшиеся на территории Руси. Они позволили не только сократить период возведения собора, но и послужили важнейшей причиной того, что Успенский собор является одним из самых старейших, но отлично сохранившихся до наших дней зданий в Москве.
Богатое внутреннее убранство главного собора Московского Кремля, контрастирующее с достаточно строгим внешним видом, украшает стенопись и множество икон, включая боковые (пристенные) иконостасы. Главный пятиярусный иконостас середины 17 века состоит из 69 икон, над написанием которых трудились 16 иконописцев. Перед иконостасом расположены молельные места патриарха и царя с царицей. Сразу после освящения собора он стал и местом погребения русских иерархов, могилы которых расположены под полом, а памятные надгробные доски – установлены вдоль стен собора. Будучи главным собором столицы, златоглавый Успенский собор неоднократно выступал в качестве места венчания на царство русских князей и царей, а в наши дни является музеем государственного значения и местом богослужений в дни главных церковных праздников.
Благовещенский собор
Являясь третьим по значению собором Московского Кремля, Благовещенский построен в конце 15 века в качестве домового великокняжеского храма, связанного с дворцовым комплексом при помощи крытых переходов. Изначально построенный артелью псковских зодчих, белокаменный храм представлял собой четырехстолпную трехглавую постройку крестово-купольного вида. Во второй половине 16 века с по углам храма были пристроены небольшие храмы-приделы с золотыми куполами, а на западной стороне собора возведены две декоративные главы, в результате чего храм приобрел нынешний пирамидальный вид с девятью главами.
Благовещенский собор отличает богатая внутренняя отделка: полы, вымощенные ценными породами камней, средневековая стенопись с изображением греческих мудрецов, русских и византийских царей. Отдельного упоминания заслуживает богатый пятиярусный иконостас собора, один из самых древних на территории России. Возраст некоторых икон, над написанием которых, вероятно, трудился сам Андрей Рублев, величайший русский живописец средневековья, более чем на сотню лет превышает возраст храма. Большинство содержащихся в соборе икон, включая несколько особо чтимых в России чудотворных, имеют мастерски выполненные оклады из драгоценных металлов. В 1918 году собор был закрыт и только с 1955 года вновь открыт для посещения, но в качестве музея.
Архангельский собор
Нынешний Архангельский собор, построенный в начале 16 века по проекту архитектора из Милана Алевиза Фрязина (Нового), расположен в южной части Соборной площади. Храм построен из кирпича, после чего декорирован белым камнем. Главной архитектурной особенностью храма является одновременное сочетание элементов итальянской и классической русской архитектур. Описываемый собор Московского Кремля представляет собой шестистолповый крестовокупольный храм со сложным карнизом, делящим декорированные пилястрами фасады пополам. По итальянской традиции и центральный, и боковые порталы украшены великолепной резьбой по камню. Впервые были использованы в отделке верхней части фасада храма белокаменные резные раковины.
Несмотря на немалые размеры этого собора Московского Кремля, его силуэт с золотыми и серебряными куполами выглядит легким и устремленным ввысь. Изначально построенный в качестве главной царской усыпальницы, на протяжении столетий Архангельский собор исправно выполнял эту роль. Причем в соборе были погребены практически все умершие после его постройки московские цари и князья, вплоть до периода царствования Петра I. В него же сразу после освящения были перезахоронены и останки погребенных ранее князей, вплоть до Ивана Калиты, скончавшегося в 1342 году. В настоящее время внутри храма можно найти 46 гробниц, содержащих 54 захоронения. Во внутреннем оформлении бросается в глаза наличие ярких красок и сложных декоративных элементов, а также великолепный иконостас 1681 года. В наши дни Архангельский собор является местом проведения торжественных богослужений и выполняет роль одного из музеев Московского Кремля.
Храм Положения ризы Божией Матери во Влахерне
Небольшой одноглавый кремлевский храм на Соборной площади, построенный в 80-х годах 15 века приглашенными в столицу мастерами из Пскова. Заменил собой ранее сгоревшую одноименную церковь, построенную в честь внезапного отступления осаждавших Московский Кремль татар. Первоначальный вид нынешней кирпичной церкви с белокаменной отделкой фасадов был несколько изменен: добавлена четырехскатная кровля, а открытая до этого паперть у западного фасада постройки была перекрыта сводами. Это превратило её в крытую галерею, которой пользовалась женская половина царской семьи для похода в Успенский собор из Теремов.
За годы существования храм дважды получал серьезные повреждения. В первый раз причиной послужил пожар 1737 года, а во второй — артиллерийский обстрел кремля в 1918 году. В середине 20 века храм был восстановлен и до настоящего времени, как и большинство других соборов Московского Кремля, является музеем. Богослужение в храме, который часто называют Часовней Иконы Божией Матери Печерской, проводится только один раз в год – во время престольного праздника.
Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов
Патриарший дворец, также известный как Патриаршие палаты, вместе с небольшим пятиглавым Собором Двенадцати апостолов, также расположены в Московском Кремле на Соборной площади. Возведенные в середине 17 века здания неоднократно подвергались перестройке и внутренней перепланировке. В патриаршем дворце размещались личные покои патриарха с его трапезной, патриаршие приказы, домовая церковь, а также хозяйственные службы. После переноса столицы в Петербург, Патриарший дворец стал местом размещения Московской конторы Синода.
В ноябре 1917 года, когда Московский Кремль был обстрелян из артиллерии, здания сильно пострадали, но позже были восстановлены советской властью. В качестве музея Патриаршие палаты функционируют с 1961 года, при этом с 1987 года там размещается постоянная экспозиция. Во внешней отделке церкви и дворца заметны детали оформления, повторяющие таковые у соседних соборов Московского Кремля: пилястры, выступающие карнизы, украшенные резьбой порталы. Выходящий во двор северный фасад имеет гораздо более скромную отделку, чем парадный южный, выходящий на Соборную площадь. Особую культурную ценность представляет иконостас собора Двенадцати апостолов, который изготовлен в 17 веке и ранее находился во взорванном большевиками соборе Вознесенского монастыря. С середины прошлого века до нашего времени в Патриарших палатах размещается Музей русского прикладного искусства и быта.
Верхоспасский собор
Входящий в комплекс Теремного дворца Верхоспасский собор построен в первой половине 17 века в качестве домовой церкви, т.е. расположенной на территории царских покоев. Именно в данном соборе Московского кремля цари причащались, участвовали в обрядах крещения своих детей и в богослужениях, когда совершеннолетние царевичи объявлялись наследниками царской короны. Во время посещения Московского Кремля, Верхоспасский собор легко узнать по неповторимому облику его крыши с одиннадцатью близко расположенными друг от друга позолоченными куполами на украшенных изразцами изящных шейках глав. На всех куполах установлены ажурные позолоченные кресты с полумесяцами. Внутри собора имеется многоярусный иконостас конца 17 века, множество чеканных серебряных икон 18 века, частично сохранившаяся со времен постройки стенопись и изразцовые печи, согревавшие царей на протяжении нескольких столетий. В наши дни свободный доступ в Верхоспасский собор ограничен из-за того, что он расположен на территории резиденции президента.
Церковь Рождества Богородицы на Сенях
Изначально церковь была построена по заказу вдовы Дмитрия Донского – княгини Евдокии – в конце 14 века. Будучи расположенной на женской половине дворца, церковь Рождества Богородицы на Сенях на протяжении нескольких веков служила в качестве домовой церкви, посещаемой великими русскими княгинями. От первоначальной постройки 14 века до наших дней сохранилась лишь нижняя часть стен, до середины их высоты, а также фрагменты сводчатого перекрытия хор. Многочисленные перестройки церкви в 15, 16, 17 и 18 веках периодически меняли её внутренний облик и наружный силуэт. Крупнейшая перестройка церкви была произведена в первой половине 19 века, когда велось строительства Большого Кремлевского дворца и архитектурное оформление храма были привнесены элементы, которые по своему стилю относились к архитектуре 17 века. Последняя крупная реставрация церкви, как и прочих соборов Московского Кремля, была произведена в середине 20 века. В настоящее время доступ в храм перекрыт: экспозиций музея в церкви нет, богослужения не проводятся.
Московский Кремль является не только символом российской государственности, но и одним из самых крупных архитектурных ансамблей мира, богатейшей сокровищницей памятников искусства, культуры и исторических реликвий. А златоглавые Соборы Московского Кремля являются такой же его неотъемлемой частью, как и роскошные дворцы, которые окружены мощной, укрепленной знаменитыми башнями зубчатой стеной.
Города России на Putidorogi-nn.ru:
Казань |
Санкт-Петербург |
Владимир |
Ярославль |
Муром |
Ростов Великий |
Александров |
Иваново |
Калуга |
Кострома |
Сергиев Посад |
Нижний Новгород |
Псков |
Касимов |
Переславль-Залесский |
Суздаль |
putidorogi-nn.ru
Соборы Московского Кремля — список соборов с их кратким описанием.
Московский Кремль является одной из самых узнаваемых достопримечательностей не только Москвы, а и всей России. Это древняя крепость в самом сердце Белокаменной, собственно говоря с которой и началась история важнейшего отечественного мегаполиса.
На протяжении всего своего существования Кремль играл немаловажную роль как в культурном, так и политическом аспектах. На данный момент это важнейший центр туризма, официальная резиденция российского Президента, исторический и культурный комплекс.
Как показывает официальная статистика, Кремль является самым посещаемым местом в России. Туристов особенно захватывает уникальная архитектура московской крепости. По сути, в состав комплекса входит немало построек и соборов. Вот на последних мы и с акцентируем свое внимание.
Успенский собор: самое старинное здание Москвы
В состав Московского Кремля входит немало построек, но наибольший интерес у туристов вызывает Успенский собор. Это частично действующий храм, в основном выполняющий роль музейного комплекса, в котором периодически проводят богослужения.
Собор был построен в 1475 году, и это делает его самой старинной постройкой в пределах столицы, которая сохранилась в первозданном виде. Стоит отметить, что до 1917 года Успенский собор был ключевым кафедральным храмом Российской Православной Церкви.
Благовещенский собор: венец работы псковских мастеров
Данное религиозное сооружение за всю свою историю перенесло немало бед и потрясений. Несколько пожаров, разрушения в результате войн и набегов. Тем не менее, храм выстоял и продолжает радовать глаз москвичей и посетителей Белокаменной.
Благовещенский собор был построен в 1484 году псковскими архитекторами. Стоит отметить, что храм действует до сих, и в нем регулярно проводят богослужения. В непосредственной близости от него находятся ключевые достопримечательности Москвы, минигостиница, торговые объекты и памятки истории.
Архангельский Собор: один из красивейших храмов Москвы
Архангельский собор находится на Соборной площади и признается одним из наиболее интересных религиозных сооружений Москвы. Он был построен в 1505 году и практически сразу же стал центром православной веры древней России.
В настоящее время большую часть времени храм закрыт, или же представлен как музейная композиция. Тем не менее, в великие церковные праздники здесь проходят службы, посетить которые могут все желающие.
Колокольня Ивана Великого: кусочек итальянской культуры в сердце Москвы
Данное религиозное сооружения является одним из наиболее интересных в составе Московского Кремля. Дело в том, что при постройке колокольни в 1505 году за основу были приняты стиль и архитектура итальянских соборов.
Объект визуально состоит их двух ярусов. На нижнем расположена действующая церковь, в которой проводятся службы. А вот на верхнем уровне расположена колокольня, звон которой заставляет окружающих погрузится в атмосферу тишины и умиротворения.
Церковь Ризоположения: самый загадочный объект Кремля
Свое название данный объект получил от византийского праздника, когда туда привезли Ризу Богоматери. Построили храм в 1484 году, и с того момента церковь окружена массой слухов, легенд и домыслов.
За всю свою историю церковь не была разрушена, а проводимые здесь молитвенные обряды заставляли наступление на Москву остановится. По легенде, заслышав о богослужениях, которые тут проводятся, кочевники разворачивались и уходили.
Верхоспасский собор: домовая церковь русских царей
Верхоспасский собор по праву считается одним из ключевых объектов Кремля, который привлекает к себе внимание необычной планировкой и архитектурными ухищрениями. Собор имеет несколько небольших куполов, каждый из которых украшен позолоченными крестами.
На данный момент посетить данный объект может любой желающий, он открыт в качестве музейного комплекса. А вот богослужения тут не совершаются совсем. Собор по сути состоит из нескольких церквей, каждая из которых была построена представителями российской власти. Именно поэтому его и называют домовой церковью российской царской семьи.
happy-galla.ru
Mocкoвcкий Kpeмль– глaвнaя дocтoпpимeчaтeльнocть Москвы
В одни из весенних каникул, я с дочерью ездила в Москву. Одно из мест, которые мы посетили – это Московский кремль. Проход был бесплатный: школьница и пенсионерка, что не могло не радовать. О Московском кремле, его достопримечательностях, обо всем, что увидели и пойдет речь….
В центре Москвы, на Боровицком холме, расположен величественный архитектурный ансамбль — Московский кремль. Он сияет золотом куполов церквей и соборов, средневековые улицы и площади огорожены от шумного города стеной с множеством башен. Кремль является воплощением России, ее богатства и славы, подчеркивает это своей уникальной красотой и духовностью. Кремль олицетворяет различные исторические эпохи страны, здесь можно увидеть национальные сокровища России. Каждая эпоха оставила свой след в архитектурном облике Кремля. Подробнее о истории и архитектуре Кремля написано много, я хочу рассказать о соборах Кремля, которые являются его украшением.
Успенский Собор Московского Кремля
На соборной площади находится Успенский собор, самый старый собор кремля. Он был построен итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти в 1479 году. Иван III намеревался сделать его главным храмом России.
Успенский собор отличается строгими и величественными формами. Пять золотых куполов олицетворяют силу формирующегося единого государства. Важность собора подчеркивается и необычайно роскошным интерьер: красочные росписи на золотом грандиозном иконостасе, очень красивая церковная утварь.
Фрески являются произведением многих поколений выдающегося художников. Русские мастера под руководством знаменитого Дионисия создали — драгоценные по колориту и торжественные по настроению произведения искусства. И этих уникальных фресок сохранилась в Восточной алтарной части собора.
Огромную художественную и историческую ценность представляет коллекция икон Успенского собора. Эта коллекция возникла в течение пяти веков благодаря усилиям московских великих князей, митрополитов и патриархов.
Как и остальные церковные сооружения в Кремле, сегодня Успенский собор является государственным музеем. В 1988 — впервые после семидесяти летнего перерыва — в Успенском соборе состоялось торжественное богослужение по случаю 1000-летия введения христианства на Руси. Это событие стало началом возрождения древней традиции: отмечать особо важные праздники, по православному календарю торжественными богослужениями в главных соборов России.
Благовещенский Собор
Сразу после возведения Успенского собора, в 1484 году началась строительство Благовещенского Собора. В отличие от Успенского собора, главного храма Российской империи, этот собор был церковью правителей России. Там проводились богослужения для семьи от великих князей и царей, проходили обряды венчания и крестин членов царской семьи. В глубоком подвале церкви были обнаружены сокровища князей. Через крытые проходы собор был связан с жилыми и парадными помещениями дворца..
Изначально у собора было три купола. В 16 веке, при Иване Грозном — изменился архитектурный облик церкви .. К этому времени над Центральной частью собора появились еще два купола. Сейчас у храма девять куполов. Помещение собора не очень большое. В его Западной части находится небольшая галерея, куда ведет скрытая лестница. Здесь великая княгиня со своими детьми находилась во время богослужения. Стены собора были расписаны в 1508 году художником Феодосием. Наряду с традиционными изображениями Сюжетов из Библии и различных святых, роспись содержит также изображения российских великих князей и византийских императоров. Таким образом, собор росписи иллюстрированный идея прихода к власти византийских императоров в московских правителей.
Красочный интерьер церкви дополняет уникальный пол из красно-коричневых плит из яшмы. Одним Преданиям, этот пол был перенесен сюда, по приказу Ивана Грозного, из собор Рождества Пресвятой Богородицы.
Одним из главных сокровищ Благовещенского собора является иконостас — один из старейших в России, согласно летописи, это иконы 15 века. Два яруса иконостаса написаны Андреем Рублевым и, Феофаном Греком.
Колокольня Ивана Великого
Высота колокольни Ивана Великого высота составляет 81 метр, это самое высокое здание Московского Кремля. Колокольня была в течении 400 лет самым высоким сооружением в Москве, и носила это звание до возведения сталинских высоток в 1950-х годах. После неудачной попытки Наполеона взорвать колокольню, распространилось мнение, что, пока колокольня стоит – то и Россия не упадет.
В целом колокольня с дополнительными зданиями на сегодняшний день включает в себя 22 колокола, которые были отлиты в период с 16 до 19 века. Вес самого большого колокола составляет 65,5 тонн.
Колокольня представляет собой ансамбль культовых построек работу над возведением которых в 1508 году начал итальянский архитектор . На первом этаже, первоначально, 60-метрового сооружения, находилась церковь Святого Иоанна. В 1600 году, во время правления Бориса колокольня была достроена и выросла до 81 метра и стала носить имя Ивана Великого.
Царь-пушка
Рядом с колокольней стоит на великолепном чугунном постаменте Царь-пушка, которая по праву считалась чудом техники 16 века. Это исполинское орудие я 5,35 метров в длину, имеет калибр 890 миллиметров и весит 40 тонн. Лафет пушки обильно украшен орнаментами из стилизованных животных и растений. Рядом с Царь-пушкой лежат чугунные декоративные шары весом 1000 килограмм, каждый из которых весит 1,97 тонн и которые были изготовлены в 1834 году. Что царь-пушка была отлита в 1586 поручению царя Федора Ивановича из бронзы.
Царь-колокол
У подножия Большой колокольни, на постаменте из белого камня, можно увидеть и Царь-колокол, уникальный шедевр русских литейщиков 18 века.. Это самый большой колокол в мире. Она весит 200 тонн, шесть метров в высоту и имеет диаметр 6,6 метров. Работа на огромного колокола начали в 1730 году по приказу императрицы Анна Иоанновна. Колокол должен звонить на колокольне Ивана Великого. Но этого так и не случилось. С самого начала мастера боролись с трудностями при изготовлении. Сначала колокол оставался в яме, в которой был отлита, так как возникали трудности с подъемом колокола. К сожалению, крупный пожар 1737 года не уничтожил подъемные сооружения, но в результате огня кусок, 11.450 кг отломился колокола. Только в 1836 году, сумели поднять царь-колокол из ямы и поставить на каменный постамент.
Михайло-Архангельский Собор
Михайло-Архангельский Собор был построен в 1505-08 годах и является с двумя соседними соборами, Успенским и Благовещенским, архитектурной центральной точкой соборной площади Кремля. В Михайло-Архангельском соборе похоронены почти все русские цари до Петра Великого. Для строительства собора, Иваном III был приглашен итальянский архитектор Алевиз Ламберти. Закладка нового собора состоялась 21 февраля 1505 года. Архангельский собор расположен напротив Благовещенского и венчают его пять куполов. Церковь имеет необычный вид благодаря обилию декоративных элементов из белого камня на торце здания. Обтяжку пилястры с античными капителями, огромные резные чаши, которыми увенчаны стены — все это характерно для венецианского искусства эпохи возрождения.
В соборе находятся сок о гробниц, где покоятся государственные деятели Древней Руси (от Ивана Калиты, «собиратель русской земли» — до династии Романовых. Гробницы расположены вдоль стен и на колоннах собора. В алтарной части за иконостасом находится гробница Ивана Грозного.
Патриарший Дворец
За Успенским собором можно увидеть Патриарший дворец. Огромное трехэтажное здание ,резиденция главы русской Православной церкви , располагает залом для парадных приемов, жилыми помещениями, а также домовым храмом патриархов – это церковь Двенадцати апостолов..
Строительстве дворца было инициировано Патриархом Никоном. Особенно впечатляет парадный зал с общей площадью 280 квадратных метров, сводом которого не имеет в центре опорной стойки. Размеры зала, его великолепие и архитектурное изящество свидетельствуют о его особой роли: он служил для заседаний церковных собраниях, для приема высоких церковных носителей и для торжественных трапез.
Сегодня Патриарший дворец – это музей прикладного искусства и быта России 17 века. Здесь можно увидеть одежду, посуду, ювелирные изделия, часы, охотничьи устройство, редкие рукописные и старопечатные книги, старые предметы мебели, которые с жизнью церковных сановников и русского дворянства.
Грановитая палата
На Западной стороне Соборной площади – напротив Благовещенского собора можно увидеть одно из древнейших сооружений Кремля – Грановитую палату. Здание было построено в 1491 года под руководством итальянского архитектора Пьетро Антонио Солари российскими мастерами. Имя дворцу дали его фасад, из граненых белых камней.Как и Благовещенский собор палата была частью большого царского дворцового комплекса. Дворцовый ансамбль состоял из пестрого многообразия жилых и служебных помещений с различной высотой и площадью, которые были связаны между собой проходами и коридорами. Грановитая палата играла важную роль.- это был парадный и тронный зал, где принимали в иностранных послов, проводили государственные совещания и заседания. Иван Грозный праздновал там, в 1552 году присоединение Казанского ханства к России. Петр I — праздновал победу над шведской армией под. В Грановитом дворце проходили коронации.
В конце прошлого века, дворец отреставрировали.
Оружейная Палата
Недалеко от Боровицких ворот — находится здание Оружейной палаты, Это один из старейших и крупнейших музеев декоративно-прикладном искусстве в России.
В начале 18 века., когда столицей страны стал Санкт-Петербург , Оружейная палата становится местом, где хранятся все сокровища, которые были изготовлены в разных мастерских Кремля. В начале 19 века Оружейная палата становится в первым музеем в Москве, для которого по проекту архитектора К. Тона, в 1851 году, было выстроено гигантское двухэтажное здание. В девяти залах Оружейной палаты можно увидеть около трех тысяч произведений русского и западноевропейского искусства.Особенно обширна собрание оружия русских, восточных и западноевропейских стран. Помимо оружия, множество золотых и серебряных изделий 12. -19 веков: церковная утварь, драгоценная посуда, украшения, предметы, которые поражают своим разнообразием, богатым украшением и изумительным мастерством исполнения.
Коллекция западноевропейского искусства, предметы из драгоценных металлов -. Это , в основном, подарки , которые были привезены в Москву послами Англии, Германии, Голландии, Швеции, Польши и Франции, свидетельствующие о дипломатических связях России. В Оружейной палате можно посмотреть праздничные костюмы русских царей и высоких церковных сановников, государственные регалии: праздничная корона русских царей, державу, скипетр и трон. Они как разовые произведения искусства и памятники истории Российской империи, свидетельства важных политических изменений в жизни России.
Часы работы Кремля
Ежедневно: с 10.00 до 18.00 (кассы с 9.00 до 16.30), кроме четверга. Кассы расположены в пaвильoнe , кoтopый нaxoдитcя в Aлeкcaндpoвcкoм caдy. Мы проходили в Кремль через Kyтaфью бaшню.
- Eдиный билeт (тeppитopия, coбopы, выcтaвки) — пoceщeниe тeppитopии Kpeмля, coбopoв-мyзeeв Coбopнoй плoщaди, выcтaвoчныx зaлoв Пaтpиapшиx пaлaт, экcпoзиции «Kлaды и дpeвнocти Mocкoвcкoгo Kpeмля» в пoдклeтe Блaгoвeщeнcкoгo coбopa, выcтaвки дepeвяннoй cкyльптypы в цepкви Pизпoлoжeния, экcпoзиции в пpиcтpoйкe Apxaнгeльcкoгo coбopa:
- взpocлыe — 500 pyблeй
- poccийcкиe cтyдeнты и пeнcиoнepы — 250 pyблeй, бeз вoзмoжнocти ocмoтpa мyзeeв (тoлькo тeppитopия) — бecплaтнo
- дeти дo 16 лeт, члeны мнoгoдeтныx ceмeй, инвaлиды 1-й и 2-й гpyпп и дpyгe льгoтныe кaтeгopии гpaждaн — бecплатнo
- для лиц, нe дocтигшиx 18-ти лeт, втopoй втopник кaждoгo мecяцa — бecплaтнo
- в Дни кyльтypнoгo нacлeдия eдиный билeт бecплaтeн для вcex
Opyжeйнaя пaлaтa и Aлмaзный фoнд — пoceщeниe ocyщecтвляeтcя пo oтдeльнoмy билeтy. Ecли вы xoтитe пoceтить тoлькo Opyжeйнyю пaлaтy и/или Aлмaзный фoнд — вxoд вoзмoжeн чepeз Бopoвицкyю бaшню.
Ближaйшиe cтaнции мeтpo – Библиoтeкa имeни Лeнинa, Aлeкcaндpoвcкий caд, Бopoвицкaя и Apбaтcкaя cинeй Apбaтcкo-Пoкpoвcкoй линии. Taкжe дo Kpeмля лeгкo дoйти пeшкoм oт мнoгиx цeнтpaльныx cтaнций: Oxoтнoгo pядa, Плoщaди Peвoлюции, Teaтpaльнoй и дpyгиx.
Что можно еще посмотреть в Москве.
Вам также может быть интересно
myrussianland.ru
Что расположено на территории Московского кремля: соборы и музеи
Находясь в столице нашей родины – Москве, каждый турист старается посетить наиболее значимые и интересные места, которые останутся в памяти на всю жизнь. А таких мест очень много, и сегодня поговорим об одной из главных достопримечательностей Москвы – это, конечно же, Московский кремль и о том, что расположено на территории Московского кремля, и когда это всё появилось.
Содержание статьи
МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ
Московский кремль считается главной достопримечательностью столицы. Со времен Дмитрия Донского Москву украшал белокаменный кремль (построен в 1368 г.). За прошедший век его стены успели так износиться, что иностранцы из-за обилия зияющих проплешин, которые закладывались бревнами, случалось, принимали их за деревянные. Да и строился этот кремль в те годы, когда об итальянских мастерах на Руси еще не слышали. Имея при дворе мастера Аристотеля Фиораванти, Иван III вполне мог призадуматься, как переделать крепость так, чтобы никто не только не смог ее взять, но и не посмел даже приблизиться к ней.
Впрочем, имя Аристотеля Фиораванти среди строителей Московского Кремля никогда и нигде не фигурировало. Однако многие историки склонны считать подлинным создателем генерального плана именно Аристотеля, который очерчивал общую линию кремлевских стен, намечал положения башен, закладывал тайные подземелья и лабиринты, а его соотечественники трудились над отдельными участками.
Работы над Московским Кремлем велись так, как не строилась на Руси еще ни одна крепость. На площади радиусом 100 саженей не оставили вокруг ни единого здания. Сносились даже церкви, которые простояли там несколько веков. Очищалась от построек и местность за Москвой — рекой напротив будущих кремлевских стен. Подобного подхода к строительству требовали правила фортификации тех времен, пришедшие из Европы.
После смерти Фиораванти строительством занимались другие архитекторы. Так, над возведением кремлевских стен начал трудиться некий Антон Фрязин, он построил Тайницкую башню, с которой и начались работы, а также Водовзводную и Благовещенскую башни. Строители последних четырех башен — Петровской, Первой и Второй Безымянных, Царской — неизвестны. Последняя, правда, появилась уже при царе Алексее Михайловиче в 1680 г. Возведение последних кремлевских укреплений было завершено при сыне Ивана III — Василии III.
При нем был также вырыт огромный ров, окруживший кремль со стороны торга и Красной площади. Его дно выложили каменными плитами, а затем прорыли канал, соединивший две реки — Москву и Неглинную. Московский Кремль превратился в остров.
УСПЕНСКИЙ СОБОР
К началу 1470-х гг. в Москве было лишь три каменных храма, построенных еще Иваном Калитой. Главный из них — Успенский собор — успел так обветшать, что его своды приходилось подпирать толстыми бревнами. Обратились за помощью к итальянскому зодчему Аристотелю Фиораванти, который и взялся за работу, но для начала снес стены до основания. Получился огромный храм, который уступал в размерах лишь Владимирскому собору. Успенский собор служил местом погребения почти всех московских святителей. Он многократно страдал от пожаров, обновлялся и реставрировался.
В петербургскую эпоху, начиная с Петра II, в соборе продолжали венчать на царство российских императоров. Во время Отечественной войны 1812 г. собор был осквернен и разграблен французскими солдатами, хотя наиболее ценные святыни успели эвакуировать в Вологду. В 1813 г. собор пришлось заново освящать. В августе 1917 г. в нем состоялся Поместный собор Русской православной церкви, в октябре принявший решение о восстановлении патриаршества в России.
В советское время храм закрыли для богослужений, организовав в нем музей. А в 1960 г. Успенский собор перешел в ведение Министерства культуры СССР. До сих пор лишь в отдельные дни в нем совершаются богослужения. В настоящее время храм именуется Патриаршим кафедральным собором.
ЦЕРКОВЬ РИЗПОЛОЖЕНИЯ
В 1480 г. хан Ахмат попытался вторгнуться в Москву через Угру под Калугой. Здесь его ждало русское войско, которое возглавлял старший сын Ивана III — Иван Молодой. Переправляться через реку никто не спешил. Русские уповали не только на силу оружия, но и на помощь свыше. В Москву снова привезли чудотворную Владимирскую икону, которая однажды уже спасла Русь от войск Тамерлана. Иван III, осторожный прагматик, решительно действовал лишь там, где был абсолютно уверен в успехе. Простояв до поздней осени, татары вынуждены были отступить.
Бытует версия, что в татарском войске началась дизентерия. Иван III, который приписал это сверхъестественному вмешательству Богородицы, так изумился, что даже не стал их преследовать. Это очень напоминает чудесное спасение Константинополя от русских язычников, когда царь и патриарх Фотий молились со всем народом в храме Богородицы во Влахерне, а блаженный Андрей увидел простертую над городом покрывающую ризу.
Река Угра после этого получила название «Пояс Богородицы». В 1484 г. мастера, приглашенные из Пскова, начинают строить в Московском Кремле небольшую церковь Положения Ризы Пресвятой Богородицы, которая становится домовым храмом московских митрополитов. Среди фресок важное место занимает сцена, посвященная избавлению Константинополя от язычников с помощью ризы Богоматери.
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР
С конца XIV в. на территории Московского Кремля стоял деревянный Благовещенский собор. Храм был знаменит росписями, над которыми трудились Андрей Рублев и Феофан Грек. Понятно, что деревянный храм рядом с великолепным творением Аристотеля Фиораванти — церковью Ризположения — смотрелся неуместно, поэтому Иван III поручил выстроить новый храм, который затем превратился в домовую церковь великого князя.
Почти 20 лет собор простоял нерасписанным, а Иван III умер, так и не увидев настенную роспись. Его сын и преемник Василий III в самом начале правления повелел не только расписать храм, но и позолотить центральный купол. Из-за близости к сеням дворца и золоченого верха Благовещенский собор называли еще Сенным и Златоверхим.
Храм горел, его грабили польские интервенты, в нем хозяйничали французские оккупанты, он пострадал от боевых действий 1917 г., а в 1955 г. стал музеем. Спустя 8 лет заново позолотили его купола. После распада СССР в соборе возобновились богослужения.
АРСЕНАЛ
Здание Арсенала на территории Московского Кремля начали возводить еще во времена петровской молодости. Вступив в Северную войну, царь собирался хранить в нем оружие и боевые знамена, отобранные у шведов. Кремль еще не видел такого строительства. В 1702 г. приступили к рытью огромного котлована, в результате чего треснула стена Благовещенского собора. Погубили загадочные подземелья, что стало причиной возникновения легенд о существовании нижнего кремля. Здание должно было стать самым огромным в Кремле, превзойдя величиной его соборы.
В 1706 г. работы были прекращены из-за недостаточного финансирования. После Петр I всецело занялся новой столицей, и огромная стройка в Московском Кремле постепенно превращалась в пустырь. После смерти Петра I и до кончины Петра II Арсенал стоял недостроенным. Возведение его продолжилось при Анне Иоанновне.
В 1736 г. строительство наконец завершилось. Арсенал стал первым крупным зданием новой эпохи на территории Московского Кремля. С него началась история масштабной застройки этой площади, постепенно до неузнаваемости изменившая ее прежний облик. Древние кремлевские соборы все больше прятались в тень огромных зданий наступавшего века.
В 1812 г. здание взорвали отступавшие войска Наполеона, но после его восстановили. В настоящее время Арсенал выполняет функции административного здания — в нем размещается кремлевская комендатура.
СЕНАТСКИЙ ДВОРЕЦ
Любившая Москву императрица Екатерина II, случалось, проводила в городе несколько месяцев. На это время все правительственные учреждения должны были перебираться из Санкт-Петербурга следом за ней. Их требовалось где-то размещать, поэтому большое правительственное здание, которого до того времени была лишена древняя столица, здесь было просто необходимо.
В 1776 г. императрица издала специальный указ «О постройке в Москве в Кремле особливого для присутственных по оному мест здания». Для этого потребовалось снести находившиеся в Кремле монастырские подворья и дворы. Здание предстояло вписать в треугольный участок между кремлевской стеной, Арсеналом и Чудовым монастырем.
В 1776 г. состоялась закладка. Возводимое здание должно было стать вторым по величине в Московском Кремле после Арсенала. Отведенный участок и требование императрицы неизбежно диктовали классическую правильность геометрических форм здания, на этот раз в виде треугольника, дополненного развернутыми поперечными корпусами. В 1787 г. Сенатский дворец был достроен.
По замыслу архитектора М. Ф. Казакова здание должно было символизировать высокие гражданские идеалы, правосудие и законность. Для их воплощения, согласно представлениям того времени, лучше всего подходили классические античные формы. Дворец имеет строгий и сдержанный декор. Его верх венчал геометрически правильный купол. Классические очертания дворца, внушительные размеры, высокий купол, который возвышался над кремлевскими стенами, изменили облик всего Кремля, придав ему черты, характерные для той эпохи.
В 1856 г., после ремонта, в здании разместились судебные учреждения, а купол увенчал столб с царской короной и надписью «Закон», что символизировало императорское правосудие. После переезда в Москву советского правительства столб с короной демонтировали, водрузив на куполе флагшток с развевающимся флагом СССР, а в здании разместился кабинет В. И. Ленина. Впоследствии в Сенатском дворце работал Совет Министров СССР. В настоящее время здесь находится рабочая резиденция Президента Российской Федерации.
ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА
Со времен Ивана III на территории Московского Кремля располагалась Казённая палата. В 1737 г. (при императрице Анне Иоанновне) Казенная палата сгорела. Уцелевшие ценности перенесли в Теремной дворец, а старое здание разобрали. В 1806–1810 гг. главный архитектор Москвы И. В. Еготов построил для хранения кремлевских сокровищ новое здание — Оружейную палату.
По свидетельствам современников, Оружейная палата представляла собой огромное здание, не уступавшее размерами Арсеналу. В 1812 г. ценности из Оружейной палаты перевезли в Нижний Новгород, а в 1814 г. возвратили обратно. Палата, открытая для посещений, стала первым кремлевским музеем.
Однако здание плохо подходило для хранения ценных экспонатов, поскольку не отапливалось и было пожароопасным. В 1920-х гг. во время кампании по изъятию церковных ценностей в Оружейную палату свозили сокровища из церквей и монастырей. Сюда же стекались экспонаты из частных коллекций, после чего в ней открылся Музей прикладного искусства. В 1967 г. на нижнем этаже Оружейной палаты разместилась выставка «Алмазный фонд».
ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА
Иван III пригласил итальянских инженеров Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари для строительства княжеского дворца, какого еще не было на Руси. Уже в 1485 г. Марко Руффо начинает возводить Казенную палату, которая предназначалась для хранения казны, затем Марко заканчивает Набережную палату, которая становится первым зданием на княжеском дворе. Но венцом всего замысла должна была стать Грановитая палата, задуманная как один огромный парадный зал.
Здание должно было производить ошеломляющее впечатление и на иностранных послов, и на подданных. Расписали Грановитую палату только при царе Федоре Иоанновиче, на стенах есть посвященная ему композиция. Главная идея — прославление царской власти, напоминание о предках и религии. Входили в палату через Святые сени, в которые государь поднимался по Красному крыльцу. Когда был введен обряд царского венчания, именно по его устланным коврами ступеням поднимался царь, приняв в Успенском соборе корону из рук патриарха. Отсюда кланялся в пояс народу.
Имелась особая потайная комната для цариц, которым запрещалось присутствовать на церемониях, но они могли следить за происходившим через специальное окошко. В Грановитой палате проходили все торжественные церемонии и государственные мероприятия: объявлялось имя престолонаследника, заседали земские соборы, отмечались победы русского войска. В 1552 г. Иван Грозный праздновал здесь взятие Казани, в 1709 г. Петр I — полтавскую победу и в 1721 г. — заключение Ништадтского мира, означавшего конец Северной войны.
В красном углу палаты стоял резной царский трон из темного дуба, на котором монарх восседал во время официальных торжеств. Начиная с XVIII в. нижний этаж палаты использовался в качестве караульного помещения, а в XIX в. стал гауптвахтой. Сейчас в нем размещается резиденция патриарха Московского и всея Руси.
АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР
В 1505 г. скончался Иван III. Его последним деянием стала закладка на Соборной площади нового храма, который бы стал его усыпальницей. Заканчивать собор пришлось его второму сыну Василию, который, не слишком полагаясь на собственные таланты, не столько проводил свои начинания, сколько завершал отцовские замыслы. И в этом преуспел. Через три года после смерти Ивана III собор был готов и освящен во имя Архистратига Михаила. Туда перенесли все мощи прародителей великого князя, присоединив к ним прах Ивана III. С этого почтительного жеста и началось княжение Василия. C тех пор внешне собор мало изменился.
Одним из последних погребений в его истории стало помещение сюда останков Ивана Алексеевича, брата Петра I. После этого царей стали хоронить в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Единственным исключением в 1730 г. стал Петр II, скоропостижно скончавшийся в Москве. Дальнейшая участь храма повторила судьбу всех кремлевских соборов: в 1917 г. он пострадал при обстреле большевиками, после чего был закрыт, а ценности расхищены (реквизированы) новой властью.
Когда сносился Вознесенский монастырь, в подклет собора перенесли 35 усыпальниц русских цариц и великих княгинь, до того хранившихся в уничтоженной обители. С 1955 г. собор функционирует в качестве музея.
ПАТРИАРШИЙ ДВОРЕЦ И ЦЕРКОВЬ ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ
В 1652 г. скончался московский патриарх Иосиф. Патриаршество перешло к молодому Никону (в миру — Никита Минин). Став патриархом, он сразу же начал разбирать старые палаты. Во дворе Бориса Годунова, который подарил Никону Алексей Михайлович, началось новое строительство, и к концу 1655 г. были возведены Патриаршие палаты. В отличие от предыдущих дворцовых построек, палаты Никона состояли из нескольких зданий, возведенных единым архитектурным блоком. Палаты включали двухэтажное строение, второй этаж которого заняла громадная Крестовая палата, трехэтажное здание для жилья и приказов, а также поднятую над проездной аркой домовую церковь Двенадцати апостолов.
После упразднения патриаршества был создан Святейший Синод, московская канцелярия которого разместилась в палатах. Были внесены изменения в планировку, убранство, внешний облик бывшего Никонова дворца. После революции проводилась научная реставрация Патриарших палат. В 1967 г. на втором этаже открыли первую постоянную музейную экспозицию. В 1980–1985 гг. прошла ещё одна реставрация, в ходе которой зданию вернули облик XVII в., а музейная экспозиция приобрела свой нынешний вид.
ПОТЕШНЫЙ ДВОРЕЦ
Процарствовав два года и достигнув 18-летия, царь Алексей Михайлович, сын скончавшегося в 1645 г. царя Михаила Федоровича Романова, решил жениться. По обычаю, заведенному Василием III, устроили смотр невест. В результате ловких политических интриг женой царя стала Мария Ильинична Милославская. После венчания при дворе сразу же обосновался отец Марии — Илья Данилович Милославский. За короткое время Илья Данилович настолько освоился в Кремле, что начал строить себе дворец, мало в чем уступающий царскому. Милославский был первым боярином, который стал жить в каменных палатах.
При дворце находилась домовая церковь Похвалы Богородицы, которая была вписана в основной объем здания. Она возвышалась над средней частью восточного фасада. После смерти Милославского дворец перешел в государственную казну. С 1672 г. в нем начали устраивать потехи — первые в Московской Руси театральные представления, и дворец стал называться Потешным.
В Потешном дворце в 1679 г. поселились члены царской семьи. Для них его расширили и частично перестроили, но уже при Петре I здесь разместился Полицейский приказ. В 1806 г. здание приспособили под жилье и канцелярию коменданта Москвы, фасад украсили модными псевдоготическими деталями. В настоящее время во дворце располагаются службы кремлевской комендатуры.
БОЛЬШОЙ КРЕМЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ
Попытки перестроить древний Московский Кремль не прекращались со времен Петра I, при котором началось возведение огромного по тем временам здания Арсенала. В 1769 г. Екатерина II затеяла масштабную переделку кремля. Новшества продолжались и при Александре I. Указ Николая I от 1826 г. воспрепятствовал сносу исторических зданий и запретил нарушать их первоначальный облик. Предпринимались попытки вернуть все то, что было утрачено.
В 1837 г. Николай I решил построить большое здание в древнем духе. Новое здание должно было связать в единый комплекс уцелевшие остатки двора московских царей: Грановитую палату, Теремной дворец, Золотую Царицыну палату, дворцовые церкви. В 1849 г. Большой Кремлевский дворец был достроен. Во время своего пребывания в Москве в нем жил российский император.
Главный фасад Большого Кремлевского дворца выходит на набережную Москвы-реки. В его наружной отделке использованы мотивы Теремного дворца: окна с резными наличниками, белокаменные пилястры, нарядные кокошники. Однако некоторая сухость и монотонность лишают фасады былой живописности, присущей древним московским зданиям.
После 1917 г. Большой Кремлевский дворец некоторое время пребывал в запустении. А после 1934 г. в нём заседал Верховный Совет СССР. В настоящее время Большой Кремлёвский дворец служит парадной резиденцией Президента Российской Федерации.
Вот и получилась небольшая обзорная экскурсия по Московскому кремлю, в которую не вошло ещё много интереснейших экспонатов, расположенных на его территории. Обязательно посетите эту главную достопримечательность столицы сами или в составе одной из многочисленных экскурсий .
Желаю вам узнать много нового и интересного и, конечно же, отличных снимков на память!
vn-travel.ru
Успенский соборУспенский собор — собор, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 гг. под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Первый собор на этом месте был построен в XIV веке, в царствование Ивана I. Когда через сто лет собор сильно обветшал, строительство нового собора было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. Начатое в 1472 году строительство не было закончено, так как доведенный до сводов храм обрушился после землетрясения, произошедшего в Москве 20 мая 1474 года. После этого Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который и построил существующее здание собора. Собор был построен по подобию Успенского собора во Владимире. Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 гг. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1642—1644 гг. собор был расписан заново, старые росписи практически не сохранились. В 1547 году в соборе прошла коронация первого русского царя, Ивана IV, а с 1721 года собор стал местом коронации русских императоров. Закрыт для доступа и богослужений в 1918 г., открыт как музей в 1955 г.. С 1990 г. совершаются богослужения в некоторые праздники по благословению Патриарха РПЦ. Вверх Материал из Википедии — свободной энциклопедии ru.wikipedia.org Архангельский соборАрхангельский собор — собор, расположенный на соборной площади Московского Кремля. Собор был сооружен в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Фрязина на фундаменте старого собора XIV века. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения. В соборе находятся фрески XV—XVI веков, а также деревянный иконостас с иконами XVII—XIX веков. Сохранившаяся роспись собора была выполнена в 1652—1666 (Яков Казанец, Степан Рязанец, Иосиф Владимиров). Архангельский собор с 1340 по 1730 годы служил усыпальницей московских великих князей (затем русских царей) и их родственников мужского пола. Всего в соборе 54 погребения, включая раки святых царевича Дмитрия Ивановича и Михаила Черниговского. В 1928 в крипту Архангельского собора были перенесены также погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых (прежде родственницы великих князей и царей покоились в снесённом Вознесенском соборе женского монастыря). Вверх Материал из Википедии — свободной энциклопедии ru.wikipedia.org Церковь Рождества Богородицы на СеняхЦерковь Рождества Богородицы на Сенях древнейший из дошедших до наших дней памятников архитектуры Московского Кремля. Она была построена в 1393-1394 гг. по заказу вдовы Дмитрия Донского княгини Евдокии, предположительно, в память Куликовской битвы. Об этом говорит посвящение храма Рождеству Богородицы, которое по христианскому календарю совпадает с датой Куликовской битвы. Новая церковь заняла место деревянной церкви Воскрешения Лазаря и находилась при женской половине княжеского дворца в качестве домового храма. Церковь Рождества Богородицы на Сенях Выстроенная из белого камня четырехстолпная трехапсидная церковь сохранилась до половины высоты стен с главным порталом и частью окон. Круглые в плане западные столбы несут сводчатое перекрытие хор, наличие которых подтверждается внутристенной лестницей, расположенной в северо-западном углу. Архитектура храма сочетает в себе черты владимиро-суздальской (круглые столбы, обрамление портала, лопатки) и раннемосковской архитектурных школ. О принадлежности к последней говорят килевидные завершения портала и ниш и окна-розетки. В 1395 г. храм расписали Феофан Грек и Даниил Черный с учениками. В 1479 г., вероятно по причине пожара, верх здания обвалился, но вскоре церковь была восстановлена. Кардинальной перестройке сооружение подверглось в 1681-1684 гг. при Федоре Алексеевиче, когда Алевизовский храм заменяется одноглавой Церковь Рождества Богородицы на Сенях церковью с прямоугольным алтарем и трапезной палатой с западной стороны. Лазаревский придел при этом упраздняется, а в ХVIII в. подклет превращаетс я в складское помещение. При начале строительства Большого Кремлевского дворца в 1838 г. придельная церковь Лазаря в древнем подклете восстановливается, а в архитектурное оформление храма привносятся эклектические детали в стиле ХVII в. В 1923-1928 гг. и в 1949-1952 гг. была осуществлена фундаментальная реставрация сохранившегося в уровне подклета древнейшего памятника Кремля и Москвы. Вверх vmoskvy.ru Колокольня Ивана ВеликогоКолокольня Ивана Великого (устаревшее Иван Великий) — церковь в московском Кремле, высотой 81 метр. В 1329 на этом месте была построена Церковь Иоанна Лествичника. В 1505 церковь была разобрана, и на её месте Боном Фрязином была сооружена новая церковь. В 1532—1543 зодчий Петрок Малый с северной стороны церкви пристроил прямоугольную звоницу с храмом Вознесения. В 1600 при царе Борисе Годунове к двум ярусам колокольни Иоанна Лествичника была достроен ещё один, после чего колокольня приобрела современный вид. Вплоть до конца XIX века, когда был построен Храм Христа Спасителя, колокольня Ивана Великого оставалась высочайшим сооружением в Москве. В 1812 французы взорвали пристройки у Ивана Великого, которые впоследствии отстроены, но в ином виде. Всего на ней колоколов 34: Успенский, самый большой, далее — Реут, или Ревун. Другие колокола: Медведь — древнейший (1501), Татарин, Лебедь, Голодарь, Корсунский и проч. Вверх Материал из Википедии — свободной энциклопедии ru.wikipedia.org Собор Василия БлаженногоСобор Василия Блаженного (первоначальное название Покровский собор что на Рву, в народе имел ещё одно название — Иерусалим) — выдающийся памятник русской архитектуры, расположенный на Красной площади в Москве. Символ связи России с Европой и Азией. Собор был построен в 1555—60 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой, широко известной версии Барма и Постник — два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве. По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее — значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения. Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплёны по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако, если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля. Собор Василия Блаженного состоит из восьми отдельных церквей, символизирующих дни решающих боёв за Казань: Троицкой, Николая Великорецкого, Входа во Иерусалим, Киприана и Устинии, Трёх патриархов Константинопольских, Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной Покровской церкви, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами. В 1588 к собору был пристроен придел Василия Блаженного, давший всему сооружению его второе, более распространенное ныне название. В 1670-х годах построена шатровая колокольня. Собор неоднократно реставрировался. В XVII веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый). В 1929 году был закрыт и были сняты колокола. С 1990 храм-музей вновь начал собирать колокола. В настоящее время эта коллекция — одно из самых богатых действующих собраний не только Москвы, но и России. Всего в музее 19 колоколов, созданных в 1547—1996 (места отливки — Урал, Ярославль, Москва, а также Франция, Голландия, Германия, Западная Белоруссия). Колокола отлиты такими известными мастерами как Фёдор и Иван Моторины, Семён Можжухин, П. И. Оловяшников, П. Н. Финляндский, А. А. Самгин. Собор имеет также интересную коллекцию оружия времён Ивана Грозного. Интересные факты * Собор Василия Блаженного — одна из самых известных российских достопримечательностей. Именно Собор Василия Блаженного является для многих жителей планеты Земля символом России и Москвы (таким же, как Эйфелева башня для Франции и Парижа, Статуя Свободы для США и Нью-Йорка, Биг Бен для Англии и Лондона). Материал из Википедии — свободной энциклопедии ru.wikipedia.org Церковь РизположенияЦерковь Ризположения в Московском Кремле построена в 1484 г. псовскими и московскими мастерами из кирпича и белого камня. В северо-западном углу площади, укрывшись за Грановитой палатой и громадой Успенского собора, стоит небольшая однокупольная изящная церковь. Первое упоминание о ней относится к середине XV столетия, когда в жизни Русского государства случились важные события. В 1448 году Москва впервые без согласия константинопольского патриарха избрала главу русской церкви — митрополита Иону. То был серьезный шаг к утверждению полной самостоятельности Московского государства. А в 1451 году король литовский и польский Казимир, владевший юго-западными русскими землями, вынужден был после длительного перерыва признать митрополита московского Иону митрополитом киевским и всея Руси. Это было официальное признание Западом возросшего могущества Москвы. Не исключено, что именно в честь столь знаменательных событий и была воздвигнута новая церковь. Закладка ее состоялась 2 июля, в день христианского праздника перенесения ризы Богоматери из Палестины в Константинополь. Перенесение, по легенде, происходило в середине V века, но каждый год это событие торжественно отмечалось. В честь праздника новая церковь получила название «Положения ризы Богоматери», то есть «Ризположения». Церковь воздвигли около нового каменного митрополичьего дворца — первого каменного гражданского строения в Кремле. Она сразу же стала домашним храмом русских митрополитов. Однако сильный московский пожар 1473 года изрядно повредил и каменный дворец и новую церковь. В 1484 году митрополит Геронтий на месте пострадавшей церкви закладывает новую, поручив всю работу опытным псковским мастерам. Любопытно, что строительство новых домовых храмов великого князя и митрополита начинается одновременно. russia.rin.ru Благовещенский соборБлаговещенский собор — собор, расположенный на соборной площади Московского Кремля. Юго-западный угол Соборной площади замыкает живописный по силуэту девятиглавый Благовещенский собор. Небольшой, но вместе с тем величественный и монументальный, он как бы вписывается в стройную, узкую пирамиду с вершиной, сверкающей золотом куполов. Построен в 1489 псковскими мастерами на месте старого собора начала XV века и изначально был трёхкупольным. Собор серьезно пострадал при пожаре 1547 и восстановлен в 1564, с надстройкой двух глав с западной стороны. В 1572 к собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненского. В соборе частично сохранилась роспись, сделанная в 1508 художником Феодосием, сыном Дионисия, «с братиею». Иконостас собора содержит иконы, написанные в 1405 Андреем Рублёвым и Феофаном Греком. Великий князь Иван III, принявший титул «государя всея Руси», перестраивает Московский Кремль. Заново возводится в 1484 году и Благовещенский собор. Но если стены и башни Кремля, Успенский собори дворцовые хоромы поручено строить итальянским мастерам, то свою домовую церковь государь велит возводить русским зодчим из Пскова. Пять лет длилось строительство Благовещенского собора. Лишь в августе 1489 года, освобожденный от лесов, открылся он во всей красе взорам москвичей. На высоком подклете вознесся к небу белоснежный трехапсидный, трехкупольный храм, окруженный с юга, запада и севера крытой галереей. Украсив барабаны глав чисто попсковски—выложенными из кирпича бегунцом и поребриком, мастера вывели на апсидах аркатурный пояс, как бы повторяющий подобный пояс на Успенском соборе, связав тем самым два здания в единый ансамбль. Иван IV, приняв титул царя, вновь перестраивает Благовещенский собор. Характерно, что работа началась в 1563 году, вскоре после освобождения древнерусского города Полоцка от иноземцев. По велению царя в честь победы над врагами на четырех углах крытой галереи собора возвели четыре небольшие одноглавые церкви-придела. На восточной стороне крыши соорудили еще два барабана с куполами, превратив таким образом трехглавый храм в величественный девятиглавый. Трое врат—на северной, западной и южной стороне—ведут из галереи в храм. Порталы северный и западный, перестроенные в XVI столетии, украшены тонким и сложным итальянским орнаментом, напоминающим декоративный узор порталов Грановитой палаты и Архангельского собора. Этот вызолоченный орнамент на синем фоне красив, но все же кажется холодным и чужим по сравнению с открытым на южной галерее столпом, где реставраторы расчистили нарядную полихромную роспись. Вверх Ненарокомова И.С. Государственные музеи Московского Кремля. М. Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостоловПатриаршие палаты были построены русскими мастерами в 1653-1655 годах для патриарха Никона. Первый этаж дворца занимали хозяйственные службы, третий — личные покои патриарха. На втором этаже располагались парадные помещения. Главное среди них — Крестовая, или Мироваренная, палата, где проходили заседания Священного Собора, устраивались пиры в честь царя и иноземных гостей. В XVIII-XIX веках в Патриарших палатах располагалась Московская Синодальная контора. Сегодня в Патриарших палатах находится экспозиция, рассказывающая о характерных чертах русской культуры XVII столетия. Представленные здесь драгоценная посуда, ювелирные украшения, предметы царской охоты, старинная мебель, памятники лицевого золотного шитья созданы мастерами России, стран Запада и Востока. Большинство из них выполнены в национальных традициях мастерами Московского Кремля, а также Ярославля, Костромы и других городов. Они рассказывают об одном из важнейших периодов истории нашей страны, когда накануне петровских реформ на Руси менялись мировоззрение, культура и весь уклад жизни. В домовой церкви Двенадцати апостолов особый интерес представляет резной золоченый иконостас рубежа XVII-XVIII веков. Это замечательный образец искусства резьбы по дереву, которая отличается особой пластической выразительностью. В церкви размещена выставка икон, рассказывающая об эволюции иконописи на протяжении всего столетия. О новых тенденциях в живописи наглядно свидетельствуют работы ведущих придворных изографов — Симона Ушакова и Федора Зубова. Экспозиция музея рассказывает о художественных вкусах русского общества XVII века, о своеобразии духовной жизни Руси, стоявшей на пороге Нового времени. Вверх pif.ilca.ru Верхоспасский собор и теремные церквиНа территории Московского Кремля восточной стороны Теремного дворца расположена группа домовых храмов, отделенных от Теремов Передним каменным двором. Наиболее ранняя из них церковь Екатерины – домовый храм цариц и царевен – была построена из кирпича в 1627 г. Джоном Талером. Она расположена в одном уровне с Золотой Царицыной палатой с северной ее стороны. С запада и севера церковь окружила галерея, а лестница, разместившаяся между храмом и Царицыной палатой вела на Передний каменный двор. В 1654 г. над Екатерининским храмом возводится церковь Евдокии. Дальнейшие перестройки полностью видоизменили эти храмы. Домовая церковь царей — Спаса Нерукотворного с более низким приделом Иоанна Белогородского, позже названная Верхоспасским собором с приделом Иоанна Предтечи, — была построена в 1635-1636 гг. одновременно с Теремным дворцом с восточной стороны Переднего каменного двора. Возводили ее те же мастера Б. Огурцов, А. Константинов, Т. Шарутин и Л. Ушаков. Четверик храма с приделом с северной стороны был выстроен над Золотой Царицыной палатой и после постройки в 1663 г. над ее сенями соборной трапезной составил единый объем с палатой. Передний каменный двор стал именоваться Верхоспасской площадкой. В 1679-1682 гг. комплекс дворцовых храмов существенно перестраивается. Возвелся маленький храм Воздвижения креста Господня, именуемый также Распятским. Для увеличения его площади промежуток между приделом и церковью Евдокии, переименованной в церковь Воскресения Словущего, застраивается. После этого верха всех трех храмов выравниваются общим карнизом под единую кровлю. Работы по реконструкции храмового комплекса выполнил зодчий Осип Старцев. Следующей значительной перестройке храмовый комплекс подвергся при строительстве в 1840-х годах Большого Кремлевского дворца, после которой Верхоспасский храмовый комплекс утратил прежнюю обособленность архитектурного объема. Реставрация, проводившаяся на памятнике в 1920-х, 1940-х и 1960-х годах частично возвратила ему древний облик, особенно со стороны северного фасада. Несмотря на многочисленные реконструкции и поновления, в храмах сохранились уникальные образцы декоративного убранства интерьеров: резные золоченые иконостасы второй половины ХVIIв. с иконами того же времени в Верхоспасском соборе и церкви Воскресения Словущего, а также резные золоченые хоры в последней. Уникален иконостас Распятской церкви — “медный чеканный в деревянных столбцах” и иконы, выполненные в технике аппликации из тканей в сочетании с живописными изображениями. В настоящее время дворцовые церкви в составе Большого Кремлевского дворца являются частью Резиденции Президента Российской Федерации. Вверх vmoskvy.ru Казанский соборКазанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен на Красной площади во второй четверти XVII века в благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков в 1612 году и в память о погибших в этой войне русских воинах. Это — первый храм, восстановленный в Москве из разрушенных большевиками святынь. Раньше на месте Казанского собора в каменном здании находился один из Торговых рядов. И по возведении храма подле его ограды продолжали торговать — восковыми свечками, печеным хлебом, калачами и яблоками. Ссоры между торговцами и покупателями разбирались в старину на Потешном дворе в Кремле, и долгое время в Казанском соборе приводили к присяге купцов. Вскоре деревянный храм сгорел, и был восстановлен уже из царского кирпича в 1635 году мастерами Семеном Глебовым и Наумом Петровым (по другой версии -царским мастером Абросимом Максимовым) и освящен в октябре 1636 года. В XIX веке собор перестраивали, но современное здание почти полностью соответствует первоначальному облику собора. Если Покровский храм символизировал Небесный Иерусалим, то Казанский собор можно считать символом Церкви Воинствующей. Исследователи отмечали уподобление русских воинов ангельской коннице, выраженное цветами военной парадной формы XVII века — «золоченые латы, красные плащи и белые с золотыми концами крылья». Эти цвета соответствуют описанию в Апокалипсисе Христова Воинства Небесного, сражающегося со Зверем и его лжепророком. Дважды в год, 8 июля и 22 октября — к Казанскому собору из Кремля устраивался торжественный крестный ход с участием царя. По благословению патриарха часть духовенства, отделившись у Лобного места от основного шествия, шла «по градам» — по крепостным стенам Китай-города, Белого и Земляного, окропляя их святой водой.В здании Земского приказа, некогда стоявшего прямо напротив Казанского собора, на месте нынешнего Исторического музея, 26 апреля 1755 года состоялось торжественное открытие Московского университета и двух гимназий при нем. Поскольку собственной домовой церкви университет еще не имел, то праздничный молебен был совершен в Казанском соборе, и первое время студенты и преподаватели ходили на службу в этот храм. И хотя поиски собственной церкви университет начал незамедлительно, самые первые страницы его истории оказались связанными именно с Казанским собором. Здесь же до 1812 года продавались лубочные картины, а перед самым вступлением Наполеона — карикатуры на французов и их императора, рисованные художниками Теребеневым и Яковлевым. Вся Москва собиралась здесь отводить душу, разглядывая их. Тут же распространялись и знаменитые антинаполеоновские, или как их еще называли «ростопчинские» афишки, написанные московским градоначальником Ф.Ф.Ростопчиным — жившем в доме на Лубянке, перестроенном из …палат князя Пожарского. В грозные дни осени 1812 года перед Казанской иконой отслужили молебен о спасении Отечества, на котором присутствовал М.И.Кутузов. Справиться с иноземными варварами России оказалось легче, чем со своими собственными. После революции собор разделил печальную участь большинства московских святынь, мешавших осуществлению мировой революции. Правда, в 20-е годы подвижник русской культуры архитектор П.Д.Барановский успел отреставрировать его первоначальный облик XVII века и снять бесценные чертежи и замеры. Потом он попал в заключение за отказ участвовать в сносе храма Покрова на Рву, Казанский собор закрыли и сперва превратили в столовую и склад, а летом 1936 года сломали, так отметив его трехсотлетие. Через год на его месте появился временный павильон III Интернационала, построенный по проекту Бориса Иофана (архитектора несостоявшегося Дворца Советов). Позднее здесь было открыто летнее кафе, а на месте алтаря устроена общественная уборная, дожи. По решению московского правительства, Казанский собор на Красной площади был восстановлен по проекту ученика Барановского Олега Журина. 4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а через три года освятил заново возведенный храм. Вверх pravoslavie.ru |
moscow-live.ru
Москва. Вокруг Кремля. — Алексей Коимшиди — LiveJournal
Продолжаем прогулку по Москве. Далее прогуляемся вокруг Московского Кремля. Очень хотелось попасть внутрь, даже не взирая на высокую цену билета, около 20 евро. Нигде я не встречал таких дорогих входных билетов в туристические места, как в Москве! Прежде чем встать в очередь, я прочел, что фотографировать внутри нельзя, развернулся и ушел. Посмотреть и не запечатлеть на память не интересно. Я понимаю — государственные секреты и все такое, но пора бы их уже перенести куда-нибудь в другое место, а исторический памятник предоставить людям. Итак, только вокруг.
Водовзводная и слева Боровицкая башни Кремля. Водовзводная башня была построена в 1488 году, свое современное название получила в 1633 году, т.к. в ней установили подъемную машину для подачи воды в Кремль. Наверху, как и на многих других башнях мерзкий большевистский символ, непонятно почему не удаленный до сих пор, как и многое другое, о чем речь пойдет ниже. Все башни Московского Кремля строились итальянскими архитекторами.
Боровицкая башня, построена в 1490 году. Название происходит от древнего бора, который когда-то примыкал в этом месте к Кремлю. Здесь же и въездные ворота в Кремль, строго охраняемые. На сегодняшний день, вроде бы единственный въезд в Кремль, ворота Спасской башни закрыты. Слева небольшая Оружейная башня, год постройки 1495.
Боровицкий холм:
Дом Пашкова постройки 1786 года. На его крыше Воланд и его свита любовались Москвой в булгаковском романе.
Кутафья башня — единственная сохранившая отводная башня-стрельница. Сооружена в 1516 году. В 2012 году по бокам к ней пристроили две уродливые стекляшки, в которых происходит досмотр туристов, желающих попасть в Кремль.
Вид на Манежную площадь и первое здание Московского Университета, построено в 1793 году:
Храм мученицы Татианы — церковь Московского Университета. Необычное для церкви здание: полукруглый фасад с колоннами, без привычного купола. Строительство было закончено в 1837 году.
Угловая Арсенальная башня. Возведена в 1492 году. Выполняла оборонные функции и является самой мощной башней Московского Кремля. Из башни шел подземный ход к реке Неглинке, ныне убранной в коллектор.
Манеж и супермаркет под Манежной площадью. Манеж был построен в 1817 году, полностью сгорел в 2004 и в 2012 году был открыт заново. Манежную площадь была перестроена в 1990-х годах, сооружен подземный супермаркет, что существенно ограничило возможность проведения митингов протеста, которые там часто случались в годы конца эпохи перестройки. Сам лично помню Манежку, полностью заполненную людьми во время путча 1991 года.
Гостиница Москва, недавно реконструированное ужасное советское здание. Зачем ее реконструировали, непонятно, с другой стороны, вряд ли бы построили что-то более приличное на этом месте, скорее всего, очередную стекляшку.
Церетелевские кони в фонтане — часть нового «ансамбля» Манежки:
Гостиница Петергоф постройки 1901 года, сейчас приемная Госдумы:
Вид на Александровский сад и современный памятник патриарху Гермогену, вдохновителю народного ополчения 1612 года:
Средняя Арсенальная башня, построенная в 1495 году, перед ней так называемый увесилительный грот «Руины», сооруженный в 1821 году. Позади стены — Оружейная палата.
Грот стилизован под античность, как бы собран из фрагментов древних построек:
Кремлевская стена. Зачем эти трубы? Неужели нельзя было организовать водосток как-то по-другому?
Вид с верщины грота на Александровский сад и Манежную площадь. Вперед уходит Большая Никитская улица.
Пара вот таких страшных львов в египетском стиле венчают грот, не знаю, оригинальные или новоделы:
Троицкая башня, самая высокая башня Кремля, построенная в 1499 году. Вдалеке виден Храм Христа Спасителя.
Исторический музей. Строительство здания завершено в 1881 году.
Вид на начало Тверской улицы:
Бывшее здание Московской Городской думы в псевдорусском стиле. Выстроено в 1892 году. Большевики, захватив власть, устроили там музей своего первейшего негодяя, сейчас в заднии находится музей Отечественной войны 1812 года.
Воскресенские двухарочные ворота — часть стены Китай-Города, о котором будет следующий пост, построены в 1535 году, с Иверской часовней. построенной в 1791 году. Снесены большевиками в 1931 году, восстановлены в 1994.
Воскресенские ворота, фрагмент:
Нулевой километр автодорог России. Наивные обыватели наперебой становятся в этот круг, шепчут какие-то заклинания, загадывают желания и швыряют через голову монетки, которые тут же подбираются предприимчивыми пацанятами, очевидно, имеющими неплохой дневной гешефт.
Верхние торговые ряды на К
kromni.livejournal.com
Ваш комментарий будет первым