|
В храме, обозначавшем величие нового европейского государства, отныне проводились церковные соборы, выбирались русские митрополиты, ставились епископы, стали венчаться на царство русские государи и цари. Находившиеся в Успенском соборе иконы стали не только общерусскими святынями, но и образцами для подражания при написании новых икон. Первое упоминание имени Дионисия в летописях связано с его работой в Успенском соборе в 1481 году: «Того же лета владыка Ростовский Васьян дал сто рублев мастером иконником Денисью, да попу Тимофею, да Ярцу, да Коне писати деисус в новую церковь святую Богородицу, иже и написаша чюдно вельми, и с праздники и с пророкы».
Создание нового иконостаса для храма-символа было поручено артели мастеров, возглавляемой самым искусным иконописцем. Вероятно, тогда же были написаны и деисусы на каменных алтарных преградах в приделах Успенского собора, упоминаемых в его описи начала XVII века. Ни иконостас, ни алтарные деисусы не сохранились. К этому же времени и художественному кругу относятся композиции в нижнем ярусе стен алтарных помещений собора: Петропавловского и Похвальского приделов. В Похвальском приделе на северной стене сохранилась верхняя часть композиции Собор Богоматери – Поклонение волхвов. Выдающийся мастер-стенописец искусно вписал эту многофигурную композицию в полукруг арки на стене. Блестящий рисовальщик и живописец, Дионисий создает тонкую и праздничную цветовую гамму этой фрески. На южной стене сохранилась верхняя часть фрески Рождество Иоанна Предтечи. На южной стене Петропавловского придела сохранились две сцены этого времени – Апостол Петр исцели недужные и Сорок севастийских мучеников, где уцелело лишь двадцать четыре фигуры.
На алтарной преграде, между иконами деисусного чина и местного, иконы которого размещались в киотах, мастера вписали полуфигуры преподобных, почитавшихся на Руси. Размещение подобных изображений на глухой алтарной стене было известно по другим русским памятникам: звенигородским храмам первой трети XV века – церкви Успения на Городке и собору Саввино-Сторожежского монастыря. Для нового Успенского собора Дионисий в 1480-х годах написал две, парные, житийные иконы московских митрополитов Петра и Алексия.Эти иконы являются первыми житийными иконами московских чудотворцев и созданы на основе глубоко продуманной и детально разработанной программы. Им отводилась одна из ключевых ролей в декорации нового собора, пока он не был полностью расписан в 1513-1515 годах. В настоящее время икона «Митрополит Петр с житием» демонстрируется в Успенском соборе Московского кремля, для которого и была написана, а «Митрополит Алексий с житием» в Государственной Третьяковской галерее.
|
www.dionisy.com
Москва-Кремль. Иконы и росписи Успенского собора.
Начало ЗДЕСЬ.
В 1481 году лучшими иконописцами считался Дионисий и его ученики, им-то и было поручено написать трехъярусный иконостас для Успенского собора. Фресками собор был расписан позже — в 1513-1515 г.г. Как гласит летопись, украшали собор «иконник Дионисий, да поп Тимофей, да Ярец, да Коня«. К сожалению, всё то, что мы сейчас видим, исполнено в 17 веке. Что за росписи были первоначально, мы никогда не узнаем. Древние фрески, как это ни странно, были не записаны новыми слоями краски, что обычно практикуется, а сбиты вместе со штукатуркой по приказанию царя Алексея Михайловича, первого государя из династии Романовых. Но летописцы пишут, что он велел их скопировать «на образцы». Над новыми росписями трудились до 150 мастеров, которые прибыли в Москву из разных городов. Cчитается, что они пользовались снятыми копиями и воссоздали первоначальный внутренний облик собора.
Если вам интересно, то давайте посмотрим на некоторые иконы и сюжеты.
На заднем плане фотографии — иконостас. Сами понимаете, фотографии делались с риском изгнания из храма. А брать их из Сети не хочется. Поэтому прошу скидку на качество из-за «вредных условий труда».
В Древней Руси первые большие иконостаты появились в 15 веке. Что же такое иконостас? Это несколько рядов икон, в центре которых находится восседающий на троне Христос, к которому обращены молящиеся Святые. Кроме того, здесь помещаются иконы со сценами из жизни Христа и Богородицы, церковные праздничные иконы, образы апостолов и пророков. То есть, это своеобразная церковная энциклопедия. Поверьте, читать её — чрезвычайно интересно. Особенно здесь, в этом древнем храме.
Иконостас Успенского собора, который мы сейчас видим, был создан в 1653 году .
Самый главный ряд в иконостасе — это деисусный чин. Он здесь второй снизу, над царскими вратами. Центральная икона — «Спас в силах». В центре — Спаситель, а по углам в блестящих нимбах апокалиптические животные, которые олицетворяют «тварный мир» — вселенную с четырьмя сторонами света. » И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему».(Из Откровения Иоанна Богослова). Если вы интересуетесь искусством и иконами, то не могли не заметить, что евангелисты Св.Лука всегда изображается с быком, Св.Марк — со львом, Св.Иоанн — с орлом, а Св.Матфей — с ангелом.
Рядом со Спасом — Иоанн Предтеча, Архангел Михаил и Апостолы.
Самые почетные места в иконостасе — справа и слева от царских врат. Справа — очень древняя икона, которая называется «Спас — Златая риза». Её еще называют «Спас императора Мануила» так как по преданию её написал византийский император Мануил. Это подлинная, очень древняя икона, датируемая 11 веком. И хотя она была полностью переписана в 1700 году, это, конечно, не умаляет её ценности. Предполагают, что эту икону привез в Москву Иван Грозный в 1570 году после похода на Казань.
Что же в ней необычного? Если вы внимательны, то должны заметить, что нет обычного благославляющего жеста правой руки Спасителя. Он указывает на Евангелие. Согласно преданию, император Мануил изобразил Спасителя согласно канону — благословляющим правой рукой. Но однажды он рассердился за что-то на священника и хотел его выгнать. И в эту же ночь ему приснился сам Спаситель, который показывал своей рукой вниз, т.е. смири свою гордыню. Проснувшись император увидел, что и на иконе произошло то же самое. Затем эта икона попала в Новгород и патриарх Никон поместил её на самое почетное место, чтобы цари помнили, что духовная власть всегда превыше светской.
Рядом с иконой «Спас — Золотая риза» находится еще одна ценнейшая храмовая икона 14-15 в. «Успение», написанная Дионисием.
К сожалению, мне не удалось хорошо сфотографировать второе почетное место в иконостасе — образ Богоматери. Здесь вы можете её увидеть слева от царских врат. Именно на этом месте до ВОСР всегда стояла чудотворная «Богоматерь Владимирская» XII века — древнейшая российская святыня. О ней я вам уже немного рассказывала и показывала. Этой иконе посвящено столько статей, что повторяться не буду. Отмечу только, что сейчас она находится в Замоскворечье, в храме Николая Чудотворца в Толмачах — домовом храме Третьяковской галереи. Что такое домовой храм — не знаю. Но при первой же возможности постараюсь побывать там. Потому что этот образ — неповторим. И то, что эта икона уцелела в войнах, пожарах, междоусобицах, при разных властях и дележах этой самой власти, наводит на мысль, что она, действительно — чудотворная.
Давайте еще раз посмотрим на мой любимый образ. «Богоматерь Владимирская» XII века — слева. Это ей посвящена поэма Максимилиана Волошина. «…Немею —
Нет ни сил, ни слов на языке»…
Как нежны руки, обнимающие младенца, какой тревожно-скорбный и вместе с тем, какой милосердный и всё понимающий про нас, взгляд. А как Младенец прильнул к Ней, как обхватил ручонками Её шею. И еще обратите внимание — только на этой иконе мы можем увидеть левую пяточку Младенца.
Справа — список (копия), т.е. «в меру и подобие» святыни, созданный в 1514 году для Успенского собора Московского Кремля, который сейчас находится на иконостате. С чудотворных икон всегда писали копии, которые также почитались не менее святыни. Они находились в храме, но именно их использовали при крестных ходах, во времена праздников, или же для каких-то других церковных треб, чтобы сберечь подлинник. http://www.pravoslavie.ru/put/30910.htm
В Успенском соборе еще много древних и очень почитаемых икон. Но мне, к сожалению, не удалось их сфотографировать.
Посмотрим на росписи собора. Большую часть стен занимают росписи, посвященные земной жизни Пресвятой Богородицы — собор ведь именуется Успением Пресвятой Богородицы.
Перед нами, как я понимаю, традиционная византийско-древнерусская живопись. Мы видим, что всё изображено в одной плоскости, не прописаны детали, особенно это касается лиц. Лица спокойны, потому что это лики святых — они уже там, где нет никакой земной суеты. Может потому, в этом храме так спокойно?
Иконописцы, изображая какой-либо сюжет должны были строго следовать определенным канонам. Но каждый из них старался передать все нюансы определенного события, цветом. Посмотрите на эту цветовую гамму. Сколько в ней оттенков! Но мы всегда спешим. Нам всегда не хватает времени, чтобы спокойно сесть, поднять голову в тот, в другой мир и понять, что хотел сказать нам неизвестный мастер, живший много-много веков назад.
На колоннах-столбах, которые придают храму удивительно неповторимый вид, изображены 135 святых и мучеников.
В нижних ярусоах стен изображены Вселенские соборы, съезды высших церковных иерархов, проходившие в 4-7 в.в., а также размещены огромные иконы с житиями святых. И ведь, действительно, настоящая энциклопедия древнерусской жизни. Но как мало мы о ней знаем.
На западной стене по канону изображен Страшный суд. Изображение очень интересное. Слева вверху перед Спасителем коленопреклоненные Адам и Ева, изображенные в одеждах и с нимбами, т.е. они прощены. А ниже их — мерзкий змий, Совсем внизу — бесы, грешники и огненный Ад. Что изображают животные — не соображу никак.
В 17 веке в Москву из Грузии привезли две святыни: частица одежды Иисуса Христа и один из гвоздей, которым Он был прибит к кресту. По преданию, этот гвоздь хранит то место, где он находится. Эти святыни поместили в медный ажурный шатер, который символизирует Голгофу. Этот шатер был выполнен в 1624 году «старостой котельного цеха» по заказу царя Михаила Федоровича. Сейчас там находится гробница Святого патриарха Гермогена, который погиб от голода в плену .
Если вы помните, я уже сообщала о том, что первым в Успенском соборе был погребен святой митрополит Петр, который и считается его основателем. После этого здесь стали традиционно хоронить русских архипастырей, здесь же они и принимали рукоположение. А у гроба митрополита Петра удельные князья и бояре присягали на верность государю.
Хочу показать вам Царское церковное место, которое в старину называли — Мономахов трон. В 2001 году исполнилось 450 лет со времени его создания. Только представьте себе — 450 лет этому деревянному резному молельному месту! Все русские цари и императоры перебывали в нём. Потому это не только произведение искусства, а и ценнейшая историческая реликвия. Создали его новгородские мастера по приказу Ивана Грозного и увенчали его двуглавым византийским орлом, «что должно было свидетельствовать о преемственности московской власти от Первого и Второго Рима». И который затем стал российским гербом. Трон стоит на четырех опорах в виде страшных зверей, что символизирует государственную власть и силу. «Я сие место почитаю драгоценнее золотого за его древность, да и потому, что все державные предки, Российские Государи, на нём стояли» (Петр Первый)<
Екатерина Вторая, как Самодержица Всероссийская, сама возложила на себя венец, находясь в Мономаховом троне, о чем и свидетельствует эта замечательная гравюра, взятая из Википедии. Кстати, здесь же, в Успенском соборе Екатерина Вторая приняла православие.
Успенский собор бвл не только местом проведения церковных служб, здесь также проводились светские и прочие мирские мероприятия. Венчание на царство, венчание-бракосочетание, похороны, рукоположение, отречение от престола, принятие православия, коронация императоров и императриц — все эти события происходили в главном храме Российского государства. И как хорошо, что некоторые из них были запечатлены на полотнах художниками. Ведь цифровые камеры тогда никто не мог себе даже представить. Даже в самых смелых фантазиях народ не шел далее ковров-самолетов и сапог-скороходов. А так как мои «запретные» фотографии уже вам показаны, в следующей части будут художественные репродукции, обнаруженные в Интернете.Первым в Успенском соборе в 1498 году венчался на великое княжение внук Ивана Третьего — Дмитрий. Необходимо отметить, что коронация проходила по византийскому обряду. (Еще один след Византии). С 1547 года Иван Четвертый уже короновался царским венцом. И даже Лжедмитрий в 1605 году венчался на царство, а год спустя «брал шлюб» с Мариной Мнишек. Летописцы оставили запись о том, что из-за очень маленького роста царственной полячке сделали скамеечку, чтобы она смогла прикладываться к иконам.
Замечательную гравюру, запечатлевшую коронацию Анны Иоановны предложил уважаемый v_murza . Особенно ценна она тем, что мы можем рассмотреть, как выглядел Успенский собор в 1730 году.Правда, здесь некоторое несоответствие.
Согласно историческим данным, собор был расписан по второму разу в 17 веке.А на гравюре настенных росписей почему-то нет.Но зато мы можем рассмотреть коронационное место Анны Иоановны. Особенно потрясает балдахин над ним.Вот как почитали царственных особ!
А еще мы можем видеть то знаменитое паникадило, которое заказал для Успенского собора боярин Морозов в 1660 году и которое было переплавлено французами, когда они хозяйничали в соборе.
«Миропомазание государя императора Александра II во время его коронования в Успенском соборе Московского Кремля 26 августа 1856 года»
Михай Зичи, будучи придворным художником у Алексанра II , запечатлел всевозможные торжественые моменты в жизни государя и его царственной семьи. Здесь изображен момент коронации Марии Александровны.
Поздравления, приносимые его величеству императору Александру II членами императорской фамилии после совершения коронования 26 августа 1856 года». Всё тот же художник Михай Зичи.
Коронация императора Александра Третьего и императрицы Марии Федоровны.1883 год.
Последняя коронация в Успенском соборе свершилась 14 мая 1896 года. Короновался последний российский император Николай II . Причем пожелал короноваться на престоле Михаила Федоровича — основателе династии Романовых. И хотя на нижеследующей картине государи изображены в коронационных мантиях, прочитала, что Николай II был в форме лейб-гвардии Преображенского полка, а Александра Федоровна в парчовом платье, расшитом монахинями московского Иоанновского монастыря. Для императрицы был поставлен трон, принадлежавший Ивану Третьему, который привезла в подарок мужу Софья Палеолог.
Коронация — это прекрасно. Но переживал Успенский собор и тяжелые времена. В июле 1812 года император Александр Первый посетил Успенский собор. чтобы приложиться к мощам святителей и дать обет победить Наполеона.
Все мы хорошо знаем, как Москва встретила французов. К счастью, Кремль уцелел от пожаров. Многие ценности из храмов были вывезены до вступления армии Наполеона в Москву. Но очень многое и осталось. Особенно массивные ценности. Знаменитое серебрянное паникадило (люстра для свечей), выполненное мастерами в 1660 году и весившее свыше 60 пудов, раки святителей, покрытые серебрянными досками, оклады икон, украшенные драгоценными камнями и жемчугом — всё это было похищено и вывезено. Это же надо было додуматься — устроить посреди собора горн, чтобы в нем переплавлять ризы с икон. Да еще и оставлять на столбах надписи, сколько было переплавлено пудов золота и серебра. А чтобы не ошибиться , на крюк, где висело серебрянное паникадило повесили весы и взвешивали на них полученные от плавки слитки золота и серебра. 375 икон было поцарапано и изувечено. В глаза на ликах Святых вбивали гвозди. А собор обогревали кострами, поэтому все росписи покрылись копотью. Царские ворота забили гвоздями, а тела митрополитов выбросили из рак. Ну и, конечно же, здесь же сделали конюшню.
Картина Василия Васильевича Верещагина.Кое-что из драгоценностей удалось вернуть. По сей день в центре собора висит гигантское паникадило «Урожай», отлитое из трофейного серебра, отбитого казаками у французов. А 23 апреля 1814 года в соборе было торжественное богослужение в честь победы над Наполеоном.
В ноябре 1917 года Успенский собор был поврежден при артобстреле, но богослужения в нем еще совершались. А что было дальше по всей России, красноречиво говорит картина Ильи Глазунова.
В марте 1918 года все кремлевские соборы были закрыты, но В.И.Ленин милостиво разрешил провести в Успенском соборе последнюю службу на Пасху. А дальше началось очередное изъятие ценностей. Ценнейшими реликвиями платили контрибуцию за Брестский мир, а стоимость определялась по весу бесценных произведений церковного искусства. С Владимирской Богоматери были сняты все драгоценные украшения и переданы в Госхран. Но нужно отметить, что в 1924 году эта икона, как и несколько других древних икон были отреставрированы и переданы в Третьяковскую галерею.
С 20 июня 1955 года Кремль был открыт для свободного доступа. А в Успенском соборе организовали музей. И как я прочитала ЗДЕСЬ — с 1990-х годов в Успенском соборе Московского Кремля регулярно совершаются богослужения.Всё! Закругляюсь. Но с Кремлем не прощаюсь.
В следующий раз мы посетим с вами, если у меня еще хватит духу, и если пожелаете, — Благовещеский собор.
А сейчас еду к своим цветочкам.
Путеводитель «Московский Кремль»
zalgalina.livejournal.com
Успенский собор. Внешнее убранство Успенского собора
“Бысть же та церковь чудна вельми
величеством, и высотою,
и светлостью, и звонностью, и пространством,
такова же прежде того не бывала в Руси,
опроче Владимирские церкви,
а мастер Аристотель.”
Никоновская летопись
Чтобы понять и оценить архитектурные особенности Успенского собора Московского Кремля, нужно хорошо представлять себе образец, следуя которому Аристотель Фиорованти в конце XV века построил главный храм Московской Руси. Это Успенский собор города Владимира. В настоящее время у нас нет возможности представить иллюстрации владимирского храма. Поэтому, абстрагируемся от сравнительного анализа двух выдающихся соборов и кратко охарактеризуем основные приёмы зодчего, которые он применил в строительстве Успенского собора Московского Кремля.
В отличие от традиционной русской архитектуры того времени, Успенский собор НЕ является крестово-купольным. Храм относится к зальному или палатному типу сооружений. Это означает, что все части внутреннего пространства собора равновеликие.
План внутреннего устройства Успенского собора взят из книги “Памятники архитектуры Москвы”, М., “Искусство”, 1982.Собор увенчан традиционным пятиглавием, символизирующим Иисуса Христа и четырёх евангелистов: Иоанна, Матфея, Марка и Луку. Здесь возникает логический вопрос – если все части Успенского собора одинаковы, то и его главы должны быть равными по размеру. Дабы подчеркнуть традиционность собора, Аристотель Фиорованти намеренно выстроил центральную главу выше остальных и окружил её дополнительной стеной, чтобы она выглядела больше остальных. По непроверенным сведениями, в пространстве между двумя стенками центральной главы устроили тайник, где неоднократно прятали государственную казну от татей, например, от поляков в 1612 году.
Палатное устройство собора повлияло на его внешний вид. (Напомним, что внутреннее пространство крестово-купольных храмов делится на нефы, то есть продольные части интерьера, разделённые колоннами или опорными столпами. В русских храмах традиционно бывает три нефа – два боковых (южный и северный) и центральный. В крестово-купольной конструкции центральный неф заметно шире, чем боковые. В Успенском соборе все нефы равны по ширине.
Схема внутреннего устройства крестово-купольного храма. На схеме видно, что центральная часть такого собора заметно больше других частей.В связи с особенностями конструкции, внешние стены Успенского храма разделены на равновеликие прясла. Вспомните крестово-купольный Архангельский собор, в нём прясла разнятся по ширине. В Успенском соборе ритмичное вертикальное деление стен на равные части подчёркивает монолитность всего здания, недаром наши предки говорили, что собор построен “яко един камень”.
Южная стена Успенского собора, выходящая на Соборную площадь – наиболее выразительная.
Южная стена Успенского собора обращена к Соборной площадиВертикальные лопатки-пилястры делят её на четыре равновеликих прясла. Каждое прясло завершается закомарой. В верхний ярус вписаны щелевидные окна.
Горизонтальное деление стены подчёркнуто аркатурно-колончатым поясом. Колонны пояса наполовину выступают из толщи стены, они словно врезаны в неё. Ровно посередине пояса в каждом прясле устроено по одному окну нижнего яруса.
Парадный входы в Успенский собор были как с в южной, так и с северной стороны. Через южный портал в храм можно было войти со стороны Соборной площади.
Парадный вход собор с южной стороныС северной стороны войти в собор можно было от митрополичьего двора.
Главные ворота оформлены в виде перспективных порталов. Они украшены полуциркульными арками.
Южный портал Успенского собораСеверный портал Успенского собораК порталам ведут лестницы с широкими площадками у входа. Они предназначались для торжественных выходов государей и иерархов.
Лестница южного порталаГлядя на Успенский собор, можно заметить его асимметрию. Главы собора, а также южный и северный порталы храма несколько сдвинуты к востоку. Алтарные апсиды как бы сглажены, они невысокие и не объёмные. С севера и юга их прикрывают выступающие пилоны. Эти приёмы ещё более усиливают впечатление монолитности. Вновь приходит на ум выражение современников собора: “яко един камень”.
Вид Успенского собора с восточной стороны. На снимке хорошо видно, что небольшие апсиды справа и слева (с юга и севера) прикрыты глубоко выступающими из стен пилонами. Фрагмент восточной стены Успенского собораВнешние стены Успенского собора, кроме западной, украшены росписями.
Росписи южного фасада Успенского собора
Сразу укажем, что все росписи на стенах Успенского собора появились сразу после окончания его строительства, то есть в конце XV века. Они неоднократно поновлялись, но концепция росписей оставалась прежней.
В верхней части украшенного росписями прясла южной стены изображён образ Богородицы Владимирской. Это увеличенная иконография знаменитой иконы “Богоматерь Владимирская”, которая была перенесена из Владимира в Москву и долгое время находилась в Успенском соборе. Возможно, она была написана в 1480 году, когда, как предполагают, древняя чудотворная икона осталась в московском соборе.
Богоматерь Владимирская изображена с предстоящими архангелами Михаилом (слева) и Гавриилом (справа).
Вероятно, появление этого образа связано с бескровной победой русского войска в “стоянии на Угре”. Событие связано с заступничеством пресвятой Богородицы.
Ярусом ниже находятся изображения святителей. Их шесть.
Первое изображение слева вызывает сомнения. В книге Т.В.Толстой “Успенский собор” указано, что изображён митрополит Пётр. Цитирую из книги: “… на южном фасаде Успенского собора размещены шесть фигур святителей (слева направо) – московских митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, а также новгородских святых – епископа Никиты и архиепископа Иоанна”. На фреске же над святым явно читается “Леонтий митрополит Ростовский”.
Фрагмент фрески. Изображение одного из шести святителей, первого слева.Поверим глазам своим и будем считать, что изображён митрополит ростовский Леонтий.
Митрополит ростовский ЛеонтийДалее – митрополит московский Иона, митрополит московский Пётр.
В центре – митрополит Московский ИонаСлева от окна – митрополит Московский ПётрСледующие три святителя: митрополит московский Алексий, митрополит московский Филипп, святой Никита Новгородский.
Справа от окна – митрополит Московский АлексийВ центре – митрополит московский ФилиппВ источниках не указано, какой именно Филипп изображён на южной стене собора. Есть мнение, что первоначально изобразили Филиппа I. Он был инициатором строительства современного Успенского собора. Позже изображение заменили и сейчас мы видим образ митрополита московского Филиппа II (в миру Фёдора Колычева), которого канонизировали в 1672 году при царе Алексее Михайловиче.
Последнее изображение справа – святой Никита НовгородскийИзображения именно этих святителей весьма логичны. В Успенском соборе покоятся мощи святых московских митрополитов Петра, Ионы и Филиппа. Неподалёку, в Чудовом монастыре хранились святые мощи митрополита Алексия. Изображение новгородского святого Никиты связано с покорением Новгорода Иваном III в 1478 году.
Под изображением святителей в центре прясла под окном помещено изображение Спаса Нерукотоворного. Этот образ связан с покровительством, божественной защитой и часто эту икону помещали на вратах, над входами, над дверьми.
Ниже, над арками порталов, изображен Деисус – в центре изображение Христа, слева – Богородицы, справа – Иоанна Предтечи.
Ниже слева от двери изображён Архангел Михаил,
справа – Ангел хранитель.
Это тема связана со входом в храм. Архангел Михаил и Ангел-Хранитель держат в руках свитки, в которых они “вносят имена со страхом Божиим входящих в церковь”.
Интересны медные южные врата, ведущие в храм. Они выполнены в Москве в технике золотой наводки во второй половине XVI века. В настоящее время они закрыты решёткой и поздней стеклянной дверью, поэтому рассмотреть изображения не представляется возможным.
Росписи северного фасада Успенского собора
Верхняя композиция росписи северного фасада – изображение Собора апостолов. Наверху изображён Деисус – в центре Иисус Христос, слева – Богородица, справа – Иоанн Предтеча. Ниже изображены двенадцать апостолов. Медальоны с ликами оплетены вьющейся лозой.
Также, как и на южном фасаде, на северной стене в аркатурном фризе изображены шесть святителей. Слева направо: святой Пафнутий Боровский, святой Исайя епископ Ростовский, святой Леонтий.
Кажется странным, что святой Леонтий изображён и на южном, и на северном фасаде. Скорее всего, это два разных святых. Один – Леонтий I, епископ ростовский и суздальский (умер не позже 1077 года), другой – Леонтий II архиепископ ростовский (1158-1161?). Кто из них написан на какой стене, выяснить не удалось.
Следующие три святителя – справа от окна – святой Игнатий Ростовский, святой Дмитрий Прилуцкий, святой Сергий Радонежский.
Справа от окна – святой Игнатий РостовскийВ центре – святой Дмитрий ПрилуцкийСправа – святой Сергий РадонежскийВыбор именно этих святых обычен для русской иконописи конца XV начала XVI веков. Включение ростовских святых можно объяснить тем, что духовником Ивана III был ростовский архиепископ Вассиан. Он также был заказчиком иконостаса Успенского собора.
По бокам от входа, так же, как и на южной стене изображены Архангел Михаил и Ангел Хранитель со свитками.
Слева – Архангел МихаилСправа – Ангел-ХранительТакже на северной стене установлен поминальный крест в честь святого митрополита московского Ионы. Рака святого находится в Успенском соборе в северо-западном углу, крест в киоте расположен снаружи у места захоронения святого Ионы.
Западный фасад Успенского собора. Крыльцо-паперть
Порталы на южной и северной стене собора служили парадными входами в храм. Эти врата открывались по особо торжественным случаям. Основным входом в храм по сей день служат западные врата. Их также использовали по особым дням во время торжественных шествий, крестных ходов и коронаций. С западной стороны, обращённой к церкви Ризоположения, Аристотель Фиораванти пристроил открытое каменное крыльцо-паперть. Свод паперти опирается на колонны.
Колонна паперти Успенского собораЗападный фасад крыльца украшен висячей гирькой, в архитектуре эту деталь часто называют вислым камнем.
Крыльцо западной стены Успенского собора“Гирька” – архитектурная деталь, замыкающая свод. “Гирька” в верхней части крыльца-паперти Успенского собора смотрит на Ризоположенскую церковь.Крыльцо Аристотеля Фиораванти не сохранилось. Паперть “распалась на части” во время пожара 1547 года. Горела кровля собора, разрушилось западное крыльцо, позже его восстановили.
Первоначально на фронтоне над портиком было изображение сцены Успения Пресвятой Богородицы, ныне оно утрачено.
В середине XIX века крыльцо переделали. В 1858 году в собор провели отопление. Открытый портик переделали в застеклённый тамбур. К 1896 году, к коронации Николая II сделали новые металлические переплёты и дубовые двери по рисунку архитектора К.М.Быковского.
Во внутреннем своде портика западного входа сохранились росписи. Внутри тамбура сквозь верхнее стекло можно разглядеть живописные изображения, это сцены из Апокалипсиса.
Это роспись XVII века. Первоначальная – 1513-1515 года, по всей видимости, погибла в пожаре 1547 года.
Росписи восточной стены Успенского собора
На восточной стене над алтарными апсидами также сохранились росписи.
Центальная фреска – новозаветная Троица.
Слева от Троицы находится композиция “Похвала Богородицы”.
Справа – “София Премудрость Божия”. Здесь показан огнеликий ангел в виде Софии Премудрости Божией. Он восседает на престоле и опирается на семь столпов. Согласно преданию “премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь”. Слева от трона находится образ Божией Матери, справа изображён Иоанн Предтеча. Обе фигуры написаны крылатыми, подобно непорочным ангелам. Образцом для фрески послужила храмовая икона Софийского собора в Новгороде.
Изображение Софии Премудрости Божией появилось в середине XVI века, несколько позже остальных росписей.
Мы рассмотрели все изображения на фасадах Успенского собора. Осталось невыясненным только содержание надписей над южной и северной арками порталов.
Над нижней аркой южного портала видна надпись.Статья написана по материалам книги Татьяны Владимировны Толстой “Успенский собор”, М. 2009.
Далее:
Архитектурный анализ Архангельского собора
Вокруг церкви Ризоположения
Приглашаем на авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Частный гид-переводчик в Москве
Moscow tour-guide
Экскурсия в Новодевичий монастырь
kraeved1147.ru
Успенский собор Московского Кремля
- Категория:
- Достопримечательности Московского Кремля
Великолепный Успенский собор, украшающий Соборную площадь, считается древнейшим зданием Москвы, которое полностью сохранилось. Уже много веков это место намоленное. Вначале здесь стоял деревянный храм до начала XIV века. А в конце XIV века был возведен белокаменный храм под руководством зодчего Аристотеля Фиораванти, который стал одним из ярчайших событий в истории российской архитектуры. Успенский собор на протяжении столетий оставался в России главным храмом. Здесь короновали государей и погребали патриархов. Собор был украшен собранием древних икон, изумительными паникадилами XIX века, стенописью XVII века, различными рукотворными диковинами.
В этом великом соборе венчались Елена Глинская и Василий III, ставшие родителями Ивана Грозного. Великий правитель в свою очередь ввел обычай короновать государей в этом соборе: в 1547 году Иван Грозный был первым из правителей, коронованных здесь на царство. Даже когда столицей России стал Петербург российских государей, начиная с Петра II, продолжали короновать в Успенском соборе. Здесь же проводили и обряды крещения: в Успенском соборе приняла православие императрица Екатерина II, а Алексей Михайлович крестил своих чад.
Многие великие события торжественно отмечались в этом главном храме Российской империи: победа над ордынским игом, завоевание Казани, победы над Турцией и в Северной войне.
Главный храм Российского государства, усыпальница московских митрополитов и патриархов
Под сводами Успенского собора до учреждения Святейшего Синода хоронили святителей московских. В этом храме покоятся мощи митрополитов Феогноста, Киевских Петра, Фотия, митрополитов Московских Филиппа и Макария, Киприана и Ионы, Патриархов Московских Гермогена и Иова.
- Западный портал. Вход
- Поминальный крест под киотом-навесом на месте захоронения митрополита Ионы
- Южный портал
- Фрески на южном фасаде с изображениями святителей
- Придел в честь Похвалы Богородицы
- Юго-западный столп
- Юго-восточный столп
- Северо-восточный столп
- Алтарная преграда и иконостас
- Киот для иконы Богоматерь Владимирская
- Надгробия патриархов и митрополитов
- Шатер для хранения священных реликвий
- Царское моленное место – Мономахов трон
- Патриаршее моленное место
Иконостас Успенского собора
Южный, главный вход в Успенский соборУспенский собор украшает богатейшая коллекция икон, собранных с XII по XVII века. Некоторые и них привозились с других городов, другие писались специально для храма. Здесь даже имеются иконы кисти величайшего иконописца Дионисия. Самая древняя икона Успенского собора — двусторонняя «Богоматерь Одигитрия». С 1395 по 1930 годы под сводами Успенского собора находилась древнейшая святыня — Владимирская икона Божией Матери. Теперь местом хранения святыни стала Третьяковская галерея в храме Николая в Толмачах.
«Гвоздь Господень» считается одной из главных святынь храма. Во владение Успенского собора святыню передали по приказу Петра I. Ранее гвоздь находился у царицы Елены, доставшись ей на горе Голгофе. Ее сын император Константин передал святыню принявшему крещение грузинскому царю Мириаму. В Успенский собор на хранение гвоздь был передан в XVIII веке. Согласно преданиям, святыня оберегает место своего нахождения от бед.
Перед иконостасом расположены места для молитв царицы, царя и патриарха. Особого внимания заслуживает Мономахов трон. В 1551 году это великолепное золоченое кресло было создано специально для первого царя российской империи – Ивана Грозного. Трон украшают мифические фигуры и роскошная резьба.
Успенский собор с 1991 года стал частью Государственного историко-культурного музея-заповедника Московский Кремль, вошедшего в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Заказать экскурсию с посещением Успенского собора можно здесь
abm-travel.ru
Москва-Кремль. Успенский собор. — zalgalina
Передо мной стоит нелегкая задача — рассказать вам о том впечатлении, которое произвел на меня Успенский собор в Кремле. Можно и промолчать, тем более, что ничего нового, кроме собственных фотографий, добавить не смогу, Но уж очень велико желание вновь пережить те часы, которые я провела, знакомясь с этим храмом. Тем более, что увиденное дополнилось новыми и увлекательными прочитанными сведениями.
У меня есть интереснейшая книга «Сказания о русской земле», изданная в 1913 году. Периодически беру её в руки, рассматриваю старинные картинки, восхищаюсь её оформлением, но никак не удается прочитать от начала до конца. Готовя этот пост, вспомнила о ней — и, конечно же открыла на нужной странице, где на картинках было показано начало строительства Успенского собора в Москве.
Без истории — никак!!!
И призвал к себе митрополит Пётр Ивана Даниловича Калиту, который в то время «сел в Москве на княжение» и произнёс пророческие слова: «Если меня, сын, послушаешься, храм Пречистой Богородицы построишь, и меня упокоишь в своем городе, то и сам прославишься больше других князей, и сыновья и внуки твои и город этот славен будет, святители станут в нем жить, и подчинит он себе все остальные города». Послушался Калита прозорливого митрополита и, как видим, полностью сбылось его пророчество.
На самой высокой точке Кремлевского холма 4 августа 1328 года было торжественно освящено строительство Успенского собора. Был он белокаменный, но частые пожары быстро привели белый камень в негодность. Потому весной 1472 года начали строить новый собор. Правил в это время великий князь Иван Третий. Два года длилось строительство , но, когда строители дошли до возведения сводов, собор обрушился. То ли землетресение, то ли плохая известь, то ли не очень грамотные мастера были этому причиной. Но видно очень уж осерчал великий князь на мастеров, — потому что решил пригласить архитектора из Италии. Почему же именно итальянца?
Незадолго до того, как обрушился строящийся собор, Иван Третий венчался с Софьей Палеолог, племянницей Константина, — последнего Византийского Императора. Произошло это в 1472 году. А в те времена браки совершались не на небесах. Римский папа Павел Второй возмечтал, что Зоя Палеолог (впоследствии ставшая Софией) уговорит своего молодого супруга принять католичество, и тогда восстановится положение римо-католической церкви, пошатнувшееся после падения Византийской империи (1453 год). Но этого не случилось, а Софья Палеолог сыграла довольно-таки немаловажную роль в истории Московского государства. Посмотрите на скульптурный портрет этой красивой и умной женщины. Он очень достоверен, так как создан по хорошо сохранившемуся черепу Софьи при её перезахоронении.
«Отмерено добро и зло
Весами куполов неровных,
О византийское чело,
Полуулыбка губ бескровных!
Не доводом и не мечом
Царьград был выкован и слеплен.
Наивный варвар был прельщен
Его коварным благолепьем.
Не раз искусный богомаз,
Творя на кипарисных досках,
Его от разрушенья спас
Изображеньем ликов плоских.
И где пределы торжеству,
Когда — добытую жар-птицу —
Везли заморскую царицу
В первопрестольную Москву.
Как шлемы были купола.
Они раскачивались в звоне.
Она на сердце берегла
Как белых ласточек ладони.
И был уже неоспорим
Закон меча в делах условных…
Полуулыбкой губ бескровных
Она встречала Третий Рим».
Давид Самойлов
Именно по настоянию Софьи, которая до замужества жила в Италии, для восстановления и последующего строительства Успенского собора был приглашен итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.
Было поставлено условие, чтобы собор строился по образцу и подобию Успенского собора во Владимире, который вы можете посмотреть на следующей картинке.
Строительство собора шло довольно-таки быстро. Хочется сказать несколько слов про Аристотеля Фиораванти. К сожалению, есть только предполагаемый портрет этого интереснейшего молодого человека, — скорее строительного инженера, чем архитектора. Он выпрямлял колокольни. Под его руководством передвигали башни. Строил каналы судоходные и ирригационные, В его послужном списке есть и строительство мостов. В Москву Аристотель Фиораванти приезжает в 1475 году, знакомится с Владимирским собором и сразу же приступает к окончательной разборке рухнувшего недостроенного собора в Москве — «еже три года делали, во едину неделю и меньше развалили» — писал летописец. По распоряжению Фиораванти была сооружена новая печь для обжига кирпича. А раствор по его технологии готовили такой. что после того, как он «засохнет, то ножем не можно розколупати«. Невиданным было применение при постройке «колеса» (блоки), — «вверх камение не ношение, но ужищем цепляше и възвлекаше…»
В августе 1479 года Успенский собор был торжественно освящен.
Вверху — пять мощных глав, которые символизируют Христа в окружении четырех апостолов-евангелистов. Очень интересна шлемовидная форма куполов. Она очень похожа на воинский шлем. Не будем забывать, что Древняя Русь очень долго находилась под монголо-татарским игом. И похоже, что эти купола-шлемы были соружены неспроста. Еще обратим внимание на крест. Восьмиконечные кресты впервые были воздвигнуты именно на Успенском соборе.
Смотрим росписи восточного фасада. В центре — Новозаветная Святая Троица — Отец, Сын и Святой Дух в виде голубя над ними.
Справа — интереснейшая роспись. Я не смогла сама расшифровать её. Пришлось обратиться к литературе. По одной из версий современного исследователя кремлевских храмов — это образ Святой Софии — Премудрости Божией: «огонь просвещает душу и испепеляет страсти, огненные крылья возносят от врага рода человеческого, царский венец и скипетр означают сан, свиток — Божественные тайны«. Справа — Богоматерь, слева Иоанн Предтеча. Они тоже с крыльями, т.е. они непорочны и подобны ангелам.
И еще одна роспись. Здесь вроде бы все понятно. Богоматерь с Младенцем в окружении Святых. Очень понравилось, как по низу изображена занавесь с орнаментом. Интересная деталь. Она находится под всеми тремя росписями и, как по мне, придает этим грандиозным изображениям элемент не только сокрытой тайны, но еще и земного уюта.
Переходим к Главному фасаду. Он обращен к Соборной площади.
Посмотрите на эти ворота неописуемой красоты. Их еще называли «Красные ворота», так как здесь был царский вход в Успенский собор. И именно на этом крыльце царственных особ обсыпали золотыми монетами , как пожелания дальнейшего благоденствия и процветаиия. Над воротами — изображения Московских и Новгородских святителей — покровителей Москвы и Успенского собора.
Над воротами — огромный Владимирский образ Божией Матери. Именно здесь с 1479 года до ВОСР постоянно находилась одна из великих святынь России, самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон.
Это первое монументальное изображение Владимирской иконы, которое было написано предположительно в 1547 году, когда во время великого московского пожара уцелел только Успенский собор.
Исследование иконы дает возможность предположить, что это выдающееся произведение византийского искуства написано константинопольским мастером где-то до первой трети 12 века. Первоначально икона бвла главной святыней Успенского собора во Владимире. «Того же лета иде Андреи от отца своего Суждалю, и принесе ида икону святую Богородицю, юже принесоша в едином корабли с Пирогощею из Царяграда… и украсив ю постави и в церкви своеи Володимери» ( летопись 1156 г.) В 1410 году икона пострадала от нашествия татар. которые «высекоша двери церковныя и вшедше в ню, икону чудную святыя Богородица одраша, тако же и прочия иконы, и всю церковь разграбиша» (Софийский временник. Ч. 1. С. 445), после этого она была перенесена в Москву. Перед этой иконой молились цари, к ней обращались за поддержкой перед решающими битвами, к ней прикладывались и венчались на царство русские самодержцы.
«Не на троне — на Ее руке,
Левой ручкой обнимая шею, —
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует… Немею —
Нет ни сил, ни слов на языке…
Собранный в зверином напряженьи
Львенок-Сфинкс к плечу ее прирос,
К Ней прильнул и замер без движенья
Весь — порыв и воля, и вопрос.
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где престол пожарами повит.
И такое скорбное волненье
В чистых девичьих чертах, что Лик
В пламени молитвы каждый миг
Как живой меняет выраженье.»
М.Волошин «Владимирская Богоматерь»
Ворота Северного фасада также очень впечатляют. Здесь был вход для духовенства, так как напротив находится резиденция митрополитов.
Заходим в Собор. Не будучи готовой увидеть то, что увидела, — я была просто ошеломлена.
«Бысть же та церковь чудна велми величеством и высотою, светлостью и зъвоностью и пространством«.
Немного придя в себя, села на освободившуюся скамью в центре храма и начала лихорадочно щелкать фотоаппаратом направо, налево , вверх, вниз — пока ко мне не подбежала очень милая женщина и стала возмущаться моим таким откровенным непослушанием. Устыдилась, раскрыла приобретенный путеводитель по Кремлевским соборам и попыталась внимательно изучить всё то, что меня окружало. Народа было так много и стоял такой гул, что это очень мешало сосредоточиться. Особенно много было школьников, которые галдели как сороки и совсем не слушали своих руководителей, которые старательно рассказывали им про Рай и про Ад и про всё то, что теперь можно рассказывать.
И, конечно же, совсем не пахло ладаном. Сперва всё как-то во мне возмутилось — ведь это ХРАМ! Непокрытые головы, брюки, разговоры, смех…Но постепенно вся эта внешняя суета, шум и гам ушли куда-то, и я осталась один на один с великим произведением духовности и искусства.
Наверное, я ненадолго прерву свой рассказ. Очень много мне хочется еще вам показать и рассказать. Ваш интерес к моим московским похождениям так меня вдохновил, что не могу остановиться. Тем более, что в моей Галиновке теперь такой удобный уголок для воспоминаний. Поэтому пока закругляюсь.
До скорой встречи!
zalgalina.livejournal.com
Успенский собор Московского Кремля [видео] | Интересное | Лазарев Сергей Николаевич. Человек будущего
Успенский собор Московского Кремля [видео]
Суббота, 21 Сен. 2013В центре Московского Кремля есть три известных собора Успенский, Благовещенский и Архангельский, с видом на Соборную площадь. Успенский собор всегда являлся самым важным кафедральным собором российского государства. Успенский собор в Москве занимает особенное место в историческом прошлом России. В течение многих столетий эта церковь была государственным и религиозным центром России. Здесь происходили венчания на княжество великих князей и присяги на вассальную верность удельных князей, здесь короновали на царей, а затем императоров.
Согласно традиционной истории, первый московский Успенский собор был возведен на этом месте во время правления Ивана Калиты и стоял здесь якобы до строительства в 1472 каменного храма. Успенский собор, который в наше время находится в московском Кремле, был построен Иваном III в 1472-1479 годы.
Царь и господарь всея России, великий князь Ивана III запланировал создать жилье, соответствующее его рангу и положению. Новый Кремль воплотил в себя стремление к величию молодого российского государства. Работы начались со строительства Успенского собора в московском Кремле, который своими размерами и внешним видом должен был воссоздавать величественный Владимирский собор, предположительно 12-го века.
Архитектор Успенского собора Московского Кремля
Нам давно и упорно объясняют, что когда Иван III якобы запланировал обновить московский Кремль каменными соборами, ему пришлось обратиться к западноевропейским архитекторам, или в лучшем случае, к западнорусским — псковским архитекторам. Архитекторы Владимиро-Суздальской Руси не принимали участия в строительстве и возведении московских соборов из камня. Отсюда и «научный вывод», что русские мастера ничего не знаю как толком сделать. Печь выложить, землянку или погреб выкопать это могут. Иногда, поднатужившись, с великими усилиями, строили из дерева небольшие церкви. А если встречались церкви, построенные из камня, то очень мало и редко. Сначала Иван III призвал к строительству Успенского собора московских архитекторов Кривцова и Мышкина. Но огромное здание не выдержало и рухнуло.
Довольный Карамзин едко замечает по этому поводу:
«Видя надобность в лучших архитекторах для возведения храма, достойного стать первым в русской империи, Иоанн послал в Псков за местных каменщиками, немецкими учениками, а так же потребовал выслать из Италии ему архитектора на строительство Московского Успенского Собора. Так как в Италии, уже разбуженной зарей науки, умеют по достоинству ценить памятники древнеримской элегантной архитектуры, и презирать тяжелую готическую архитектуру, и арабскую расточительно разбросанную в мелкие украшения «.
Старой русской императорской и готской, а так же ордынской — арабской архитектуре итальянцы уже начали предпочитать античную Монгольскую архитектуру, так же имперскую и ордынскую. Возрождение этой «древней» романской – имперской культуры это и есть Ренессанс на Западе.
С таким же удовлетворением как Карамзин повторяет идеи русской убогости Костомаров. Он уверен, что русских мастеров наивно поражали заморские новшества. Особенно их якобы удивило колесо, используемое Фиораванти архитектором московского Успенского собора для подъема камней. Костомаров искренне уверен, что в XV веке русские люди колес еще не видели и не знали. Темная дикая страна, и лишь благодаря европейцам проник луч света в это темное царство.
И все бы четко и складно: просвещение итальянцами неловких русских архитекторов. Но есть один неожиданный вопрос. Как-никак, Успенский собор в Москве построен по образу и подобию Успенского собора во Владимире. Но собор во Владимире стоит на месте. Строительство его датируют XII веком, и до сих пор не рухнул, значит, все же умели строить на Руси и причина приглашения иностранцев кроется в чем-то другом.
Строительство или возведение Успенского собора в Москве
По модели Владимирского храма пытаются построить в Москве и первый (потерпевший коллапс) собор, и второй. Работа по строительству или реконструкции московского Кремля началась с возведения Успенского собора, который по своим размерам и внешнему виду должен был играть ту роль, которую до него играл величественный Успенский собор Владимира. Почему для строительства церкви понадобилось вызвать итальянца вопрос остается открытый. Но первым делом по прибытию в Россию его послали во Владимир, что бы он рассмотрел и обмерил оригинал, копию которого ему предстояли построить. И считается, что Фиораванти сравнительно точно удалось повторить оригинал. Конечно, им были сделаны небольшие латинские инновации. Это и стало основой для следующих комментаторов, например, Карамзина, хитро называть Московский Успенский собор «памятником греко-латинской архитектуры».
Такая же история произошла с московским Архангельским собором. Здесь пригласили итальянского архитектора Алевиза Нового, надо полагать был и старый, и вообще такая практика была распространена. Он также добавил немного «итальянского декора» в традиционный русских дизайн.
Иван III начинает в Москве строительство столицы. Это знаменуется строительством нового Кремля и возведением главного государственного храма по образцу Владимирского. Но почему Владимирский взят за образец, а не бывший на этом месте московский, который якобы существовал до этого 250 лет, и являлся главной соборной церковью России. Наверное, речь идет все же о главном храме России, но был ли этот храм до этого в московском Кремле, или в Кремле другого стольного града. Например, Владимирский, который является оригиналом московского собора. Что нехотя наводит на мысль, до XVI века, столица России была на самом деле во Владимире. А до этого — в городе Ростов, а еще ранее в Костроме (Хорезм в арабских источниках). Таким образом, при перенесении столицы в другой город естественно переносятся столичные здания и учреждения. И в Москве было построено все точно так же, как до этого во Владимире.
При этом, согласно археологическим раскопкам нет неоспоримых данных о наличии подворья в Кремле ранее строительства 1460 г. Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря, составленная в на век позже, не дает информации о государевом дворе в Москве, ранее то же времени. В Троице-Сергиевском монастыре ничего не знали о бытие княжеского двора в Московском Кремле ранее 1460 года. Это также подтверждает мысль, что Москва была основана только после Куликовской битвы, и только спустя еще какое-то время сюда была перенесена столица государства.
Итак, начиная с Ивана III, Московский Успенский собор является главным храмом русской империи. Ему всегда уделялось особое внимание. Так 1481 году лучшим художником того времени Дионисием и его командой учеников были написаны три иконостаса и несколько крупных икон. А в 1513-1515 годах церковь была украшена фресками.
Фрески из Успенского собора Московского Кремля
Что осталось от всего этого, и что можно узнать о средневековой Орде до русской власти Романовых, при посещении собора сегодня? К сожалению, почти ничего. Мало что сохранилось до наших дней от оригинальных украшений собора; захудалые иконы Успенского собора были заменены на новые … древние фрески в середине 17 века были сбиты.
Этим якобы «древним» фрескам Дионисия было только 100-150 лет, когда они были сбиты. Для фресок разве это не возраст? Да, иконы вряд ли были слишком «гнилыми» за такой недолгий интервал времени. Конечно, может быть, было и именно так, что здесь протекал потолок, и из-за этого быстро пришли в негодность росписи. Но почему буквально то же самое, и в то же время, и в кремлевском Архангельском соборе в Москве, построенном в 1505 — 1508 гг .? Существующие сейчас фрески собора были завершены в 1652-1666 годы во время правления царя Алексея Михайловича, который издал указ: «… писать церковь Михаила Архангела снова стенным письмом, и старые фрески сбить». Значит росписи XVI века, времен царя Ивана III, к середине XVII века были сильно изношенными и обветшалыми.
Но изучение повторного возведения московского Успенского собора Кремля дает ответ о времени реального строительства сооружений. В 1624 году, грозившие падением своды собора были подвергнуты разбору по отдельным кирпичам и вновь уложены с учетом, созданных в верхнем слое деформаций по модифицированной схеме, с укреплением сводов железом и с включением добавочных подпружных арках. Получается, что храм вначале разобрали по кирпичикам, а потом собрали, но совсем в другой конструкции и, следовательно, архитектуре. То, что было собрано и демонтировано, скорее всего, и есть реальное строительство здания.
Тем не менее, на этой стадии ремонтных работ полностью исправить ситуацию не удалось, и в 1683 году, после очередного крупного пожара собор снова подвергся капитальному ремонту. В нем снова проводятся стрелки сводов, а барабаны укрепили «жесткими» связи и вновь починили. Из-за неравномерной осадки основы фундамента в XVII веке в аварийном состоянии простояла западная стена московского собора. Это что касается общих работ по поддержанию самого собора, теперь о самой настенной росписи.
В середине XVI века фрески появились на внешних фасадах собора — на южном портале и на восточной стене. В 1642-1643 годы с оригинальных внутренних росписей храма были сняты прориси (т.е. копии), а сами росписи грубо сбиты вместе со штукатуркой. Полторы сотни мастеров, пользуясь исключительно этими копиями, выполнили новую отделку собора. Среди них Московские изографы Борис и Иван Паисеины, Марк Матвеев, Степан Ефремов, Сидор Поспеев, Важин Савин, а так же иконописцы и художники, представлявшие все крупные города Московии Владимир, Казань, Новгород, Кострома, Ярославль, Нижний Новгород, Суздаль, Устюг, Рязань, Юрьев-Польский.
В 1680 году мастером травяного орнамента Василием Романовым (Романов расписывает Романовым) расписана ризница (часть рисунков были сохранены, хотя и погребены под более поздними масляными росписями). Стены кремлевского собора реставрировались на протяжении всего XVII века.
Фрески написаны во время правления династии Романовых в XVII веке, не сбивались больше вместе со штукатуркой ни в восемнадцатом и девятнадцатом, и в XX веке. Почему в XVII веке понадобилось сбивать еще относительно свежие рисунки, выполненные лучшими художниками XVI века?
История Успенского собора в Москве
Фрески были грубо сбиты, и не расписаны новыми поверх якобы «устаревших». Почти в одно и то же время в двух крупнейших соборах Москвы, почему то провели огромную работу по сбиванию штукатурки со всей площади стен и сводов. После этого их вновь оштукатурели. И только потом на новую штукатурку были нанесены новые рисунки. Если он действительно было желание по какой-то причине на стенах и сводах собора нанести новые фрески, то почему они просто не были написаны поверх старых? Как это обыкновенно делают, и как это сделали, например, в стоящем рядом Благовещенском соборе Кремля.
Причина кроется, скорее всего, в том, что первые Романовы намеревались навеки уничтожить следы того, что представлено на стенах кремлевских соборов во времена предшествующей Ордынской династии? В конце концов, если вы пишете новые росписи на старые, то старые картины, в принципе, могут быть в некоторой степени восстановлены, достаточно соскоблить верхний слой краски. Что и делается сегодня, когда раскрывают фрески XVI, XV и XIV столетий. А вот восстановление сбитых со штукатуркой рисунков действительно не представляется возможным.
Не уж то, прежде чем сбивать всю штукатурку в кремлевских соборах, достаточно, сделать описание оригинальных фресок, что в будущем при создании новых фресок помогло сохранить идеологическую концепцию и композиционные схемы живописи XVI столетия. Итак, нынешние исследователи вынуждены признать потерю старых фресок, от которых только и осталась, что призрачная композиция. Композицию Романовы реально могли и оставить, но она являлась уже Романовского состава.
В XVII веке и в Архангельском и Успенском соборах были подменены иконостасы. В то же самое время, при первых Романовых были «существенно повреждены», и многие кремлевские белокаменные саркофаги. Наверное тоже устарели идеологически именно в то время.
В это же время по указу Романовых были преданы огню старые разрядные книги, в которых повествовалось о родословных аристократических русских семей. А используя как предлог церковные реформы Никона (сформировавшие современное православие) была проведена дотошная чистка всех библиотек России. Внесены исправления численных старинных книг. Сегодня не секрет, что конфискованы были только церковные книги. Но, похоже, чистке подверглось все связывающее с имперским прошлым Руси и той ролью, которую она играла в средневековой Монгольской – Романской империи.
and22rew
15.04.2012
УСПЕНСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
Vladimir P.Parkin — Author of film.
Автор фильма Владимир Павлович Паркин (В.ПаркинЪ)
Videocompany «PARKIN». Видеокомпания «ПАРКИН»
Источник: http://proshloeproshlo.ru/rus-i-orda/moskva-kreml/uspenskij-sobor-moskovskogo-kremlya.htmlКомментарии
Чтобы размещать комментарии, вам нужно зарегистрироваться
lazarev.org
иконы успенского собора московского кремля | Собор
ПУБЛИКАЦИИ И ИЗДАНИЯ МУЗЕЯ О СОБОРЕ
Поиск публикаций по Успенскому собору вы можете осуществить в информационной системе T-LIBRA. которая предназначена для поиска тематических подборок из массива электронных полнотекстовых ресурсов Музеев Московского Кремля.В массив электронных ресурсов включены сборники «Материалы и исследования», где представлены статьи сотрудников музея, освещающие его научную деятельность.
ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ
Федеральное гос. учреждение культуры «Гос. историко-культур. музей-заповедник “Моск. Кремль”». – М. Северный паломник, 2011. – 400 с. цв. ил.; 21,5х28,5 см. – 2000 экз. – ISBN 978-5-88678-168-7 (Музеи Моск. Кремля). ISBN 978-5-94431-320-1 (Изд-во «Северный паломник») (в пер.)
Федеральное гос. учреждение культуры «Гос. ист.-культур. музей-заповедник “Моск. Кремль”». – М. ООО ИПП «Куна», 2009. – 216 с. ил. – Формат 12х20 см. – 5000 экз. – ISBN 978-5-88678-189-2 (в обл.)
В Успенском соборе, построенном итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти в 1475–1479 гг. проходили церемонии общегосударственного характера. Здесь венчали на царство российских государей, а позже короновали императоров, избирали и поставляли глав Русской православной церкви. В этом храме проводились праздничные службы и торжественные молебны перед военными походами и в честь побед русских войск. Успенский собор стал некрополем митрополитов и патриархов.Автор подробно рассказывает об истории строительства собора от его первых построек XII–XIII вв. до существующего ныне здания, знакомит с архитектурой, интерьером и монументальной живописью храма, иконами главного и пристенных иконостасов, моленными местами царей, митрополитов и патриархов.Путеводитель богато иллюстрирован, содержит план собора, схемы расположения фресок и размещения икон в иконостасах.
ИКОНЫ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ, XI — НАЧАЛО XV ВЕКА
Научный каталог 2007 Отв. ред.-сост. Т.В. Толстая
Федеральное гос. учреждение культуры «Гос. историко-культур. музей-заповедник «Моск. Кремль». – М. Северный паломник, 2007. – 256 с. цв. ил.; 60х90/8 см. – 2000 экз. – ISBN 978-5-88678-177-9 (Музеи Моск. Кремля). ISBN 978-5-94431-217-4 (Изд-во «Северный паломник») (в пер.)
Московский Кремль. Успенский собор. 1480 – 1481 годы
Новый каменный московский Успенский собор был возведен итальянским мастером Аристотелем Фиораванти в 1475-1479 годах, как главная соборная церковь, важнейшее общественное здание Русского государства, как соборный храм, независимого самодержца «всея Руси» – первого московского государя Ивана III.
В храме, обозначавшем величие нового европейского государства, отныне проводились церковные соборы, выбирались русские митрополиты, ставились епископы, стали венчаться на царство русские государи и цари. Находившиеся в Успенском соборе иконы стали не только общерусскими святынями, но и образцами для подражания при написании новых икон.
Первое упоминание имени Дионисия в летописях связано с его работой в Успенском соборе в 1481 году: «Того же лета владыка Ростовский Васьян дал сто рублев мастером иконником Денисью, да попу Тимофею, да Ярцу, да Коне писати деисус в новую церковь святую Богородицу, иже и написаша чюдно вельми, и с праздники и с пророкы».
Святой митрополит Петр с житием. Дионисий и мастерская
Создание нового иконостаса для храма-символа было поручено артели мастеров. возглавляемой самым искусным иконописцем. Вероятно, тогда же были написаны и деисусы на каменных алтарных преградах в приделах Успенского собора, упоминаемых в его описи начала XVII века. Ни иконостас, ни алтарные деисусы не сохранились.
К этому же времени и художественному кругу относятся композиции в нижнем ярусе стен алтарных помещений собора: Петропавловского и Похвальского приделов.
В Похвальском приделе на северной стене сохранилась верхняя часть композиции Собор Богоматери – Поклонение волхвов. Выдающийся мастер-стенописец искусно вписал эту многофигурную композицию в полукруг арки на стене. Блестящий рисовальщик и живописец, Дионисий создает тонкую и праздничную цветовую гамму этой фрески. На южной стене сохранилась верхняя часть фрески Рождество Иоанна Предтечи.
На южной стене Петропавловского придела сохранились две сцены этого времени – Апостол Петр исцели недужные и Сорок севастийских мучеников, где уцелело лишь двадцать четыре фигуры.
Святой митрополит Алексий с житием. Дионисий и мастерская
На алтарной преграде, между иконами деисусного чина и местного, иконы которого размещались в киотах, мастера вписали полуфигуры преподобных, почитавшихся на Руси. Размещение подобных изображений на глухой алтарной стене было известно по другим русским памятникам: звенигородским храмам первой трети XV века – церкви Успения на Городке и собору Саввино-Сторожежского монастыря.
Для нового Успенского собора Дионисий в 1480-х годах написал две, парные, житийные иконы московских митрополитов Петра и Алексия.
Эти иконы являются первыми житийными иконами московских чудотворцев и созданы на основе глубоко продуманной и детально разработанной программы. Им отводилась одна из ключевых ролей в декорации нового собора, пока он не был полностью расписан в 1513-1515 годах.
В настоящее время икона «Митрополит Петр с житием» демонстрируется в Успенском соборе Московского кремля, для которого и была написана, а «Митрополит Алексий с житием» в Государственной Третьяковской галерее.
Специалистам известно около десяти соборов, в росписи которых участвовал Дионисий. Некоторые работы художника безвозвратно потеряны, некоторые сохранились благодаря реставраторам
Святой Георгий (икона Успенского собора Московского Кремля)
Содержание
Происхождение
Икона, по мнению академика В. Н. Лазарева. имеет новгородское происхождение и была привезена в Москву Иваном Грозным. который вывез из Новгорода большое количество местных святынь [1]. Икона имеет аналоги в византийских памятниках XII века и относится к византинизирующему направлению в новгородской иконописи [2] .
Возможным заказчиком иконы мог быть князь Георгий Андреевич (младший сын Андрея Боголюбского ), изгнанный в 1174 году из Новгорода и переселившийся в Грузию. где стал первым мужем царицы Тамары [3]. Икона могла быть изображением патронального святого молодого князя и была вложена им в Георгиевский собор Юрьева монастыря .
Существует датировка иконы концом XI — началом XII веков [4]. основанная на стилистической близости её живописи к мозаикам и фрескам Софии Киевской [5] .
Иконография
Богородица Одигитрия (оборот иконы)
Древняя живопись иконы имеет хорошую сохранность (есть небольшие утраты живописи на лице, фоне и существенные утраты одежды в нижней части иконы), которую обеспечило то, что длительное время образ Георгия был покрыт сплошной тёмно-коричневой покраской, от которой её раскрыли только в 1930-е годы [4] .
На обороте иконы под поздними записями находится выполненное греческим мастером, работавшим в Москве, изображение Богородицы Одигитрии. датируемое серединой XIV века [6]. Под ним находится более ранняя живопись неизвестной степени сохранности [5] — от записей расчищен только лик Богомладенца [7] .
Колокольня Ивана Великого и звонница
В центре Кремля на Соборной площади возвышается одно и з мечательнейших сооружений XVI века — колокольня Ивана Великого. Она объединяет в величественный архитектурный ансамбль все древние храмы Московского Кремля. Колокольня считается чудом архитектурного искусства XVI века. История возникновения колокольни уходит в глубину веков. При Иване Калите в 1329 году примерно на месте существующей колокольни была построена небольшая каменная церковь в честь Иоанна Лествичника. В 1505 году эту церковь разобрали и в 1508 году заложили новую, строителем которой был архитектор Бон Фрязин. В 1532-1543 годах зодчий Петрок Малый с северной стороны колокольни пристроил прямоугольную звонницу новгородско-псковского типа с храмом «Вознесения». В звоннице помещался тысячепудовый колокол под названием «Благовестник». Для входа в храм, который находился на третьем ярусе звонницы, московские мастера построили в 1552 году высокую каменную лестницу. Колокольня Ивана Великого представляет собой трехъярусный столп из удлиненных, уменьшающихся кверху восьмигранников, поставленных один на другой. Каждый из восьмигранников имеет террасу и открытую галерею, в арочных пролетах которой помещаются колокола. В галереях ярусов помещаются колокола, представляющие собой замечательные памятники русского литейного искусства XVI-XIX веков. Всего их — 21. Все колокола украшены орн ментами, барельефами и надписями, в которых говорится об истории колокола, дате отливки, весе, мастере. Самый большой колокол — Успенский — весит 70 тонн. Его отлили в XIX веке мастера Завьялов и Русинов. Другой колокол весом 19 тонн отлит Андреем Чоховым в 1622 году. В Филаретовой пристройке висит колокол весом 12,5 тонны, отлитый в XVIII веке Иваном Моториным. Высота колокольни — 81 метр. Она была главной дозорной башней Кремля, с высоты которой хорошо обозрев лась Москва и ее окрестности в радиусе до 30 километров. В 1624 году с северной стороны звонницы мастер Бажен Огурцов возвел так называемую Фил ретовскую пристройку, завершавшуюся белокаменными пирамидками и черепичным шатром. Второй и третий ее этажи были отведены под патриаршую ризницу. В 1812 году отступавшие из Москвы Наполеоновские войска пытались взорвать колокольню. Она уцелела, но звонница и Филаретовская пристройка разрушились. В 1819 году их восстановил архитектор Д.Жилярди по типу старых, но с некоторыми элементами рхитектуры XIX века.
Иконы и фрески Успенского собора Московского Кремля
Святые воины. Фрески на столпах. Середина 17 века
«На алтарной стене Успенского собора, которая теперь закрыта иконостасом 1653 года, изображены Спас, серафимы, а также некоторые святые, о которых рассказывают средневековые религиозные патерики — сборники жизнеописаний “отцов-монахов. Но выбор святых здесь не случаен. Изображены именно те из них, дни которых совпали с какими-либо значительными событиями времени Ивана III, при котором был построен Успенский собор. Например, Иоанн Кущиик и Павел Фивейский изображены потому, что в день этих святых (15 января по старому стилю) Новгород присягал на верность Ивану III. В день Алексея, Человека Божьего (17 марта) Иван III в 1462 году взошел на великокняжеский престол. Изображение Нила Постника напоминает о дне, когда Иван III венчался с византийской царевной Софьей Палеолог. » М. Аверьянов. «Китайский сорок»
Источники: http://assumption-cathedral.kreml.ru/history/view/publikatsii-i-izdaniya-muzeya-ob-uspenskom-sobore/, http://www.dionisy.com/dionisy/32/, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E2%FF%F2%EE%E9_%C3%E5%EE%F0%E3%E8%E9_(%E8%EA%EE%ED%E0_%D3%F1%EF%E5%ED%F1%EA%EE%E3%EE_%F1%EE%E1%EE%F0%E0_%CC%EE%F1%EA%EE%E2%F1%EA%EE%E3%EE_%CA%F0%E5%EC%EB%FF), http://mos-kreml.narod.ru/sobor.html, http://www.uer.varvar.ru/uspenskiy.htm
Комментариев пока нет!
www.tsurganov.info
Ваш комментарий будет первым