ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
В нелегкое и смутное время рубежа двух веков и тысячелетий, в Москве совершилось настоящее чудо, 31 декабря 1999 года в канун 2000-летия Рождества Христова вновь распахнулись врата Храма Христа Спасителя.
Храм имеет 3 престола – главный, освященный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и Святого Князя Александра Невского (северный).
Главные святыни Храма:
Частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа; Риза Пресвятой Богородицы; Св. мощи основателя Храма, митрополита Московского Филарета (Дроздова), перенесенные в 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II из Троице-Сергиевой Лавры, Частицы свв. мощей: св. апостола Андрея Первозванного, св. глава святителя Иоанна Златоуста, свт. Петра, Митрополита Московского, свт. Ионы, митрополита Московского, св. блгв. князя Александра Невского, св. блгв. кн. Михаила Тверского и преподобной Марии Египетской. Чудотворный образ Владимирской Божией Матери и чудотворный образ Смоленской-Устюженской Божией Матери. Икона Рождества Христова привезенная Святейшим Патриархом Алексием из Вифлеема, шесть подлинных отреставрированных полотен художника В.П. Верещагина и подлинный трон Святейшего Патриарха Тихона в главном алтаре, икона собора новых мучеников и исповедников Российских прославленных 20 августа 2000 г. в Храме Христа Спасителя, список с чудотворной иконы Богоматери «Святого евангелиста Луки» («Мадонна ди сан Лука»), привезенный из г. Болоньи (Италия).
Духовенство:
Настоятелем Храма Христа Спасителя — Кафедрального собора Русской Православной Церкви — является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его представитель в Храме — Ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев. В клир Храма также входят: протоиерей Георгий Мартынов, протоиерей Андрей Марущак; иерей Иоанн Нефёдов, иерей Сергий Куксов, иерей Димитрий Кельманов, иерей Артемий Кокош,протодиакон Константин Барган, протодиакон Николай Филатов, протодиакон Дионисий Пряхин и диакон Иоанн Клинцов.
Хоры:
в Храме Христа Спасителя и в нижней Преображенской церкви поют: Патриарший хор под управлением регента И. Толкачева, Камерный хор под управлением С. Соколовской и Преображенский хор под управлениея С. Сидоренко.
Богослужения:
Всенощное бдение и Божественная Литургия в воскресные дни и Великие праздники (см. расписание Богослужений).
Воссозданный Храм воспроизведен максимально близко к оригиналу. Во время проектных и строительных работ использовалась информация прошлого века, включая эскизы и чертежи. Однако имеются некоторые отличия в планировке и технологии строительства Храма, обусловленные объективными причинами. Это наличие стилобатной части, возведенной на месте существовавшего холма-основания. В этом сооружении, высотой 17 метров, находится церковь Преображения Господня, Зал Церковных Соборов, Зал совещаний Священного Синода, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения. Для въезда к подножию Храма построен пандус. В колоннах Храма и в стилобатной части установлены лифты.
Второе отличие — использование современных строительных технологий и материалов. Стены и несущие конструкции Храма изготовлены из железобетона с последующей облицовкой кирпичом. Для наружной отделки использовался мрамор месторождения Коелга (Челябинская область), цоколь и лестницы из красного гранита Балморалского месторождения (Финляндия).
Храм Христа Спасителя — самый большой собор Русской Православной Церкви, он вмещает до 10 000 человек. В горизонтальном сечении напоминает равносторонний крест шириной свыше 85 метров. Высота нижнего блока около 37 метров, высота барабана – 28 метров, высота купола с крестом – 35 метров. Общая высота сооружения – 103 метра, внутреннего пространства — 79 метров, толщина стен до 3,2 метра, объем здания 524 000 куб. метров. Площадь росписи Храма — более 22 000 кв. метров, из них более 9000 кв. метров золочения сусальным золотом.
Храм Христа Спасителя задумывался как памятник религиозно-благодарственный, свидетельствующий о божественном заступничестве за Россию в Отечественную войну 1812 года и, вместе с тем, как памятник исторический. Поэтому на всех четырех стенах Храма находятся изображения, напоминающие о событиях войны 1812 года, фигуры святых заступников за Русскую землю и некоторых отечественных распространителей православной веры, а также князей русских, отдавших свою жизнь за свободу и целостность Русской земли.
new.xxc.ru
Билеты в Храм Христа Спасителя
Страницы истории
Храм Христа Спасителя был заложен 12 октября 1817 года в честь победы в войне 1812 года. Инициатором строительства выступил генерал Петр Кикин, сподвижник императора Александра I.
Освящение уже отстроенного и украшенного храма состоялось только в мае 1883 года. За 66 лет, прошедших между первой закладкой и освещением, произошло много событий: принятие решения об изменении места строительства, обвинение первого архитектора и членов комиссии в растратах и назначение новой комиссии и второго архитектора, которым стал Константин Тон, вторая закладка — в сентябре 39 года — и долгие годы строительства здания и оформления его интерьера.
В 1883 году Москва с трепетом и восторгом праздновала освящение нового собора. Тогда всем казалось, что строение, которому нет равных по красоте и величию, простоит сотни и тысячи лет. Увы…
В 1931 году Сталин, не смущенный ни красотой здания, ни его исторической и духовной ценностью, счел религиозное строение пережитком прошлого. В результате, по указанию руководителя СССР собор снесли. В 30-х годах XX века проводилась реконструкция Москвы. На месте снесенного церковного здания запланировали возвести Дворец Советов. Однако был построен бассейн «Москва».
Современный Храм Христа Спасителя – это воссозданное здание. Решение о воссоздании принималось на правительственном уровне по результатам ранее проведенного народного референдума. Строительство велось на пожертвования от населения, российских и зарубежных организаций. Над новым проектом работало несколько архитекторов, в том числе Алексей Денисов и Михаил Посохин. Чуть позже к реализации сложного проекта подключился архитектор Зураб Церетели.
Первую божественную литургию в воссозданном Храме Христа Спасителя отслужили в рождественскую ночь 2000 года. Летом того же года состоялось торжественное открытие Зала Церковных Соборов, расположенного в стилобатной части основного храма. Данная конструкция была дополнением архитекторов. В первоначальном проекте Константина Тона ее не было.
hram-hrista-spasitelya.com
ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
В нелегкое и смутное время рубежа двух веков и тысячелетий, в Москве совершилось настоящее чудо, 31 декабря 1999 года в канун 2000-летия Рождества Христова вновь распахнулись врата Храма Христа Спасителя.
Храм имеет 3 престола – главный, освященный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и Святого Князя Александра Невского (северный).
Главные святыни Храма:
Частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа; Риза Пресвятой Богородицы; Св. мощи основателя Храма, митрополита Московского Филарета (Дроздова), перенесенные в 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II из Троице-Сергиевой Лавры, Частицы свв. мощей: св. апостола Андрея Первозванного, св. глава святителя Иоанна Златоуста, свт. Петра, Митрополита Московского, свт. Ионы, митрополита Московского, св. блгв. князя Александра Невского, св. блгв. кн. Михаила Тверского и преподобной Марии Египетской. Чудотворный образ Владимирской Божией Матери и чудотворный образ Смоленской-Устюженской Божией Матери. Икона Рождества Христова привезенная Святейшим Патриархом Алексием из Вифлеема, шесть подлинных отреставрированных полотен художника В.П. Верещагина и подлинный трон Святейшего Патриарха Тихона в главном алтаре, икона собора новых мучеников и исповедников Российских прославленных 20 августа 2000 г. в Храме Христа Спасителя, список с чудотворной иконы Богоматери «Святого евангелиста Луки» («Мадонна ди сан Лука»), привезенный из г. Болоньи (Италия).
Духовенство:
Настоятелем Храма Христа Спасителя — Кафедрального собора Русской Православной Церкви — является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его представитель в Храме — Ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев. В клир Храма также входят: протоиерей Георгий Мартынов, протоиерей Андрей Марущак; иерей Иоанн Нефёдов, иерей Сергий Куксов, иерей Димитрий Кельманов, иерей Артемий Кокош, протодиакон Константин Барган, протодиакон Николай Филатов, протодиакон Дионисий Пряхин и диакон Иоанн Клинцов.
Хоры:
в Храме Христа Спасителя и в нижней Преображенской церкви поют: Патриарший хор под управлением регента И. Толкачева, Камерный хор под управлением С. Соколовской и Преображенский хор под управлениея С. Сидоренко.
Богослужения:
Всенощное бдение и Божественная Литургия в воскресные дни и Великие праздники (см. расписание Богослужений).
Воссозданный Храм воспроизведен максимально близко к оригиналу. Во время проектных и строительных работ использовалась информация прошлого века, включая эскизы и чертежи. Однако имеются некоторые отличия в планировке и технологии строительства Храма, обусловленные объективными причинами. Это наличие стилобатной части, возведенной на месте существовавшего холма-основания. В этом сооружении, высотой 17 метров, находится церковь Преображения Господня, Зал Церковных Соборов, Зал совещаний Священного Синода, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения. Для въезда к подножию Храма построен пандус. В колоннах Храма и в стилобатной части установлены лифты.
Второе отличие — использование современных строительных технологий и материалов. Стены и несущие конструкции Храма изготовлены из железобетона с последующей облицовкой кирпичом. Для наружной отделки использовался мрамор месторождения Коелга (Челябинская область), цоколь и лестницы из красного гранита Балморалского месторождения (Финляндия).
Храм Христа Спасителя — самый большой собор Русской Православной Церкви, он вмещает до 10 000 человек. В горизонтальном сечении напоминает равносторонний крест шириной свыше 85 метров. Высота нижнего блока около 37 метров, высота барабана – 28 метров, высота купола с крестом – 35 метров. Общая высота сооружения – 103 метра, внутреннего пространства — 79 метров, толщина стен до 3,2 метра, объем здания 524 000 куб. метров. Площадь росписи Храма — более 22 000 кв. метров, из них более 9000 кв. метров золочения сусальным золотом.
Храм Христа Спасителя задумывался как памятник религиозно-благодарственный, свидетельствующий о божественном заступничестве за Россию в Отечественную войну 1812 года и, вместе с тем, как памятник исторический. Поэтому на всех четырех стенах Храма находятся изображения, напоминающие о событиях войны 1812 года, фигуры святых заступников за Русскую землю и некоторых отечественных распространителей православной веры, а также князей русских, отдавших свою жизнь за свободу и целостность Русской земли.
new.xxc.ru
ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
Частица Ризы Господа и
Спаса нашего Иисуса Христа
PART OF THE HONORABLE ROBE OF OUR
LORD JESUS CHRIST
Св. мощи митрополита
Московского Филарета (Дроздова)
ST. PHILARET (DROZDOV),
THE METROPOLITAN OF MOSCOW
Ковчег с частицами святых мощей
CHEST WITH HOLY RELICS
Риза Пресвятой Богородицы
THE ROBE OF VIRGIN MARY
Глава святителя Иоанна Златоуста
St. John Chrysostom
Мощи Блгв. вел. кн. Александра Невского
St. Faithful Prince Alexander Nevsky
Мощи Свт. Ионы митр. Московского
St. Iona the Metropolitan of Моscow
Мощи Равноап. вел. кн. Владимира
St. Prince Vladimir Equal of the Apostle
Прп. Марии Египетской и
Блгв. кн. Михаила Тверского
St. Reverend Mary of Egypt and
St. Faithful Prince Michail Tverskoy
Мощи Свт. Петра Митрополита Московского
St. Peter the Metropolitan of Моscow
Мощи Свт. Василия Великого
St. Basil the Great
Мощи Иоанна Крестителя
St. Prophet John the Baptist
Мощи Ап. Андрея Первозванного
St. Andrew Apostle
Гвоздь Креста Господня
THE HOLY NAIL
Мощи Преп. Михаила Малеина
ST. MICHAEL MALEINOS
Мощи Св. вмч. Феодора Стратилата
ST. GREAT-MARTYR THEODORE STRATELATES
Мощи Влкм. Евфимии Всехвальной
ST. GREAT-MARTYR EUPHEMIA ALL-PRAISED
Глава свт. Григория Богослова
ST. GREGORY THE THEOLOGIAN
Мощи Прп. Евфросинии Московской
St. Euphrosyne the Princess of Моscow
new.xxc.ru
ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
АМВРОСИЙ
епископ Светлогорский, викарий Гомельской епархии (Белорусский экзархат)
2019
ВАСИЛИЙ
епископ Николаевский, викарий Хабаровской епархии
2019
ЛЕОНИД
епископ Алапаевский и Ирбитский (Екатеринбургская митрополия).
2019
САВВА
епископ Зеленоградский, викарий Патриарха Московского и всея Руси
2019
СТЕФАН
епископ Клинский, викарий Патриарха Московского и всея Руси.
2019
АЛЕКСИЙ
епископ Серовский и Краснотурьинский (Екатеринбургская митрополия)
2018
СПИРИДОН
епископ Бирский и Белорецкий (Башкортостанская митрополия)
2018
ФЕОКТИСТ
епископ Городищенский, викарий Волгоградской епархии (Волгоградская митрополия).
2018
АКСИЙ
епископ Нерчинский и Краснокаменский (Забайкальская митрополия)
2017
АЛЕКСИЙ
епископ Мценский, викарий Орловской епархии
2017
ИГНАТИЙ
епископ Мариинско-Посадский, викарий Чебоксарской епархии (Чувашская митрополия).
2017
СЕРГИЙ
епископ Маардуский, викарий Таллинской епархии (Эстонская Православная Церковь)
2017
ИОАНН
епископ Домодедовский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
2016
МАТФЕЙ
епископ Шуйский и Тейковский (Ивановская митрополия)
2016
ДИМИТРИЙ
епископ Нерчинский и Краснокаменский (Забайкальская митрополия)
2015
ПАРАМОН
епископ Бронницкий, викарий Патриарха Московского и всея Руси
2015
ПОРФИРИЙ
епископ Лидский и Сморгонский (Белорусская Православная Церковь)
2015
ИГНАТИЙ
епископ Армавирский и Лабинский (Кубанская митрополия)
2014
ПАВЕЛ
епископ Молодечненский и Столбцовский (Белорусский экзархат)
2014
ФЛАВИАН
епископ Череповецкий и Белозерский (Вологодская митрополия)
2014
АЛЕКСИЙ
епископ Саянский и Нижнеудинский (Иркутская митрополия)
2013
ВАРЛААМ
епископ Махачкалинский и Грозненский
2013
ТИХОН
епископ Ишимский и Аромашевский (Тюменская митрополия)
2013
ФЕРАПОНТ
епископ Костромской и Галичский
2013
АВГУСТИН
епископ Городецкий и Ветлужский
2012
АМВРОСИЙ
епископ Нефтекамский и Белебеевский
2012
ВАРНАВА
епископ Выксунский и Павловский
2012
ВАСИЛИЙ
епископ Котласский (Архангельская митрополия)
2012
ИЛАРИОН
епископ Кинешемский и Палехский
2012
НИКОЛАЙ
епископ Балашихинский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
2012
СЕРГИЙ
митрополит Барнаульский и Алтайский
2012
ФЕОДОР
епископ Алатырский и Порецкий (Чувашская митрополия)
2012
ФИЛАРЕТ
епископ Бежецкий и Весьегонский
2012
АРТЕМИЙ
архиепископ Петропавловский и Камчатский
2011
ВЛАДИМИР
митрополит Владивостокский и Приморский
2011
ЗИНОВИЙ
митрополит Саранский и Мордовский
2011
ИННОКЕНТИЙ
епископ Нижнетагильский и Серовский
2011
ЛУКИАН
архиепископ Благовещенский и Тындинский.
2011
НИКОЛАЙ
архиепископ Салехардский и Ново-Уренгойский
2011
РОМАН
архиепископ Якутский и Ленский
2011
СЕВАСТИАН
епископ Карагандинский и Шахтинский
2011
ТАРАСИЙ
епископ Балашовский и Ртищевский.
2011
ТИХОН
архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский
2011
ВАРНАВА
епископ Павлодарский и Усть-Каменогорский
2010
ВЕНИАМИН
епископ Борисовский, викарий Минской епархии
2010
НЕСТОР
архиепископ Мадридский и Лиссабонский
2010
НИКОДИМ
епископ Единецкий и Бричанский
2010
КИРИЛЛ
митрополит Ставропольский и Невинномысский
2009
КЛИМЕНТ
епископ Краснослободский и Темниковский
2009
ЛАЗАРЬ
епископ Нарвский и Причудский
2009
ТИХОН
архиепископ Подольский, управляющий Берлинско-Германской епархией
2009
НИКОДИМ
митрополит Челябинский и Златоустовский
2008
МАРКЕЛЛ
епископ Бельцкий и Фэлештский
2007
СЕРГИЙ
митрополит Сингапурский и Юго-восточно-азиатский
2007
АЛЕКСАНДР
епископ Даугавпильсский, викарий Рижской епархии
2006
АРИСТАРХ
митрополит Кемеровский и Новокузнецкий
2006
ЕЛИСЕЙ
архиепископ Гаагский и Нидерландский
2006
ФЕОФИЛАКТ
архиепископ Пятигорский и Черкесский
2006
АМВРОСИЙ
архиепископ Верейский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
2005
ИГНАТИЙ
епископ Выборгский и Приозерский
2005
САВВАТИЙ
митрополит Улан-Удэнский и Бурятский
2005
ТИХОН
архиепископ Майкопский и Адыгейский
2005
МАРК
митрополит Рязанский и Михайловский
2004
ВЕНИАМИН
митрополит Пензенский и Кузнецкий
2003
ГЕОРГИЙ
митрополит Нижегородский и Арзамасский
2003
ЛОНГИН
митрополит Саратовский и Вольский
2003
ИЛАРИОН
митрополит Волоколамский, викарий Патриарха Московского и всея Руси, председатель Отдела внешних церковных связей и постоянный член Священного Синода
2002
ИРИНАРХ
епископ Красногорский, викарий Московской епархии
2002
МАКСИМ
епископ Елецкий и Лебедянский
2002
ФЕОГНОСТ
архиепископ Сергиево-Посадский, викарий Московской епархии, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
2002
ФЕОДОСИЙ
митрополит Тамбовский и Рассказовский
2002
ФЕОФИЛАКТ
епископ Дмитровский, викарий Московской епархии
2002
АЛЕКСАНДР
митрополит Брянский и Севский.
2001
ДАНИИЛ
митрополит Архангельский и Холмогорский
2001
new.xxc.ru
Как живет Храм Христа Спасителя
Будучи студентом-историком, он часто по пути на учебу проходил мимо бассейна «Москва». Когда-то на этом месте стоял один из главных храмов России, а теперь в огромной чаше плавали под открытым небом люди. Тогда он и представить себе не мог, что вскоре храм начнет возрождаться, и более того — что он сыграет в организации этого восстановления важную роль. Наш собеседник — директор Фонда Храма Христа Спасителя Сергей Семененко.
— Сергей Григорьевич, насколько облик современного Храма Христа Спасителя соответствует первоначальному виду Храма, который был построен в XIX веке?
— Храм, построенный в 90-х годах ХХ века, был задуман как аутентичное воссоздание исторического Храма Христа Спасителя, и для этого проектировщиками и строителями было сделано очень многое. Но, тем не менее, нужно понимать, что современный Храм строился в других условиях, были применены современные технологии. Понятно, что в старом Храме не существовало, скажем, лифтов, а сейчас в комплексе их 16. В старом Храме было иначе устроено отопление — в наши дни отопление осуществляется с помощью системы кондиционирования.
Современный Храм — это, конечно, комплекс, жизнедеятельность которого обеспечивает большое количество инженерного оборудования и высококвалифицированного персонала. Прежний Храм Христа Спасителя, конечно, не был, да и не мог быть оснащен таким образом. И сам проект отличается: раньше Храм находился на холме, а сейчас он находится на тех же высотах, но вместо холма устроена так называемая стилобатная часть, в которой размещены церковь Преображения Господня, музейные помещения, Зал церковных соборов, Трапезные палаты и технические помещения, обеспечивающие жизнедеятельность комплекса, — в старом Храме их не было.

Патриарх Кирилл, Рождественское богослужение в Храме Христа Спасителя. 2018 г. Фото священника Игоря Палкина
— Как получилось, что Вы стали работать в Фонде Храма Христа Спасителя?
— В Фонд финансовой поддержки воссоздания Храма Христа Спасителя — так называлась тогда наша организация — я перешел на работу из Департамента общественных и межрегиональных связей правительства Москвы 1 февраля 1995 года. Сам Фонд был создан немного ранее — 7 сентября 1994 года. Меня пригласили на должность заместителя директора. В то время организация должна была заниматься исключительно сбором пожертвований для финансирования воссоздания Храма. Надо сказать, еще когда я работал в департаменте, я тесно общался с Фондом, его директором Игорем Марковичем Птичниковым. От него я и получил предложение перейти на работу в Фонд.
— Почему Вы решили поменять работу в госструктуре на работу в некоммерческой организации?
— Потому что это был крупнейший национальный проект и мне, тогда совсем молодому человеку, было интересно принимать участие в живой и активной работе. Тем более что в мэрии я уже получил необходимый опыт, который помог мне потом в Фонде.
— А что это за опыт?
— Я пришел на работу в мэрию специалистом, только получившим высшее образование. В правительстве Москвы я научился навыкам организационной работы, масштабу взгляда на определенные проблемы — ведь надо было решать задачи, касающиеся жизнедеятельности огромного мегаполиса, и даже рядовому чиновнику, которым являлся я, необходимо было иметь достаточно широкий кругозор для понимания этих задач и уметь разбираться в социально-экономических проблемах, в межрегиональных вопросах, взаимодействовать со средствами массовой информации, с общественными организациями. Безусловно, все это пригодилось мне в работе в Фонде.

Храм Христа Спасителя до разрушения
— Но в мэрии у Вас мог быть хороший карьерный рост. Не жалеете о сделанном выборе?
— Действительно, в то время я получал приглашения на работу в различные государственные структуры, в том числе вышестоящие, но я уже определился: для меня интереснее участвовать в проекте воссоздании Храма Христа Спасителя, и я не жалею о принятом решении. По милости Божией, я оказался сопричастен к воссозданию величайшего памятника нашей современности и истории.
— После мэрии тяжело было переключиться на новый вид деятельности?
— Я бы не сказал, что это был совсем уж новый для меня вид деятельности. В мэрии я занимался взаимодействием с общественными и межрегиональными структурами, и в Фонде мне предстояло заниматься тем же — нам необходимо было прежде всего работать с общественным мнением. Ведь не секрет, что были противники строительства Храма, которые аргументировали свою позицию тем, что Россия тогда, в 1994–1995 годы, находилась в сложном экономическом положении. В этой ситуации, безусловно, стоял вопрос, нужно ли реализовывать такой масштабный проект, не направить ли финансовые средства на какие-либо иные цели. В итоге было принято решение воссоздать Храм Христа Спасителя, который стал главным собором России. Сейчас без него трудно себе представить Москву.
«В те годы было трудно убедить людей, что нужно возродить храм»

Начало восстановления Храма Христа Спасителя
— А трудно шел процесс восстановления храма?
— Я бы не сказал, что трудно. Скорее, на первом этапе нелегко было убедить многих людей в том, что необходимо в сложных социально-экономических условиях осуществлять этот масштабный проект. Но как только Храм начал строиться, эти сомнения практически исчезли — и в средствах массовой информации, и среди москвичей. Люди стали активно материально помогать, некоторые перечисляли в наш фонд свои пенсии и зарплаты. Я могу ответственно сказать, что не было ни одного региона России, который в то время не принял бы участия в воссоздании Храма, и я имею в виду не администрацию регионов, а простых граждан нашей страны, предприятия. Даже из Чечни, которая находилась в то время в состоянии гражданского конфликта, поступали пожертвования на воссоздание Храма Христа Спасителя. Но, безусловно, основной вклад внесли московские предприятия и обычные москвичи.
— К этому проекту привлекли строителей, которые до этого возводили жилые помещения, дома культуры, а тут им доверили воссоздавать Храм. Тяжело им было перестроиться?
— Генподрядчиком было выбрано Акционерное общество «Моспромстрой», которое специализировалось на строительстве промышленных объектов, а в то время начало заниматься еще и строительством жилья. Конечно, для него строительство культового сооружения, тем более такого масштабного, как Храм Христа Спасителя, который был спроектирован известным архитектором Константином Тоном, было непростой задачей. Но «Моспромстрой» и «Моспроект-2», который во главе с академиком Михаилом Посохиным выступил проектировщиком, на мой взгляд, блестяще справились с этой задачей.

Патриарх Алексий II освящает колокол
— Как финансируется жизнедеятельность комплекса Храма Христа Спасителя сегодня и какова при этом функция Фонда?
— Фонд является доверительным управляющим, который обеспечивает бесперебойную работу всех систем жизнедеятельности Храма. Финансирование храмового комплекса смешанное — это средства бюджетной субсидии города Москвы и собственные средства, которые зарабатывает Фонд благодаря своей хозяйственной деятельности. Что это за деятельность? Прежде всего, обеспечение мероприятий, проходящих в Зале церковных соборов и Трапезных палатах, которые и позволяют нам пополнять бюджет храмового комплекса.
«Я пришел к вере, изучая историю»
— У Вас на рабочем столе лежит Библия. Вы ее каждый день читаете?
— Примерно 10 лет назад я завел для себя правило — каждый день прочитывать по одной главе из Священного Писания.
— А в каком возрасте Вы крестились?
— Мне было 27 лет. На мой взгляд, на это повлияло полученное мной первое высшее образование — я закончил исторический факультет Московского педагогического государственного университета. Я всегда интересовался историей, любовь к ней мне привил еще в детском возрасте мой дедушка, Леонид Григорьевич Семененко, который был моим первым учителем. Он был юрист, но всю жизнь интересовался историей и приучил меня читать историческую литературу, интересоваться отечественной и всемирной историей. Изучая историю, я пришел к вере, к пониманию Божьего присутствия в нашей жизни, и считаю, что чем более широкое и качественное образование люди получают, тем им проще подойти к Божественной истине.
А еще в этом же возрасте я создал семью, и моя супруга Светлана, будучи воцерковленным человеком, поддержала меня в моем решении принять крещение.

Обломки барельефа
— Как историк Вы размышляли об уничтожении храмов в 30-е годы ХХ столетия?
— Безусловно. Как я говорил, я учился в Московском педагогическом университете, основное здание которого находится на Пироговской улице, совсем недалеко от Храма Христа Спасителя. Мы часто, будучи студентами, гуляли по набережной в районе бассейна «Москва», и конечно, мы все знали, что на этом месте существовал величественный Храм, и поражались варварскому решению советского правительства об его уничтожении. Как историку мне было понятно, что идеология коммунизма не терпела присутствия рядом религии. Большевики насильственным способом пытались уничтожить все, что было связано с верой в Бога. Безусловно, атеистический, богоборческий режим не мог смириться с существованием в центре столицы одного из зримых символов православной России — Храма Христа Спасителя.
Поэтому, к сожалению, в 30-е годы его и постигла трагическая судьба.

Бассейн “Москва”
И не только его, было разрушено множество храмов в Москве и по всей России, а те, которые уцелели, подвергались поруганию, в лучшем случае в них размещались различные светские учреждения и даже склады. Конечно, это делалось не случайно, такова была политика государственной власти того периода, политика богоборчества. Сегодня мы оцениваем это как преступление против нашего народа, против нашей истории, против Церкви. Отрадно, что в наше время государственная власть, и предприниматели, и простые граждане понимают необходимость искупить определенную историческую вину, возрождая и строя храмы. Сейчас в Москве осуществляется программа строительства новых православных храмов, ведь город растет, развивается, возникают большие жилые массивы там, где раньше были маленькие деревни или вообще ничего не было — множество людей, живущих теперь здесь, нуждаются в духовном окормлении.
— Гуляя студентом рядом с бассейном «Москва», могли Вы себе представить, что Вам придется участвовать в воссоздании Храма Христа Спасителя?
— Нет, конечно, не мог. В то время трудно было представить, что этот грандиозный проект будет вообще осуществлен.
— А бывают ситуации — на работе, в повседневной жизни, — когда Вы советуетесь со священником, с духовником?
— Я думаю, у каждого православного человека бывают такие ситуации. И безусловно, при принятии серьезных решений, касающихся коллектива, лучше побеседовать с духовным отцом.
«Продавать билеты в храм — недопустимо»
— Почему, на Ваш взгляд, люди, причисляющие себя к либералам, часто делают Русскую Православную Церковь объектом для нападок?
— Для меня, как историка, это достаточно странно, потому что в принципе либеральная идеология подразумевает свободу мысли, в том числе свободу вероисповедания. Поэтому классические либералы должны относиться к религии очень терпимо. Но у нас, к сожалению, я бы сказал, есть такое квазилиберальное сообщество, которое почему-то считает необходимым упражняться в нападках именно на Русскую Православную Церковь. Я думаю, это связано с антигосударственной направленностью убеждений этих людей. Они воспринимают Русскую Церковь как часть русского государства и полагают, что ослабление и разрушение устоев православия, попытки опорочить церковную организацию, саму Церковь Христову, позволит ослабить и государство.
Наверное, в этом своем злом умысле они правы, потому что история Российского государства неразрывно связана с историей Церкви, которая сыграла ведущую роль в становлении его как великой многонациональной и многоконфессиональной страны, в которой многие годы сохраняется межнациональный мир и согласие. Церковь является тем институтом, который во многом формирует общественное сознание, нормы поведения, правила жизни людей, и ослабление этого института, безусловно, приведет к ослаблению основ государства и государственной власти. Но мы знаем, что Господь поругаем не бывает, и все эти клеветнические измышления, злобные нападки, которые, сопровождали христианство на протяжении всей истории, рано или поздно пройдут, а наша Русская Православная Церковь будет существовать и служить Господу.

Современный вид. Фото Александра Гаврилова
— Храм Христа Спасителя частично финансируется государством, что вызывает критику у либералов. Но например, в той же секулярной Германии существует церковный налог, который никого не возмущает. Может, было бы разумно ввести церковный налог и в России?
— Я думаю, что данный вопрос требует всестороннего осмысления и обсуждения. На мой взгляд, какие-то принудительные церковные налоги в настоящее время вводить не нужно. Мне кажется, что поддержка своей церкви, своей общины, должна осуществляться людьми самостоятельно. Другое дело, может быть, можно вести речь о каких-то специальных сборах, но они должны носить исключительно добровольный характер, всякое принуждение здесь может нанести только вред.

Храм внутри. Фото Владимира Ештокина
— А по-Вашему, может ли Церковь заниматься коммерческой деятельностью, чтобы себя обеспечивать?
— Надо правильно понимать, что подразумевается под такой коммерческой деятельностью. Если говорить с позиции Гражданского кодекса, то коммерческая деятельность — это извлечение прибыли. Конечно, Церковь не может ставить перед собой такие цели. Она ни на ком не наживается. И как я понимаю, ни одна церковь не позиционирует себя как коммерческая организация, которая своей уставной задачей ставит извлечение прибыли. Но безусловно, Церковь должна вести хозяйственную деятельность, которая позволит ей обеспечить собственную жизнедеятельность и содержание храмовых комплексов, церковного образования, церковных органов управления.
Мы живем в стране с суровым климатом, поэтому у нас высокие расходы на коммунальные услуги. Помимо этого, нужно обеспечивать безопасность храмовых сооружений, поддерживать их в достойном состоянии, чтобы люди могли прийти туда и общаться с Богом, а не отвлекаться на бытовые неудобства. Но Церковь должна вести хозяйственную деятельность, соответствующую статусу храма. При храме может быть торговля сувенирной продукцией, православной одеждой, церковной продукцией и какой-либо иной, которую допустимо реализовывать на территории храмовых комплексов.
Я думаю, ни одна Церковь в мире не существует без пожертвований и собственной хозяйственной деятельности, иначе сама жизнь Церкви, церковного прихода, церковной общины не будет обеспечена элементарными условиями для существования.

Фото Владимира Ештокина
— Но некоторые люди считают, что в самом храме все должно быть бесплатно: свечи, записки, требы…
— Я думаю, что сама формулировка, что что-то может быть бесплатным, допустима только в рамках коммунистического общества. К сожалению, это недостижимый идеал. На практике же путь к этой бесплатной системе обеспечения пролегает через тюрьмы, лагеря. Иначе в условиях реальной жизни за все приходится платить. Например, за те же свечи или иные церковные предметы — они же являются продуктом определенного производства, у которого есть конкретные затраты. Предприятию, которое занимается изготовлением свечей, нужно платить налоги, зарплату сотрудникам, оплачивать коммунальные услуги, аренду производственных помещений, нести транспортные и иные накладные расходы. Поэтому каждая свеча имеет свою цену. И я не вижу ничего дурного в том, что человек, придя в храм, приобретает за свои деньги свечи.
Сейчас существует разная практика, в некоторых храмах свечи можно взять и внести любое пожертвование. Мне такая практика кажется вполне допустимой, но всем нам нужно понимать, что ничего не происходит бесплатно. Ведь бесплатно невозможно взять в магазине хлеб или воду — все производится, все имеет свою цену и должно быть оплачено. Священник, диакон, хористы, люди, работающие в храме, в том числе уборщицы, тоже должны на что-то жить, что-то есть, платить за ту же квартиру, содержать и обеспечивать своих детей, пользоваться медицинскими услугами, которые уже во многом носят платный характер. Эти люди, как и любые трудящиеся, должны получать оплату за свой труд.

Музейное пространство. Фото Александра Гаврилова
— А может Церковь быть независимой от государства?
— Наша конституция декларирует, что Церковь отделена от государства, и мне кажется, это в определенной степени отголосок прежнего атеистического режима. Я не считаю, что можно механически отделить Церковь от государства. И государство, и Церковь существуют для определенных целей, которые связаны с общественной жизнью и формами существования народов, населяющих ту или иную территорию. Поэтому разделять или противопоставлять Церковь и государство, наверное, не стоит. Скорее наоборот, надо говорить, что государство и Церковь должны иметь между собой определенные точки соприкосновения, но при этом не вторгаться в компетенцию друг друга.

Смотровая площадка. Фото Александра Гаврилова
— На Западе за посещение храмов в небогослужебное время берут плату. А у нас возможно ввести подобную практику?
— В Храме Христа Спасителя очень простая практика: с 10-00 до 18-00 он открыт для всех посетителей, для всех желающих, единственное пожелание, чтобы внешний вид человека, посещающего храм, соответствовал православной традиции. А продавать билеты на входе в церковь, я думаю, в нашей стране неприемлемо. Я не хотел бы осуждать или обсуждать систему, сложившуюся в других странах, наверное, она имеет право на существование. Но применительно к нашей стране и к нашему городу она недопустима.
Беседовал Павел Коробов
СПРАВКА:
Что стоит посетить в Храме Христа Спасителя
В комплекс Храма Христа Спасителя входят два храмовых помещения — исторический Храм Христа Спасителя и Преображенская церковь. В обходной галерее размещен Патриарший музей церковного искусства. В нем представлена уникальная коллекция церковной живописи, икон и т. д. — всего около 300 предметов, которые на протяжении многих лет собирал лично Патриарх Кирилл. Также в комплексе есть экспозиция, посвященная истории самого Храма Христа Спасителя, его строительству, трагическому разрушению и воссозданию — она небольшая, но весьма содержательная. Кроме того, на территории комплекса существует уникальный проект — «Центр Искусств. Москва». Там представлены уникальные экспонаты из частных коллекций — картины лучших художников России XIX века и другие предметы искусства, обладающие большой культурной ценностью.
Читайте также:
Храм Христа Спасителя — главный храм России
Храм Христа Спасителя. Инфографика
Храм, по которому можно изучать историю
Фото на заставке: Александр Гаврилов
foma.ru
Храм Христа Спасителя
История создания
Идея постройки храма возникла зимой 1812 года на одном из заседаний общества «Беседа любителей русского слова» под председательством государственного деятеля и поэта Гавриила Державина. Предложение было передано царю Александру I, и уже через несколько дней, в Рождество 1812-го (25 декабря по старому стилю), появился манифест за подписью государя, в котором говорилось: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа…» Манифест был широко поддержан самыми разными представителями российского общества.
Вскоре был объявлен международный конкурс на проект храма. Александр I хотел, чтобы в нем не просто была увековечена история войны и спасения. В каменной форме следовало отразить «миссию русского народа». И такой проект нашелся. Неожиданно для многих победил 28-летний архитектор шведского происхождения Карл Мангус Витберг. Его проект на фоне остальных выделялся масштабом — высота храма должна была составить 237 метров, почти на две трети выше, чем собор Святого Петра в Риме. Он включал площадь с колоннадами длиной более 600 метров и триумфальные колонны, отлитые из трофейных вражеских пушек. Оценив проект, Александр I сказал: «Вы заставили камни говорить!»
В 1817 году в присутствии практически всего населения Москвы того времени — около 400 тысяч человек — на Воробьевых горах был торжественно заложен первый камень. И если бы этому проекту было суждено воплотиться в жизнь, сегодня мы смогли бы увидеть храм из любой точки Москвы. Бодрый темп стройки, взятый на первых этапах, вскоре заметно снизился из-за проблем с инфраструктурой, а после смерти Александра I в 1825-м работы и вовсе прекратились. Вступивший на престол Николай I не был чувствителен к «мистическим откровениям» брата и остановил проект. По официальной версии, земли, на которых строился храм, были непригодны для строительства. Самого архитектора, успевшего сменить имя с Карла Мангуса на Александра Лаврентьевича, осудили за растраты и сослали на Вятку. О том, был ли он виноват или нет, историки спорят до сих пор. Однако храм Александра Невского, построенный Витбергом в Кирове в память об императоре, вплоть до уничтожения в XX веке свидетельствовал в пользу архитектора красноречивее любых других доводов.
От идеи строительства Николай I отказываться не стал, а решил рассмотреть новые проекты, среди которых особого внимания удостоился предложенный Константином Тоном, архитектором Николаевского вокзала (ныне Ленинградского), Большого Кремлевского дворца и других зданий в Москве и Петербурге. Проект был выполнен в русско-византийском стиле и с некоторым оговорками представлял собой тот храм, который можно сегодня увидеть на Волхонке. В качестве места для строительства было выбрано Чертолье (сегодня — район рядом со станцией метро «Кропоткинская»). Горожане связывали название с чертом и этим объясняли непростую судьбу находившегося здесь Алексеевского монастыря, который по разным причинам разрушался, сгорал и воссоздавался вновь несколько раз.
Однако Николая I суеверия не волновали. Более того, он был готов снести Алексеевский монастырь ради постройки нового. По легенде, игуменья Алексеевского монастыря, узнав, что все сооружения приказано снести, сказала: «Окромя большой лужи, здесь ничего не будет». По другой версии, она сказала о будущем храме Христа Спасителя: «Бедный. Недолго ему простоять». По третьей, и вовсе прокляла это место именем святого Алексия. События последующих лет подтвердили первую и вторую версии.
Алексеевский монастырь
Был основан во второй половине XIV века, до XVI века располагался на месте нынешнего Зачатьевского монастыря на улице Остоженке. Монастырь сгорел во время московского пожара 1547 года и был восстановлен по приказу Ивана Грозного на месте, где сегодня располагается храм Христа Спасителя. Позже монастырь и прилегающие постройки сгорали не раз и вновь восстанавливались. Долгое время в его церквах молились члены семьи Романовых и высокопоставленные вельможи. В XIX веке Николай I приказал перенести монастырь для того, чтобы расчистить место для храма Христа Спасителя, а новый, названный Ново-Алексеевским, построили в Красном селе (неподалеку от метро «Красносельская»). После революции 1917 года монастырь упразднили, часть его была разрушена. В уцелевших зданиях в разное время располагался Дом пионеров, научные учреждения и завод зонтов. В конце XX века здания вернули Русской православной церкви. Часть церквей действует и сегодня.
Храм возводили больше сорока лет. На его строительство снова были выделены грандиозные средства. Прежних ошибок с инфраструктурой уже не повторили. Чтобы удобно доставлять камень для стройки, был осуществлен один из проектов еще петровских времен по соединению каналом подмосковных рек Сестры и Истры.
Озеро Сенеж
Во время возведения храма Христа Спасителя у строителей возникли трудности с доставкой стройматериалов из других регионов России. Еще во время первой стройки под руководством Александра Витберга бывали случаи, когда из десяти барж с камнем до стройки доплывали одна или две. Проблему решил канал, прорытый в Подмосковье между реками Истра и Сестра. Он позволил подвозить стройматериалы по Москве-реке прямо к стройке. На строительство канала ушла четверть века. Однако уже через десять лет грузы стали возить по железной дороге. В результате рытья канала существенно увеличилось озеро Сенеж. Из маленького озерца оно превратилось в водохранилище площадью 15 км². Сегодня Сенеж является самым большим озером в Подмосковье. Сюда приезжают из Москвы и близлежащих городов купаться, ловить рыбу и охотиться. Самым известным среди ценителей красот этой местности был художник-пейзажист Исаак Левитан. Именно здесь он работал над своей последней картиной «Озеро. Русь».
Основные работы закончились в 1880 году. Константина Тона, к тому времени уже дряхлого старика, доставляли к храму на носилках. Не дожил до конца стройки и Николай I. Храм планировалось освятить в 1881 году. Однако церемония сорвалась из-за бомбы народовольцев, убившей Александра II. Освящение состоялось только в 1883-м, в день коронации Александра III, которая проходила в Успенском соборе Кремля. В последующие годы в храме Христа Спасителя отмечались все большие религиозные праздники: 300-летие дома Романовых, 100-летие со дня окончания войны 1812 года и другие. А Рождество Христово до 1918 года отмечалось как день спасения России и победы в Отечественной войне.
Храм простоял чуть больше 50 лет. Летом 1931-го по указанию Иосифа Сталина его было решено снести для постройки главного здания СССР — Дворца Советов. Так же, как и в прошлые столетия, был объявлен конкурс, но уже не международный, а всесоюзный. В нем победил Борис Иофан — архитектор Дома на набережной. Начались работы по демонтажу храма. Так как разобрать здание полностью не удалось, было решено его взорвать. Через несколько лет началась стройка, которая так и не была закончена. Во время Второй мировой войны металлические конструкции, предназначенные для стройки дворца, использовали для восстановления мостов. После войны в фундаменте, оставшемся от здания, было решено разместить бассейн.
Самый большой в Европе бассейн «Москва», в котором можно было плавать круглый год, был открыт в 1960-м. За спортивным объектом закрепилась дурная слава. Там периодически тонули люди — якобы действовала радикальная группировка, недовольная сносом храма Христа Спасителя. О храме за 30 лет никто не забыл. Говорили, что по ночам в воде бассейна отражается храм. Соседством с бассейном была недовольна администрация Музея им. Пушкина: эксперты жаловалась на то, что зимой испарения горячей воды оседали на здании и экспонатах музея, разрушая их. Однако ни слухи, ни просьбы не помешали бассейну проработать больше 30 лет, до начала работ по воссозданию храма Христа Спасителя в 1994 году.
Так же, как и 200 лет назад, в числе инициаторов воссоздания храма Христа Спасителя были литераторы. Указ был издан первым президентом России Борисом Ельциным. Деньги на храм собирали «всем миром». Стройка, которая в XIX веке заняла около сорока лет, была завершена в трехлетний срок. Здание восстановлено по проекту Константина Тона под руководством архитектора Алексея Денисова, позже — Зураба Церетели. Внешний вид и убранство храма отличаются некоторыми деталями, самая заметная из которых — барельефы. До 1931 года они были белокаменными, сейчас — бронзовые. Немного увеличилась высота храма. Внутреннее убранство изменилось существенно. Практически ничего из храма, стоявшего на этом месте до 1931-го, здесь нет. Однако это не значит, что ничего не осталось.
Что стало с храмом Христа Спасителя после взрыва
Убранство
Когда решение о сносе храма Христа Спасителя было принято окончательно, к работе приступила комиссия, которая должна была выбрать, что следует сохранить. Иконы, утварь и другие предметы было решено передать в Третьяковскую галерею, Русский музей, а также в Антирелигиозный музей искусств, который располагался в Исаакиевском соборе Петербурга.
Но и после взрыва в разных учреждениях Москвы продолжали появляться предметы убранства храма. Например, уцелевшие горельефы до сих пор можно увидеть на одной из стен Донского монастыря недалеко от метро «Шаболовская». Четыре яшмовые колонны алтаря, по одной из версий, находятся в здании ученого совета Московского государственного университета. По слухам, в подвалах одного из зданий МГУ на Моховой находятся и другие предметы из убранства храма. Алтарь, по легенде, был то ли подарен жене американского президента Элеоноре Рузвельт, то ли выкуплен ею и подарен Ватикану. По другой версии, его хотели продать, но так и не смогли демонтировать, поэтому он был уничтожен.
Колокола
Из четырнадцати колоколов храма уцелел только один. Некоторое время он был в здании Северного речного вокзала в подмосковных Химках. Другие колокола были переплавлены. По одной из версий, они были использованы при отливке знаменитых скульптур на станции метро «Площадь Революции».
Камень
Камень, оставшийся после взрыва, использовался при отделке станций метро «Кропоткинская», «Новокузнецкая» и, возможно, «Площадь Свердлова» (сейчас — «Театральная»), а также гостиницы «Москва». Скамейки и светильники из храма в несколько измененном виде находятся на станции метро «Новокузнецкая». Доски с именами героев войны 1812 года использовались для постройки лестниц в Третьяковской галерее, а также для отделки Института органической химии АН СССР. Оставшиеся таблички раскрошили и посыпали ими дорожки в Парке культуры и отдыха им. Горького.
www.culture.ru

Ваш комментарий будет первым