Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Захват поляками москвы – Захват Москвы поляками: как то было

1610, сентябрь Оккупация Москвы поляками, выдача Шуйского полякам

1610, сентябрь Оккупация Москвы поляками, выдача Шуйского полякам

Тем временем Кремль и другие важные центры Москвы начали занимать регулярные польские войска. Вскоре столица оказалась фактически оккупированной польской армией. Это произошло 20–21 сентября 1610 г. Гетман Жолкевский потребовал выдачи бывшего царя Василия и его братьев, что Семибоярщина без сожаления и сделала – даже монахом Шуйский с его влиянием, деньгами и связями был опасен для захвативших власть бояр. В сентябре 1610 г. пленного русского царя, одетого в потертую монашескую рясу, увезли под Смоленск. После сдачи Смоленска 3 июня 1611 г. Сигизмунд II с трофеями и пленным царем двинулся в Варшаву, где ему устроили триумфальную встречу. Царя Василия как дивного зверя показывали турецкому послу, любопытствующим панам и дамам. Среди тех, кого провели как пленников в триумфе по варшавским улицам, был и взятый заложником под Смоленском патриарх Филарет – отец будущего царя Михаила. Не дожив до 70 лет, Василий Шуйский умер в сентябре 1612 г. В 1635 г. Польша согласилась выдать прах несчастного русского царя, и его торжественно перезахоронили в Архангельском соборе Кремля. Тем временем огромное (более 1000 человек) русское посольство отправилось в королевский лагерь под Смоленск, предполагая вскоре вернуться в Москву с новым царем. Но из этой затеи ничего путного не вышло. Переговоры в лагере Сигизмунда зашли в тупик: выяснилось, что король рассматривает положение вещей иначе, чем Жолкевский, что Сигизмунд против перехода сына в православие и не хочет отпускать его в Москву. Более того, Сигизмунд сам задумал стать русским царем (Жигимонтом Ивановичем), чтобы объединить Польшу, Литву и Россию под своей властью. Русские послы оказались в ужасном положении: они не могли согласиться на провозглашение Сигизмунда II русским царем, как и позорно уехать ни с чем. Переговоры пошли на повышенных тонах, а потом оказалось, что послы, как и Василий Шуйский, – пленники поляков.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

«Лучше мне было бы умереть, чем видеть всё это». Как поляки сожгли Москву


В марте 1611 года по последнему зимнему пути ополченцы стали стягиваться со всех сторон к Москве. Князь Пожарский во главе своего отряда выступил из Зарайска в начале марта. Подойдя к столице, его ратники небольшими группами и поодиночке проникли в московские слободы. То же самое сделали воины из других отрядов, первыми подошедших к окраинам города. Пробрались в столицу и воеводы: князь Дмитрий Пожарский, Иван Бутурлин и Иван Колтовский.

Через несколько дней москвичи ожидали подхода главных сил земского ополчения, но дождаться их не удалось. 19 марта началось Московское восстание. На улицах Москвы шли ожесточенные бои с интервентами. Таким образом, долго, терпеливо сносившие гнёт врага горожане не выдержали и выступили стихийно. Напряжение в Москве росло с начала 1611 года. Население Москвы в своем подавляющем большинстве ненавидело ляхов. При гетмане Жолкевском поляки в Москве соблюдали хоть какую-то дисциплину, при Гонсевском же они совсем распоясались. Жены и дочери москвичей средь бела дня подвергались насилию. По ночам поляки нападали на прохожих, грабили и избивали их. К заутрене не пускали не только мирян, но и священников.

Командующий польским гарнизоном Гонсевский и русские изменники знали, что на южных подступах к Москве собирается земское ополчение. Поэтому они предприняли определенные меры предосторожности. От москвичей потребовали в 24 часа под страхом смерти сдать оружие. Запрещено было носить даже ножи, что тогда было самым обычным делом. Ввели комендантский час, ночью по улицам ездили патрули, на месте рубя нарушителей. Польские солдаты врывались с обысками в «подозрительные» дома. На окраинах выставили заставы — у кого находили оружие, тащили к проруби и топили. Купцам было запрещено продавать топоры, ножи и другое холодное оружие. Топоры отбирались и у плотников, шедших с ними на работу. Поляки боялись, что за неимением оружия народ может вооружиться кольями и дубинами, и запретили крестьянам возить дрова на продажу. Подозрительным казался даже русский обычай подпоясывать рубахи и кафтаны: опасались, что москвичи могли прятать за пазуху оружие. Поэтому патрули задерживали всех и заставляли распоясываться. Интервенты тщательно обыскивали каждую повозку, прибывавшую в город.

«…Мы… день и ночь стояли на страже, — писал поляк Маскевич,- и осматривали в городских воротах все телеги, нет ли в них оружия: в столице отдан был приказ, чтобы никто из жителей под угрозой смертной казни не скрывал в доме своем оружия и чтобы каждый отказал его в царскую казну. Таким образом, случалось находить целые телеги с длинными ружьями, засыпанными сверху каким-либо хламом; все это представляли Гонсевскому вместе с извозчиками, которых он приказывал немедленно сажать под лед». Но и под страхом казни на дворах и подворьях Москвы ковалось и готовилось оружие.

В самой Москве постепенно накапливались силы для выступления против захватчиков. Руководители Первого ополчения задумывали двойной удар — извне и изнутри столицы. В Москву задолго до восстания из подмосковных местечек и деревень сходились люди под предлогом поиска защиты, тайно принося с собой оружие, приходили и ополченцы Ляпунова, переодевшись в городское платье, их никто не узнавал, так как они смешивались с московским населением. Изменник боярин Салтыков посоветовал польскому командованию спровоцировать преждевременное выступление московского населения, с тем чтобы расправиться с внутренней угрозой до подхода земского ополчения. 17 марта после традиционного шествия патриарха в Кремль во время церковного праздника в вербное воскресенье Салтыков говорил польским панам о том, что они упустили удобный случай для расправы с москвичами: «Ныне был случай, и вы Москвы не били, ну так они вас во вторник будут бить».

Понятно, что поляки были всерьез обеспокоены внутренней и внешней угрозой и планировали свои контрмеры против земского ополчения. Так, польский ротмистр Маскевич отмечал: «Мы были осторожны; везде имели лазутчиков… Лазутчики извещали нас, что с трех сторон идут многочисленные войска к столице. Это было в великий пост, в самую распутицу. У нас бодрствует не стража, а вся рать, не расседлывая коней ни днем ни ночью… Советовали нам многие, не ожидая неприятеля в Москве, напасть на него, пока он еще не успел соединиться, и разбить по частям. Совет был принят, и мы уже решились выступить на несколько миль от столицы для предупреждения замыслов неприятельских».

Однако осуществить такой план и атаковать ополченческие отряды около Москвы противнику не удалось: у интервентов, засевших в Москве, не хватало войск. Польский гарнизон Москвы насчитывал 7 тыс. солдат под началом гетмана Гонсевского, 2 тыс. из них составляли немецкие наемники. Этих сил не хватало, чтобы контролировать русскую столицу — огромный по тем временам город и одновременно атаковать основные силы ополчения. Оставить столицу было жалко: рушился давний план завоевания Русского государства, терялась надежда на дальнейшее личное обогащение, пришлось бы бросить многое из награбленного. Гетман Гонсевский решил остаться в осаде, надеясь, что к нему в скором времени подойдут подкрепления из Речи Посполитой, куда были направлены гонцы за помощью.

Польское командование очень беспокоило и то, что на стенах Белого города и Деревянного (или Земляного) города находились многочисленные пушки, которые москвичи в случае восстания могли повернуть против польских войск. Гонсевский приказал стащить всю артиллерию со стен и перевезти в расположение своих войск. Орудия гетман приказал устанавливать на стенах Кремля и Китай-города, чтобы держать под обстрелом саму Москву. В результате пушки, установленные на кремлевских и китайгородских стенах, держали под прицелом весь обширный Московский посад. Туда же свезли все запасы пороха, изъятые из лавок и селитряных дворов.

И все же, несмотря на все меры предосторожности, интервенты боялись. «Уже нельзя было спокойно спать среди врагов, таких сильных и жестоких, — признавался тот же Маскевич.— Все мы утомлялись частыми тревогами, которые были по четыре и по пять раз в день, и непрестанною обязанностью стоять по очереди в зимнее время на страже: караулы надлежало увеличить, войско же было малочисленно. Впрочем, товарищество сносило труды безропотно: дело шло не о ремне, а о целой шкуре».

Москва и в то время была огромным городом. Современники-иностранцы указывали, что она «намного больше Лондона с предместьями», «больше Рима и Флоренции». Точная численность населения неизвестна. Считается, что численность населения составляла 200-300 тыс. человек, но некоторые приводили цифру 700 тыс. человек. Москва состояла из пяти частей. В центре располагалась мощная каменная крепость Кремль. Расположенный на треугольной площади, он с двух сторон омывался Москвой-рекой и ее притоком Неглинкой, а с третьей стороны по Красной площади от Неглинки к Москве-реке тянулся глубокий ров, наполненный водой. В Кремле находились царские дворцы, приказы, другие государственные учреждения.

Остальной город был разбит на четыре обособленные части. Каждая из них имела свои укрепления, была обнесена оборонительными стенами. К Кремлю примыкал Китай-город (от слова «кита», означавшего ограду, плетень), стены которого составляли единую цепочку. Первоначально Великий посад — улицы вне Кремля — был обнесен земляным валом, увенчанным вязками жердей, своего рода заградительным плетнем. Затем поставили каменные стены, которые с двух сторон подходили к Кремлю. Если стены Кремля огораживали только около 30 гектаров, то стены Китай-города охватывали площадь около двух тысяч гектаров. Вместе с Кремлем Китай-город являлся единой крепостью. Это было крупнейшее в Русском царстве, да и в Восточной Европе, военное сооружение. Здесь располагалась торговая часть столицы, помечались торговые ряды и жилые дома бояр, дворян и богатых купцов. Кремль и Китай-город с севера полукругом опоясывал Белый город. Он также был окружен каменными стенами, которые у Москвы-реки смыкались с кремлевскими и китайгородскими укреплениями. Вокруг Кремля, Китай-города и Белого города широко размещались московские слободы, окруженные земляным валом с деревянными стенами. Отсюда и название этой четвертой части столицы — Деревянный, или Земляной город. Дополнительным поясом обороны столицы служили расположенные вокруг Москвы укрепленные монастыри: Андроньев, Симонов, Николо-Угрешский, Девичий.


Москва в XVII столетии

17 марта 1611 года в Вербное воскресенье патриарха Гермогена на время освободили из-под стражи для торжественного шествия на осле. Но народ не пошел за вербой, так как по Москве распространился слух, что боярин Салтыков с поляками хотят напасть на патриарха и безоружных москвичей. По всем улицам и площадям стояли польские конные и пешие роты. Это был последний выезд Гермогена на люди. А для Москвы Страстная неделя стала таковой в прямом смысле.


Восстание началось стихийно 19 марта. По городу прошел слух, что гетман Гонсевский собирается выступить со своим войском из Москвы навстречу ополчению, чтобы напасть на его разрозненные отряды и уничтожить их поочередно, пока они не успели соединиться в единое войско. С утра на улицах Белого города и Китай-города скопились сотни возниц с явным намерением преградить своими санями и повозками проход польским полкам. Волнение началось на торгу, где поляки попытались силой заставить возниц помогать им таскать пушки со стены Китай-города. Возницы отказывались, сопротивлялись. Поляки стали избивать возниц. Те стали отбиваться, им на помощь кинулись свои. Вспыхнула распря, поднялся шум. На помощь польской пехоте прискакал отряд немецких наемников, затем польские драгуны, стоявшие в боевой готовности на Красной площади. В конном строю они врезались в толпу, топтали людей, рубили их саблями и учинили страшное побоище над безоружной толпой. Как писал поляк Стадницкий, «они рассекали, рубили, кололи всех без различия пола и возраста» — и сами были в крови с ног до головы, «как мясники». Считается, что только в Китай-городе было вырезано, около 7 тысяч москвичей. Тогда же был убит находившийся под стражей князь Андрей Васильевич Голицын. Избиение горожан сопровождалось повальным грабежом. Поляки и немецкие наемники громили лавки, врывались в дома, тащили все, что попадалось под руку.

Спасаясь от избиения, толпа хлынула в Белый город. Там всюду раздавался набатный звон, призывая всех к восстанию. В Белом городе народ принялся строить баррикады, вооружаться, чем попало. Разгромив Китай-город, поляки двинулись в Белый город, но встретили здесь серьёзное сопротивление. Здесь русские уже были готовы к защите. Когда вражеская конница попыталась ворваться в Белый город, то натолкнулась на баррикады. Люди выносили из домов столы, скамьи, доски, бревна и все это сваливали поперек улиц, загромождая путь. В захватчиков стреляли из-за укрытий, из окон, с крыш и заборов, поражали их холодным оружием, а те, кто не имел его, бились кольями, дубьем и камнями. Над Москвой гудел набат.

О действиях восставших наиболее полно сообщает ротмистр Маскевич, участник боев с москвичами. «Русские,— пишет он,— свезли с башен полевые орудия и, расставив их по улицам, обдавали нас огнем. Мы кинемся на них с копьями, а они тотчас загородят улицу столами, лавками, дровами; мы отступим, чтобы выманить их из-за ограды,— они преследуют нас, неся в руках столы и лавки, и, лишь только заметят, что мы намереваемся обратиться к бою, немедленно заваливают улицу и под защитой своих загородок стреляют по нас из ружей, а другие, будучи в готовности, с кровель и заборов, из окон бьют по нас из самопалов, кидают камнями, дрекольем…».

Особенно упорными были схватки на Никитской улице и Сретенке. В полдень, в самый разгар боя, здесь появились ратники Пожарского. Зарайский воевода, в числе первых подошедший к столице и сумевший скрытно от поляков расположить своих ратников в слободах, внимательно следил за развитием событий в Москве. Князь Дмитрий держал воинов в постоянной готовности к схватке с врагами. Услышав набат в городе, он с небольшим конным отрядом поспешил на помощь сражающимся горожанам. Его дружина первой из ополчения вошла в Белый город. Мгновенно оценив обстановку, русский воевода отправился в стрелецкую слободу, стоявшую неподалеку. Собрав стрельцов и посадских людей, Пожарский дал бой наемникам, появившимся на Сретенке возле церкви Введенской богородицы. Вслед за тем он послал своих людей на Трубу (Пушкарский двор). Пушкари тотчас пришли на подмогу и привезли с собой несколько легких орудий. С их помощью князь Дмитрий отбил наступление наемников и «втоптал» их назад в Китай-город. Сказалась высокая ратная выучка воинов зарайского гарнизона. Однако в Кремль пробиться не удалось — сил было мало.

Ратники Пожарского, бившегося в первых рядах с саблей в руках, вернулись в Белый город, на Сретенку. Повсюду в разных концах Московского посада главными узлами сопротивления стали стрелецкие слободы. Против Ильинских ворот стрельцы под началом воеводы Ивана Бутурлина не позволили Гонсевскому прорваться в восточные кварталы Белого города и не пропустили врага к Яузским воротам. На Тверской улице роты наемников были отброшены от Тверских ворот. В Замоскворечье сопротивление возглавил воевода Иван Колтовский. Здесь восставшие, соорудив высокие баррикады у наплавного моста, обстреливали Водяные ворота Кремля.

Пожарский приказал построить острожек у церкви Введенской богородицы и поставить в нем пушки. Ополченцы и москвичи быстро вырыли ров и насыпали вал. Из бревен и досок сбили крепостные стены, поставили частокол. Польский гетман вывел из Кремля на помощь коннице пехоту. Часть польской конницы была спешена. Поляки вновь атаковали восставших. Отряд зарайского воеводы сражался целый день с численно превосходящим противником. О том, как действовали воины отмечено у того же Маскевича: «Жестоко поражали нас из пушек со всех сторон. По тесноте улиц мы разделились на четыре или на шесть отрядов; каждому из нас было жарко; мы не могли и не умели придумать, чем пособить себе в такой беде, как вдруг кто-то закричал: «Огня, огня, жги дома!» Наши пахолики подожгли один дом — он не загорелся; подожгли в другой раз — нет успеха, в третий раз, в четвертый, в десятый — все тщетно: сгорает только то, чем поджигали, а дом цел. Я уверен, что огонь был заколдован. Достали смолы, прядева, смоленой лучины — и сумели запалить дом, так же поступили и с другими, где кто мог. Наконец занялся пожар: ветер, дуя с нашей стороны, погнал пламя на русских и принудил их бежать из засад, а мы следовали за разливающимся пламенем, пока ночь не развела нас с неприятелем. Все наши отступили к Кремлю и Китай-городу».

Далее Маскевич писал: «В сей день, кроме битвы за деревянною стеною, не удалось никому из нас подраться с неприятелем: пламя охватило домы и, раздуваемое жестоким ветром, гнало русских, а мы потихоньку подвигались за ними, беспрестанно усиливая огонь, и только вечером возвратились в крепость (Кремль). Уже вся столица пылала; пожар был так лют, что ночью в Кремле было светло, как в самый ясный день, а горевшие домы имели такой страшный вид и такое испускали зловоние, что Москву можно было уподобить только аду, как его описывают. Мы были тогда в безопасности — нас охранял огонь. В четверток мы снова принялись жечь город, которого третья часть осталась еще неприкосновенною — огонь не успел так скоро всего истребить. Мы действовали в сем случае по совету доброжелательных нам бояр, которые признавали необходимым сжечь Москву до основания, чтобы отнять у неприятеля все средства укрепиться».

История сообщила нам имя человека, который предал Родину и подал пример полякам, — им оказался русский изменник Михаил Салтыков. Отступая от своего подворья, боярин приказал холопам сжечь хоромы, чтобы нажитое им богатство никому не досталось. Пожар заставил повстанцев отступить. Его «успех» оценили. «Видя, что исход битвы сомнителен,— доносил Гонсевский королю,— я велел зажечь Замоскворечье и Белый город в нескольких местах». Исполнителями этого страшного, но верного решения (в условиях в основном деревянного города) стали немецкие наемники, взявшие на себя обязанности факельщиков. Ветер гнал огонь на повстанцев, те отступали. Вслед за пожаром шли вражеские солдаты. В деревянной Москве в обстановке уличных боев пожар принял громадные размеры и выгнал из засад и баррикад защитников города. Это помогло Гонсевскому сломить сопротивление горожан на Кулишках и подле Тверских ворот. Таким образом, польский гарнизон, проигрывая битву за Москву, призвал на помощь огонь, поляки и немцы подожгли огромный город.

В тесноте охваченных пожаром московских улиц, но словам гетмана Жолкевского, «происходило великое убийство; плач, крик женщин и детей представляли нечто подобное дню Страшного суда; многие из них с женами и детьми сами бросались в огонь, и много было убитых и погоревших…». В горящей Москве русские не могли долго обороняться и многие бежали из города навстречу подходившему к Москве земскому ополчению.

До конца держались лишь возглавляемые Дмитрием Пожарским отряды, которые успешно отбивали попытки поляков зажечь ту часть города у Сретенки, где они оборонялись. В ожесточенном бою ратники отбивали одну за другой атаки польской конницы и наемной немецкой пехоты. 20 марта в бою в укреплении около своего двора на Лубянке Дмитрий Михайлович был трижды ранен. Падая на землю, он простонал: «Лучше мне было бы умереть, чем видеть все это». Оставшиеся в живых боевые соратники Пожарского увезли тяжело раненного воеводу сначала в Троице-Сергиев монастырь, затем в его вотчину Мугреево в Суздальском уезде.

В первый день битвы за Москву выгорела небольшая часть Москвы. Однако оккупанты решили сжечь весь город, чтобы осаждающие не смогли воспользоваться его домами и ресурсами. Польское командование отдало приказ «зажечь весь город, где только можно». Для выполнения этого приказа были выделены две тысячи немцев, отряд польских пеших гусар и две хоругви (отряда) польской конницы. Поджигатели выступили из Кремля за два часа до рассвета. Пламя, которому способствовал сильный ветер, охватывало дома и улицы. Теперь горела вся столица. Пожар был так лют, что ночью в Кремле было светло, как в самый ясный день. 21 марта захватчики продолжали жечь город. Пожар и уличная битва вошли в историю как «московское разорение».

Во время пожара восставшие послали за помощью в Коломну и Серпухов. Земские воеводы Иван Плещеев и Федор Смердов-Плещеев немедленно двинули свои отряды и прибыли в Замоскворечье. Подошедший в это время на помощь Гонсевскому из Можайска полк Струся не смог пробиться в столицу: москвичи захлопнули прямо перед носом его гусар ворота Деревянного города. Тогда на помощь пришли факельщики, которые подожгли стену. С приходом свежего полка польский гарнизон усилился и теперь мог за крепостными стенами ждать подкреплений из Польши.

Москвичи, после подавления последних очагов сопротивления, стали покидать выгоревшую столицу. Лишь некоторые 21 марта пришли к Гонсевскому просить о помиловании. Тот велел им снова присягнуть Владиславу и отдал приказ полякам прекратить убийства, а покорившимся москвичам иметь особый знак — подпоясываться полотенцем.

Огромная, богатая и многолюдная Москва в три дня была обращена интервентами в пепелище. Гетман Жолкевский свидетельствовал: «столица московская сгорела с великим кровопролитием и убытком, который и оценить нельзя. Изобилен и богат был этот город, занимавший обширное пространство; бывшие в чужих краях говорят, что ни Рим, ни Париж, ни Лиссабон величиною окружности своей не могут равняться сему городу. Кремль остался совершенно цел, но Китай-город во время такого смятения негодяями… разграблен был и расхищен; не пощадили даже храмов; церковь св. Троицы, бывшая у москвитян в величайшем почитании, (собор Василия Блаженного. — А. С.), также была ободрана и ограблена негодяями». Таким образом, польский гетман отозвался о действиях своих недавних солдат и наемников.

Сожжение Москвы сопровождалось жуткими грабежами. Обдирали в храмах драгоценные оклады икон, ломали раки чудотворцев, даже в оставшемся у врага Китай-городе разгромили купеческие лавки. Немецкий наемник Конрад Буссов хвастал, что солдаты захватили «огромную и превосходную добычу золотом, серебром, драгоценными камнями». Он отмечал, что в течение нескольких дней «не видно было, чтобы московиты возвращались, воинские люди только и делали, что искали добычу. Одежду, полотно, олово, латунь, медь, утварь, которые были выкопаны из погребов и ям и могли быть проданы за большие деньги, они ни во что не ставили. Это они оставляли, а брали только бархат, шелк, парчу, золото, серебро, драгоценные каменья и жемчуг. В церквах они снимали со святых позолоченные серебряные ризы, ожерелья и вороты, пышно украшенные драгоценными каменьями и жемчугом. Многим польским солдатам досталось по 10, 15, 25 фунтов серебра, содранного с идолов, и тот, кто ушел в окровавленном, грязном платье, возвращался в Кремль в дорогих одеждах». Перепивались, жемчужинами заряжали ружья и ради забавы палили в прохожих. В результате русскому народу был причинен огромный урон: были разграблены или погибли в огне многие культурно-исторические ценности, бесценные памятники русской цивилизации.

Сожжение древней Москвы потрясло русский народ. Из уст тысяч беженцев люди узнавали подробности неслыханной трагедии, услышали и имя отважного воеводы князя Дмитрия Пожарского. Весть о гибели столицы разнеслась по стране, вселяя в сердца русских людей ненависть к иноземным захватчикам, зовя на борьбу с ними. Долетела страшная весть и до Нижнего Новгорода, до его ополченцев, которые по призыву Прокопия Ляпунова спешили к Москве, чтобы объединиться в одну земскую рать.

Подошедшим к столице 21 марта передовым отрядам земского ополчения открылась страшная картина. На месте Москвы еще дымилось пожарище, от домов остались одни печные трубы. Закопченными стояли кремлевские, китайгородские стены и стены Белого города. Лишь кое-где среди заснеженных полей темнели уцелевшие слободы. Архиепископ Арсений Елассонский, поставленный Гонсевским вместо Гермогена, вспоминал: «И когда пылали дома и церкви, то одни солдаты убивали народ, а другие грабили дома и церкви… Народ же всей Москвы, богатые и бедные, мужчины и женщины, юноши и старики, мальчики и девочки, бежали не только от страха перед солдатами, но более всего от огненного пламени; одни по причине своей поспешности бежали нагими, другие босыми, и особенно при холодной погоде, бежали толпами, как овцы, бегущие от волков. Великий народ, многочисленный, как песок морской, умирал в бесчисленном количестве от холодов, от голода на улицах, в рощах и полях без всякого презрения, непогребенные…». Число погибших Арсений оценивает в 300 тыс. человек, Стадницкий в 150 тыс. человек. Видимо, эти цифры завышены, однако очевидно, что Москва понесла огромные людские потери. Множество людей погибло от рук интервентов, другие сгорели, задохнулись в дыму, третьи — умерли уже после бегства из города, от холода и голода.

Тем временем к Москве подошел отряд казаков Просовецкого. Гонсевский попытался реализовать план по разгрому противника по частям, и казаков атаковала польская кавалерия Зборовского и Струся. Казачий отряд шел с «гуляй-городом», представлявшим собой подвижную ограду из огромных саней, на которых стояли щиты с отверстиями для стрельбы из самопалов. При каждых санях находилось по десятку человек: они и санями управляли на поле боя, и, остановившись, вели огонь из пищалей. Окружая войско со всех сторон — спереди, с тыла, с боков, эта ограда препятствовала отборной польской коннице добраться до русских. Конникам Струся пришлось спешиться. Только таким образом противнику удалось прорвать один из фасов «гуляй-города», и казаки вынуждены были отступить, не проявив особого упорства в бою. Однако уже подходили основные силы ополчения, и поляки вернулись в крепость.

Продолжение следует…

topwar.ru

«Смутное время»: Освобождение Москвы от поляков

Освобождение Москвы от польских оккупантов объединенными силами Первого и Второго ополчений под руководством кн. Пожарского и К. Минина.

Ход событий

Начало XVII в. знаменовало погружение российского государства в глубокий системный кризис, названный историком С.Ф. Платоновым «Смутным временем». Династический кризис конца XVI в., воцарение и свержение Лжедмитрия I, царствование Василия Шуйского, начало шведской и польской интервенции, семибоярщина, погрузили страну в глубокий хаос, грозивший потерей государственного суверенитета. По словам В.О. Ключевского, к осени 1611 г. Россия представляла собой  «зрелище полного видимого разрушения. Поляки взяли Смоленск; польский отрад сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китай-города; шведы заняли Новгород и выставили одного из королевичей кандидатом на московский престол; но смену убитому второму Лжедмитрию в Пскове уселся третий, какой-то Сидорка; первое дворянское ополчение под Москвой со смертью Ляпунова расстроилось… (государство, потеряв центр, стало распадаться на составные части; чуть не каждый город действовал особняком, только пересыпаясь с другими городами. Государство преображалось в какую-то бесформенную мятущуюся федерацию».

Шведская интервенция на севере, фактическая оккупация Москвы и захват Смоленска поляками после героической 20-месячной обороны города-крепости повлияли на настроения россиян. Иллюзии польско-русского компромисса развеялись. Патриарх Гермоген, келарь Троице-Сергиева монастыря — Авраамий Палицын, ранее поддерживавший связи с Сигизмундом III, а также некоторые другие русские деятели стали направлять по стране письма, призывая русских объединяться для борьбы с иноземцами, которые хозяйничают на Руси. Гермогена поляки взяли под стражу и бросили в тюрьму, где патриарх и умер.

Гражданская внутренняя война стала затухать, превращаясь в освободительное движение против иноземных врагов.

Рязанский дворянин Прокопий Ляпунов стал собирать войска для борьбы с поляками и освобождения Москвы. Тем временем в Калуге от рук начальника собственной охраны погиб Лжедмитрий II. Вскоре у вдовы Лжедмитрия родился сын Иван. Ходили слухи, что настоящим отцом «царевича» («воренка») является казачий атаман Иван Заруцкий, и прижит он в лагере сторонников Лжедмитрия II в подмосковном Тушине. В отличие от имени «царевича Дмитрия» имя «царевича Ивана» не обладало мистической способностью сплачивать вокруг себя людей. Покровитель Марины Мнишек и «воренка» тушинский атаман Иван Заруцкий решил примкнуть к ополчению Прокопия Ляпунова. Также поступили и многие другие  тушинцы (боярин Дмитрий Трубецкой, например). Так, в феврале-марте 1611 г. возникло Первое ополчение. При ополчении создали правительство — Совет всей земли. В него вошли предводитель рязанских дворян Прокопий Ляпунов, тушинский боярин князь Дмитрий Трубецкой и казачий атаман, запорожец Иван Заруцкий. В марте 1611 г. ополченцы подошли к Москве. В столице вспыхнуло восстание, но овладеть Москвой ополченцы не сумели.

Зная о приближении к Москве ополченцев, поляки пытались заставить москвичей таскать на городские стены пушки. Отказ москвичей от этой работы стихийно перерос в восстание. На помощь москвичам в город ворвался авангард ополченцев во главе с князем Дмитрием Михайловичем Пожарским. Польский гарнизон начал сдавать позиции. Тогда А. Гонсевский по совету своего доброхота М. Салтыкова велел поджечь деревянный посад. Люди бросились спасать семьи и имущество. Поляки укрылись в каменных крепостях Кремля и Китай-города. Ополченцы, спасаясь от огня, ушли, унося тяжело раненного в бою князя Пожарского.

Пожар в Москве, вспыхнувший в ходе восстания, полностью уничтожил столичный посад. Тысячи москвичей остались без крова. Они разбрелись по окрестным деревням и подмосковным городам. Многих приютил Троице-Сергиев монастырь. Неудачно для русских складывалась и осада Москвы. Она длилась с марта по июль 1611 г. Единство ополченцев подрывалось противоречиями между казаками (многие из которых были в прошлом беглыми) и служилыми людьми (вотчинниками и помещиками). Их интересы не совпадали. Для преодоления противоречий 30 июня 1611 г. Совет всей земли принял «Приговор всей земли». Главную роль при составлении текста «Приговора» играл предводитель дворян Прокопий Ляпунов. Приговор сохранил все привилегии служилых людей по отечеству. Казакам ополчения он в качестве компромисса обещал царскую службу и жалования, бывшим беглым казакам – свободу, но отказывал им в получении поместий. Казаки остались недовольны.

Недовольство казаков в своих целях поддерживали их вожди — атаман Иван Заруцкий и боярин Дмитрий Трубецкой. Поляки тоже успешно разжигали противостояние дворян и казаков. Они распускали слухи о враждебности Ляпунова казакам. Говорилось, будто Ляпунов собирается неожиданно напасть на казаков. В отличие от дворян Первого ополчения казаки-ополченцы не получали из средств ополчения ни денег, ни хлебного жалования. Кормились они, как могли, в основном грабя подмосковные села. Это настраивало местных жителей против ополченцев, и Прокопий Ляпунов обещал сурово карать марадеров. Когда Ляпунову сообщили о безчинствах 28 казаков в одной подмосковной деревни, он приказал дворянам утопить провинившихся. Казнь возмутила остальных казаков.

22 июля 1611 г. они вызвали Прокопия Ляпунова на свой круг для выяснения отношений. Круг завершился убийством вождя рязанских дворян. После этого дворяне и дети боярские начали покидать ополчение, и оно фактически распалось.

Незадолго до этого произошли еще два печальных для русских людей события.

3 июня 1611 г. пал Смоленск. Осада Смоленска длилась почти два года — 624 дня. Воевода Михаил Шеин был захвачен в плен, закован в кандалы и отправлен в Польшу. 16 июля 1611 г. шведский генерал Делагарди почти без сопротивления занял Новгород и заключил с его властями договор о создании Новгородского государства. Оно было вассалом Швеции. В дальнейшем шведы рассчитывали добиться избрания на московский трон сына короля Карла IX — принца Карла Филиппа.

Под Москвой в полной растерянности стояли казаки Заруцкого и Трубецкого. «Тушинцы» в прошлом, они легко признали царем появившегося в Пскове нового авантюриста — Лжедмитрия III. Это окончательно дискредитировало в глазах большинства русских людей казачьи отряды бывшего Первого ополчения и их вождей. Население России уже устало от самозванства. Оно искало иной символ сплочения русских людей. Таким символом стала идея освобождения Москвы и созыва в ней Земского собора для выбора законного монарха.

Эту идею высказал в своем призыве к согражданам Кузьма Минин, зажиточный посадский житель Нижнего Новгорода. «Если мы хотим помочь Московскому государству, — говорил Минин, — то не будем жалеть своего имущества, животов наших: не то что животы, но дворы свои продадим, жен и детей заложим». До осени 1611 г. Кузьма Минин, имея мясную лавку, вел торг. Это был уже пожилой человек. Его прозвище -«Сухорук», наводит на мысль о серьезном недуге. Но, будучи выбранным горожанами земским старостой, Кузьма проявил талант государственного деятеля. Все свои мысли и дела Кузьма сконцентрировал на идее освобождения Москвы. Там — в Москве после изгнания поляков должны были собраться выбранные от всех русских сословий люди и выбрать царя. Восстановленная центральная власть соберет страну.

Нижегородский земский староста получил необычный «чин» —  «выборный всей землей человек». Кузьма Минин начал сбор пожертвований на новое ополчение. Сам он отдал все свои сбережения и часть имущества. Потом в нижегородской земле ввели чрезвычайный военный налог. В Нижний Новгород потянулись служилые люди, стрельцы и казаки. Стали формироваться полки. Ополченцев разделили на 4 разряда – конных дворян, стрельцов и пушкарей, казаков и «посоху» (ополченцев, не знавших военного дела, но помогавших тянуть пушки и вести обоз). Самое высокое жалование платили дворянам. Потом шли стрельцы и казаки. Посоха жалования не имела, но людей из посохи кормили за счет ополчения.

Верховным воеводой и руководителем внешних связей Второго ополчения нижегородская земская изба пригласила князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Этот человек был известен личной храбростью и честностью. В то время он лечился от ран в родном Суздале, но не отказал послам Нижнего Новгорода.

К весне 1612 г. Второе ополчение взяло под контроль Верхнее Поволжье, дороги из северных и заволжских городов. Около 4-х месяцев провели ополченцы в крупном поволжском городе Ярославле, серьезно готовясь к походу на Москву. Казачьи предводители Первого ополчения, особенно Дмитрий Трубецкой, выражали готовность к соединению сил. Но Дмитрий Пожарский не доверял им и отказывался вести переговоры. Узнав о том, атаман Иван Заруцкий организовал покушение на Пожарского. Убить князя не удалось. Тогда Заруцкий с 2 тысячами казаков, взяв Марину Мнишек и ее сына «воренка», ушел от Москвы к Коломне. Казаки Дмитрия Трубецкого остались у стен столицы одни.

В июле 1612 г. на помощь 4-тысячному польскому гарнизону в Москве из Литвы выступил гетман Ходкевич. Он вел 15 тыс. воинов, преимущественно кавалеристов, и продовольственный обоз. Ходкевич был прославленный полководец, стяжавший себе славу победами над шведами в Ливонии…

Пожарский и Минин понимали, что они должны подойти к Москве раньше Ходкевича. Ополченцы устремились к столице. 24 июля 1612 г. к Москве вышли передовые разъезды Второго ополчения. 3 августа отряд в 400 всадников построил у Петровских ворот столицы острожек и засел в нем. 12 августа 700 конников укрепились у Тверских ворот Земляного города (так называлась внешняя линия бревенчатых укреплений на валу и посад, примыкавший к ней). Ополченцы перехватывали гонцов, которых посылал к Ходкевичу польский гарнизон, находившийся в Московском Кремле. В ночь с 19 на 20 августа к Москве подошли главные силы Второго ополчения — примерно 15 тыс. человек. Они остановились на востоке от Кремля — у впадения Яузы в Москву-реку, и на западе и севере — от Никитских ворот Земляного города до Алексеевской башни у Москвы-реки. В Замоскворечье продолжали стоять остатки Первого ополчения — около 3-4 тыс. казаков Дмитрия Трубецкого.

Ходкевич наступал по Смоленской дороге. Утром 22 августа 1612 г. он появился у Москвы. Крылатые гусары с хода пытались пробиться в столицу со стороны Новодевичьего монастыря, но были отброшены ополченцами Пожарского. Тогда гетман ввел в бой все свои полки. Через Чертопольские ворота поляки пробились к Арбату. К вечеру дворянские сотни Второго ополчения заставили их покинуть город. На следующий день, 23 августа, Ходкевич решил нанести удар по Замоскворечью, надеясь, что натянутые отношения Пожарского и Трубецкого не позволят русским действовать сообща. Но как только поляки двинулись на казаков Трубецкого, Пожарский переправил в Замоскворечье часть ополченцев.

Решающее сражение произошло 24 августа. Ходкевич атаковал и Пожарского, и Трубецкого, польский гарнизон из Кремля ударил русским в тыл. Ополченцы откатились за броды на Москве-реке, а казаки Трубецкого, бросив свой острожек в Замоскворечье, ускакали к Новодевичьему монастырю. В острожек поляки стали заводить продовольственные подводы.

В этот напряженный момент Авраамий Палицын явился к казакам и стал их убеждать не бросать поле битвы. Вдохновленные им казаки, не дожидаясь команды Трубецкого, напали на острожек, захватили его и большую часть польского обоза.

Приближалась ночь. Исход боя оставался неясен. Вдруг Кузьма Минин решился сам возглавить атаку. Перейдя реку, он с тремя сотнями конных дворян ударил во фланг полякам, которые совершенно не ожидали этого. Польские ряды смешались. Пожарский бросил в бой стрельцов. И со всех сторон на помощь неслись казаки Трубецкого.

В ходе борьбы с Ходкевичем произошло стихийное объединение сил Второго ополчения с казаками Трубецкого. Это решило исход борьбы. Ходкевич отступил к Донскому монастырю, а 25 августа, не возобновляя сражения, вышел на Смоленскую дорогу и пошел в Литву.

Попавший в осаду польский гарнизон в Кремле и Китай-городе начал голодать. Силы Второго ополчения подготовили и успешно провели штурм китайгородских укреплений и освободили Китай-город от сил поляков 3 ноября 1612 года. Однако отряд Струся оставался в Кремле, несмотря на голод. 5 ноября, на следующий день после почитания иконы Казанской Божьей Матери поляки, засевшие в Кремле сдались на милость Второго ополчения. Из трехтысячного гарнизона Кремля не выжил не один поляк, кроме их командира ё Н. Струся.

Освобождение Москвы от польских интервентов силами Второго Ополчения стало символом духовной стойкости и воинской славы русского народа. Самоотверженность, с которой вся Россия поднялась на борьбу с врагами Отечества, продемонстрировала всему миру силу русского духа и русского единства.

Не зная о капитуляции своих войск в Москве, шел к Москве Сигизмунд III, но под Волоколамском он был разбит русскими полками.

В январе 1613 г. в столице собрался Земский собор. На нем присутствовали выборные от дворян, духовенства, посадских людей, казаков и, возможно даже, от черносошных крестьян. Участники собора поклялись не разъезжаться, пока не выберут на московский трон царя. Это было очевидной основой для восстановления органов центральной власти и объединения страны. Это было необходимо для окончания гражданской войны и изгнания иностранных захватчиков.

Кандидатура будущего монарха вызвала жаркие споры. Трудно было примирить симпатии бывших сторонников самозванцев с сподвижниками Василия Шуйского или окружением Семибоярщины или людьми Второго ополчения. Все «партии» с подозрением и недоверием смотрели друг на друга.

До освобождения Москвы Дмитрий Пожарский вел переговоры с Швецией о приглашении на русский престол шведского принца. Возможно, это был тактический ход, позволивший  воевать на один фронт. Так же может быть, что руководители Второго ополчения считали шведского принца лучшим кандидатом на престол, рассчитывая с его помощью вернуть России Новгород и получить помощь в борьбе с поляками. Но «царь» Владислав и его отец Сигизмунд III своей антирусской политикой скомпрометировали саму идею приглашения иностранного «нейтрального» королевича. Участники Земского собора отвели кандидатуры иностранных принцев, как и кандидатуру «царевича Ивана», сына Лжедмитрия II и Марины Мнишек.

В цари предлагались Василий Голицын, находившийся тогда в польском плену, сын Филарета Романова, двоюродный племянник царя Федора Иоанновича — Михаил, Дмитрий Трубецкой и даже Дмитрий Пожарский. Наиболее приемлемой кандидатурой оказался Михаил Романов. Сам Михаил на тот момент ничего из себя не представлял. Считали, что это  слабохарактерный и болезненный юноша, воспитанный деспотичной матерью в ссылке в Ипатьевском монастыре под Костромой. Но дело было не в его личных достоинствах или недостатках. Он был сыном Филарета Романова, чей авторитет мог примирить все «партии». Для тушинцев Филарет, бывший тушинским патриархом, был своим. Своим его считали и знатные боярские рода, ведь Филарет происходил из старинного московского боярства, не был «выскочкой» как Годуновы. Патриоты ополчений не забыли героическое поведение Филарета в качестве великого посла к Сигизмунду. Филарет и во время проведения Земского Собора 1613 г. оставался в польской тюрьме. Наконец, духовенство видело в Филарете лучшего кандидата в патриархи. Все это вместе взятое делало сына Филарета приемлемым для всех.

А то, что Михаил Романов неопытен, молод и требует опеки, даже нравилось боярам. «Миша-де Романов молод, разумом еще не дошел и нам будет поваден», — писали они позже Голицыну в Польшу. В итоге в феврале 1613 г. Земский собор утвердил на царство Михаила.

В 1613-1617 гг. началось восстановление центральных и местных органов власти, а также преодоление внутренних и внешних последствий Смуты. По стране еще продолжали кочевать ватаги «воровских казаков». Атаман Заруцкий не смирился с воцарением Михаила Романова. Он мечтал об избрании на московский трон «воренка». Заруцкий и его люди жили откровенным разбоем. В 1614 г. атамана схватили и посадили на кол. В 1615 г. был разгромлен другой казачий предводитель – атаман Баловень. Часть его людей, перешедших на сторону московских властей, записали в служилые люди. Внутреннюю смуту удалось преодолеть.

Оставалась проблема интервентов. В 1615 г. шведы осадили Псков, но не сумели его взять. В 1617 г. в Столбове был заключен российско-шведский мирный договор. Россия вернула себе Новгород. Шведские принцы отказывались от претензий на московскую корону, признавали законным царем России Михаила. Однако Россия по Столбовскому миру целиком утратила выход к Балтийскому морю. Земли у Невы и Финского залива, Корельская волость, города Ям, Орешек, Копорье отходили Швеции. Несмотря на тяжесть условий, Столбовский мир, скорее, был успехом российской дипломатии. Сил на войну со Швецией  не было, особенно в свете постоянной угрозы со стороны Речи Посполитой. Ни Сигизмунд III, ни его сын не признавали московским царем Михаила. Возмужавший «царь Московии» Владислав готовился к походу. В 1618 г. королевич с польско-литовскими полками и отрядами украинских казаков — запорожцев двинулся к Москве. Иноземцы опять стояли у Арбатских ворот столицы. Дмитрию Пожарскому с казаками с  трудом удалось их отогнать от Москвы. Но и силы Владислава были истощены. Надвигалась зима с ее лютыми в России морозами. Недалеко от Троице-Сергиева монастыря в селе Деулине в декабре 1618 г. заключили перемирие. Владислав покидал пределы России и обещал отпустить на родину русских пленных. Но королевич не отказывался от претензий на русский трон. За Речью Посполитой остались Чернигово-Северская земля и Смоленск.

После завершения Смуты страна была истощена. Невозможно сосчитать, сколько людей погибло. Пашни зарастали лесом. Множество владельческих крестьян сбежали или, разорившись, сидели бобылями, не имевшими своего хозяйства и кормящимися случайной работой и милостью господина. Служилый человек беднел. Пустая казна не в силах была серьезно ему помочь. Обеднел и черносошный крестьянин, его грабили в Смуту и свои, и чужие. После 1613 г. на него, как, впрочем, и на любого тяглеца (налогоплательщика), давил налоговый гнет. Даже монастырское хозяйство, образец рачительности, и то находилось в затруднении. Ремесло и торговля пришли в совершенный упадок.

Понадобился не один десяток лет для преодоления последствий Смуты.

«Смутное время»: Освобождение Москвы от поляков интересная Москва, интересные места в Москве, история москвы, сайт Москвы, адреса Москвы

places.moscow

Восстание в Москве против поляков. Сожжение Москвы поляками

19.03.1611 (01.04). — Восстание в Москве против поляков. Сожжение поляками Москвы

Стяг князя Д.М. Пожарского

В 1610 г. между польским королем Сигизмундом III и посольством русских бояр был заключен договор, по которому, после низложения боярами Царя Василия Шуйского, польский королевич Владислав признавался «русским царем». Бояре выторговали две уступки: Владислав должен был принять Православие и его власть ограничивалась Боярской думой и Земским собором. Тем не менее поляки рассматривали эти уступки как чисто формальное прикрытие своей оккупации Руси, польский король Сигизмунд III готовился сам стать руским царем.

Даже в Москве при формальном наличии боярской Думы оккупация была очевидна: вся охрана Кремля, Китай-города и Белого города состояла только из солдат польского гарнизона, включая европейских наемников. Все арсеналы перешли под контроль поляков. Москвичам запрещалось носить оружие, ходить ночью по городу. С таким положением русские смириться не могли.

Патриарх Гермоген, не внимая ни убеждениям изменнической боярской Думы (озабоченной лишь своими привилегиями), ни угрозам поляков, освободил москвичей от присяги Владиславу и проклял его и короля. С этого же времени (декабрь 1610) он начал рассылать воззвания к верным сынам России, призывая их постоять за Православие и Отечество.

В феврале 1611 г. началось формирование Первого ополчения против польских оккупантов, которое возглавил рязанский воевода думный дворянин Прокопий Ляпунов, выступив вместе с прежними сторонниками Лжедмитрия II: Иваном Заруцким (атаманом донских казаков) и князем Дмитрием Трубецким. Нижегородцы создали свою часть ополчения под командованием воеводы князя Репнина, также шли подкрепления из Костромы, Вологды, Ярославля, Суздаля, Мурома. Ополчение выступило разными колоннами в общий поход на Москву.

19 марта на Страстной неделе в Москве началось народное восстание против поляков. На помощь восставшим подоспел передовой отряд ополчения под руководством князя Димитрия Пожарского. Но поляки укрылись за крепостными стенами центра Москвы. По совету оставшихся с ними бояр они подожгли остальной город, вытеснив огнем нападавших. Назначены были специальные отряды, которые поджигали город со всех сторон. Большая часть Москвы сгорела, многие церкви и монастыри были разграблены и разрушены. Полякам удалось тяжело ранить Пожарского, его отвезли в Троицкий монастырь. Когда подошли отряды Ляпунова, Заруцкого и других, к Пасхе ополчение достигло 100 тысяч человек и укрепилось у Симонова монастыря.

Начальник польского гарнизона Гонсевский угрожал Патриарху Гермогену смертью, если он не прикажет ополчению уйти. «Вы мне обещаете злую смерть, – отвечал Святитель, – а я надеюсь через нее получить венец и давно желаю пострадать за правду». Тогда поляки бросили Патриарха в подземелье Чудова монастыря и объявили его лишенным патриаршего сана.

При достаточной решимости ополченцы уже тогда могли бы взять Кремль. Однако в ополчении начались разногласия между казаками и дворянами и личное соперничество между атаманом Заруцким и воеводой Ляпуновым. По наущению Заруцкого Ляпунов был вызван в казачий круг и там убит. После этого большинство дворян покинуло лагерь; казаки же под командованием Заруцкого и князя Трубецкого оставались вплоть до подхода Второго ополчения князя Пожарского в 1612 г.


Поделиться новостью в соцсетях

 

 

rusidea.org

Оккупация Москвы поляками Википедия

Польская карта Москвы (1612)
Эту страницу предлагается переименовать в Ввод польско-литовского гарнизона в Москву.Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К переименованию/22 июня 2019. Пожалуйста, основывайте свои аргументы на правилах именования статей. Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения.
Переименовать в предложенное название, снять этот шаблон.

Во время русско-польской войны Смутного времени в продолжение двух лет (с осени 1610 года по осень 1612 года) Московский Кремль был занят польско-литовским гарнизоном под командованием Станислава Жолкневского, содействие которому оказывали русские коллаборационисты во главе с боярином Михаилом Салтыковым.

С марта 1611 года оккупированная поляками и литовцами Москва была осаждена казаками князя Дмитрия Трубецкого. Окончательно освобождена осенью 1612 года Вторым народным ополчением. Дата взятия Китай-города (22 октября по юлианскому календарю) отмечается в современной России как день народного единства, причём отмечается символически[1] 4 ноября, то есть одновременно с празднованием в честь Казанской иконы Божией Матери.

Содержание

  • 1 Жолкевский в Москве
  • 2 Осада Москвы казаками
  • 3 Голод и людоедство
  • 4 Осень 1612 года
  • 5 Судьба пленных
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Литература

Жолкевский в Москве[ | ]

Станислав Жолкевский

После того, как царские войска были разгромлены при Клушине и

ru-wiki.ru

Поляки в Москве


1 октября 1610 года, 400 лет назад с помощью четырёх бояр-изменников польские войска заняли Москву …

4 ноября — День народного единства и воинской славы. Трудовой кодекс определил его нерабочим праздничным днём, в ряду с Рождеством Христовым, Днями Победы, России, Весны и труда, защитника Отечества. Из текста законов и кодексов, между тем, совершенно непонятно: какую «славную победу российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России», 4 ноября мы празднуем? Из современной публицистики следует, что речь идёт о событиях 1612 года, Смутном времени, сражении между русским и польским войсками, которое якобы происходило в Москве и его предместьях. Однако военная история ничего не знает о победе русского оружия в день 4 ноября. Она была одержана в трёхдневном сражении с армией гетмана Ходкевича 22-24 августа (ст. ст.). Окружённые русским ополчением Кремль и Китай-город, где сидел польский гарнизон, не сдавались еще более двух месяцев — и открыли ворота перед угрозой голода лишь б ноября. О воинской славе, стало быть, говорить не приходится. К тому же отняли у врага то, что двумя годами ранее ему же передали без единого выстрела и военного сопротивления. Да и до народного единства 4 ноября было очень далеко. Сражения гражданской войны не утихали ещё несколько лет. Скорое освобождение Москвы от интервентов было его предпосылкой. Зримое явление такого единства в ту эпоху произошло на Земском соборе 3 марта 1613 года, когда русским Государем был избран Михаил Фёдорович Романов. Именно это остановило разложение русского народа на враждующие региональные и этнические группы и восстановило его политическое единство.

В Православной Русской Церкви 4 ноября действительно праздник — Казанской иконы Божией Матери. Церковные календари при этом поясняют: «В память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году». Нам надо помнить о драматической странице истории Государства Российского, чтобы учить и учиться на горьком опыте прошлого.

Вспомним не о том, как произошло избавление от поляков, что многократно и подробно описано, а о том, в силу каких обстоятельств они оказались хозяевами русской столицы. Конечно, история Москвы знает не одно военное нашествие. Война есть война. Тогда же произошло нечто небывалое. Столица была сдана польскому войску добровольно, когда польский король вёл войну с Россией, осаждая Смоленскую крепость.
 
Польша и Русь, ныне разные цивилизации, в начале XVII века ещё принадлежали к одному славянскому мiру, единому в истории, языке и культуре. Границы были условны. Москва могла присоединить к Русскому государству Речь Посполитую, но Краков с Вильной тоже были не прочь расширить своё государство за счёт Руси. Однако, в отличие от Польши, бывшей на излёте своего развития, свидетельством чему стал бунт Зербжидовского в 1606-1609 гг., Россию Царь Иван Грозный подготовил к новому взлёту — социальному, экономическому, культурному, религиозному. Только Смута спутала карты, обнаружив ахиллесову пяту русского народа.

Между тем в 10-миллионной Польше, население которой было вдвое больше, чем в России, оказалось множество охотников, готовых испытать судьбу в походе на Русь. Тем более что власть на Руси стала слабеть. Царя Бориса Годунова, соборно избранного, боярство так и не признало. Многие в нём видели не Царя, а удачливого выскочку. К политической неустойчивости прибавились природные катаклизмы. Три года подряд из-за ливней и ранних морозов был неурожай, вызвавший голод, подорвавший авторитет власти и разнуздавший страсти. Как раз в это время в Литве объявился считавшийся погибшим в младенчестве сын Царя Ивана Грозного Дмитрий, в действительности Григорий Отрепьев. Удачливый, умный, решительный, он, заручившись благословением Римского папы, с помощью польского короля и литовских магнатов, с небольшим войском пошёл добывать себе царский венец. Авантюра, в которой помогли ему запорожские и донские казаки, измена бояр, воевод и ратных людей, удалась. Борис внезапно умер, его 16-летнего сына Фёдора, ставшего Царём, и его мать Царицу Марию задушили.

С распростёртыми объятиями Русь приняла самозванца. Он был коронован в Успенском соборе Кремля. Дальше события развивались стремительно, превращая на глазах мощную европейскую державу в разрушенную и разграбленную мятежами, бунтами, интервенциями и самозванством страну. Армии внезапно возникали и столь же внезапно рассыпались. Процветало мародёрство. Все воевали между собой, предавая друг друга и тут же вновь сговариваясь. Города, каждый из которых представлял собой независимую, суверенную демократию, неоднократно присягали тому, кто казался сильнее, и тут же нарушали присягу, если менялись обстоятельства. И на фоне этого катастрофического хаоса внушали надежду на избавление от анархии только отчаянно защищавшиеся Троице-Сергиева Лавра, Смоленская крепость и Псков.

Польско-литовский сброд, переполнивший Москву с воцарением Лжедмитрия I, решил, что Россия — его добыча. Самозванец, тайный католик, демонстративно нарушал русские традиции. К тому же он взял в жёны католичку-польку — Марину, дочь сандомирского воеводы Мнишека, которую даже короновали. Самозванец погиб в мае 1606 года в результате заговора князей Шуйских. На третий день боярина Василий Ивановича Шуйского на Красной площади бояре провозгласили Царём, и 1 июня привели к венцу.

Разумеется, по тогдашним представлениям Шуйский был узурпатор, и все эти события раскололи страну. В начале июня Кремль объявил, что младенец Дмитрий всё-таки был убит в Угличе, причём по приказу Годунова. Это оправдывало свержение Самозванца, лишая его вдову статуса коронованной царицы (её сослали в Ярославль) и узаконило нового Царя. Но не для всех. Тут же объявился якобы спасшийся второй Лжедмитрий, явный мошенник. Юг страны восстал за «царя Дмитрия» — в Путивле во главе с князем Шаховским, в Чернигове — с князем Телятьевым. Главой восстания стал бывший холоп Иван Болотников, тоже тёмная личность. До октября 1607 года шли военные действия. Воевали хорошо вооружённые войска, насчитывавшие десятки тысяч воинов. Болотников осаждал Москву, но в его стане произошел раскол (ушли рязанцы Прокопия Ляпунова), он потерпел поражение под Тулой, его схватили, сослали в Каргополь и утопили.

Войска Лжедмитрия II весной 1608-го, пополненные казаками и литовцами, бежавшими из Польши, закрепились в подмосковном Тушине. Захват столицы не удался, но её только осадили, к новому Самозванцу перебежало много бояр, ему сдавались города Владимир, Кострома, Псков, Тверь, Ярославль. Чуть ли не полстраны! Его признала «царица» Марина и даже старая мать убиенного царевича Димитрия. В Тушине возникла своя «боярская дума» и свой «патриарх» — Тушинский вор назначил им митрополита Ростовского Филарета. Словом, в России заполыхала гражданская война.

Между тем власть «царя Василия» шаталась. Спасение виделось им в союзе со Швецией — противником Польши, которая воевала с ней с 1600 года. За помощь ей была уступлена Карела. Стокгольм предоставил 5-тысячный корпус. Русско-шведская армия очистила от «тушинцев» север и центр страны, Поволжье, зато у польского короля появился повод объявить войну России. Правда, поход, не принятый сеймом, оказался его частным предприятием. Королевская армия осадила осенью 1609 г. смоленскую крепость, отозвала поляков из войска Самозванца, и ему пришлось бежать, бросив «тушинскую столицу».

И тут на «царя Василия» обрушилось два несчастья. В апреле отравили его племянника — князя Скопина-Шуйского, талантливого 23-летнего полководца. В июне поляки у деревни Клуши-но под Вязьмой разгромили русских, шедших выручать Смоленск. Армии у Шуйского не стало: шведы ушли к Новгороду, нанятые конные крымчаки отступили в степь, отряды Самозванца заняли подмосковное Коломенское.

А что же москвичи? Мобилизуют силы для отпора? Душат крамолу? Нет. Они свергают 57-летнего «царя Василия», выдают его полякам. Он умер в 1612 году в замке под Варшавой. Власть перешла к боярской думе, где заправляли Гедиминовичи во главе с князем Мстиславским. Она же решила призвать на освободившийся трон королевича Владислава, сына польского короля. Главное условие их — чтобы он принял Православие. 17 августа боярская дума подписала соответствующий договор с гетманом Жолкевским и отправила к королю Сигизмунду, осаждавшему Смоленск, «великое посольство». Король подумал: почему бы ему самому не стать Царём Московским?

Между тем бояре решили впустить в Москву коронный польский гарнизон. Поляки якобы охраняли Москву и при этом штурмовали Смоленск, у стен которого русских послов Сигиз-мунд арестовал и отправил в Польшу.

Призывы и грамоты Патриарха Гермогена изгнать из страны латинян, рассылаемые по стране, пробудили народный гнев. Возникло первое земское ополчение во главе с Прокопием Ляпуновым, Иваном Заруцким и князем Дмитрием Трубецким. В марте 1611-го оно неудачно штурмовало Москву. В июне пал Смоленск, при осаде которого поляки потеряли 30 тыс. солдат. Ресурсы короля иссякли, и он вернулся в Польшу.

В июле шведы захватили Новгород. Но русское ополчение распалось. Казалось, смуте не будет конца. Однако уже в октябре нижегородец Кузьма Минин собирает второе ополчение. Хронология дальнейших событий и их результаты хорошо известны…

«Поляки в Москве» теперь не только исторический факт 400-летней давности, но и политическая метафора, уже не относящаяся к польской нации. «Поляки» оказываются в Москве, когда рушится русское народное единство и наступает хаос. В XVII веке он остановил развитие нашей страны на 100 лет…

http://www.russdom.ru/node/3323

ruskline.ru

Как не повезло полякам в 1612 году

Если можно в трёх словах передать произошедшее 404 года назад, осенью 1612 года (по старому стилю), в Москве, то эти слова будут: «поляки, Кремль, людоедство».
А произошло вот что.

Подошедшее к Москве русское ополчение освободило от польских интервентов практически всю Москву. Поляки и их  приспешники укрылись на территории Кремля и Китай-города. Они оказались в блокаде, и очень скоро среди них начался голод. Несмотря на то, что периодически к полякам кто-то пробивался, продовольствия в сколько-нибудь значимом количестве доставлено не было.

Вот тут и началось то, что, по сути, стало означать восстановление и усиление России и начало ослабления и гибели Речи Посполитой. Поляки, Кремль и людоедство.

«Обратимся к очевидцу этих событий, польскому полковнику Будило или как его именовали в России – Будзило. Вот как описывает этот польский шляхтич каннибализм и степень деградации своих соотечественников: «Ни в каких летописях, ни в каких историях нет известий, чтобы кто либо, сидящий в осаде, терпел такой голод, потому что когда настал этот голод и когда не стало трав, корней, мышей, собак, кошек, падали, то осаждённые стали есть пленных, съели умершие тела, вырывая их из земли: пехота сама себя съела и ела других, ловя людей.
Пехотный порутчик Трусковский съел двоих своих сыновей; один гайдук тоже съел своего сына, другой съел свою мать; один товарищ съел своего слугу; словом отец сына, сын отца не щадил; господин не был уверен в слуге, слуга в господине; кто кого мог, кто был здоровее другого, тот того и ел.
Об умершем родственнике или товарище, если кто другой съедал таковаго, судились, как о наследстве и доказывали, что его съесть следовало ближайшему родственнику, а не кому другому. Такое судное дело случилось в взводе Леницкаго, у которого гайдуки съели умершего гайдука их взвода. Родственник покойника – гайдук из другого десятка жаловался на это перед ротмистром и доказывал, что он имел больше прав съесть его, как родственник; а те возражали, что они имели на это ближайшее право, потому что он был с ними в одном ряду, строю и десятке. Ротмистр … не знал какой сделать приговор и опасаясь, как бы недовольная сторона не съела самого судью, бежавшего с судейского места.
Во время этого страшного голода появились разные болезни, и такие страшные случаи смерти, что нельзя было смотреть без плачу и ужасу на умирающего человека … Многие добровольно шли на смерть и сдавались неприятелю: счастье, если кто попадётся доброму врагу, — он сохранял ему жизнь; но больше было таких несчастных, которые попадали на таких мучителей, что прежде нежели сдававшийся спускался со стены, был рассекаем на части».
http://www.proza.ru/2015/06/29/1247 

Лакомой добычей для обезумевших поляков становились … прохожие. Передвигаться по Кремлю и Китай-городу было смертельно опасно. 

«Немцы всех кошек и собак поели, мед с зельем и травою ели… Первого октября пехота и немцы стали людей резать и есть. Съели всех пленников в тюрьме. Одного москвича поймали у Никольских ворот, забили и тут же съели… Два пехотинца ворвались в дом князя Ф. Мстиславского и стали искать еду. Князь попробовал их выгнать, но они ударили его по голове кирпичом. Мстиславский пожаловался пану Струсу, командиру гарнизона поляков. Тот приказал казнить виновных. Повешенных тут же сняли с виселицы и, разрезав на куски, съели…».
http://www.proza.ru/2015/06/29/1247

Отказываясь сдаваться, надеясь на помощь польского короля Сигизмунда, поляки запасали… человеческое мясо. Солили его в огромных чанах. Авраамий Палицын пишет, что после вступления в Кремль казаки Трубецкого «обретошя много тщанов и наполов плоти человеческиа солены и под стропами много трупу человеческого». 

«Я многих видел таких, — рассказывает участник осады пан Будзило, — которые грызли землю под собой, свои руки, ноги, тело. А хуже всего, что они хотели умереть и не могли. Они камни и кирпичи кусали, прося Господа Бога, чтобы они сделались хлебом, но откусить не могли».
http://www.proza.ru/2015/06/29/1247 

Командовавший гарнизоном обезумевших польских людоедов полковник Струсь согласился на переговоры о сдаче только после того, как на него напали его же подчиненные с вполне понятной целью – полакомиться господином полковником. Но переговоры ничего не дали. Тогда русские, просто потеряв терпение, устремились вперед и ворвались в Китай-город. Поляки бежали в Кремль. Вместе с ополченцами Пожарского против поляков сражались и казаки, которые ранее выступали на польской стороне. Именно они и обнаружили страшнее чаны с соленым человеческим мясом. Это зрелище и само по себе не вызывает жалости и милосердия, а казаки к тому же увидели, что поляки съели всех попавших к ним в плен их товарищей. После чего все сдавшиеся поляки в Китай-городе были ими безжалостно уничтожены.

Вскоре в результате переговоров поляки капитулировали. План усадить на русский престол польского королевича был сорван. Россия спасена. Именно это мы и празднуем в День народного единства.

В завершение несколько любопытных фактов:

  • Окончательная сдача поляков, подписание ими капитуляции и сброс польских знамен в кремлевскую грязь состоялись 7 ноября.  
  • Вместе с поляками в Кремле сидела и так называемая «семибоярщина» (впустившая поляков в Москву вопреки воли народа).
  • Сидели в Кремле и Романовы. В том числе Ксения Ивановна Романова со своим сыном Михаилом – будущим основателем династии Романовых.
  • Прямо из Кремля семья будущего монарха отправилась в свою вотчину село Домнино под Костромой. Старостой там был… Иван Сусанин, который в скором времени отдаст свою «жизнь за царя», спасая только, что выбранного Михаила Романова от специально посланного отряда польских убийц.
    Но это уже совсем другая история…

Теперь мои статьи можно прочитать и на Яндекс.Дзен-канале.

ПОДПИШИТЕСЬ НА МОЙ YOUTUBE-КАНАЛ

nstarikov.ru

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *