Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Южный курильский остров: Полный гид по Южным Курилам. Как собраться на Итуруп, Шикотан и Кунашир

почему РФ и Япония так и не решили вопрос их принадлежности — 04.10.2022 — Статьи на РЕН ТВ

Проблема Курильских островов остается нерешенной на протяжении 77 лет – с момента окончания Второй мировой войны

Фото: © Юрий Смитюк/ТАСС

Читать ren.tv в

С момента окончания Второй мировой войны прошло 77 лет, однако не все споры по ее итогам можно считать полностью урегулированными. Российско-японские отношения здесь выделяются особо – из-за проблемы заключения мирного договора, который включал бы в себя решение вопроса о пограничном размежевании. Так называемая проблема Курильских островов заключается в нежелании Японии признавать итоги войны, в результате которой Южные Курильские острова (Итуруп, Кунашир, Шикотан и ряд мелких необитаемых островов Малой Курильской гряды) перешли под контроль СССР. Об истории вопроса – в материале РЕН ТВ.

География и история

Курильский архипелаг – это цепь островов между Камчаткой и островом Хоккайдо. Изначально они были населены племенами айнов. Первая информация о Курилах была получена японцами во время экспедиции 1635–1637 годов, в 1643 году острова обследовали голландцы во главе с Мартином де Фризом.

Первая российская экспедиция Владимира Атласова достигла северной части гряды в 1697 году. В 1745 большая часть Курильских островов была нанесена на карту. В 1786 году указом Екатерины II Курильский архипелаг был включен в состав Российской империи.

Параллельно с освоением Курил Россией шло продвижение японцев на Северные Курилы. Отражая японский натиск, Россия в 1795 году построила укрепленную военную стоянку на острове Уруп. К 1804 году на Курилах фактически сложилось двоевластие: на Северных Курилах сильнее ощущалось влияние России, на Южных – Японии. Но формально все Курилы по-прежнему принадлежали России.

Фото: © ТАСС/Александр Демьянчук

Договоры между Японией и Россией

В 1855 году был подписан первый русско-японский договор – Симодский трактат о торговле и границах. Он провозгласил отношения мира и дружбы между двумя странами и открыл для российских судов три японских порта. По договору к Японии отошли Итуруп, Кунашир и острова Малой Курильской гряды, а северная часть Курил осталась под контролем России.

Сахалин был объявлен совместным владением – «неразделенной» территорией. Однако двоевластие на Сахалине приводило к конфликтам между русскими и японскими купцами и моряками. Противоречия сторон были разрешены в 1875 году с подписанием Санкт-Петербургского договора об обмене территориями. В соответствии с ним Россия передала Японии все Курильские острова, а Япония отказалась от претензий на Сахалин.

5 сентября 1905 года по результатам Русско-японской войны был подписан Портсмутский мирный договор, согласно которому во владение Японии перешла часть Сахалина к югу от 50-й параллели.

Обязательства Японии после Второй мировой войны

На завершающем этапе войны в Европе на Ялтинской конференции лидеры государств антигитлеровской коалиции выработали совместный план войны с Японией. Тогда же было решено, что после поражения императорской армии к СССР отойдут все острова Курильской гряды («Крымское соглашение трех великих держав по вопросам Дальнего Востока» было принято 11 февраля 1945 года).

5 апреля 1945 года СССР объявил о денонсации советско-японского Пакта о нейтралитете от 1941 года. 9 августа советская армия начала военную кампанию на Дальнем Востоке. Ее частью была Курильская десантная операция, в результате которой все острова были освобождены.

После поражения в войне Япония 2 сентября 1945 года подписала Акт безоговорочной капитуляции и приняла условия Потсдамской декларации от 26 июля 1945 года. Японский суверенитет по решению союзников был ограничен островами Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также менее крупными островами японского архипелага.

Все Курильские острова указом Президиума Верховного Совета СССР 2 февраля 1946 года были включены в состав Советского Союза. В течение трех лет большая часть японского населения была депортирована на Хоккайдо.

Фото: © Юрий Смитюк/ТАСС

Почему СССР не подписал мирный договор в 1951 году

В 1951 году США и Великобритания выступили с инициативой подписания мирного договора с Японией, который подвел бы черту под прошлым. С 1945 года изменилось многое: между вчерашними союзниками шла холодная война, в которой Вашингтон рассматривал Японию уже не как врага, а как важного партнера в Азии.

Конференция по подписанию мирного договора открылась 4 сентября 1951 года в Сан-Франциско. Договор прекращал состояние войны между подписавшими его союзниками и Японией, закреплял порядок выплаты репараций союзникам и компенсаций пострадавшим от японской агрессии странам. Проблема заключалась в том, что речь не шла о коллективной выработке документа: участникам предлагалось подписать договор, ранее разработанный американцами и британцами.

Советская делегация вместе с первым заместителем главы МИД СССР Андреем Громыко в Сан-Франциско приехала. Но подписывать договор в подобном виде не собиралась, а воспользовалась случаем, чтобы объявить о своей позиции.

Громыко, выступая на конференции, особо отметил, что в предлагаемом для подписания договоре нет четких указаний на то, что Южный Сахалин и Курильские острова перешли под суверенитет СССР – в соответствии с решениями Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года:

«Пытаясь грубо нарушить суверенные права Советского Союза в отношении Южного Сахалина с прилегающими к нему островами и Курильских островов, уже в настоящее время находящихся под суверенитетом Советского Союза, проект также ограничивается лишь упоминанием об отказе Японии от прав, правооснований и претензий на эти территорий, умалчивая об исторической принадлежности этих территорий и о бесспорной обязанности Японии признать суверенитет Советского Союза на эти части территории СССР. Мы уже не говорим, что, внося такого рода предложения по территориальным вопросам, США и Великобритания, подписавшие в свое время Каирскую и Потсдамскую декларации, а также Ялтинское соглашение, стали на путь грубейших нарушений обязательств, принятых на себя по этим международным соглашениям».

Документ, предложенный к подписанию в Сан-Франциско, иногда называют сепаратным миром: США и Великобритания оформляли договор в своих интересах, фактически освобождая Японию от обязательств перед Китаем, КНДР, СССР и Вьетнамом. При этом Япония за такую услугу становилась военной базой Соединенных Штатов.

Фото: © РИА Новости

Совместная декларация 1956 года

После провала переговоров в Сан-Франциско СССР и Япония пытались выработать мирный договор в ходе двусторонних консультаций. 19 октября 1956 года в Москве была подписана Совместная декларация о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений.

В 9-й статье документа советское правительство согласилось передать Японии острова Шикотан и ряд мелких необитаемых островов Малой Курильской гряды (в Японии их называют Хабомаи), с условием, что фактический их переход под контроль Японии будет произведен после заключения мирного договора. Декларация была ратифицирована обоими государствами 8 декабря 1956 года.

Однако в ответ на заключение в 1960 году японо-американского договора безопасности СССР аннулировал обязательства по передаче островов. В памятной записке советского правительства от 27 января 1960 года говорится, что эти острова будут переданы Японии только при условии вывода всех иностранных войск с ее территории.

Признание территориальной проблемы

В годы холодной войны Москва официально не признавала существование территориальной проблемы, а Токио придерживался «принципа нераздельности политики и экономики», который предполагал, что Япония не будет осуществлять крупномасштабное торгово-экономическое сотрудничество с СССР до тех пор, пока не получит уступок в споре вокруг островов.

Признание советской стороной наличия территориальной проблемы произошло в апреле 1991 года во время официального визита в Японию президента СССР Михаила Горбачева.

Фото: © Во время встречи президента РФ Бориса Ельцина в аэропорту Ханэда, ТАСС / Александр Сенцов, Александр Чумичев

Сложности переговорного процесса

После распада СССР начался новый этап в российско-японских отношениях. В октябре 1993 года состоялся официальный визит в Японию президента России Бориса Ельцина. В ходе переговоров 13 октября была подписана Токийская декларация, в которой говорилось о необходимости «преодоления в двусторонних отношениях тяжелого наследия прошлого» и «скорейшего заключения мирного договора путем решения указанного вопроса», чтобы таким образом полностью нормализовать двусторонние отношения.

В последующие годы руководители России и Японии неоднократно возвращались к вопросу мирного договора и территориальной проблеме, но безрезультатно, так как позиции сторон диаметрально противоположны.

Япония претендует на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. Позиция Москвы в том, что Южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны и российский суверенитет над ними имеет соответствующее международно-правовое оформление.

По Совместной декларации 1956 года оговаривалась передача Японии Хабомаи и Шикотана после заключения мирного договора, а судьба Кунашира и Итурупа не затрагивалась. Именно разграничение статуса двух пар островов в этом документе, как считают эксперты, и создало основные сложности для всего переговорного процесса на протяжении последующих нескольких десятков лет.

Российско-японские переговоры в XXI веке

Идея передачи Японии сначала двух островов, как это оговорено в декларации 1956 года, обсуждалась на встрече лидеров России и Японии Владимира Путина и Есиро Мори в 2001 году, но с приходом к власти Дзюнъитиро Коидзуми идею отложили.

В середине октября 2016 года премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил, что предлагает президенту Владимиру Путину взять на себя ответственность и совместно продвигать переговоры для решения вопроса мирного договора.

В ходе визита президента России в Японию в декабре 2016 года лидеры согласовали заявления о начале переговоров по налаживанию на Южных Курильских островах совместной хозяйственной деятельности. Владимир Путин отметил, что такое сотрудничество будет способствовать созданию благоприятной атмосферы для продолжения переговоров по заключению мирного договора.

Фото: © Михаил Метцель/ТАСС

В феврале 2017 года при МИД Японии был создан совет по совместной экономической деятельности. Осуществление совместных проектов рассматривалось по таким направлениям, как марикультура, тепличное хозяйство, туризм, ветроэнергетика и переработка мусора. Согласно договоренности эта деятельность не должна нарушать юридические позиции обеих стран. Состоялись несколько бизнес-миссий на Южные Курилы.

12 сентября 2018 года президент России Владимир Путин, выступая на пленарном заседании Восточного экономического форума, предложил Японии заключить мирный договор до конца года без всяких дополнительных условий. Он предложил прописать в тексте документа желание Москвы и Токио урегулировать споры по территориальному вопросу.

В ноябре по итогам встречи на полях саммита АСЕАН японский премьер Синдзо Абэ объявил о договоренности ускорить переговорный процесс по мирному договору на основе Совместной советско-японский декларации 1956 года.

В декабре на переговорах в Буэнос-Айресе Путин и Абэ договорились создать новый механизм переговоров по мирному договору под кураторством глав МИД двух стран.

Состоялись несколько раундов переговоров на уровне министров иностранных дел и профильные консультации заместителей министров иностранных дел, которые показали сохранение существенных расхождений в позициях сторон.

В январе 2022 года министр иностранных дел Сергей Лавров, выступая с итогами деятельности российской дипломатии в 2021 году, заявил, что российская сторона передала японским коллегам проект статей мирного договора.

Фото: © Global Look Press//Alexandr Liskin/Russian Look, Carsten Reisinger/imageBROKER.com

Отказ от продолжения переговоров

Весной 2022 года после начала специальной военной операции на Украине многие западные страны объявили о масштабных экономических санкциях против России, в первую очередь против банковского сектора и поставок высокотехнологичной продукции. Япония также ввела несколько пакетов ограничений. Они коснулись десятков официальных лиц и компаний, а также экспорта товаров. Кроме этого, 16 марта премьер-министр Фумио Кисида объявил об исключении России из режима наибольшего благоприятствования в торговле.

21 марта в российском МИД объявили, что Москва в качестве ответной меры на недружественные шаги Токио отказывается от продолжения переговоров по мирному договору, прекращает безвизовые поездки граждан Японии на южные Курильские острова и выходит из диалога о налаживании совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах.  

Как подчеркнули в дипломатическом ведомстве, «вся ответственность за ущерб российско-японскому взаимодействию» лежит на Токио, который сознательно выбрал «антироссийский курс вместо развития взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства».

Почему японцы хотят вернуть Курилы

Владимир Путин допустил компромисс с Японией по Курилам. Проблема островов снова становится актуальной

На прошедшем недавно во Владивостоке Восточном экономическом форуме премьер-министр Японии Синдзо Абэ сделал громкое заявление по курильскому вопросу, на пленарном заседании с участием руководителей стран АТР он предложил президенту РФ Владимиру Путину начать новую эпоху отношений России и Японии. «Давайте поставим точку в этой ненормальной ситуации, которая длилась 70 лет и вместе начнем строить новую эпоху в японско-российских отношениях, которая продлится следующие 70 лет», — цитирует слова Абэ агентство Regnum. Так почему же все эти 70 лет Япония так рьяно требовала от России спорные острова, пытается дать ответ издание «Русская семерка», сообщает ИА SakhalinMedia.

К истокам проблемы

Одним из первых документов, регламентирующих русско-японские отношения, стал Симодский трактат, подписанный 26 января 1855 года. Согласно второй статье трактата граница устанавливалась между островами Уруп и Итуруп — то есть владением Японии признавались все четыре острова, на которые Япония претендует в наши дни.

С 1981 года день заключения Симодского трактата в Японии отмечается как «День Северных территорий».

Другое дело, что опираясь на Симодский трактат как один из основополагающих документов, в Японии забывают об одном немаловажном моменте. В 1904 году Япония, напав на русскую эскадру в Порт-Артуре и развязав Русско-японскую войну, нарушила условия трактата, предусматривавшего дружбу и добрососедские отношения между государствами.

Симодский трактат не определял принадлежность Сахалина, где находились как русские, так и японские поселения, и к середине 70-х годов назрело решение и этого вопроса. Был подписан Санкт-Петербургский договор, который неоднозначно оценили обе стороны. По условиям договора к Японии теперь полностью отходили все Курильские острова, а Россия получала полный контроль над Сахалином. Затем по итогам Русско-японской войны, согласно Портсмутскому договору, к Японии отошла южная часть Сахалина до 50 параллели.

В 1925 году в Пекине была подписана советско-японская конвенция в целом подтверждавшая условия Портсмутского договора. Как известно, конец 30-х — начало 40-х годов были крайне напряженными в советско-японских отношениях и были связаны с серией различных по своим масштабам военных конфликтов.

Ситуация стала меняться к 1945 году, когда страны Оси стали терпеть тяжелые поражения и перспектива проигрыша Второй мировой войны становилась все более очевидной. На этом фоне возник вопрос о послевоенном устройстве мира. Так, согласно условиям Ялтинской конференции, СССР обязывался вступить в войну против Японии, а к Советскому Союзу отходили Южный Сахалин и Курильские острова.

Правда, тогда же японское руководство готово было в обмен на нейтралитет СССР и поставки советской нефти добровольно уступить эти территории. СССР на подобный весьма скользкий шаг не пошел. Поражение Японии к тому моменту было делом может не быстрого, но все же времени. И главное, устраняясь от решительных действий, Советский Союз фактически бы отдавал ситуацию на Дальнем Востоке в руки США и их союзников.

Кстати, это относится и к событиям Советско-японской войны и непосредственно Курильской десантной операции, которая изначально не готовилась. Когда же стало известно о подготовке высадки американских войск на Курилы, в срочном порядке за сутки была подготовлена Курильская десантная операция. Ожесточенные бои в августе 1945 года закончились капитуляцией японских гарнизонов на Курилах.

К счастью, японское командование не знало реальной численности советских десантников и, не используя полностью свой подавляющий численный перевес, капитулировало. Одновременно была проведена и Южно-Сахалинская наступательная операция. Так, ценой немалых потерь, Южный Сахалин и Курильские острова вошли в состав СССР.

Сан-Франциско

Мирный договор между державами-победительницами и Японией был подписан в Сан-Франциско 8 сентября 1951 года. Япония согласно данному документу отказалась от всяких прав на Курильские острова. Однако советская делегация этот договор не подписала. Ряд исследователей считает это серьезной ошибкой советской дипломатии, однако для этого были весьма веские основания, пишет «Русская семерка».

Во-первых, в документе не указывалось что такое Курильские острова с их перечислением — американская сторона заявила что это может установить только специальный международный суд. Да и глава японской делегации с подачи американцев заявил, что Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи не входят в Курильские острова.

Во-вторых, интересно, что Япония от прав на острова отказывалась, но из документа не следовало, к кому данные острова переходили. … по сути договор не подтверждал право СССР на Курилы, а переводил проблему в неопределенное русло.

Любимый японский документ

19 октября 1956 года была подписана советско-японская декларация, призванная подготовить базу для подготовки мирного договора. На этой волне советская сторона, «идя на встречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и Сикотан (Шикотан) с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после подписания мирного договора».

Как многие правовые документы, декларация, которую в наши дни так любят вспоминать японские политики, имеет еще ряд тонкостей.

Во-первых, если СССР готов передать, значит подобный документ признает саму принадлежность островов Советскому Союзу.

Во-вторых, передача должна состояться после подписания мирного договора. И в третьих, речь шла только о двух южных островах Хабомаи и Шикотан.

Для 1956 года подобную декларацию обе стороны оценили как позитивный прорыв в советско-японских отношениях, что в немалой степени встревожило США. Под давление Вашингтона был сменен кабинет министров Японии, а курс взят на подписание американо-японского военного договора, который был окончательно оформлен в 1960 году.

Тогда впервые с японской стороны, не без помощи США, были озвучены требования на передачу уже не двух, а всех четырех островов. Соединенные Штаты же указывали, что Ялтинские соглашения носят декларативный, но вовсе не обязательный к реализации характер.

Президент Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ на Восточном экономическом форуме. Фото: ТАСС, ВЭФ

Поскольку договор включал пункты о размещении американских баз в Японии, в памятной записке правительства СССР правительству Японии от 27 января 1960 года отмечалось: «Новый военный договор, подписанный правительством Японии направлен против Советского Союза, как и против Китайской Народной Республики, не может содействовать тому, чтобы передачей указанных Японии островов была расширена территория, используемая иностранными войсками. Ввиду этого, Советское правительство считает необходимым заявить, что только при условии вывода всех иностранных войск с территории Японии и подписанием мирного договора между СССР и Японией острова Хабомаи и Сикотан будут переданы Японии, как это предусмотрено Совместной декларацией».

Но, как известно, американские войска до сих пор стоят на японских островах, а японское правительство, постоянно ссылаясь на декларацию, требует до подписания мира передачу не двух, а четырех островов.

От перестройки к нашим дням

В условиях ослабления СССР, во второй половине 1980-х годов, вопрос о передаче Курильских островов снова был поднят Японией. К сожалению, ряд шагов советской и молодой российской дипломатии, не соответствовал интересам государства. Одним из ключевых моментов стало признание самой проблемы островов и ведение в выгодном для противоположной стороны ключе.

По сути, тема Курильских острова могли стать разменной монетой в политике как Горбачева, так и Ельцина, рассчитывавших на приличную материальную компенсацию в обмен на острова. И если первый вел форсированный процесс, то Ельцин допускал передачу островов в отдаленном будущем (15-20 лет). Однако невозможно было не считаться с теми колоссальными издержками, которые неизбежно проявились бы внутри страны в случае территориальных уступок.

Такая политика маятника продолжалась практически всю «ельцинскую эпоху», российская дипломатия уходила от прямого решения проблемы, что в условиях кризиса негативного сказалось во всех отношениях. На современном этапе серьезных подвижек в вопросе Курильских островов не происходит в силу крайне неуступчивой позиции Японии, ставящей в качестве предварительного условия передачу всех четырех островов, а затем уже обсуждение подписания мирного договора. Какие дальше условия может выдвинуть японский МИД можно только гадать. Во всяком случае, ближайшее решение данного вопроса маловероятно.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Япония выразила протест России из-за задержания ее гражданина, посетившего Курилы

Освобождение Сахалина и Курил от японцев стоило две тысячи жизней советских воинов

Япония может отказаться от Южных Курил

Я решил, что пришло время купить счетчик Гейгера. Если я пишу свою следующую колонку, пока меня бьют порывы ядерного снега, я хотел бы, по крайней мере, знать, сколько у меня есть времени, прежде чем мои внутренние органы начнут кровоточить, а мои пальцы превратятся в плутоний. Гиперболический? Возможно. Но недавний поток статей с наводящими на размышления заголовками, такими как «Я был оператором ядерной ракеты. Промахов было больше, чем известно миру», — вряд ли дают мне повод для оптимизма.

Конечно, я говорю об этом, потому что российские солдаты приближаются к Киеву, замышляют покушения и освобождают украинский народ, превращая его города в руины. Это явно неоптимальное условие для поддержания мирового порядка. И хотя это, безусловно, было бы крайней мерой, можно только догадываться, что является поводом для военного вмешательства со стороны Запада и его союзников. В случае возникновения такого сценария счетчики Гейгера могут быть только началом.

События последнего месяца заставили все государства, с которыми Россия находится в территориальных спорах, обратить на себя внимание. Главным среди них является Япония, которая уже давно не в ладах с Россией из-за морозного архипелага, расположенного к северу от материковой части Японии.

Кальдера вулкана Головнина на острове Кунашир, Южные Курилы

Северные территории или Южные Курилы?

Непростые отношения Японии и России восходят к началу ХХ века. Русско-японская война началась в 19 г.04 между двумя тогдашними империями по контролю над сухопутными и морскими территориями вокруг Маньчжурии и Корейского полуострова. После победы Японии в 1905 году, унесшей десятки тысяч жизней и обанкротившей империю, остров Сахалин — к северу от Хоккайдо, к востоку от России — был разделен пополам, и Япония получила южную часть суши.

Затем, в 1945 году, Советский Союз объявил войну Японии всего за 15 дней до того, как император Хирохито объявил о капитуляции во Второй мировой войне. Впоследствии Советы захватили южный Сахалин и группу из четырех островов, которые Япония назвала Северными территориями, а Россия Южными Курилами, изгнав при этом 17 000 японских жителей. С тех пор Япония утверждает, что Курилы и их богатые рыбой воды незаконно оккупированы, в то время как Россия отрицает что-либо подобное. Это разногласие в значительной степени помешало Японии и России официально прекратить боевые действия посредством мирного договора.

Бывший премьер-министр Синдзо Абэ стремился найти дипломатическое решение проблемы, часто встречаясь с Владимиром Путиным во время его второго срока полномочий (2012–2020). В отличие от его предшественников, внешняя политика Абэ, ориентированная на Россию, подчеркивала его готовность принять только два из четырех южных Курильских островов — Хабомаи и Шикотан (на долю которых приходится лишь семь процентов спорной территории) — и подлизаться к России в своей заявке.

Это включало в себя мягкую позицию в отношении вторжения России в Крым в 2014 году, расширение экономического сотрудничества между двумя странами и, возможно, самый ребяческий акт дипломатии в современной геополитике: предложение Владимиру Путину щенка, на что любящий собак сильный человек не обратил внимания. Однако очевидное подхалимство Абэ в конечном итоге не будет иметь никакого значения, поскольку в 2020 году Россия внесет в свою конституцию поправку, запрещающую территориальные уступки.

Преемники премьер-министра Японии Ёсихидэ Суга и Фумио Кисида, которые, по сути, являются политическими копиями Абэ, продолжили реализацию провальной инициативы. Но недавнее вторжение в Украину потребовало коррекции курса.

Вторжения и санкции

Сообщения о российских военно-морских и воздушных вторжениях на японскую территорию довольно часто просачивались с начала вторжения. От российских военных кораблей, бороздящих пролив Цугару (расположенный между Хонсю и Хоккайдо), до российского вертолета, замеченного у полуострова Немуро (из-за чего Япония подняла в воздух истребители), признаки указывают на то, что Путин наращивает военный потенциал по обе стороны своей страны, охватывающей континент. .

Кишида, бывший министр иностранных дел при Абэ, был на удивление несговорчивым, хотя обстоятельства того заслуживают. Следуя примеру Запада, он отреагировал «беспрецедентными» санкциями против России. На момент написания статьи Япония заморозила активы 61 российского гражданина, в основном олигархов и кремлевских политиков. Аналогичным образом он поступил в отношении российских банков и финансовых учреждений, а также запретил экспорт в Россию средств связи и радиолокации, а также других технологий.

Хотя, как утверждают многие аналитики, экономические санкции, как правило, в первую очередь затрагивают рабочий класс страны, находящейся под санкциями, а элита ложится на плечи позже (если вообще). Обнищавший российский народ мог бы якобы восстать, но при авторитарном режиме, подобном путинскому, когда инакомыслящие исчезают и заставляют замолчать, такой бунт, скорее всего, будет сорван до того, как будет выпущена первая пуля.

Кроме того, Японии пришлось занять более осторожную позицию при удалении себя из российского энергетического трубопровода. Япония и ее торговые компании дзайбацу имеют значительные доли в российских нефтегазовых проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2» (расположенных на бывшем общем острове). Сообщалось, что около четырех процентов импорта японской сырой нефти и девяти процентов импорта сжиженного природного газа в 2021 году приходилось на Россию.

Итак, теперь Япония попала в дипломатическую трясину, где прежде всего беспокоит энергетика и безопасность, что еще больше усложняет спор о Курилах.

Два журавля. Остров Кунашир. Южные Курилы

Куда нам идти дальше?

Тем не менее, судя по оптике, Япония не ослабит свою поддержку Украины. Комический, ставший стоическим лидер военного времени Владимир Зеленский обратился к Кишиде с предложением произнести виртуальную речь перед парламентом — так же, как он сделал перед британской палатой общин и Конгрессом США с воодушевляющими эффектами. Японское правительство заинтересовано, но в настоящее время обсуждает «логистику».

Япония также открыла двери для эвакуированных украинцев, которых, по оценкам, около 2,8 миллиона человек, что резко отличается от ее типично тусклой политики в отношении беженцев. 47 украинцев уже прибыли, столько же, сколько ежегодно принимает Япония.

Хотя это вряд ли вызовет благосклонность Кремля, Япония остается в более безопасном положении, чем Украина, учитывая присутствие передовых американских солдат, нынешнюю собственность России на Курилы и тот факт, что имперские цели Путина, по-видимому, сосредоточены на объединение славянских государств под покровительством России-матушки. Мало кто ожидает, что он начнет мобилизацию сил в Охотском море под искренним предлогом вторжения в Японию.

Но давайте вспомним, с кем мы имеем дело: очень умный, хотя и слегка расстроенный, самолюбивый тиран, чьи недавние действия дестабилизировали демократический мир. Любые прежние представления о том, что ядерное сдерживание позволяет нам жить в мирном застое, оказались апокрифическими.

Территориальные претензии Японии не лишены оснований, и Сейм должен чувствовать родство с неунывающими украинцами. Но поскольку бомбы продолжают сыпаться на Киев, Японии лучше действовать осторожно, иначе все может стать намного хуже, прежде чем станет лучше.


Избранное изображение Анны Петек

Северные территории: линия фронта России на востоке?

Российское вторжение в Украину стало знаменательным моментом для глобальных отношений с последствиями для геополитики во всем мире. В Азиатско-Тихоокеанском регионе основное внимание уделяется Тайваню, который сам сталкивается с потенциальным вторжением со стороны своего более крупного и похожего в культурном отношении соседа.

Тем не менее, Япония также находится в центре беспокойства по поводу того, что кризис может означать для Азиатско-Тихоокеанского региона из-за ее спора с Россией о северных территориях (или Южных Курилах), что делает острова заманчивой возможностью для России, если они хотят проецировать силы в Тихом океане или разделить приоритеты Японии. На стратегическом уровне использование Россией спора о северных территориях поддерживает формирующуюся теорию недавно укрепившейся перегруппировки в Азиатско-Тихоокеанском регионе, противопоставляющую континентальные державы Китая и России морским союзникам Японии, Соединенных Штатов Америки. Государства и их союзники. Это не только нежелательно отвлекает и без того растянутые военно-воздушные и военно-морские силы Японии, но и ставит Японию в центр стратегической перестройки в Азии, возникшей в результате вторжения России в Украину.

Проблема Северных территорий — это спор по поводу четырех островов к северо-востоку от Хоккайдо: островов Хабомаи, Шикотан, Кунашир (Кунашир) и Эторофу (Итуруп). Каждый из этих островов был признан территорией Японии по Симодскому договору 1855 года, первому официальному договору между Россией и Японией, но с тех пор этот вопрос определяется конкурирующими претензиями и линиями суверенитета. В последние дни поражения Японии во Второй мировой войне Советский Союз вторгся и оккупировал каждый остров, в конечном итоге изгнав всех японских граждан в 1947. В Сан-Францисском договоре между Японией и союзными державами впоследствии говорилось, что Япония «отказывается от всех прав, правооснований и претензий» на «Курильские острова», но не разъяснялось, что они будут переданы Советскому Союзу. Последующие заявления Госдепартамента США разъяснили, что четыре оспариваемых сегодня острова не входили в состав «Курильских» островов, а, следовательно, по-прежнему являлись территорией Японии. Взамен Советский Союз отказался подписать Сан-Францисский договор, заявив о своем несогласии с таким определением Курильских островов как об одной из основных причин. По сей день официальная позиция России заключается в том, что Советский Союз законно оккупировал острова во время войны и что официального мирного договора с Японией не существует «из-за необоснованных территориальных претензий Токио к южным Курилам».

Тем не менее спор иногда служил мотиватором для японо-российского сотрудничества и примирения. Сменявшие друг друга японские премьер-министры, в первую очередь Абэ Синдзо, пытались наладить более теплые отношения с Россией в надежде на мирное урегулирование, заключить окончательный мирный договор с Россией для завершения Второй мировой войны и убрать один территориальный вопрос из и без того занятого портфеля Токио. аналогичные споры с другими соседями. Эта перспектива дала Японии дипломатическое прикрытие, необходимое для налаживания более тесных экономических отношений с Россией в эпоху после окончания холодной войны, что сделало Японию выгодным торговым партнером в области сырья и энергии. Несколько лоббистов в Москве также поддержали мирное урегулирование спора, в первую очередь те, кто стремился к улучшению экономических отношений с азиатской экономической державой, а также в пропутинских и антизападных кругах. Например, в Основы геополитики

, опубликованные в 1997 году и часто используемые в качестве учебника в российских вооруженных силах, влиятельный ультранационалист Александр Дугин даже выступал за возвращение Южных Курил Японии в качестве рычага, позволяющего манипулировать внутренней политикой Японии, чтобы отвести ее от США и сформировать «Москву». -Токийская ось. На самом деле, последние три раунда содержательных переговоров по островам в 2008, 2013 и 2019 годах, похоже, были инициированы с российской стороны лично Владимиром Путиным. Хотя ни одна из сторон не достигла работоспособного соглашения, переговоры послужили эффективным средством установления функциональных и теплых отношений между Токио и Москвой.

Попытки Абэ Синдзо заключить сделку по поводу спора о Северных территориях послужили средством для потепления отношений с Москвой, но все это было разрушено, когда Путин отдал приказ о вторжении в Украину

Этот консенсус в Токио полностью изменился после вторжения Владимира Путина Украины. В течение нескольких дней Япония подписала санкции против России, поддерживаемые США и ЕС, и объединила усилия через ООН и G7 по дипломатической изоляции Москвы. Премьер-министр Японии Кисида Фумио также воспользовался случаем, чтобы объявить Северные территории «территорией, над которой Япония имеет суверенитет», проведя четкую линию, исключающую предпосылку предыдущих переговоров. За этим комментарием последовало заявление министра иностранных дел Хаяси Ёсимаса о том, что острова находятся под «российской оккупацией без законных оснований». Кроме того, японская газета Mainichi сообщил, что Япония, вероятно, назначит Россию «вызовом» безопасности в своей следующей пересмотренной стратегии национальной безопасности, поместив ее в ту же категорию, что Китай и Северная Корея. Это драматический сдвиг, учитывая, что в действующем документе Россия названа «партнером», с которым Токио может «способствовать миру и стабильности в международном сообществе». Хотя эти заявления можно понимать как свидетельство серьезности приверженности Токио противодействию российской агрессии в Украине, Токио ясно дает понять, что не считает спор о Северных территориях бездействующим или даже предметом переговоров с этого момента.

Москва немедленно отреагировала на это изменение военными действиями, отправив военные вертолеты вблизи северного воздушного пространства Японии, заставив истребители подняться в воздух. 10 марта ВМФ России отправил десять боевых кораблей через пролив Цугару между Хоккайдо и Хонсю, а 11 марта российские войска на островах Северной территории сами провели учения противовоздушной обороны с использованием передовой системы С-300. После выхода Москвы из официальных переговоров по мирному договору 22 марта Россия заморозила все совместные экономические проекты вокруг островов, что вызвало новые протесты и осуждение со стороны Токио. 26 марта российские военные начали проводить боевые учения в Курильской области, сосредоточив внимание на противодействии морским десантам и воздушным десантам, не оставляя сомнений в целевой аудитории учений.

В то время как российские вторжения доставляют Токио постоянные неприятности, новое внимание Москвы приведет к усилению японских сил, дополняющих аналогичные почти ежедневные действия Китая в Восточно-Китайском море. Планировщики в Токио, вероятно, также опасаются, что Россия может отказать японским рыбакам в доступе к близлежащим водам, что Москва в настоящее время терпит. Хотя нет никаких признаков того, что эти военные действия прекратятся или замедлятся, логистические проблемы России в продолжающейся войне на Украине ставят под сомнение возможность поддержки провокационных действий в самом конце цепочки поставок России. Тем не менее Токио, похоже, не желает рассчитывать на такую ​​передышку в краткосрочной перспективе.

Уже истощенные китайскими вторжениями на юге, перспектива реагирования на аналогичные вторжения на севере пугает JSDF

Эта новая угроза безопасности на севере Японии станет нежелательным отвлечением для Сил самообороны. Перспектива противостояния с новой мотивированной Россией на севере, уже исчерпавшая себя перед китайской опознавательной зоной ПВО и морскими вторжениями, обескураживает. Действительно, предотвращение такого географического разделения ограниченных сил обороны Японии как раз и было одной из целей переговоров эпохи Абэ с Россией по поводу северных территорий. Воздушные силы самообороны уже реагируют на 600-875 китайских вторжений в среднем каждый год, что ложится бременем на оснащение и техническое обслуживание Воздушных сил самообороны.

Но с новыми вторжениями России планировщики в Токио, вероятно, понимают, что у них нет другого выбора, кроме как направить дополнительные силы на север для сдерживания и реагирования на будущие действия России, возможно, включая недавно закупленные F-35.

Действительно, несмотря на возобновление напряженности в отношениях с Россией, угрозы со стороны Китая остаются главным приоритетом безопасности Токио. В то время как российские провокации являются головной болью для Министерства обороны, реальная угроза заключается в том, что Москва координирует свои военные усилия с Пекином, географически разделяя Силы самообороны. Ранее Токио удавалось использовать свои сердечные дипломатические отношения с Москвой, чтобы свести к минимуму совместные российско-китайские военные провокации, но твердая позиция администрации Кисиды против вторжения на Украину, вероятно, обеспечила объединение Пекина и Москвы в противостоянии Японии. поза безопасности. Поскольку китайские провокации в воздушном и морском буферах Японии на западе, скорее всего, будут продолжаться, вероятное усиление напряженности на севере, скорее всего, только укрепит и без того глубокую приверженность Токио союзу США и сотрудничеству в области безопасности с другими региональными партнерами, в том числе с США.

называют «квадратными» странами Австралии и Индии.

Перспектива того, что Китай и Россия будут координировать свое давление на Японию, также вполне реальна. В 2019 году Москва координировала с Китаем серию совместных вторжений в зону опознавания ПВО, некоторые из которых находились рядом со скалами Лианкур, спорной территорией между Японией и Южной Кореей. Вторжения произошли в особенно низкий момент в отношениях между Японией и Южной Кореей, и вторжения помогли углубить раскол в дипломатический скандал. Если Китай и Россия будут координировать свои действия сейчас, как они это делали тогда, с общей целью нарушить положение США в Тихом океане вместе с положением их союзников, у Токио не останется иного выбора, кроме как попытаться максимально использовать потенциал возобновленного партнерства в области безопасности с Сеулом. возможный.

Почти немедленное наращивание проецирования Россией сил на северных территориях — еще один показатель, свидетельствующий о том, что, помимо самих Соединенных Штатов, Япония является страной, которая имеет наибольшее значение в стратегических расчетах Москвы для Азиатско-Тихоокеанского региона.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *