Гора Синай | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру
Оглавление
Место дарования Торы [↑]
Гора Синай — гора, на которой Б-г даровал Тору еврейскому народу. В Торе гора также называется вторым именем — Хорев. А событие дарования Торы часто называют «Синайским откровением» — во время дарования Торы у горы Синай еврейский народ ощущал мощнейшее по силе и глубине раскрытие Всевышнего (см. тему Шхина — Б-жественнное присутствие).
В то время, как народ Израиля стоял станом под горой Синай, их лидер — пророк Моше (Моисей) — поднялся на гору, которая, как описывает Тора (Шмот, 19:18) «дымилась… И восходил от нее дым, как дым печи обжиговой; и содрогалась вся гора очень». Здесь Всевышний продиктовал Моше 10 Заповедей, а также дал ему и всему народу законы Письменной и Устной Торы.
Дарование Торы произошло на 50-й день после Исхода из Египта, и в память об этом событии был установлен праздник Шавуот.
Где находится гора Синай [↑]
Точное местонахождение горы Синай неизвестно в наше время. Возможно, последним евреем, побывавшим там, был пророк Элияу, как это описано в книге Млахим. Поскольку после дарования Торы святость Шхины (Б-жественного присутствия) покинула это место, не было смысла сохранять какую-либо связь с ним, — теперь оно не отличалось от любого другого.
Где же находилась гора Синай?
Принято считать, что в Синайской пустыне, это логичнее всего. Хотя есть мнения, что, на самом деле, эта гора находилась недалеко от реки Иордан, на территории тогдашнего Мидьяна. Есть также несколько исследователей, считающих, что эта гора находится на восточном (саудовском) побережье Эйлатского залива.
Однако, как мы уже отметили, теперь это не имеет значения, так как для нашего дальнейшего служения Всевышнему Он сам избрал другое место — гора Мория (она же Храмовая гора) в Земле Израиля, где позже был построен Иерусалимский Храм. Поэтому нет необходимости искать ту гору, да и возможности найти ее точно, на самом деле, нет. Даже поверхностное знакомство с источниками, говорящими о географии путешествия сынов Израиля в пустыне, показывает: в наше время нельзя утверждать, что упомянутая в Торе «стоянка» у Синая была в том или ином месте — ведь не обо всех местах существует непрерывная традиция, подтверждающая их название.
Поэтому, с точки зрения иудаизма, нет никакого смысла в почитании этой горы, а тем более — в почитании горы на Синайском полуострове, на территории современного Египта, куда обычно водят туристические экскурсии. Даже если и называют в народе какую-либо гору «гора Моисея» — ни у кого в настоящее время нет достоверных данных, чтобы утверждать: вот это — та самая гора Синай, она же Хорев, на которой Б-г даровал Тору.
Почему Тора была дарована на горе Синай [↑]
Есть несколько ответов на этот вопрос.
В Псалмах сказано: «Зачем скачете вы (от зависти), горы холмистые?» (Теилим, 68, 17). Раби Йоси a-Глили сказал: «Когда Всевышний уже решил даровать Тору на горе Синай, другие горы сошли с места и заспорили друг с другом: каждая из них утверждала, что Тора должна быть дарована именно на ней. Гоpa Тавор и гора Кармель пришли в числе других, утверждая, что они призваны Всевышним. Но Он сказал им: “Зачем скачете вы, горы холмистые? Гору ту возжелал Б-r, чтобы обитать на ней”. Ведь на всех этих горах совершалось идолопоклонство, а на горе Синай — не совершалось».
Откуда взялась гора Синай? Раби Йоси сказал: «Гора Мория была отделена от земли, как хала от теста, от того места, где Авраам намеревался принести в жертву Ицхака. Она и стала горой Синай. Ведь именно на том месте, где лежал связанным наш праотец Ицхак, его потомкам следовало получить Тору».
Другой ответ можно найти в книге Мэ-Ам Лоэз(глава Шмот, 19:17). Там рассказано, что незадолго до дарования Торы и во время него произошёл ряд чудес. Одним из них был спор между крупнейшими горами мира о том, на какой из них будет дана Тора. Гора Синай в этом споре даже не участвовала, ведь она не из числа крупнейших! Но Вс-вышний даровал Тору именно на ней, чтобы показать, что скромность — совершенно необходимое качество для изучения Торы. По той же самой причине Тора была дана именно Моше, которого Тора называет самым скромным из людей (Бемидбар 12:3). Дело в том, что скромный человек способен воспринимать чужие идеи, а у гордеца сильная тенденция навязывать свои мнения другим.
Рав Элияу Ки-Тов приводит описание этой версии в следующем ключе. Когда Всевышний произнес: «Я — Г-сподь, Б-г твой…», горы разбушевались и холмы обрушились. Горы Тавор и Кармель сошлись и заспорили, кто из них призван Всевышним. Когда они услышали следующие слова: «…Который вывел тебя из земли Египетской», то сразу вернулись на свои места, понимая, что не подходят для Дарования Торы. Ведь гора Синай — самая низкая из гор, так же как Израиль — самый маленький из народов, в Моше — самый скромный из людей. Именно в том и заключается величие Торы, что она учит человека скромности.
Здесь напрашивается другой вопрос. Если Творец искал максимальную скромность, почему же Тора не была дана в долине?
Чтобы научить нас не преуменьшать значение наших собственных действий. Нет человека, действия которого не имели бы значения. Человек не должен забывать, что сам факт его существования доказывает его значимость.
Еще один ответ, который Мэ-Ам Лоэз даёт на этот вопрос, тоже связан с высотой горы Синай. В те времена идолопоклонники использовали все высокие горы, чтобы ставить на них свои идолы. А гора, служащая идолопоклонству, не кашерна (т.е., буквально, не пригодна) для дарования Торы точно так же, как камни из разобранного идола не кашерны для построения жертвенного алтаря для службы Всевышнему. Кроме того, если бы Тора была дана в месте, которое ассоциируется с идолопоклонством, сложилось бы впечатление, что дарование Торы каким-то образом связано с этим идолом. А гора Синай, в силу своего невыдающегося роста, для идолопоклонства не использовалась.
toldot.ru
Гора Синай – особенности экскурсии и отзывы туристов
Содержание:
- Библейские сказания и история
- Восхождение на Синай
Гора Синай относится к небольшому числу достопримечательностей, созданных самой природой и имеющих огромное значение в мировой истории и религии. Она считается самым священным местом в Египте. Встречаются и другие известные названия этой горы – Божия, Моисея, Хорив, Джебель-Муса.
Библейские сказания и история
Согласно Ветхому Завету, гора Синай – это то место, где пророку Моисею явился Бог. Именно здесь Господь давал Моисею послания для израильтян, именно здесь передал Он ему скрижали, на которых были высечены 10 священных заповедей для народа. Моисея признает каждая вера, поэтому на Синае в Египте размещены храмы всех религий. Путешественники могут посетить здесь церковь Святой Троицы и небольшую мечеть. Рядом находится неприметная пещера, где пророк Моисей нашел пристанище на 40 дней и ночей, пока разговаривал с Господом.
На вершину Божией горы в Египте поднимались еще первые христиане. А византийская императрица Елена, посетив это место, приказала построить здесь часовню Неопалимой Купины. Название этому храму дал колючий кустарник, произрастающий рядом и обладающий способностью не гореть в огне.
По преданию, гора Хорив и святые монахи исцелили от продолжительной болезни пророка Мухаммеда. За это он взял под свою личную защиту монастырь, располагающийся у подножия горы.
Гора Моисея известна и тем, что у нее основания находится монастырь Святой Екатерины. Эта великомученица погибла от руки римского императора-язычника. По легенде, ее тело волшебным образом переместилось на вершину горы, где его без каких-либо повреждений через несколько десятков лет обнаружили монахи. Мощи великомученицы в настоящее время хранятся в монастыре Святой Екатерины (ранее Преображенском).
Восхождение на Синай
Высота Божией горы – 2285 м над уровнем моря. Подняться на ее вершину и полюбоваться изумительным рассветом спешат туристы со всего земного шара. Покорить гору можно по двум тропам. Монашеская (паломническая) тропа является более короткой, но очень крутой дорогой, по ней туристы обычно осуществляют спуск. Она состоит из отвесных камней, вырубленных в скалах много веков назад. Передвигаться по ним опасно, поэтому монашеская дорога закрыта для туристов в темное время суток. Спускаясь по ней, необходимо строго следовать за проводником.
Туристическая (верблюжья) тропа намного длиннее, но проходит по пологой местности. Здесь можно остановиться, отдохнуть и сделать красивые фото. Более половины пути по этой дороге можно проехать на верблюдах, которых туристам предлагают бедуины. Однако верующие люди считают, что искупление грехов и самосовершенствование возможны только при пешем подъеме на Синай по длинной тропе.
Гора Моисея по туристической программе обычно покоряется в ночное время. В этот период горный воздух сильно охлаждается, что особенно ощущается после жары, стоящей в Египте днем. На протяжении всего туристического пути на Синай можно встретить бедуинов, предлагающих путешественникам пледы, теплые напитки, сувениры и сладости. Чтобы не покупать достаточно дорогие, но не слишком свежие местные одеяла, перед восхождением на вершину запаситесь теплой одеждой – непродуваемой курткой, штанами, шапкой, перчатками, закрытой обувью.
Синай покоряет тех, кто забрался на его вершину, великолепным видом окрестностей. Путешественники могут с огромной высоты осмотреть долину и рядом располагающиеся горы, сделать уникальные фото. Но большинство туристов поднимаются сюда, чтобы увидеть потрясающей красоты восход солнца. Люди могут лицезреть рассвет таким, каким его видел сам Моисей много веков назад, и даже запечатлеть его на фото.
Гора Хорив объединяет людей разных времен и вероисповеданий, давая им возможность испытать необычные, неповторимые ощущения. Каждый, кто одолел эту вершину, может прикоснуться к святым местам и осмотреть древнейшие сооружения. Только здесь дано увидеть камень, часть которого была покрыта высеченными заповедями, а также след, оставленный Богом на скале.
Кому-то гора Синай помогает найти в себе скрытые душевные силы и обнаружить новые взгляды на понимание смысла жизни. Здесь все пропитано духом героев Ветхого Завета, древнейшей истории и мировых религий.
Находясь в Египте, обязательно посетите Синай, чтобы окунуться в удивительную и чудесную атмосферу, которая складывалась в этом месте столетиями.
Еще по теме
Храм Гора в Эдфу
Монастырь Святого Павла Фивейского в Египте
Легенды пирамиды Джосера
Экскурсия на остров Утопия
Прошлое и настоящее форта Кайт-Бей
Обзоры популярных отелей Египта по городам
Подробные обзоры египетских отелей с фотографиями и отзывами!
5 звезд
4 звезды
3 звезды
egyptfan.ru
Гора Синай — Альтернативные туры по Мексике
На гору Синай водят организованные экскурсии, но это – не самый хороший вариант, тем более, на последних метрах пути и на самой горе с этими организованными путешественниками вам все равно предстоит пересечься.
Помню бессмертную юмореску Задорнова как раз по поводу горы Синай. Про толпы паломников, шарахающихся от верблюдов (или верблюдов, шарахающихся от паломников ), про тех, кто не дошел, про галдящих японцев, про массу комичных ситуаций, про уставшие ноги и про поиски бога в этой сутолоке.
В какой-то мере – все правда. Но это можно обойти хотя бы отчасти. Экскурсии на гору Синай, как правило, водят из отелей. Едут страдальцы чаще всего из Шарма, к ночи их организованно свозят к монастырю Святой Екатерины, дальше часов 5 – подъем на саму гору Синай, встреча там рассвета и спуск обратно (который по свету занимает часа 3 уже), осмотр монастыря Святой Екатерины и выезд обратно.
Подниматься в гору толпой – это совсем не весело. Не прочувствовать вообще ничего из того, что можно было бы ощутить на горе Синай. И эту часть я особенно советую избегать. Как? Спрашивайте у локалов. Большинство из постоянно живущих в Дахабе знает кого-то, кто может организовать индивидуальный вариант подъема на гору.
Стоить это будет не дороже, чем экскурсия из отеля, если не дешевле. И выглядеть будет иначе. Из Дахаба можно выехать днем, ехать туда около 2 часов до подножия горы, где расположен монастырь Святой Екатерины, спокойно осмотреть его.
А ночной подъем на саму гору Синай можно осуществить с другой стороны, где никого нет, не по общей тропе. Нас было 4 человека туристов, 1 гид, 2 погонщика с верблюдами.
Если в группе есть те, кто не привык к активному движению, советую взять верблюда. В принципе, подняться на гору может любой физически здоровый человек, но вопрос – как быстро.
Гиды идут довольно быстро всегда – они привыкли. Вы – нет, даже если тренируетесь каждый день и поднаторели в каком-то виде спорта. Переоценивать свои силы здесь не стоит. Если только вы в своей обычной жизни не живете в горах и не скачете по ним каждый день, привыкнув дышать в условиях разреженного воздуха.
А если вы систематически испытываете какие-то трудности со здоровьем – вам тем более не стоит двигаться большой группой, ведь на ваш темп никто не будет ориентироваться. И (см. выше) – лучше тогда взять верблюда.
В общем, мы посадили на верблюдов наших дам, а остальные отправились пешком. Первое, что начинаешь ощущать буквально уже через час подъема – головокружение и жажду. Не то чтобы сильно, но есть такое. Лично у меня разреженный воздух начал сказываться уже ближе к вершине, но эти ощущения заставили сбавлять темп.
При высоте горы Синай в районе 2300 ощущение, что воздуха как-то маловато, накрывает уже на половине подъема. С учетом того, что подъем начинается на 1500 над уровнем моря, считайте. После того, как мы прошли примерно полпути, идти стало сложнее, и если вы почувствуете то же самое, есть смысл несколько сбавить темп.
Мы шли там, где других людей не было, поэтому никто не мешал, не галдел, и можно было спокойно выбирать темп самим (хотя местные гиды и погонщики верблюдов могут «загоняться» по привычке, и есть смысл их тормозить слегка).
О горе Синай, естественно, ходили легенды всегда. Основная – предполагается, что это именно то место, где Моисей получил свои откровения от Бога, в число которых входило и десять заповедей. То это место или не то, но в любом случае предполагается, что район это примерно тот. Гора – может быть эта, может быть соседняя, может быть и в километре оттуда. Но в общем, истина где-то рядом(с)
На гору Синай ведет несколько троп. Есть официальная короткая, есть официальная длинная, и есть еще несколько не совсем официальных, которые в тех или иных местах пересекаются с официальными. Мы шли тропой, которая начиналась не от монастыря, а из деревни, с другой стороны горы. За ночь на ней мы не встретили никого.
Вообще, наверное, это была самая интересная часть подъема. Мы провели вечер в деревне с гидом, поговорили, отдохнули перед подъемом. До того, еще засветло, мы посетили монастырь Святой Екатерины, и хорошо, что мы сделали это до подъема.
Если вам предложат осматривать этот самый известный монастырь на Синае – монастырь Святой Екатерины после бессонной ночи – вряд ли вам вообще будет дело до него и вряд ли вы будете в состоянии по нему передвигаться. Спустившись с горы, мы видели немало убитых ночным подъемом туристов, которые сидели у стены монастыря, не особо в силах сказать что-то кроме «мама»
Хотя, конечно, находятся всегда и те, кто из последних сил закупает сувениры, чтобы привезти родным и знакомым «куски благодати».
В общем, монастырь Святой Екатерины лучше посмотреть до заката, возможно, даже побывать на вечерней службе. Нам это удалось, причем на службе не было никого, кроме нас. И ощущение в какой-то момент было совершенно запредельное, когда мы стояли в этом полупустом храме и ходили по абсолютно пустому монастырю.
В монастыре Святой Екатерины растет вроде бы та самая неопалимая купина. Естественно, она при нас не воспламенялась. Но некий внутренний трепет вызывала
В общем, посетив монастырь, побродив по деревне, посидев и поболтав с гидом, в районе полуночи мы вышли в сторону вершины. Весной в горах не убийственно холодно, но теплую кофту и возможно даже ветровку лучше с собой прихватить.
На самой горе Синай, уже на вершине, мы видели немало стучащих зубами от холода туристов из Шарма, кого, видимо, не предупредили о том, что на горе, да и на подъеме уже, может быть холодно. Туристы кутались в местные одеяла, которые бедуины предусмотрительно наловчились сдавать в аренду бедолагам. В шортиках, босоножках и с синими лицами выглядели они, мягко говоря, не очень
Позаботьтесь, кстати, о прочной и удобной обуви. Идти на подъем – примерно 8 километров. В зависимости от тропы, конечно, но даже если их будет 6, сильно легче не станет. Чем короче тропа – тем она круче. И на любой тропе камни все равно попадают под ноги, легко оступиться, особенно в темноте, поэтому обувь должна крепко сидеть на ноге и иметь хорошее сцепление.
Также лучше взять фонарик и еду. Несмотря на то, что ближе к вершине стоят бедуинские «шалаши» с напитками и какими-то плюшками – есть это не очень весело.
Последний отрезок подъема на гору Синай – метров в 700-800 по вырубленным в скальной породе ступенькам, которые своей высотой сильно отличаются от обычного размера ступеней в привычных нам домах. Некоторые туристы вообще забивали на саму вершину и оставались встречать рассвет в бедуинских шалашах в непосредственной близости от плюшек и напитков
Но если вы преодолеете последний этап подъема – будет вам рассвет на горе Синай и, возможно, откровение, если вы его сильно попросите. В этом конкретном месте разойтись с толпой уже не получится – вершина одна. И занять место в партере, чтобы увидеть красоту рассвета – насущная необходимость, особенно если вы любите фотографировать.
Мы как-то вскарабкались на одну из скал, нашли себе там место, предварительно прихватив одеяло у бедуинов, и сели ждать. А потом (ради чего и стоит искать индивидуальный вариант подъема) можно не бежать вместе со всеми галопом вниз, а остаться на вершине и в достаточной мере пережить рассвет, полюбоваться солнцем, пейзажем, побродить по горе Синай и рассмотреть все, что ее окружает.
А потом мы спускались вниз короткой тропой, доползли до монастыря Святой Екатерины, спокойно прошли мимо набежавших туда толп измученных паломников и сели в машину. И заснули. А про свои мысли и ощущения на горе Синай я расскажу в другой раз.
nesvitsky.com
Синай (гора). Экскурсии на гору Моисея
В северной части Египта находится одно из святых мест для иудеев и христиан – Синай (гора пророка Моисея). Эту вершину почитают верующие большинства мировых конфессий. Она упоминается в библейском сюжете, согласно которому именно там Бог передал Моисею 10 заповедей, разговаривая с ним из неопалимой купины (горящего тернового куста).
История возникновения святыни
Еврейская культура не имеет сведений о точном положении горы. Библейский Синай был ассоциирован с горой Хар-Кархом, находящейся в пустыне Негев. Там были обнаружены останки старинных святилищ. Месторасположение святыни утрачено в период правления царей. Этот факт является причиной того, что почитание святого места у мусульман и христиан никак не связано с традицией евреев.
Христианские отшельники путешествовали в южной части полуострова с начала второго века. Они пытались отыскать места, упоминаемые в Библии событиями Исхода. В том числе и точку, где находится святая гора Синай. Согласно истории, первой в этих местах побывала императрица Византии Елена. Она хотела отыскать тот куст, который, согласно преданию, вспыхнул при Моисее. По её приказу здесь была воздвигнута часовенка, которая при императоре Юстиниане была преобразована в монастырь, названный в честь христианской мученицы Святой Екатерины. Этот монастырь является одним из старейших во всем мире.
На вершину горы тянутся 3750 ступеней, которые монахи древности вырубили в скалах. Совершая подъем на вершину, человек несет в себе веру в чудо и надежду на отпущение грехов. «Верблюжья тропа» — путь для ослабших и пожилых, которые могут подняться на вершину верхом. Издавна верующие со всего мира отправлялись в паломничество на Синай. Гора Моисея и сейчас не остается одним из важнейших объектов для паломников и туристов.
Описание объекта экскурсии
От монастыря на вершину можно подняться по двум тропам, различающимся по длине. Эти тропы сливаются в одну почти у самой вершины. Короткая тропа более крутая и, соответственно, более сложная для подъема. Её обычно выбирают паломники и монахи. Длина пути около 3100 ступеней. Преодолеть этот путь возможно только в дневное время и только пешком. Длинная тропа более пологая, существует возможность проехать её верхом на верблюде. Туристические группы чаще всего поднимаются именно по ней. На всем пути имеются палатки, в которых есть места для отдыха. В них также можно приобрести горячие напитки и традиционные сладости. Часовни и храмы, имеющиеся на горе, недоступны для посещения. Требуется специальное разрешение и сопровождающий человек из монастыря. Высшая точка расположена на уровне 2285 метров.
Самым благоприятным временем года для восхождения считается зима. Но разумнее планировать совершение восхождения на весну или осень. Однако в любом случае надо брать в расчет холодные ночи и захватить с собой теплую одежду. В горах может идти снег. Тяжелая одежда и холод сделают подъем ещё сложнее. Гора Синай на карте расположена ближе всего к курортам Таба, Дахаб и Шарм-эль-Шейх.
Экскурсия из Шарм-эль-Шейха
Время начала экскурсии — 21:30, сразу после ужина. К основанию горы туристов везут на автобусах. На месте проводится подробный инструктаж. Рассказывается план экскурсии, места возможных остановок. Каждому туристу выдается фонарик. Опытные паломники берут с собой запасной на случай выхода из строя первого. Фонарик — крайне необходимая вещь для подъема, тропа не имеет освещения, в темноте передвижение будет более сложным.
Около полуночи начинается восхождение на Синай. Гора — тяжелое испытание, через каждый километр пути делаются короткие остановки для отдыха. Туристические группы двигаются по маршруту друг за другом. Если вы отстали от своей группы, присоединяйтесь к другой. До начала рассвета группа поднимается на вершину. Наверху встречают восход солнца, который символизирует появление Бога. Туристам раздают каменные скрижали, на которых нанесены Заповеди, происходит отпущение грехов. После краткого отдыха группа выдвигается в обратный путь. Не стоит думать, что спуск с горы легче. Идти долго и трудно. У подножия есть возможность посидеть в кафе, позавтракать. Но лучше брать с собой сухой паек из отеля.
Посещение монастыря Святой Екатерины
После спуска с горы, а также для тех, кто не смог совершить восхождение, организуется экскурсия в монастырь Святой Екатерины. До него группу везут на автобусе. В монастыре вы увидите древние иконы, мощи Святой Екатерины. Атмосфера места позволяет ощутить покой и умиротворение. Монастырь расположен на высоте 1570 метров. Его окружают гора Сафсафа, гора Моисея (Синай), гора Екатерины. Затем вам будет показана Неопалимая Купина. В его пламени Бог первый раз явился Моисею. Следующий пункт в программе осмотра монастыря — Колодца Моисея. В Библии упоминается событие, согласно которому пророк Моисей повстречал 7 девушек, дочерей мадиамского священника Рагуила, поивших водой овец. Колодец продолжает и по сей день снабжать водой территорию монастыря.
Последним пунктом программы будет посещение города Дахаб. Это свободное время. Можно посетить храм, купить сувениров, совершить прогулку по городу. Около полудня экскурсия заканчивается и автобусы развозят туристов по отелям.
Средняя стоимость экскурсии из Шарм-эль-Шейха составляет 35 $ для взрослого и 20 $ для ребенка.
Правильная подготовка к восхождению на Синай (гора Моисея)
Какие вещи необходимо иметь при себе:— Одежда и обувь должны быть удобными и теплыми. Особенно внимательно стоит подойти к выбору обуви, так как дорога каменистая и довольно скользкая.
— Для посещения храма необходимо иметь соответствующие наряды. Мужчинам и женщинам следует иметь одежду, прикрывающую ноги и руки.
— Если вы выбрали зиму для восхождения, то шапка, перчатки и шарф будут не лишними.
— Завтрак и запас питьевой воды возьмите в отеле.
— Обязательно возьмите с собой камеру. Ваш главный сувенир, который подарит гора Синай — фото.
— Имейте при себе небольшую сумму денег, которую вы сможете потратить на чай, кофе, приобретение сувениров. Также деньги будут нужны на билеты в музеи и чаевые для гида.
— Если вы планируете совершить подъем на верблюде, лучше иметь при себе несколько десятков долларов.
Экскурсия из Табы
Особых отличий в программе экскурсии нет. Вас также доставят к подножию горы на автобусах. Единственным отличием будет время в пути. Переезд из Табы к горе Синай будет длиться дольше на три часа. Стоимость экскурсии не отличается от Шарм-эль-Шейха.
Экскурсия из Хургады
Из-за дороговизны трансфера к месту экскурсия не предлагается. Вы можете совершить индивидуальное путешествие, договорившись с представителем экскурсионной фирмы.
Некоторые тонкости, о которых стоит помнить
Важно понимать, что экскурсия не носит развлекательный характер. Это одна из самых сложных программ. Правда, специфика тура такова, что к святыне стремятся попасть именно те, кому необходимо исцеление. Обычно это пожилые, немощные, больные люди, маленькие дети. Для облегчения пути местные бедуины предложат им аренду верблюда (стоимость около 15 $).
На территории монастыря есть возможность бесплатно поставить свечку. Также можно сделать пожертвования. В лавке у церкви можно приобрести кольца и медальоны с символикой монастыря, сувениры. Не рекомендуется приобретать украшения из драгоценных металлов. Есть большой риск, что вас обманут и продадут подделку.
Те, кто отправился по такому маршруту, как гора Синай (в Египте), при желании могут купить у гида видео на память. Диск с записью привезут вам в отель.
Проводя свой отпуск в Египте, запланируйте посещение такого туристического объекта, как гора Синай. Фото, сделанные во время рассвета на вершине, долгое время будут дарить вам наслаждение.
fb.ru
Гора Синай. Исход
О месторасположении горы Синай ведутся жаркие споры, мнения исследователей расходятся, и иногда значительно: гора Синай находится на юге Синайского полуострова, на севере Синайского полуострова, В Мадиане (возле Акабского залива).
Вряд ли библейский Синай находится на севере Синайского полуострова, так как геологическое строение местности и климатические условия не позволяют проживание в этом районе столь значительному числу беженцев, а судя по Писанию, сыны Израиля жили вблизи от горы Синай около года (Чис. 9:1). Во Второзаконии 1:19 написано: «И отправились мы от Хорива и шли по всей оной великой и страшной пустыне, которую вы видели». На севере нет «большой и страшной пустыни», из-за близости к Средиземному морю. Сыны Израиля столкнулись с недостатком воды в пустыне, а северо-запад Синайского полуострова изобилует водой.
На юге Синайского полуострова, согласно переписи 1937 года, проживало 2500 человек из 18000 жителей всего полуострова. Местные условия не позволяют вместить большое количество людей на длительный период. На южных берегах Синайского полуострова распространена рыбная ловля. Писание не упоминает об этом, напротив, народ жалуется: «Мы помним рыбу, которую в Египте ели мы даром» (Чис. 11:5). На берегах Синайского полуострова можно было ловить рыбу и не вспоминать о рыбных днях в Египте.
В Петре, на юге Синайского полуострова, находились медные рудники Египта, и поэтому там располагалась египетская армия, а сражение с египтянами Писанием не зарегистрировано.
Принято отождествлять Джебаль Муса с горой Синай, но это точка зрения скорее догматична, чем логична. Эта гора названа не в память о Моисее, а в честь одного монаха в 4 в. н. э., которого звали Муса.
Джебаль-Муса.
Отождествление с Мадианом тоже проблематично, так как Моисей предложил возле горы Синай своему тестю Итро следовать за ним, а тот отказался, ответив: «Не пойду, пойду в свою землю и на свою родину» (Чис. 10:30). Это означает, что гора Синай находится не в земле Итро, родины мадианского жреца, приютившего Моисея.
Существует аргументированное предположение, что гора Синай – это Джебаль-Син-Бишер. Она находится в 50 км восточнее Суэца. «Суна» на арабском означает «традиция», «предание»; «сана» – издавать закон. «Башара» – благовестие, добрая весть, или плоть, человек. «Син Бишер» можно перевести как «предание законов», или «законы человека», что служит намёком на дарование законов возле этой горы. Она единственная на всём полуострове в форме «син» т. е. острого выступа, утёса. В Иудейских древностях (кн. 2 гл.12:1) написано: «погнал скот на гору Синай, которая выше всех тамошних вершин и представляла особенно хорошее пастбище, так как там росла отличная трава».
Джебаль-Син-Бишер высотой всего 618 метров над уровнем моря, но она самая выделяющаяся гора из всех окрестных возвышенностей. Она служит дорожным указателем для путников. У подножия горы было найдено немало круглых каменных глыб, которые могут быть связаны с сообщением: «и построил под горой жертвенник, и двенадцать камней по (числу) двенадцати колен Израиля» (Исх. 24:4). Под горой, в русле Судер, были обнаружены черепки средне-бронзового периода с надписями на набатейском языке, свидетельствующие о большом значении этого места для путников.
Эта гора подходит под определение «в пустыню на три дня пути» (Исх. 5:3). Ведь гора Синай должна быть в непосредственной близости от Египта – в трёх днях пути: «мы пойдём в пустыню, на три дня пути» (Исх. 8:27). От «солёных озёр» Египта до этой горы 75 км. День пути в то время считался 25 км. Возле этой горы имеются известняковые скалы, из которых несложно вытесать скрижали (таблички): «вытеши себе две скрижали каменные» (Исх. 34:1). Этот материал гораздо удобнее в обращении, чем гранит или базальт. Геологические условия позволяют проживать большому количеству людей в окрестностях Джебаль-Син-Бишер около года, так как там есть место для пастбищ и источники воды.
Джебаль-Син-Бишер.
На восточной стороне Акабского залива, на территории Аравии, находится гора Джебаль-Эль-Лоз, которая тоже могла бы претендовать на роль библейского Синая.
Возможно, именно её упоминает апостол Павел: «ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве» (Гал. 4:25). Вполне возможно, апостол Павел обладал подлинной информацией о местонахождении знаменитой горы Синай.
Вершина горы Джебаль-Эль-Лоз черна, как бы обуглена, некоторые связывают это явление с сообщением из Писания: «Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошёл на неё в огне; и восходил от неё дым, как дым из печи» (Исх. 19:18). Образец чёрной породы, взятый на вершине горы Джебаль-Эль-Лоз, – это обсидиан, магматическая горная порода, состоящая из вулканического стекла. Однородное вулканическое стекло, прошедшее через быстрое охлаждение расплавленных горных пород, образуется при очень высокой температуре. Снимки со спутника горной цепи Джебаль-Эль-Лоз и её окрестностей позволяют со всей серьезностью отнестись к отождествлению этой горы с библейским Синаем.
Вершина горы Джебаль-Эль-Лоз.
Господь повелел пророку Илии идти к горе Хориф (другое название горы Синай). «И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шёл сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива. И вошёл он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия?» (3 Цар.19:8–9). Человек может пройти в день около сорока-пятидесяти километров, за сорок дней и ночей Илия мог пройти 2000 километров, примерно такое расстояние от Израиля до Саудовской Аравии.
У подножия горы был найден предполагаемый жертвенник золотого тельца, на огромных валунах – изображения быков.
В изобилии находятся колодцы искусственного происхождения. Был найден возможный лагерь израильтян, который согласно книге Исход располагался на территории вокруг жертвенника. В данном случае – это широкие вади на северо-востоке и юге.
По утверждению Иосиф Флавия, Хорив – наиболее высокая гора в описываемой местности: » Народ между тем должен расположиться станом вблизи горы и свято чтить соседство
Божества. С этими словами Моисей отправился на Синай, самую высокую гору в той местности» (Иуд. Др. кн. 3 гл. 5). Это соответствует описанию хребта Джебель-Эль-Лоз, возвышающегося над остальными горными грядами и высота которого составляет 2580 метров.
Изображения быков на валунах горы Джебаль-Эль-Лоз.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
religion.wikireading.ru
Гора Моисея Синай в Египте
На гору Моисея (Синай) в Египте мы восходили самостоятельно, без экскурсионного тура, как это обычно принято. Более того, мы не только поднялись на самый верх, но и переночевали там. Это достаточно известная достопримечательность, которая привлекает туристов.
Они едут сюда организованными группами, как правило, из Шарм-Эль Шейха. В этом посте – информация о том, как посетить святое место самостоятельно, на нашем примере, и как съездить в составе организованной экскурсии.
Гора Моисея (Синай ) в Египте. Что это и зачем туда подниматься?
По легенде, на вершине этой горы пророк Моисей получил от бога 10 заповедей. Находится это место на Синайском полуострове в Египте. Есть мнение, что совсем не здесь Господь даровал человечеству заповеди, однако уже много веков именно сюда идут паломники, а теперь еще и сотни туристов из разных стран. Кто-то придумал, что на этой горе прощаются все грехи. Для этого требуется подняться на гору Моисея ночью, изрядно померзнув (ночью довольно холодно и ветрено), встретить восход солнца, ну и спуститься обратно с горы. Думаю, все это выдумки гидов, слишком уж все просто.
Экскурсия на гору Моисея (Синай) организованной группой
Тут все просто. Отдыхающие прилетают в Шарм-Эль Шейх и покупают экскурсию на гору Моисея (ее стоимость порядка 35 $). Вот собственно и все: купили экскурсию, получили сухпаек в отеле, сели в автобус и примерно через сутки довольные и капитально уставшие вернулись обратно. Не забываем только получше одеться: там реально холодно и ветрено.
Самостоятельная экскурсия на гору Моисея (Синай) в Египте. Наш опыт
На мой взгляд, самостоятельная экскурсия гораздо интереснее. Мы посетили это место, когда путешествовали автостопом по Ближнему Востоку.
Чтобы добраться до горы Моисея, мы поехали в город Дахаб. Честно сказать, это не самый оптимальным путь, но Дахаб был местом сбора нашей группы: на некоторое время я и трое моих друзей рассоединились, путешествуя по Египту, и ехали из разных мест: Андрей, Лена и Паша – из Каира, а я – из Шарм-Эль Шейха. Кроме того, в Дахаб несложно приехать автобусом и из других мест: Нувейбы, Табы, Заказик. В Дахабе мы вчетвером наняли машину до горы Моисея за 200 фунтов (34$), получилось по 50 фунтов (8,5$) на брата.
До горы Моисея можно добраться и более рациональным путем. Например, из Каира с центрального автовокзала «Тургуман» («El-Torgman») ходят автобусы до монастыря Святой Екатерины. Этот монастырь стоит у начала пути на гору Моисея. Подозреваю, что такие автобусы могут ходить и из Шарм-Эль Шейха.
Восхождение на гору Моисея (Синай) в Египте
Высота горы – чуть меньше 2300 метров. Для восхождения на гору Моисея есть два пути, один из них короткий, но более крутой и сложный. Свой подъем мы начали в совершенном одиночестве примерно в полночь и, сами того не зная, пошли по более легкой тропе.
Часть пути — широкая петляющая тропа, по которой бедуины предлагают проехать на верблюде, разумеется, за определенную плату. Предлагают достаточно настойчиво. Один мальчик с верблюдом сопровождал нас несколько сотен метров в надежде подзаработать, чем изрядно надоел. Широкая тропа заканчивается более крутым подъемом по каменным ступеням.
На разных уровнях подъема встречаются каменные хижины, где спят бедуины-торговцы. Те, кто не спит, предлагают горячий чай и сомнительной чистоты одеяла. Кстати, утром во время спуска мы видели, как они строят эти каменные хижины.
Восхождение на гору Моисея – довольное утомительное занятие, особенно на втором участке пути, каменных ступенях. Приходится довольно часто останавливаться и отдыхать. Изредка могут обогнать бедуины-торговцы. Они появляются откуда-то снизу, из мрака, обгоняют вас и быстро исчезают где-то вверху, во мраке. Натренированный народец.
Из всей этой экскурсии больше всего, конечно, запомнился подъем. А особенно, полная мистическая луна в совсем безоблачном декабрьском небе. Я еще подумал, что, наверное, в декабре она здесь всегда такая. Похоже, Бог воспользовался небесным фотошопом и добавил нереальных красок, резкости и контрастности во все происходящее. В наших широтах я никогда ничего подобного не видел.
А еще поразила прозрачная тишина среди холодных гор. Только шуршание мелких камней под кроссовками нарушают ее. Тишина и умиротворение. Хорошее место для размышлений. Иногда, правда, откуда-то из мрака раздавался резкий и твердый возглас-восхищение Паши. После этого возгласа у верблюдов внизу случался приступ паники, а бедуины-торговцы падали со своих кроватей, крестились и говорили: «Свят, свят».
Ночевка и встреча солнца на горе Моисея
Взобравшись на гору Моисея, мы разбили двухместную палатку и устроились ночевать в ней вчетвером. Тесно, но тепло. Засыпая, я думал о том, что в нескольких метрах от нас – отвесный обрыв: от этого было немного неуютно. Спали всего несколько часов, и наверное, проснулись все одновременно. По ту сторону раздавались голоса на разных языках, ощущалось, что люди ходят вплотную около палатки.
Пока мы спали, группы туристов взбирались на гору Моисея, и наверное, очень удивлялись, обнаружив здесь китайскую палатку с четырьмя «этими русскими».
Остаток времени до восхода солнца мы коротали, пытаясь определить национальности окружающих людей. Кстати, столкнулись здесь со своими старыми знакомыми из Америки, с которыми познакомились в Египте. Потом встречали их еще несколько раз по своему маршруту: на пароме в Акабу (Иордания) и в древнем городе Петра (Иордания).
После рассказа Михаила Задорного о посещении горы Моисея я ждал, что в момент восхода солнца все затихнут и будут заворожено любоваться. Фиг вам! Ничего подобного – галдят на разных языках. А вообще, восход как восход, красив как всегда, хотя здесь, наверное, несколько мистичнее.
Спуск с горы Моисея. Монастырь Святой Екатерины.
После восхода Солнца толпа на горе Моисея постепенно редеет: начинается спуск вниз. Мы не спешили, складывали палатку, паковали вещи в окружении бедуинов-торговцев. Им понравилась моя палатка и бензиновый примус. За палатку предлагали целых 20$ — немного выше той цены, за которую она была приобретена. Сделка купли-продажи не состоялась, а вот процесс обмена пошел на ура. Мы меняли всякие безделушки на небольшие сувениры. Например, на презерватив был выменян какой-то сувенирчик из камня.
Спуск заканчивается там же, где и начинается, – около монастыря Святой Екатерины. Этот древний действующий христианский монастырь известен во многом тем, что на его территории находится Неопалимая купина – тот самый горящий, но не сгорающий терновый куст, из которого Бог через своего Ангела воззвал к Моисею и приказал вывести евреев из Египта в Землю обетованную.
Спустившись вниз, мы наняли на пятерых (к нам еще присоединилась девушка из Польши) такси в Нувейбу – небольшой портовый городок. Мы спешили сесть на паром, чтобы продолжить путешествие по Иордании.
P.S. Часть использованных фотографий из личного архива Паши Воробьева. Здоровья ему и его семье!
Похожие материалы:
klub-knp.ru
Поиск настоящего Синая
Мария Озмитель,
специально для сайта www.Mount-Moses.com
© Stratomedia, Inc.
(к вопросу о точном месторасположении подлинной горы Моисея)
На юге Синайского полуострова находится гора, называемая горой Моисея. Почти круглый год на эту гору совершают восхождение тысячи и тысячи людей – как верующих, принадлежащих к разным религиям, так и атеистов. Хотя на самом деле тот факт, что именно вершина горы Моисея является священной горой Синай, положившей начало трем основным монотеистическим мировым религиям не является таким же бесспорным для исследователей, как для паломников и туристов.
Верующие и паломники, приехавшие поклониться святым местам, не могут не осознать и не прочувствовать действительной святости всей этой местности. Сама природа Синайского полуострова, полностью соответствующая всем скупым, но выразительным описаниям библейского текста, заставляет верить, что именно здесь происходили важнейшие события ветхозаветной истории. Помимо этого, нужно понимать, что сознание религиозного человека всегда готово к принятию определенной условности. Если ты чувствуешь, что это именно то самое место – та же пустыня, те же камни, то же солнце, то возможная сбивка с маршрута на несколько километров уже не тронет сердце – так же как и расхождения во мнениях относительно месторасположения настоящей горы Моисея историков и археологов.
В то же время туристы более доверчиво относятся к тому, что им показывает и объясняет гид. Если у них и возникают какие-то сомнения в процессе экскурсии, то под рукой нет средств для проведения собственного исследования и сопоставления фактов. Поэтому приходится верить, что гора, на которую ты поднимаешься, любуешься потрясающим видом на другие похожие вершины и есть та самая гора, на которой Бог говорил с Моисеем. Тем более что во всех туристических атласах гора так и называется – Гора Моисея. Непосредственно еврейская традиция не сохранила упоминания о точном географическом расположении священного Синая. Первые предположения о соотнесении с той или иной конкретной вершиной были зафиксированы только с 4 в.н.э.
Итак, какие же есть мнения относительно того, что Гора Моисея есть на самом деле то место, где Моисея получил Скрижали Завета, и та же самая гора, которая в Библии называется священной горой Синаем, Хоривом и горой Господней?
Географическое положение горы Синай
Гора Синай расположена на юге Синайского полуострова и принадлежит Синайскому горному массиву. Цепь горных вершин, носящая сейчас арабское название Джебель-Тур-Сина, представляет собой три параллельных гребня, тянущихся с севера-запада на юго-восток. Каждый из этих трех гребней имеет свои примечательные вершины.
Самый западный гребень называется Джебель-ель-Хамр. Южная вершина этого хребта – гора святой Екатерины – самая высокая точка не только Синайского полуострова, но и всей Северной Африки – 2642 м.
Средний хребет, протяженностью около 3 км, собственно, и называется сейчас Синаем. Самая высокая гора, принадлежащая этому хребту – гора Моисея (2 250 м над уровнем моря), немного ниже вершина Рас Сафсафе (2 000 м).
Восточному гребню между Вади-Шаиб или Иофоровой долиной на западе и Вади Севане на востоке, принадлежат еще три примечательных вершины: с севера на юг – горы Ель-Деир, Арибех, Менаджа.
Скорее всего, что гора, упоминаемая в Библии как Синай или Хорив – та на которой Бог говорил с Моисеем и явился пророку Илие в виде дуновения тихого ветра – принадлежит именно среднему хребту Синайского горного массива.
Признаки, определяющие гору Моисея
Если анализировать текст Священного Писания – Книги Исхода, то можно определить основные признаки, которые должны отличать гору Моисея.
• В первую очередь, это должна быть чем-то визуально примечательная гора, поскольку известно, что еще до еврейского исхода гора уже именовалась Горой Божией, и на ней были языческие капища. С древних времен здесь поклонялись божеству Луны, называемому Син.
Этнографы, религиоведы и историки культуры единодушны во мнении, что на заре человечества культовыми местами – подходящими для совершения жертвоприношений, часто были выдающиеся вертикальные доминанты – отдельно лежащие каменные глыбы, заметные деревья, одинокие или особенные горные вершины. Почитание гор является частью отражения мифа о «мировом древе». Гора в мифологии является образом модели мирового устройства – через нее проходит «ось мира», вершина устремляется в небесные (божественные) сферы, корни уходят в преисподнюю. Сама архитектурная форма алтаря символически изображает гору. Другая интерпретация горы в архитектуре тоже сакральна – гробница. Самым наглядным примером могут служить египетские пирамиды, которые не только формой, но и размерами напоминают горы.
В Библии помимо священного Хорива, отражен целый ряд мифологических гор – гора Арарат, на которую по преданию высадился после Великого Потопа праотец Ной, гора Сион (город Давидов, местоположение Иерусалимского Храма), новозаветная гора Фавор (где совершилось Преображение Господне), Голгофа, на которой Христос был распят.
Почитаемые вершины других культов — гора Фудзи, гора Кайлаш, Эйрс-рок – также с незапамятных времен несут на себе следы религиозного служения.
Как мы видим, большинство священных гор во всем мире – это очень обособленные горы, правильной формы или со сложным выразительным силуэтом.
Почему же горой Божией, местом пребывания Иеговы в Ветхом Завете стала одна их многих гор Синайского полуострова? Непрерывающаяся религиозная традиция сохранила память об этом месте, значит, гора Синай имела какую-то определенную особенность, отличающую ее от окружающего антуража.
Хотя было бы логично предположить, что чести стать горой Иеговы должна была удостоиться самая высокая гора, но так получается, что самую высокую точку (2642 м над уровнем моря) связывают с событиями гораздо более поздними, чем жизнь пророка Моисея, и называют горой святой великомученицы Екатерины.
Важной визуальной особенностью можно назвать то, что горные хребты Синая имеют три главные вершины. Почти все исследователи уверены, что подлинным Хоривом является одна из двух вершин среднего хребта – или северная Рас-Сафасафе или южная – гора Моисея (Джебель Муса). И та и другая вершина выглядят величественно и впечатляюще если смотреть на них снизу – а именно так должно было проявляться величие Бога, чтобы заставить целый народ поверить в Закон.
Название Синай, переводимое некоторыми специалистами как «трехвершинная гора» или «многовершинная гора» вероятно указывает на то, что поворотные события библейской истории происходили именно в этой местности, а не определяет одну какую-либо вершину. Другим подтверждением этому может служить то, что сложившаяся к 14 веку в изобразительном искусстве традиция изображения горы Моисея, представляла ее в виде ломаной линии с двумя или тремя вершинами (т.е. целого горного хребта).
Есть и еще одна гора, подходящая под описание священного Хорива – гора Серабит эль-Хатем. Высота этой, возвышающейся среди пустынного плато, горы 795 м. В «Еврейской энциклопедии» указано, что «…с глубокой древности эта гора была предметом религиозного поклонения, некоторые места на ней считались столь священными, что по ним проходили не иначе, как сняв с ног обувь». На этой горе располагается древнейшее святилище Хатхор. В тоже время гора Серабит находится в 80 км от горы Моисея, так что если и произошла ошиблись потомки очевидцев, пришедших спустя какое-то время после создания Израиля, поклониться святому месту, то весьма незначительно.
В то же время есть несколько особенных черт отличающих рельеф горы Моисея. Камень, на котором остался отпечаток тела святого пророка, пещера, в которой по преданию в течении 40 дней укрывался святой Моисей – к этим святыням много веков подряд благоговейно приходят люди со всего мира.
• Другим критерием для оценки точности определения местоположения горы Моисея должно служить соответствие библейскому описанию – прямому и косвенному.
Непосредственно перед самой горой должно находиться пустынное плато, на котором могли расположиться станом израильтяне во время стоянки Рефидим:
Исх.19:1- 19:2 «В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую. И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились там станом в пустыне; и расположился там Израиль станом против горы».
Самым подходящем местом для стоянки Рефидим кажется простирающаяся у подножья горы Сафсафе обширная равнина Эль Раха (общая площадь около 2,5 кв. км). Длительная стоянка (около года) огромного количества переселенцев могла быть устроена только в более-менее плодородном месте, с пастбищами и водными ресурсами. Это место большинство исследователей идентифицирует с оазисом Фейран, в котором находится наиболее плодородная земля Синайского полуострова. Равнина Эль Раха представляет собой пологий равнинный спуск к величественно возвышающейся священной горе. Гора представляет собой громадную глыбу, с отвесными скалами. Несколько месяцев в году на вершине этой горы лежит снег.
Исх.19:12 «и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти»
Подошва горы Рас Сафсафе представляет собой отвесно поднимающиеся стены, под которыми проходит наносная плотина. Эта плотина могла бы быть той самой «чертой», которая бы не давала возможности прикоснуться к горе. Многие косвенные приметы указывают на то, что Моисей поднимался именно на вершину горы Рас Сафсафе. В конце равнины Эль Раха находится невысокий холм, называемый холмом Аарона. В воспоминаниях паломников из России 19 века упоминается, что было употребимо и такое разделение: гора Моисея – это священный Синай, а Рас Сафсафе – гора Хорив.
Также в принципе вполне вероятно, что упоминаемый в Библии переход из Рефидима привел евреев к горе, называемой сейчас Джебель Муса. В таком случае, стан расположился на плоскогорье Вади-ель-Себаие, площадью около 19 кв.км.
Другие специалисты идентифицируют Рефидим с долиной Эль-Ватийе, расположенной в 43 км от Фейрана.
Хотя сомнения профессиональных исследователей о местонахождении подлинной горы Синай и заслуживают внимания, на наш взгляд первостепенным является сохранение древнейшей паломнической традиции, называющей именно гору Моисея священным Синаем. Как минимум 17 столетий верующие хранят память об этом месте, молитвенно поклоняются синайским святыням. На горе Моисея в разные века построены несколько церквей и монастырей, связанных с событиями ветхозаветного времени.
Литература:
- Полный православный энциклопедический словарь. Т2., Изд. П.П. Сойкина.
- А.П.Лопухин. Библейская история Ветхого Завета
- В. Власов. «Новый энциклопедический словарь Изобразительного искусства», ст. «Гора», «Синай». Азбука-Классика, М., 2007
- Еврейская энциклопедия. Изд. 14. М., 1991
- Мир словарей, интернет-ресурс.
- Мифы народов мира. Изд. «Советская энциклопедия», М., 1980
www.mount-moses.com
Ваш комментарий будет первым