Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Вепсы религия – происхождение народа, где и как живут, фото

Содержание

происхождение народа, где и как живут, фото

Вепсы — финно-угорский малочисленный народ Карелии. В 2006 году был включен в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Дальнего Востока, Сибири, Российской Федерации.

Ученые до конца не выяснили происхождение вепсов. Предполагается, что они произошли в процессе формирования других прибалтийско-финских народов, отселились от них и расселились на юго-востоке Приладожья.

Где живут

До середины 20 века народ населял только юго-восточную часть Республики Карелия. Позже, из-за миграционных процессов, количество представителей народа в столице республики резко выросло.

Сегодня народность проживает в Российской Федерации, в основном на территории Карелии. Представители вепсов живут в Ленинградской, Вологодской, Мурманской, Кемеровской областях, Санкт-Петербурге, на Украине, в Эстонии, Белоруссии.

Название

Народ до 1917 года официально именовался чудь, этноним «вепсы» распространился гораздо позже. В деревнях вепсы шутливо называли себя «чухари», «кайваны». Существует 3 этнографические группы народа:

  • южные, проживают на южных склонах Вепсовской возвышенности;
  • северные (прионежские), живут на юго-западе Онежского озера;
  • средние (оятские), населяют верхнее, среднее течение реки Оять, районы истоков рек Паша, Капша.

Численность

В России живет около 5936 вепсов, из них на Карелию приходится 3423 человека.

Язык

Вепсский принадлежит к финно-угорской ветви уральских языков, прибалтийско-финской подгруппе. В языке выделяют 3 диалекта:

  1. южный
  2. средний
  3. северный

Существуют в вепсском переходные говоры. Язык используется народом в основном в быту.

В 1932 году была создана вепсская письменность, которая до 1937 существовала на латинской графике. В конце 1980-х письменность стали использовать и на кириллице. Сегодня она принята на латинской основе.

С конца 1980-х годов вепсский начали изучать в младших классах в областях, где проживает народ. Были изданы учебники для 1-4 классов, учебный вепсско-русский словарь. С 1993 в Петрозаводске каждый месяц выходит газета «Родная Земля». На родном языке вышло несколько книг вепсских писателей, выпущены переводы по христианской литературе. Вепсы двуязычны, хорошо владеют русским языком. Богослужение проводится на русском.

Религия

Православие среди народа распространилось в 11-12 веках и является сегодня официальной религией народа. В течение долгого времени у вепсов сохранялись различные дохристианские верования, например, они верили в существование домового, у них были обереги в виде челюсти щуки. Когда болели, ходили к знахарям. Существовали в народе колдуны «нойды», которые лечили, обращались к духам, насылали порчу. Колдуны входили в рядовые общины, им приписывали сверхъестественные способности. С появлением церквей, монастырей, они постепенно исчезли, но остались знахари, ведуньи.

Народ считал, что вокруг них есть живая сила, с которой нужно жить в мире. Вепсы создали целую систему отношений к этой силе в виде примет, обрядов, заговоров, заклинаний. Живая сила в представлении народа делится на 3 группы:

  • духи предков;
  • духи природы;
  • чужие злые духи.

У вепсов до сих пор существует сочетание двух мировоззрений: христианского и языческого. Самым главным из всех духов был хозяин леса. Вепсы верили, что он живет вместе со своей женой, иногда с детьми. Представляли его высоким мужчиной, одетым в запахнутый налево балахон, подпоясанный красным кушаком. Когда вепсы приходили в лес, сначала делали духу жертвоприношение. Они верили, что если этого не сделать, дух не только нашлет неудачу, но и заведет в чащобу, откуда не выбраться. На провинившихся дух насылал болезни, диких зверей, оставлял без добычи на охоте. Охотники бросали в первый куст, расположенный по левую руку, зерна овса, перья, мелкие, не медные монеты. Чтобы не рассердить духа, в лесу нельзя было ругаться, разорять муравейники, птичьи гнезда, рубить без необходимости кусты, деревья. Если ходили за грибами, ягодами, уходя из леса, всегда оставляли духу часть собранного на пне, у перекрестка дорог.

Еще верили в дворового, хлевяного, гуменного, банного хозяев. Их всех тоже представляли в виде мужчин, у которых есть семьи. К воде относились как к живому существу, верили, что там живет дух воды. За неуважение он мог утопить, наслать болезни, не дать рыбы. Нельзя было мыть в воде сапоги, кидать туда предметы, мусор. Перед ловлей рыбы в воду опускали яйцо — жертвоприношение для духа.

Еда

Основой рациона издавна были мучные продукты. Хлеб пекли из ржаной муки, иногда добавляли ячменную, овсяную. Из кислого ржаного теста делали разные изделия, колобы, помазуху — открытый круглый пирог с начинкой из манной крупы с яйцом, толокном. Самый любимый открытый пирог у вепсов — калитки. Из ячменного или ржаного подсоленного теста на кислом молоке или воде северные вепсы выпекали сканцы. В качестве начинки использовали ячменную кашу, толокняную кашу на сметане. Сканцы смазывали маслом, добавляли начинку, сворачивали, ели с мясом. Блины пекли из овсяной муки, в качестве дополнения для них использовали бруснику, творог, соленые волнушки. Средние вепсы готовили оладьи «снежники» из гороховой муки, взбитой со снегом. Жидкие молочные каши варили из толокна, ячневой, гречневой, овсяной купы. Из ячменной, ржаной делали густые каши, ели их с простоквашей.

Из жидких блюд едят похлебки, различные супы:

  • овощные
  • мясные
  • грибные
  • рыбные
  • щи с крупой, картофелем, щавелем.

Во время голода щи готовили с крапивой. В лесу собирали ягоды, грибы, из овощей самым популярным в кухне вепсов была репа. Ели ее в пареном, сыром, вяленом, сушеном виде. С 19 века в рационе народа постепенно начал появляться картофель. Любят вепсы блюда из рыбы. Ее жарят, вялят, добавляют в супы. Уху варят только из свежей рыбы. Зимой готовят суп из мелкой сушеной рыбки сущика.

Мясо ели редко, забивали скот поздно осенью, мясо солили в бочках. Употребляли мясо домашних животных, дичь, добытую во время охоты. Вяленое мясо хранили до 2 лет, варили из него холодец, суп.

На поминки готовят кутью, овсяной густой кисель. Раньше кутью делали из ржаных, пшеничных вареных зерен с добавлением сахара, сегодня используют покупной рис.

Из напитков употребляют квас, молоко, сыворотку, чай. Раньше этот напиток пили только в праздники. Кисель варят из ржаных, овсяных отрубей. На праздники стол вепсов более разнообразен. Каждая хозяйка старается приготовить лучшие блюда. На каждый праздник обязательно варили пиво. У северных вепсов пиво варили только для очень важных случаев, например, на свадьбу. Для этого специально звали пивоваров. Очень редко народ употреблял водку, вино. Завтрак все женщины готовили только после утреннего ухода за скотом. По утрам ели мучные изделия, каши. Потом следующий прием пищи был в 11 часов дня. Обед через 1-2 часа после полудня, ужинали вечером после работы. За стол всегда первым садится хозяин, он режет хлеб. Если раньше из общей посуды. Строго запрещено за столом ругаться, смеяться.

Внешность

Традиционная одежда 19-20 веков имела много общего с северно-русской, карельской. Шили вещи из льняной, домотканой шерстяной, полушерстяной материи, позже стали использовать фабричные шелковые, хлопчатобумажные ткани.

Девушки и женщины издавна носили рубаху с юбкой. Нижняя часть рубахи (станушка) шилась из льняного грубого полотна, подол украшали красной вышивкой. Верхние юбки были с полосатым рисунком, широкой цветной каймой, достигавшей иногда 2/3 всей юбки. Подол праздничной юбки затыкали иногда за пояс, чтобы выставить напоказ вышитую часть станушки. Поверх юбок подвязывали передники, пояса. Позже женщины начали носить кубовые, синие сарафаны, «парочку» — юбку из фабричной ткани и кофту-казачок. Из украшений вепсские женщины носили кольца, серьги из металла, стеклянные бусы. Замужние надевали головные уборы сороки, повойники, сборники. Шили их из парчи, украшали вышивкой золотыми нитями, блестками, бисером. Богатую вышивку наносили и на другие элементы женской одежды.

Мужчины носили льняную рубаху-косоворотку, полосатые, светлые штаны. Дополнением к костюму был шейный платок. Жених на свадьбу надевал белую рубашку, белые порты с бахромой, украшенные красной вышивкой. Обязательным элементом костюмов мужчин и женщины были плетеные, тканые, длинные пояса с кистями на концах.

Зимой носили кофты, балахоны, кафтаны, тулупы, зипуны из полушерстяных, шерстяных тканей. На головной убор женщины сверху надевали теплые платки. Из обуви мужчины и женщины носили сапоги, летом во время работы — лапти из бересты. Носки, рукавицы вепсы до сих пор вяжут специфическим способом, с помощью одной иглы.

Жизнь

Ранее существовали территориальные объединения, на смену которым пришли сельские общины (суйм), существование которых длилось до 1917 года. Границы каждой общины совпадали с границами погостов. Во владении общины были леса, сенокосы, рыболовные угодья, коллективные пастбища. Община занималась распределением земель, наймом людей на работу, общественными строительными, ремонтными, сельскохозяйственными работами. Во время схода община выбирала старост, приходских священников, секретарей общины, сборщиков казенных налогов. В ее обязанности входило разрешать споры, помогать вдовам, малоимущим, собирать деньги на нужды общины.

Община-погост являлась частью религиозной структуры, у нее был свой часовенный, церковный приход, свое кладбище, праздники. Община определяла общественное мнение, религиозно-нравственные указания, обрядово-ритуальное повседневное поведение своих членов.

До середины 1930-х годов народ жил большими поколенными семьями, в которых руководил старейший мужчина, отец или дед. Его супруга смотрела за всем скотом, кроме лошадей, за домом, занималась приготовлением пищи, пошивом одежды, ткачеством. В начале 20 века семьи в основном были малыми, в некоторых регионах продолжали существовать неразделенные большие. Существовало у вепсов примачество — прием постороннего человека в крестьянский двор, которому давали права, как у всех членов. Распространялось такое в основном в зажиточных семьях, где положение примака было весьма зависимым.

Старшие сыновья уходили жить отдельно, младшие оставались с родителями. Северные вепсы нередко занимались отходническими промыслами, в результате чего женщина часто играла важную роль в семье.

Девушка, выходя замуж, получала приданое от родителей: утварь, одежду, ткани, скот. У вдовы было право на возврат приданого, если у нее не было детей, она могла получить пожилое — заработок за годы, прожитые в семье мужа. Вместе с браком по сватовству, существовала и другая его форма — самоходкой.

Занятия

Традиционные занятия народа связаны с сельским хозяйством. До 20 века основным было земледелие. Сочетали подсеку с трехпольем. Выращивали овес, ячмень, рожь, горох, бобы, лен, хмель, репу, в небольшом количестве пшеницу. Позже начали сажать брюкву, лук, редьку, морковь, картофель, капусту. Подсобную роль играло животноводство, которое сильно не развивалось по причине нехватки сенокосных угодий. Вепсы разводили овец, коров, лошадей, ловили рыбу, занимались собирательством.

Во второй половине 18 века развилось отходничество. Мужчины уходили на лесозаготовки, сплав, занимались бурлачеством. Гончарный промысел был развит на реке Оять. Оятская керамика получила большую известность в 19 веке, ее даже вывозили в Финляндию. В советское время начали заниматься промышленной разработкой строительного декоративного камня, скот разводили для продажи молока, мяса. Мужчины мастерили изделия из бересты, дерева, плели из корней ивы, ели, делали кухонную утварь, предметы рукоделия, которые украшали резьбой. Женщины ткали, шили, вышивали. Было среди северных вепсов немало искусных ремесленников. Они изготавливали изделия из серебра, оружие, винтовки.

Жилище

В древности жили в срубных полуземлянках с очагом. Позже начали строить амбары для продуктов, хозяйственные постройки, ригу для молотьбы зерна, хлев, баню по-черному. Строили бани в основном северные вепсы, средние и южные долгое время парились, мылись в домашних печах.

Традиционное вепсское жилище — деревянная изба с каменным срубом, объединенная с хозяйственными постройками. В начале 20 века стало традицией делать пятистенки с продольным перерубом, строить двухэтажные дома. Появились новые варианты планировки избы. Особенностью вепсского дома является угловое соединение построек, отсутствие открытого крыльца, четное количество окон. В больших домах верхний этаж занимало помещение, где хранили сено, различный инвентарь. Снаружи к нему делали бревенчатый въезд. Внизу на первом этаже были жилые комнаты, объединенный с жилищем под прямым углом хлев. Крыши покрывали дранкой, берестой, обстановка внутри дома была самой простой. Из мебели были деревянный стол, лавки, кровать, колыбелька, русская печь, лохань с рукомойником. Слева или справа от входа ставили печь, над ней подвешивали котел на шестке. Около печи был вход в подпол.

Северные вепсы украшали наличники домов изображением антропоморфных женских фигур — покровительниц дома. В конце 19 века начали расписывать масляными красками ставни, двери.

Культура

Фольклор у вепсов на русском и родном языках. Распространены различные жанры:

  • сказки-анекдоты;
  • волшебные, легендарные сказки;
  • сказки о животных;
  • загадки;
  • пословицы;
  • предания;
  • былички;
  • потешки;
  • дразнилки.

Существуют заговоры (магические, лечебные, оградительные, промысловые), во время их исполнения всегда проводились магические действия с использованием соли, воды, сахара, табака, вина, веников, полотенец.

Помимо лирических, свадебных, плясовых, протяжных, колыбельных, игровых песен, существуют лесные, календарные выкрики, песни-романсы, короткие песенки.

Специфический жанр вепсов — короткие песни со стихом в четыре строки, с протяжным, медленным напевом. Исполняли их обычно женщины, девушки на вепсском, русском языках во время сбора малины, на сенокосе. Сегодня старинные песни исполняют в основном, пожилые женщины, которые образуют ансамбли до 10 человек. Из музыкальных инструментов распространена гармонь, кантеле — струнный щипковый инструмент.

В 1967 году был основан Шелтозерский вепсский этнографический музей. Это единственный музей в России, который представляет духовную, материальную культуру народа. Он является филиалом Карельского государственного краеведческого музея. В фонде музея более 7 000 предметов этнографического характера. Основная часть собрана в селах Карелии, вепсских деревнях.

Традиции

У вепсов существуют обряды, связанные с запретами для беременной женщины, защитой новорожденного от сглаза, лечением детей при некоторых болезнях народными средствами. Заговоры проводили с использованием соли, воды. Сватовство устраивается по ночам, на свадьбе молодые должны съесть пирог-рыбник.

По сей день сохранились обряды погребения, обрядности. Хоронят усопших только в белой, стираной одежде, с поясом. Люди верят, что красная вышивка или элемент этого цвета приведут к тому, что покойный на том свете будет мучиться. Распространены веселые похороны, которые проводятся по желанию усопшего. Во время похорон, на поминках играют на музыкальных инструментах, поют любимые песни покойного. По дороге на кладбище с гробом, первому встречному дают подношение. Если умер мужчина, подают пирог на полотенце, если женщина — на платке. В начале 20 века до 40-го дня в могилу втыкали палку и только потом устанавливали крест. У средних вепсов могилу иногда накрывали широкой доской. Южные на могилы детей устанавливали можжевеловые деревца вместо крестов.

Широко распространены у народа поверья, приметы. Среди деревьев вепсы почитают ель, ольху, можжевельник, рябину. Существуют древние преставления о ястребе, ласточке, бекасе, медведе, волке, змейке счастья, щуке.

Много поверий связано со строительством дома. В новое жилище первой впускали кошку, которая ночевала там первую ночь, потому что вепсы верили, что первым умрет тот, кто обживает жилище первый. Затем в дом входил глава семьи с иконой, хлебом в руках. За ним шла жена с кошкой и петухом. Их выпускали, если петух кукарекал, это к счастливой жизни, молчание расценивали как скорую смерть хозяина. Из старого дома в новый приносили горшок с горящими углями. Верили, что так жизнь будет богаче, теплее. На тропе дом никогда не строили, считали, что это к смерти хозяина.

У многих элементов костюма были обрядовые функции, пояса служили оберегами, носили их постоянно. Новобрачные боялись порчи, для защиты подпоясывались под одеждой рыболовной сетью, с завернутой в нее челюстью щуки. Распространен был обычай, во время которого молодую невесту вытирают подолом рубахи свекрови, чтобы привить послушание. Новорожденных заворачивают в рубаху отца или матери, чтобы усилить родительскую любовь.

travelask.ru

Вепсы: sergeytsvetkov — LiveJournal

История

Вепсы принадлежат к прибалтийской ветви финно-угорской языковой семьи. Впервые о них упомянул хронист VI века Иордан.
К концу I тысячелетия предки вепсов из Восточной Прибалтики продвинулись на юго-восток, в Приильменье, где их история пересеклась с историей восточных славян. Согласно летописи, весь являлась древнейшим населением Белозерья.


В «Повести временных лет» вепсы (под именем «весь») упомянуты в связи с призванием Рюрика, в числе племен, которые отправили послов к варягам. Таким образом, этот народ сыграл значительную роль в образовании Древнерусского государства.
В дальнейшем вплоть до Октябрьской революции в официальных документах вепсов называли собирательным именем «чудь».

Со времен средневековья основная часть вепсов жила в границах Новгородской республики. После присоединения Новгорода к Русскому государству вепсы были включены в число государственных (черносошных) крестьян. При Петре I они оказались приписанными к Олонецким заводам и Лодейнопольской верфи. Это способствовало развитию среди вепсов различных ремесел. В XIX веке особенно славились вепсские каменотесы.

После Октябрьской революции в местностях с компактным расселением вепсов были созданы этнические вепсские районы, а также вепсские сельские советы. В конце 1930-х годов началось внедрение преподавания вепсского языка и ряда учебных предметов на этом языке в начальной школе. Однако после Великой Отечественной войны вепсские районы и колхозы были ликвидированы.

На протяжении последних столетий вепсы принадлежали к малым народам России. Своего численного максимума они достигали в 1897 году – 25 тысяч человек. Сегодня их насчитывается около 12 тысяч.

Языковая и культурная ассимиляция зашла уже так далеко, что в большинстве случаев вепсы не помнят своё древнее самоназвание, а называют себя теперь людиникад (единственное число – людиник, от славянского – люди) или даже тягалажет («здешние»). Правда, этноним вепсы снова распространяется в связи с мероприятиями по национально-культурному строительству. С конца 1980-х годов в некоторых местных школах снова начали преподавание вепсского языка, издан вепсский букварь. Так что есть все шансы спасти вепсскую культуру от исчезновения.

Религия, культура, быт, обычаи

Вепсы были обращены в христианство очень рано – на рубеже X-XI веков. Тем не менее, языческие обычаи не изжиты у них до сих пор. В народной религии вепсов можно обнаружить следы древнего почитания животных и рыб, например, культ медведя и поклонение щуке.

Все исследователи, изучавшие культуру и быт вепсов отмечают их трудолюбие, бескорыстие, юмор и гостеприимство.

Традиционное вепсское жилище схоже с русской избой. Когда закладывали избу, под ее углы прятали серебряные или медные монеты.

Хорошей приметой для вселения в новый дом считалось полнолуние.
Порог нового дома первым переступал хозяин с иконой и ковригой хлеба, а за ним – хозяйка с петухом и кошкой. С порога отпускали петуха. Считалось, что если он запоет – жизнь в новой избе будет счастливой, а если нет – хозяин недолго будет жить. Кошку оставляли в доме на ночь, а сами хозяева вселялись только на следующий день, поскольку верили: тот, кто первым начинает жить в новом доме, первым и умирает.

Вплоть до 30-х годов ХХ века среди вепсов были распространены так называемые неразделенные большие семьи, включающие три-четыре поколения. Такие семьи насчитывали иногда более 30 человек. Ее главой был дед или отец, который пользовался уважением остальных членов и обладал большой властью. После смерти главы семьи власть переходила к его брату или старшему сыну.

Наряду с хозяином, большую семью возглавляла его жена, которая руководила женщинами, занятыми домашним хозяйством.

А вот положение в семье невесток было незавидным. Они должны были во всем подчиняться не только мужу, но и свёкру со свекровью. Характер последней обыкновенно определял счастливую или несчастную судьбу невестки.
 

Внебрачный ребенок пользовался в семье такими же правами, что и родившийся в браке. Но со стороны деревенской общины появление внебрачных детей осуждалось и считалось позором. Такому ребенку записывали фамилию Богданов.

Основным типом современной вепсской семьи является уже малая семья, состоящая из двух-трех поколений: супругов, кого-нибудь из их родителей и неженатых детей. У вепсов отсутствует культ многодетности, что является серьезным препятствием на пути восстановления их численности.

Два года назад многие эстонцы схватились за сердце — их ученые обнаружили вепсские корни в этом человеке

http://www.inosmi.ru/world/20080121/239029.html?id=

sergeytsvetkov.livejournal.com

ВЕПСЫ

ВЕПСЫ

  Численность – 12 142 человека (на 2001 г.).
Язык – финно-угорская группа уральско-юкагирской семьи языков.
Расселение – Республика Карелия, Ленинградская и Вологодская области.

  Этническая территория вепсов в прошлом охватывала Межозерье — пространство между Ладожским, Онежским и Белым озерами. В Карелии поселения расположены на юго-западном побережье Онежского озера и выделены (в 1994 г.) в единую административную единицу — Вепсскую национальную волость с центром в с. Шелтозеро. Здесь проживает 1400 человек прионежских вепсов. Самое большое количество вепсских деревень — в Подпорожском (верховья р. Ояти), Лодейнопольском и Тихвинском районах Ленинградской области. Здесь их называют оятскими. Со стороны Вологодской области в прошлом располагались поселения шимозерских вепсов (более 5 тыс. человек). В конце 1950-х гг. вепсское население вокруг Шимозера было переселено в Южное Приладожье. Это привело к изоляции куйско-пондальской (белозерской) группы вепсов Вологодской области. Южная группа вепсов расселена в современном Бокситогорском районе Ленинградской области. По данным переписи 1989 г., численность вепсов, проживающих в пределах своей этнической территории в Ленинградской области, составляет 3,5 тыс. человек, в Вологодской области — 0,7 тыс. человек. Сейчас половина вепсов проживает в городах, около 4 тыс. человек — в г.Петрозаводске.

  В вепсском языке выделяют три диалекта: на северном говорят прионежские вепсы, на среднем — оятские, шимозерские и куйско-пондальские, на южном — вепсы Бокситогорского района. Диалектные различия незначительны.

  Житель д. Конец Шелтозерского района.

  Единое название «вепсы» в сознании народа и в статистике утвердилось лишь на рубеже 20—30-х гг. XX в., в период национально-государственного и языкового строительства, полностью вытеснив существовавшее ранее название чудь для северных и средних вепсов и чухари для южных. Наряду с этнонимом вепсад во всех диалектных группах сохраняется и прежнее самоназвание: северные вепсы называют себя людикелед, средние — вепсляйжет, а южные — чухарид.

  Полагают, что первые упоминания о гипотетических предках вепсов — веси — как отдельном племени Ваз, Вазина содержатся в хрониках Иордана VI в., повествующих о событиях IV в. К тому времени весь, видимо, уже заселяла Межозерье. Археологические памятники VI—VIII вв., предположительно древневепсские, обнаружены в Юго-Западном Белозерье. Веси, по мнению большинства исследователей, принадлежат курганные памятники (погребальные насыпи) X—XIII вв. на территории современного расселения вепсов. Формирование веси как отдельного этноса ученые связывают с более западным регионом — Юго-Восточной Прибалтикой, откуда, как полагают, весь и продвинулась в Межозерье, коренную область ее обитания.

  На рубеже первого и второго тысячелетий на территорию веси начинают проникать славяне. В древних летописях весь предстает как данница и союзница Руси, выступает одной из участниц в таком важнейшем событии, как «призвание варягов», образуя вместе с Русью и рядом финно-угорских и восточнославянских племен военно-политический союз, ставший основой русской государственности. Одновременно с Русью и весь приняла христианство. В XI—XIII вв. весь достигла высокого социально-экономического развития. Об этом свидетельствуют предметы, найденные в погребальных курганах, — ювелирные украшения, изделия из серебра, мечи, боевые топоры, наконечники стрел, копья, западноевропейские и арабские монеты и т.д. Весь вела оживленную торговлю, в основном мехами, с Волжской Булгарией. Современные ученые склоняются к мнению, что позднее весь вместе с другими прибалтийско-финскими племенами стала выступать на страницах летописей под именем «чудь».

  Древние вепсы осваивали и местности северо-восточнее Межозерья. Вероятно, отдельные их группировки достигли бассейна Северной Двины. Предполагается, что их обитание здесь отражено в сообщениях русских исторических источников о заволочской чуди, а в скандинавских сагах — о легендарной Биармии. Наиболее восточные из этих этнических групп, дошедшие до Удорского края, влились в состав коми-зырян. Остальные растворились в потоке славянской колонизации этих районов.

  Этническая история вепсов весьма сложна. Сталкиваясь со многими этносами, они испытывали различные воздействия с их стороны и сами оказывали на них влияние. И несмотря на значительные «потери», все же сохранились как самостоятельный этнос на своей территории.

  По материалам переписи 1897 г., чуди и чухарей (вепсов) насчитывалось в Российской Империи 25,6 тыс. человек. Почти все вепсское население составляли крестьяне.

  Основным занятием вепсов было земледелие — с весьма архаичным способом землепользования — подсекой: на выбранных для пашни участках вырубали и сжигали лес. Зола служила необходимым удобрением. Основные орудия земледельца: топор, косарь, мотыга, двузубая конная соха разных модификаций. Выращивали ячмень, овес, рожь, пшеницу, из овощей — в основном репу (сохранился старинный способ сева репы — «плевание» из березовой ложки). Из технических культур — лен, коноплю, хмель. Второстепенную роль играло скотоводство. Оно ценилось как источник органических удобрений, хотя в некоторых местностях в конце XIX в. разведение племенного скота для продажи в Петербург давало населению значительные доходы. Охота и рыболовство также имели вспомогательный характер, причем дичь и ценные сорта рыбы издавна вывозили на петербургские рынки. Были развиты домашние ремесла: женские — прядение, ткачество, изготовление глиняной посуды, мужские — деревообработка, плетение из бересты, обработка и выделка шкур, кожи. До XVIII в. на местных рынках продержались изделия вепсских мастеров, металлургов, кузнецов, ювелиров, ими торговали и на ярмарках за пределами вепсской земли. В деревнях средних вепсов имелись квалифицированные ремесленники, занимавшиеся изготовлением огнестрельного оружия, так называемых пищалей, пищалей винтовальных, винтовок, а также различных изделий из серебра. Широкое хождение в XIX в. имела оятская керамика, центр которой находился в с. Надпорожье. Ее продавали в Олонецкой и Новгородской губерниях, Петербурге, вывозили в Финляндию. Гончарный промысел сохранялся до 30-х гг. XX в. Важную роль со второй половины XIX в. стали играть заготовка и сплав леса. Сплавщики, как правило, объединялись в артели, а лесорубы работали семьями.

  В Олонецкой губернии вепсы-отходники из Прионежья специализировались на камнеломно-камнетесном промысле, большинство вепсских мастеров работали на строительстве Петербурга. Добытый в Прионежье малиновый кварцит, или шокшинский порфир, использовали при отделке Казанского и Исаакиевского соборов, Зимнего дворца, Храма Христа Спасителя; позднее — для облицовки Мавзолея на Красной площади, памятника Неизвестному солдату у стен Кремля и других сооружений.

  Вепсская изба в д. Еремеев Погост. Карелия. 1930-е гг.

  Первоначально у вепсов преобладал прибрежный тип поселений (речной и озерный), позднее деревни стали располагаться на сухих высоких местах. Малодворные деревни составляли так называемые «гнезда». Наиболее архаичные постройки веси имели столбовую конструкцию; их сменили срубные полуземлянки, древнейшие — одно-двухкамерные сооружения — отапливались по-черному, открытым очагом, затем печью без дымохода. Жилье вепсов сходно с домами карел и северных русских и представляет собой комбинацию собственно жилого рубленого дома с хозяйственными помещениями — клетью и двором. Дома прионежских вепсов более монументальны, чаще двухэтажные. К избам и сеням средние и южные вепсы под прямым углом пристраивали боковую избу. Бытовали также оригинальные способы рубки углов койран кагл («собачья шея»), а при возведении амбаров — обтеска углов в шестигранник, именуемая в архитектуре шведской рубкой. Крыши крыли соломой, позже тесом, дранкой. Еще в 70-е гг. ХХ в. в жилищах встречались потолки из круглых бревен.

  В крестьянском доме. Карелия. Конец 1930-х гг.

  В избе слева или справа от входа сооружали печь, над шестком которой подвешивали котел. Рядом с печью — вход в подпол. Интерьер избы включал встроенные широкие лавки, полати над входом. Стол ставили у фасадной стены, там, где размещался «божий», или «красный», угол с иконами. У печи находилась деревянная лохань с рукомойником. Посреди избы подвешивали на деревянном оцепе лубяную или плетенную из щепы люльку. Дополняли обстановку деревянные кровати, лубяные короба, сундуки, шкафы-посудники.

  Дом украшали «конской головой»

  Северные вепсы наличники украшали изображениями женских антропоморфных фигур — покровительниц дома. У средних вепсов подобные изображения известны на часовнях и церквях. В оформлении «куриц», «конька-охлупня», наличников, а также намогильных крестов встречаются изображения птиц и коней, резные солнышки, треугольники, квадраты, прямоугольники, елочки.

  В конце XIX в. появляется роспись масляными красками на дверях, ставнях, внутри избы — солярными знаками и растительными мотивами. Один из лучших образцов — дом И.И. Мелькина в с. Шелтозеро, где ныне размещается сельский музей вепсской народной культуры.

  Шимозерские вепсы. Ленинградская обл. 1930-е гг.

  Традиционная одежда на рубеже XIX—XX вв. имела много общего с карельской и северно-русской. Ее шили в основном из льняной, полушерстяной и шерстяной домотканины, позже — из хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных фабричных тканей.

  Древнейший тип девичьей и женской одежды — юбочный комплекс, преобладавший в Прионежье и на Ояти, — состоял из рубахи и юбки. Нижнюю часть рубахи — станушку — шили из грубого льняного полотна, подолы украшали вышивкой красного цвета, верхнюю часть в конце XIX в. шили из фабричной ткани. Верхние юбки, полушерстяные или шерстяные, имели продольный или поперечно-полосатый рисунок с цветной широкой каймой, иногда достигавшей 2/3 длины юбки. Подол праздничной верхней юбки иногда затыкали за пояс, выставляя напоказ вышитую часть станушки. Поверх юбки подвязывали пояса и передники.

  Более поздний сарафанный комплект одежды включал синий, кубовый сарафан (красик сарафон), в начале XX в. его надевали только пожилые женщины. Позднее на смену юбочному и сарафанному наряду пришла «парочка»: верхняя кофта-казачок и юбка из фабричных тканей. Из украшений носили стеклянные бусы, металлические кольца и серьги. Головные уборы замужних женщин — сороки, сборники, повойники — шили из ярких парчовых тканей с очельем и затылочной частью, украшали вышивкой из золотых нитей, бисером и блестками. Богатая вышивка была характерна и для других элементов одежды девушек и молодух.

  Мужская одежда состояла из льняной рубахи-косоворотки, светлых и полосатых штанов. Костюм дополнял шейный платок. На свадьбу жених надевал белую льняную рубашку и белые порты с бахромой, украшенные понизу красной вышивкой. Непременными деталями мужского и женского костюмов были длинные плетеные или тканые пояса с кистями на концах.

  Приметы старого быта. Ткацкий станок

  В холодное время года носили тулупы, зипуны из шерстяных и полушерстяных тканей, балахоны, кафтаны, кофты. Женщины надевали поверх головного убора теплые платки. Основной обувью были сапоги, в летнее время для работы использовали берестяные лапти. Специфический способ вязки рукавиц и носков одной иглой сохранился у вепсов до сих пор.

  Многие элементы традиционного костюма обладали обрядовой функцией. Оберегами были пояса, их носили постоянно. Новобрачные, боясь порчи, подпоясывались под одеждой куском рыболовной сети с завернутой в него высушенной щучьей челюстью. Символический характер имел обычай вытирать новобрачную подолом рубахи свекрови (привить послушание), заворачивать новорожденного в рубаху отца или матери (для усиления родительской любви). Из древности дошел обычай шить похоронную одежду из светлой (белой) ткани.

  Вепсская община сохраняла традиционную систему родственных и свойственных связей. Ее границы совпадали с границами погостов. Во владении общины находились коллективные пастбища, сенокосные и рыболовные угодья, леса. Как хранитель обычного права община занималась распределением общинных земель, выполнением совместных строительных, ремонтных и сельскохозяйственных работ, наймом на работу и т.п. Община избирала на сходе старост, сборщиков казенных налогов, мирских дьячков (секретарей общины) и приходских священников. Она же разрешала споры между крестьянами, оказывала помощь малоимущим и вдовам, собирала мирские деньги на нужды общины. Община-погост была также единицей религиозной структуры, имея свой церковный или часовенный приход, свой праздник и свое кладбище. Община определяла и повседневное обрядово-ритуальное поведение своих членов, религиозно-нравственные установки и общественное мнение.


Вепсская семья из д. Пелкаска Ленинградской обл. 1927

  У вепсов большая семья, состоящая из 3—4 поколений, просуществовала до коллективизации. Глава большой семьи — старейший мужчина, дед или отец — хозяин (ижанд). Он руководил всей хозяйственной и обычной жизнью семьи. Хозяйка (эмяг) ухаживала за скотом (кроме лошадей), домом, готовила пищу, шила одежду. Положение женщин и мужчин было достаточно равноправным. При вступлении в брак девушка получала от своей семьи приданое (одежда, ткани, утварь, скот), бывшее ее собственностью. Вдова имела право на возврат приданого, а бездетная вдова могла рассчитывать на «пожилое» — заработок за прожитые годы в семье мужа. Существовало примачество, обычно в зажиточных семьях, где положение зятя-примака (кодивяву) было довольно зависимым. Наряду с договорным браком, аналогичным русскому по сватовству, сохранялась еще в начале XX в. архаичная форма — брак «самоходкой».

  Фольклор создавался на родном и русском языках. Известны сказки-анекдоты, волшебные, о животных, с легендарным сюжетом, пословицы, загадки. Распространены также предания о заселении и освоении края, об основании новых деревень, о выборе места для строительства церкви. Известны предания о чуди как предках вепсов. Очень популярны былички о взаимоотношениях людей и «хозяев» дома, леса, бани, озера, их жен и детей, о проклятых людях, особенно детях. Считалось, что вернуть проклятого человека можно только с помощью колдуна, заговоров, принесения жертвы — подарка «хозяину» стихии. Подобные истории рассказывали детям в назидание, но они были популярны и среди взрослых. Рассказы о чертях примыкают к сказкам-анекдотам, это исключительно мужской жанр. Известны лечебные, магические, промысловые, оградительные заговоры. Их исполнение всегда сопровождается магическими действиями, в которых используются вода, соль, вино, табак, сахар, носовые платки и полотенца, веники, а также амулеты (коготь рыси, медведя, кусочек смолы). В вепсских деревнях существовали знахари (нойдад), которые специализировались в узких областях магии — лечебной, любовной, промысловой.


Вепсское с. Ладва Ленинградской обл.

  В традиционной музыкально-поэтической культуре вепсов прослеживаются параллели с архаичными пластами культуры прибалтийско-финских (эстонцы, водь, ижора, карелы) и других финно-угорских (коми-зыряне, северные удмурты, мордва, мокша, марийцы), а также балтийских (литовцы) народов. Наряду с причитаниями, свадебными, лирическими, протяжными, плясовыми, игровыми, колыбельными песнями бытуют так называемые календарные и лесные выкрики, призывы животных, сказки, дразнилки, потешки, короткие песенки, песни-романсы, заговоры.

  Специфически вепсским жанром являются короткие песенки с четырехстрочным стихом и протяжным медленным напевом. Обычно их пели девушки и женщины, как на русском, так и на вепсском языке, в лесу во время сбора малины, на сенокосе.

  Хранят вепсскую музыкально-поэтическую традицию сейчас в основном пожилые женщины. В их песенных ансамблях до десяти человек.

  Праздник в д. Нюргойл. Карелия. 1916

  Первые церковно-приходские школы для вепсов были открыты в Прионежье еще в 1805 г. Обучение проводилось на русском языке. Вначале учили только мальчиков. По данным переписи 1897 г., среди прионежских вепсов грамотных было 18,4 %, почти в два раза больше, чем у остальных групп вепсов (10,4 %). Доля грамотных вепсянок везде была очень мала — около 2 %. Зато в Прионежье среди мужчин-вепсов грамотность была даже несколько выше (35,5 %), чем у окружающих русских (34,9 %). В 1913 г. в Санкт-Петербурге в помощь учителям, преподающим вепсским детям, вышел Чудско-русский словарь, подготовленный учителем П.К. Успенским.

  Первый этап национального возрождения вепсов пришелся на 20—30-е гг. XX в. Однако меры, предпринятые государственными органами для их национального развития, носили непоследовательный и ограниченный характер. Сохранялось административное разделение вепсской территории. В Карелии для вепсов образовали Шелтозерский национальный район, в Ленинградской области — Винницкий. В соседних районах выделено 15 национальных вепсских сельских советов.

  В 1931 г. была создана вепсская письменность на основе латиницы. В 1932 г. в Ленинградской области 49 начальных и 5 неполных средних школ начали обучение вепсских детей на родном языке. С 1932 по 1937 г. было издано 30 учебных пособий на вепсском языке. Одновременно велась подготовка учительских кадров. В г. Лодейное Поле в педагогическом техникуме училось 60 студентов-вепсов. В Карелии, где по решению местных властей национальным языком для карелов, вепсов и финнов был утвержден финский, в этот период вепсы в школе обучались на финском языке. И только в 1937 г. вепсские школы перевели на обучение на родном языке. Но оно продолжалось всего два месяца. В конце 1937 г. деятельность по национально-культурному развитию была прекращена, многие представители вепсской интеллигенции обвинены в национализме и репрессированы; вепсскую письменность запретили; прекратилось преподавание на вепсском языке, изъяты национальные учебники и литература. 50 лет вепсский язык оставался бесписьменным. Винницкий национальный район и национальные вепсские сельсоветы в Ленинградской области признаны «неправильно считающимися национальными». Часть вепсских поселений из Ленинградской области передавались в Вологодскую область. С тех пор исконная вепсская территория оказалась разделенной между тремя регионами. Внутри регионов районное деление буквально «разрезало» ее на части. В каждом районе вепсские поселения стали окраинными и поэтому в период ликвидации неперспективных деревень в 1950—1970 гг. первыми подверглись переселению. В Вологодской и Ленинградской областях при проведении переписей 1970 и 1979 гг. вепсов стали записывать русскими, а при смене паспортов вепсскую национальность «исправляли» на русскую. Численность вепсов быстро сокращалась: с 1926 по 1979 г. с 33 до 8 тыс. человек.


Возрожденная культура. Дети о. Кижи. 1996

  Перепись 1989 г. вернула этносу его права, численность вепсов составила 12 тыс. человек. С 1987 г. восстановлена вепсская письменность, началось изучение родного языка в школах. К настоящему времени изданы учебная литература для начальной школы, словарь вепсского языка, выходят художественные произведения, газета «Кодима».

  В Петрозаводском государственном университете и Карельском государственном педагогическом университете открылись кафедры для подготовки специалистов и учителей вепсского языка, регулярно выходят радио- и теле- передачи на вепсском языке, в Петрозаводске открыта финно-угорская школа, где получили возможность изучать родной язык дети городских вепсов. В Вепсской национальной волости вепсский язык как обязательный предмет изучают школьники 1—7-х классов.

  Роль связующего звена между вепсами всех регионов взяла на себя общественная организация «Общество вепсской культуры». Она стремится сделать доступными для всех вепсов книги и газеты на родном языке, помогает поступать в вузы Карелии абитуриентам из вепсских сел Ленинградской и Вологодской областей, организует курсы для преподавателей вепсского языка. С 1993 г. ежегодно при участии Общества проводится межрегиональный детский конкурс знатоков вепсского языка, в 1999 г. в знании родного языка впервые соревновались семьи.

  В 2000 г. вепсы были включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

статья из энциклопедии «Арктика — мой дом»

  

 

КНИГИ О ВЕПСАХ
Богданов Н.И. Народность вепсы и их язык //Тр. Карельского филиала АН СССР. Петрозаводск, 1958. Вып. 12.
Вепсы //Народы европейской части СССР. М., 1964. Т. 2.
Винокурова И.Ю. Календарные обычаи, свадьбы и праздники вепсов (кон. XIX — нач. ХХ в.). СПб., 1994.
Дебец И.Ф. Вепсы //Ученые зап. МГУ. М., 1941. Вып. 63.
Кочуркина С.И. Сокровища древних вепсов. Петрозаводск, 1990.
Пименов В.В. Вепсы. Очерки этнической истории и генезиса культуры. Л., 1965.

ruhistor.ru

фото, традиции, обычаи, внешность, национальный костюм, интересные факты

В повседневной жизни и на школьных уроках мы знакомимся с историей своей родины, изучаем народы России. Вепсы же по какой-то причине остаются забытыми. На самом деле мы говорим о многонациональной России, не задумываясь о ее корнях. На вопрос: «Что вы знаете о вепсах?» — практически каждый ответит, что это почти вымершая народность. Досадно то, что люди перестали интересоваться особенностями культуры, традиционной деятельностью и обычаями и верованиями давней народности. Несмотря на это, многие осознают, что в них, возможно, течет вепсская кровь, а это говорит о том, что народ вепсы является частью истории многих семей, поэтому его ни в коем случае нельзя забывать, ведь так вы собственноручно уничтожаете свое прошлое. Задумывался ли кто-нибудь, что именно древним народам России мы обязаны процветанием нашего края, поэтому забыть вепсов — все равно что вырезать частичку истории страны.

Кто же такие вепсы?

Это сравнительно небольшая народность, которая проживает в пределах Республики Карелии. Чаще всего народ вепсы, подражая некоторым группам южных карел, называет себя словом «лядиникад». Только единицы используют этнонимы «бепся» или «вепсь», поскольку они издавна известны родственным народам. Официально вепсов называли чудью, а вот в быту использовали названия с пренебрежительно-уничижительным оттенком: чухари или кайваны.

История появления карельской народности

Народ вепсы официально называли чудью до 1917 года. Более древнее название вепся в 20 столетии почти нигде не было зафиксировано. В сочинении историка Иордана, датируемом 6 веком нашей эры, можно встретить упоминания о предках вепсов, также о них говорится и в арабских источниках, в «Повести временных лет» и в работах западноевропейских авторов. К археологическим памятникам древней народности относят множество курганных могильников и отдельных поселений, появившихся в 10 – начале 12 века на территории Приладожья, Прионежья и Белозерья. Вепсы принимали участие в формировании русских коми. В 18 столетии карельский народ приписали к Олонецким оружейным заводам. В 30-е годы в начальной школе пытались внедрить уроки вепсского языка. В конце 1980-х в некоторых учебных заведениях возобновилось преподавание языка, даже появился специальный букварь, однако большая часть народа общается и думает по-русски. В это же время возникает движение, основной целью которого было возрождение вепсской культуры.

Традиционно вепсы занимались пашенным земледелием, а вот животноводству и охоте отводилась подсобная роль. Огромное значение для внутрисемейного потребления играли рыбная ловля и собирательство. Развитие отходничества и бурлачества на реках началось во второй половине 18 столетия. Гончарный промысел развивался на реке Ояти. Во времена Советского Союза северные вепсы начали заниматься промышленной разработкой декоративного камня, в животноводстве появилось мясо-молочное направление. В городах проживает 49,3 % населения, многие трудятся в лесозаготовительной промышленности.

Корнями вепсский народ уходит в глубокую древность. Наиболее важные события связаны с одним из самых крупных форпостов государственного значения – Ладогой, позже историческое прошлое переплеталось с Новгородским государством.

Место проживания

Согласно современным источникам, карельский народ заселял юго-запад Прионежья в юго-северном направлении, начиная от села Гимрека (северные вепсы). Наиболее крупными пунктами нахождения считаются Рыбрека, Шелтозеро и село, расположенное в 60 километрах от Петрозаводска, – Шокша.

Многие деревни находятся в течении реки Ояти, причем границы совпадают с Винницким районом Ленинградской области. Наиболее значимыми пунктами являются Озера, Ярославичи, Ладва и Надпорожье.

На северном и восточном склонах Вепсской возвышенности разместилось одно из самых крупных поселений — Шимозеро, однако многие люди переселились южнее: в Мегру, Ошту и Вознесенье.

В притоке Мегры локализовалось скопление деревень, получивших название Белозерский. Находится оно в 70 километрах от Белого озера. Самым крупным поселением считается Подала.

В притоке Чагодиши находится населенный пункт Сидорово, где проживают ефимовские вепсы. Шугозерская группа расположилась недалеко от истоков рек Паши и Капши.

Пища и утварь

В рационе вепсов сочетаются новые и традиционные блюда. Хлеб у них довольно необычный, с кислинкой. В последнее время его все чаще стали покупать в магазинах. Помимо основной выпечки вепсы готовят рыбные пироги (курники), калитады – открытые пирожки с пшенной кашей или картофельным пюре, всевозможные колобки, ватрушки и блины. Что касается похлебок, то наибольшее распространение получили щи, различные супы и уха. В повседневный рацион вепсов входят каши, для приготовления которых используется ржаная крупа (пудр). Нравится карельскому народу и овсяный кисель. Из сладких блюд распространены брусничный сок и солодовое тесто. Как и во всей России, вепсы любят хлебный квас и ячменное пиво. Пивоварение проводится дважды в год, к приближающимся праздникам. А вот в обычные будни вепсы наслаждаются крепким чаем.

Не отстало от цивилизации и практически забытое всеми население. В настоящее время они могут свободно приобрести в торговой сети товары, о которых приходилось раньше только мечтать (конфеты, колбаса, сахар, печенье), а о существовании некоторых продуктов вепсы даже не догадывались (макароны, консервы и фрукты). Наибольшее количество продуктов приобретают в магазинах люди, проживающие в лесных поселках. На сегодняшний день народ вепсы знаком и с новыми блюдами (борщ, гуляш, пельмени, винегрет).

Занятия и быт

Как говорилось ранее, земледелие было основой хозяйства, хотя и скотоводство занимало весомое место. В середине 19 столетия началось масштабное развитие лесозаготовительного промысла. Сельхозпроизводство ориентировалось преимущественно на мясомолочное направление в животноводстве.

На территории, где проживали вепсы, не было промышленных производств, что стало причиной оттока большого количества трудоспособного населения в районы с ярко выраженной индустриально-производственной специализацией. Для поселений характерно свободное планирование. Расположение жилища определялось сложной рельефной местностью и контурами береговой линии.

Традиционное жилище

Изба обычно возводилась на высоком подклепе, где находился погреб согласно традиции народа. Вепсы для стен своих жилищ использовали бревна лиственничных пород. Главная особенность традиционной вепсской избы – Т-образная планировка. Под одной крышей размещались жилая часть и двухэтажный двор. Более обеспеченные вепсы (народ, интересные факты из жизни которого мало кому известны) строили дома с широкими, обрамленными ступенчатыми наличниками окнами, слегка вдавленными вглубь стены. Фасад здания непременно смотрел на дорогу, причем все соседние избы стояли ровно в ряд. Каждый самостоятельно придумывал украшение для своего жилища: у некоторых под коньком крыши располагался резной балкончик.

Внутреннее помещение двухсторонним шкафом-буфетом с чайной посудой и другими бытовыми предметами делилось на 2 части. На одной линии с так называемой перегородкой находилась русская печь – центр избы. Этот неотъемлемый атрибут карельского народа использовался не только для обогрева, но и для отдыха и сушки одежды. Вепсы свято верили, что под печью живет домовой (пертьижанд).

В каждой избе был святой угол, в верхней части которого ставились иконы, а в нижней хранились иголки с нитками и узелки с солью. Другие мелкие предметы, включая деревянную и глиняную посуду, помещали в шкаф-посудник. Согласно финской планировке стол занимал место у стены фасада. Освещалась традиционная изба вепсов керосиновой лампой. Обязательным атрибутом дома была деревянная детская люлька. Как правило, в женской половине недалеко от кровати размещались диван и сундук, в некоторых избах у окна устанавливался ткацкий станок.

Одежда

Традиционная вепсская домотканая одежда не изготавливается с начала 30-х годов. Распространенным стал общегородской костюм. В былые времена вепсы ходили на работу в штанах и коротком кафтане, надетых сверху белья. Женская одежда была по крою идентична с мужской, только под низ обязательно надевались рубаха (ряццин) и юбка.

Вепсы, народ (фото представлены в данном материале), проживающий в Карелии, на праздники одевались нарядно. Женщин можно было увидеть в ярких кофтах-казачках и юбках с фартуками. В качестве головного убора служил платок, а замужние представительницы слабой половины человечества обязательно должны были носить еще и повойник. Обувь преобладала кожаная, берестяные лапти, или вирзут, использовались только для работы.

Покрой и материал, используемый для пошива одежды, очень близки к северновеликорусским, но со многими довольно самобытными чертами. Так, в сарафанах можно было увидеть только вепсов, проживающих на юге Карелии, а вот женщин Прионежья – в продольно-полосатых юбках. Мужчины зимой носили шапки из меха зайцев и шейный платок (каглан пайк).

Сегодня народную одежду не носит народ вепсы, национальный костюм сохранился только у пожилых людей. Из традиционного по-прежнему используются головные платки, полусуконные кафтаны, шерстяные юбки и вязаные изделия.

Вепсы (народ): внешность и раса

Древняя карельская народность – часть европеоидной расы с уральской примесью. Вепсы небольшого роста, со средним размером головы, лицо у них немного уплощенное, лоб низкий, нижняя челюсть слегка расширена, скулы выступают, кончик носа приподнят, также характерен небольшой рост волосяного покрова на нижней части лица. Волосы жителей республики Карелии прямые, преимущественно светлые.

Верования

Не утратил своих национальных особенностей удивительно добрый народ вепсы. Кратко о традициях и обычаях вы узнаете немного позже, а сейчас хотелось бы поговорить о поверьях. Вепсы преклонялись перед елью, можжевельником, рябиной, ольхой, они верили в существование домового, водяного, дворового и других хозяев. В 11-12 веках среди вепсов распространилось православие, но дохристианские верования долго сохранялись.

Культура

Из фольклорного жанра популярностью пользовались пословицы, частушки, былички и различные предания о завоевателях. В начале 20 столетия на смену кантеле пришла гармонь с минорным ладом. Вепсы занимались резьбой по дереву, плели из бересты, лепили из глины, вышивали и ткали.

Средства передвижения

В соседние районы вепсский народ добирался преимущественно на автомобильном транспорте, а вот поселения Лодейное Поле и Ленинград связывало авиационное сообщение. Южные вепсы до станции Заборье могли воспользоваться железной дорогой лесокомбината. В некоторых районах перемещение было возможным только на тракторе с прицепом. Долблеными осиновыми лодками пользовались проживающие на небольших речках вепсы. Народ (фото и интересные факты из жизни приводятся в данном материале) передвигался и на челноках (хон-гой), на бортах которых были прикреплены бревна-поплавки.

Традиции и обычаи вепсов

Обычаи народов (вепсы не исключение) могут рассказать о них много полезной информации. Играли свадьбу жители республики Карелии зимой, но только перед этим совершалось сватовство. В случае отказа девушка должна была в угол своего жилища бросить 3 полена. Если же сватовство закончилось согласием, родители невесты отправлялись в гости к жениху для осмотра дома и хозяйства. Перед свадьбой молодых обязательно должны были благословить родители.

Похороны у вепсов заключались в двух типах: первый предусматривал оплакивание покойного, а второй — «развеселение» умершего.

fb.ru

финно-угорский народ, проживающий на территории Карелии. Национальность вепс

В древние времена, еще до того, как восточные славяне (новгородцы) проникли на соседние территории, на обширном ареале земель южной стороны Онежского озера жили народы племени весь. Существует определенное мнение относительно названия этого племени: древнее «весь» имеет то же происхождение, что и наименование современных вепсов. На протяжении достаточно длительного периода существования этот народ называли еще чудью, чухарями и кайванами. Его представители хоронили своих умерших родственников в грунтовые ямы или сооружали для них «домики смерти» — небольшие, поставленные на поверхности бревенчатые срубы.

Вепс – народность, представляющая финскую языковую группу уральской семьи и относящая себя к карельским ветвям. Ближайшими родственниками этого языка являются карельский, финский и ижорский.

История вепсов

Существует не так много сведений об истории вепсов. Достаточно часто отсутствует информация об их жизни на протяжении столетий.

В первую очередь это обусловлено тем, что древние племена весь жили исключительно на самых глухих территориях, размещенных среди озер, рек и болот в тайге. Занятия земледелием было недостаточно для того, чтобы этот трудолюбивый народ мог обеспечить свое существование. Поэтому весомым дополнением к нему было рыболовство. Также вепсы занимались собирательством лесных даров. Среди запасов на крестьянском дворе значительное место принадлежало:

  • рыбе;
  • пернатой дичи;
  • пушнине;
  • клюкве;
  • грибам.

Их использовали не только в качестве продуктов питания. Большое количество этих запасов жители племен вывозили на городские ярмарки. Там в обмен на них люди, имеющие национальность вепс, получали значительное количество хлеба, соли, ткани, орудий труда и охоты и других необходимых для обеспечения жизнедеятельности товаров.

Зимой жители этих земель заготавливали лес и перевозили его к сплавным рекам. Для этого они использовали санные подводы. Это занятие тоже являлось дополнительным заработком.

Кроме того, вепсы занимались и другими видами деятельности:

  • камнерезными промыслами;
  • гончарным и катавальным ремеслом.

Тяжелые условия жизни

Для географического расположения вепсских поселений было характерно и то, что их от торговых путей, городов и почтовых трактов отделяло значительное расстояние. Этим обусловлен тот факт, что они фактически не были вовлечены в социально-политические процессы, которые происходили в государстве.

Несмотря на принятие христианства, в быту и обрядах вепсов сохранилось много национального и самобытного. Но постоянное русское влияние все-таки внесло свои коррективы в их образ жизни, занятия и культуру.

Согласно данным некоторых исследователей, в начале 16 века жители Белозерско-Пошехонского края разговаривали на своем особом языке, несмотря на отличное знание русского и православную религию.

Первая всероссийская перепись населения 1897 года не зафиксировала национальность вепс.

До начала 20 века вепсы жили в очень тяжелых условиях. Писатель А. Петухов отмечал, что их жизнь характеризовалась «бездорожьем, бесхлебьем, безграмотностью, отсутствием своей письменности».

Советский период жизни вепсов

В 20-30-х годах жизнь вепсов кардинально изменилась. В 1932 году состоялось образование Комитета нового алфавита. Перед ним были поставлены такие задачи:

  • развить письменность малых народов на их языках;
  • подготовить национальные просветительские кадры;
  • издать учебную литературу.

Для разработки вепсского алфавита была использована латинская основа. Происходит открытие изб-читален, 57 школ, строительство больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, общественных столовых, яслей. В Лодейнопольском педагогическом техникуме открывается вепсское отделение.

Большое значение для развития имели образовавшиеся национальные советы и Оятский (Винницкий) национальный район.

В средине 30-х годов органы текущего учета зафиксировали максимальную численность представителей этого народа в государстве – примерно 35 тысяч.

Ухудшение экономического состояния и разобщенность вепсов

В конце 30-х годов начинается новый период в жизни людей, имеющих национальность вепс. Он отразил все сложные социально-политические процессы, которые происходили на то время в нашей стране.

Неоднократно проводятся административно-территориальные преобразования, вследствие которых возникает разобщенность вепсских земель. Эти изменения очень отрицательно сказывались на развитии народа, значительную часть которого переселили в другие районы.

Со временем вепсские земли все больше запустевали в связи с состоянием экономики всех северных деревень.

Сейчас численность этого народа в России составляет примерно 13 тысяч человек. Место, где живут современные северные вепсы – Карелия, южные – Вологодская область, а средние обитают в Ленинградской области.

Внешность вепсов

Очень сложно говорить о том, какой внешностью обладали древние вепсы. Скорее всего, ассимиляция повлияла на те изменения, которые произошли в ней. На протяжении долгих веков они контактировали со всякими народами, поэтому им не удалось избежать смешения крови.

Совершенно обычными людьми кажутся на первый взгляд современные вепсы, внешность которых не имеет каких-либо ярко выраженных национальных признаков. Эти люди имеют белые и черные волосы, худое и полное телосложение, маленький и большой рост, бывают красивые и не очень.

Но, невзирая на это, они являются самостоятельным народом, проживающим на своей территории.

Женская одежда вепсов

Традиционная одежда вепсов была праздничной и будничной. На женщинах в обычный день была надета шерстяная или полушерстяная юбка, имеющая продольный или поперечно-полосатый рисунок. Обязательным предметом являлся передник, который у девушек имел красный цвет, а у женщин в годах – черный. Длинная льняная рубашка с рукавами была украшена красивым орнаментом на подоле.

Женщины умели очень красиво вышивать. Поэтому часто можно было встретить северянку, одетую в 2 или 3 рубахи. При этом их приподнимали таким образом, что их края образовывали широкий узор. Это значительно улучшало вид, который имели женщины-вепсы, внешность их и самооценку.

Для того чтобы сшить будничный сарафан, использовали домотканый холст. Для праздничной одежды ткани покупали. В комплекте с сарафаном носили еще душегрейку (жилетку), а в холода надевали шугай (кофту на пуговицах) из сукна.

В зимнее время года женщины носили шубу или полушубок, сделанные из овчины. Праздничный вариант этой одежды был выполнен из заячьей шерсти и покрывался яркими шелковыми или шерстяными тканями, имеющими крупные узоры.

Что носили мужчины

Мужские костюмы вепсов состояли из рубах и двух штанов, которые затягивались шнуром на талии. Рубахи выпускали наверх и подпоясывали кожаными или ткаными поясками. Древние рубахи вышиты, тогда как более современные – покрашены.

В 19 веке для пошива верхних штанов начали использовать темную покупную ткань. Также изменились и рубахи, которые начали шить из покупного ситца или кумача. Зимняя мужская одежда этого народа представлена кафтанами из сукна, овчинными тулупами, крытыми материей, прямыми без воротника шубами.

С середины 19 века в состав праздничной одежды вепсов вошла поддевка – своего рода демисезонное пальто, имеющее сборки и длину по колено.

Особенности вепсского жилья и быта

Скорее всего, жилье древних вепсов практически ничем не отличалось от карельских домов. Это были срубы деревянных полуземлянок с очагом. Со временем началось возведение отдельных хозяйственных построек:

  • амбара для хранения продуктов;
  • риги для молотьбы зерна;
  • хлева;
  • бани.

Строительством последних чаще всего занимались северные вепсы. Южная часть этого народа очень длительное время использовала для таких целей обыкновенные домашние пески. Традиционные вепсское жилье было целым комплексом, который объединял дом и все хозяйственные постройки.

Помимо углового соединения построек главной особенностью вепсского дома было наличие четного количества окон и отсутствие крытого крыльца. В них имелись такие предметы быта вепсов, как:

  • столы, лавки и кровати из дерева;
  • колыбель для детей;
  • русская печка;
  • лохань с рукомойником;
  • ткацкий стан.

Традиции и обычаи вепсского народа

Вепсы относятся к православным народам. Но достаточно длительное время для них были характерны признаки язычества. Среди вепсов были колдуны, которые общались с духами, лечили и насылали порчу. С появлением церквей и монастырей они исчезли, но знахарки и ведуньи остались.

Вепс – народность, которая имеет свои приметы и поверья. Для того чтобы построить дом или похоронить человека надо было обязательно «выкупить» землю. Одежду для умершего человека выбирали только белую и обязательно стирали.

По-особенному относились к строительству дома вепсы. Обычаи этого мероприятия были следующими:

  • в новое жилье на первую ночь впускали кошку;
  • первым в дом должен был войти глава семьи с хлебом и иконой;
  • после главы в жилище входила его жена с петухом и кошкой;
  • из старого дома в новый приносили горячий уголек;
  • никогда не начинали строить избу на тропе.

Традиции вепсов тесно связаны с их верованиями:

  • духами неба;
  • домовым;
  • водяным;
  • духами леса, двора, сарая и другими.

Например, вода в их представлении была живым существом, потому что в ней обитал дух. Если его не почитать – он не даст рыбы, утопит или нашлет болезни. Поэтому в воду ничего не бросали, в ней также не мыли сапоги.

Традиционной была и еда вепсов. Главное место в ней принадлежало рыбе. Кроме нее еще употребляли ржаной хлеб, который выпекали самостоятельно, уху. Жажду местные жители утоляли репным квасом, овсяным киселем, напитками из лесных ягод, молоком и молочной сывороткой. Чай, как и самодельное пиво, были праздничными напитками. А мясные блюда готовились только для праздников и тяжелых физических работ.

Много бед пришлось пережить этому самобытному народу, имеющему интересную культуру, обычаи и фольклор. Судьба жителей северных районов, имеющих национальность вепс, никогда не была легкой. Но, невзирая на это, они остались самостоятельным народом, проживающим на своей родовой территории.

fb.ru

Вепсы Википедия

Вепсы
Современное самоназвание vepsläižed, vepsä, lüdinikad
Численность и ареал
Всего: 6400
  • Россия Россия:
    5936 (2010 г.)[1], 8240 (2002 г.)[2]
    • Карелия Карелия:
      3423 (2010 г.), 4870 (2002 г.)
    • Ленинградская область Ленинградская область:
      1380 (2010 г.), 2019 (2002 г.)
    • Вологодская область Вологодская область:
      412 (2010 г.), 426 (2002 г.)
    • Санкт-Петербург Санкт-Петербург:
      318 (2002 г.)
    • Мурманская область Мурманская область:
      128 (2002 г.)
    • Кемеровская область Кемеровская область:
      83 (2002 г.)
  • Украина Украина:
    281 (2001 г.)[3]
  • Эстония Эстония:
    54 (2011)[4]
  • Белоруссия Белоруссия:
    12 (1999)[5]
Латвия Латвия:
7 (оценка 2019)[6]
Археологическая культура Дьяковская культура
Язык вепсский, русский
Религия преимущественно православие
Входит в Финно-угорские народы
Родственные народы карелы (особенно людики),

ru-wiki.ru

Животные и растения у вепсов — Язычество

В традиционном мировоззрении вепсов значительное место занимали животные, роль которых была разнообразной. Это могло быть поклонение, связанное не только с анимистическими представлениями, тотемистическим или промысловым культами, но и с суеверным страхом перед некоторыми из них, наделением их какими-то сверхъестественными свойствами. Это переплеталось с реальными взглядами народа на особенности их поведения. Наиболее ярким образом в ряду почитаемых животных у вепсов, царем всех зверей был медведь. В основе поклонения медведю лежали архаические тотемистические представления и промысловый культ. Следы тотемических представлений проявлялись, прежде всего, в признании медведя существом, подобным человеку. При раскопках древневепсских курганов в большом количестве найдены кресала с изображением медведей, стоящих на задних лапах. По мнению специалистов в области древнего изобразительного искусства, вертикальная поза медведя указывает на его связь с человеком и сверхъестественные свойства этого зверя (Косменко А., 1984. С. 7). К кругу подобных представлений относятся и широко распространенные у вепсов рассказы о превращениях колдунами новобрачных в медведей, сказки о браке медведицы и охотника или женщины и медведя. Запрет на употребление в пищу медвежатины, сохранившийся d некоторых вепсских деревнях, — еще одно свидетельство того, что медведь в Древности был тотемом некоторых вепсских родов.

В промысловом культе существовал запрет произносить имя медведя (kondi), его заменяли различными эвфемизмами: kaps ( лапа ), sur ос ( большой лоб ), mecizand ( хозяин леса ), bubarik, bukac ( бука ). Считалось, что сохранение черепа медведя способствует его возрождению; когти и клыки зверя использовались в качестве охотничьих талисманов. В отличие от некоторых финно-угорских народов (финнов, карел, хантов и манси), у вепсов не сохранилось никаких следов медвежьих охотничьих праздников. Особенно много поверий, примет и быличек связано у вепсов с птицами. Видимо, в древности лебедь и журавль были тотемными птицами. До сих пор сохраняется запрет убивать их и есть их мясо, нарушение его, по народным убеждениям, обязательно влечет беду. Еще в 70-е годы XX в. южные вепсы называли пару лебедей izand и emag — хозяин и хозяйка (Косменко А., 1984. С. 84). В далеком прошлом это осознавалось, по-видимому, как отец и мать , т.е. прародители рода. У шимозерских вепсов лебедь считается божьей птицей (jumalanlind). В южновепсской группе к разряду таких птиц причисляется бекас — jumalanboranäne, jumalanborask (букв, божий барашек ), а в северновепс-ской — ласточка — jumalanlindiine (букв, божья птичка ). По поверьям северных вепсов, убить ласточку считалось большим грехом. Детям строго запрещалось бросать в ласточек камнями.

Различные элементы народной традиции свидетельствуют о существовании у вепсов в древности представлений о превращении души человека после его смерти в птицу. Надмогильные сооружения в виде вырезанных из дерева птиц — обычное явление старых южновепсских кладбищ (Азовская, 1977. С. 144). Соответствует этим воззрениям и поныне бытующий у вепсов обычай поминовения предков в форме кормления птиц на могилах. Представления о воплощении души в птицу нашли яркое отражение в вепсских причитаниях. Судя по текстам причитаний, вепсы верили в существование у женщины нескольких душ, которые сменяли друг друга в различные периоды жизненного цикла. Так, в вепсских свадебных причитаниях девушка-невеста предстает в виде утки (sorz). После свадьбы новобрачная приобретает душу замужней женщины, которая затем прилетает в родные места в виде горюющей красной кукушечки (СВЯ, 1969. С. 260). После смерти замужней женщины душа-кукушка покидает ее.

Представления о душе-птице и о птице-вестнике смерти у вепсов нередко переплетались. Душа-птица, улетевшая в мир мертвых, могла возвратиться к живым как вестник смерти. По вепсским поверьям, если любая птица залетала в окно дома, то это предвещало скорую смерть одного из ее обитателей.

Иррациональные представления были связаны также и с домашними животными. Положительными чертами наделялся петух, глашатай наступления дня. Считалось, что крик петуха побеждает и прогоняет нечистую силу. Это нашло отражение в ритуале перехода в новый дом у вепсов на Ояти. Там было принято переселяться на новое место ночью сразу после петушиного крика, разгоняющего нечистую силу. Этот мотив довольно часто встречается в вепсских сказках: человеку угрожает опасность со стороны темных сил (разбойников, колдунов и т.д.) и он может спастись только в том случае, если продержится до крика петуха (ВНС, 1996. № 9).

Образ собаки включал как положительные, так и отрицательные черты. С одной стороны, собака была другом и защитником человека. Такое представление о животном нашло отражение в поверьях южных и капшинских вепсов. Согласно им, увидеть во сне собаку означало скорую встречу со старым другом или приобретение нового. Считалось благоприятным предзнаменованием, если навстречу путнику, вступающему в деревню, выбегала собака или раздавался ее лай. В то же время собака у вепсов считалась нечистым существом, способным наслать разные болезни: рахит (koiranvanhu’z — букв, собачья слабость ), лишай (koiranlap — букв, собачья лапа ), ячмень (koiraniza — букв, собачий сосок ). В основе лечения от этих болезней лежал принцип их передачи из мира людей в иной мир, которую осуществляла сама собака своеобразным способом: ей давали пищу, которая перед этим соприкасалась с больным местом. Например, При лечении рахита больного ребенка обливали простоквашей и давали слизать eе собаке; а для избавления от лишая и ячменя пекли хлеб, в горячем виде прикладывали его к больному месту, а затем скармливали животному. Представления, связанные с кошкой, также имеют двойственный характер. По вепсским поверьям, кошка — демонологическое существо, имеющее различные связи со всякого рода нечистью. У южных вепсов вплоть до наших дней распространено представление, что кошки, гуляя по лесу и виляя хвостом, могут заманить в дом гадюк и ящериц, поскольку последние принимают извилистый кошачий хвост за себе подобное существо. Поэтому в южновепсских деревнях выработался достаточно варварский способ защиты жилища от пресмыкающихся — кошкам обрубали хвосты. Особую боязнь среди вепсов вызывали черная и пестрая кошки. Это отразилось в примете Черная кошка пробежала — к плохому ( Must kazi joksendi — hondoks ) и в выражении, обозначающем ссору между людьми: Пестрая кошка между пробежала ( Kirjou kazi keskiici proi-di ) (СВЯ, 1972. С. 186).

Для вепсов, искони живущих среди лесов, сверхъестественными свойствами наделялись определенные виды деревьев и кустарников, в частности — береза, ольха, ель и рябина (Владыкин, 1994. С. 120).

Береза наделялась жизненной силой и лечебными свойствами. В памяти шимозерских вепсов сохранился обряд, свидетельствующий о ее почитании: в лесу подходили к любой березе, перевязывали ее липовыми прутьями и обращались к дереву с просьбой послать здоровье. Аналогии этому обряду известны у води, у них под корневища березы закапывали в жертву медные монеты и сопровождали это обращением к дереву сохранить здоровье (Ariste, 1977. Lk. 155).

Ольха играла большую роль в скотоводческой обрядности. У северных вепсов известна такая святочная примета: если на ольхе много шишек круглой формы, значит в предстоящем году будет много телок; если же шишки продолговатые, то будут бычки. Северные вепсы использовали ольху в обряде новотела (argaita). Он совершался после первых девяти удоев: корову обмывали, окуривали дымом или кадили ладаном, а в молоко, полученное с десятого удоя и предназначенное для торжественного употребления, бросали ольховые соплодия круглой или продолговатой формы, в зависимости от пола новорожденного теленка (Винокурова, 1994 а. С. 52).

Довольно много сведений сохранилось и о почитании ели. Ель считалась оберегом, поскольку расположение иголок на концах веток напоминало крест. Во время грозы или ночевки в лесу всегда старались спрятаться под это дерево. При этом обязательно полагалось спрашивать у ели разрешение: ее крестили и обращались к ней как к живому существу: Елочка! Пусти меня поспать на ночь! ( Kuziine! Pästa mindai magata öks! ).

Различные (часто противоположные) свойства приписывались рябине. Кресты, сделанные из веток рябины, служили надежным оберегом от нечистой силы. Рябина считалась огненным деревом. Гроздья рябины, которыми украшались с внутренней стороны стены изб, считались средством защиты от пожара (по принципу подобное отталкивает подобное ). Ветки рябины или черемухи запрещалось бросать в огонь. Ими не разрешалось погонять скот. В качестве растений-оберегов известны чертополох, шиповник, можжевельник. Чтобы обезопасить территорию, на которой будет построен новый дом, строители в каждый угол заложенного первого венца клали ветки шиповника. Для защиты от всякой напасти ветки можжевельника втыкали в доме над дверью, клали в люльку младенца, под подушку жениху и невесте в первую брачную ночь, в подойник (Азовская, 1977. С. 143).

С можжевельником, рябиной и черемухой, возможно, связаны анимистические верования. Они отразились, например, в обычае капшинских и южных вепсов сажать куст можжевельника на могиле крещеного ребенка или девушки и украшать его ленточками. У этих же групп вепсов можжевельник (иногда в сочетании с рябиной и черемухой) было принято сажать на древних, напоминающих по форме курганы кладбищах (kämist, kömist), где, по преданиям, погребена чудь, причисляемая местными жителями к своим предкам. На Пасху можжевельник на таком кладбище украшали ленточками (Винокурова, 1994. С. 73).

Нечистым — деревом лешего — вепсы считали осину. Они верили, что хозяин леса может поменять некрещеного ребенка на осиновое полено (Rainio,l994). Под осиной нельзя было прятаться во время грозы. С осиной у вепсов, как и у русских, было связано предание о том, что именно на осине повесился Иуда.

У вепсов не отмечено традиции почитания священных рощ или отдельных деревьев, столь развитой у ряда прибалтийско-финских и волжско-финских народов (ср.: Lukkarinen, 1911-1913. S. 53; Haavio, 1961. S. 76; 1963. S. 127; Ariste, 1977. S. 155; Владыкин, 1994. С. 120-121; Тойдыбекова, 1997. С. 131-137). Скорее всего, эта традиция у вепсов слилась с православной: церкви и часовни в вепсских деревнях было принято строить в еловых или сосновых рощах, где категорически запрещалось вырубать деревья, считавшиеся священными.

Таковы в общих чертах основные особенности традиционного мировосприятия и верований вепсов.

Похожие записи

pagandom.ru

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *