Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Детско юношеский туризм в россии: Детско-юношеский туризм. Развитие, виды, классификация, история детско-юношеского туризм

Детско-юношеский туризм. Развитие, виды, классификация, история детско-юношеского туризм

Главная

Статьи

Путешествия

Виды туров

Детско-юношеский туризм

путешествия, активный отдых, походы

Экономические преимущества детско-юношеского туризма очевидны: путешествуют школьники и студенты, как правило, организованными группами, поездки ритмично повторяются из года в год, что значительно облегчает планирование бизнеса.

Еще более важен детский туризм с точки зрения социальной. Туризм предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своей страны и других государств, пробудить у молодых людей чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей и народов.

Велика роль путешествий и в обеспечении многостороннего развития личности. Именно походы, поездки, экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира. Важен туризм и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Необходимо также отметить влияние детского туризма на развитие в подрастающем поколении коммуникабельности, самодисциплины, адаптации к условиям современной жизни.



Кроме того. детско-юношеский спортивно-оздоровительный туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что детско-юношеский и молодежный туризм – важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.

Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в  криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, перед российским государством и обществом сегодня стоят первоочередные задачи вернуть молодому поколению прекрасный мир детского туризма и развивать его во всех формах и видах.

Новые экономические отношения, возникшие в настоящее время в нашей стране, обострили проблемы в детско-юношеском туризме, требуют изменений в подходах и механизмах организации деятельности по развитию массового детского туризма. Если до начала 90-х годов вопросами детского туризма занималась только система образования, то сейчас ситуация коренным образом изменилась. В качестве субъектов, развивающих  детский туризм, появились и коммерческие фирмы и общественные объединения. Поэтому возникает необходимость изучения и обобщения опыта развития детского туризма не только с точки зрения дополнительной образовательной деятельности, но и с позиций экономической эффективности этого направления.

Индустрия туризма отличается от других сфер экономики тем, что доходы от туристского бизнеса носят не одномоментный характер, а увеличиваются по мере укрепления доверительного отношения потребителей туристских услуг к производителям этих услуг. Поэтому следует ожидать, что вовлечение подростков и молодых людей в занятия туризмом с раннего возраста, показ молодым людям лучших образцов туристского продукта в момент высокой эмоциональной восприимчивости, свойственной юному возрасту, приведет и к увеличению их потребности в туристских поездках и путешествиях в более зрелом возрасте. Кроме того, развитие детского туризма должно привести и к увеличению числа молодых людей, решивших сделать туризм своей основной профессией, т.е. решить проблему подготовки туристских кадров, которая сегодня также стоит достаточно остро.

Безусловно, финансовые вложения в детско-юношеский туризм являются инвестициями долгосрочными, не сулящими быстрой прибыли, но это инвестиции в достойное будущее нашей страны и кроме обычной финансовой отдачи можно рассчитать экономическую выгоду и от другого важного и ценного результата – духовного и физического оздоровление нации.

Сегодняшняя Россия уже может себе это позволить, тем более, что исторический опыт развития именно детско-юношеского туризма в дореволюционной России и Советском Союзе является уникальным и достойным изучения и совершенствования.

Обзор  истории развития  детско-юношеского туризма в России 

Зарождение туризма и экскурсий в России (XIX век — 1917 год )

Истоки развития детско-юношеского туризма относятся к концу ХУ111 века и связаны со становлением в России системы образования.

С введением в программы учебных заведений курсов по естествознанию появляются первые образовательные прогулки на природу, о целесообразности которых высказывались передовые русские педагоги. Серьезное значение принципа наглядности и предметности в системе обучения находит отражение уже в «Уставе народных училищ» (1786г.) и в «Школьном Уставе» (1804 г.) с указаниями о проведении экскурсионных прогулок не только на природу, но и с посещением мануфактур, мастерских ремесленников.

Развитие педагогики и зарождение краеведения, в основу которых были положены требования научной основы обучения и развития в учащихся умения наблюдать окружающую действительность, приводят к дальнейшему широкому распространению прогулок с образовательной целью. С 60-х годов XIX века отдельные учителя-энтузиасты начинают организовывать уже дальние прогулки. В их основе лежали естественно-научные экскурсии. Известно, что одно из таких путешествий по горному Крыму совершила группа студентов Университета Одессы в 1876 году под руководством профессора Головинского И.А.

Позже, помимо естественных экскурсий, начинают проводиться прогулки с новой целью — гуманитарной. По собственной инициативе учителя устраивали путешествия для обозрения исторических и других достопримечательностей. Расширялись и обогащались учебные поездки именно с образовательными целями, в основу которых был положен экскурсионный метод познания.

В конце XIX века складываются два вида путешествий и экскурсий . Первый — ставивший цели по изучению географии, геологии, ботаники и других естественных наук, появляются также первые технические и производственные экскурсии. Другой вид — это дальние учебные путешествия для ознакомления с культурными и историческими достопримеча-тельностями.

Следует отметить, что вместе с пешеходными путешествиями появляются путешествия и с использованием транспорта (железная дорога, пароходы).

В связи с ростом числа путешествий и экскурсий возникла необходимость в их координации. Это привело к созданию в 1896 году в Москве Центральной экскурсионной комиссии при Министерстве Просвещения (с филиалом в Петербурге), которая располагала музеем и библиотекой, где собиралась информация по туризму и экскурсионным вопросам. Комиссия разрабатывала туристско-экскурсионные программы для учебных заведений, правила поведения экскурсантов, листы опроса, вела учет путешествий групп учащихся, что стало началом создания учетной туристской документации

Министерство Просвещения способствовало развитию школьных образовательных экскурсий и изданием специальных нормативных документов. В частности, в 1889 году вышел циркуляр с указанием, что следует обратить особое внимание на прогулки. Школам было предписано, что «прогулками следует воспользоваться для географии, естественной истории и других учебных целей».

В 1900 году следующий циркуляр отменял летние каникулярные работы и взамен рекомендовал образовательные прогулки и путешествия. Эти указания положили начало летней оздоровительной работе с учащимися. Одновременно было «признано желательным введение в практику учебных заведений местных экскурсий и для этого, в виде опыта, разрешено в течение учебного года до семи дней посвящать экскурсиям, осмотру музеев».

Помимо учителей-энтузиастов развитию школьного туризма содействовали различные общества и клубы. В 1895 году создается Русский туринг-клуб — первая туристская организация в России. Возникший в 1890 году в Одессе Крымский горный клуб наряду с организацией экспедиций по изучению и охране местностей занимался разработкой познавательных маршрутов и устройством экскурсий для учащихся. Отчеты о работе и образовательных экскурсиях для школьников публиковались в журнале «Записки Крымского горного клуба».

В 1900 году в Петербурге было создано Русское горное общество, которое помимо проведения научно-исследовательской работы организовывало также учебные путешествия школьников по Кавказу, о чем свидетельствует журнал «Ежегодник Русского горного общества». Примерно в этот же период в недрах Кавказского Горного общества, организованного в 1899 году в Пятигорске, имевшего туристскую и научно-познавательную направленность выделяется молодежное, школьное движение.

На основании опыта работы Кавказского горного общества его председатель — Рудольф Рудольфович Лейцингер — пришел к выводу, что для того, чтобы туризм, экскурсии, исследования гор нашли сотни увлеченных последователей, нужно начинать с молодого поколения, с учащихся. Нужны квалификационные кадры инструкторов, гидов, экскурсоводов, необходимы десятки подготовленных и описанных туристских и экскурсионных маршрутов, нужна целая сеть гостиниц и приютов, необходимо решение вопросов связи и транспорта — задачи, решение которых в царской России, раздираемой политическими противоречиями, казались неразрешимой.

С 1899 года правление Русского туринг-клуба учреждает и начинает издавать журнал «Русский турист», на страницах которого велась специальная рубрика «О школьных путешествиях и образовательных экскурсиях». Эти публикации обобщали опыт по проведению в школах России экскурсий и организованных поездок для знакомства с крупными городами и с природой Кавказа, Крыма, Урала и Средней Азии.

Становление научной разработки проблем туризма и экскурсий связано с такими видными экскурсионистами и педагогами как  Анциферов Н.П., Кайгородов Д.Н.,  Гревс И.М. Они внесли значительный вклад в вопросы методики и организации экскурсий, в обобщение опыта практической работы по применению экскурсионного метода познания, в рассмотрение вопросов детско-познавательного туризма. Теория и практика туристско-экскурсионного дела обсуждалась на педагогических совещаниях и освещалась на страницах журналов «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей», «Русский экскурсант».

В начале XX века путешествия и экскурсии для учащихся становятся одним из элементов обучения, применяемых педагогами коммерческих и реальных училищ, высших учебных заведений. Школа оказывается в центре развития экскурсионного туризма. Тогда же, примерно в 1905 году возникли и первые кружки для молодежи, ставшие примерами системы дополнительного образования в России.

В этот период наибольшую активность в развитии детского туризма проявляет Р.Р.Лейцингер. Так, только в сезоне 1905 г. им были организованы 8 специальных ученических экскурсий по Кавказским горам, в которых приняло участие 246 учащихся их различны городов России.

Для реализации своих идей Р.Р.Лейцингер предпринимает широкий комплекс мер, часть которых, говоря языком сегодняшним, можно назвать рекламно-агитационными. Он готовит и в 1906 году издает брошюру «Нъсколько словъ объ ученическихъ экскурсiяхъ», которую самостоятельно рассылает по всем учебным Округам России, в Министерство Народного Просвещения, а также в адреса более 640 образовательных учреждений — гимназий, реальных училищ, духовных семинарий. Кроме того, P.P.Лейцингер отводит часть своей личной усадьбы под первую в России школьную туристскую базу, которую называет «Ученический приют КГО в Пятигорске — гостиница «Швейцария», в котором уже в сезоне 1907 года принимает группы из различных городов России, включая Сибирь.

Р.Р.Лейцингер также обращается в Министерство Народного Просвещения с просьбой разрешить Кавказскому Горному Обществу пользоваться бесплатными приютами в казенных учебных заведениях Кавказа. Попечитель Кавказского Учебного Округа (КУО) А. Завадский, в ведении которого в то время входил весь Северный Кавказ и Закавказье, удовлетворил означенное ходатайство. Более того, новый Попечитель КУО господин Рудольф в ноябре 1907 года издал расположение «Об ученических экскурсиях». Этот чрезвычайно интересный документ, представляющий огромную историческую ценность недавно был обнаружен в архиве. Меры по развитию детского туризма, указанные  в этом документе остались актуальными до настоящего времени.

Министерство Народного Просвещения также поддерживало предложения и начинания Р.Р.Лейцингера по развитию ученического туризма, принимались и вводились общероссийские программы, например, к моменту окончания гимназии все гимназисты должны были посетить три великих российских города: Киев, Санкт-Петербург и Москву — т. е. шло создание общенациональной, культурно-патриотической краеведческой программы. Молодой человек должен иметь возможность путешествовать, закалять себя, он должен увидеть свою великую родину для того, чтобы вырасти достойным гражданином – таков был лейтмотив этих программ.

В мае 1909 г. начал реализоваться самый грандиозный проект Р.Р. Лейцингера — прокладка пешеходной тропы от поляны Азау к восточной и западной вершинам Эльбруса. С этой целью Р.Р.Лейцингер организовал экспедицию на Эльбрус, на юго-восточном склоне которого, на так называемом «Кругозоре», был сооружен каменный приют, который получил название «Лейцингеровского». Летом того же года II человек из 18 участвовавших в экспедиции добрались до площадки на высоте 4134 метров.

Крупные камни защищали ее с востока и с севера, словно естественные стены, участники экспедиции соорудили еще одну защитную стенку, с западной стороны. Память об участниках экспедиции 1909 года, подобравших и обустроивших эту площадку, сохранилась: самый высокогорный приют Европы до сих пор носит имя, рекомендованное Лейценгиром, — «Приют одиннадцати».

После смерти Р.Р.Лейцингера деятельность по развитию детского туризма не прекратилась, продолжал работать и ученический приют, так, только в 1910 г. в нем приняли 782 учащихся.

Одновременно, в эти годы развивается и общественный туристский сектор. Туринг-клуб в 1901 году был преобразован в Российское Общество Туристов (РОТ). Правление общества до 1911 года располагалось в Петербурге и имело представительства в 135 русских городах и 8 странах Европы. Общество ставило своей целью организацию путешествий как внутри страны, так и за ее пределами. К 1914 году Российское Общество Туристов превратилось в одно из самых массовых обществ того времени и насчитывало уже примерно 5000 человек.

Таким образом, на рубеже веков туризм и экскурсии превращаются в один из методов образования. Обогащается тематика экскурсий, прослеживается связь со школьными предметами. Путешествия уже различаются по продолжительности (местные одно-двухдневные и дальние продолжительные), выделяется летний период как фактор сезонности, расширяется география поездок — от северных регионов до Крыма и Кавказа и от Урала до стран Европы.

Развитие туризма в первые десятилетия Советской власти

(1917-1941 г.г.)

В первые десятилетия Советской власти многие дореволюционные идеи и замыслы получают теоретическое и организационное развитие. После революции 1917 года экскурсионный метод, как более образный, понятный и доступный, вводят в практику учебных занятий школ. Экскурсии приобретают политическую и агитационную направленность.

По распоряжению Народного Комиссариата Просвещения РСФСР с целью развития туризма и краеведения в 1918 году в Москве было создано Центральное Бюро школьных экскурсий,  которое в 1921 году преобразуется    в    Детскую    экскурсионно-туристскую    станцию    Народного Образования ( ДЭТС ОНО ).

Первые организационно-методические рекомендации Наркомпроса о развитии детского туризма появляются в 1919 году. Внимание уделяется экскурсионным поездкам и массовой работе с детьми летом. В целях оздоровительной работы со школьниками начинается организация летних лагерей на природе.

В 1919 году в Петрограде в Аничковом дворце открывается Центральная станция гуманитарных экскурсий, которая за 1920 год провела экскурсии для 138 тысяч рабочих и школьников. Постепенно начинают работать шесть филиалов станции : в Павловске, Петергофе, Царском Селе, в Сестрорецке и Лахте, в Каменноостровском Училище.

В 1920 году в школьные программы включается краеведение. Возрастает особый интерес к двум пролетарским столицам. Стремление детей увидеть Петроград и Москву было исключительно велико. Преодолевая разруху и голод, учителя с детьми ехали на экскурсии. Им выдавались продукты, обеспечивались места на экскурсионных базах. Школьники осматривали достопримечательности, посещали музеи, ездили на заводы.

В этот период в помощь экскурсионным работникам в Петрограде издается журнал «Экскурсионное дело» под редакцией Полянского И.И., выходит сборник статей Райкова Б.Е. «Школьные экскурсии, их значение и организация». Значительный вклад в разработку и совершенствование теории экскурсионного метода познания вносят  Герд А. Я.,  Натали В.Ф., Корф И.М., Гейнике И.А.

В 1922 году в Крыму основывается первый крупный детский оздоровительный лагерь «Артек». А в 1929 году в стране учреждается печатное издание по туризму — журнал «Турист». В 1929-1930 годах ряд постановлений Правительства РСФСР способствовал дальнейшему развитию производственных экскурсий. Посещение фабрик, заводов, крупных строительств включается в школьные краеведческие программы как обязательное политехническое просвещение.

В 1930 году в Москве была проведена Всесоюзная конференция по вопросам туристско-экскурсионной работы и создано Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТ и Э), что стало началом массовой туристской работы в стране. Перед ОПТ и Э стояла важная задача -поставить туризм на службу всему населению страны, учитывая его познавательное и воспитательное значение.

Начинается формирование органов управления детским туризмом. В 1932 году ДЭТС ОНО сливается с Центральным Бюро краеведения и при ОПТ и Э создается детский сектор, который через сеть пионерских отрядов по всей стране вовлекает школьников в активную туристскую работу как «юных друзей туризма». Для совместной практической были привлечены общество «Друг детей» и детская комиссия при ВЦИК. Организуются курсы для подготовки руководителей детского туризма.

После принятия в 1927 г Постановления Наркомпроса «Об усилении экскурсионной работы среди детей и подростков», в туризме появляется новое направление работы. Большое значение отводится самодеятельному туризму, как основному и наиболее ценному виду воспитательной работы и детского краеведческого образования. Идет организация детских походов с применением навыков ориентирования и элементов топографии, походного быта, умения оказать доврачебную помощь, воспитывается выносливость.

 На этом этапе развития туризма в Советском Союзе в развитии детского туризма преобладали образовательные и воспитательные цели, была заложена основа для летних оздоровительных мероприятий, но приоритетными направлениями оставались отдельные местные самодеятельные походы и экскурсионные поездки. Кроме того, в этот период постепенно происходит слияние туризма и экскурсионного дела с элементами физкультурно-оздоровительной работы.

В середине 30-х годов шло быстрое расширение туристско-экскурсионной базы, и ЦИК СССР принимает решение о нецелесообразности дальнейшего развития туризма в рамках самодеятельных обществ.

В 1936 году вся туристско-экскурсионная работа в СССР переходит в ведение профсоюзов с созданием Центрального туристско-экскурсионного управления (ЦТЭУ). Начинается упорядочение структуры туристских организаций. Руководящим органом становится ЦТЭУ с подразделениями в республиканских, краевых и областных Советах. При Советах организовывались секции и клубы по видам туризма, экскурсионные бюро, детские станции. Была создана система организаций, координирующих и контролирующих туризм в СССР, в том числе детский.

В 1937 году ЦТЭУ признало нецелесообразной работу отдельных местных краеведческих организаций, и уже к середине 1938 года все детские станции краеведения местного уровня в стране были ликвидированы.

В то же время, самодеятельный туризм получает развитие, но уже только как основной вид военно-патриотического воспитания пионеров и школьников. В   1939  году  самодеятельные походы  были признаны  видом туризма. Утверждается значок «Турист СССР». В 1940 году вводятся инструкторские звания по видам самодеятельного туризма — пешеходному, лыжному, водному, велосипедному, авто- и мототуризму.

В это время Народный Комиссариат Просвещения рассматривал туризм как один из видов учебно-воспитательной работы. «Туризм и экскурсии, преследуя прежде всего общеобразовательные задачи, несут в самой своей организации элементы физической закалки и подготовки будущего бойца». Поэтому перед началом Великой Отечественной войны продолжали организовываться походы, полевые военно-спортивные игры.

Таким образом, первые десятилетия советской власти для туризма и экскурсий были годами накопления опыта, поиска организационных форм функционирования туристских сообществ и оптимальных методов управления процессами развития детско-юношеского туризма в стране. 

Развитие детско-юношеского туризма в послевоенный период

Центральная туристско-экскурсионная станция на время войны прекратила свою деятельность. Дальнейшее развитие детский туризм получает только в послевоенные годы.

В 1945 году руководством Советского Союза принимается решение о восстановлении деятельности туристско-экскурсионных управлений. С 1946 года ЦТЭУ приступает к строительству новых туристских объектов, созданию экскурсионных учреждений, организации путешествий. В экскурсионной программе основное место занимали военно-историческая тематика и экскурсии по ленинским местам, вводились новые объекты показа.

В 1949 году учреждаются спортивные нормативы, которые были включены в Единую Всесоюзную классификацию. Самодеятельный туризм был признан как вид спорта. Для стимулирования развития детского туризма в 1954 году учреждается значок «Юный турист» для пионеров 5-7 классов. Для его получения необходимо было совершить 4 похода в течение года и научиться ориентироваться, одеваться по погоде, собирать снаряжение, устраивать ночлег. Старшие школьники с 8-го класса имели право на получение значка «Турист СССР» при условии выполнения взрослых нормативов.

1954 год становится знаменательным для спортивного туризма. На Южном Урале на озере Тургояк состоялся Первый слет туристов-школьников. Именно этот слет объединил разобщенные самодеятельные походы в постоянные всесоюзные экспедиции     школьников,     ставшие традиционными.

В 1955 году в Москве проходит конференция по детскому туризму, которая принимает решение о возрождении краеведческого движения и регулярном проведении экспедиций пионеров и школьников при содействии Центральной ДЭТС РСФСР и редакции газеты «Пионерская правда».

В 1965 году был объявлен Всесоюзный поход пионеров и школьников страны по местам революционной, боевой и трудовой славы. Ежегодно в походах принимали участие около 3 миллионов школьников. Этапы походов 1965-1970г.г. были посвящены крупным историческим датам: 20-летию победы в Великой Отечественной войне, 50-летию образования ВЛКСМ, 100-летию со дня рождения В.И. Ленина и др.

Финальные слеты победителей проходили в разных городах: Брест, Москва, Ленинград, Киев, Ульяновск.

Одновременно с массовым патриотическим движением в стране продолжалась работа по организации летнего оздоровительного отдыха детей, строились новые пионерские лагеря и туристские базы.

В 1958 году ЦК ВЛКСМ принимает постановление «Об организации туристского обмена с зарубежными молодежными организациями», и создается Бюро Международного Молодежного Туризма «Спутник» (БММТ «Спутник»). В 1959 году в Ленинграде и других городах страны открываются его первые местные отделения.

В основу работы «Спутника» было положено расширение международных связей, создание внутрисоюзных международных лагерей отдыха, приемы в СССР. Важная роль отводилась организации безвалютных обменов между студентами и школьниками с их сверстниками из других стран. В первый же год работы БММТ «Спутник» установил контакты с 16 организациями из 8 стран Европы. За рубеж по обмену выехало 1364 комсомольца.

В 60-е годы организационная структура туризма в СССР снова претерпевает изменения. В 1962 году Центральное туристско-экскурсионное управление (ЦТЭУ) преобразуется в Центральный Совет по туризму (ЦСТ), а в 1969 году окончательно реорганизуется в Центральный Совет по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ). Таким образом, в эти годы движение самодеятельного туризма было подчинено Всесоюзному добровольному спортивному обществу профсоюзов и Центральному турклубу.

К концу 60-х годов в детском и юношеском туризме выделились следующие основные направления работы: молодежные и детские лагеря отдыха, внутрисоюзные походы и краеведческие экспедиции. Именно в этот период расширяется география детского туризма. Одновременно была заложена основа для развития международного молодежного туризма.

В 1969 году было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране». КПСС видела в туризме важное средство «повышения культурного уровня и идейно-политического воспитания населения». Постановление определило задачу превратить туризм в крупную отрасль обслуживания населения с дальнейшим развитием и расширением материальной базы.

В то же время, основной задачей детского туризма определялось патриотическое воспитание подрастающего поколения. Основой идеологии стали: воспитание патриотизма, знание своей Родины и дружба народов СССР.

По указанию Центрального Совета по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) в 1970 году происходит реорганизация структуры детского туризма. Разрозненные республиканские, краевые и областные детские станции объединяются в Центральную детскую экскурсионно-туристскую станцию (ЦЦЭТС) Министерства Просвещения СССР. На местах детские станции (ДЭТС) продолжают сотрудничать и координировать туристскую работу Дворцов и Домов пионеров, Станций юных туристов, спортивных секций.

В 1971 году принимается постановление о следующем Всесоюзном походе пионеров и комсомольцев по местам революционной, боевой и трудовой славы СССР. В рамках этого похода школьники принимают участие в краеведческой экспедиции по изучению достопримечательностей страны. Одной из составных частей детской экспедиции становится целенаправленный поисковый поход следопытов «Летопись Великой Отечественной».

Организатором экскурсионных поездок школьников выступило БММТ «Спутник». В основу путешествий было положено несколько всесоюзных маршрутов боевой и трудовой славы СССР, посещение музеев и театров, осмотр достопримечательностей городов, знакомство с достижениями народного хозяйства страны. В экспедициях принимали участие школьники с 4-х по 10-е классы.

Каждый участник имел туристскую книжку, содержащую сведения о маршрутах и отметки о посещении объектов. Были введены нагрудные поощрительные значки с нормативами. Для получения бронзового значка требовалось посетить 50 республиканских объектов, для серебряного — 100, а для золотого — иметь серебряный и бронзовый значки и пройти еще по 80-и маршрутам восьми тематик. За время проведения экспедиции молодыми патриотами были сооружены памятники павшим героям, приведены в порядок места захоронений, воссоздавалась летопись боевых дел воинских соединений, создавались музеи в школах, отмечались культурные достопримечательности, нуждающиеся в реконструкции.

Каждый этап экспедиции с 1971 по 1984 годы был приурочен к крупным историческим датам: 50-летию образования СССР, ХХУ и ХХУ1 съездам КПСС, 60-летию ВЛКСМ, 40-летию победы в Великой Отечественной войне. За эти годы по внутрисоюзным маршрутам БММТ «Спутник» путешествовало почти 33 миллиона пионеров и комсомольцев, а 150 тысяч из них было награждено значками экспедиции «Моя Родина — СССР».

Помимо туристско-экскурсионных поездок по СССР с 70-ых годов, БММТ «Спутник» начинает организовывать для школьников посещение крупных промышленных и культурных центров страны путем внутрисоюзных обменов между школами в период осенне-зимних каникул. После Постановления ВЦСПС «О приеме на туристских маршрутах родителей с детьми» начинает развиваться организованный семейный отдых. Туристские хозяйства приспосабливаются к приему детей : строятся детские спортивные площадки, игровые залы.

Вместе с работой «Спутника» продолжает свою деятельность Центральная детская экскурсионно-туристская станция СССР, проводившая ежегодно познавательные поездки более чем для 450 тысяч детей. В эти годы пополняется материальная база для специализированного отдыха школьников. Строятся и благоустраиваются более 30 молодежных и пионерских лагерей, центров отдыха и курортов союзного значения в Крыму, на Кавказе, под Москвой. Появляются путешествия для активного досуга и оздоровления школьников.

В 70-80-е годы БММТ «Спутник» активно продолжал поддерживать связи с молодежными объединениями и вошел в состав международной туристской организации БИТЕЖ. К 1984 году «Спутник» сотрудничал с 88 странами мира. За границу только по линии молодежных обменов выезжало 670 тысяч юношей и девушек.

Если в 60-е годы международные обмены охватывали преимущественно молодежь по общеобразовательным программам и обмену опытом по профессиональному признаку, то уже 1972 года в эту работу активно включаются школьники средних и старших классов. Получают развитие специальные рейсы «Поезда Дружбы». В этих поездках начинают принимать участие и пионеры, которые отправлялись в Венгрию и Чехословакию. А уже к 1979 году к этой акции присоединяется еще 5 стран Европы. Начинается организация безвалютных обменов группами школьников между учебными заведениями и городами-побратимами. Такая работа строилась на принципе равенства предоставляемых услуг в течение определенного времени, дорога оплачивалась за счет родителей.

В каникулярное время организовывались поездки в совместные лагеря, дети принимали участие в международных спортивных соревнованиях, обменивались опытом работы с зарубежными детскими организациями. Позже подучат развитие поездки на языковые практикумы от специализированных языковых школ, семинары, обмены самодеятельными коллективами. Только с 1976 по 1986 годы за границу выехало по обмену и на гастроли около 560 детских творческих коллективов.

В 70-е годы по программам школьных обменов СССР работал с такими социалистическими странами как Польша, Венгрия, Чехословакия, ГДР. А уже в 80-е годы в детские обмены включаются США. Англия, Франция и другие страны.

Однако, в те годы возможности развития выездного туризма были ограничены. Сама процедура, получения разрешения на выезд из СССР была очень длительной и сложной. Существовали ограничения даже для школьных групп. Документы подавались в школьный отдел Городского комитета комсомола за 75 дней, а в БММТ «Спутник» — за 60 дней до отъезда. На тщательное рассмотрение принимались заявки только комсомольцев с фотографиями, подробными анкетами и характеристиками от горкомов и райкомов ВЛКСМ. Оформление выездных документов шло уже на основании разрешения ГК ВЛКСМ и общей на группу путевки «Спутника».

Таким образом, в социалистический период истории нашей страны детский туризм был хорошо организован, отличался массовостью охвата школьников и был подчинен патриотическому и идейному воспитанию. В направлениях туризма четко выделялись международный и внутренний туризм.

При этом путешествия по СССР носили и самодеятельный, и организованный характер. Расширилась география поездок школьников от своего региона до крупных городов СССР, других республик и зарубежных стран. На детский туризм продолжали оказывать влияние «красные» даты календаря. Походы и экспедиции планировались централизованно, охватывая все школы и неся в себе конкретные задачи. Массовость достигалась спланированной системой вознаграждений по результатам. Кроме того, именно в 70-80-е годы в СССР была сформирована крупная и дешевая материальная база для развития социального туризма.

К сожалению, в период начала 1990-х годов, во время экономических реформ, советская система детско-юношеского туризма руководителям того времени показалась неэффективной и государственная поддержка учреждений и мероприятий этой системы была сведена до минимальных пределов. Однако, даже основ новых экономических отношений в этой сфере создать так и не удалось.

Классификация видов детского туризма и организаций, им занимающихся

В соответствии с Законом РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ туризм определяется как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».

Детско-юношеский туризм выделяется из сочетания детского и молодежного видов туризма и подразумевающий путешествия детей, в т.ч. школьников, в возрасте от 7 до 18 лет с различными целями. В уже упоминавшемся Законе Республике Тыва дается такое простое определение: «Туризм детский и юношеский – путешествия лиц детского и юношеского возраста».

Как комплексное социально-экономическое понятие туризм классифицируется по различным критериям: по целям путешествий, по форме организации, по количеству участников, по возрастному показателю и т. д.

С этой позиции туризм можно подразделить на :

—       внутренний,

—       международный (выездной, въездной),

—        комбинированный.

По целям путешествий выделяются следующие виды туризма:

—       познавательный,

—       спортивный,

—       рекреационный  (на отдых)

—        оздоровительный

По тематическим направлениям познавательные путешествия школьников можно разбить на этнографические, геологические, экологические, исторические, археологические и другие виды выездов.

По способу организации туристские путешествия подразделяются на:

—        плановые (осуществляются по программам туристско-экскурсионных учреждений)

—        самодеятельные.

По продолжительности походов и путешествий различают:

—          одно-двухдневные

—          многодневные.

Популярным видом туризма является самодеятельный туризм. К наиболее распространенным формам самодеятельного туризма относятся: туристские прогулки, походы, экспедиции, слеты, туристские лагеря.

По      способу      активного      передвижения      самодеятельный туризм, классифицируется как :

—       пешеходный

—       лыжный

—       водный

—       горный

—       спелеотуризм

—       велотуризм

—       авто-мототуризм

—       комбинированный.

По имеющимся статистическим данным наибольшее развитие получили такие виды туризма, как пешеходный, лыжный, водный, скалолазание и горный туризм.

В отдельных регионах распространен спелеотуризм.

По степени сложности спортивно-туристские выезды делят на:

—       некатегорийные

—       категорийные походы (1, 2, 3 степени сложности).

При организации самодеятельных походов со школьниками существуют нормативы, ограничивающие возраст участников и их подготовку.

Например, к тренировочным выездам допускаются дети от 7 лет с предоставлением одного руководителя на 6 школьников, в походы 1-ой категории сложности допускаются учащиеся от 12 лет, 2-ой категории — от 14 лет, руководитель сопровождает 12-15 детей. В походы 3-ей категории сложности идут школьники от 15 лет в сопровождении одного руководителя на 8-12 человек

В детском туризме существует особенность в классификации на основе такого критерия как сезонность. Выделяются:

—       сезонный — каникулярный период (осень, зима, весна — 8-12 дней, лето —              3 месяца),

—       межсезонный.

Все эти виды детского туризма на практике встречаются как по отдельности, так и в сочетании друг с другом.

Можно выделить несколько основных видов детско-юношеского туризма, существующих в настоящее время в России, а именно:

Внутренний туризм:

—        экскурсии для школьников

—        спортивный туризм (в т.ч. спортивно-туристские соревнования)

—        самодеятельные школьные обмены

—        познавательные и рекреационные детские туры на коммерческой основе

—        оздоровление и отдых в детских лагерях

Выездной туризм:

—        организация международных безвалютных обменов

—        образовательные, деловые и поощрительные выезды для талантливых подростков, победителей творческих конкурсов, олимпиад и т. д.

—        познавательные и рекреационные туры на коммерческой основе

—        выезды в международные молодежные и детские центры (лагеря)

Сегодня в России в области детского туризма одновременно работают как коммерческие, так и некоммерческие организации.

Коммерческая сфера состоит из туристских фирм, туристских баз и частных лиц, работающих со школьниками. Деятельность коммерческих структур направлена на получение прибыли и осуществляется в условиях конкуренции на рынке детского туризма.

Некоммерческая сфера представлена:

·        государственными   и муниципальными органами   управления,

·        государственными и муниципальными образовательными учреждениями, в том числе учреждениями дополнительного образования

·        общественными (самодеятельными) объединениями (туристские клубы, спортивные секции, детские и молодежные общественные организации и движения).

Работа структур некоммерческой сферы не связана с получением финансовой прибыли и осуществляется за счет бюджетных ассигнований и (или) привлеченных средств, в т. ч. родительской платы.

В настоящее время встречается и смешанный тип организации детского туризма, который объединяет государственные дотации  с финансовыми вложениями российских и международных коммерческих ассоциаций, фондов, союзов.

Органы управления образованием и (в меньшей степени) комитеты по физической культуре и спорту являются государственными и муниципальными органами управления, которые традиционно занимаются развитием детско-юношеского туризма,. В последние годы в реализацию программ по развитию детского и молодежного туризма включились также органы по делам молодежи и управления (департаменты и т.д.) по туризму, а также органы управления смешанного типа, например, Комитеты по делам молодежи, спорту и туризму.

Образовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи и т.д.) в настоящее время, как правило, тоже включают в свои учебные планы элементы туристской деятельности.

Учреждения дополнительного образования можно подразделить на разнопрофильные и специализированные. Они осуществляют свою деятельность либо на базе школ и других общеобразовательных учреждений, либо на собственной базе.

К первой категории относятся многочисленные туристские кружки и секции, которые приписаны к разнопрофильным учреждениям дополнительного образования (Дворцам, домам и центрам детского творчества, творчества юных и аналогичных).

К специализированным учреждениям можно отнести Станции юных туристов, Центры детско-юношеского туризма и аналогичные. В большинстве регионов России в настоящее время такие Центры также включают в сферу своей деятельности сопутствующие направления, например, краеведение, экологию и др.

Еще одной категорией специализированных учреждений можно считать детские туристские базы. Часть баз сохранила свой государственный или муниципальный статус, другие в 90-е годы ХХ века были приватизированы и стали частными, но не прекратили работу со школьниками.

Организация отдыха и оздоровления в этих учреждениях проходит, как правило, путем продажи путевок, причем в качестве покупателей выступают как органы образования, так и учреждения социальной защиты, по делам молодежи. Часть детских туристских баз финансируется по линии Фонда социального страхования.

Среди общественных организаций, развивающих детский туризм, можно также выделить специализированные общественные организации (туристские клубы) и многопрофильные объединения (военно-патриотические, скаутские организации и т.д., а также различные Союзы молодежи).

В соответствии с действующим законодательством, общественные объединения могут либо действовать без регистрации, либо регистрироваться как самостоятельные юридические лица.

На практике объединения первого типа чаще всего работают на базе каких-либо государственных или муниципальных учреждений образования, в том числе на базе высших учебных заведений.

От кружков или секций, работающих в учреждениях дополнительного образования, такие общественные объединения отличаются наличием собственных нормативных документов и выборных органов управления и контроля, более разнообразными формами и направлениями деятельности, выходящим за рамки только образовательного процесса. Целью деятельности такого объединения становится не просто получение учащимися какого-то объема знаний, умений и навыков, а воспитание и эффективная социализация молодого поколения.

В последнее время стали появляться и туристские клубы, имеющие статус юридического лица, организационно-правовую форму общественного объединения, но по сути работающие как туристские фирмы, т.е. организовывающие туристские маршруты  и продающие туристские путевки.

От коммерческих туристских фирм деятельность такого клуба — общественного объединения отличается тем, что получаемая от реализации путевок прибыль не может делиться между учредителями и членами объединения, а должна использоваться только на реализацию уставных целей клуба.

В то же время такая форма регистрации не исключает выплат заработной платы штатным и привлеченным специалистам, приобретение туристского оборудования, экипировки, снаряжения. Общественное объединение вправе пользоваться земельными участками, арендовать или приобретать недвижимость, в том числе здания, сооружения, автотранспортную технику, иные средства передвижения типа лодок, байдарок и т. д.

Эти общественные объединения наряду с туристскими фирмами лицензируются как туристские операторы и туристские агенты и пользуются на туристском рынке теми же правами и обязанностями, что и коммерческие структуры.

В Российской Федерации также популярны общественные объединения, занимающиеся экологическим туризмом. Это направление поддерживается некоторыми международными фондами, которые выделяют различные гранты для реализации программ этих объединений.

Назад в раздел

москва история полезные советы интересное здоровье туризм путешествия активный отдых походы кавказ московская область что посмотреть туры отдых достопримечательности крым природа интересные факты владимир и область горы

Детско-юношеский туризм

Проведение экскурсий с учащимися в оздоровительно-образовательных целях имеет в России более чем двухсотлетнюю традицию существования. Оно восходит к «Плану приемлемого путешествия в чужие края, сочиненному по требованию некоторых особ содержателем благородного пансиона  Вениамином Геншем» (XVIII век). В тех же целях использовали путешествия российские  педагоги XIX века К. Д.Ушинский, П. Ф.Лесгафт, П. Ф. Каптерев и многие другие. Большой вклад в становление детско-юношеского туризма в России внес Рудольф Рудольфович Лейцингер (1843-1910), основатель Кавказского горного общества (КГО) в Пятигорске, автор брошюры о детском туризме, основные положения которой стали программным документом Министерства народного просвещения Российской империи.  В 1907 году в усадьбе Р. Лейцингера открылся «Ученический приют КГО».

Подробнее…

В 1918 году, по предложению народного комиссара просвещения РСФСР Анатолия  Васильевича Луначарского в Петрограде создается комиссия по  подготовке открытия детских экскурсионных станций. Руководителем комиссии становится Иван Иванович Полянский, профессор, краевед, обладающий необходимым организационным и педагогическим опытом.

К маю 1919 года удалось организовать шесть экскурсионных станций — Павловскую, Детскосельскую, Лахтинскую, Сестрорецкую, Петергофскую и еще одну при Каменноостровском сельскохозяйственном институте. Впоследствии их число выросло до 18.

К началу 1920 года Коллегия единой трудовой школы Петрограда утвердила «Положение об экскурсионной секции и экскурсионных станциях». В этом положении уточнялись их задачи: «Разрабатывать для школ экскурсионные планы и маршруты, содействовать совершению самих экскурсий школами как на экскурсионные станции, так и помимо них, организовывать лекции и курсы для подготовки руководителей экскурсий, издавать посвященные экскурсионному делу журналы, книги и т.п.».

Подробнее…

В 1917 году по предложению Н.К. Крупской (1869-1939) был создан внешкольный отдел при Народном комитете просвещения, что позволило в 1918 году организовать Центральное Бюро школьных экскурсий, осуществлявшее прием школьных групп из разных городов и сел страны. В 1921 году бюро школьных экскурсий реорганизуется в Опытно-показательную экскурсионную базу Наркомпроса (ОПЭБ).  ОПЭБ, впоследствии ЦДЭТС (Центральная детская экскурсионно-туристская станция), в настоящее время ФЦДЮТиК (Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения), стала организационным центром туристско-экскурсионной работы со школьниками страны.

В 1932 году Коллегия Наркомпроса РСФСР рассмотрела вопрос о состоянии экскурсионно-туристской работы с детьми и приняла постановление, в котором отмечалось, что экскурсионно-туристская работа среди детей является одним из наиболее актуальных и необходимых приемов в деле максимального повышения качества работы школы, общеобразовательной и политехнической подготовки детей.

Подробнее…

Детско-юношеские естественнонаучные экспедиции в середине XX века проводились в рамках всероссийских исследовательских походов, походов по изучению малых рек. Задания таким экспедициям разрабатывались научно-исследовательскими организациями и научными обществами.

В 1934 году Центральная детская экскурсионно-туристская станция объявляет о проведении Всероссийского исследовательского похода пионеров и школьников.

Начиная с 1962 года, в течение двадцати лет отдел краеведения и туризма Ленинградского городского Дворца пионеров организовывал «Североморские экспедиции» в Кандалакшский государственный заповедник на Белое и Баренцево море. Руководил экспедициями А. В. Агапов (1919-2002).

В эти же годы в Ленинграде  кружок юных натуралистов на базе школы-интерната № 45 при Ленинградском государственном университете под руководством Е. А. Нинбурга (1938-2006) проводит «Беломорские экспедиции».

В 70-е годы работа по изучению малых рек проводится в рамках Всероссийской экспедиции пионеров и школьников «Мое Отечество».

В 90-е годы развивается экологическое направление в туристско-краеведческой деятельности Всероссийского туристско-краеведческого движения обучающихся РФ «Отечество». В рамках движения с 2004 года проводится Всероссийская комплексная экспедиция учащихся «Реки России».

Подробнее…

В 1955 году Центральная детская экскурсионно-туристская станция и редакция газеты «Пионерская правда» объявили  Пионерскую экспедицию по изучению пионерами и школьниками родного края под девизом «Дороги зовут». Задание экспедиционным отрядам давались Академией Наук СССР, Музеем Революции, Министерством культуры и здравоохранения, местными научными и хозяйственными учреждениями. Каждому участнику экспедиции вручался значок «Юный турист».

В середине  60-х годов получают распространение Всероссийские туристские походы: поход по местам революционной, трудовой и боевой славы советского народа, поход-эстафета «Из искры возгорелось пламя», поход «Дорогами ленинской мечты», посвященный 100-летию со дня рождения В.И. Ленина.

В 70-80 годы разворачивается движение многоэтапной Всесоюзной экспедиции молодежи, пионеров и школьников «Моя родина – СССР», Участники, выполнявшие требования и условия экспедиции, награждались бронзовыми, серебряными и золотыми значками «Моя Родина – СССР».

Подробнее…

Туристские слеты школьников  проводились в России как в форме мероприятий, завершающих всероссийские походы и экспедиции, так и в форме соревнований, постепенно развившихся в спортивные первенства. В программе слетов могли проходить соревнования по разным видам туризма, но раньше всех соревноваться друг с другом стали туристы-пешеходники.   

С годами соревнования юных туристов становятся более разнообразными и технически сложными. Дистанции соревнований юных туристов получают названия «Контрольный комбинированный маршрут» – ККМ (1979 год, XIII Всероссийские туристские соревнования школьников РСФСР), «Контрольный туристский маршрут» — КТМ (1990 год), «Короткая техническая дистанция» и т.д.

В 80-е годы, кроме слетов юных туристов, начинают проводиться матчевые встречи по техникам видов туризма. В 1985 году на соревнованиях «Кубок Юных защитников Ленинграда» впервые в стране организуется ночной контрольный туристский маршрут.

Соревнования по лыжному туризму среди ленинградских школьников с 1977 года проводятся с полевыми ночлегами. С 1994 года  для групп, совершающих категорийные походы в массиве Хибинских тундр, проводятся межрегиональные соревнования по лыжному туризму «Заполярный март». 

Подробнее…

Проблемы и тенденции развития детско-юношеского туризма в России

Сегодня туризм стал важным общественным и экономическим феноменом, оказывающим значительное воздействие и приносящее грандиозные объемы, прибыли в экономику многих стран мира. Наряду со многими значимыми событиями и явлениями, происходящими в жизни мирового сообщества, туризм показал взрывной характер своего развития. Ежегодно туристская индустрия все более активно входит в мировой рынок. С уверенностью можем сказать, что туризм поистине стал социальным и финансовым феноменом интернационального масштаба. Темпу формирования туризма в мире содействует укрепление и расширение политических, экономических, научных, а также культурных связей между государствами мира.

Выступая на мировой арене выгодной и достаточно доходной отраслью, туризм оказывает воздействие на формирование внутреннего валового продукта, активизирует внешнеторговый баланс, способствует созданию новый рабочих мест и обеспечивает занятость населения. Высокий темп развития туризма, несомненно, играет большую роль в расширении кругозора общества, способствует получению знаний об истории своего Отечества и культуре народов мира, дает возможность знакомиться с памятниками архитектуры, бытом и традициями той или иной страны. В первую очередь, такие знания важны для молодежи. В связи с этим на современном туристском рынке выделяется такой специфический сегмент, как детский туризм. [2, с.28-30].

В России вопросы становления и развития детского туризма мало исследованы на теоретическом и практическом уровнях. Такое положение обусловливается, в первую очередь, тем, что детский туризм не приносит большой прибыли. Помимо этого, такой вид туризма предполагает серьезную ответственность представителя как перед детей, так и перед общества в целом.

Муниципальную базу детско-юношеского туризма России составляют детские оздоровительные лагеря, клубы юных туристов, различные секции спортивного туризма при детско-юношеских спортивных школах. Подобные организации помогают закладывать фундамент в развитии новой личности, служат благоприятному формированию ценностей по отношению к истории своей страны, к пониманию роли своей собственной личности в жизни современного общества. Следует принять во внимание, что дети – это будущее нашей страны. В условиях нынешних общественно-политических и экономических условий, бесспорным становится тот факт, что молодое поколение не должно утерять собственные высоконравственные ориентиры и спускаться на уровень преступной сферы и деградации общества

Интегративный характер воздействия туризма на субъекты деятельности позволяет комплексно решать задачи воспитания, обучения и оздоровления, что создает возможность повышения физического и духовного потенциала ребенка, уровня его знаний, умений, удовлетворения потребностей через самовыражение в творчестве, общении с людьми и природой.

В условиях кризиса сегодня оказались основные институты общества (семья, культура, система образования). Он вызван социально-экономическими и политическими преобразованиями в стране, которые увеличили количество антисоциальных явлений в детской и молодежной среде. Проблематика организации детско-юношеского туризма в России имеет достаточно многоплановый характер. Происходит ценностная переоценка физической культуры, спорта, и туризма, следствием которой явились [3, с.160-166]:

  1. Распад системы самодеятельного туризма с десятилетиями формирующимися формами работы;
  2. Отказ образовательных форм учреждений от таких форм самодеятельного туризма, как походы, туристские слеты, соревнования, полевые туристские лагеря, которые изначально сочетали в себе комплекс процесса образования, воспитания и оздоровления, оказывающего воздействие на личность ребенка и замена его на более комфортный коммерческий туризм;
  3. Сокращение количества квалифицированный кадров, способных использовать передовые возможности туризма и решать задачи, связанные с воспитанием и развитием современной молодежи.

В связи с этим туристская активность российских детей остается на достаточно низком уровне по сравнению со странами Европы. В работе будет проанализирован процесс становления данного сегмента туристского рынка и его особенности на современном этапе.

Важность детского туризма для общества обусловлена тем, что он выступает, как массовое социальное явления. Наряду с этим, переход к рыночным отношениям, а также наличие ожесточенной конкуренции в детском туризме, требуют решения проблем, связанным с необходимостью ориентации организаций, которые специализируются на детском отдыхе, на происходящие в отрасли [1, с.22-24] Обострение конкурентной борьбы между тур организациями, специализирующимися на организации детского досуга, приводит к тому, что объектом конкуренции становятся не только цены, новые виды и качество предоставляемых услуг, но и наличие квалифицированных кадров, работающих с детьми. Который в результате начинает выступать как один из факторов повышения конкурентоспособности тур предприятий на рынке туризма.

Нужно заметить, что одной особенностью и извечной проблемой является высокая стоимость на данный вид отдыха. Организации и туроператоры, состоящие в Едином федеральном реестре, остро ощущают на себе сложности, связанные с организацией детского туризма, в связи с чем ставят в приоритет работу со взрослыми группами [4, с.4-6].

Во-первых, ценовая политика средств размещения, особенно в центре городов, ставят в тупик при рассмотрении вариантов размещения. Необоснованно высокие цены на проживание детских групп «отсеивают» большую часть гостиничных предприятий еще на стадии рассмотрения вариантов.

Во-вторых, сложности возникают при организации питания детей. В соответствии с регламентом детям необходимо трехразовое горячее питание, а предприятий питания, предлагаемых качественный и при этом экономичный вариант, практически не существует.

В-третьих, стоимость входных билетов в музеи, заповедники, галереи оказываются далеко за пределами разумной стоимости. В связи с этим различные экскурсионные туры для детей становятся достаточно дорогими.

Несмотря на трудности, с уверенностью можно сказать, что созданная за десятилетия системы туристской деятельности оказалась достаточно жизнеспособной. Дети ходят в походы, ездят на экскурсии, на территории всей страны организуются туристские слеты и соревнования, краеведческие мероприятия и соревнования по ориентированию.

Большим достижением детско-юношеского туризма и Федерации спортивного туризма стала разработка и включение в программу Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО) норматива «Туристский поход с проверкой туристских навыков»

Сегодня развитие детского туризма приобрело федеральный масштаб и его развитие занимает одно из первых мест в планах развития нашего государства.

Для сохранения и дальнейшего развития любой системы необходимо убедиться в ее необходимости гражданскому обществу и вносит весомый вклад в его развитие. Рассматривая детский туризм, как уникальную систему воспитания подрастающего поколения, важно понимать, что развитие образовательных организаций данной направленности должно соотноситься с выполнением основных постановлений правительства [5, с. 68-71].

В мае 2017 года президент России Владимир Владимирович Путин подписал Указ об объявлении 2018-2027 годов в Российской Федерации «Десятилетием детства».

Основными задачами данного постановления являются – обеспечение комфортной среды для жизни подрастающего поколения, защита прав каждого ребенка в предоставление равных возможностей для всестороннего развития и самореализации детей. В связи с чем был разработан план основных мероприятий до конца 2020 года утвержденный распоряжением Правительства РФ от 06.07.2018 № 1375-р, где особое внимание уделяется развитию детского доступного туризма.

2019 год был объявлен в России Годом детского туризма в рамках Плана мероприятий Десятилетия детства. Главной его целью стала «популяризация детского туризма в России, создание условий для занятости детей туризмом, формирование у них навыков здорового образа жизни, активной гражданской позиции, приобщение детей к историко-культурному наследию, природным ценностям регионов России. »

Таким образом, признание на государственном уровне приоритета социальной функции деятельности организаций, занимающихся организацией детского досуга, подтверждает, что детско-юношеский туризм является уникальной системой воспитания подрастающего поколения.

Объединение в единую систему различных форм детского туризма позволяет нам в полном объеме решить задачи воспитания молодежи в нашей стране.

Посредством детско-юношеского туризма решаются такие государственные задачи как [6, с.102-105]:

  • патриотическое воспитание и формирование гражданской позиции;
  • физическое развитие поколения;
  • организация летнего отдыха и оздоровления детей;
  • дополнительное образование детей.

Безусловно, эта специфика детского туризма должна сохранится и в будущем.

Российская Федерация

Введение

Рамочная программа на 2020-2023 годы

Совет Европы и государственные органы, ответственные за реализацию молодежной политики в Российской Федерации, сотрудничают в области молодежной политики с 1992 года. Деятельность заключается в поддержке развития молодежной политики на федеральном и региональном уровнях и оказании помощи негосударственным молодежным организациям, а также в привлечении внимания к взаимодействию государственных структур и общественных организаций.

В прошлом были проведены обучающие курсы, в том числе долгосрочные, для молодежных лидеров, семинары по положению детских и молодежных общественных организаций, а также ряд обучающих курсов по положению молодежи и молодежной политике в федеральных округах Российской Федерации. Кроме того, представители России приняли участие в семинарах международных молодежных организаций, языковых курсах и тренингах, организованных молодежным сектором Совета Европы.

Сотрудничество сторон развивалось в течение периода времени:

  • До 2003 г. — отдельные совместные мероприятия,
  • 2003-2005 гг. — реализация совместного плана действий,
  • 2006-2008 гг. — реализация Рамочной программы сотрудничества в области молодежной политики.

В целях содействия дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества в сфере молодежной политики между Советом Европы и Российской Федерацией Стороны разработали программу четвертого поколения — Рамочную программу сотрудничества в сфере молодежи Политика на 2009 год-2012.

Основные цели и принципы рамочной программы

Рамочная программа должна способствовать развитию европейской молодежной политики, в частности, в отношении поощрения мобильности молодежи, участия молодежи в общественной жизни, признания культурного разнообразия, борьбы со всеми формами дискриминации и содействие формированию Европы без разделительных линий. Цели программы соответствуют приоритетам Российской Федерации в области молодежной политики, в частности, Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Рамочная программа основана на следующих принципах:

  • исходя из потребностей и инициатив Российской Стороны,
  • основано на вопросах, в которых Совет Европы имеет значительный опыт,
  • поддерживает сотрудничество с другими партнерами, работающими над аналогичными задачами,
  • задает приоритеты в реализации долгосрочных проектов и системных решений.

Реализация рамочной программы

Стороны договорились разрабатывать годовые планы действий по реализации рамочной программы. С этой целью Стороны договорились проводить совместные ежегодные обзорные семинары для обсуждения хода реализации Рамочной программы, обоснования Плана действий на предстоящий год и согласования финансирования мероприятий. Расширенный семинар планируется провести на заключительном этапе реализации Рамочной программы.

В соответствии с одним из основополагающих принципов Молодежного сектора Совета Европы — соуправлением, Рамочная программа должна быть реализована совместными усилиями Сторон при разграничении обязанностей и активном участии крупнейших европейских и российских молодежных организаций.

Со стороны Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации деятельность по Рамочной программе координирует Департамент туристской деятельности и международного сотрудничества.

Со стороны Совета Европы Программу координирует Директорат по делам молодежи и спорта Совета Европы. Другие дирекции будут задействованы в реализации профильных проектов и мероприятий.

Деятельность в рамках Рамочной программы сотрудничества финансируется из различных источников:

  • Совет Европы,
  • Совместная программа Совета Европы и Европейской комиссии,
  • Российская Федерация и субъекты Российской Федерации,
  • Дополнительные внебюджетные источники с согласия обеих сторон.

Основные сферы сотрудничества

  • В молодежной повестке мобильность является фундаментальной предпосылкой, позволяющей молодым людям пользоваться равными возможностями. Программы молодежной мобильности необходимы для эффективного преодоления мыслительных границ и барьеров в Европе, а также для продвижения общих ценностей. Необходимо и дальше развивать эти программы, а информация о них должна быть доступна для всех молодых людей.
  • Основными задачами в этой сфере должны стать адаптация и утверждение таких инструментов мобильности, как «Европейский молодежный проездной» и «Европейский портфель для молодежных работников и молодежных лидеров», результатом которых является создание системы подотчетности и признания компетенции, полученные молодежью и молодежными работниками в ходе реализации программ и проектов молодежной повестки.
  • Те, кто имеет опыт спонсирования молодежных мероприятий и участия в них, понимают, что благодаря таким мероприятиям они приобретают очень важный жизненный опыт. Они понимают, какие возможности открывает перед ними лидерство, учатся эффективно общаться, воспринимать культурные различия и их влияние на общение, учатся работать в команде, вести проект, конструктивно отстаивать свои права и т. д.
  • Знания, навыки и отношения, которым мы учим и которые мы получаем сами, выполняя эту молодежную деятельность, важны и могут применяться повсеместно, но иногда требуется своего рода интерпретация, чтобы объяснить эти достижения деятелям в других сферах (семья, школа, возможный работодатель). так далее).
  • Европейские молодежные центры в Страсбурге и Будапеште являются международными центрами подготовки и организации встреч, в рамках которых обученные консультанты оказывают образовательную и техническую помощь в разработке и проведении программ для молодежи и специалистов, активно участвующих в молодежной политике. Эти встречи дают платформу для обмена мнениями по конкретным вопросам, чтобы обогатить и улучшить различные аспекты молодежной политики в Европе.
  • Стороны также считают полезным дальнейшее проведение учебных курсов Совета Европы в России. Ежегодные планы действий включают график мероприятий, которые должны быть проведены.

Приоритеты этих образовательных программ:

  • подготовка российских тренеров;
  • программы сотрудничества для государственных органов и молодежных общественных организаций.

Стороны продолжают сотрудничество по следующим актуальным молодежным вопросам путем реализации специальных проектов, ежегодно включаемых в План действий по предложению Сторон:

Развитие межкультурного диалога и его межрелигиозного измерения
  • В Российской Федерации продолжить реализацию Молодежной кампании «Все разные – все равные». Совет Европы будет оказывать методическую и организационную помощь в этой работе, распространять передовой российский опыт и использовать российскую деятельность Кампании для организации европейских молодежных конференций, подготовки и распространения информационно-методических материалов.
Содействие активному участию молодежи в формировании гражданского общества и укрепление взаимопонимания среди молодежи
  • Стороны намерены оказывать совместное содействие инициативам российских организаций, т.е. общеевропейским мероприятиям, конкурсам, дискуссиям, форумам по гражданским образование.
Языковое образование
  • В целях содействия изучению и распространению русского языка среди европейской молодежи и европейских языков среди российской молодежи Стороны договорились организовывать ежегодные курсы русского языка для европейской молодежи с целью создания благоприятной среды и укреплять международное сотрудничество российской молодежи.

Кроме того, Рамочная программа сотрудничества предусматривает обязательное участие представителей Российской Федерации в европейских семинарах и языковых курсах Совета Европы.

Формы сотрудничества

Исходя из основных направлений сотрудничества Стороны будут поощрять следующие виды деятельности:

  • Совместные мероприятия по обмену опытом молодежной политики с участием экспертов по самоуправление и совместное управление;
  • Организация обменов и стажировок специалистов, семинаров, конференций, форумов;
  • Специальные мероприятия для представителей негосударственных молодежных организаций и органов исполнительной власти на федеральном, региональном и местном уровнях по развитию и укреплению партнерства на основе конструктивного взаимодействия государственного и негосударственного секторов;
  • Языковые курсы и мероприятия, направленные на распространение русского языка в Европе и европейских языков в Российской Федерации;
  • Совместное участие в многосторонних молодежных мероприятиях и программах;
  • Совместные исследования и проекты по продвижению инноваций и качества в работе с молодежью.
  • При этом необходимо учитывать следующее:
  • Участие представителей различных регионов России на тематической основе позволит укрепить связи между различными субъектами молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях;
  • Участие молодежных лидеров и государственных служащих позволит наладить взаимодействие между государственной и общественной молодежной политикой и способствовать участию молодежи в общественной жизни;
  • Обсуждение актуальных вопросов молодежной политики с участием самой молодежи позволит выявить критерии эффективности молодежной политики и определить связь между программными документами и их практической реализацией в интересах дальнейшего развития молодежной политики.

Туризм вместе за мир и взаимопонимание

— Организация туризма за мир и взаимопонимание —
Россия Исключен из ЮНВТО

Заседание первой внеочередной Генеральной ассамблеи ЮНВТО. Члены обсудили вопрос о приостановке членства России в Организации. Российская делегация не стала выступать и защищать свою позицию, а вместо этого объявила о своем выходе из ЮНВТО еще до начала дебатов.

+ ПОДРОБНЕЕ
 
 
 
Awake Tourism Challenge

ЮНВТО запустила второй выпуск своего флагманского глобального конкурса под названием « Awake Tourism Challenge ». Конкурс определит новаторов, которые продвигают решения 6 различных задач, а также вносят свой вклад в достижение Цели устойчивого развития (ЦУР).

+ ПОДРОБНЕЕ
 
 
 
Декларация Глазго о мерах по борьбе с изменением климата в туризме подписала более 500 участников

совпадает с Международным днем ​​Матери-Земли , Всемирная туристская организация (ЮНВТО) объявила, что Expedia Group, Booking Holdings и Condé Nast стали последними подписавшими соглашение, присоединившись к заинтересованным сторонам всех размеров и из всех частей разнообразного сектора.

+ ПОДРОБНЕЕ
 
 
 
Мы приветствуем Netcom в качестве нашего нового аффилированного члена

NETCOM, лидер в области коммуникаций и цифровой рекламы, присоединяется к растущей сети Присоединившихся членов ЮНВТО.

+ ПОДРОБНЕЕ
 
 
Влияние российского наступления на Украину на международный туризм
Пока рано оценивать влияние военного наступления Российской Федерации на Украину, хотя оно представляет собой серьезный риск ухудшения для международного туризма, который может задержать и без того слабое и неравномерное восстановление сектора.
+ ПОДРОБНЕЕ
 
В очереди:
 

Генеральная Ассамблея ООН
Тематическая дискуссия высокого уровня по туризму
4 мая
г. Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки

 
 
Еще от ЮНВТО:
 
 
Инновация

Регистрация на мероприятие по запуску программы цифровых фьючерсов для МСП – 17 мая 2020 г.

Малые и средние предприятия (МСП) составляют до 85% туристического бизнеса. По этой причине их поддержка для ускорения цифровизации ускорит глобальное восстановление.

Сохраните дату и зарегистрируйтесь здесь!

Образование

Вас ждут более 20 курсов!
Присоединяйтесь к нам и узнайте об областях интересов и основных принципах, связанных с сектором туризма.
Выберите курс .

Инвестиции

Новый отчет! «Туризм, ведение бизнеса, инвестиции в Колумбию»
Во время мадридского выездного шоу Колумбии, которое состоится 4–5 мая, ЮНВТО представит «Туризм, ведение бизнеса, инвестиции в Колумбию» для привлечения и поощрения инвестиций в инициативы устойчивого туризма в Колумбии. Подробная информация и регистрация

 
 
Основные материалы ЮНВТО для СМИ:
 
 

Глава органа ООН по туризму заявил, что Россия выходит из Организации

 
 
 

Организация ООН по туризму приостанавливает членство России, Москва заявляет о выходе

 
 
 

Глава органа ООН по туризму заявил, что Россия выходит из Организации

 
 
 

Как быстро туризм восстанавливается после COVID-19?

 
 
 

Возрождение путешествий: наконец-то мы добрались?

 
 
 

Летний сезон без российских туристов

 
 

Специфика оздоровительно-оздоровительных программ в детско-юношеском туризме

Специфика оздоровительно-оздоровительных программ в детско-юношеском туризме

ˑ: 

Дж. А. Карвунис 1
Профессор, д.м.н. Л.В. Капилевич 1, 2
1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск
2 Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск

Введение. Детско-юношеский туризм (ДЮТ) традиционно относится к наиболее социально значимым видам туризма. Уровень его развития может служить одним из показателей социального самочувствия региона, его ориентированности на подрастающее поколение [1]. Ключевыми факторами, способствующими развитию современного ДМТ, являются разнообразие рекреационных программ, инновационные методы организации досуга, популяризация спорта и здорового образа жизни, ценовые преимущества по сравнению с санаторно-курортными [2]. В первую очередь туризм – это способ восстановиться после физических и психических нагрузок за счет смены деятельности. Поездки, даже самые короткие, влияют на развитие таких личностных качеств ребенка, как коммуникабельность и самодисциплина. Туризм как вид физической активности является одной из наиболее эффективных рекреационных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества [5].

Целью исследования было исследование структуры оздоровительно-оздоровительной деятельности в условиях детско-юношеского туризма и выявление значения ее спортивно-рекреационной составляющей на примере Томской области.

Материалы и методы. Исследование проводилось в период с мая по октябрь 2015 года. Проведен подробный анализ «Реестра организаций детского досуга и оздоровления», предоставленного Департаментом по делам детей и семьи Томской области. Реестр включает данные о действующих рекреационных организациях всех форм собственности и форм собственности, расположенных на территории Томской области. Кроме того, нами было проведено анкетирование 60 работников детско-юношеских оздоровительных учреждений, работавших в летний сезон 2015 года, — по 15 человек в каждой категории лагерей. Респондентам предлагалось ответить на ряд вопросов, связанных со спецификой организации физкультурно-оздоровительных мероприятий, в том числе требовалось ранжировать ценность различных мероприятий, опираясь на приобретенный опыт. Предложено общую сумму 100 % распределить в процентном соотношении между 5 категориями форм физкультурно-оздоровительной деятельности, ориентируясь на величину фактора и количество времени, отводимого на его реализацию в структуре рекреации.

Результаты и обсуждение. В последние годы в Томской области разработаны и реализуются различные программы, тесно увязывающие летний отдых с реализацией государственной политики в сфере защиты прав детей, патриотического, нравственного и духовного воспитания детей, профилактики правонарушений несовершеннолетних. В регионе наблюдается улучшение качества услуг, предоставляемых в лагерях. Всего за период оздоровительной кампании 2015 года в области функционировало 605 детских оздоровительных организаций всех видов, 92,2% или 558 из них – лагеря дневного пребывания, 22 стационарные загородные организации отдыха и 8 санаторно-курортного типа, 17 туристско-кемпинговых баз [4]. На рис. 1 представлена ​​структура распределения площадей специализированных лагерей в Томской области и ее динамика за последние 4 года. Можно сделать вывод, что наиболее широко представленными направлениями детского отдыха в палаточных лагерях являются спортивно-оздоровительные и культурно-массовые (в ряде случаев религиозные). Увеличивается значение и количество военно-спортивных лагерей. Организуются социальные лагеря, включающие в себя работу с особенными детьми и семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

Физическое воспитание в оздоровительном лагере имеет специфические особенности, обусловленные относительно кратковременным пребыванием в лагере, разновозрастным контингентом детей, состоянием здоровья, уровнем физического развития и физической подготовленности. Эти особенности необходимо учитывать при организации физкультурно-оздоровительных, спортивных и массовых мероприятий. Физкультурно-воспитательная работа в лагере должна способствовать формированию у детей морально-волевых качеств, патриотизма, осознания ценности здорового образа жизни.

В ходе исследования проведено исследование относительного распределения форм оздоровительно-оздоровительной деятельности в структуре летнего отдыха детей и молодежи. Результаты анкетирования сотрудников специализированных учреждений позволили выявить специфику организации данного вида деятельности в различных лагерях (рис.2).

Примерами являются кемпинги на территории Томской области: на берегу реки Кеть в Верхнекетском районе («Спартанец» Белоярской школы № 1), на реке Тугояковке в Томской области («Горизонт», «Эколог» ), на реке Кия в Зырянском районе («Таёжный край» Зырянского детского дома). Если посещение туристической зоны является одной из целей туризма, то базой кемпингов фактически выбирают туристические регионы России. Например, Тутальские скалы в Кемеровской области («Горная школа», «СибЭкстрем»), Японское море на Дальнем Востоке, Июсский природный парк с пещерами в Хакасии («Зов»), озеро Иссык-Куль. в Средней Азии, р. Катунь, Катунский и Северо-Чуйский хребты Горного Алтая, восточное побережье оз. Байкал в Забайкалье, Обь-Томское междуречье в Томской области.

Выводы.

1. На современном этапе развития детского и юношеского туризма в России (в Томской области в частности) можно выделить как положительные, так и отрицательные тенденции. К первым относятся экономическая самостоятельность, диверсификация лагерных и вахтовых площадей, новшества в методах организации форм отдыха; среди негативных факторов – отсутствие компетентных кадров и слаженной системы осуществления деятельности, несоблюдение государственных постановлений и требований, вопросы, связанные с финансированием проектов [3].

2. На основании анализа специфики и организационной структуры детских оздоровительных лагерей и изучения системы организации активного отдыха и физического воспитания детей можно сделать вывод, что данная форма отдыха способствует физическому развитию детей и удовлетворению личных потребностей ребенка. в познавательной, рекреационной и коммуникативной сферах.

Рис.1. Структура площадей специализированных палаточных городков

Рис.2. Структура приоритетов форм физкультурно-оздоровительной работы в различных типах лагерей

Реферат

На современном этапе развития детско-юношеского туризма можно выделить как положительные (экономическая самостоятельность, диверсификация лагерной и вахтовые зоны, инновации в методах организации форм отдыха) и негативные (отсутствие компетентных кадров, невыполнение государственных постановлений и требований, вопросы проектного финансирования) тенденции. Детско-юношеский туризм как вид отдыха способствует физическому развитию детей и удовлетворению их личных потребностей в познавательной, рекреационной и коммуникативной сферах.

Ссылки

  1. Активные виды туризма [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://www.rusadventures.ru/-2013.
  2. Загородный летний лагерь: 1-11-е классы / С.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *