Детско-юношеский туризм. Развитие, виды, классификация, история детско-юношеского туризм
Главная
Статьи
Путешествия
Виды туров
Детско-юношеский туризм
путешествия, активный отдых, походы
Экономические преимущества детско-юношеского туризма очевидны: путешествуют школьники и студенты, как правило, организованными группами, поездки ритмично повторяются из года в год, что значительно облегчает планирование бизнеса.
Еще более важен детский туризм с точки зрения социальной. Туризм предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своей страны и других государств, пробудить у молодых людей чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей и народов.
Велика роль путешествий и в обеспечении многостороннего развития личности. Именно походы, поездки, экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира. Важен туризм и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Необходимо также отметить влияние детского туризма на развитие в подрастающем поколении коммуникабельности, самодисциплины, адаптации к условиям современной жизни.
Кроме того. детско-юношеский спортивно-оздоровительный туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения.
Поэтому можно с уверенностью сказать, что детско-юношеский и молодежный туризм – важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.
Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, перед российским государством и обществом сегодня стоят первоочередные задачи вернуть молодому поколению прекрасный мир детского туризма и развивать его во всех формах и видах.
Новые экономические отношения, возникшие в настоящее время в нашей стране, обострили проблемы в детско-юношеском туризме, требуют изменений в подходах и механизмах организации деятельности по развитию массового детского туризма. Если до начала 90-х годов вопросами детского туризма занималась только система образования, то сейчас ситуация коренным образом изменилась. В качестве субъектов, развивающих детский туризм, появились и коммерческие фирмы и общественные объединения. Поэтому возникает необходимость изучения и обобщения опыта развития детского туризма не только с точки зрения дополнительной образовательной деятельности, но и с позиций экономической эффективности этого направления.
Индустрия туризма отличается от других сфер экономики тем, что доходы от туристского бизнеса носят не одномоментный характер, а увеличиваются по мере укрепления доверительного отношения потребителей туристских услуг к производителям этих услуг. Поэтому следует ожидать, что вовлечение подростков и молодых людей в занятия туризмом с раннего возраста, показ молодым людям лучших образцов туристского продукта в момент высокой эмоциональной восприимчивости, свойственной юному возрасту, приведет и к увеличению их потребности в туристских поездках и путешествиях в более зрелом возрасте. Кроме того, развитие детского туризма должно привести и к увеличению числа молодых людей, решивших сделать туризм своей основной профессией, т.е. решить проблему подготовки туристских кадров, которая сегодня также стоит достаточно остро.
Безусловно, финансовые вложения в детско-юношеский туризм являются инвестициями долгосрочными, не сулящими быстрой прибыли, но это инвестиции в достойное будущее нашей страны и кроме обычной финансовой отдачи можно рассчитать экономическую выгоду и от другого важного и ценного результата – духовного и физического оздоровление нации.
Сегодняшняя Россия уже может себе это позволить, тем более, что исторический опыт развития именно детско-юношеского туризма в дореволюционной России и Советском Союзе является уникальным и достойным изучения и совершенствования.
Обзор истории развития детско-юношеского туризма в России
Зарождение туризма и экскурсий в России (XIX век — 1917 год )
Истоки развития детско-юношеского туризма относятся к концу ХУ111 века и связаны со становлением в России системы образования.
С введением в программы учебных заведений курсов по естествознанию появляются первые образовательные прогулки на природу, о целесообразности которых высказывались передовые русские педагоги. Серьезное значение принципа наглядности и предметности в системе обучения находит отражение уже в «Уставе народных училищ» (1786г.) и в «Школьном Уставе» (1804 г.) с указаниями о проведении экскурсионных прогулок не только на природу, но и с посещением мануфактур, мастерских ремесленников.
Развитие педагогики и зарождение краеведения, в основу которых были положены требования научной основы обучения и развития в учащихся умения наблюдать окружающую действительность, приводят к дальнейшему широкому распространению прогулок с образовательной целью. С 60-х годов XIX века отдельные учителя-энтузиасты начинают организовывать уже дальние прогулки. В их основе лежали естественно-научные экскурсии. Известно, что одно из таких путешествий по горному Крыму совершила группа студентов Университета Одессы в 1876 году под руководством профессора Головинского И.А.
Позже, помимо естественных экскурсий, начинают проводиться прогулки с новой целью — гуманитарной. По собственной инициативе учителя устраивали путешествия для обозрения исторических и других достопримечательностей. Расширялись и обогащались учебные поездки именно с образовательными целями, в основу которых был положен экскурсионный метод познания.
В конце XIX века складываются два вида путешествий и экскурсий . Первый — ставивший цели по изучению географии, геологии, ботаники и других естественных наук, появляются также первые технические и производственные экскурсии. Другой вид — это дальние учебные путешествия для ознакомления с культурными и историческими достопримеча-тельностями.
Следует отметить, что вместе с пешеходными путешествиями появляются путешествия и с использованием транспорта (железная дорога, пароходы).
В связи с ростом числа путешествий и экскурсий возникла необходимость в их координации. Это привело к созданию в 1896 году в Москве Центральной экскурсионной комиссии при Министерстве Просвещения (с филиалом в Петербурге), которая располагала музеем и библиотекой, где собиралась информация по туризму и экскурсионным вопросам. Комиссия разрабатывала туристско-экскурсионные программы для учебных заведений, правила поведения экскурсантов, листы опроса, вела учет путешествий групп учащихся, что стало началом создания учетной туристской документации
Министерство Просвещения способствовало развитию школьных образовательных экскурсий и изданием специальных нормативных документов. В частности, в 1889 году вышел циркуляр с указанием, что следует обратить особое внимание на прогулки. Школам было предписано, что «прогулками следует воспользоваться для географии, естественной истории и других учебных целей».
В 1900 году следующий циркуляр отменял летние каникулярные работы и взамен рекомендовал образовательные прогулки и путешествия. Эти указания положили начало летней оздоровительной работе с учащимися. Одновременно было «признано желательным введение в практику учебных заведений местных экскурсий и для этого, в виде опыта, разрешено в течение учебного года до семи дней посвящать экскурсиям, осмотру музеев».Помимо учителей-энтузиастов развитию школьного туризма содействовали различные общества и клубы. В 1895 году создается Русский туринг-клуб — первая туристская организация в России. Возникший в 1890 году в Одессе Крымский горный клуб наряду с организацией экспедиций по изучению и охране местностей занимался разработкой познавательных маршрутов и устройством экскурсий для учащихся. Отчеты о работе и образовательных экскурсиях для школьников публиковались в журнале «Записки Крымского горного клуба».
В 1900 году в Петербурге было создано Русское горное общество, которое помимо проведения научно-исследовательской работы организовывало также учебные путешествия школьников по Кавказу, о чем свидетельствует журнал «Ежегодник Русского горного общества». Примерно в этот же период в недрах Кавказского Горного общества, организованного в 1899 году в Пятигорске, имевшего туристскую и научно-познавательную направленность выделяется молодежное, школьное движение.
На основании опыта работы Кавказского горного общества его председатель — Рудольф Рудольфович Лейцингер — пришел к выводу, что для того, чтобы туризм, экскурсии, исследования гор нашли сотни увлеченных последователей, нужно начинать с молодого поколения, с учащихся. Нужны квалификационные кадры инструкторов, гидов, экскурсоводов, необходимы десятки подготовленных и описанных туристских и экскурсионных маршрутов, нужна целая сеть гостиниц и приютов, необходимо решение вопросов связи и транспорта — задачи, решение которых в царской России, раздираемой политическими противоречиями, казались неразрешимой.
С 1899 года правление Русского туринг-клуба учреждает и начинает издавать журнал «Русский турист», на страницах которого велась специальная рубрика «О школьных путешествиях и образовательных экскурсиях». Эти публикации обобщали опыт по проведению в школах России экскурсий и организованных поездок для знакомства с крупными городами и с природой Кавказа, Крыма, Урала и Средней Азии.
Становление научной разработки проблем туризма и экскурсий связано с такими видными экскурсионистами и педагогами как Анциферов Н.П., Кайгородов Д.Н., Гревс И.М. Они внесли значительный вклад в вопросы методики и организации экскурсий, в обобщение опыта практической работы по применению экскурсионного метода познания, в рассмотрение вопросов детско-познавательного туризма. Теория и практика туристско-экскурсионного дела обсуждалась на педагогических совещаниях и освещалась на страницах журналов «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей», «Русский экскурсант».
В начале XX века путешествия и экскурсии для учащихся становятся одним из элементов обучения, применяемых педагогами коммерческих и реальных училищ, высших учебных заведений. Школа оказывается в центре развития экскурсионного туризма. Тогда же, примерно в 1905 году возникли и первые кружки для молодежи, ставшие примерами системы дополнительного образования в России.
В этот период наибольшую активность в развитии детского туризма проявляет Р.Р.Лейцингер. Так, только в сезоне 1905 г. им были организованы 8 специальных ученических экскурсий по Кавказским горам, в которых приняло участие 246 учащихся их различны городов России.
Для реализации своих идей Р.Р.Лейцингер предпринимает широкий комплекс мер, часть которых, говоря языком сегодняшним, можно назвать рекламно-агитационными. Он готовит и в 1906 году издает брошюру «Нъсколько словъ объ ученическихъ экскурсiяхъ», которую самостоятельно рассылает по всем учебным Округам России, в Министерство Народного Просвещения, а также в адреса более 640 образовательных учреждений — гимназий, реальных училищ, духовных семинарий. Кроме того, P.P.Лейцингер отводит часть своей личной усадьбы под первую в России школьную туристскую базу, которую называет «Ученический приют КГО в Пятигорске — гостиница «Швейцария», в котором уже в сезоне 1907 года принимает группы из различных городов России, включая Сибирь.
Р.Р.Лейцингер также обращается в Министерство Народного Просвещения с просьбой разрешить Кавказскому Горному Обществу пользоваться бесплатными приютами в казенных учебных заведениях Кавказа. Попечитель Кавказского Учебного Округа (КУО) А. Завадский, в ведении которого в то время входил весь Северный Кавказ и Закавказье, удовлетворил означенное ходатайство. Более того, новый Попечитель КУО господин Рудольф в ноябре 1907 года издал расположение «Об ученических экскурсиях». Этот чрезвычайно интересный документ, представляющий огромную историческую ценность недавно был обнаружен в архиве. Меры по развитию детского туризма, указанные в этом документе остались актуальными до настоящего времени.
Министерство Народного Просвещения также поддерживало предложения и начинания Р.Р.Лейцингера по развитию ученического туризма, принимались и вводились общероссийские программы, например, к моменту окончания гимназии все гимназисты должны были посетить три великих российских города: Киев, Санкт-Петербург и Москву — т. е. шло создание общенациональной, культурно-патриотической краеведческой программы. Молодой человек должен иметь возможность путешествовать, закалять себя, он должен увидеть свою великую родину для того, чтобы вырасти достойным гражданином – таков был лейтмотив этих программ.
В мае 1909 г. начал реализоваться самый грандиозный проект Р.Р. Лейцингера — прокладка пешеходной тропы от поляны Азау к восточной и западной вершинам Эльбруса. С этой целью Р.Р.Лейцингер организовал экспедицию на Эльбрус, на юго-восточном склоне которого, на так называемом «Кругозоре», был сооружен каменный приют, который получил название «Лейцингеровского». Летом того же года II человек из 18 участвовавших в экспедиции добрались до площадки на высоте 4134 метров.
Крупные камни защищали ее с востока и с севера, словно естественные стены, участники экспедиции соорудили еще одну защитную стенку, с западной стороны. Память об участниках экспедиции 1909 года, подобравших и обустроивших эту площадку, сохранилась: самый высокогорный приют Европы до сих пор носит имя, рекомендованное Лейценгиром, — «Приют одиннадцати».
После смерти Р.Р.Лейцингера деятельность по развитию детского туризма не прекратилась, продолжал работать и ученический приют, так, только в 1910 г. в нем приняли 782 учащихся.
Одновременно, в эти годы развивается и общественный туристский сектор. Туринг-клуб в 1901 году был преобразован в Российское Общество Туристов (РОТ). Правление общества до 1911 года располагалось в Петербурге и имело представительства в 135 русских городах и 8 странах Европы. Общество ставило своей целью организацию путешествий как внутри страны, так и за ее пределами. К 1914 году Российское Общество Туристов превратилось в одно из самых массовых обществ того времени и насчитывало уже примерно 5000 человек.
Таким образом, на рубеже веков туризм и экскурсии превращаются в один из методов образования. Обогащается тематика экскурсий, прослеживается связь со школьными предметами. Путешествия уже различаются по продолжительности (местные одно-двухдневные и дальние продолжительные), выделяется летний период как фактор сезонности, расширяется география поездок — от северных регионов до Крыма и Кавказа и от Урала до стран Европы.
Развитие туризма в первые десятилетия Советской власти
(1917-1941 г.г.)
В первые десятилетия Советской власти многие дореволюционные идеи и замыслы получают теоретическое и организационное развитие. После революции 1917 года экскурсионный метод, как более образный, понятный и доступный, вводят в практику учебных занятий школ. Экскурсии приобретают политическую и агитационную направленность.
По распоряжению Народного Комиссариата Просвещения РСФСР с целью развития туризма и краеведения в 1918 году в Москве было создано Центральное Бюро школьных экскурсий, которое в 1921 году преобразуется в Детскую экскурсионно-туристскую станцию Народного Образования ( ДЭТС ОНО ).
Первые организационно-методические рекомендации Наркомпроса о развитии детского туризма появляются в 1919 году. Внимание уделяется экскурсионным поездкам и массовой работе с детьми летом. В целях оздоровительной работы со школьниками начинается организация летних лагерей на природе.
В 1919 году в Петрограде в Аничковом дворце открывается Центральная станция гуманитарных экскурсий, которая за 1920 год провела экскурсии для 138 тысяч рабочих и школьников. Постепенно начинают работать шесть филиалов станции : в Павловске, Петергофе, Царском Селе, в Сестрорецке и Лахте, в Каменноостровском Училище.
В 1920 году в школьные программы включается краеведение. Возрастает особый интерес к двум пролетарским столицам. Стремление детей увидеть Петроград и Москву было исключительно велико. Преодолевая разруху и голод, учителя с детьми ехали на экскурсии. Им выдавались продукты, обеспечивались места на экскурсионных базах. Школьники осматривали достопримечательности, посещали музеи, ездили на заводы.
В этот период в помощь экскурсионным работникам в Петрограде издается журнал «Экскурсионное дело» под редакцией Полянского И.И., выходит сборник статей Райкова Б.Е. «Школьные экскурсии, их значение и организация». Значительный вклад в разработку и совершенствование теории экскурсионного метода познания вносят Герд А. Я., Натали В.Ф., Корф И.М., Гейнике И.А.
В 1922 году в Крыму основывается первый крупный детский оздоровительный лагерь «Артек». А в 1929 году в стране учреждается печатное издание по туризму — журнал «Турист». В 1929-1930 годах ряд постановлений Правительства РСФСР способствовал дальнейшему развитию производственных экскурсий. Посещение фабрик, заводов, крупных строительств включается в школьные краеведческие программы как обязательное политехническое просвещение.
В 1930 году в Москве была проведена Всесоюзная конференция по вопросам туристско-экскурсионной работы и создано Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТ и Э), что стало началом массовой туристской работы в стране. Перед ОПТ и Э стояла важная задача -поставить туризм на службу всему населению страны, учитывая его познавательное и воспитательное значение.
Начинается формирование органов управления детским туризмом. В 1932 году ДЭТС ОНО сливается с Центральным Бюро краеведения и при ОПТ и Э создается детский сектор, который через сеть пионерских отрядов по всей стране вовлекает школьников в активную туристскую работу как «юных друзей туризма». Для совместной практической были привлечены общество «Друг детей» и детская комиссия при ВЦИК. Организуются курсы для подготовки руководителей детского туризма.
После принятия в 1927 г Постановления Наркомпроса «Об усилении экскурсионной работы среди детей и подростков», в туризме появляется новое направление работы. Большое значение отводится самодеятельному туризму, как основному и наиболее ценному виду воспитательной работы и детского краеведческого образования. Идет организация детских походов с применением навыков ориентирования и элементов топографии, походного быта, умения оказать доврачебную помощь, воспитывается выносливость.
На этом этапе развития туризма в Советском Союзе в развитии детского туризма преобладали образовательные и воспитательные цели, была заложена основа для летних оздоровительных мероприятий, но приоритетными направлениями оставались отдельные местные самодеятельные походы и экскурсионные поездки. Кроме того, в этот период постепенно происходит слияние туризма и экскурсионного дела с элементами физкультурно-оздоровительной работы.
В середине 30-х годов шло быстрое расширение туристско-экскурсионной базы, и ЦИК СССР принимает решение о нецелесообразности дальнейшего развития туризма в рамках самодеятельных обществ.
В 1936 году вся туристско-экскурсионная работа в СССР переходит в ведение профсоюзов с созданием Центрального туристско-экскурсионного управления (ЦТЭУ). Начинается упорядочение структуры туристских организаций. Руководящим органом становится ЦТЭУ с подразделениями в республиканских, краевых и областных Советах. При Советах организовывались секции и клубы по видам туризма, экскурсионные бюро, детские станции. Была создана система организаций, координирующих и контролирующих туризм в СССР, в том числе детский.
В 1937 году ЦТЭУ признало нецелесообразной работу отдельных местных краеведческих организаций, и уже к середине 1938 года все детские станции краеведения местного уровня в стране были ликвидированы.
В то же время, самодеятельный туризм получает развитие, но уже только как основной вид военно-патриотического воспитания пионеров и школьников. В 1939 году самодеятельные походы были признаны видом туризма. Утверждается значок «Турист СССР». В 1940 году вводятся инструкторские звания по видам самодеятельного туризма — пешеходному, лыжному, водному, велосипедному, авто- и мототуризму.
В это время Народный Комиссариат Просвещения рассматривал туризм как один из видов учебно-воспитательной работы. «Туризм и экскурсии, преследуя прежде всего общеобразовательные задачи, несут в самой своей организации элементы физической закалки и подготовки будущего бойца». Поэтому перед началом Великой Отечественной войны продолжали организовываться походы, полевые военно-спортивные игры.
Таким образом, первые десятилетия советской власти для туризма и экскурсий были годами накопления опыта, поиска организационных форм функционирования туристских сообществ и оптимальных методов управления процессами развития детско-юношеского туризма в стране.
Развитие детско-юношеского туризма в послевоенный период
Центральная туристско-экскурсионная станция на время войны прекратила свою деятельность. Дальнейшее развитие детский туризм получает только в послевоенные годы.
В 1945 году руководством Советского Союза принимается решение о восстановлении деятельности туристско-экскурсионных управлений. С 1946 года ЦТЭУ приступает к строительству новых туристских объектов, созданию экскурсионных учреждений, организации путешествий. В экскурсионной программе основное место занимали военно-историческая тематика и экскурсии по ленинским местам, вводились новые объекты показа.
В 1949 году учреждаются спортивные нормативы, которые были включены в Единую Всесоюзную классификацию. Самодеятельный туризм был признан как вид спорта. Для стимулирования развития детского туризма в 1954 году учреждается значок «Юный турист» для пионеров 5-7 классов. Для его получения необходимо было совершить 4 похода в течение года и научиться ориентироваться, одеваться по погоде, собирать снаряжение, устраивать ночлег. Старшие школьники с 8-го класса имели право на получение значка «Турист СССР» при условии выполнения взрослых нормативов.
1954 год становится знаменательным для спортивного туризма. На Южном Урале на озере Тургояк состоялся Первый слет туристов-школьников. Именно этот слет объединил разобщенные самодеятельные походы в постоянные всесоюзные экспедиции школьников, ставшие традиционными.
В 1955 году в Москве проходит конференция по детскому туризму, которая принимает решение о возрождении краеведческого движения и регулярном проведении экспедиций пионеров и школьников при содействии Центральной ДЭТС РСФСР и редакции газеты «Пионерская правда».
В 1965 году был объявлен Всесоюзный поход пионеров и школьников страны по местам революционной, боевой и трудовой славы. Ежегодно в походах принимали участие около 3 миллионов школьников. Этапы походов 1965-1970г.г. были посвящены крупным историческим датам: 20-летию победы в Великой Отечественной войне, 50-летию образования ВЛКСМ, 100-летию со дня рождения В.И. Ленина и др.
Финальные слеты победителей проходили в разных городах: Брест, Москва, Ленинград, Киев, Ульяновск.
Одновременно с массовым патриотическим движением в стране продолжалась работа по организации летнего оздоровительного отдыха детей, строились новые пионерские лагеря и туристские базы.
В 1958 году ЦК ВЛКСМ принимает постановление «Об организации туристского обмена с зарубежными молодежными организациями», и создается Бюро Международного Молодежного Туризма «Спутник» (БММТ «Спутник»). В 1959 году в Ленинграде и других городах страны открываются его первые местные отделения.
В основу работы «Спутника» было положено расширение международных связей, создание внутрисоюзных международных лагерей отдыха, приемы в СССР. Важная роль отводилась организации безвалютных обменов между студентами и школьниками с их сверстниками из других стран. В первый же год работы БММТ «Спутник» установил контакты с 16 организациями из 8 стран Европы. За рубеж по обмену выехало 1364 комсомольца.
В 60-е годы организационная структура туризма в СССР снова претерпевает изменения. В 1962 году Центральное туристско-экскурсионное управление (ЦТЭУ) преобразуется в Центральный Совет по туризму (ЦСТ), а в 1969 году окончательно реорганизуется в Центральный Совет по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ). Таким образом, в эти годы движение самодеятельного туризма было подчинено Всесоюзному добровольному спортивному обществу профсоюзов и Центральному турклубу.
К концу 60-х годов в детском и юношеском туризме выделились следующие основные направления работы: молодежные и детские лагеря отдыха, внутрисоюзные походы и краеведческие экспедиции. Именно в этот период расширяется география детского туризма. Одновременно была заложена основа для развития международного молодежного туризма.
В 1969 году было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране». КПСС видела в туризме важное средство «повышения культурного уровня и идейно-политического воспитания населения». Постановление определило задачу превратить туризм в крупную отрасль обслуживания населения с дальнейшим развитием и расширением материальной базы.
В то же время, основной задачей детского туризма определялось патриотическое воспитание подрастающего поколения. Основой идеологии стали: воспитание патриотизма, знание своей Родины и дружба народов СССР.
По указанию Центрального Совета по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) в 1970 году происходит реорганизация структуры детского туризма. Разрозненные республиканские, краевые и областные детские станции объединяются в Центральную детскую экскурсионно-туристскую станцию (ЦЦЭТС) Министерства Просвещения СССР. На местах детские станции (ДЭТС) продолжают сотрудничать и координировать туристскую работу Дворцов и Домов пионеров, Станций юных туристов, спортивных секций.
В 1971 году принимается постановление о следующем Всесоюзном походе пионеров и комсомольцев по местам революционной, боевой и трудовой славы СССР. В рамках этого похода школьники принимают участие в краеведческой экспедиции по изучению достопримечательностей страны. Одной из составных частей детской экспедиции становится целенаправленный поисковый поход следопытов «Летопись Великой Отечественной».
Организатором экскурсионных поездок школьников выступило БММТ «Спутник». В основу путешествий было положено несколько всесоюзных маршрутов боевой и трудовой славы СССР, посещение музеев и театров, осмотр достопримечательностей городов, знакомство с достижениями народного хозяйства страны. В экспедициях принимали участие школьники с 4-х по 10-е классы.
Каждый участник имел туристскую книжку, содержащую сведения о маршрутах и отметки о посещении объектов. Были введены нагрудные поощрительные значки с нормативами. Для получения бронзового значка требовалось посетить 50 республиканских объектов, для серебряного — 100, а для золотого — иметь серебряный и бронзовый значки и пройти еще по 80-и маршрутам восьми тематик. За время проведения экспедиции молодыми патриотами были сооружены памятники павшим героям, приведены в порядок места захоронений, воссоздавалась летопись боевых дел воинских соединений, создавались музеи в школах, отмечались культурные достопримечательности, нуждающиеся в реконструкции.
Каждый этап экспедиции с 1971 по 1984 годы был приурочен к крупным историческим датам: 50-летию образования СССР, ХХУ и ХХУ1 съездам КПСС, 60-летию ВЛКСМ, 40-летию победы в Великой Отечественной войне. За эти годы по внутрисоюзным маршрутам БММТ «Спутник» путешествовало почти 33 миллиона пионеров и комсомольцев, а 150 тысяч из них было награждено значками экспедиции «Моя Родина — СССР».
Помимо туристско-экскурсионных поездок по СССР с 70-ых годов, БММТ «Спутник» начинает организовывать для школьников посещение крупных промышленных и культурных центров страны путем внутрисоюзных обменов между школами в период осенне-зимних каникул. После Постановления ВЦСПС «О приеме на туристских маршрутах родителей с детьми» начинает развиваться организованный семейный отдых. Туристские хозяйства приспосабливаются к приему детей : строятся детские спортивные площадки, игровые залы.
Вместе с работой «Спутника» продолжает свою деятельность Центральная детская экскурсионно-туристская станция СССР, проводившая ежегодно познавательные поездки более чем для 450 тысяч детей. В эти годы пополняется материальная база для специализированного отдыха школьников. Строятся и благоустраиваются более 30 молодежных и пионерских лагерей, центров отдыха и курортов союзного значения в Крыму, на Кавказе, под Москвой. Появляются путешествия для активного досуга и оздоровления школьников.
В 70-80-е годы БММТ «Спутник» активно продолжал поддерживать связи с молодежными объединениями и вошел в состав международной туристской организации БИТЕЖ. К 1984 году «Спутник» сотрудничал с 88 странами мира. За границу только по линии молодежных обменов выезжало 670 тысяч юношей и девушек.
Если в 60-е годы международные обмены охватывали преимущественно молодежь по общеобразовательным программам и обмену опытом по профессиональному признаку, то уже 1972 года в эту работу активно включаются школьники средних и старших классов. Получают развитие специальные рейсы «Поезда Дружбы». В этих поездках начинают принимать участие и пионеры, которые отправлялись в Венгрию и Чехословакию. А уже к 1979 году к этой акции присоединяется еще 5 стран Европы. Начинается организация безвалютных обменов группами школьников между учебными заведениями и городами-побратимами. Такая работа строилась на принципе равенства предоставляемых услуг в течение определенного времени, дорога оплачивалась за счет родителей.
В каникулярное время организовывались поездки в совместные лагеря, дети принимали участие в международных спортивных соревнованиях, обменивались опытом работы с зарубежными детскими организациями. Позже подучат развитие поездки на языковые практикумы от специализированных языковых школ, семинары, обмены самодеятельными коллективами. Только с 1976 по 1986 годы за границу выехало по обмену и на гастроли около 560 детских творческих коллективов.
В 70-е годы по программам школьных обменов СССР работал с такими социалистическими странами как Польша, Венгрия, Чехословакия, ГДР. А уже в 80-е годы в детские обмены включаются США. Англия, Франция и другие страны.
Однако, в те годы возможности развития выездного туризма были ограничены. Сама процедура, получения разрешения на выезд из СССР была очень длительной и сложной. Существовали ограничения даже для школьных групп. Документы подавались в школьный отдел Городского комитета комсомола за 75 дней, а в БММТ «Спутник» — за 60 дней до отъезда. На тщательное рассмотрение принимались заявки только комсомольцев с фотографиями, подробными анкетами и характеристиками от горкомов и райкомов ВЛКСМ. Оформление выездных документов шло уже на основании разрешения ГК ВЛКСМ и общей на группу путевки «Спутника».
Таким образом, в социалистический период истории нашей страны детский туризм был хорошо организован, отличался массовостью охвата школьников и был подчинен патриотическому и идейному воспитанию. В направлениях туризма четко выделялись международный и внутренний туризм.
При этом путешествия по СССР носили и самодеятельный, и организованный характер. Расширилась география поездок школьников от своего региона до крупных городов СССР, других республик и зарубежных стран. На детский туризм продолжали оказывать влияние «красные» даты календаря. Походы и экспедиции планировались централизованно, охватывая все школы и неся в себе конкретные задачи. Массовость достигалась спланированной системой вознаграждений по результатам. Кроме того, именно в 70-80-е годы в СССР была сформирована крупная и дешевая материальная база для развития социального туризма.
К сожалению, в период начала 1990-х годов, во время экономических реформ, советская система детско-юношеского туризма руководителям того времени показалась неэффективной и государственная поддержка учреждений и мероприятий этой системы была сведена до минимальных пределов. Однако, даже основ новых экономических отношений в этой сфере создать так и не удалось.
Классификация видов детского туризма и организаций, им занимающихся
В соответствии с Законом РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ туризм определяется как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».
Детско-юношеский туризм выделяется из сочетания детского и молодежного видов туризма и подразумевающий путешествия детей, в т.ч. школьников, в возрасте от 7 до 18 лет с различными целями. В уже упоминавшемся Законе Республике Тыва дается такое простое определение: «Туризм детский и юношеский – путешествия лиц детского и юношеского возраста».
Как комплексное социально-экономическое понятие туризм классифицируется по различным критериям: по целям путешествий, по форме организации, по количеству участников, по возрастному показателю и т. д.
С этой позиции туризм можно подразделить на :
— внутренний,
— международный (выездной, въездной),
— комбинированный.
По целям путешествий выделяются следующие виды туризма:
— познавательный,
— спортивный,
— рекреационный (на отдых)
— оздоровительный
По тематическим направлениям познавательные путешествия школьников можно разбить на этнографические, геологические, экологические, исторические, археологические и другие виды выездов.
По способу организации туристские путешествия подразделяются на:
— плановые (осуществляются по программам туристско-экскурсионных учреждений)
— самодеятельные.
По продолжительности походов и путешествий различают:
— одно-двухдневные
— многодневные.
Популярным видом туризма является самодеятельный туризм. К наиболее распространенным формам самодеятельного туризма относятся: туристские прогулки, походы, экспедиции, слеты, туристские лагеря.
По способу активного передвижения самодеятельный туризм, классифицируется как :
— пешеходный
— лыжный
— водный
— горный
— спелеотуризм
— велотуризм
— авто-мототуризм
— комбинированный.
По имеющимся статистическим данным наибольшее развитие получили такие виды туризма, как пешеходный, лыжный, водный, скалолазание и горный туризм.
В отдельных регионах распространен спелеотуризм.
По степени сложности спортивно-туристские выезды делят на:
— некатегорийные
— категорийные походы (1, 2, 3 степени сложности).
При организации самодеятельных походов со школьниками существуют нормативы, ограничивающие возраст участников и их подготовку.
Например, к тренировочным выездам допускаются дети от 7 лет с предоставлением одного руководителя на 6 школьников, в походы 1-ой категории сложности допускаются учащиеся от 12 лет, 2-ой категории — от 14 лет, руководитель сопровождает 12-15 детей. В походы 3-ей категории сложности идут школьники от 15 лет в сопровождении одного руководителя на 8-12 человек
В детском туризме существует особенность в классификации на основе такого критерия как сезонность. Выделяются:
— сезонный — каникулярный период (осень, зима, весна — 8-12 дней, лето — 3 месяца),
— межсезонный.
Все эти виды детского туризма на практике встречаются как по отдельности, так и в сочетании друг с другом.
Можно выделить несколько основных видов детско-юношеского туризма, существующих в настоящее время в России, а именно:
Внутренний туризм:
— экскурсии для школьников
— спортивный туризм (в т.ч. спортивно-туристские соревнования)
— самодеятельные школьные обмены
— познавательные и рекреационные детские туры на коммерческой основе
— оздоровление и отдых в детских лагерях
Выездной туризм:
— организация международных безвалютных обменов
— образовательные, деловые и поощрительные выезды для талантливых подростков, победителей творческих конкурсов, олимпиад и т. д.
— познавательные и рекреационные туры на коммерческой основе
— выезды в международные молодежные и детские центры (лагеря)
Сегодня в России в области детского туризма одновременно работают как коммерческие, так и некоммерческие организации.
Коммерческая сфера состоит из туристских фирм, туристских баз и частных лиц, работающих со школьниками. Деятельность коммерческих структур направлена на получение прибыли и осуществляется в условиях конкуренции на рынке детского туризма.
Некоммерческая сфера представлена:
· государственными и муниципальными органами управления,
· государственными и муниципальными образовательными учреждениями, в том числе учреждениями дополнительного образования
· общественными (самодеятельными) объединениями (туристские клубы, спортивные секции, детские и молодежные общественные организации и движения).
Работа структур некоммерческой сферы не связана с получением финансовой прибыли и осуществляется за счет бюджетных ассигнований и (или) привлеченных средств, в т. ч. родительской платы.
В настоящее время встречается и смешанный тип организации детского туризма, который объединяет государственные дотации с финансовыми вложениями российских и международных коммерческих ассоциаций, фондов, союзов.
Органы управления образованием и (в меньшей степени) комитеты по физической культуре и спорту являются государственными и муниципальными органами управления, которые традиционно занимаются развитием детско-юношеского туризма,. В последние годы в реализацию программ по развитию детского и молодежного туризма включились также органы по делам молодежи и управления (департаменты и т.д.) по туризму, а также органы управления смешанного типа, например, Комитеты по делам молодежи, спорту и туризму.
Образовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи и т.д.) в настоящее время, как правило, тоже включают в свои учебные планы элементы туристской деятельности.
Учреждения дополнительного образования можно подразделить на разнопрофильные и специализированные. Они осуществляют свою деятельность либо на базе школ и других общеобразовательных учреждений, либо на собственной базе.
К первой категории относятся многочисленные туристские кружки и секции, которые приписаны к разнопрофильным учреждениям дополнительного образования (Дворцам, домам и центрам детского творчества, творчества юных и аналогичных).
К специализированным учреждениям можно отнести Станции юных туристов, Центры детско-юношеского туризма и аналогичные. В большинстве регионов России в настоящее время такие Центры также включают в сферу своей деятельности сопутствующие направления, например, краеведение, экологию и др.
Еще одной категорией специализированных учреждений можно считать детские туристские базы. Часть баз сохранила свой государственный или муниципальный статус, другие в 90-е годы ХХ века были приватизированы и стали частными, но не прекратили работу со школьниками.
Организация отдыха и оздоровления в этих учреждениях проходит, как правило, путем продажи путевок, причем в качестве покупателей выступают как органы образования, так и учреждения социальной защиты, по делам молодежи. Часть детских туристских баз финансируется по линии Фонда социального страхования.
Среди общественных организаций, развивающих детский туризм, можно также выделить специализированные общественные организации (туристские клубы) и многопрофильные объединения (военно-патриотические, скаутские организации и т.д., а также различные Союзы молодежи).
В соответствии с действующим законодательством, общественные объединения могут либо действовать без регистрации, либо регистрироваться как самостоятельные юридические лица.
На практике объединения первого типа чаще всего работают на базе каких-либо государственных или муниципальных учреждений образования, в том числе на базе высших учебных заведений.
От кружков или секций, работающих в учреждениях дополнительного образования, такие общественные объединения отличаются наличием собственных нормативных документов и выборных органов управления и контроля, более разнообразными формами и направлениями деятельности, выходящим за рамки только образовательного процесса. Целью деятельности такого объединения становится не просто получение учащимися какого-то объема знаний, умений и навыков, а воспитание и эффективная социализация молодого поколения.
В последнее время стали появляться и туристские клубы, имеющие статус юридического лица, организационно-правовую форму общественного объединения, но по сути работающие как туристские фирмы, т.е. организовывающие туристские маршруты и продающие туристские путевки.
От коммерческих туристских фирм деятельность такого клуба — общественного объединения отличается тем, что получаемая от реализации путевок прибыль не может делиться между учредителями и членами объединения, а должна использоваться только на реализацию уставных целей клуба.
В то же время такая форма регистрации не исключает выплат заработной платы штатным и привлеченным специалистам, приобретение туристского оборудования, экипировки, снаряжения. Общественное объединение вправе пользоваться земельными участками, арендовать или приобретать недвижимость, в том числе здания, сооружения, автотранспортную технику, иные средства передвижения типа лодок, байдарок и т. д.
Эти общественные объединения наряду с туристскими фирмами лицензируются как туристские операторы и туристские агенты и пользуются на туристском рынке теми же правами и обязанностями, что и коммерческие структуры.
В Российской Федерации также популярны общественные объединения, занимающиеся экологическим туризмом. Это направление поддерживается некоторыми международными фондами, которые выделяют различные гранты для реализации программ этих объединений.
Назад в раздел
москва история полезные советы интересное здоровье туризм путешествия активный отдых походы кавказ московская область что посмотреть туры отдых достопримечательности крым природа интересные факты владимир и область горы
Детско-юношеский туризм
Проведение экскурсий с учащимися в оздоровительно-образовательных целях имеет в России более чем двухсотлетнюю традицию существования. Оно восходит к «Плану приемлемого путешествия в чужие края, сочиненному по требованию некоторых особ содержателем благородного пансиона Вениамином Геншем» (XVIII век). В тех же целях использовали путешествия российские педагоги XIX века К. Д.Ушинский, П. Ф.Лесгафт, П. Ф. Каптерев и многие другие. Большой вклад в становление детско-юношеского туризма в России внес Рудольф Рудольфович Лейцингер (1843-1910), основатель Кавказского горного общества (КГО) в Пятигорске, автор брошюры о детском туризме, основные положения которой стали программным документом Министерства народного просвещения Российской империи. В 1907 году в усадьбе Р. Лейцингера открылся «Ученический приют КГО».
Подробнее…
В 1918 году, по предложению народного комиссара просвещения РСФСР Анатолия Васильевича Луначарского в Петрограде создается комиссия по подготовке открытия детских экскурсионных станций. Руководителем комиссии становится Иван Иванович Полянский, профессор, краевед, обладающий необходимым организационным и педагогическим опытом.
К маю 1919 года удалось организовать шесть экскурсионных станций — Павловскую, Детскосельскую, Лахтинскую, Сестрорецкую, Петергофскую и еще одну при Каменноостровском сельскохозяйственном институте. Впоследствии их число выросло до 18.
К началу 1920 года Коллегия единой трудовой школы Петрограда утвердила «Положение об экскурсионной секции и экскурсионных станциях». В этом положении уточнялись их задачи: «Разрабатывать для школ экскурсионные планы и маршруты, содействовать совершению самих экскурсий школами как на экскурсионные станции, так и помимо них, организовывать лекции и курсы для подготовки руководителей экскурсий, издавать посвященные экскурсионному делу журналы, книги и т.п.».
Подробнее…
В 1917 году по предложению Н.К. Крупской (1869-1939) был создан внешкольный отдел при Народном комитете просвещения, что позволило в 1918 году организовать Центральное Бюро школьных экскурсий, осуществлявшее прием школьных групп из разных городов и сел страны. В 1921 году бюро школьных экскурсий реорганизуется в Опытно-показательную экскурсионную базу Наркомпроса (ОПЭБ). ОПЭБ, впоследствии ЦДЭТС (Центральная детская экскурсионно-туристская станция), в настоящее время ФЦДЮТиК (Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения), стала организационным центром туристско-экскурсионной работы со школьниками страны.
В 1932 году Коллегия Наркомпроса РСФСР рассмотрела вопрос о состоянии экскурсионно-туристской работы с детьми и приняла постановление, в котором отмечалось, что экскурсионно-туристская работа среди детей является одним из наиболее актуальных и необходимых приемов в деле максимального повышения качества работы школы, общеобразовательной и политехнической подготовки детей.
Подробнее…
Детско-юношеские естественнонаучные экспедиции в середине XX века проводились в рамках всероссийских исследовательских походов, походов по изучению малых рек. Задания таким экспедициям разрабатывались научно-исследовательскими организациями и научными обществами.
В 1934 году Центральная детская экскурсионно-туристская станция объявляет о проведении Всероссийского исследовательского похода пионеров и школьников.
Начиная с 1962 года, в течение двадцати лет отдел краеведения и туризма Ленинградского городского Дворца пионеров организовывал «Североморские экспедиции» в Кандалакшский государственный заповедник на Белое и Баренцево море. Руководил экспедициями А. В. Агапов (1919-2002).
В эти же годы в Ленинграде кружок юных натуралистов на базе школы-интерната № 45 при Ленинградском государственном университете под руководством Е. А. Нинбурга (1938-2006) проводит «Беломорские экспедиции».
В 70-е годы работа по изучению малых рек проводится в рамках Всероссийской экспедиции пионеров и школьников «Мое Отечество».
В 90-е годы развивается экологическое направление в туристско-краеведческой деятельности Всероссийского туристско-краеведческого движения обучающихся РФ «Отечество». В рамках движения с 2004 года проводится Всероссийская комплексная экспедиция учащихся «Реки России».
Подробнее…
В 1955 году Центральная детская экскурсионно-туристская станция и редакция газеты «Пионерская правда» объявили Пионерскую экспедицию по изучению пионерами и школьниками родного края под девизом «Дороги зовут». Задание экспедиционным отрядам давались Академией Наук СССР, Музеем Революции, Министерством культуры и здравоохранения, местными научными и хозяйственными учреждениями. Каждому участнику экспедиции вручался значок «Юный турист».
В середине 60-х годов получают распространение Всероссийские туристские походы: поход по местам революционной, трудовой и боевой славы советского народа, поход-эстафета «Из искры возгорелось пламя», поход «Дорогами ленинской мечты», посвященный 100-летию со дня рождения В.И. Ленина.
В 70-80 годы разворачивается движение многоэтапной Всесоюзной экспедиции молодежи, пионеров и школьников «Моя родина – СССР», Участники, выполнявшие требования и условия экспедиции, награждались бронзовыми, серебряными и золотыми значками «Моя Родина – СССР».
Подробнее…
Туристские слеты школьников проводились в России как в форме мероприятий, завершающих всероссийские походы и экспедиции, так и в форме соревнований, постепенно развившихся в спортивные первенства. В программе слетов могли проходить соревнования по разным видам туризма, но раньше всех соревноваться друг с другом стали туристы-пешеходники.
С годами соревнования юных туристов становятся более разнообразными и технически сложными. Дистанции соревнований юных туристов получают названия «Контрольный комбинированный маршрут» – ККМ (1979 год, XIII Всероссийские туристские соревнования школьников РСФСР), «Контрольный туристский маршрут» — КТМ (1990 год), «Короткая техническая дистанция» и т.д.
В 80-е годы, кроме слетов юных туристов, начинают проводиться матчевые встречи по техникам видов туризма. В 1985 году на соревнованиях «Кубок Юных защитников Ленинграда» впервые в стране организуется ночной контрольный туристский маршрут.
Соревнования по лыжному туризму среди ленинградских школьников с 1977 года проводятся с полевыми ночлегами. С 1994 года для групп, совершающих категорийные походы в массиве Хибинских тундр, проводятся межрегиональные соревнования по лыжному туризму «Заполярный март».
Подробнее…
Проблемы и тенденции развития детско-юношеского туризма в России
Сегодня туризм стал важным общественным и экономическим феноменом, оказывающим значительное воздействие и приносящее грандиозные объемы, прибыли в экономику многих стран мира. Наряду со многими значимыми событиями и явлениями, происходящими в жизни мирового сообщества, туризм показал взрывной характер своего развития. Ежегодно туристская индустрия все более активно входит в мировой рынок. С уверенностью можем сказать, что туризм поистине стал социальным и финансовым феноменом интернационального масштаба. Темпу формирования туризма в мире содействует укрепление и расширение политических, экономических, научных, а также культурных связей между государствами мира.
Выступая на мировой арене выгодной и достаточно доходной отраслью, туризм оказывает воздействие на формирование внутреннего валового продукта, активизирует внешнеторговый баланс, способствует созданию новый рабочих мест и обеспечивает занятость населения. Высокий темп развития туризма, несомненно, играет большую роль в расширении кругозора общества, способствует получению знаний об истории своего Отечества и культуре народов мира, дает возможность знакомиться с памятниками архитектуры, бытом и традициями той или иной страны. В первую очередь, такие знания важны для молодежи. В связи с этим на современном туристском рынке выделяется такой специфический сегмент, как детский туризм. [2, с.28-30].
В России вопросы становления и развития детского туризма мало исследованы на теоретическом и практическом уровнях. Такое положение обусловливается, в первую очередь, тем, что детский туризм не приносит большой прибыли. Помимо этого, такой вид туризма предполагает серьезную ответственность представителя как перед детей, так и перед общества в целом.
Муниципальную базу детско-юношеского туризма России составляют детские оздоровительные лагеря, клубы юных туристов, различные секции спортивного туризма при детско-юношеских спортивных школах. Подобные организации помогают закладывать фундамент в развитии новой личности, служат благоприятному формированию ценностей по отношению к истории своей страны, к пониманию роли своей собственной личности в жизни современного общества. Следует принять во внимание, что дети – это будущее нашей страны. В условиях нынешних общественно-политических и экономических условий, бесспорным становится тот факт, что молодое поколение не должно утерять собственные высоконравственные ориентиры и спускаться на уровень преступной сферы и деградации общества
Интегративный характер воздействия туризма на субъекты деятельности позволяет комплексно решать задачи воспитания, обучения и оздоровления, что создает возможность повышения физического и духовного потенциала ребенка, уровня его знаний, умений, удовлетворения потребностей через самовыражение в творчестве, общении с людьми и природой.
В условиях кризиса сегодня оказались основные институты общества (семья, культура, система образования). Он вызван социально-экономическими и политическими преобразованиями в стране, которые увеличили количество антисоциальных явлений в детской и молодежной среде. Проблематика организации детско-юношеского туризма в России имеет достаточно многоплановый характер. Происходит ценностная переоценка физической культуры, спорта, и туризма, следствием которой явились [3, с.160-166]:
- Распад системы самодеятельного туризма с десятилетиями формирующимися формами работы;
- Отказ образовательных форм учреждений от таких форм самодеятельного туризма, как походы, туристские слеты, соревнования, полевые туристские лагеря, которые изначально сочетали в себе комплекс процесса образования, воспитания и оздоровления, оказывающего воздействие на личность ребенка и замена его на более комфортный коммерческий туризм;
- Сокращение количества квалифицированный кадров, способных использовать передовые возможности туризма и решать задачи, связанные с воспитанием и развитием современной молодежи.
В связи с этим туристская активность российских детей остается на достаточно низком уровне по сравнению со странами Европы. В работе будет проанализирован процесс становления данного сегмента туристского рынка и его особенности на современном этапе.
Важность детского туризма для общества обусловлена тем, что он выступает, как массовое социальное явления. Наряду с этим, переход к рыночным отношениям, а также наличие ожесточенной конкуренции в детском туризме, требуют решения проблем, связанным с необходимостью ориентации организаций, которые специализируются на детском отдыхе, на происходящие в отрасли [1, с.22-24] Обострение конкурентной борьбы между тур организациями, специализирующимися на организации детского досуга, приводит к тому, что объектом конкуренции становятся не только цены, новые виды и качество предоставляемых услуг, но и наличие квалифицированных кадров, работающих с детьми. Который в результате начинает выступать как один из факторов повышения конкурентоспособности тур предприятий на рынке туризма.
Нужно заметить, что одной особенностью и извечной проблемой является высокая стоимость на данный вид отдыха. Организации и туроператоры, состоящие в Едином федеральном реестре, остро ощущают на себе сложности, связанные с организацией детского туризма, в связи с чем ставят в приоритет работу со взрослыми группами [4, с.4-6].
Во-первых, ценовая политика средств размещения, особенно в центре городов, ставят в тупик при рассмотрении вариантов размещения. Необоснованно высокие цены на проживание детских групп «отсеивают» большую часть гостиничных предприятий еще на стадии рассмотрения вариантов.
Во-вторых, сложности возникают при организации питания детей. В соответствии с регламентом детям необходимо трехразовое горячее питание, а предприятий питания, предлагаемых качественный и при этом экономичный вариант, практически не существует.
В-третьих, стоимость входных билетов в музеи, заповедники, галереи оказываются далеко за пределами разумной стоимости. В связи с этим различные экскурсионные туры для детей становятся достаточно дорогими.
Несмотря на трудности, с уверенностью можно сказать, что созданная за десятилетия системы туристской деятельности оказалась достаточно жизнеспособной. Дети ходят в походы, ездят на экскурсии, на территории всей страны организуются туристские слеты и соревнования, краеведческие мероприятия и соревнования по ориентированию.
Большим достижением детско-юношеского туризма и Федерации спортивного туризма стала разработка и включение в программу Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО) норматива «Туристский поход с проверкой туристских навыков»
Сегодня развитие детского туризма приобрело федеральный масштаб и его развитие занимает одно из первых мест в планах развития нашего государства.
Для сохранения и дальнейшего развития любой системы необходимо убедиться в ее необходимости гражданскому обществу и вносит весомый вклад в его развитие. Рассматривая детский туризм, как уникальную систему воспитания подрастающего поколения, важно понимать, что развитие образовательных организаций данной направленности должно соотноситься с выполнением основных постановлений правительства [5, с. 68-71].
В мае 2017 года президент России Владимир Владимирович Путин подписал Указ об объявлении 2018-2027 годов в Российской Федерации «Десятилетием детства».
Основными задачами данного постановления являются – обеспечение комфортной среды для жизни подрастающего поколения, защита прав каждого ребенка в предоставление равных возможностей для всестороннего развития и самореализации детей. В связи с чем был разработан план основных мероприятий до конца 2020 года утвержденный распоряжением Правительства РФ от 06.07.2018 № 1375-р, где особое внимание уделяется развитию детского доступного туризма.
2019 год был объявлен в России Годом детского туризма в рамках Плана мероприятий Десятилетия детства. Главной его целью стала «популяризация детского туризма в России, создание условий для занятости детей туризмом, формирование у них навыков здорового образа жизни, активной гражданской позиции, приобщение детей к историко-культурному наследию, природным ценностям регионов России. »
Таким образом, признание на государственном уровне приоритета социальной функции деятельности организаций, занимающихся организацией детского досуга, подтверждает, что детско-юношеский туризм является уникальной системой воспитания подрастающего поколения.
Объединение в единую систему различных форм детского туризма позволяет нам в полном объеме решить задачи воспитания молодежи в нашей стране.
Посредством детско-юношеского туризма решаются такие государственные задачи как [6, с.102-105]:
- патриотическое воспитание и формирование гражданской позиции;
- физическое развитие поколения;
- организация летнего отдыха и оздоровления детей;
- дополнительное образование детей.
Безусловно, эта специфика детского туризма должна сохранится и в будущем.
Российская Федерация
Введение
Рамочная программа на 2020-2023 годы
Совет Европы и государственные органы, ответственные за реализацию молодежной политики в Российской Федерации, сотрудничают в области молодежной политики с 1992 года. Деятельность заключается в поддержке развития молодежной политики на федеральном и региональном уровнях и оказании помощи негосударственным молодежным организациям, а также в привлечении внимания к взаимодействию государственных структур и общественных организаций.
В прошлом были проведены обучающие курсы, в том числе долгосрочные, для молодежных лидеров, семинары по положению детских и молодежных общественных организаций, а также ряд обучающих курсов по положению молодежи и молодежной политике в федеральных округах Российской Федерации. Кроме того, представители России приняли участие в семинарах международных молодежных организаций, языковых курсах и тренингах, организованных молодежным сектором Совета Европы.
Сотрудничество сторон развивалось в течение периода времени:
- До 2003 г. — отдельные совместные мероприятия,
- 2003-2005 гг. — реализация совместного плана действий,
- 2006-2008 гг. — реализация Рамочной программы сотрудничества в области молодежной политики.
В целях содействия дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества в сфере молодежной политики между Советом Европы и Российской Федерацией Стороны разработали программу четвертого поколения — Рамочную программу сотрудничества в сфере молодежи Политика на 2009 год-2012.
Основные цели и принципы рамочной программы
Рамочная программа должна способствовать развитию европейской молодежной политики, в частности, в отношении поощрения мобильности молодежи, участия молодежи в общественной жизни, признания культурного разнообразия, борьбы со всеми формами дискриминации и содействие формированию Европы без разделительных линий. Цели программы соответствуют приоритетам Российской Федерации в области молодежной политики, в частности, Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Рамочная программа основана на следующих принципах:
- исходя из потребностей и инициатив Российской Стороны,
- основано на вопросах, в которых Совет Европы имеет значительный опыт,
- поддерживает сотрудничество с другими партнерами, работающими над аналогичными задачами,
- задает приоритеты в реализации долгосрочных проектов и системных решений.
Реализация рамочной программы
Стороны договорились разрабатывать годовые планы действий по реализации рамочной программы. С этой целью Стороны договорились проводить совместные ежегодные обзорные семинары для обсуждения хода реализации Рамочной программы, обоснования Плана действий на предстоящий год и согласования финансирования мероприятий. Расширенный семинар планируется провести на заключительном этапе реализации Рамочной программы.
В соответствии с одним из основополагающих принципов Молодежного сектора Совета Европы — соуправлением, Рамочная программа должна быть реализована совместными усилиями Сторон при разграничении обязанностей и активном участии крупнейших европейских и российских молодежных организаций.
Со стороны Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации деятельность по Рамочной программе координирует Департамент туристской деятельности и международного сотрудничества.
Со стороны Совета Европы Программу координирует Директорат по делам молодежи и спорта Совета Европы. Другие дирекции будут задействованы в реализации профильных проектов и мероприятий.
Деятельность в рамках Рамочной программы сотрудничества финансируется из различных источников:
- Совет Европы,
- Совместная программа Совета Европы и Европейской комиссии,
- Российская Федерация и субъекты Российской Федерации,
- Дополнительные внебюджетные источники с согласия обеих сторон.
Основные сферы сотрудничества
- В молодежной повестке мобильность является фундаментальной предпосылкой, позволяющей молодым людям пользоваться равными возможностями. Программы молодежной мобильности необходимы для эффективного преодоления мыслительных границ и барьеров в Европе, а также для продвижения общих ценностей. Необходимо и дальше развивать эти программы, а информация о них должна быть доступна для всех молодых людей.
- Основными задачами в этой сфере должны стать адаптация и утверждение таких инструментов мобильности, как «Европейский молодежный проездной» и «Европейский портфель для молодежных работников и молодежных лидеров», результатом которых является создание системы подотчетности и признания компетенции, полученные молодежью и молодежными работниками в ходе реализации программ и проектов молодежной повестки.
- Те, кто имеет опыт спонсирования молодежных мероприятий и участия в них, понимают, что благодаря таким мероприятиям они приобретают очень важный жизненный опыт. Они понимают, какие возможности открывает перед ними лидерство, учатся эффективно общаться, воспринимать культурные различия и их влияние на общение, учатся работать в команде, вести проект, конструктивно отстаивать свои права и т. д.
- Знания, навыки и отношения, которым мы учим и которые мы получаем сами, выполняя эту молодежную деятельность, важны и могут применяться повсеместно, но иногда требуется своего рода интерпретация, чтобы объяснить эти достижения деятелям в других сферах (семья, школа, возможный работодатель). так далее).
- Европейские молодежные центры в Страсбурге и Будапеште являются международными центрами подготовки и организации встреч, в рамках которых обученные консультанты оказывают образовательную и техническую помощь в разработке и проведении программ для молодежи и специалистов, активно участвующих в молодежной политике. Эти встречи дают платформу для обмена мнениями по конкретным вопросам, чтобы обогатить и улучшить различные аспекты молодежной политики в Европе.
- Стороны также считают полезным дальнейшее проведение учебных курсов Совета Европы в России. Ежегодные планы действий включают график мероприятий, которые должны быть проведены.
Приоритеты этих образовательных программ:
- подготовка российских тренеров;
- программы сотрудничества для государственных органов и молодежных общественных организаций.
Стороны продолжают сотрудничество по следующим актуальным молодежным вопросам путем реализации специальных проектов, ежегодно включаемых в План действий по предложению Сторон:
Развитие межкультурного диалога и его межрелигиозного измерения
- В Российской Федерации продолжить реализацию Молодежной кампании «Все разные – все равные». Совет Европы будет оказывать методическую и организационную помощь в этой работе, распространять передовой российский опыт и использовать российскую деятельность Кампании для организации европейских молодежных конференций, подготовки и распространения информационно-методических материалов.
Содействие активному участию молодежи в формировании гражданского общества и укрепление взаимопонимания среди молодежи
- Стороны намерены оказывать совместное содействие инициативам российских организаций, т.е. общеевропейским мероприятиям, конкурсам, дискуссиям, форумам по гражданским образование.
Языковое образование
- В целях содействия изучению и распространению русского языка среди европейской молодежи и европейских языков среди российской молодежи Стороны договорились организовывать ежегодные курсы русского языка для европейской молодежи с целью создания благоприятной среды и укреплять международное сотрудничество российской молодежи.
Кроме того, Рамочная программа сотрудничества предусматривает обязательное участие представителей Российской Федерации в европейских семинарах и языковых курсах Совета Европы.
Формы сотрудничества
Исходя из основных направлений сотрудничества Стороны будут поощрять следующие виды деятельности:
- Совместные мероприятия по обмену опытом молодежной политики с участием экспертов по самоуправление и совместное управление;
- Организация обменов и стажировок специалистов, семинаров, конференций, форумов;
- Специальные мероприятия для представителей негосударственных молодежных организаций и органов исполнительной власти на федеральном, региональном и местном уровнях по развитию и укреплению партнерства на основе конструктивного взаимодействия государственного и негосударственного секторов;
- Языковые курсы и мероприятия, направленные на распространение русского языка в Европе и европейских языков в Российской Федерации;
- Совместное участие в многосторонних молодежных мероприятиях и программах;
- Совместные исследования и проекты по продвижению инноваций и качества в работе с молодежью.
- При этом необходимо учитывать следующее:
- Участие представителей различных регионов России на тематической основе позволит укрепить связи между различными субъектами молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях;
- Участие молодежных лидеров и государственных служащих позволит наладить взаимодействие между государственной и общественной молодежной политикой и способствовать участию молодежи в общественной жизни;
- Обсуждение актуальных вопросов молодежной политики с участием самой молодежи позволит выявить критерии эффективности молодежной политики и определить связь между программными документами и их практической реализацией в интересах дальнейшего развития молодежной политики.
|
Специфика оздоровительно-оздоровительных программ в детско-юношеском туризме
Специфика оздоровительно-оздоровительных программ в детско-юношеском туризме
ˑ:
Дж. А. Карвунис 1
Профессор, д.м.н. Л.В. Капилевич 1, 2
1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск
2 Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск
Введение. Детско-юношеский туризм (ДЮТ) традиционно относится к наиболее социально значимым видам туризма. Уровень его развития может служить одним из показателей социального самочувствия региона, его ориентированности на подрастающее поколение [1]. Ключевыми факторами, способствующими развитию современного ДМТ, являются разнообразие рекреационных программ, инновационные методы организации досуга, популяризация спорта и здорового образа жизни, ценовые преимущества по сравнению с санаторно-курортными [2]. В первую очередь туризм – это способ восстановиться после физических и психических нагрузок за счет смены деятельности. Поездки, даже самые короткие, влияют на развитие таких личностных качеств ребенка, как коммуникабельность и самодисциплина. Туризм как вид физической активности является одной из наиболее эффективных рекреационных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества [5].
Целью исследования было исследование структуры оздоровительно-оздоровительной деятельности в условиях детско-юношеского туризма и выявление значения ее спортивно-рекреационной составляющей на примере Томской области.
Материалы и методы. Исследование проводилось в период с мая по октябрь 2015 года. Проведен подробный анализ «Реестра организаций детского досуга и оздоровления», предоставленного Департаментом по делам детей и семьи Томской области. Реестр включает данные о действующих рекреационных организациях всех форм собственности и форм собственности, расположенных на территории Томской области. Кроме того, нами было проведено анкетирование 60 работников детско-юношеских оздоровительных учреждений, работавших в летний сезон 2015 года, — по 15 человек в каждой категории лагерей. Респондентам предлагалось ответить на ряд вопросов, связанных со спецификой организации физкультурно-оздоровительных мероприятий, в том числе требовалось ранжировать ценность различных мероприятий, опираясь на приобретенный опыт. Предложено общую сумму 100 % распределить в процентном соотношении между 5 категориями форм физкультурно-оздоровительной деятельности, ориентируясь на величину фактора и количество времени, отводимого на его реализацию в структуре рекреации.
Результаты и обсуждение. В последние годы в Томской области разработаны и реализуются различные программы, тесно увязывающие летний отдых с реализацией государственной политики в сфере защиты прав детей, патриотического, нравственного и духовного воспитания детей, профилактики правонарушений несовершеннолетних. В регионе наблюдается улучшение качества услуг, предоставляемых в лагерях. Всего за период оздоровительной кампании 2015 года в области функционировало 605 детских оздоровительных организаций всех видов, 92,2% или 558 из них – лагеря дневного пребывания, 22 стационарные загородные организации отдыха и 8 санаторно-курортного типа, 17 туристско-кемпинговых баз [4]. На рис. 1 представлена структура распределения площадей специализированных лагерей в Томской области и ее динамика за последние 4 года. Можно сделать вывод, что наиболее широко представленными направлениями детского отдыха в палаточных лагерях являются спортивно-оздоровительные и культурно-массовые (в ряде случаев религиозные). Увеличивается значение и количество военно-спортивных лагерей. Организуются социальные лагеря, включающие в себя работу с особенными детьми и семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Физическое воспитание в оздоровительном лагере имеет специфические особенности, обусловленные относительно кратковременным пребыванием в лагере, разновозрастным контингентом детей, состоянием здоровья, уровнем физического развития и физической подготовленности. Эти особенности необходимо учитывать при организации физкультурно-оздоровительных, спортивных и массовых мероприятий. Физкультурно-воспитательная работа в лагере должна способствовать формированию у детей морально-волевых качеств, патриотизма, осознания ценности здорового образа жизни.
В ходе исследования проведено исследование относительного распределения форм оздоровительно-оздоровительной деятельности в структуре летнего отдыха детей и молодежи. Результаты анкетирования сотрудников специализированных учреждений позволили выявить специфику организации данного вида деятельности в различных лагерях (рис.2).
Примерами являются кемпинги на территории Томской области: на берегу реки Кеть в Верхнекетском районе («Спартанец» Белоярской школы № 1), на реке Тугояковке в Томской области («Горизонт», «Эколог» ), на реке Кия в Зырянском районе («Таёжный край» Зырянского детского дома). Если посещение туристической зоны является одной из целей туризма, то базой кемпингов фактически выбирают туристические регионы России. Например, Тутальские скалы в Кемеровской области («Горная школа», «СибЭкстрем»), Японское море на Дальнем Востоке, Июсский природный парк с пещерами в Хакасии («Зов»), озеро Иссык-Куль. в Средней Азии, р. Катунь, Катунский и Северо-Чуйский хребты Горного Алтая, восточное побережье оз. Байкал в Забайкалье, Обь-Томское междуречье в Томской области.
Выводы.
1. На современном этапе развития детского и юношеского туризма в России (в Томской области в частности) можно выделить как положительные, так и отрицательные тенденции. К первым относятся экономическая самостоятельность, диверсификация лагерных и вахтовых площадей, новшества в методах организации форм отдыха; среди негативных факторов – отсутствие компетентных кадров и слаженной системы осуществления деятельности, несоблюдение государственных постановлений и требований, вопросы, связанные с финансированием проектов [3].
2. На основании анализа специфики и организационной структуры детских оздоровительных лагерей и изучения системы организации активного отдыха и физического воспитания детей можно сделать вывод, что данная форма отдыха способствует физическому развитию детей и удовлетворению личных потребностей ребенка. в познавательной, рекреационной и коммуникативной сферах.
Рис.1. Структура площадей специализированных палаточных городков
Рис.2. Структура приоритетов форм физкультурно-оздоровительной работы в различных типах лагерей
Реферат
На современном этапе развития детско-юношеского туризма можно выделить как положительные (экономическая самостоятельность, диверсификация лагерной и вахтовые зоны, инновации в методах организации форм отдыха) и негативные (отсутствие компетентных кадров, невыполнение государственных постановлений и требований, вопросы проектного финансирования) тенденции. Детско-юношеский туризм как вид отдыха способствует физическому развитию детей и удовлетворению их личных потребностей в познавательной, рекреационной и коммуникативной сферах.
Ссылки
- Активные виды туризма [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://www.rusadventures.ru/-2013.
- Загородный летний лагерь: 1-11-е классы / С.
Ваш комментарий будет первым