ВИДЫ ГИМНАСТИКИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА — Студопедия.Нет
В системе физ. воспитания ребенка дошкольного возраста выделяются различные виды гимнастики: общеразвивающая (основная гимнастика, гигиеническая и др.), гимнастика со спортивной направленностью, включающая в себя элементы, доступные детям и направленные на повышение их общей физической подготовленности (к ней относятся художественная гимнастика, атлетическая и др.), прикладная, или лечебная.
Основная гимнастика. Направлена на укрепление здоровья, общей физ. Подготовл., закал. организма, воспитание осанки, укрепление внутр. органов и их систем В содерж. Основ. гимнастики входят строевые (упражнения в построении и перестроении), общеразвивающие и основные движения. Выполнение физ. упражнений проводится на гимнастических снарядах и с использованием физкультурного инвентаря. Под влиянием основной гимнастики улучшается деятельность внутренних органов, усиливается обмен веществ, укрепляется нервно-мышечный аппарат. Отечественные ученые считают гимнастику важным фактором повышения работоспособности, лучшим средством отдыха.
Гигиеническая гимнастика направлена на укрепление здоровья ребенка, воспитание правильной осанки, совершенствование функциональных систем организма. Средствами гигиенической гимнастики являются общеразвивающие упражнения в сочетании с закаливающими: водными, воздушными и солнечными процедурами; массажем и самомассажем.
Гимнастика со спортивной направленностью имеет целью повышение общей физической подготовленности человека. В работе с детьми дошкольного возраста можно применять только ее элементы.
Художественная гимнастика включает в себя упражнения со спортивной направленностью. Отличительной особенностью художественной гимнастики является связь с музыкой и элементами танца, эмоциональная выразительность движений, что способствует эстетическому воспитанию. Для художественной гимнастики характерны упражнения в равновесии, повороты, танцевальные виды ходьбы, бега, прыжков, элементы народного танца, упражнения с предметами (мяч, обруч, ленты, скакалки, булавы, флажки и т.д.).
К спортивным видам гимнастики относится акробатик. В дошкольных учреждениях используются в основном подводящие к акробатическим упражнениям движения. Особого внимания педагога требует выполнение упражнений на растяжку и кувырков. В раннем возрасте акробатические движения выполняются вместе со взрослыми (мамой, папой, воспитателем).
Ритмическая гимнастика представляет собой систему физ. упражнений, выполняемых под музыку. Ритмическая гимнастика способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений. Она развивает музыкальность, формирует чувство ритма. Ритмическая гимнастика в дошкольных учреждениях включается в разные формы двигательной деятельности: в утреннюю гимнастику, в вводную часть физкультурных занятий или как ритмические блоки в основную их часть и другие виды деятельности.
Прикладная гимнастика. К прикладной гимнастике относится лечебная гимнастика, или лечебная физкультура, направленная на восстановление здоровья. Она используется для улучшения состояния нервной системы, повышения тонуса организма, снятия отрицательных эмоций, исправления осанки.
Методика проведения утренней гимнастики в младшем дошкольном возрасте
В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. Физ. нагрузка возрастает постепенно: достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу утренней гимнастики. На утренней гимнастике используются знакомые детям упражнения. Физ. упр-я благотворнее влияют на организм, когда они вызывают жизнерадостное настроение, положительные эмоции. И воспитатель, правильно чередуя упражнения, давая достаточную нагрузку, создает у детей интерес к утренней гимнастике. Не менее важно эмоционально проводить упражнения, используя различные приемы, музыкальное сопровождение.
В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений не строят: они ходят и бегают стайкой, врассыпную. В дальнейшем утренняя гимнастика начинается с построения в колонну по одному или в одну шеренгу.
В начале утренней гимнастики часто дается ходьба на месте (обычная, с высоким подниманием колен). Целесообразно в начале и в конце утренней гимнастики для предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы в следующем сочетании: обычная ходьба, па носках, пятках, краях стоп. Такое сочетание повторяется 6―8 раз. Воспитатель указаниями предупреждает ошибки, а если они все же возникают, исправляет их, не прекращая ходьбы.
Бег на утренней гимнастике в младших группах сначала проводится стайкой, врассыпную, а потом в колонке по одному, как на месте, так и с продвижением в разных направлениях. Продолжительность бега без перерыва постепенно увеличивается: для младшего возраста она составляет 10―20 мин.
В утреннюю гимнастику включаются разные виды прыжков: прыжки на месте и с продвижением в разных направлениях; перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики). В младших группах при прыжках применяется имитация («зайчики», «мячики»).
Общеразвивающие упражнения для утренней гимнастики подбираются в следующей последовательности: сначала даются упражнения для мышц рук и плечевого пояса, после этого целесообразны упражнения, укрепляющие мышцы туловища и ног. В конце гимнастики, после бега в чередовании с прыжками и ходьбой, могут выполняться упражнения для плечевого пояса и рук, которые помогают успокоить организм. Для детей первой младшей группы рекомендуются 3―4 упражнения; для второй младшей ― 4.
Общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа (ка спине, животе). Исходные положения лежа, сидя выгодны тем, что снимают давление массы тела на позвоночник и неокрепший свод стопы, позволяют увеличивать напряжение отдельных мышц. Упражнения для рук и плечевого пояса детьми младшего возраста выполняются из исходного положения узкая стойка ноги врозь, а старшего ― основная стойка, сомкнутая стоика. Упражнения для мышц туловища в младшем возрасте проводятся из исходного положения узкая стойка ноги врозь, стойка ноги врозь, а в старшем ― стойка ноги врозь, широкая стойка ноги врозь. В упражнениях для ног в младшем возрасте используется узкая стойка ноги врозь, а в старшем ― основная стойка.
При проведении общеразвивающих упражнений с предметами нужно продумать порядок их раздачи и сбора, предусмотреть такое построение группы, чтобы дети не мешали друг другу.
20. методика проведения утренней гимнастики в старшем дошкольном возрасте
Проводя утреннюю гимнастику в помещении, рекомендуется организовывать ее не в групповой комнате, а в зале. При подготовке к ней дети оказывают большую помощь воспитателю: они собирают своих сверстников на утреннюю гимнастику, готовят необходимый инвентарь, освобождают помещение. Продолжит. ее 6 – 10 мин.
В содержание утренней гимнастики включаются упражнения в ходьбе, беге, подскоки на месте и 4 – 5 упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, шеи, ног, живота и спины.
Упражнения в ходьбе должны быть разнообразными. Широко используется ходьба со сменой темпа, направления, на носках, пятках, наружных сторонах стопы, высоко поднимая колени, «гусиным» шагом, с перешагиванием через препятствия.
Все эти упражнения проводятся в разных построениях. Они недлительны и переходят в легкий бег (2 – 3 круга по залу). Бег снова переходит в спокойную ходьбу. И производится перестроение.
На утренней гимнастике в старшей группе возрастает объем общеразвивающих упражнений без предметов. Включаются упражнения с гимнастическими палками, обручами, скакалками. Каждое упражнение повторяется 5 – 6 раз. Подскоки на месте с разными сочетаниями движений рук и ног, с продвижением вперед и назад, с перепрыгиванием высоких предметов и пр. повторяются 20 – 30 раз (1 или 2 раза с небольшим перерывом).
Один комплекс утренней гимнастики проводится 1 – 2 недели.
Основная особенность утренней гимнастики в старших группах – ответственное отношение детей к ее выполнению. Для них необязательна ее занимательность и образность. Воспитатель поясняет детям назначение утренней гимнастики, раскрывает ее роль в физическом развитии, приобретение силы, ловкости, формировании хорошего телосложения, красивой походки и т. д.
На утренней гимнастике воспитатель требует точности положений и направлений движения частей тела, умения выполнить упражнение в соответствии со счетом или темпом музыкального сопровождения.
Так как на утренней гимнастике применяются известные детям упражнения, то объяснение их имеет некоторую специфику – оно должно быть очень четким и кратким, фактически только напоминающим детям исходное положение, вид движения (наклоны, приседание и т.д.), требования к его качеству.
Пояснения упражнения сочетается с показом лишь в первые дни освоения комплекса. Причем к показу воспитатель широко привлекает детей, хорошо владеющих движением.
Дети старшего дошкольного возраста быстро запоминают последовательность упражнений в комплексах. Они успешно проделывают их без сопровождающего примера воспитателя. В крайнем случае, они ориентируются на впереди или рядом стоящих детей. Это дает возможность воспитателю не находится все время впереди группы, а ходить между рядами детей, тщательно наблюдать за упражнением каждого, оказывать индивидуальную помощь. Важно не сбиваться с темпа и ритма подсчета, регулирующего совместные действия детей.
На протяжении всей утренней гимнастики воспитатель неоднократно привлекает внимание к осанке детей, напоминая о необходимости не задерживать дыхание, дышать глубоко, согласовывать вдох и выдох с наиболее подходящими для этого фазами движения (руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох и т.д.). Некоторые упражнения связанны с небольшим естественным натуживанием. В момент такого натуживания происходит кратковременная задержка дыхания на вдохе, затем последовательный вдох и выдох.
Указания к проведению бега и подскоков те же, что и в средней группе.
Классификация подвижных игр
Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.
Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.
Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.
Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и дребуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.
В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.
К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших рез-тов.
В играх-забавах, аттракционах двигат. задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.
К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.
Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.
ТЕОРИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Игра была спутником человека с незапамятных времен. Глубокий анализ пед. и психол-кой лит-ры по вопросу историч. происхож. игры провел Эльконин.
Интересные исследования по вопросу происхождения игры проведены Филитисом. По его теории, игры существуют для того, чтобы ребенок отдыхал в привычных, радостных, легких, не требующих большой затраты сил, упражнениях, позволяющих восстановить силы, необходимые для поддержания жизни. Согласно теории, развитой Гроссом, игры служат средством для упражнения различных физических и психических сил.
Следует рассмотреть размышления о появлении подвижной игры Каптерева. Он полагает, что вся деят-ть людей вытекает из источников двух родов: естественно-органических и социально-культурных. Дети гораздо больше живут естественно-органическими потребностями. Предоставленные самим себе, дети охотно сбрасывают с себя культурную оболочку и становятся ближе к природе. В рез-те у детей остается масса свободных сил и энергии, кот. не расходуется на труд по удовлетв. потребностей. Эти силы и энергия требуют выхода, побуждают к деят-ти, вызывают разнообраз. упр-я. Эта детская деят-ть носит характер игры, т.е. приятной деят-ти.
В пед. истории России подвижным играм придавалось большое значение. Они рассматр. как основа физ. воспит. Во 2ой пол. XIX появл. работы педагогов Пирогова, Каптерева и др. В них подчерк. значение подвижной игры как деят-ти, отвечающей возрастным потребн. ребенка.
Основатель рос. системы физич. воспитания Лесгафт отводил подвиж. игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни, Лесгафт отмечал, что в игровой самостоят. двигат. деят-ти развивается инициатива, воспитываются нравств.качества ребенка. Лесгафт указывал на наличие в подвижной игре цели. Форма игры должна отвечать цели. Действия в игре должны соответс. умениям ребенка управлять собой и вызывать «возвышающее чувство удовлетворения». Он рекомен. постеп. усложнять содержание и правила игры. Для этого созд. новые упр-ния, условия, действия. Идеи Лесг. претворялись в жизнь его послед-телями и учениками (Гориневским, Аркиным).
Гориневс. придавал огромное значение оздоровит. направленности полож.эмоций, кот. ребенок испытыв. в игре. Радость он считал обязат. условием игровой деят-ти. Серьез. Требов. Горин. предъявлял воспит. ценности сюжета игры, методике ее проведения. Он требовал от воспитателя эмоциональности, индивид. подхода к ребенку, соблюдения правил игры. Он считал целесообр. введение в игры элементов соревнования.
Аркин видел преимущества игры в ее эмоциональной насыщенности, привлекательности, мобилизующей силы ребенка, доставляющей ему радость и удовлетворение. Значительную роль в результативности игры Аркин отводил педагогу, его искусству заинтересовать ребенка, правильно объяснить игру, распределить роли, подвести итог; при необходимости педагог успешно может подключиться к игре.
Итак, на основе анализа научно-методической литературы, посвященной игре, можно сделать следующие выводы:
— Истоками подвижной игры является моделирование недоступной для ребенка деятельности взрослого. — Игры создавались с целью подготовки подрастающего поколения к жизни, к труду. — Игры возникали с целью проверки готовности к жизни (обряд инициации). — Игры создавались с целью развития и совершенствования основных видов движения.
В создание теории игры значительный вклад внесли ведущие русские педагоги и психологи. Вопросы теории и методики игры разрабатывались Элькониным, Леонтьевым, Поддъяковым. В разработке содержания, организации и методики подвижных игр важную роль сыграли работы Быковой, Михайловой, Осокиной и др.
23. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Методика проведения подв. игры детей дошк. возраста направлена на воспитание эмоц., сознательно действующего в меру своих возможностей ребенка и владеющего разнообразными двигат. навыками. Методика проведения подв.игр нашла свое отражение в работах ученых Гориневского, Михайловой, Осокиной и др.
Обязательным условием успешного проведения подв. игр является учет индив. особенностей каждого ребенка. Подбор подвижных игр зависят от уровня физич. и умственного развития детей, их двигат. умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивид. особенностей, времени года, места проведения, интересов детей. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предвар. работу с ребенком: читает худ. произведения, организует наблюдения за природой, животными, деят-тью людей разл. профессий (пожарными, водителями), проводит беседы.
Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры. Педагог изготавливает их вместе с детьми. Тематика сюж. подвижных игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей, явлений природы, подражание животным. В ходе объяснения игры перед детьми ставится игровая цель, способствующая осознанию игровых правил, формир. и совершен. двиг. навыков. При объяснении игры использ. краткий образный сюжетный рассказ. педагог раскрывает последов-ть игровых действий, игровые правила и сигнал.
Интерес детей к играм с элементами соревнования повыш., если надевается форма, выбираются капитаны команд. Команды получают очки. Рез-ат подсчета определяет оценку качества выполн. заданий и коллект. действий каждой команды.
В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение ребенком правил. Он тщательно анализ. причины их нарушения. Ребенок может нарушить правила игры в случаях: если не понял объяснение педагога; хотел выиграть; был невнимателен.
Заканчивается подвижная игра ходьбой, постепенно снижающей физическую нагрузку и приводящей пульс ребенка в норму.
Проведение подвижных игр в разных возрастных группах.
Игровая деят-ть возникает уже в преддошкольном возрасте. Для того чтобы игра малышей была полноценной, необходимо создавать для них педагогически целесообразную внешнюю обстановку, правильно подбирать игрушки. Детям должно быть предоставлено много места, чтобы бегать, прыгать, прятаться. Для младшей группы рекомендуются игры с текстом. Воспитатель читает текст, иллюстрируя его соответств. движениями. Такие игры воспит. у детей чувство ритма. Дети, слушая воспитателя, подражают движениям.
К средней группе подбираются игры, упражняющие детей в ловкости, смелости, выдержке. Ив этой группе воспитатель уже распределяет роли среди детей. Роль Водящего вначале поручается детям, которые могут с ней справиться. В средней группе широко используются сюжетные игры типа: «Кот и мыши», «Мышеловка», несюжетные игры — «Найди себе пару», «Чье звено вкорее соберется?» и т.д.
В подвижных играх детей старшего дошк. возраста используются более сложные движения. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, смекалку, сноровку.
В подготовительной к школе группе большинство детей хорошо владеют основными движениями. Усложнение задания требует от детей умения быстро переключаться от одной деятельности к другой — в данном случае от активного бега к выполнению коллективного творческого задания.
Поскольку игра включает активные движения, а движение предполагает практическое освоение реального мира, игра обеспечивает непрерывное исследование, постоянный приток новых сведений.
Таким образом, подвижная игра является естественной формой социального самовыражения личности и творческого освоения мира. Важную роль в развитие творческой деят-ти детей играет привлечение их к составлению вариантов игр, усложнению правил. Вначале ведущая роль в варьировании игр принадлежит воспитателю, но постепенно детям предоставляется все больше и больше самостоятельности.
В подг. группе наряду с сюжетными и несюжетными играми проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.
У детей всех возрастов огромная потребность в игре, и очень важно использовать подвижную игру не только для совершенствования двигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребенка. Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.
Спортивная гимнастика — Википедия
Спортивная гимнастикаСпортивная гимнастика — вид спорта, включающий в себя соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и в опорных прыжках. В современной программе гимнастического многоборья: для женщин — на брусьях разной высоты, бревне, в опорных прыжках, вольных упражнениях; для мужчин — в вольных упражнениях, опорных прыжках, на коне, кольцах, параллельных брусьях и перекладине.
Гимнастические упражнения культивировались ещё в древнем мире. Ещё за 4000 лет до нашей эры в Китае, Индии и у других народов гимнастические упражнения применялись в лечебных целях. В китайских книгах тех времен указывается на то, что в Китае существовала гимнастика, которой занимались дома утром и вечером. Широко известная в настоящее время система гимнастических упражнений индийских исторических источников (памятники, фрески, рисунки) известно, что гимнастические упражнения применялись у всех древних народов: у египтян, персов, ассирийцев, народов Закавказья, римлян и др. Некоторые гимнастические снаряды, например конь, существовали ещё в древности. На коне делали гимнастические упражнения, помогающие освоить верховую езду. В древности гимнастика в лечебных целях применялась также в Индии, Китае, но там они превратились в духовные практики, своеобразные языческие религии (например, йога) и поэтому не имели такой массовости, как в Греции и Риме, где гимнастика была просто подготовкой воинов.
Термин «гимнастика» впервые появляется у древних греков в период расцвета древнегреческой культуры в 8 веке до н. э. Гимнастические упражнения входили в систему физического воспитания в Древней Греции, служили средством подготовки юношей к участию в Олимпийских играх. Олимпийские игры проводились на протяжении 1168 лет (776 год до нашей эры — 392 год нашей эры), включали борьбу, метание копья, диска, прыжки в длину, бег, бой на кулаках, колесничная езда. Основной целью этих игр — военная подготовка юношей. Бегали со щитом, прыгали с гантелями, борьба переходила в бокс, а кулачный бой проходил с помощью твердых кожаных, а не смягчающих повязок на руку. В 393 году гимнастику запретили, поскольку она продолжала иметь языческую основу и плохо влияла на нравственное воспитание молодежи.
С конца XVIII — начала XIX века в западноевропейских и русской системах физического воспитания использовались упражнения на гимнастических снарядах, опорные прыжки. Во второй половине XIX века в ряде стран Западной Европы стали проводиться соревнования по некоторым видам гимнастических упражнений.
Соревнования по спортивной гимнастике[править | править код]
Олимпийские игры — самый престижный чемпионат по спортивной гимнастике.
Чемпионат мира по спортивной гимнастике — ежегодный международный чемпионат, который проводится с 1903 года.
Чемпионаты Европы по спортивной гимнастике — крупнейшие соревнования между представителями европейских стран по спортивной гимнастике.
Спортивная гимнастика в России и СССР[править | править код]
Первые состязания в России состоялись в 1885 году в Москве.
В СССР развитие спортивной гимнастики в 1930-е годы связано с осуществлением Всевобуча. 1-й чемпионат СССР по гимнастическому многоборью состоялся в 1928 году в рамках Всесоюзной спартакиады в Москве; 2-й — с участием женщин — в 1932. С этого времени чемпионаты проводятся регулярно, с 1939 и по отдельным видам многоборья, с 1936 — всесоюзные соревнования школьников, с 1955 — на Кубок СССР по многоборью.
Становление и развитие спортивной гимнастики в СССР связано с именами таких педагогов и тренеров, как В. В. Соколовский, Г. С. Егнатошвили, Б. Н. Астафьев, А. С. Бакрадзе, М., Л. П. Орлов, Н. Н. Миронов и др., спортсменов М. В. Тышко, Т. А. Демиденко. Е. А. Боковой, Г. Н. Урбанович, Г. В. Рцхиладзе, М. Д. Дмитриева, А. М. Ибадулаева, Н. П. Серого, М. Д. Касьяника, А. И. Джорджадзе, Е. И. Гавриловой, А. П. Колтановского и др.
В 1937 году советские гимнасты впервые участвовали в международных соревнованиях — на 3-й Всемирной Рабочей олимпиаде в Антверпене, где стали победителями в мужском и женском командном первенстве. В 1949 году Федерация спортивной гимнастики СССР (основана в начале 1930-х годов как всесоюзная секция) стала членом международной федерации; с 1952 советские гимнасты участвуют в Олимпийских играх, с 1954 — в чемпионатах мира и с 1955 — Европы (европейские первенства для женщин проводятся с 1957).
- Спортивная гимнастика // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Журавин М. Л., Меньшикова Н. К. Гимнастика. Учебник для студентов вузов. М., 2001
- Кузнецов Б. А. Спортивная гимнастика в СССР. М., 1982
- Правила спортивных игр и состязаний. Иллюстрированный энциклопедический справочник. Пер. с англ. Минск, 1998
- Гавердовский Ю. К. Техника гимнастических упражнений. Популярное учебное пособие. М., 2002
Гимнастика в России и её виды.
Бурхонова Виолетта 4 «В» класс.
Руководитель Анцова С.А.
Реферат на тему :
«Гимнастика в России и её основные виды»
Гимнастика (греч. gymnastikḗ, от gymnázō — упражняю, тренирую) — система физических упражнений, направленных на укрепление здоровья и развитие гармоничного физического развития. Многие виды гимнастики являются видами спорта.
Гимнастика — спорт, а также часть физической культуры, делится на художественную, спортивную, командную, аэробную, эстетическую и акробатическую гимнастику. Для оздоровления выполняют упражнения утренней гимнастики, проводят физкультминутки в школах на переменах, элементы этого вида спорта включены в физкультурную программу, также иногда гимнастические упражнения проводят для лечения разных болезней в ходе занятий лечебной физкультурой (ЛФК). Вырабатывает выносливость, координацию, тренирует равновесие, силу, гибкость, дает навыки исполнения сложных упражнений.
Виды гимнастики
Спортивная гимнастика — олимпийский вид спорта с 1896 года. Как вид спорта существовал в Древней Греции. Соревнования проходят в опорных прыжках, вольных упражнениях и разных снарядах — брусьях, кольцах, колоде, коне, бревне.
Художественная гимнастика — исполнение упражнений (со скакалкой, обручем, лентой, булавой, мячом), которые объединены в музыкальный танец. Есть групповые упражнения, в которых спортсменки пользуются одновременно мячами и обручами или одним видом предметов.
Командная гимнастика происходит из скандинавских стран, соревнования проводятся с 1996 года. Есть три вида упражнений — вольные, акробатические прыжки и мини-батут. Есть индивидуальный и командный зачеты, занимаются женщины, мужчины или вместе и те и те в одной команде.
4.Цирковая гимнастика — зрелищные выступления на снарядах, закрепленных на полу (турники, кольца, батуты) или в воздухе, воздушная гимнастика (корд де волане, трапеции, воздушный турник, полотна, кольца и другие).
5. Акробатическая гимнастика — парные, групповые упражнения, акробатические прыжки.
6. Спортивная аэробика — спорт, в котором упражнения сложно скоординировать, также нужно взаимодействовать между партнерами, выполняя своеобразные аэробные шаги. В 1995 году аэробика получила признание и вошла в Международную федерацию гимнастики.
7. Разные виды оздоровительной гимнастики — производственная гимнастика, гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика (лечебная физкультура), атлетическая гимнастика.
Гимнастика в России
В 1774 году Екатерина Вторая приказала обучать гимнастике кадетов сухомлинского корпуса. В начале 19 века этой дисциплине обучались гвардейцы, а к середине этого века все в армии в обязательном порядке должны обучать элементы гимнастики. В 1855 году в Санкт-Петербурге был открыт платный гимнастическо-фехтовальный зал, причем офицеры занимались бесплатно. В конце ХІХ века профессор П.Ф.Лесгафт создает теоретическую основу внедрения гимнастики в физическое воспитание, на базе его курсов в 1918 году был создан современный институт физкультуры.
В 1863 году в Санкт-Петербурге существовало немецкое гимнастическое общество, в которое было запрещено вступление русских, так как власти боялись закрытых кружков, которые могли стать политическими. Однако 1881 году все же появилось «Русское гимнастическое общество», которое в 1885 году провели первые гимнастические соревнования, принимало участие одиннадцать человек.
В 1897 году было организовано «Санкт-Петербуржское атлетическое общество», в этом же году были проведены соревнования, которые продолжались до 1915 года. Подобные общества появлялись по всей России, например сокольские кружки, которые в 1907 и 1912 году принимали в соревнованиях в Праге. В том же 1912 году российская команда гимнастов принимала участие в Стокгольмских V олимпийских играх, но фактически безрезультатно. В 1913 году в Киеве состоялась Российская Олимпиада.
В СССР гимнастика была чрезвычайно развита, на эту тему есть множество публикаций, но достаточно взглянуть на факты — женская команда на олимпиадах была рекордных 10 раз первой, а мужская — пять раз. Лариса Латынина завоевала 18 олимпийских медалей, из них 9 золотых. Николай Андрианов завоевал 15 медалей на олимпиадах, из них 7 золотых. А в 1980 году гимнаст Александр Дитятин завоевал восемь медалей из восьми возможных, из них 3 золотых. В 1992 году Виталий Щербо (сборная СНГ) завоевал 6 золотых медалей.
Заключение
В наше время гимнастика занимает особое место и является одним из основных средств укрепления здоровья, физического развития, закаливания организма, формирования жизненно необходимых двигательных умений и навыков. Она популярна благодаря ее доступности. Наряду со сложными упражнениями, которые есть, например, в современной спортивной гимнастике, имеется множество самых разнообразных простых упражнений, вполне доступных любому человеку, независимо от его возраста и пола.
Гимнастика в системе физического воспитания также занимает ведущее место. Особенно велика роль гимнастики в физическом совершенствовании подрастающего поколения. Регулярные занятия гимнастикой наиболее успешно решают задачи начального физического воспитания, закладывают прочное основы для развития физических качеств и способностей, формируют красивые осанки и телосложение, способствуют ритмичной, слаженной деятельности органов сердечно — сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем организма человека. Особая ценность гимнастики заключена в её образовательных возможностях. Постепенное усложнение изучаемых двигательных действий, возможность использования бесконечных вариаций гимнастических упражне-ний позволяют занимающимся расширять представления о двигательных возможностях организма, познавать их общие закономерности.
А также, не менее важным является то, что средства гимнастики исполь –
зуются для достижения высоких спортивных результатов.
Таким образом, значение гимнастики в нашей жизни трудно переоценить.
Средства и методы гимнастики, опирающиеся на последние достижения
науки и передовой опыт практической работы, проникают во многие сфе-
ры жизнедеятельности человека, благотворно влияют на формирование
его личности.
Используемые источники:
http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-74110
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гимнастика
http://gimnastikasport.ru/sportivnaya/referat-po-fizkulture-gimnastika.html
Физическая культура в семье. – М.: Физкультура и спорт
Основная классификация и виды гимнастики
Гимнастика – это не какой-то определённый вид спорта, а, скорее, собирательное понятие. Выделяют множество её видов, и о каждом из них стоит рассказать более подробно.
Виды
Основная классификация видов гимнастики предполагает выделение трёх больших групп: оздоровительная гимнастика, спортивная, а также прикладная. О каждом отдельном виде стоит рассказать более подробно.
Оздоровительная
Основные виды оздоровительной гимнастики:
- Основная (общая). Основная цель такой гимнастики – это развитие двигательной активности человека. Такое развитие может предполагать освоение каких-то новых навыков, повышение активности с целью освоения более сложных действий. Именно такой вид используется в большинстве общеобразовательных учреждений в качестве одной из дисциплин, входящих в программу. Основные выполняемые упражнения – это ходьба, бег, прыжки, преодоление препятствий, переноска грузов, ползание и так далее. Нередко используются дополнительные приспособления и снаряды, например, скакалки, кольца, перекладины, брусья, небольшие гантели и так далее. Основная гимнастика позволит подтянуть тело, повысить координацию и нормализовать работу организма.
- Гигиеническая. Этот вид направлен на улучшение настроения и самочувствия человека, поддержание здоровья, профилактику заболеваний и повышение общего тонуса. То есть тренировка организма и повышение активности не являются основными целями. Как правило, выполняются самые простые упражнения без использования дополнительных приспособлений. Подобные занятия проводятся в санаторных или курортных учреждениях.
- Атлетическая. Такую гимнастику часто называют силовой, так как она направлена на увеличение мышечной массы и придание мышцам рельефа, повышение выносливости организма и укрепление силы. Все упражнения выполняются с использованием гантель, гирь, спортивных снарядов. Обычно предполагается многократное повторение каких-то действий, так как именно такие тренировки позволяют прорабатывать мышцы. Данный вид рекомендован в большей мере молодым людям для улучшения и поддержания формы. Занятия требуют контроля врача, так как нагрузка интенсивная.
- Ритмическая. Такая гимнастика чем-то похожа на гигиеническую и общую, но отличается от них тем, что все упражнения ритмичны и выполняются под музыку (именно она задаёт основной такт), а также включают элементы хореографии. К данному виду гимнастики можно отнести такие современные направления как шейпинг, аэробика, танцевальная гимнастика.
Спортивная
Основные виды спортивной гимнастики:
- Художественная гимнастика считается женским видом, так как она предполагает определённую зрелищность и эстетичность. Упражнения чаще всего выполняются под музыку и включают в себя такие элементы как шпагаты, различные прыжки, перевороты и так далее. Некоторые движения заимствуются из хореографии. При выполнении могут использоваться дополнительные приспособления: мячи, обручи, ленты, скакалки, шарфы и так далее.
- Спортивная акробатика включает очень сложные элементы, все упражнения требуют долгих тренировок, высокой координации движений и максимальной выдержки. Основные элементы: различные стойки, прыжки с переворотами в воздухе, перекаты, кувырки, сальто, «мостики», шпагаты и так далее. Упражнения могут выполняться вдвоём или втроём.
- Лёгкая атлетика. Она объединяет и включает в себя такие дисциплины как бег, ходьба, пробеги, прыжки, метания, кроссы по пересечённой местности, многоборья и так далее. Упражнения довольно сложные, но не являются силовыми.
- Тяжёлая атлетика предполагает выполнение упражнений с утяжелением и использование тяжёлых снарядов, таких как штанги, гири, гантели. В данный вид входят такие элементы как подъёмы штанги из различных положений и разными способами, удержание и перекидывания гирь и так далее. Хотя данный вид считается преимущественно мужским, тяжёлой атлетикой занимаются и женщины.
Прикладная
Прикладная гимнастика включает в себя следующие виды:
- Лечебная гимнастика. Она направлена на устранение заболеваний или облегчение состояния больных. Лечебные упражнения могут назначаться при болезнях дыхательной и сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата. Занятия должны назначаться лечащим врачом и проводиться строго под его контролем, только в этом случае они будут эффективными.
- Военно-прикладная гимнастика должна способствовать формированию, закреплению и совершенствованию навыков, свойственных военным действиям. Такой вид используется в армии.
- Спортивно-прикладная. Данный вид направлен, прежде всего, на подготовку профессиональных спортсменов к соревнованиям, достижение наилучших результатов и на совершенствование их навыков.
- Профессионально-прикладная гимнастика используется для освоения новых или совершенствования имеющихся навыков людей, чья профессиональная деятельность связана с определёнными физическими нагрузками и предполагает выполнение сложных действий. Данный вид позволяет повысить производительность труда и избежать производственных травм. Профессионально-прикладная гимнастика имеет несколько разновидностей, предназначенных для разных профессий, например, для космонавтов, лётчиков, пожарников, моряков.
Основные виды гимнастики. Оздоровительная и спортивная гимнастика :: SYL.ru
Популярным видом спорта является гимнастика. Она состоит из различных по сложности движений, которые вместе образуют определенные комбинации. Каждый спортсмен в начале тренировки выполняет специальный комплекс гимнастических упражнений, так как именно они являются главной основой. Благодаря данным упражнениям можно научиться правильно распределять силу, направление движений и скорость, усовершенствовать работу нервной системы, органов и мышц. Существуют такие виды гимнастики: оздоровительная, спортивная, общая.
Зачем необходима гимнастика?
Ученые доказали, что спортивные упражнения помогают повысить настроение, нормализовать работу организма и усовершенствовать свой внешний вид. Например, благодаря утренней гимнастике можно легко проснуться, избегая вялости и плохого настроения. Необходимо потратить всего лишь 20 мин, чтобы потом радовать окружающий мир своей улыбкой. У человека, который регулярно занимается физическими упражнениями, выработана ловкость, быстрота движений, он меньше устает и на протяжении всего дня чувствует себя бодро. Необходимо узнать какие бывают виды гимнастики, и выбрать для себя наиболее подходящие упражнения, которые будут приносить пользу, заряжать оптимизмом и поддерживать здоровье.
Спортивная гимнастика
Данный вид спорта включает в себя прыжки, вольные упражнения, занятия на различных снарядах (бревно, кольца, брусья), в основном им занимаются только люди с профессиональной подготовкой. Для мужчин и женщин базовый комплекс значительно различается. Виды спортивной гимнастики: акробатика, художественная, а также аэробика.
Художественная гимнастика
Данная разновидность гимнастики предназначается для женщин. Ее основа состоит в номерах с использованием танцевальных комбинаций с предметами или без них. Она, как и другие виды гимнастики, подразумевает в себе стремление достичь высоких результатов, позволяя развиваться физически, расширять двигательные возможности, осваивать больше технических упражнений. Можно увидеть тесную взаимосвязь с балетом, поэтому в данном виде спорта учитываются гибкость, пластика, грация, ритм и даже артистичность. Виды художественной гимнастики достаточно часто встречаются в хореографии. По сей день остается актуальным использование знаменитых номеров в танцевальных постановках. Для того чтобы добиться максимального успеха, необходимо знать базовые элементы акробатики, которые никогда не будут лишними. На мировых соревнованиях не допускаются номера без использования предметов. Если выступление групповое, то можно наблюдать постановку с одним или двумя видами спортивного инвентаря, например, мячи и обручи.
Акробатическая гимнастика
Данный вид спорта объединяет в себе выполнение акробатических танцевальных движений, шагов, трюков и прыжков. Для выступления собирают группу из нескольких человек (мужчин, женщин или смешанную). Чтобы достигнуть максимального эффекта и успеха в этой сфере необходимо быть гибким, точным, сильным, иметь музыкальный слух, а главное, доверять своему партнеру. Если еще несколько лет назад акробатика не составляла важную часть всей гимнастики, то на сегодняшний день ситуация сильно изменилась. Ведь неслучайно ученые доказали, что все, кто смог достигнуть значительных результатов в данном виде спорта еще с раннего возраста, становятся более успешными в этой сфере. Занятия акробатикой позитивно влияют на организм, улучшая психологическое состояние, развивают равновесие, силу, точность движения. Они предназначены для людей абсолютно любого возраста и различной физической подготовки.
Аэробика спортивная
Аэробика — молодая, но достаточно популярная гимнастика, виды упражнений которой поражают своим разнообразием. Спортсмены, занимающиеся этим спортом, способны совершать обороты, прыжки, удивлять своей гибкостью и силой. Женщины, предпочитающие фитнес, знакомы с аэробными движениями и с легкостью могут их выполнять. Все упражнения направлены на демонстрацию танцевальных умений, силы, упругости, гибкости и непрерывности движения. Сейчас спортивная аэробика вынесена на международный уровень, что подтверждает ее важность и значительность в спортивном мире.
Оздоровительная гимнастика
Одним из видов оздоровительной гимнастики является дыхательная. Благодаря ей можно регулировать механизм газообмена, что является полезным для любого спортсмена и просто обычного человека. Виды дыхательной гимнастики никого не оставят равнодушным. Их основы разрабатывались еще несколько столетий назад в Китае, Греции и Индии. Грамотное дыхание позволит наладить свою жизнь, как бы странно это ни звучало, и привести в порядок организм. Все, что нужно – придерживаться общих правил при выполнении упражнений.
Для того чтобы любые виды гимнастики, направленные на оздоровление человека, были эффективными, нужно делать их с хорошим настроением, постоянно чередовать комбинации и ни в коем случае не увлекаться слишком длительным временем выполнения. Будет лучше, если все необходимые упражнения покажет специалист, который сможет создать индивидуально подобранный комплекс, направленный на улучшение работы организма.
На сегодняшний день разработано огромное количество методик оздоровительной гимнастики. Благодаря врачам уже существуют как общедоступные комплексы, так и специализированные, направленные на лечение определенных органов. Остальные оздоровительные упражнения, как и виды дыхательной гимнастики, должны подбираться лишь под наблюдением специалиста, особенно если существуют серьезные проблемы.
Общая гимнастика
Музыкальность, динамичность, легко выполнимые упражнения, низкая травмоопасность – все это присуще общей гимнастике. Она преподается во многих школах, является доступной для любого человека, позволяя развивать у детей быстроту, гибкость, силу, что очень полезно для растущего организма. Все виды гимнастики, особенно общая, влияют на психологическое и физическое состояние человека.
Тем людям, которым необходимо тренировать сердечно-сосудистую и нервную системы, опорно-двигательный аппарат и т. д., необходимо сделать упор на ритмическую гимнастику. А тем, кто стремится поднять тонус организма, подойдет и гигиеническая.
Целью общей гимнастики является физическое развитие человека, укрепление его здоровья, приобретение определенных навыков и повышение мозговой активности.
Гимнастика для человека – очень важный фактор, определяющий его здоровье. Существует большое количество комбинаций, которые под силу каждому человеку. Например, все виды утренней гимнастики сочетают в себе базовые упражнения, выполнение которых пойдет лишь на пользу.
Какая бывает гимнастика — небольшой обзор
Секрет основной гимнастики в том, что она содержит в себе огромный спектр физического развития, который направлен на общее укрепление организма. Основная гимнастика помогает сформировать жизненно важные навыки, повышает работоспособность.
Общеразвивающими упражнениями являются вольные, прикладные упражнения, прыжки и активные игры.
Также сюда входят акробатические элементы. Основная гимнастика подразумевает дальнейшее разветвления на различные виды спорта. Это может быть спортивная и художественная гимнастика.
Основная гимнастика начинается в школе. В прикладном виде такая гимнастика обучает двигательным навыкам. К ним относятся: бег, ходьба, прыжки, метания, лазания, переноска грузов. Она включает в себя большой оздоровительный комплекс, который влияет на развитие всех органов. Владея основными техниками, занимающиеся способны отлично справляться с двигательными задачами.
Каждое упражнение состоит из нескольких элементов. Пожилым людям, также советуют прибегать к подобным тренировкам, т.к. с возрастом начинаются различные проблемы со здоровьем и ухудшается физическое состояние. В процессе разучивания движений улучшается психическое состояние, на что влияет развитие памяти.
Утренняя гимнастика — одна из разновидностей основной гимнастики. Она очень положительно влияет на организм, подготавливая к новому дню.
Гимнастика такого рода, попросту называется зарядкой и не требует каких-то специальных вспомогательных инструментов и формы. А также простая утренняя разминка не отнимает много времени.
Зарядку можно начать с элементарной ходьбы по комнате, переходя в легкий бег. При выполнении упражнений нужно следить за дыханием. Завершить зарядку можно ходьбой, а по окончанию следует принять душ.
Ритмическая гимнастика тоже относится к основной. Это система физических упражнений, которая должна сопровождаться музыкой. Дети, занимающиеся таким видом гимнастики, обладают выразительностью и грациозностью. Они могут похвастаться хорошим чувством ритма и музыкальностью.
Комплексы упражнений довольно разнообразны. В них преобладают элементы с наклонами, приседания, размахи, идет активное развитие гибкости.
В плюс ко всему, развиваются скоростные качества и выносливость, а это положительно сказывается на дыхательную и сердечно-сосудистую системы.
Ритмическую гимнастику чаще называют аэробикой. Ее главная изюминка состоит в музыке, она хорошо избавляет от утомления и дает прилив положительной энергии.
Виды аэробики тоже делятся на несколько подразделений. Существует танцевальная аэробика, с помощью которой можно обучится разным танцевальным жанрам (латина, самба и др.)
Есть степ, аква, велосипедная аэробика (имитация велосипедной езды), на слайдах и памп-аэробика.
Степ-аэробика — это веселый метод фитнеса с использованием специальной платформы под энергичную музыку.
Чередуются аэробные и силовые упражнения. Весь процесс заключается в подъемах и спусках.
Преимущества степ-аэробики заключается в укреплении нервной и дыхательной систем, стабилизации вестибулярного аппарата, нагрузки на ягодичные мышцы и мышцы бедра, похудению, снятию стрессов.
Упражняться следует еженедельно, не больше трех раз, во время занятий желательно пить много жидкости.
Аква-аэробика подразумевает собой выполнение упражнений в воде. Это и весело, и полезно! Кроме того, водные занятия считаются намного эффективней, чем в обычной обстановке. Такая гимнастика позволяет увеличивать силу мышц.
Аэробика на слайдах. В этом виде аэробики незаменимым помощником оказывается слайд — это такая скользкая дорожка с бортиками с каждой стороны. Для занятий, на обувь одеваются бахилы — это для скольжения, т. к. в кроссовках скользить не получится.
Такой вид аэробики подходит тем, кто решил скинуть лишние килограммы. Слайд-аэробика отлично укрепляет нижнюю часть тела и обучает искусству скольжения.
Памп-аэробика представляет собой технику силовых упражнений под музыкальное сопровождение. Выполняется она с помощь штанг, гантелей и степ-платформ. Если вы жалуетесь на боли в спине, вам сюда. Такие тренировки посещают ни более 2 раз в неделю. Для занятий выбирается наиболее удобная одежда и необходимое снаряжение.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
Образовательно-развивающие виды гимнастики — Студопедия.Нет
Гимнастика как средство и метод физического воспитания ребенка
Гимнастика- система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка. Гимнастика способствует воспитанию жизненно важных двигательных навыков, а также придает движениям красоту, грациозность, точность. Она обеспечивает развитие и психофизических качеств (ловкость, быстрота, сила, гибкость, выносливость; формирует волю, характер, дисциплинированность, развивает память, мышление) Специфической задачей гимнастики является формирование правильной осанки, коррекция различных деформаций тела, воспитание умения владеть им.
Важную роль в организации гимнастических упражнений играет обучение, в процессе которого воспитывается умение оценить свои двигательные возможности, усвоить общие закономерности двигательной деятельности. Осуществлению этой задачи способствует распределение учебных заданий, применение анализа и синтеза движений, изучение разнообразных физических упражнений и творческое их использование. Таким образом, гимнастика и ее методы способствуют повышению общей физической подготовленности ребенка и помогают успешнее решать задачи физического воспитания.
организованность, дисциплинированность, самодисциплина, творческое отношение к делу.
Оздоровительные виды гимнастики
Оздоровительные виды гимнастики предусматривают выполнение упражнений в режиме дня в виде утренней гигиенической (зарядка) и вводной гимнастики, физкультпаузы, физкультминутки, сюда включены также лечебная и ритмическая гимнастика. Главное назначение их состоит в том, чтобы укреплять здоровье человека, поддерживать на высоком уровне его физическую и умственную работоспособность в учебе, труде, повышать активность в трудовой и общественной деятельности.
Гигиеническая гимнастика – средство физического воспитания для укрепления и сохранения здоровья человека, повышения жизнедеятельности организма в целом, поддержки бодрости и эмоционального тонуса.
Гигиеническая гимнастика — используется для сохранения и укрепления здоровья, поддержания на высоком уровне физической «и умственной работоспособности, трудовой и общественной активности. Занятия проводятся в индивидуальной и групповой формах с детьми из детских садов, школьниками, учащимися средних и высших учебных заведений. (ходьба и бег, общеразвивающие и прикладные упражнения. Заканчивается комплекс упражнениями в глубоком дыхании и в расслаблении мышц). Гигиеническая гимнастика может проводиться в любое время дня: утром — для более быстрого вхождения в режим дня; днем — для снятия накопившегося утомления. Перед сном очень полезны упражнения в виде напряжений и последующих расслаблений основных мышечных групп.
Гигиеническая гимнастика — это система простейших упражнений, направленная на обеспечение оптимального текущего состояния организма человека. Может применяться практически во всех возрастных периодах и при любой подготовленности к физической нагрузке. осуществляется профилактика неблагоприятных воздействий на организм окружающей среды;
нормализуется работа основных функциональных систем;
улучшается работоспособность организма;
формируются базовые двигательные навыки;
воспитывается культура движений и поведения;
формируется «личная физическая культура» и потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями, «тяга» к совершенствованию.
Вводная гимнастика направлена на быстрое вхождение занимающихся в предстоящую учебную или трудовую деятельность. По форме организации — это «гимнастика до занятий» в школе и «гимнастика до работы» на производстве. Здесь применяются упражнения по структуре движений, энергетическому и сенсорному обеспечению близкие к профессиональным двигательным действиям. В ходе выполнения упражнений достигается физиологический и психологический настрой на активную и высокопроизводительную учебную или производственную деятельность. Продолжительность выполнения упражнений от 5 до 10 мин.
Утренняя гимнастика (зарядка) применяется с целью быстрого достижения оптимального состояния организма после сна. На протяжении дняаналогичные упражнения выполняются для предупреждения усталости. Вечером занятия направлены на снижение нервного напряжения, хорошо влияют на ночной сон.
Физкультурная минутка, или физкультурная пауза, применяется для поддержания физической и умственной работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного или трудового дня, предупреждения нарушени осанки, локального физического утомления. Она проводится при появлении признаков утомления во время учебных занятий или работы. Комплекс может состоять из 5 — 10 упражнений и выполняться в течение 2 — 5 мин.
Физкультпауза — основная форма проведения Г.Г. в режиме рабочего дня. Основная функциональная цель — отвлечься от основной деятельности, переключиться на иной ее характер, дать небольшой отдых нервной системе и группам мышц (или органам, например, глазам), подвергавшихся воздействию профессиональной нагрузки.
«Физкультурная пауза» — это форма Г.Г., используемая в специальные перерывы 1—2 раза в режиме рабочего дня за полтора-два часа до обеденного перерыва или до окончания работы. В эти моменты наблюдается наибольшее утомление и рассеивание внимания. Поэтому в течение обычно пяти минут выполняются 6—8 упражнений разминающего и отвлекающего характера, растягивание мышц, выполнявших силовую нагрузку.
Лечебная гимнастика — основа лечебной физической культуры (ЛФК). Она помогает восстановлению временно утраченных отдельных функций организма после травмы, ранения, болезни, хирургической операции и др. Применяется в комплексе с другими лечебными средствами при самых различных заболеваниях. Она особенно эффективна при лечении опорно-двигательного аппарата.
Комплексы лечебной гимнастики для школьников составляются врачом совместно с учителем физкультуры в зависимости от индивидуальных отклонений в состоянии их здоровья. В лечебных учреждениях упражнения подбираются с учетом характера заболевания и индивидуальных особенностей больного. В комплексы включаются дозированная ходьба, бег, строевые и общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами. Основной формой занятия является урок или процедура продолжительностью 30 — 60 мин.
Лечебная гимнастика – разновидность прикладной гимнастики, лечебный метод использования физических упражнений для более быстрого и полноценного восстановления здоровья, трудоспособности, а также развития физических качеств: скорости, силы, выносливости, координации движений, не обходимых в условиях трудовой деятельности.
Ритмическая гимнастика считается разновидностью оздоровительной гимнастики. Комплекс упражнений составляется из общеразвивающих упражнений, элементов художественной гимнастики и хореографии, стилизованных форм ходьбы, бега, прыжков и других несложных по технике исполнения упражнений. Важным элементом ритмической гимнастики является музыкальное сопровождение.
В ритмической гимнастике можно выделить достаточное количество разновидностей, отличающихся друг от друга содержанием и построением урока. К оздоровительным направлениям ритмической гимнастики относятся: классическая аэробика, гимнастика с использованием базовых шагов, танцевальная, где используются различные современные танцевальные стили и аэробика с использованием предметов и приспособлений. Характерной чертой оздоровительных видов ритмической гимнастики является наличие аэробной части занятия
В последнее время появился ряд новых, нетрадиционных в массовом оздоровительном движении видов двигательной активности.
Ритмическая гимнастика – разновидность гимнастики оздоровительной направленности, главным содержанием которой есть ОРУ, бег, прыжки и танцевальные элементы, которые выполняются под эмоциональную ритмиченую музыку поточным методом.
Стретчинг включает в себя комплекс поз, обеспечивающих наилучшие условия для увеличения подвижности определенных мышечных групп и суставов.
Калланетика — это гимнастика статических упражнений. В систему данного вида оздоровительной гимнастики входит тридцать упражнений, нагрузку которых повышают за счет увеличения времени удержания определенной позы.
Шейпинг-система — это гармоничное соединение влияния физических упражнений, определенного режима питания и специального компьютерного тестирования на организм занимающихся. Шейпинг — одна из самых популярных систем, получивших распространение в нашей стране.
Образовательно-развивающие виды гимнастики
К этим видам гимнастики относятся: основная, женская, атлетическая и профессионально-прикладная.
Основная гимнастика располагает большими возможностями для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. бег можно использовать не только в качестве активного отдыха, разминки, повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем организма, но и как спортивное упражнение — для развития скорости бега, выносливости к мышечной работе. Упражнения основной гимнастики в сочетании со словом педагога и музыкальным сопровождением являются эффективным комплексным средством и методом воспитания у занимающихся личностных свойств: добросовестного, глубоко осознанного и активного отношения к занятиям гимнастикой, к учебе, трудовой и общественной деятельности.
Широкие возможности использования основной гимнастики в целях гармонического физического и духовного развития личности сделали ее самостоятельным средством и методом физического воспитания всех возрастных категорий занимающихся. Поэтому она положена в основу государственных программ физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, учащихся средних и высших специальных учебных заведений, а также лиц среднего и пожилого возраста.
Основная гимнастика – общедоступное средство физического воспитания. Традиционными средствами основной гимнастики являются строевые упражнения, прикладные упражнения, общеразвивающие упражнения, простейшие акробатические упражнения (перекаты, кувырки, стойки, перевороты в сторону), упражнения в висах и упорах.
Женская гимнастика учитывает особенности организма и психологического склада женщин. При подборе упражнений, методических приемов учитываются прежде всего функции материнства, поэтому специальное внимание обращается на развитие силы, быстроты, выносливости мышц ног, таза, живота и спины. В занятия включаются все виды общеразвивающих гимнастических упражнений: вольные упражнения без предметов и с предметами, упражнения на гимнастической стенке, скамейке и др. В занятиях с женщинами большое место занимают упражнения художественной гимнастики, элементы бальных и народных танцев и музыка. Музыкальному сопровождению занятий уделяется особое внимание. С помощью этих упражнений развиваются координация движений, гибкость, плавность, грациозность, красота движений, формируется правильная и красивая осанка, укрепляется здоровье, повышается физическая и умственная работоспособность.
Женская гимнастика – разновидность основной гимнастики, содержание и методика занятий которой подчинены особенностям женского организма.
Гимнастика с профессиональной направленностью объединяет упражнения и методические приемы, с помощью которых можно своевременно, до начала профессионального обучения, повышать функциональные возможности организма, изучать и развивать двигательные и психические способности, воспитывать личностные свойства, необходимые занимающимся в избранном виде профессиональной деятельности. Развитию профессиональных способностей и формированию прикладных двигательных навыков большое внимание уделяется при занятиях гимнастикой в средних и высших специальных учебных заведениях. Здесь фактически вся физическая подготовка ориентирована на развитие способностей, необходимых занимающимся для успешного овладения избранным видом трудовой деятельности и достижения в ней профессионального мастерства.
Профессионально-прикладная гимнастика – составная часть профессионально-прикладной физической подготовки, направленная на общее развитие, совершенствование двигательных способностей, от которых в значительной мере зависит успех в овладении профессией.
Спортивно-прикладная гимнастика – составная часть общей и специальной физической подготовки спортсменов в разных видах спорта.
Военно-прикладная гимнастика – по направленности похожая на профессиональную и спортивно-прикладную, но применяется с другой целью. Ее средства используются в работе с допризивниками и служат основой физической подготовки военнослужащих разных родов войск
Атлетическая гимнастика – система упражнений развития силы, совместно с всесторонней физической подготовкой, направленной на укрепление здоровья.
Атлетическая гимнастика — прекрасное средство и метод развития мышечной силы, силовой выносливости и воли, функциональных возможностей организма; приобщения подростков и юношей к систематическим занятиям физическими упражнениями; формирования здорового образа жизни; отвлечения от курения, употребления наркотиков и других вредных для здоровья и становления личности привычек; подготовки юношей к труду, а девушек к детородной функции и материнству. Атлетическая гимнастика, являясь продолжением гигиенической, может стать началом спортивной гимнастики.
4.Характеристика спортивных видов гимнастики. Новые направления спортивных видов гимнастики.
На всесоюзной конференции 1984г. утверждена следующая классификация: оздоровительные, образовательно-развивающие и спортивные виды гимнастики.
СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА — это многоборный вид спорта, куда входят: у мужчин — В/Упражнения, упражнения на коне, кольцах, опорные прыжки, упражнения на брусьях, на перекладине. У женщин — опорный прыжок, брусья, бревно, вольные упражнения. В занятия спортивной гимнастикой включаются упражнения художественной и ритмической гимнастики, акробатики, хореографии, игры. Спортивная гимнастика — олимпийский вид спорта. Её развитием в нашей стране руководит федерация спортивной гимнастики России.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА — сугубо женский вид спорта. Упражнения художественной гимнастики соответствуют особенностям женского организма. Основными средствами её являются упражнения танцевального характера, выполняемые с предметами и без предметов. Они являются прекрасным средством физического воспитания девочек. Главной отличительной чертой художественной гимнастики непосредственная, органическая связь с музыкой. Упражнения используются в точном соответствии с темпом, ритмом и характером специально подобранных для их сопровождения музыкальных произведений. Такое тесное единство движений и музыки позволяет успешно решить задачи физического и эстетического воспитания. Ряд элементов, этого вида спорта, включены в школьную программу по физической культуре. Художественная гимнастика является олимпийским видом спора.
СПОРТИВНАЯ АКРОБАТИКА включает в себя три группы упражнений: акробатические прыжки, парные (мужские и смешанная) и групповые упражнения. К группе акробатических относят и упражнения на батуте. Каждый из спортивных видов гимнастики имеет свою программу и специальные требования, определяющие спортивную квалификацию спортсменов, их соответствие принятым спортивным разрядам. Большой диапазон трудности акробатические упражнений позволяет применять их с различным по возрасту, полу, физической подготовленностью контингентом занимающихся. Развитием акробатики в стране руководит Федерация акробатики России. Он организует и проводит соревнования, включая первенства России. Прыжки на батуте олимпийский вид спорта с 2000года в Сиднее.
СПОРТИВНАЯ АЭРОБИКА — это вид спорта, в котором спортсмены выполняют непрерывный и высокоэффективный комплекс упражнений, включающий сочетания сложно координационных циклических движений, различные по сложности элементы разных структурных групп, а также взаимодействия между партнерами. Включает в себя следующие виды упражнений: индивидуальные выступления мужчин и женщин, смешанные пары, тройки и шестерки в любом составе. Основу хореографии в этих упражнениях составляют «базовые» аэробные шаги и их соединения. В 1995г. Международным олимпийским комитетом МОК аэробика была признана официальной дисциплиной и вошла в Международную федерацию гимнастики FIG. У на в стране руководят развитием и проводят соревнования Федерация и Ассоциация спортивной аэробики России при поддержке Федерации спортивной гимнастики России в соответствии с правилами Международной федерации аэробики.
Ваш комментарий будет первым