Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

История развития московского метрополитена: История Московского Метрополитена

История московского метро

Московское метро — хранитель истории страны. 

Представить сегодня современную Москву с ее бешеным ритмом жизни без метрополитена просто невозможно. Московское метро — это практически отдельный город в городе, расположенный под землей, со своей многолетней историей, которая хранит в себе радостные и печальные страницы, связанные с человеческими судьбами.
История московского метро начинается задолго до открытия 16 мая 1935 года первой подземной ветка с сообщением от станции Сокольников до Парка Культуры. Упоминания о необходимости создания подземного железнодорожного сообщения согласно исторической справки появились в 1875 году и связаны с именем инженера Василия Титова, в этот же год еще один известный инженер Пётр Балинский и специалист по строительству мостов Евгений Кнорре написали на имя столичного генерел-губернатора письмо, в котором просили дать разрешение на строительство метро.
Версий о том почему идея в тот год была отклонена несколько: одна из них отсутствие материальных средств на строительство, по второй — против метро высказалась русская православная церковь, считавшая «кощунством то, что поезда будут ходить под церквями», еще одна версия, имеющая право на существование — опасение за то, что извозчики останутся без работы.
Василий Титов предлагал соединить железной дорогой Курскую площадь и Марьину рощу через Лубянскую и Трубную площади, а по проекту Балинского с его соавтором ветка должна была соединить Павелецкий вокзал с площадью Тверская Застава. Оба проекта широко обсуждались властями и через некоторое время получили отказ в реализации.
До Первой Мировой войны было еще несколько попыток различных инженеров, в том числе уже известного нам Евгений Кнорре, представить проекты строительства метро, но как и все предыдущие они получали категорический отказ, хотя в Европе на тот момент метро уже работало и пользовалось популярностью.
После Гражданской войны трамвайное движение пришло в экономический упадок, возросшее количество населения и количество транспорта снова поставило перед властями вопрос о начале строительства метрополитена. В 1924 году с немецкой фирмой начались переговоры о прокладке линий метро, но начать строительство не удалось из-за отсутствия инвесторов проекта.
Строительство началось только в 1931 году после пленума ЦК ВКП, где выступил с докладов первый секретарь Московского горкома партии Лазарь Каганович. В своей речи он доложил о загруженности транспортной ситуации в городе. Закладывать подземное железнодорожное сообщение начали с улицы Русаковской. Московский метрополитен начал свою работу 15 мая 1935 года в 5 часов 48 минут. Сеть метро было протяженностью 11, 5 километров трассы, состояло из 13 станций, по которым ходили 14 поездов с интервалов в 5 минут. Первая очередь метрополитена соединяла станции «Сокольники» и «Парк Культуры», а на участке станций «Охотный ряд» ответвлялась к станции «Смоленская». Первым пассажиров, купившим билет в кассе московского метро стал герой труда Петр Николаевич Латышев.
До начала Второй Мировой войны сеть метро дополнилась еще двумя линиями: Арбатско-Покровской и Горьковско-Замоскворецкой.
В 40-е годы московское метро считалось самым удобным и красивым в мире. Подтверждением тому Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке, который получил проект станции «Маяковская», его стационарный зал украшен мозаичными панно, овальными нишами со светильниками в них. Десять лет назад при опросе москвичей эта станция получила статус «самой красивой в московском метрополитене».
В годы ВОв было принято решение о приостановке работы метро. Его тоннели применялись в качестве бомбоубежищ. Первая воздушная тревога 22 июля 1941 года собрала в «городе под землей» около 500 тысяч человек. Чуть позже властями был подписан указ об уничтожении и затоплении метро, начался демонтаж эскалаторов, вывозились вагоны поездов. 16 октября 1941 года стал единственным днем в истории столичного метро, когда оно прекратило работу, но уже к вечеру приказ об уничтожении подземного железнодорожного движения был отменен.
Четвертая очередь строительства метрополитена началась после окончания Великой Отечественной войны. Работа велась над закладкой линий Кольцевой и Арбатской. Работу над последней в прессе до 1952 года не афишировали, ведь именно она должна была служить в случае ядерной угрозы в ходе Холодной войны бомбоубежищем. Движение на линии было запущено 5 апреля 1953 года.
С 1935 по 1955 годы станции метро строились каждый по отдельному архитектурному проекту и отличались друг от друга по своему художественному оформлению. Такие изыски требовали немалых затрат, послевоенное время заставило начать экономит на всем, в том числе и на декорировании станций метрополитена. с 1955 года темпы строительства метро были увеличены, а смету на каждую усекли в несколько раз и свели к типичным однообразным проектам. Первыми станциями, построенными по «дешевому шаблону» стали с»Измайловская» и «Первомайская».
С 1970 года московское метро стало переживать еще один новый виток в своей истории, в котором сочетались практические задачи метро с эстетическими. Обилия дорогого камня и рельефной живописи стало меньше, в декорировании вошли такие материалы, как металл.
Сегодня московский метрополитен состоит из 206 станций, 44 из них относятся к объектам культурного наследия, и включает в себя 13 линий Сокольническую, Калужско-Рижскую, Замоскворецкую, Арбатско-Покровскую, Филёвскую, Кольцевую, Люблинско-Дмитровскую, Таганско-Краснопресненскую, Калининскую, Серпуховско-Тимирязевскую, Каховскую, Бутовскую общей протяжённостью 346,6 км.
Нельзя не упомянуть в истории московского метро трагическую страницу, когда 15 июля 2014 года между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» поезд сошел с рельсов и врезался в тюбинг в результате которого пострадали 217 и 24 человека погибли.

Добавить комментарий

История бренда: 80 лет под землей

 

Сегодня, 15 мая, исполнилось 80 лет одному из наиболее важных брендов в жизни каждого москвича — Московскому метрополитену. Это и главная транспортная артерия столицы, и связующее звено между многочисленными и крайне удаленными районами Москвы, а для рекламистов и брендов — один из самых эффективных и постоянно развивающихся каналов коммуникации. В честь юбилея столичной подземки Sostav.ru вспомнил основные этапы ее развития.

Уникальная транспортная артерия столицы — Московский метрополитен — за 80 лет своей работы перевезла почти 145 млрд. пассажиров, «обросла» 278-ю километрами путей, 12-ю линиями и 172-мя станциями (включая лёгкое метро).

Подземка в Москве появилась сравнительно поздно: в странах Европы и Северной Америки к тому моменту уже действовали 9 метрополитенов. Лондонская подземка была открыта первой, в 1863 году. Следом за английским первопроходцем открываются метро в Нью-Йорке (1868), Афинах (1869) и Будапеште (1896). В России же метро открылось лишь в середине 30-х: 15 мая 1935 года под землей столицы советской России проехались первые поезда.

Строительство и открытие метро, 1934-35 гг. Фото из архива РИА Новости

 

 

 

Задумывались о новом средстве передвижения власти Москвы и раньше: в 1902 году возможности строительства подземной железной дороги в российской столице изучал американский инженер Гоф, а затем русские инженеры Балинский и Кнорре. Но не сложилось: Госдума отклонила проект из-за радикального неодобрения церкви и так называемого «трамвайного лобби» (в те времена трамвай был самым прибыльным городским транспортом в Москве). Позже на ситуацию повлияла война — в казне попросту не было денег.

Экономические сложности не позволили вернуться к созданию подземки в 20-х: Гражданская война, голод, финансовые проблемы молодых Советов. Хотя попытки были: в 1923 году проект был заказан компании «Siemens Bauunion GmbH». К 1925 году проект был готов, но не нашлось средств для его реализации.

 

 

Решающей датой в истории московского метрополитена стало 15 июня 1931 года. В этот день с легкой руки первого секретаря Московского горкома партии Кагановича было принято решение о строительстве Московского метрополитена и утвержден план его реализации (от Сокольников до «Парка Культуры» с ответвлением до Смоленской площади). В ноябре 1931 года началось строительство первого опытного участка на Русаковской улице. 10 декабря заложена первая шахта Метростроя. Основные работы стартовали в 1933 году, когда маршруты первой подземки продублировали самые «популярные» трамвайные маршруты Москвы.

15 мая 1935 года поехали первые пассажирские поезда (в первый день в них прокатилось 370 тыс. человек — каждый 10 житель Москвы тех лет). Протяженность веток составляла 11 км. 200 м., всего на них располагалось 13 станций. Спустя всего год, в 1936 году, московское метро по загруженности обогнало парижское: ежедневно перевозилось 360-400 тыс. человек.

 

 

Особую роль московское метро играло в Великую Отечественную войну: его станции под своими сводами скрывали москвичей от бомбежек.

 

Фото РИА Новости

 

После войны московское метро развивалось очень быстро: в 1954 году открылась Кольцевая линия, в 1956 появились первые «говорящие» вагоны, объявлявшие названия станций. Каждый год открывались станции, рылись новые километры тоннелей, увеличивался пассажиропоток. Определенное «провисание» было в 90-х в связи с экономической нестабильностью, однако сейчас подземка набрала невиданный ранее темп в своем развитии. Темп этот вынужденный — Москва развивается опережающими темпами, прирастая огромными территориями.

С появлением рыночной экономики метрополитен стал искать новые пути заработка, и одним из них стала реклама. Долгое время кампаниями в московском метрополитене занимался оператор «Олимп», в 2011-м году его сменило агентство «Авто Селл». Реклама в метро всегда была востребована у брендов — миллионы горожан в буквальном смысле вынуждены с ней контактировать ежедневно. Новую веху в рекламных возможностях подземки открыла компания «МаксимаТелеком», запустившая цифровые форматы в рамках проекта wi-fi в метро.

Московский метрополитен уделяет немалое внимание тому, чтобы идти в ногу со временем и не отставать от метро других мировых столиц. Для создания дизайна своих продуктов и систем навигации подземка приглашает ведущих российских и зарубежных дизайнеров. В настоящее время полным ходом идет процесс интеграции с Единым транспортным брендом столицы — Московский транспорт.

 

 

 

Московское метро широко празднует свое 80-летие. В его рамках на Кольцевой линии курсирует «Ретро-поезд», в котором воссоздан интерьер самых первых вагонов метро. Также специально к юбилею известные актеры театра и кино стали «голосами» метро: звезды объявляют станции и предупреждают об опасностях пассажиров.

«Ретро-поезд», фото РИА Новости

?

 

В честь праздника поисковик Google представил модернизированный логотип на своей главной странице.

 

Интересные факты:

  • Самая глубокая станция московского метро — Парк Победы 84 м.
  • Самая длинная станция (по длине платформы) — Воробьевы горы (282 м).
  • Самый длинный перегон московского метро Текстильщики, Волгоградский проспект 3,4 км. Самый короткий Деловой центр — Международная, расстояние между центрами станций 497 м.
  • Общая протяженность лестничного полотна эскалаторов 65,2 км, а самый длинный эскалатор 126 м (Парк Победы).
  • Площадь облицовки (всего) 754,3 тыс.кв.м., в том числе: мраморной плиткой 340,1 тыс.кв.м, гранитной плиткой 68,6 тыс.кв.м, разной плиткой 210,7 тыс.кв.м, прочей облицовкой 134,9 тыс. кв.м.
  • Филёвская линия самая нестандартная и держит самое большое число рекордов.
  • На станции Площадь Революции стоят 76 бронзовых рабочих, крестьян, солдат, матросов и прочих пролетариев. Существует поверие, что лучший способ сдать экзамен потереть нос бронзового пса у Пограничника с собакой.
  • Напряжение на контактном рельсе метро составляет в среднем 750 В (на шинах подстанций 825 В).
  • Стоимость строительства 1 км московского метрополитена 63,77 млн евро.
  • Во время Великой Отечественной войны, когда метро использовалось как бомбоубежище, в нем родились 150 человек.
  • У Московского метро восемь раз сменялся руководитель. Первым начальником был Адольф Антонович Петриковский (см. полный список).
  • На радиальных линиях при движении к центру Москвы станции объявляются мужскими голосами, а при движении от центра женскими. На Кольцевой линии мужские голоса объявляют станции при движении по часовой стрелке, а женские при движении против часовой стрелки.
  • В дни празднования 850-летия Москвы метрополитен ежедневно принимал по 14 млн. пассажиров, это абсолютный рекорд за всю историю системы.
  • Cуществуют технические обозначения линий метро, применяемые его работниками это аббревиатуры, образованные от текущих (например, Калужско-Рижская линия КРЛ) или старых (Замоскворецкая линия ГЗЛ, Сокольническая линия КФЛ) названий той или иной линии.

История московского метро — презентация онлайн

1. История московского метро

ИСТОРИЯ МОСКОВСКОГО МЕТРО
АНДРЕЕВ
ДМИТРИЙ
А

2. Начало строительства

НАЧАЛО СТРОИТЕЛЬСТВА
• На совещании по проблемам трамвайного движения, проведённом 9 февраля 1931 года Московским комитетом
ВКП(б), открылась неприглядная картина: трамвайные пути и подвижной состав устарели, а четверть всех вагонов
из-за поломок была исключена из эксплуатации. Из этого совещания московское партийное руководство Москвы
во главе с Л. М. Кагановичем (который с 22 апреля 1930 года занимал пост первого секретаря Московского
комитета ВКП(б) — МК, а с 25 февраля 1931 года, когда организационно оформилась Московская городская
парторганизация — также и пост первого секретаря Московского горкома партии — МГК) сделало вывод, что
трамвайное дело нуждается в основательной реорганизации, но для исправления тяжёлой ситуации на
транспорте этого недостаточно. 3 мая 1931 года совместная комиссия Бюро МК и Моссовета во главе с
Л. М. Кагановичем и Н. А. Булганиным (в 1931—1937 гг. — председатель исполкома Моссовета) представила на
совместном заседании Бюро МК и МГК перечень практических мероприятий, который был принят и
предусматривал установление «электрического быстроходного сообщения во вновь осваиваемых промышленным
и жилищным строительством районах путём использования и соответствующего приспособления существующих
кольцевых и соединительных железнодорожных веток»[23].
• Таким образом, комиссия высказалась не в пользу строительства метрополитена, а в пользу старой идеи
городских железных дорог, соединённых с железнодорожными магистралями. 5 мая 1931 года, после того, как
Каганович и Булганин доложили о принятом плане мероприятий в Политбюро ЦК ВКП(б), была образована уже
комиссия Политбюро, задачей которой являлась подготовка решения на основе данного плана. Эта комиссия на
своём втором заседании 14 мая1931 года постановила — по инициативе входившего в её состав И. В. Сталина —
внести в план мероприятий новый пункт в следующей редакции: «Поручить Моссовету и МК образовать
комиссию для рассмотрения всех существующих проектов различных средств сообщения и разработать проект
метрополитена. Срок: 3 месяца»[24].
• На проходившем 11—15 июня 1931 года Пленуме ЦК ВКП(б) Каганович выступил с трёхчасовым докладом о направлениях
развития городов при социализме и, в частности, московском коммунальном хозяйстве. Он выступал теперь как убеждённый
сторонник строительства московского метрополитена (правда, под метрополитеном понимался любой внутригородской
железнодорожный транспорт — не обязательно подземный). Проект, представленный в докладе как возможный вариант
московского метрополитена, по сути был тем же проектом МГЖД. В качестве первой возможной фазы строительства
рассматривалась прокладка линии от Каланчёвской площади к центру и далее к будущему Дворцу Советов (который должны были
возвести на месте Храма Христа Спасителя), а также через Арбат к Смоленскому рынку. Пленум постановил, что «считает
необходимым безотлагательно приступить к подготовительным работам по сооружению в Москве метрополитена как главного
средства для решения проблемы скоростной и дешевой перевозки пассажиров»[25].
5 августа 1931 года Политбюро утвердило в должности начальника строительства московского метро П. П. Роттерта —
руководителя строительством Днепрогэса. Это назначение было оформлено постановлением СНК СССР от 23 августа 1931 года;
первым заместителем Роттерта был назначен инженер К. С. Финкель. Роттерт и Финкель подготовили положение об управлении
«Метрострой» — организации при Моссовете, непосредственно занятой строительством метро; положение 13 сентября было
утверждено Совнаркомом РСФСР и 2 октября — Совнаркомом СССР. Осенью того же года Булганин после просьбы Роттерта смог
добиться у ОГПУ освобождения находившихся в заключении К. С. Мышенкова и С. Н. Розанова с откомандированием их на
Метрострой. Ядро технического отдела Метростроя составили бывшие сотрудники подотдела по проектированию метро МГЖД —
те, кто оставался на свободе или был уже освобождён[26][27].
• В конце ноября 1931 года в Московском горкоме партии был представлен проект линий московского метрополитена. В основе
лежал проект МГЖД — с небольшими поправками. Была утверждена первая очередь строительства: от Сокольников до будущего
места строительства Дворца Советов и от Смоленского рынка до библиотеки им. Ленина[28].
• 10 декабря 1931 года во дворе дома № 13а по Русаковской улице около Сокольников первые лопаты семи рабочих Метростроя
вгрызлись в землю. Конечной целью была проходка «парижским» (т. е. открытым) способом перегонного тоннеля между
станциями «Сокольники» и «Гаврикова улица» (проектное название станции метро «Красносельская»[29]), но пока речь шла лишь об
опытном участке. Так была заложена первая шахта Метростроя, и это ознаменовало начало строительства московского
метрополитена (в ряде советских источников из идеологических соображений указывалась иная дата: 7 ноября — день 14-й
годовщины Октябрьской революции)[30][31][32].

4.

Пуск первой очередиПУСК ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ
• Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года. В 5 часов 48 минут в метро был включён
ток и через 4 минуты из депо вышел первый поезд. В 6 часов 45 минут открылись двери надземных
вестибюлей, а в 7 часов поезда начали движение по графику; интервал между поездами составлял
5 минут на общем участке и 10 минут на ответвлениях. Пусковый комплекс включал в себя 11,6 км
трассы, 13 станций и 14 поездов (одновременно работали 9 четырёхвагонных составов)[45][46].
• Пуск первой очереди стал достижением не только метростроителей, но и всей советской
промышленности. Заказы, поступавшие со строительства первой очереди московского метро,
выполняли 540 заводов по всему Советскому Союзу. На её сооружение ушло 88 тысяч тонн металла,
около 600 тысяч кубометров лесоматериалов, 330 тысяч тонн цемента, миллионы кубометров
щебня, бута, гравия[47].
• Первая очередь Московского метрополитена шла от станции «Сокольники» до станции «Парк
культуры» (Кировско-Фрунзенский диаметр, ныне — центральный участок Сокольнической линии).
При этом на перегоне «Охотный Ряд» — «Библиотека имени Ленина» ответвлялся участок, шедший
к станции «Смоленская» (Арбатский радиус, позднее вошедший в состав Филёвской
линии)[46][48][49] Начальные станции Фрунзенского и Арбатского радиусов — «Библиотека имени
Ленина» и «Улица Коминтерна» (с 1990 года — «Александровский сад») — имели общий наземный
вестибюль, а в 1937 году были соединены прямым подземным переходом[50].

5. Пуск второй очереди

ПУСК ВТОРОЙ ОЧЕРЕДИ
• Строительство Московского метрополитена не прекращалось: в 1935—1938 годах велось сооружение участков второй очереди.
Первым из них был проложен участок «Смоленская» — «Киевская» (открыта 20 марта 1937 года). Следовавшие по новому участку
метропоезда пересекали Москву-реку по Смоленскому метромосту — первому метромосту в истории СССР[51].
• До начала Великой Отечественной войны Московский метрополитен пополнился ещё двумя линиями. 13 марта 1938 года вступил
в действие участок от станции «Улица Коминтерна» до станции «Курская; в результате его объединения с ранее проложенным
участком «Улица Коминтерна» — «Киевская» появилась новая, Арбатско-Покровская линия Московского метрополитена (участок
же «Сокольники» — «Парк культуры» образовал при этом Кировско-Фрунзенскую линию, и движение поездов по двум линиям
стало раздельным, а не вилочным, как ранее). 11 сентября того же года открылась третья по счёту линия — ГорьковскоЗамоскворецкая, проходившая от станции «Сокол» до станции «Площадь Свердлова» (с 1990 года — «Театральная»), через
которую можно было через общие со станциями «Охотный Ряд» и ««Площадь Революции»» наземные вестибюли пересесть на две
другие линии (прямые подземные переходы были открыты позже: 30 декабря 1944 года и 9 мая 1946 года соответственно[52])[48].
• Кардинального улучшения транспортной ситуации в Москве строительство двух первых очередей метрополитена не повлекло, но
вклад метро в обслуживание нужд москвичей был уже заметен: в 1940 году метрополитен перевёз 14 % пассажиров, автобусы и
троллейбусы — по 8 %. Ведущим средством внутригородского общественного транспорта оставался трамвай, на долю которого
приходилось 70 % перевезённых пассажиров[53].
• Архитектурное решение станций Московского метрополитена, введённых в действие в предвоенные годы, было — по откликам
известных учёных, деятелей культуры, иностранных гостей — одним из самых блистательных и современных, а само московское
метро в те годы они считали «самым красивым и удобным в мире». В концептуальной идее московского метро по-новому
прозвучало отношение советского человека к пространству, которое было призвано служить «подземным дворцом» для
миллионов трудящихся, формировать у них непоколебимую уверенность в «светлом будущем». Проект
станции «Маяковская» (1938, архитектор А. Н. Душкин, художник А. А. Дейнека), станционный зал которой украшают овальные
ниши с размещённые в них светильниками и мозаичными панно на тему «Сутки страны Советов», в 1939 году получил Гран-при
на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Во время проведённого в 2009 г. опроса москвичей эта станция возглавила рейтинг самых
красивых станций — её назвали лучшей 25 % опрошенных; второе место заняла «Новослободская» (1952, архитекторы
А. Н. Душкин и А. Ф. Стрелков, художник П. Д. Корин) — 10 % голосов, а на третьем оказалась «Площадь Революции» (1938,
архитектор А. Н. Душкин, скульптор М. Г. Манизер) — 9 % голосов[54][55][56].

6. Метро в годы войны

МЕТРО В ГОДЫ ВОЙНЫ
• Перед началом Великой Отечественной войны в апреле 1941 года СНК СССР постановил приспособить метро для
массового убежища, а правила пользования метроубежищем были разработаны лишь в сентябре. В первую же
воздушную тревогу в ночь на 22 июля 1941 года в метро собралось 500 000 человек, причем люди прятались не
только на станциях, но и в тоннелях. Осенью 1941 года метро использовалось как бомбоубежище. За время
авианалётов в метро родилось 217 детей[57]. Однако не все станции годились под убежище в силу неглубокого
залегания, что при бомбардировке могло привести к гибели прятавшихся там людей. Часть вагонов была
эвакуирована. Постановление Государственного комитета обороны от 15 октября 1941 года предполагало
уничтожение оборудования метро в случае появления войск противника «у ворот Москвы»[58].
• 15 октября 1941 года лично от Л. М. Кагановича поступил приказ закрыть Московский метрополитен, в течение
трёх часов подготовить предложения по его уничтожению. Метро планировалось уничтожить, а оставшиеся
вагоны и оборудование эвакуировать. Ночью началась подготовка к затоплению метрополитена, его объекты
минировались, рубился электрокабель, на станции «Динамо» приступили к демонтажу эскалаторов, на
подстанциях демонтировались трансформаторы, а в депо «Сокол» готовились к эвакуации последние вагоны.
Утром 16 октября 1941 года в день паники в Москве метрополитен впервые не был открыт. Этот день стал
единственным в истории московского метро, когда оно не работало. К вечеру приказ об уничтожении метро был
отменён[57].
• Проекты строительства третьей очереди Московского метрополитена были продолжены во время Великой
Отечественной войны. Строительство возобновилось уже в мае 1942 года. Были введены в строй два отрезка
пути: в январе 1943 года — «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина» (с 1956 года «Автозаводская») (с
пересечением Москвы-реки в глубоком туннеле; станции «Павелецкая» и «Новокузнецкая» были открыты позже,
в ноябре 1943 года), а в январе 1944 года — «Курская» — «Измайловский парк» (с 2005 года «Партизанская»)
(четыре станции). На семи станциях, построенных в военное время, имеются памятные таблички с надписью
«Сооружено в дни Отечественной войны»[59].

7. Мини метро

МИНИ МЕТРО
• Проектируемое как частное ответвление от станции «Киевская» Филёвской линии в сторону
делового центра «Москва-Сити», мини-метро должно было иметь по сравнению с обычным
метрополитеном более малые кривые, более крутые подъёмы и более короткие платформы (90 м).
Планировалось использовать такой же подвижной состав (поезда «Русич»), как на линиях лёгкого
метро[76].
• Однако в начале 2005 года было принято решение удлинить платформы строящихся станций (на тот
момент «Международная» и «Москва-Сити», сейчас — «Выставочная» и «Международная»
соответственно) до 118 м для возможности приёма четырёхвагонных составов «Русич» (изначально
планировались трёхвагонные), что соответствует 6-вагонным составам из вагонов обычной для
Москвы длины[76] (Е, Ем, Еж), в своё время эксплуатируемым на основной части Филёвской линии.
Само понятие «мини-метро» было вовсе упразднено и теперь это просто ответвление.

Исследование Московского метрополитена

Московский метрополитен обслуживает больше людей в день, чем нью-йоркское и лондонское метро, ​​вместе взятые, с почти 6,6 миллионами пассажиров ежедневно.

Джеймс Эндрюс, профессор истории, исследует историю 206 станций, составляющих основную систему метро, ​​которая продолжает расширяться. Его документы показывают, как Москва, где проживает более 13 миллионов человек, справлялась с транспортировкой своего большого и растущего населения.

Прошлой весной Джеймс Эндрюс представил «Визуальную культуру, подземное архитектурное пространство и Московский метрополитен» в Иорданском центре перспективных исследований России в Нью-Йорке.

(Предоставленное фото.)

«Организация Объединенных Наций классифицировала около 25 глобальных городов с населением более десяти миллионов человек как «мегаполисы», чтобы помочь найти способы эффективного использования энергии и максимизировать инфраструктуру», — сказал Эндрюс. «Понимание того, как социалистическая экономика создала эффективные формы общественного транспорта, такие как метро, ​​которые сегодня расширяются, может помочь нам сформировать глобальные стратегии воздействия, чтобы воспроизвести эти транспортные сети в других частях мира».

Станция Комсомольская (комсомольская), построенная после Великой Отечественной войны. Архитектура, более барочная по характеру, типична для архитектуры того времени и содержит образы, прославляющие русскую историю еще до революции 19 века.17.

(Фото любезно предоставлено Джеймсом Эндрюсом.)

Документы Эндрюса о метро показывают эволюцию его искусства и архитектуры на протяжении десятилетий, в течение которых оно было построено. Большая часть метро была построена в 1930-х и 40-х годах и украшена произведениями искусства, пропагандирующими коммунизм.

«На каждой станции была история, либо символизирующая революцию, либо представляющая поэта, который поддерживал большевиков, — сказал Эндрюс.

Поскольку метро продолжало расширяться на протяжении десятилетий, станции менялись вместе с культурой нации. Сегодня старые станции служат рекордсменом по стилю архитектуры, популярному при их строительстве. Поскольку надземные здания того же периода заменяются, станция метро может стать единственной оставшейся архитектурой того периода времени, когда она была построена.

«Понимание того, как социалистическая экономика создала эффективные формы общественного транспорта, такие как метро, ​​которые сегодня расширяются, может помочь нам сформировать глобальные стратегии воздействия для воспроизведения этих транспортных сетей в других частях мира».

Эволюция искусства также показывает различные способы украшения общественного пространства.

«По моему мнению, искусство может создавать пространства, в которых люди чувствуют себя комфортно, — сказал Эндрюс. степень. Я могу вспомнить метро в США, такое как метро Great Society в округе Колумбия, построенное при администрации Джонсона, безвкусное, дезинфицированное и лишенное искусства».

Художественная ценность станций вызывает проблемы с обслуживанием из-за высокой стоимости ремонта здания, которое имеет не только чисто функциональную ценность, что является фактором, влияющим на устойчивость транспортной системы.

«Меня очень интересует устойчивость городов, — сказал Эндрюс. «Как растущий город поддерживает себя с течением времени? Транспорт очень важен в глобальном масштабе, поэтому поддержание этих структур, даже если они старые, очень важно, а также их расширение».0003

В прошлом году Эндрюс прочитал публичную лекцию о своем исследовании в Институте Кеннана в Вашингтоне, округ Колумбия, и работает над документированием своего исследования в книге «Знаковый мегаполис: массовая мобильность, архитектурное видение и политика общественного пространства в современной России». которая станет первой книгой на английском языке по истории Московского метрополитена.

Праздник женских отрядов, работавших на строительстве Московского метрополитена.

(Фото предоставлено Музеем истории Московского фотоархива.)

Иосиф Сталин (слева) празднует строительство первой линии метро.

(Фото предоставлено Фотоархивом Музея истории Москвы.)

Рекламный ролик 1935 года с планом нового метро.

(Фото предоставлено Музеем истории Московского фотоархива.)

Станция «Маяковский» (показана здесь после завершения строительства) названа в честь поэта-футуриста Владимира Маяковского.
Это фаворит Эндрюса. Архитектор получил приз на Всемирной выставке в Нью-Йорке за дизайн в конце 19 века.30 с.

(Фото предоставлено Музеем истории Московского фотоархива.)

Станция Маяковский, наши дни.

(Фото любезно предоставлено Джеймсом Эндрюсом.)

Парк Победы, новая станция, открытая в 2003 году, празднует победу над двумя захватчиками России: Наполеоном в 1812 году (на фото) с одной стороны и нацистами в 1945 году с другой.

(Фото предоставлено Джеймсом Эндрюсом.)

Парк Победы, новая станция, открытая в 2003 году, празднует победу над двумя захватчиками России: Наполеоном в 1812 году с одной стороны и нацистами в 1945 (показан здесь) с другой стороны.

(Фото любезно предоставлено Джеймсом Эндрюсом.)

Парк Победы, новая станция, открытая в 2003 г.

(Фото любезно предоставлено Джеймсом Эндрюсом).

Достоевский, новая станция, открытая в июне 2010 г. фигура.

(Фото предоставлено Алексом «Флорштейном» Федоровым.)

UrbanRail.Net > Европа > Россия > Московский метрополитен

Система | Линии | История | Проекты| Московское центральное кольцо | Трамвай | Ссылки

МЕТРО

Москва стала столица России и СССР после революции 1917 года. Тогда в нем проживало 1,7 миллиона жителей. В 2010 году в городе проживало 11,5 млн. жителей на площади 1081 км2 (40 км с одной стороны на другую). В 1932 году началось строительство московского метро как произведения искусства с элегантными и огромные станции. Сегодня московское метро кажется самым загруженным в мире, в среднем 8-9миллионов пассажиров в обычный будний день, то есть около 3 000 000 000 (!) в год.

Московский метрополитен имеет длину 378 км и насчитывает 223 станции (12/2018). Хотя там номера строк на некоторых картах. Линии обозначены названиями, в районы, которые они обслуживают. Есть также кольцевая линия длиной 20 км, соединяющая все остальные линии. Система почти полностью находится под землей, хотя некоторые линии (1, 2, 4) пересекают Москву-реку, а линия 1 также реку Яузу на мосту. Исключение составляет 9.0059 Филёвская имеет более длинный участок поверхности между Киевская и Кунцевская с 7 надземными станциями.

первая линия открыта 15 мая 1935 года между Сокольники и Парк Культуры с ответвлением до Смоленская

до Киевская в апреле 1937 г. (переход Москвы-реки по мосту). были еще две строчки открыт перед Второй мировой войной. 19 марта38 Арбатская линия продлена до станции Курская (сейчас Арбатско-Покровская — синяя линия). В сентябре 1938 г. в/ч Горьковско-Замоскворецкая линия открыта между Сокол и Театральная (без Тверская станция, добавленная в 1979 г.).

проекты третьей очереди Московского метро были задержаны во время Война. Введено в эксплуатацию две секции метро: Театральная — Автозаводская (3 станции, переход через Москву-реку в глубоком тоннеле) и Курская — Партизанская (бывшая Измайловский парк — 4 станции).

После Военное строительство началось на четвертой очереди метро, ​​куда вошли линия

Кольцевая и глубокая часть Арбатско-Покровской линии от пл. Революции до Киевская.

Кольцевая линия планировалась первой как линия, проходящая под Садовым кольцом, бульвар кольцо, идущее по окраине Москвы 16 века. Первая часть линия — от Парк Культуры до Курская (1950) действительно находится под этим бульваром. Но позже планы изменились и северный часть кольцевой линии проходит в 1-1,5 км от Садового кольца, таким образом обслуживание 7 (из 9) Железнодорожные станции. Следующая часть линия Кольцевая открыта в 1952 г. ( Курская — Белорусская ) и в 1954 году кольцевая линия была завершена.

Фото © Борис Когут

причина строительства глубоководной части Арбатская стало началом холодной войны. Станции очень глубокие и были запланированы служить для укрытия людей даже в случае ядерной войны. После завершения линия в 1953, верхние пути между Пл.Революции и Киевская были закрыты. Фактически они были вновь открыты в 1958 году в составе Филевской . В дальнейшем развитии метро термин перегоны не использовался. больше, хотя иногда называют станции, открытые в 1957-1958 гг. как пятый этап.

[Просмотреть создана карта глубины станции за станцией Алексей Гончаров]

Московский метрополитен имеет стандартную российскую колею 1520 мм и третий рельс. Среднее расстояние между станциями 1790 м (!), самое короткое с 500 м между

Выставочная и Международная (Линия 4), а самая длинная — 6,6 км между Крылатское и Строгино. (строка 3). На глубине 86 м под поверхностью земли Парк Победы входит в число самые глубокие станции в мире . С за исключением линий 4 и 12, все платформы станций последовательно построена длиной 162 м.

Принимая во внимание, что большинство передаточных станций имеют две отдельные станции, несущие два разными именами и соединены пешеходными туннелями, шесть предлагают удобную кросс-платформенную пересадка: между 6 и 7 линиями по адресу Китай-город , между 2 линиями и 11 по адресу Каширская , между 6 и 8 линиями в Третьяковская, между 3 и 4 линиями по адресу Кунцевская , между 3 и 4 линиями 8А по адресу Парк Победы и между 9 и 10 линиями по адресу Петровско-Разумовская .

сеть метро дополняется расширяющейся сетью железных дорог в стиле городской железной дороги. который включает в себя кольцевую линию (МЦК, линия 14, в стиле метро частота) и две междугородные линии (МКД).

Топ страницы >>>

  Строки

1

  Сокольническая (Кировско-Фрунзенская ) 26 станции — 41 км

Подробнее Линия 1 информация и фото

 

2

  Замоскворецкая  24 станции — 42,9 км

Подробнее Линия 2 информация и фото

 

3

  Арбатско-Покровская  22 станции — 45,1 км

Подробнее Линия 3 информация и фото

 

4/4А

  Филёвская  13 станции — 14,9 км

Подробнее Линия 4 информация и фото

 

  Кольцевая 3″>

Подробнее Линия 5 информация и фото

 

6

  Калужско-Рижская  24 станции — 37,9 км

Подробнее Информация о линии 6 и фото

 

7

  Таганско-Краснопресненская  23 станции — 42,3 км

Подробнее Информация и фото линии 7

 

8/8А

  Калининская и Солнцевская  Восточный часть: 8 станций — 16,3 км; вестерн часть (8А): 12 станций — 23,4 км

Подробнее Линия 8 информация и фото

 

9

  Серпуховско-Тимирязевская  25 станции — 41,5 км

Подробнее Линия 9 информация и фото

 

10

  Люблинско-Дмитровская  23 станции — 37,7 км

Подробнее Линия 10 информация и фото

 

11/11А

  Большая Кольцевая (Большая кольцевая линия)  11А: 6 станций — 12,3 км
 

Внешний круговая линия, которая в конечном итоге будет включать в себя то, что раньше было старая линия 11; Первоначально он эксплуатировался совместно с линией 8A.

оригинал 3.4 км 11-й маршрут ( Каховская ) первоначально эксплуатировался как ответвление линии 2 от Каширская до Каховская до 1995 г., затем именовалась 11-й линией. станция Каховская выведен из эксплуатации 1 апреля 2019 г. для строительства кольцевой линия. Вся линия была закрыта 26 октября 2019 года для интеграции. на Большой кольцевой линии к 2022 году. Открыта станция Каховская с открытием участка западного кольца 7 декабря 2021 г.


Подробнее Линия 11 информация и фотографии

 


Подробнее Линия 11 информация и фотографии

 

12

  Бутовская  7 станции — 10,0 км

«Свет Метро», бывш. «Л1» — (длина перронов 90 м)

 

Подробнее Информация и фотографии линии 12

 


13

  Монорельс  6 станций — 4,7 км (ранее линия М1)

14

  ЦУП — Московское центральное кольцо  31 станции — 54 км

S-Bahn стиль кольцевая линия с 26 станциями, открытая 10 сентября 2016 г. , поезда ходят каждые 4-8 минут. Путешествие по полному кругу занимает 88 минут.

Дубровка и Соколиная гора станции открыты 11 октября 2016 года, Коптево 01.11.2016, Зорге 04.11.2016 и, наконец, Панфиловская 08.11.2016.

 

 

Видео (Все станции):


15

  Некрасовская  11 станции — 21,5 км
  03 Июнь 2019: Косино — Некрасовка (5,3 км)
27 марта 2020: Косино — Лефортово (14,4 км)
31. 12.2020: Лефортово — Электрозаводская (1,8 км)
 

Подробнее Линия 15 информация и фото

 

  Д  Москва Центральные диаметры
 

МКД — Услуги городской железной дороги в стиле S-Bahn, объединенные с тарифами на метро:

21 Ноябрь 2019: D1 Одинцово — Лобня (52 км)
21.11.2019: D2 Нахабино — Подольск (80 км)

первые два диаметра имеют длину 132 км и первоначально имеют 57 станций. До конца 2024 года планируется открыть еще два межгородских маршрута: D3 Крюково — Раменское (88 км) и D4 Апрелевка — Железнодорожная (86 км). Далее следует D5 из Пушкино в Домодедово. (75 км).

   
   

 

Топ страницы >>>

История

См. каждая строка для подробной истории и просмотра Карта сети 1970 года

Посмотреть хронологическая карта, созданная Алексеем Гончаров

Проекты

в настоящее время строятся следующие участки:

Более подробности о проектах Московского метрополитена (Юрий Попов)

 

Ссылки

Москва Метро — Официальный сайт

Московский Транспорт — Официальный сайт

МосМетрострой — Строительная площадка метро

Москва Городской Офис развития > Метро

Москва Метро в Википедии

Metrowalks. ru — Полная фотогалерея, включающая все станции московского метро от Игорь Ванин

Артемий Обширный сайт Лебедева metro.ru (только на русском языке) вкл. много карт (новый официальная карта 2003 года)

Юрий Сайт Гридчина Metropoliten включает анимированную карту истории

.

Моккокоу Метпо — Московский метрополитен

Палеометро Александр Мироненко

 

 

Москва Станция метаметро

МЕТРОКАРЫ — Все о поездах метро в бывшем СССР

голосов в подполье Артемий Юрьевич Ломов

Мир Метро — Метромир Дмитрия Аксенова, ди. Vendox и Андрей Суриков

МЕТРО — не с первого взгляда Артемий Юрьевич Ломов

Метрострой (Строительство метро) Андрей Суриков

Питер Донн Станции метро включает в себя отличные фотографии некоторых станций

Разное Москва Схемы метро (по глубине, хронологии и т. д.) Алексей Гончаров

Москва Схема метро

Точно расположение станций, нарисованное на Google Map

Топ страницы >>>

 

 

Топ страницы >>>

Джеймс Эндрюс о том, как московское метро рассказывает историю социализма

Наташа Блат


Посмотреть видеозапись мероприятия можно здесь

17 февраля 2017 года Иорданский центр перспективных исследований России при Нью-Йоркском университете приветствовал Джеймса Т. Эндрюса для чтения лекции «Рассказ о советском мегаполисе: визуальная культура, андеграундная архитектура». Космос и Московский метрополитен. Эндрюс, профессор современной истории России и сравнительной истории Евразии в Университете штата Айова, был представлен Энн О’Доннелл, доцентом кафедры истории и славистики в Нью-Йоркском университете.

Эндрюс начал с того, что поделился исторической справкой о московском метро, ​​основанной на его исследованиях в архивах Музея Москвы и фотоархиве Московской коммунистической партии. Когда в 1902 году метро было впервые предложено Московской Думе, эта идея была отвергнута «как внезапно задуманный проект и посягательство на все, что русским людям дорого в городе Москве», — сказал Эндрюс, цитируя редакционную статью газеты «Русская слова». . Главные опасения вызывали как высокая стоимость проекта, так и его потенциальное перемещение горожан. Фактически, система метро не была запущена до начала 19 века.30-х годов, после того как население Москвы выросло с немногим более миллиона в 1920 году до 3,6 миллиона в середине 1930-х годов в результате индустриализации и урбанизации при Сталине.

Метро служило двум целям: практической и символической. В то время как это работало для рассеивания уличного движения, это также было «визуальной архитектурной витриной социализма», — сказал Эндрюс, указывая на рекламную кампанию 1932 года, в которой утверждалось, что «нет крепостей, которые большевики не могли бы преодолеть». По мере строительства метро фотографии новых станций красовались на первых полосах 9-го номера.0866 Правда , аплодируя великим инженерным подвигам советской архитектуры. Используя британский метод прокладки глубоких шахтных туннелей, станции были построены достаточно ниже уровня улицы, чтобы их также можно было использовать в качестве бомбоубежищ. С помощью немецкой компании Siemens и британских консультантов в городе были построены эскалаторы для перевозки пассажиров глубоко под землю. Однако позже правительство арестовало британских инженеров за шпионаж. «Они слишком хорошо знали карту города, — сказал Эндрюс. «После этого времени весь труд, искусство и архитектура были созданы советскими рабочими, художниками и архитекторами».

Метро также выполняло множество социальных функций. Хотя станции еще в основном строились, во время Второй мировой войны станции были преобразованы в больницы, клиники и школы. Сталин произнес ряд речей в метро, ​​и некоторые младенцы даже родились под землей, в том числе один архитектурный архивист, с которым Эндрюс столкнулся в своих исследованиях.

Затем Эндрюс изложил некоторые теоретические основы, помогающие понять повествование о московском метро в российском контексте. Например, он упомянул французского психолога Пьера Жане, который «думал, что горожане создают разнообразное ощущение человечности и массовой мобильности посредством повествования. Двигаясь по городу, они рассказывают о своей жизни», — объяснил Эндрюс. Он также рассказал о работе теоретика культуры У. Дж. Т. Митчелла, который разработал конкретную для времени иконологию, согласно которой художественные пространства обращаются к публике разных поколений, рассказывая разные истории. Основываясь на этих идеях, Эндрюс попросил аудиторию «думать о московском метро как о создании пространственных траекторий».

Затем Эндрюс выделил четыре этапа развития московского метрополитена, охватывающих период с конца 1930-х годов до настоящего момента: ранний модернизм и революционная тематика, охватывающая период с 1930-х годов до Второй мировой войны; «барочный поздний сталинизм», в котором использовалась большая русская национальная тематика с поздней войны до смерти Сталина; «период бесполезной полезности» хрущевской эпохи; и, наконец, русская национальная тематика от перестройки до наших дней. «Представьте, что метро […] сохраняет эти архитектурные слои», — добавил Эндрюс, прежде чем подробно остановиться на специфике четырех этапов.

Говоря о первой модернистской фазе, Эндрюс упомянул архитектора Алексея Душкина, который в своих переписках о строительстве метро часто возвращался к теме света и вентиляции. Многие из его проектов, в том числе станция «Площадь революции», построенная в 1948 году, «имеют большие сводчатые потолки и отбрасывают на платформу большой свет», — отметил Эндрюс. Душкин, добавил он, жадно читал о психологии страха, предполагая, что пассажиры будут бояться спускаться в глубины метро. Но с этими сводчатыми потолками, которые были яркими и казались открытыми, люди «не чувствовали бы себя такими ограниченными […], когда [они] ждали поезда», — сказал Эндрюс.

К концу войны и в послевоенное время архитектура метро сильно изменилась. Дизайн приобрел новую пышность и грандиозность, а стены новых станций были усеяны героями прошлого, чтобы подчеркнуть «триумф империи над старыми революционными эмблемами», — сказал Эндрюс. Например, художник Алексей Щусев привнес в свои проекты метро монументализм и неоклассические формы, стилизовав некоторые из них под московские храмы XVII века. Другие художники, такие как Павел Корин, использовали иконографию, создавая подземные мозаики, изображающие боевые победы Александра Невского, новгородского князя, а также конец монгольского владычества.

Но к 1955 году указ Хрущева о ликвидации «излишеств» в строительстве и архитектуре привел к очередному сдвигу в конструкции метро. В рамках своей кампании по десталинизации Хрущев в 1961 году переименовал станцию ​​«Сталинская» в «Семеновскую» — «процесс стирания», — сказал Эндрюс. В целом «московские станции стали проще, менее витиеватыми», — сказал он, добавив, что они «намеренно более узкие и не были глубокими шахтами». Тысячи стандартных и сборных хрущевок, построенных в качестве противоядия от растущего города и связанного с ним жилищного кризиса, также нашли отражение в подполье.

Но с началом перестройки в 1980-х русская национальная тематика возродилась и продолжает питать архитектуру метрополитена и сегодня. Например, на станции Парк Победы, построенной в 2003 году, на одной стене изображена победа Российской Императорской Армии над Наполеоном, а на другой – победа Советского Союза во Второй мировой войне. Другие станции отдают дань уважения великим советским умам, например, станция Менделевская, построенная в 1988 году, и станция Достоевская, построенная в 2010 году. […] Это происходит в путинской России?» — спросил Эндрюс. — Я стесняюсь сказать. Тем не менее, добавил он, нет никаких сомнений в том, что метро играет неотъемлемую роль в жизни Москвы уже почти 9 лет.миллионов пассажиров в день — больше, чем пассажиров нью-йоркского и лондонского метро вместе взятых. Система метро, ​​по-прежнему находящаяся в ведении государства, продолжает развиваться, и сейчас в городе насчитывается 200 станций.

И «архетипическое социалистическое пространство [и] технологический подвиг, […] сюжет и повествование станций изменились с новыми темами в определенные моменты смены поколений», — заключил Эндрюс. Но в то время как советское государство рассматривало метро как продолжение социализма, Эндрюс внес поправку: строительство метро, ​​по его словам, «рассказывает историю социализма и не только».

В последовавшей сессии вопросов и ответов Эндрюс смог конкретизировать некоторые различия между поколениями в дизайне и использовании московского метро. Отвечая на вопрос Энн О’Доннелл, Эндрюс сформулировал, что взаимосвязь между поколениями и дизайном метро можно проиллюстрировать на разных уровнях. Например, в личном плане «люди, родившиеся в определенное время, считают себя гражданами на определенном этапе строительства метро [и] используют это как часть своей коллективной памяти», — сказал он. Обращаясь к долгосрочному историческому взгляду, можно также посмотреть на преобразования в метро как на отражение того, как город менялся сверху — как политика городского пространства влияла на подземелье. Помимо этого, добавил он, это социологический вопрос о том, как современные москвичи думают о метро, ​​добавляя к повествованию третий уровень.

Сьюзен Смит-Питер, президент NESEEES, также попросила Эндрюса расширить повествовательную функцию московского метро. «Движение к повседневному социализму в некотором роде можно рассматривать как провал воображения», — сказала она. «Связан ли [этот этап проектирования метро, ​​т.е. в эпоху Хрущева] с уменьшением значения социализма?» она спросила. Кроме того, Сэм Каспер, писатель в резиденции Джордан-центра и доктор философии.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *