Nothing found for %25D0%25Ba%25D0%25B8%25D0%25B5%25D0%25B2%25D1%2581%25D0%25Ba%25D0%25B0%25D1%258F %25D1%2580%25D1%2583%25D1%2581%25D1%258C
Похоже, что здесь ничего нет…Может, попробуете воспользоваться поиском?
Искать:Свежие записи
- конец
- Привет, мир!
Архивы
Архивы Выберите месяц Май 2016 Март 2015Рубрики
РубрикиВыберите рубрикуБез рубрикиСтраницы
- #413 (без названия)
- #888 (без названия)
- #1011 (без названия)
- #2554 (без названия)
- #2622 (без названия)
- #2781 (без названия)
- #2786 (без названия)
- #2793 (без названия)
- #2802 (без названия)
- #2809 (без названия)
- #2814 (без названия)
- #2821 (без названия)
- #2827 (без названия)
- #2832 (без названия)
- #2838 (без названия)
- #2852 (без названия)
- Bigos po polsku
- Dorsz po polsku
- Flaki po polsku
- Gołąbki po polsku
- Gulasz po polsku
- Polska kuchnia
- Ryba po polsku
- Zupa pomidorowa po polsku
- Żurek po polsku
- Август II Сильный
- Август III Саксонец
- Авто из Польши. Как купить?
- Агнешка Радваньская
- Адам Мицкевич
- Александр Квасьневский
- Александр Ягеллончик
- Анджей Вайда
- Анджей Голота
- Анджей Дуда
- Анна Герман
- Анна Ягеллонка
- Афганская война 1979-1989. Причины, ход событий, итоги
- Барбара Брыльска
- Безработица — неизбежный
- Безработица. Виды, последствия
- Беспозвоночные
- Битва под Оршей
- Битва при Варне
- Болеслав I Храбрый
- Болеслав II Смелый
- Болеслав III Кривоустый
- Болеслав IV Кудрявый
- Боровик
- Борьба с безработицей
- Братские могилы советских солдат. Что с ними?
- Бронислав Коморовский
- Бывшие территории Польши
- В Торуни полно красивых мест!
- Вавель
- Варшава
- Варшава и бывшие столицы Польши
- Варшавское восстание. Причины, ход событий, итоги
- Вацлав II
- Великая война 1409-1411
- Великолепный пряный суп
- Величка
- Вестерплатте 1939
- Висла – королева польских рек
- Вислава Шимборская
- Висло-Одерская операция
- Вкусненькие блюда польского происхождения
- Вкусный сладкий десерт
- Владислав I Герман
- Владислав I Локетек
- Владислав III Варненьчик
- Владислав IV Ваза
- Владислав Реймонт
- Воеводства Польши. Карта, описание
- Военное положение в Польше
- Война в Чечне. Причины, ход войны, итоги
- Войцех Ярузельский
- Волынская резня
- Восстание Костюшко
- Восстание Федоровича 1630 г.
- Восстание Хмельницкого
- Вроцлав
- Вроцлав — историческая столица Силезии
- Гданьск
- Генрик Сенкевич
- Генрих III Валуа
- Герб Польши – история и значение
- Гимн Польши. Слушать. Текст. Перевод. История. Символика
- Главные города Польши. Список. Карта. Описание
- Глобализация
- Гражданская война в России 1917-1922. Причины, ход событий, итоги
- Грюнвальдская битва — великолепная победа объединенных войск Польши и Литвы
- Даниэль Ольбрыхский
- Дворец культуры и науки в Варшаве
- Декабристы — все что о них нужно знать
- Достопримечательности Варшавы
- Достопримечательности Вроцлава
- Достопримечательности Гданьска
- Достопримечательности Катовице
- Достопримечательности Кракова
- Достопримечательности Лодзи
- Достопримечательности Люблина
- Достопримечательности Ольштына
- Достопримечательности Познани
- Достопримечательности Пшемысля
- Достопримечательности Щецина
- Достопримеяательности Лодзи
- Другие статьи
- Ели ли вы эту штуку раньше?
- Железный Феликс
- Жизнь в Польше. Плюсы и минусы
- Закопане
- Замок Мариенбург. Мальборк, видео, описание, фото
- Заработная плата в Польше
- Зачем учить польский? 10 причин
- Изабелла Скорупко
- Инфляция
- Иоанн Павел II
- История Польши
- Казимир I Восстановитель
- Казимир II Справедливый
- Казимир III Великий
- Казимир ΙV
- Казимир Пулавский
- Казимир Функ
- Как называются страны по-польски?
- Как найти квартиру в Польше? 10 советов
- Как переехать в Польшу?
- Как празднуют в Польше Рождество?
- Калории, калории…
- Карта поляка. Как ее получить? что это такое?
- Катастрофа Ту-154 в Смоленске. Что случилось?
- Конституция 3 мая 1791 года
- Конституция Царства Польского 1815
- Контакт
- Корейская война 1950-1953. Причины, ход событий, итоги
- Король грибов
- Краков
- Красный суп, красная армия, красный мир…
- Крещение Польши — переломное событие в истории страны
- Крещение Руси. Причины, ход событий, итоги
- Кризис
- Кругобайкальское восстание
- Крымская война 1853-1856. Причины, ход событий, итоги
- Кшиштоф Кеслевский — всемирно известный режиссер
- Кшиштоф Пендерецкий
- Лекарства в Польше. Где, как, почем?
- Лех Валенса
- Лех Качиньский
- Лисичка
- Лодзь
- Лучшие актеры и актрисы Польши
- Людвик Заменгоф
- Людовик I Великий
- Мариуш Пудзяновский
- Мария Склодовская-Кюри
- Медовый мир у ваших ног
- Местное приграничное передвижение с Польшей — полезная информация для туристов
- Месяцы
- Мешко I
- Мешко II
- Михаил Корибут Вишневецкий
- Насекомые
- Небольшой город возле польско-белорусской границы
- Необыкновенное польское блюдо
- Необычный розовый суп
- Необычный, но вкусный суп
- Николай Коперник
- Обстановка накануне. Почему Грянул «Октябрь»?
- Объекты ЮНЕСКО в Польше
- Освенцим
- Основные причины ненависти
- Отдых в Польше
- Оценка участия России в разделах Польши
- Павел Делонг. Фильмография и семья (жена, дети, сестра)
- Пальчики оближешь
- Пасха в Польше. Основные традиции
- Познань
- Поиск жилья в Польше. 9 советов
- Полезные насыщенные жири содержатся в рыбе
- Польская гусария
- Польская культура
- Польская кухня
- Польская шляхта
- Польские блюда
- Польские города и их достопримечательности
- Польские женские имена
- Польские замки
- Польские знаменитости
- Польские имена. Популярные, происхождение, тенденции
- Польские книги
- Польские легенды
- Польские магнаты
- Польские мужские имена
- Польские традиции и обычаи. Каковы они?
- Польские фамилии
- Польские фильмы
- Польский гриб. Описание, фото, двойники. Моховик
- Польский злотый – история и особенности денежной единицы
- Польский поход красной армии (РККА)
- Польское восстание 1830—1831 годов
- Польское восстание 1863
- Польское первое и второе в одном блюде — вкусняшка
- Польша в составе Российской Империи (1792-1917)
- Поляки в Москве! 1610-1612
- Почему русские ненавидят поляков и Польшу?
- Почему стоит открыть бизнес в Польше? 10 причин
- Почему стоит учить польский язык?
- Правители Польши
- Президент Польши
- Промышленность Польши
- Путь к независимой Польше
- Пшемысл II
- Работа для белорусов
- работа для украинцев
- Рабочая виза в Польшу. Как получить?
- Раздел Польши 1772
- Раздел Польши 1793
- Раздел Польши 1795
- Раздел Польши 1939
- Разделы Польши
- Расстрел в Катыни. Трагедия польского народа
- Речь Посполитая — значение названия бывшей державы
- Речь Посполитая образовалась в 1569 году
- Роберт Корженёвски
- Роберт Кубица
- Роберт Левандовски
- Роман Полански
- Русско-польская война 1577-1582
- Русско-польская война 1609-1618
- Рыжик
- Самые востребованные профессии в Польше. Топ 10
- Самые крупные города Польши и их особенности
- Сбор клубники — вкуснейшего фрукта, выращиваемого в Польше
- Сигизмунд I Старый
- Сигизмунд II Август
- Сигизмунд III Ваза
- Сладкий десерт, который все знают
- Смоленская война. Причины, ход событий, итоги
- Советско-польская война 1919-1921
- Сражение при Клушине
- Станислав I Лещинский
- Станислав Август Понятовский
- Станислав Лем
- Станислав Монюшко
- Стефан Банах
- Стефан Баторий
- Стоит ли ехать в Польшу на работу? Преимущества и недостатки
- Тадеуш Костюшко
- Таможенный контроль в Польше.
- Трудоустройство в Польше
- Удивительное польское блюдо
- Учеба в Польше
- Флаг и Герб Речи Посполитой
- Флаг Польши
- Форсирование Вислы 1944
- Форсирование Одера 1945
- Фредерик Шопен
- Холодная война. Причины, ход событий, итоги
- Хрустящий домашний хворост по-польски
- Чеслав Милош
- Числительные
- Шопинг в Польше. Что и как?
- Экономика
- Экономика Германии
- Экономика Испании
- Экономика Италии
- Экономика Норвегии
- Экономика Польши
- Экономика Украины
- Экономика Франции
- Экономика Чехии
- Экономика ЮАР
- Экономика Японии
- Эмиграция в Польшу
- Юзеф Пилсудский
- Юлиуш Словацкий
- Юстина Ковальчик
- Яблоки — самый распространенный фрукт выращиваемый в Польше
- Ягайло
- Ядвига
- Ян I Ольбрахт
- Ян II Казимир Ваза
- Ян III Собеский
- Ян Кохановский
- Ян Матейко
Образование Киевской Руси — кратко
Откуда на Руси возникла государственность?
Существует много теорий и споров на данную тему, но распространены лишь две: Норманнская и Антинорманнская.
- Норманнская теория.
Такое мышление подразумевает тот факт, что основателями восточнославянского государства являются скандинавы и варяги, то есть норманы. Именно они извне принесли, еще не существовавшей тогда, Руси государственность. По сколько славяне из-за своего неразвитого интеллекта были не в состоянии создать автономное государство и, тем более, управлять им. Основоположники этой теории-ученые И. Байер и Г. Миллер, развитие она получила благодаря Шлетцеру.
- Антинорманнская теория.
Ярыми противниками вышеописанной теории стали М.В.Ломоносов и Д.И.Иловайский. Проводимые исследование не выявили четкого влияния норманов на экономику, политику, языки и культуру славян. Информация из множества источников утверждает: задатки государственности у славян были еще до прибытия варягов. Основным противоречием является тот факт, что у самих норманов экономика и политика не были достаточно развиты. Вдобавок ко всему, образование государства требует много времени, оно не могло возникнуть за несколько дней.
С чьим именем связано возникновение государственности?
По легенде словени, кривичи и чудь в надежде прекратить междоусобицы, призвали на княжение варягов из-за моря. Три вождя: братья Рюрик, Трувор и Синеус начали княжить соответственно в Новгороде, Изборске(недалеко от Пскова), Белоозере(в наст. Время Белоозерск Вологодской обл.). Через два года по летописным сведениям Трувор и Синеус умерли и Рюрик правил один. Именно с даты начала правления Рюрика(862 год) ведется начало русской государственности.
Даже сейчас возникают сомнения был ли Рюрик настоящей исторической личностью. Если допустить его реальное существование, то его призвание на Русь можно рассмотреть как отклик на важную потребность в княжеской власти.
Образование Древнерусского государства- это закономерное завершение процесса разложения первобытно-общинного строя у славянских племенных союзов, длившегося столетия.
Что произошло после смерти Рюрика?
В 879 году Рюрик умирает, оставляя малолетнего сына Игоря, пока еще не способного взять власть в свои руки. На его место приходит Олег, силой захвативший власть в Новгороде. Он был предводителем одного из варяжских отрядов и близким другом Рюрика. Олег взял под свою опеку Игоря, тем самым не позволяя династии Рюриковичей прерваться.
Первые шаги к объединению.
В 882 году Олег предпринимает поход на Киев. В то время в нем княжили дружинники Рюрика- Аскольд и Дир, принявшие решение осесть там еще при его жизни. Стоит отметить, что некоторые историки считают их последними представителями рода Кия. Олег осознавал свою слабость и возможность проигрыша при взятии Киева, поэтому он решился на хитрость. Выдав себя за купцов, воины с помощью обмана выманили Киевских князей и убили их, захватив власть в городе. Позже русская православная церковь причислила Аскольда и Дира к лику святых.
Деятельность Олега, как Киевского князя.
Основной датой начала объединения Новгорода и Киева принято считать 882 год-начало княжения Олега в Киеве. Если следовать летописи оно продолжилось вплоть до 912 года. Князь смог подчинить большинство восточнославянских племен, в их числе древляне, северяне и радимичи, тем самым усилил свое влияние и укрепил границы с кочевниками, которые своими набегами представляли особую опасность для населения.
Немало внимания Олег уделял и внешней политике. Он дважды в 907 и 911 гг. с войском с успехом воевал с Византийской империей.
Благодаря этим походом Олегу удалось заключить первый письменный договор, который был весьма выгоден для Руси, о торговле. Согласно подписанным договорам, русские купцы теперь могли целый месяц жить за счет греков в Константинополе, однако им запрещалось ходить по городу с оружием. Еще одним условием было обязательное ношение с собой письменных документов, к тому же купцы обязаны были предупредить императора о своем прибытии.
Договор Олега с греками обеспечил вывоз, собираемой на Руси, дани и ее продажу на византийских рынках.
Путь «из варяг в греки»
Одной из основных причин возвышения Киева стало его выгодное географическое положение. Торговый путь «из варяг в греки» довольно известен ведь он имел огромное значение для русских купцов, благодаря ему получившим шанс торговать не только с Византией, но и скандинавскими странами. Изначально этот путь использовался для военных походов в Европу.
Маршрут:
- Балтийское (варяжское) море
- Через реку Неву в Ладожское озеро
- Через реку Волхов в озеро Ильмень
- Река Ловать
- Река Днепр
- Через Черное море на Константинополь
Если проследить путь на карте можно увидеть, что он проходит через Киев. Данный факт оказал огромное влияние на политику и будущее складывающегося государства.Активная торговля в Киеве способствовала его экономическому развитию и культурному росту. Это повлияло на выбор центра Руси. Теперь Киев становился культурной столицей.
Киев становится центром.
Многочисленные походы Олега, начавшего присоединять земли именно к Киеву, позволили назвать город центром объединения территорий. Олег объявил Киев столицей Руси и сел княжить в нем, сделав город политическим центром. Теперь в столицу из всех уголков стекались купцы и простое население и он стал не только центром земель, но и экономики.
Как вы видите образование Киевской Руси не было простым процессом. На ее создание повлияло большое количество факторов.
Добавить комментарий
Древнерусское государство киевская русь
Что известно о Рюрике?
Происхождение названия славян
Существует несколько версий происхождения слова «славяне».
- От термина «слово». Славяне — люди, говорящие словами, то есть понятно. По аналогии с этим неславянские племена назывались немцы, т.е. немые, неспособные говорить по-славянски.
- От индоевропейского слова slauos — «народ» (кстати, в греческом языке есть слово lambda;alpha;όsigmaf;, означающее «народ, население, люди»).
- Топонимическая версия.
Наблюдение, что суффикс «-яне» сочетается преимущественно с топонимами, или названиями ландшафта (поляне, древляне, кыяне, бужане), привело многих лингвистов к версии об аналогичном происхождении названия славян. В таком случае возможно, что это название одного славянского племени, впоследствии распространившееся на все народы (так, существуют конкретные племенные этнонимы с корнем «слов-»: словаки, словенцы, словинцы, ильменские словене). Конкретный топоним надежно отождествить не удается, вероятно, это название реки. Об этом свидетельствуют такие наименования рек, как Словутич (поэтическое название Днепра), Слуя, польские Sawa, Sawica, сербское Славница.
Документальные заметки
Жители Византии не раз страдали от набегов воинственных варяг. Их впечатления о храбрых солдатах зафиксированы во многих летописях. Звали этих отчаянных – «россами», что в переводе означает «краснолицые», «рыжие». Ибн-Фадлан (арабский путешественник) повстречал таких людей в Восточной Европе в 922 году. В своих воспоминаниях он указал, что они румяны, красны. Наверное, виной тому белая кожа, легко обгорающая на солнце, и светлые волосы с рыжеватым оттенком.
Можно лишь догадываться, почему Русь назвали Русью. Но этот вопрос так и останется открытым, потому что каждая теория имеет право на жизнь и не может быть опровергнута.
Период междоусобиц и распада Киевской Руси
К сожалению, в Киевской Руси не была выработана понятная и однообразная система престолонаследия. Различные великокняжеские земли за военные и другие заслуги раздавались дружинникам.
Лишь после окончания правления Ярослава Мудрого был установлен такой принцип наследования, который предполагал передачу старшему в роде власти над Киевом. Все другие земли делились между членами рода Рюриковичей в соответствии с принципом старшинства (но и это не могло убрать все противоречия и проблемы). После смерти правителя оставались десятки наследников, претендующих на «трон» (начиная от братьев, сыновей, а заканчивая племянниками). Несмотря на определенные правила наследования, верховная власть зачастую утверждалась с помощью силы: через кровопролитные столкновения и войны. Лишь немногие самостоятельно отказывались от управления Киевской Русью.
Претенденты на титул великого киевского князя не чурались самых страшных деяний. В литературе и истории описывается страшный пример со Святополком Окаянным. Он пошел на братоубийство только ради того, чтобы получить власть над Киевом.
Многие историки приходят к выводу о том, что именно междоусобные войны и стали тем фактором, который привел к распаду Киевской Руси. Осложняло положение и то, что XIII веке активно стали нападать татаро-монголы. «Мелкие правители с большими амбициями» могли объединиться против врага, но нет. Князья занимались внутренними проблемами «на своем участке», не шли на компромиссы и отчаянно отстаивали собственные интересы в ущерб другим. В результате Русь на пару столетий попала в полную зависимость от Золотой Орды, а правители были вынуждены платить дань татаро-монголам.
Предпосылки грядущего распада Киевской Руси сформировались еще при Владимире Великом, который решил дать каждому из 12 сыновей свой город. Началом же распада Киевской Руси называют 1132 год, когда скончался Мстислав Великий. Тогда сразу 2 мощных центра отказались признавать великокняжескую власть в Киеве (Полоцк и Новгород).
В XII в. наблюдалось соперничество 4 основных земель: Волынской, Суздальской, Черниговской и Смоленской. В результате же междоусобных столкновений Киев периодически разграбляли, сжигали храмы. В 1240 году город был сожжен татаро-монголами. Влияние постепенно ослабевало, в 1299 году резиденция митрополита была перенесена во Владимир. Для управления русскими землями больше не надо было занимать Киев
Первые правители Руси таблица
Рюрик.
Олег. У Рюрика был сын Игорь, но когда отец умирал, он был слишком маленьким. Поэтому на престоле оказался дядя Игоря — Олег. Новый князь прославился своей воинственностью и невероятной удачей, которая сопутствовала в сражениях. Самым известным стал поход князя на Константинополь, который открыл возможности вести торговлю с восточными государствами. В народе Олега прозвали «вещим».
Игорь.
Древляне убивают Игоря
Ольга. Древляне вскоре были жестоко наказаны Ольгой — женой убитого Игоря. Она сожгла город древлян (Коростень). Княгиня отличалась жесткостью и острым умом. Она не потеряла ни кусочка земли, завоеванного мужем и предками. Перед смертью успела принять христианство.
Святослав.
Становление и расцвет Киевской Руси
Киевская Русь была могущественным и развитым государством. Ее столица была укрепленным форпостом, расположенным на берегу Днепра. Взять власть в Киеве означало стать во главе огромных территорий. Именно Киев сравнили с «матерью городов русских» (хотя такого титула вполне был достоин и Новгород, откуда в Киев прибыли Аскольд и Дир). Статус столицы древнерусских земель город сохранял вплоть до периода татаро-монгольского нашествия.
- Среди ключевых событий периода расцвета Киевской Руси можно назвать Крещение в 988 году, когда страна отказалась от идолопоклонничества в пользу христианства.
- Правление князя Ярослава Мудрого привело к тому, что в начале XI века появился первый русский судебник (свод законов) под названием «Русская правда».
- Киевский князь породнился с многими известными правящими европейскими династиями. Также при Ярославе Мудром навсегда превратились набеги печенегов, которые приносили Киевской Руси много бед и страданий.
- Также с конца X века на территории Киевской Руси началось свое собственное монетное производство. Появились серебряные и золотые монеты.
Крещение Руси. Последствия. Значение
В 987 г. византийский император Василий II, против которого выступил ряд крупных феодалов, попросил у Владимира военной помощи для подавления мятежников. Киевский князь согласился, но потребовал выдать за него сестру императора — Анну. Это была чрезвычайно высокая цена, ведь в соответствии с существовавшими тогда правилами византийские принцессы могли выходить замуж только за равных себе или хотя бы за представителей семьи германских императоров.
Однако обстоятельства были сильнее традиции: реальная угроза Константинополю заставила Василия II пойти на уступки, в то же время, он сам потребовал, чтобы Владимир крестился и, выполняя условия русско-византийского соглашения, приступил к обращению в христианскую веру жителей Киева и других древнерусских городов.
В результате христианство как официальная государственная религия было введено на Руси в 988 г., после того как Владимир принял крещение в Корсуне (Херсонесе). Этим актом Русь окончательно определила своё место в Европе. Возрос международный авторитет государства, началось его политическое сближение с европейскими государствами, в первую очередь с Византией.
Византийским наследием на Руси стала ярко выраженная зависимость церковных институтов от светской власти. Митрополиты, а затем и патриархи, должны были следить за тем, чтобы духовенство, которое находилось в их подчинении, последовательно обосновывало необходимость абсолютизма княжеской — царской — императорской власти, заставляя массы принять идею полной покорности монарху. Византийские теологи убеждали прихожан, что земная империя является своеобразным прототипом небесной империи, а верховный правитель — исполнителем и проводником Божественной воли. Он поддерживает равновесие земных сил и спокойствие жизни своих подчинённых.
В самой Руси принятие христианства привело к бурному развитию письменности, литературы, искусства, архитектуры. С утверждением идеи равенства всех перед Богом и неотвратимости Страшного суда начали происходить изменения в мировоззрении людей. Наблюдалась определённая гуманизация общественных отношений в сравнении с языческим периодом. Важным центром образования, литературы и искусства стали монастыри и храмы. Уже в годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) на Руси существовало около 70 больших монастырей, самым крупным из них был Киево-Печерский. Новая религия, стерев племенные и этнические различия, оказала значительное влияние на процесс формирования древнерусской народности, способствовала укреплению государственного единства Руси.
В то же время распространение христианства нередко сталкивалось с непониманием и агрессией местного населения, продолжавшего почитать старых языческих богов (погребения по языческим традициям проводились на Севере Руси вплоть до XVI в.). Христианизация Руси растянулась на несколько веков своеобразного двоеверия, утвердившись на окраинах намного позже, чем в Киеве и Новгороде.
Территория
Территориально Великороссия не имеет точных границ, но примерно соответствует территории России во время правления Ивана IV (но без царств Казанского, Астраханского и Сибирского). Или примерно соответствует современному Центральному федеральному округу с некоторыми прилегающими областями: Псковской, Новгородской, Вологодской, Архангельской, Нижегородской и другими.
К началу XX века сложилась окончательная историко-политическая концепция Великороссии, в состав которой включались губернии, центрами которых являлись следующие города: Москва, Владимир, Кострома, Ярославль, Нижний Новгород, Тверь, Смоленск, Калуга, Тула, Рязань, Новгород, Псков, Вологда, Архангельск, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Воронеж, Орёл, Курск, Тамбов, Пенза.
В состав Великороссии изначально также входили и территории некоторых областей современной Украины: южная часть Сумской области от города Путивля включительно, в период с по 1618 год — северная часть Сумской и восточная часть Черниговской области (включая сам Чернигов), однако после Смуты, Черниговщина была отдана согласно Деулинскому перемирию Речи Посполитой и стала Черниговским воеводством (позднее часть Гетманщины). Все эти земли, начиная с 1503 года, входили в состав Российского государства. Это отразилось также в том, что приказ, заведующий делами Слободских полков, назывался Великороссийским приказом.
В этнографическом и лингвистическом смысле Великороссия — территория изначального проживания и складывания великорусской народности, а также русского (великорусского) языка.[источник не указан 3281 день].
Возникновение Киевской Руси
В данный момент отечественные историки придерживаются 2-х основных версий возникновения Киевской Руси.
- Норманнская. Она опирается на один весомый исторический документ, а именно на «Повесть временных лет». Согласно этой теории, древние племена для создания и управления своим государством призвали варягов (Рюрика, Синеуса и Трувора). Таким образом, самостоятельно они не могли создать свое государственное образование. Им понадобилась помощь извне.
- Русская (антинорманнская). Впервые зачатки теории сформулировал знаменитый русский ученый Михаил Ломоносов. Он утверждал, что всю историю древнерусского государства написали иностранцы. Ломоносов был уверены, что в истории этой отсутствует логика, не раскрывается важный вопрос о национальной принадлежности варягов.
К сожалению, до конца IX столетия никаких упоминаний о славянах в летописях нет. Подозрительно, что Рюрик «пришел править русским государством», когда в нем уже были свои традиции, обычаи, собственный язык, города и корабли. То есть Русь не возникала на пустом месте. Древнерусские города были очень хорошо развиты (в том числе и с военной точки зрения).
Согласно общепризнанным источникам, датой основания древнерусского государства считают 862 год. Именно тогда в Новгороде стал править Рюрик. В 864 году его сподвижники Аскольд и Дир захватили княжескую власть в Киеве. Спустя восемнадцать лет, в 882 году, Олег, которого принято называть Вещим, захватил Киев и стал великим князем. Он сумел объединить разрозненные славянские земли, и именно в его правление был совершен поход на Византию. К великокняжеским землям присоединялись все новые и новые территории и города. В период правления Олега между Новгородом и Киевом не было крупных столкновений. Во многом это происходило по причине кровных уз и родства.
Лингвистическая финская версия
Сама структура слова русь позволяет сделать вывод о названии неславянского племени, подобно названиям чудь, весь, водь, пермь, сумь и др.
Историк А. А. Шахматов отмечал:
Финское Ruotsi обозначает шведы, на эстонском шведы называются Rootsi. Считается, что древнее финно-угорское население называло так, по крайней мере с VIII века, скандинавов, собирающих дань. А в финском языке, как предполагают, слово ruotsi возникло на основе древнескандинавского корня roþs-, связанного с понятием гребли, судоходства, жителями шхер. Славяне же, соседствующие и живущие вместе с финно-угорскими племенами, могли перенять у них ruotsi в форме русь для названия скандинавских викингов, приходящих из Финляндии, о чём свидетельствует и «Повесть временных лет»: «Тех варягов звали русь, как другие называются свеи , другие же урмане и англяне , а иные готы ». Когда Вещий Олег в 882 году отправился на Киев, то в перечислении племенного состава его войск чудь (собирательное название ряда финских племён) стоит на первом месте после варягов и перед славянами. Однако собственно скандинавоязычного прототипа у финского Ruotsi, а значит, и древнерусского «русь» выявить не удаётся.
Столкновения или, по крайней мере, контакты скандинавов, финнов и славян отмечены археологически в середине VIII века в ранних слоях Старой Ладоги. Первоначально финно-скандинавское торговое поселение вскоре, к концу VIII века, характеризуется в основном следами славянского присутствия.
Слова ruotsi и варяги обозначают по сути одних и тех же людей. Не существует пока убедительного объяснения, почему варяги скандинавского происхождения взяли для самоназвания слово финской этимологии. Финская версия подтверждается сообщением так называемой Иоакимовской летописи, что первый князь Рюрик пришёл с дружиной из Финляндии. Однако историки сомневаются в достоверности Иоакимовской летописи, хотя не существует и доказательств её фальсификации, которая могла иметь место в XVII веке.
Писатель XII века Саксон Грамматик в своём описании деяний легендарных датских и шведских королей VIII—IX веков упоминает неоднократно Русию (Russia), а жителей называет русинами (ruthenians). В его былинном изложении Русия находилась на побережье Балтики где-то за Курляндией и Эстонией (Esthonia), имела много вождей и обладала сильным морским флотом на Балтике (см. статью ). Русины всегда чётко отличались от славян. Географическое положение Русии указывает на её близость к Финляндии. Дальше Русии на восток была только так называемая Пермская земля (Permland), край снегов, видимо населённый пермью.
Среди западных историков существует версия, что под Русией подразумевалось свеаландское побережье Балтийского моря — район Руслаген к северу от Стокгольма и Упсалы. Считается обоснованной версия о том, что Швеция называлась финнами Ruotsi именно из-за жителей Рослагена, часто посещавших их. Но существовало зафиксированное в XIX веке (1832 год) самоназвание шведских саамов — Ruothi и Ruotteladz, которые самих шведов звали Taro и Tarolats («торговцы»), в связи с чем Гедеонов С. А. высказывал мнение, что финское название Швеции (Ruotsi), восходит к самоназванию дошведского населения — саамов. О широком распространении древних саамов, именующих себя Ruothi, возможно свидетельствует то, что коми называют русских словом «Роч»(rot᾽śε). Кроме того, Руслагена в IX—XII веках просто не существовало, так как он находился тогда под водой, на глубине 6—7 метров, а само название в форме Roslagen (Rodzlagen) впервые появляется только в 1493 году.
В русско-византийском договоре 912 года варяги со скандинавскими именами называют себя «от рода русского».
Как образовывались фамилии на Руси
Еще в XII веке Новгород наладил связи с Литовским княжеством. Оттуда и пошла мода на фамилии. Фамилии у различных слоев Руси появлялись в разные периоды. Первыми их приобрели граждане Великого Новгорода, затем распространялись на севере обширных владений города (от Балтийского моря до хребта Урала). Летописцы упоминают фамилии-прозвища воинов, павших в Невской битве (XIII век). Фамилии помогали при учете войска, чтобы было проще отличать множество Иванов друг от друга.
Некоторые фамилии были иностранного происхождения. Так, в XV веке дворянам присваивались такие фамилии: Юсуповы, Филосовы, Ахматовы. Позднее появились западные: Лермонтовы, Фонвизины и др.
Вся история Древней Руси кратко представлена в видео.
Внешние ссылки[править | править код]
- Горский А. А. “О Древнерусских “Землях”
- Данилевский И. Н. “Русская Земля”
- Кузьмин А. Г. “Древняя Русь в IX-XI веках” (pdf)
- Насонов А. Н. “Русская Земля” (фрагменты)
- Перевезенцев С. В. “Образование Древнерусского Государства”
- Плотникова О. А. Кристаллизация института княжеской власти как социально-политического компонента древнерусской цивилизации
- Погосян Е. Русь и Россия в исторических сочинениях 1730-1780-х годов
- Робинсон А. Н. “Русская Земля” в «Слове о полку Игореве»
- Русь
- Рыбаков Б. А. “Рождение Руси”
- Электронная библиотека букинистической литературы о Древней Руси и Псковском крае в частности
- Тихомиров М. Н. “Происхождение названий «Русь» И «Русская Земля»”
Бертинские анналы. Год 839.— Анналы Сен-Бертенского монастыря
Лиутпранд Кремонский, Книга воздаяния («Антаподосис»), кн.5, XV
Т. М. Калинина, Арабские учёные о нашествии норманнов на Севилью в 844 году — в статье приведена выдержка из сочинений Абуль-Хасана Али ибн-Хуссейна, известного под прозванием Аль-Масуди
[http://www. hist.msu.ru/ER/Etext/fadlan.htm Ибн-Фадлан,
«Записка» о путешествии на Волгу]
О. Н. Трубачев. К истокам Руси
[http://www.kulichki.com/~gumilev/VGV/vgv1.htm Г. В. Вернадский
«Древняя Русь» Гл. 6 п.8]
Галкина Е. С. Тайны русского каганата. М., 2005
Комментарии о происхождении слова Русь, статья на hrono.ru
Татищев В. Н., История Российская, Ч.1, гл.31. — Варяги, какой народ и где был
ПРИЛОЖЕНИЕ к Акту научно-исследовательской экспертизы Института российской истории РАН о времени основания города Старой Руссы Новгородской области
Договор Смоленска с немцами
Духовная грамота великого князя Дмитрия Ивановича. Около 1375 года.
Г.В. Вернадский, «Россия в средние века»
Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. Часть 1. Сношения с государствами европейскими. Памятники дипломатических сношений с Империею Римскою. (Далее ПДС), т. 1 СПб, 1851 г.,
. 38.
Когда появилось государство Киевская Русь, в каком году:
Киевская Русь – так называют историки древнерусское государство, которое сложилось на территории восточной Европы в конце девятого века нашей эры, т. е. более 1100 лет назад.
Точной датой образования государства считается 882 год, когда дружина Олега, родственника и опекуна малолетнего Игоря Рюриковича, подчинила себе город Киев и прочно обосновалась здесь. «Се буде мать городов русских», – эти слова принадлежат Вещему Олегу. С этого времени и ведется отсчет существования русской (украинской) государственности.
То есть:
Дата основания государства Киевская Русь – 882 год.
Однако, стоит отдельно оговориться по поводу тождественности именно русской государственности (России) и Киевской Руси. Если раньше в советских учебниках значилось, что история возникновения русского народа связана с Киевской Русью, то это считалось нормальным. Но сейчас Киев – это другое государство, и поэтому при детальном разборе зарождения русского народа выясняются новые подробности. Так, параллельно с Киевской Русью на территории Европейской России существовали и другие значимые государства: Болгарское (Волжская Булгария) в среднем течении Волги и на Каме, и Хазарское на Дону и в низовьях Волги. И все они в какой-то мере оказали влияние на облик современной России.
А на Церемонии открытия Олимпиады в Сочи история России началась с прибытия на кораблях Варягов (или Греков), которые высадились точнехонько в районе олимпийского парка Адлера, после чего начали осваивать русскую землю. Что, возможно, в какой-то мере и соответствует истине.Также читаем:
* Когда Москва стала столицей Руси>>
* Когда в советское время Крым отдали Украине>>
Первый правитель Руси, принявший христианство
При Владимире I (называли «Владимир красно солнышко») было принято христианство в качестве государственной религии. Но, согласно летописи, эта религия была давно распространена на Руси. Так, крещение принимали отдельные люди: Кирилл и Мефодий, Дир и Аскольд, княгиня Ольга.
Крещение Ольги
Крещение Владимира произошло в городе Корсуни (это Херсон) — в центре Византийских владений в Крыму.
До этого события киевская дружина помогала императору Византии Василию II подавлять мятеж полководца Варды Фоки. За помощь император обещал отдать за Владимира свою сестру Анну. Но император не сдержал слово. Поэтому князю пришлось осадить Корсунь и заставить царевну стать его женой, а самому принять крещение. Владимира давно привлекала греческая вера.
Владимир и Анна
Князь крестился сам и крестил бояр, а потом и весь народ. Но христианская религия распространялась медленно. Многие жители Руси сопротивлялись, они не хотели предавать своей языческой веры. Быстрее всего христианство устанавливалось в Новгороде и Киеве, на окраинах позднее.
Крещение Руси Владимиром
Мужские профессии и Русь
По некоторым источникам к 9-ому веку наибольшая численность наблюдалась в славянском племени, живущем южнее Киева. На территории, где Рось впадала в Днепр и вдоль Россавы, стоял легендарный город Родня, археологические находки от которого до сих пор демонстрирует древнее городище Княжа Гора. Спустя время, сюда прибыл и осел Ярополк, спасаясь от гнева Владимира Святого. Разросшийся ареал, где сошлись в одну точку Родня, Рось, Россава был именован варягами Русью.
Существует версия, по которой в средние века «русью» называли многочисленное военное сословие древнего прагосударства. Дружины состояли не только из славян, на службу к вельможам нанимались храбрые викинги (а именно их поначалу звали «руотси»). Преобразованным в «русь» могли окрестить всех, кто имел отношение к охране князя. Позже стали так называть и местность, которая находилась под их ведомством.
Михаил Ломоносов считал, что отчаянные дружинники были прямыми потомками сарматских росоманов (роксоланов). Их глубокие корни восходят к ираноязычным племенам, кочующим вдоль Дуная и Северного Причерноморья.
Согласно другой теории, словом «русь» звали людей сугубо мужской профессии – сборщиков дани на славянских землях, а не всю народность. Позднее нарицательное имя прототипов представителей налоговой службы послужило названием огромной территории и ее населения.
Забавно, что термин «полюдье» означал то же самое у некоторых финно-угорских племен. Подати собирали там наемные варяги. А потом этим словом нарекли одну из народностей (Ljudi).
Примечания
- Соловьев А. В. Великая, Малая и Белая Русь // Вопросы истории. — М.: Изд-во АН СССР, 1947. — № 7. — С. 31.
- Лескинен М.В. Великоросс/великорус. Из истории конструирования этничности. Век XIX. — Москва: Индрик, 2016. — С. 87—154. — 680 с. — ISBN 978-5-91674-396-8.
- Согласно греческой записи начала XIV века: «Было в Великой России 19 епархий: теперь же их осталось 12. Когда епархия Галиции была возведена на степень митрополии царем Андроником по царским хрисовулам и патриаршим писаниям при патриархе кир-Афанасии, то подчинились галицкой митрополии следующие епархии: Володимеря, Перемышля, Луцка, Турова и Холма». (Cod. Paris, 1366, л. 294, РИБ. Т. VI. Прил. С. 15.)
- РИБ. Т. VI. С. 16.
- лат. Parva Nogardia у прусского хрониста Петра Дуйсбурга под 1314 годом
- греч. Μίκρον Ὀνουγαρτεν в записи митрополита Феогноста всея Руси о его поездке в Западную Русь 1330 года (Изв. Общества русского языка ИАН, XXI. С. 58. 1916.)
- ↑ , с. 488.
- , с. 487.
- ↑ , с. 489.
- , с. 145.
- , с. 490.
- ↑ , с. 491.
- , с. 147.
- , с. 492.
- ↑ , с. 493.
- , с. 494.
// Толковый словарь русского языка: В 4 т / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М., 1935—1940.
- ↑ , с. 480.
- Роман о Фульке из Кандии, стих. 1617; первая версия романа о Бове, стих. 1200. См. статью Г. Лозинский. Revue des etudes slaves. — Paris, 1929. — № IX. — С. 76, 87.
- итал. La provinciade Russia e grandissima e divisa in moite parte («ЧОИДР» за 1848 г. № 1.)
- ↑ , с. 482—483.
- ↑ , с. 481.
- , с. 481—482.
- ↑ , с. 482.
- , с. 485—486.
- (недоступная ссылка)
- Стороженко А. В. Малая Россия или Украина // Труды подготовительной по национальным делам комиссии, малорусский отдел. — Одесса, 1919. — Вып. I. — С. 52—54.
- Дворецкий И.Х. // Древнегреческо-русский словарь / под ред. С.И.Соболевского. — М., 1958.
- Дворецкий И.Х. // Древнегреческо-русский словарь / под ред. С.И.Соболевского. — М., 1958.
- , с. 86.
Как образовалась Русь история
Существует несколько теорий образования Древнерусского государства. Рассмотрим основную, которой придерживается большинство исследователей.
Издревле северная территория, где обитали славяне, платила дань варягам, а южная — хазарам. Но в 859 году славяне освободились от гнета варяг. И тут начались междоусобицы, так как славяне никак не могли определиться, кто будет ими управлять. Чтобы решить эту проблему, они вновь пригласили варяг и попросили управлять ими.
А именно:
- Наличие дружины, защищавшей землю. Армия — признак государства.
- Племена славян объединялись в союзы, что говорит о способностях создать государство без помощи посторонних.
- Экономика была развита: славяне вели торговлю с другими государствами и между собой, существовало разделение труда. (воины, ремесленники, крестьяне).
Можно сделать вывод, что создание государства — дело рук всего народа, а не иностранцев.
Призвание варягов (работа В. М. Васнецова)
К предпосылкам образования российского государства можно отнести следующие:
- разрушение родоплеменных связей, существовавших до этого периода;
- появление и развитие новых способов производства.
Складывалось российское государство в процессе развития феодальных отношений, принуждения и классовых противоречий.
Постепенно среди славян начал выделяться господствующий слой. Верхушкой его стала военная знать, состоящая из киевских князей. И в ΙΧ веке дружина укрепила свои позиции среди населения. В Восточной Европе сложились два этнополитических объединения, ставших основой государства.
Так, поляне объединились с центром в Киеве. Кривичи, славяне и финоязычные племена соединились в городе Новгороде — в пределах озера Ильмень (в центре города). Ими стал править Рюрик в 862 году.
Аскольд и Дир
Князь Олег (приемник Рюрика), завладевший Любичем и Смоленском, подчинил себе кривичей. Он хитростью выманил Дира и Оскольда из Киева и убил братьев. После этого объединил Киев и Новгород — они стали центрами Древнерусского государства.
Подробнее о норманской и антинорманской теории смотрите в видео.
- Автор: Владимир
- Распечатать
Оцените статью:
(0 голосов, среднее: 0 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Наследие Киевской Руси: Война памяти между Россией и Украиной
Сэм Аппельс
Ему удостоили статуи в обеих столицах, которые утверждают, что они являются потомками бывшей средневековой империи Киевской Руси – и таким образом, преемники первого восточнославянского православного государства. Владимир Великий (ок. 958–1015) гордо стоит рядом с Кремлем в Москве с тех пор, как 4 ноября 2016 года президент России Владимир Путин открыл его статую. В этот день Россия праздновала День единства, и российский президент сообщил СМИ и Толпа, увидевшая открытие статуи Владимира Великого, что «Он заложил нравственный фундамент, на котором строится наша жизнь и по сей день. Именно крепкая нравственная опора, сплоченность и единство помогали нашим предкам преодолевать трудности и одерживать победы во славу Отечества, делая его крепче и величественнее с каждым поколением».
Если Москва интерпретирует средневекового правителя как объединителя и отца-основателя Всерусского государства, то Киев считает его отцом-основателем Украинского государства – государства, имеющего свою историю и будущее без России. Тем не менее, уже с 1853 года статуя Владимира Великого украшает набережную реки Днепр, протекающей через украинскую столицу. Кроме того, он также украшает банкноты Украины номиналом 1 гривна. Несомненно, и Киев, и Москва ценят принадлежность к наследию этой средневековой восточнославянской федерации и ее отца-основателя. В наши дни Россия и Украина вовлечены в «войну памяти». История является одним из решающих факторов национальной идентичности и используется в исторической политике государствами и обществами. Национальная коллективная память Украинского государства является одним из строительных блоков независимого государства с 19 века.91 – и, может быть, даже самый главный. После распада Советского Союза Украине пришлось разработать новый национальный нарратив, поскольку советский нарратив стал неприемлемым. Споры о Киевской Руси внеисторичны, поскольку отражают современные противоречия между Россией и Украиной в глубокой средневековой истории. Однако в этом нет ничего необычного, поскольку многие конфликты в Европе уходят своими корнями в средневековье. Важно рассмотреть, каким государством была Киевская Русь и почему и Украина, и Россия считают ее важной. Украина представляет собой интересный пример того, как постсоветские страны развивают свой собственный и новый национальный нарратив, который может противоречить своему бывшему советскому нарративу.
Обе стороны используют и злоупотребляют спорами вокруг наследия Киевской Руси. После того, как памятник Владимиру Великому открыли рядом с Кремлем, президент Украины Петр Порошенко пришел в ярость от президента Владимира Путина. Он обвинил последнего в историческом ревизионизме. По словам украинского президента, Владимир Великий был украинским князем и сделал «европейский выбор», когда решил крестить русский народ в 10 веке. Кроме того, Порошенко утверждал, что княжество Великого Владимира на Руси представляет собой не что иное, как «московскую орду». Слова Порошенко отражают геополитическую и культурную переориентацию Украины, стремящейся стать частью европейского сообщества. Поэтому правительство пытается узаконить свою нынешнюю политику поиском связей с Европой в прошлом. По словам Порошенко, Украина всегда была европейской страной со времен Владимира Великого, против чего решительно выступает Россия.
Украина имеет большое значение для России. С одной стороны, ее история, культура и религия более тесно связаны с Россией, чем любая другая бывшая советская республика. С другой стороны, Украина и ее история неотделимы от Восточной Европы. В любом случае, и Украина, и Россия утверждают, что являются прародительницами Киевской Руси. Бывшее средневековое восточнославянское государство включало в себя части территорий современной России, Украины и Белоруссии. Согласно повествованиям, империю объединила скандинавская элита торговцев и воинов, пробравшаяся в Константинополь через Днепр – варяги. Вдоль Днепра они создали поселения и начали организовывать живших там восточных славян. Династия Рюриковичей, как скандинавская элита названа в честь своего первого правителя, управляла восточнославянскими землями и сформировала их в рыхлое конфедеративное государство княжеств, существовавшее с 9 в.века до 13 века. Киевская Русь переживала расцвет под властью варягов. Последние ассимилировались с восточнославянскими племенами, что заметно из-за того, что варяги приняли восточнославянские имена. Этот процесс культурной интеграции завершился крещением Владимира Великого, которое сделало его членом византийского христианства, а за ним последовала и вся Киевская Русь после того, как она приняла византийское христианство в качестве государственной религии в 988 году. Это начало цивилизации, которая присутствует в современные Беларусь, Украина и Россия: восточнославянские и православные.
Киевская Русь, объединенная общим языком, религией и историей, оставалась рыхлой федерацией княжеств и так и не стала единым политическим образованием. Несмотря на то, что это не было политическим образованием, оно было культурным. Однако, когда монголы двинулись на запад и напали на империю, ее столица Киев пала в 1240 году после того, как монголы успешно осадили город чуть дольше недели. Следовательно, империя распалась при таких обстоятельствах, что образовались три части, имеющие некоторое сходство с современными восточнославянскими православными государствами на карте Европы: Россия, Украина и Белоруссия. На протяжении столетий бывшие области Киевской Руси претерпевали разное развитие. Россия стала вассальным государством Золотой Орды – монгольского ханства, основанного в 13 веке со столицей в Сарадже. Можно утверждать, что Россия в этот период была изолирована от Европы.
В Украине были самые плодородные земли, что привело к господству аграрной аристократии, которая также вошла в состав Речи Посполитой. Во времена монгольского ига Москва уже позиционировала себя как наследница Киевской Руси. В 1380 году он разгромил монгольские войска в Куликовской битве, которая переломила ситуацию в пользу Москвы. Кафедра Православной Церкви находилась в Москве, и Москва стала представлять себя освободительницей русских земель и наследницей Владимира Великого и Киевской Руси. Все началось с поиска воссоединения потерянных земель Киевской Руси. До 1793, в котором русская царица Екатерина II включила украинские и белорусские земли в состав Российской империи после Второго раздела Польши, земли Киевской Руси были объединены под надзором Санкт-Петербурга – новой столицы Российской империи. В таком случае и Украина, и Россия по-разному понимают наследие и преемственность Киевской Руси. До 1991 года существовал имперский русский и советский нарратив, который официально не оспаривался. Однако в свете современных политических отношений между Украиной и Россией наследие Киевской Руси пересматривается.
Наследие Киевской Руси рассматривается как один из важнейших вопросов в истории построения украинского национального нарратива и идентичности. Михаил Грушевский (1866–1934), которого считают духовником украинской историографии и который был первым президентом независимого Украинского государства в 1917–1918 годах, сильно подчеркивал киевское наследие. Это важнейший основополагающий миф украинской нации. Однако в советское время его творчество осуждалось и считалось ересью со стороны правящей советской верхушки. Это резко контрастирует с сегодняшней Украиной, в которой его творчество канонизировано и является руководящим принципом. Показательным для признания Грушевского в современной Украине является тот факт, что его портрет присутствует на купюре в 50 гривен — украинской валюте.
В 1904 году Грушевский опубликовал статью, в которой выразил свое недовольство «обычной схемой русской (восточнославянской) истории». Там он утверждал, что Киевская Русь была полностью украинским государством, а Россия и русские появились позже. По Грушевскому, возникновение Руси произошло в северных лесах в результате соединения финно-угорских и славянских элементов. И наоборот, наследие Киевской Руси было подхвачено князьями Галицко-Волынской на территории нынешней Западной Украины. Оттуда наследство переняли католические великие князья Речи Посполитой – что довольно странно – чтобы окончательно передать его казачьему гетманству в семнадцатом веке. Однако интерпретация Грушевского оспаривается почти всеми российскими историками и политиками. С такой интерпретацией не согласны и большинство историков во всем мире. Они подчеркивают, что, по крайней мере, Киевская Русь была частично русской. Преемственность правящей династии от Киева до Москвы и православия они считают убедительным доказательством.
Современные украинские национальные идеологи отделили ее историю от истории России и пустили историю Украины со средневековой Киевской Руси. Они утверждают, что Киевская Русь была чисто украинским государством. По их мнению, история Украины — и ее борьба против России — заканчивается созданием независимого украинского государства в 1991 году после распада Советского Союза. Основные моменты — казацкое гетманство в 17 веке и Украинская Народная республика, которая существовала недолго с 19 века.17 до 1920 г., пока он не был включен в состав Советского Союза, возглавляемого Россией. Что интересно, так это то, что самый главный национальный миф Украины, казаки, не является исключительно украинским, поскольку есть и русские казаки, и они существуют до сих пор. Однако создать собственное политическое образование в 1648 году удалось только украинскому казачеству. Украинские национальные идеологи подчеркивают тот факт, что большая часть украинских земель в течение двух столетий лишь принадлежала Российской империи и Советскому Союзу, а входила в состав Польши. -Речи Посполитой на протяжении более четырех столетий. В этот период, между 14 и 18 веками, Украина находилась под влиянием идей, пришедших с Запада, то есть школы ренессанса, гуманизма, реформации и иезуитов. Что еще более важно, в 1632 году в Киеве было основано первое высшее учебное заведение в восточнославянском мире: Киевская академия. Согласно украинскому национальному нарративу, Украина в те времена стала частью центральноевропейского пространства. Впоследствии, когда Петр Великий начал экспансию на Запад и присоединял к себе украинские земли, Украина повлияла на Россию своими западными идеями. Можно сказать, что в этот период произошла украинизация России. Наоборот, Россия воспринимала украинские земли как малоосвоенные. Украинских крестьян нужно было воспитывать, воспитывать и организовывать их «большой русский брат».
Украинский национальный нарратив утверждает, что украинская идентичность и культура действительно существуют со времен Киевской Руси и были организованы в украинском государстве в разные исторические периоды. Напротив, российский и советский имперские нарративы не считают Украину самостоятельной историей или памятью – она включена в национально-имперский нарратив российской истории. Он начинается с Киевской Руси, а также включает в себя революцию 1917 года и победу над нацистами в «Великой Отечественной войне», как называли Вторую мировую войну в Советском Союзе.
После украинского кризиса 2014 года Украина начала принимать законодательные органы, чтобы справиться с наследием Советского Союза. В 2015 году украинский парламент принял закон о декоммунизации. Среди проведенных реформ была замена термина «Великая Отечественная война» на «Вторая мировая война». Впоследствии временные рамки сдвинулись, и в общественной памяти война началась в 1939 году, а не в 1941 году. Весьма спорная мера, поскольку Советский Союз был военным союзником нацистской Германии в течение первых двух лет войны до проведения нацистами операции. Барбаросса в 22 июня в 1941 и вторглись в Советский Союз. Тем не менее, в российском нарративе Украина по-прежнему является неотъемлемой частью памяти о Великой Отечественной войне — территории, охватывающие Украину, даже называют «Кровавыми землями» из-за ужасающих сцен, которые там происходили во время войны.
В российском нарративе также есть место временам, когда Украина была не частью Российской империи или Советского Союза, а частью Речи Посполитой. Однако эти периоды описываются как времена национального и религиозного угнетения. Те времена были, согласно русскому нарративу, всего лишь «историческими ошибками» на неопровержимо общем историческом пути. Общность истории России и Украины подчеркивается особым вниманием к событиям, которые сближали две страны. К краеугольным камням русского национального видения относятся «воссоединения» 1654 г., 179 г.3 и 1939-1944 гг., как их называют.
Первая состоялась в 1654 году после Переяславского собора. Гетману Богдану Хмельницкому (1595 – 1657) понадобилась помощь после того, как он инициировал восстание Хмельницкого в 1648 году. Православные казаки – с помощью крестьян и крымских татар. Однако восстание потребовало военной помощи после того, как крымские татары бросили казаков в 1651 году. Спустя три года состоялась Переяславская рада и было ратифицировано Переяславское соглашение. Это означало, что казаки должны были дать присягу, чтобы подтвердить свою верность русскому царю Алексею I (1629 г.– 1676). В обмен на их лояльность Москва оказала им военную помощь и гарантировала казакам широкую автономию в составе Российской империи. Согласно российскому нарративу, этим моментом было воссоединение земель Киевской Руси, тогда как украинские националисты интерпретируют это событие как неудачный поворот в истории и необходимый военный союз. В советском нарративе Переяславское соглашение имеет большое значение, о чем свидетельствует тот факт, что украшения украинского павильона на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ), которая была открыта в 1935 в Москве изображают Переяславскую Раду. Напротив, украинский национальный нарратив воспринимает 1654 год как неудачный необходимый военный союз — и не более того.
Второе воссоединение в 1793 году произошло после Второго раздела Польши. Царица Катарина II расширила Российскую империю на восток, и Речь Посполитая была разделена между Прусским королевством и Российской империей. Российская империя получила значительные украинские земли, а также присоединила к себе Минск – столицу современной Беларуси. Окончательное воссоединение произошло в результате Второй мировой войны, в ходе которой западноукраинские земли были присоединены к Советскому Союзу и вошли в состав Украинской Советской Социалистической Республики.
После распада Советского Союза Русская Православная Церковь пережила возрождение после того, как в советское время ее подавляли в большей и меньшей степени. Русская православная церковь вернула себе Крым как лотос русской православной идентичности. Они подчеркивают, что, согласно летописи Нестора, Владимир Великий крестился в Крыму в греческой колонии Херсонес в 988 году и принес в Киев византийское христианство и внедрил его как государственную религию – и тем самым основал восточнославянскую православную цивилизацию. Путин утверждал, что Крым — святая земля, сравнимая с Храмовой горой в Иерусалиме.
С открытием статуи Владимира Великого у стен Кремля на Боровицкой площади в 2016 году Путин ставит себя в прямую линию наследников Владимира Великого: человека, которого считают отцом-основателем восточнославянского православия. цивилизация. Таким образом, Путин не только разыгрывает этническую карту, чтобы узаконить Крым как российскую землю; он также играет религиозного. Кроме того, российский президент также вернул себе так называемый лотос православной идентичности, присоединив полуостров. Таким образом, Путин отменил административную передачу Крыма от Российской Советской Федеративной Социалистической Республики к Украинской Советской Социалистической Республике в 1919 году.54 бывшего советского лидера Никиты Хрущева. 1954 год выбран не случайно: это был 300-летний юбилей Переяславского соглашения, договора, который до сих пор остается весьма спорным.
Этот крымский нарратив относится только к восточнославянской православной цивилизации. Однако он игнорирует многонациональность Крыма и его неславянскую историю, а именно историю Крымского ханства. Исламское и тюркоязычное ханство существовало с начала 15 века до 1783 года, после чего Екатерина II присоединила полуостров к расширяющейся Российской империи. Крымское ханство было османским протекторатом, пришедшим на смену Золотой Орде. В культуре памяти о Крыме слишком мало внимания уделяется месту крымских татар. Возможно, это связано с депортацией крымских татар Иосифом Сталиным в 1944 в Среднюю Азию. То же самое касается их массового возвращения после распада Советского Союза в 1991 году. Культура памяти как в России, так и в Украине в отношении Крыма сильно игнорирует многоэтнический характер Крыма. Обе стороны используют и злоупотребляют историей как политическим оружием, чтобы узаконить свою политику.
Нынешняя война памяти между Украиной и Россией иллюстрирует потребность постсоветских республик в развитии собственного национального нарратива, свободного от российской имперской риторики. Однако для этого современная политика проецируется на прошлое. Практика в высшей степени антиисторическая. Изображение Киевской Руси как исключительно украинского государства без признания участия России отражает современную напряженность в отношениях между Россией и Украиной. Это также показывает, что Украина все еще находится в поиске своего собственного устойчивого национального нарратива, поскольку она стала независимой страной только с 19 века.91. События на Украине будут очень важны для развития национального нарратива в других постсоветских странах, которые имеют очень прочные исторические связи с Москвой. Национальная идентичность находится под сильным влиянием истории и используется в исторической политике государствами и обществами. Однако очень важно занять критическую позицию по отношению к странам, которые проецируют современные ситуации на прошлое. При этом историей манипулируют, чтобы служить политическим целям и легитимизировать политику. Это становится очевидным в продолжающейся Войне памяти между Россией и Украиной, поскольку Украина очень хочет переписать свою историю как независимой страны с 19 века.91.
Библиография
Каппелер, А. (2014). Украина и Россия: наследие имперского прошлого и конкурирующие воспоминания. Журнал евразийских исследований, [онлайн] Том 5(2), с. 107-115.
Лаарсе, ван дер Р. (2016). Кому принадлежит крымское прошлое?: Противоречивое наследие и украинская идентичность. В: Под редакцией Д. Каллебаута, Критический биографический подход к прошлому Европы: Proceedings Finissage Colloguium Ename 1st ed. Ауденарде: Археологический музей Ename., стр. 15-53.
Плохий, С. (2001). Призраки Переяслава: российско-украинские исторические дебаты в постсоветскую эпоху. Европейско-азиатские исследования, [онлайн] Том 53 (3), с. 489-505.
Плохий С. (2012). Казачий миф: история и государственность в эпоху империй. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Сассе, Г. (2017). Возвращаясь к аннексии Крыма в 2014 году. Carnegie Europe, [онлайн] Доступно по адресу: https://carnegieeurope.eu
Starink, L. (2016). De Tweede Wereldoorlog как пропагандистский посредник. Raam op Rusland, [онлайн] Режим доступа: https://raamoprusland.nl
Авторы обложки
Анализ Брюссельского соглашения: ограничения конструктивной двусмысленности
23 сентября 2022 г. Комментариев нет
Якуб Степанюк Введение Рост напряженности, приводящий к блокаде пунктов пересечения границы, доказывает, насколько деликатным является конфликт между
Российско-украинская война: ответ АСЕАН
19 сентября 2022 г. Комментариев нет
Якуб Степанюк Введение 24 февраля 2022 года мир был потрясен военным вторжением Российской Федерации в Украину. Там
АСЕАН: все, что вы должны знать
11 сентября 2022 г. Комментариев нет
Резюме Эта статья призвана дать введение и обзор региональной организации АСЕАН с особым взглядом на ее историю,
Киевская Русь и монголы | История России: очень краткое введение
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория России: очень краткое введениеОчень краткое введениеИстория России и Восточной ЕвропыКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория России: очень краткое введениеОчень краткое введениеИстория России и Восточной ЕвропыКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Еще
Cite
Хоскинг, Джеффри,
‘Киеван Рус и Монголс’
,
Российская история: очень короткое введение
, очень короткие представления
(
Oxford,
2012;
онлайн Edn,
Oxford Academan
, 240002.
, сентябрь 2013 г.), https://doi.org/10.1093/actrade/9780199580989.003.0002,
, по состоянию на 5 октября 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория России: очень краткое введениеОчень краткое введениеИстория России и Восточной ЕвропыКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория России: очень краткое введениеОчень краткое введениеИстория России и Восточной ЕвропыКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
«Киевская Русь и монголы» начинается с принятия варяжского владычества славянскими племенами в IX веке в интересах мира, безопасности и стабильной торговли. Столица была основана в Киеве с каганом (великим князем) и его дружиной (вооруженными приспешниками). Князь Владимир установил закон и порядок и породил взаимную солидарность, приняв монотеистическую религию — византийскую форму христианства — в 988 году. Монгольское господство и Золотая Орда возникли в 13 веке и принесли большие изменения в регион. Москва стала центром русского православия в 1325 году, но продолжала платить дань хану Большой Орды до конца 15 века.
Ключевые слова: форма, Золотая Орда, монголы, православие, правление
Тема
История России и Восточной Европы
Серия
Краткие предисловия
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Краткая история Украины (часть первая)
Изображение на обложке: Крещение святого князя Владимира в Крыму работы русского художника Виктора Васнецова (1890 г. )
Что в имени?
До распада Советского Союза Украину обычно называли «Украиной» — название, происходящее от древнего слова, означающего «пограничье».
После провозглашения независимости в августе 1991 года правительство Украины объявило, что страна отныне будет называться «Украина», и исключило эту статью.
С лингвистической точки зрения это было уместно, поскольку артиклей в украинском языке не существует. Но была и гораздо более веская причина для перемен.
«The» определил страну в контексте бывшего правителя, как составную часть Советского Союза. Отказ от статьи был утверждением автономии; появление суверенного государства, гордо вступившего на мировую арену.
Однако рассмотрение Украины в этом контексте как «пограничья» на пересечении Западной Европы и России помогает нам понять большую часть истории страны и может пролить свет на конфликт, который мы наблюдаем в 21 веке.
Киевская Русь (879 – 1240)
Задолго до создания современных европейских государств Киев был столицей могущественной империи.
В течение 10-го и 11-го веков Киев был самым важным центром власти в Восточной Европе, и вы, возможно, удивитесь, узнав, что правители этой легендарной династии на самом деле произошли от шведских викингов.
Хотя интерпретация оспаривается, согласно «Первой летописи Руси» (считается, что она была написана в Киеве монахом по имени Нестор в 1113 году), вождь викингов по имени Рюрик был приглашен командовать соперничающими племенами в Восточной Европе. Считается, что Рюрик был представителем народа русов, родом из восточной Швеции.
г. Рюрик основал династию, в которую вошли многие территории Северной и Восточной Европы. После смерти Рюрика его преемник Олег захватил город Киев и перенес столицу из Новгорода в современной России в Киев, что привело к тому, что империя стала называться Киевской Русью.
Скандинавы интегрировались с коренными славянскими, балтскими и финскими племенами и в конечном итоге приняли древневосточнославянский язык в качестве своего общего языка.
Россия, Беларусь и Украина считают Киевскую Русь своим культурным наследием. Действительно, Беларусь и Россия получили свои названия от этой культовой империи.
Карта, показывающая границы Киевской Руси около 1054 года, наложенная на современную карту Европы, включая Россию, Беларусь и Украину.Владимир I и православие
Владимир I, также известный как Владимир Великий, принес православие в Киевскую Русь в 988 году.
Потомок Рюрика, Владимир правил Киевской Русью с 980 по 1015 год. Первоначально язычник, к концу 980-х годов Владимир счел необходимым принять монотеистическую веру и разослал своих посланников по всему миру для оценки важнейших мировых религий.
После просьбы о помощи к византийскому императору Василию II, который столкнулся с восстанием, Владимир согласился помочь в обмен на брак с сестрой Василия II, Анной. Брак византийской принцессы и славянина-язычника был беспрецедентным, однако Василий согласился при условии, что Владимир примет христианство.
Крещение святого князя Владимира в Крыму русским художником Виктором Васнецовым (1890 г.)В 988 году Владимир захватил греческий город Корсунь в Крыму, имевший большое стратегическое значение, и здесь принял крещение. Сегодня это место отмечено Свято-Владимирским собором на юге Крыма.
Вернувшись в Киев, Владимир поручил жителям присоединиться к массовому крещению в Днепре, символизирующему христианизацию Киевской Руси.
Крещение Владимира стало центральным в национальной мифологии не только для Украины, но и для России и Белоруссии. Спустя тысячу лет православие остается доминирующей религией в России, Белоруссии и Украине.
Монгольское, польское и литовское правление
После Золотого века 10-го и 11-го веков Киевская Русь распалась.
По мере ослабления власти Руси столица перешла к монгольскому правителю Бату-хану в результате осады Киева в 1240 году, что привело к монгольскому контролю над Галицией-Волынью, которая преимущественно располагалась на территории современной западной Украины и Белоруссии.
Власть Монголии продолжалась до 1349 г., с польским завоеванием и включением территории в Королевство Польское. Тем временем сердце Руси, включая сам Киев, перешло под контроль Великого княжества Литовского.
В конце концов, большая часть Украины стала частью Речи Посполитой в 16-17 веках.
Отдельно Крым контролировался татарами в период с 1441 по 1783 годы. Татары представляют собой обширную этническую группу тюркского происхождения. Примечательно, что Российская империя нарушила договор о невмешательстве и незаконно аннексировала Крым в 1783 году.
Речь Посполитая в максимальной степени в 1619 году, наложенная на современную карту Европы. Обратите внимание, что Крым на юго-востоке исключен.Жизнь под властью Польши была чрезвычайно тяжелой для многих жителей современной Украины. Подавление православной церкви и ужасные условия для крестьян польской знатью привели к большому восстанию, которое возглавили казаки.
Казаки были группой самоуправляющихся общин, родом из современной Восточной Украины и России. Казаки, в первую очередь православные христиане, на протяжении веков играли значительную роль в политической и военной деятельности в Восточной Европе.
В 1648 г. казаки под предводительством Богдана Хмельницкого взяли Киев и основали казацкое государство, или Гетманщину, на территории современной центральной Украины.
Карта Казацкой Гетманщины 1654 года, наложенная на современную карту Украины.Восстание опиралось на поддержку его союзников-татар, но в 1651 году татары дезертировали, что привело к сокрушительному поражению казаков от Польши в битве при Берестечко.
Нуждаясь в мощном союзнике, Хмельницкий заключил военно-политический союз с русским царем и признал верность России.
С 1657 по 1686 год Украина пережила 30-летний разрушительный конфликт между Россией, Польшей, крымскими татарами, Османской империей и казаками. Эскалация войны привела к сотням тысяч смертей и стала известна как «Руина».
Наконец, мирный договор между Россией и Польшей разделил Гетманщину казацкую между обеими державами в 1686 году, при этом Киев был присоединен к Москве.
Рост «русификации»
Во время Великой Северной войны (1700 – 1721) со Шведской империей Россия снова вела войну за контроль над Украиной. Российский царь Петр Великий осознавал, что стремление казаков и украинцев к независимости угрожает способности России консолидировать политическую и экономическую власть.
Эта посылка веками была центральной в взглядах России на Украину; вера в то, что Украина по праву является частью России, а независимая Украина представляет собой фундаментальный вызов процветанию России.
Императрица России Екатерина Великая продолжила этот процесс после русско-турецкой войны (1768-1774), поощряя иммиграцию в Украину, и особенно в Крым, для замены преимущественно турецкого населения.
После присоединения Крыма к Российской империи в 1783 году часть Восточной Украины была переименована в Новороссию и заселена украинцами и русскими.
В ходе процесса «русификации», свидетелями которого впоследствии стали многие страны, украинский язык был подавлен, а русский язык и культура активно пропагандировались.
Ваш комментарий будет первым